Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  Глава 27,2-8 2. Всегда он говорил нам: «Основание преуспеяния монаха – отказ от собственных желаний и полное послушание духовному отцу и возложение всех забот и тревог на Бога, ибо Он печется о нас. 3. Не презрит Господь надеющихся на Него: вот и вы пришли к смирению моему, оставив мир и своих родителей на Бога, и возложили на меня бремя управлять вами – итак, что я говорю, то вы должны делать. 4. Ибо и я стараюсь говорить угодное Богу. Слушайте же меня, чтобы нам вместе угождать Богу, и чтобы я удостоился с вами сказать в день оный: 5. «В от я и дети, которых дал Мне Бог» . 6. Так научая нас, другие наставления он написал на бумаге и отдал нам, чтобы с их помощью мы угождали Богу. 7. Друзьям же, приходящим в монастырь, он говорил должное: чтобы ничего они не предпочитали страху Божию, удалялись же от беззакония, постоянно усердствовали о церкви и по силам творили милостыню. 8. Таким образом наученные, они прощались с ним и уходили с пользой.   Глава 30,4-12 Дети, ревнуйте о богослужении, чтобы мне не сердиться, ибо когда я сержусь, то не нахожу свою молитву чистой. Однако хорошо иметь небольшой недуг, чтобы мы познавали, что мы люди грешные, как говорит апостол: 6. …дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился . 7. С тех пор, как поставил меня Бог пасти вас, Его овец, мучение меня ждет, если не буду благовествовать и учить вас пути Божию. 8. Я боюсь, чтобы не быть осужденным, подобно Илию, потому что он не призвал к порядку своих сыновей, священников Офни и Финееса, и вместе с ними поражен гневом. 9. Ведь и апостол говорит: обличай, запрещай, увещевай – и: «любящий сына своего наказывает его » . 10. Дети, старайтесь усовершиться в добродетели, с помощью Бога, посылающего благодать и терпение, а противящееся сердце утесняйте с силой, во всяком терпении и великодушии . 11. Удерживайтесь от всякого рода зла , все испытывайте, хорошего держитесь . 12. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Господню, получить обещанное . Ибо борющихся есть Царствие Небесное и употребляющие усилие восхищают его .

http://bogoslov.ru/article/3409402

Поэтому и учил он всегда, как отец, говоря: “Детки, христианство - не что-то маловажное. Спешите, подвизайтесь добрым подвигом , потрудитесь немного, чтобы много отдыхать. 2. Держитесь вечной жизни , поспешите к почести вышнего звания . 3. Научитесь делать добро , мужайтесь в Господе и укрепляйтесь надежно, ибо брань не против крови и плоти, но против лукавых демонов и против страстей плоти. 4. Поэтому, «приняв всеоружие Божие и препоясав чресла ваши истиною и обув ноги в готовность благовествовать мир, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие, всякою молитвою и прошением» . 5. И, облачившись в эти доспехи, ради неизреченной награды праведности да будем угодными воинами Христовыми, и отважно сразимся с кознями дьявола и до крови противостанем греху. 6. Ибо совершенные имеют чувства, приученные к различению добра и зла, по сказанному: 7. Более в трудах , в бдении … в посте, на стуже и в наготе , под ударами, в темницах, в изгнаниях . 8. Если же кто лишь видом или словами Христа любомудрствует, такого не принимайте. Ибо Царство Божие не в слове, а в силе и не в облике овец, но как сказал Господь: По плодам их узнаете их . 9. Если найдется кто, усердно исполняющий заповеди Христовы, дела которого согласны с его добрыми словами, кто всегда имеет сердце сокрушенное, презирает себя день и ночь. 10. Так поступающий в истине стоит – к таковому прилепляйтесь. Будем принимать его как отца, и учителя, и брата, как член тела, родственный по вере, и друга верного и родного и единодушного с нами, по сказанному: 11. Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому – и: Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра . 12. Ибо прилепляющийся к святому освещается. 13. И снова: не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою . 14. Худые сообщества развращают добрые нравы . 15. Если же [к кому] прилепляться, то прилепляйся к доброму и разумному: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе и всегда советует тебе доброе. 16. Ведь он хочет тебя сделать равным себе и привести к Богу по сказанному: желаю, чтобы все были, как и я; 17. но каждый имеет свое дарование от Бога .

http://bogoslov.ru/article/3409402

51. Часто, будучи в мире, ничего из этого мы не имели, но иногда нуждались, иногда же мучились, пребывая во грехах или в ссорах или в скорбях, или в судах, или в другом, что бывает в мире, если же кто и стал богат, то богатство сверх того омрачает ему жизнь.   Мы должны благодарить Бога даже во время несчастий. 52. Поэтому, братья, кто достоин возблагодарить Бога или хотя бы возвести очи к Нему? Вы же блаженны, обнищавшие для мира и обогатившиеся для Бога, умершие для мира, живые же для Бога, по сказанному: мы ничего не имеем, но всем обладаем . 53. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге . 54. Поэтому я говорю вам, братья мои: не когда только получаем благое от Господа, будем воспевать Его, но и в скорбях также к Нему прибегнем, и не будем отделяться от Него, любя Его во всем, что случается с нами. 55. Ибо часто испытывает нас Господь, твердо ли мы, угнетаемые, стоим в любви Его. 56. Итак, не только, пребывая в мире, явимся его друзьями, или отдыхая и радуясь, будем Ему служить и славить Его в псалмах и пениях, но когда мы впадаем в скорби, и несчастья, и искушения, тогда, усерднее благодаря, покоримся Ему, чтобы скорее освободиться от искушений. 57. Как воина мир не кормит и не помогает ему преуспевать в больших доблестях или трофеях, так и любящий Бога, когда впадает в гонения и искушения, и ставится пред лицом властителей, и предают его различным мучениям от огня и меча, и прочим испытаниям, тогда он еще больше ликует и терпит и от любви Божией не отступает. 58. Ведь он взирает на венец, который даст Бог законно подвизающимся, и не отрекается от Господина своего, и ничего другого, что против воли Божьей, не соглашается сделать. 59. Кто же поспешил заключиться в такую любовь Христову, которая есть совокупность совершенства , тот делами поет: 60. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, или нечто подобное, не может отлучить нас, верных, от любви … во Христе Иисусе, Господе нашем .

http://bogoslov.ru/article/3409402

18. Сей Ипатий хотел, чтобы его ученики были такими, как должно: предстояли Богу и служили Ему, как и он сам. 19. Непорочным сердцем наставлял он собственных учеников. И они весьма почитали его и со страхом слушались его и с благоговением чтили как духовного отца. 20. Он же всегда учил их, говоря: “Детки, не будем унывать в этот короткий век: ибо невелик труд добродетели, но велики обетования. 21. Потщимся небольшим трудом войти в Царствие небесное и причислиться к участию в наследии святых . 22. Ведь нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас . 23. Доколе есть еще время, вникнем в себя самих и потщимся угодить Господу, чтобы не пришлось нам раскаиваться и плакать, когда не будет возможности покаяться или сделать что-то хорошее. 24. Ибо развлечения мира сего и заботы отвлекают наш ум, чтобы мы, протрезвившись, не обратились ясно к Богу и сами себя не охранили от всякого зла. 25. Невозможно живущему в равнодушии и пресыщающему свое чрево осветиться светом внутреннего человека в сокровенной сердечной клети . 26. Но кто познал ту брань, которая в мыслях, тот может сражаться, тот трудится в безопасности, внимает себе и, от всего земного убегая, прилепляет свою мысль к Богу, держась любви Его, бодрствует душой ночью и днем. 27. Сей начнет освящаться благодатью Божией во внутреннем человеке и направится на путь спасения. 28. Итак, много следует потужить в искушениях и таким образом взойти на эту ступень . 29. Если же и после принятия благодати находят на него искушения и скорби, он должен держаться благого, всегда молясь Богу. 30. И пусть он не падает духом, унывая в скорбях, но мужественно все терпит и переносит. 31. Ибо любовь … все переносит : тотчас же снова возвращается благодать Божия и вселяется в него. 32. Вот, детки, я вынужден говорить для вашей пользы то, что я должен бы таить, чтобы мне, хвалясь чем-то, не потерпеть ущерба, но видит Господь Христос, что говорю это во славу Божью и для вашей пользы . 33. Ибо уже шестидесятый год как я в монашеской жизни: и ни сном я не насытился, ни хлебом, ни водой, чтобы суметь стать подлинным и верным рабом, чтобы удостоиться услышать от Господа моего: 34. хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего . 35. Но я все еще не считаю себя более чем (или хотя бы) одним из малейших рабов Божиих. Ибо с тех пор, как я погрузился в проблемы братьев и вынужден исправлять каждого, совершенно запустела чистота мысли моей, которую я имел ко Господу. 36. Я был тогда беззаботным и усердно углублялся в Бога и в самого себя, и имел тогда небольшое дерзновение. 37. Когда он сказал это с некоторой грустью, отвечал ему один из братьев и сказал: 38. “Господин авва, тогда ты спасал для Бога себя, теперь же многих, и что ты там потерял, здесь вдвойне приобретаешь. Ведь Господь Иисус пришел, чтобы всех спасти”. Услышав же это, он возрадовался о Господе.

http://bogoslov.ru/article/3409402

  Следует избегать гордости за доброделание 82. Обратно, постясь и молясь и делая что-либо доброе, не посчитайте, будто делаете нечто великое. Знайте, что все, что мы имеем доброго, – от Бога. 83. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его . 84. Посему, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать . 85. Ибо смиренных восставляет во славе Господь и смиренным дает благодать . А мы ничего другого не сделали, как предали себя страху Его за грехи наши. 86. И это от Бога, и все прочее, что имеем, Он дал нам благодатью Своею. Ведь как мы дерзнем похвалиться, что мы праведны или сделали что-то доброе? 87. Если кто вздумает похвалить себя, тотчас отходит от него благодать и обнаруживается, что он есть, и тогда он начинает понимать, что человек полон грехов и не способен сделать ничего доброго, если благодать Божия не придет и не поселится в нем. 88. Ибо высокоумие низвергает человека, и всякий возвышающий сам себя унижен будет . Итак, если кто смиренномудрствует и считает себя ничтожнейшим всех, того возвысит благодать. Вот что он всегда должен иметь в сердце своем: что «Господь в мире сем умилостивился и удостоил меня служить Ему», и в будущем веке спасет его Господь благодатью Своею. 89. Ведь от дел закона никто не оправдывается по сказанному: благодатью вы спасены . 90. Смиренномудрие же – стена незыблемая и венец всех добродетелей.   Сопротивление унынию 91. Не будем унывать в подвиге, но более усилим свою ревность , забывая заднее и простираясь вперед,устремимся к цели, к почести вышнего звания Божия . 92. Немного у нас времени. Поспешим вернуться на родину. 93. Ибо мы странники и пришельцы и для того мы прибыли, чтобы, сразившись на войне, с помощью Божией вернуться в град святых, упокоившись в бесконечные веки. 94. Итак, пусть никто не робеет и не унывает, говоря: “Сколько мне терпеть в посте и бдении, на земле лежании, или подвизаясь в целомудрии, или сражаясь с демонами, ибо я слаб телом”, но более оживив веру, скажи: 95. “Бог, Которому я служу – Он дает мне силу”. Если же кто первую брань выдержит ради Бога, становится смелее для второй брани.

http://bogoslov.ru/article/3409402

27. И когда он преследуем, и когда терпит насилие, и когда лишается имущества, и когда несметное множество бед претерпевает, от любви этой не отказывается. 28. Так и любящий Бога всегда пребывает в Его любви и всеми земными делами пренебрегает и всякую скорбь выдерживает, благодаря и славя Бога, и усердно старается с большой любовью исполнять Его заповеди, по сказанному: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо . 29. И если он столкнется с чем-то лукавым, или скорбью, или бранью сатанинской или человеческой, если и мученичество предстоит – словом, все вообще выдерживает он с радостью и от любви и заповедей Его не отказывается, по сказанному в Писании: 30. едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих , – Ему желая угождать и все угодное Богу непрестанно делать. 31. Подобно и возлюбить ближнего, как себя самого – это то, что сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . 32. Что мы хотим, чтобы ближний делал нам доброго, то и мы будем делать ближнему, и чего не хотим ни от кого терпеть, того и мы не будем делать никому. 33. И это значит возлюбить ближнего по Писанию, сказавшему: не делает искреннему своему зла – и: любовь не делает ближнему зла , но все переносит . 34. Смотрите же, как возлюбил нас Бог, что ради нас благоволил стать человеком и претерпеть крест, чтобы освободить нас от дьявола, и, приняв наши благодеяния к бедным, даровать нам за них Небесное Царство. 35. Если же Бог так нас возлюбил, то как же мы должны любить друг друга!     Призвание монаха 36. Посмотрите же на ваше призвание, братья: в ангельский чин вы призваны. Ибо как ангелы непрестанно славят Бога, так и вы спешите воспевать Его и делами чтить, приобретая добродетели, как мы прежде сказали, во-первых, любовь к Богу и ближнему, затем же воздержание, безмолвие, стойкость, нестяжание, целомудрие, долготерпение, непрестанный плач о грехах. 37. Спешащий вкусить благодать Божию день и ночь плачет о том, как умилостивить Бога и переплыть море века сего и целым достигнуть гавани Христовой.

http://bogoslov.ru/article/3409402

  Глава 24 Любовь к Богу и ближнему 1. Таким образом, он всегда наставлял нас, своих учеников, и приходящих со стороны монахов, и друзей. Ибо я не забываю пользу от его поучений, но расскажу по памяти, чтобы и жаждущие научиться духовной жизни взяли от его добродетели и все другие братья, послушав его поучения, получили пользу. 2. Итак, он говорил: “Желающему угодить Богу и удостоиться Царствия Небесного следует избрать две заповеди Господни, о которых говорил Он в Евангелии, что 3. на этих двух заповедях весь закон и пророки утверждаются , а именно: 4. возлюби Господа Бога твоего всей душою твоей и всей мыслию твоею и всей силою твоею и ближнего твоего, как себя самого . 5. Ибо когда придет к кому-то сокрушение от Святого Духа и он, поразмыслив в себе, поймет, что все в мире сем суета и проходит – ибо проходит образ мира сего , 6. и поняв, что не получит от него пользы, кроме как делая доброе дело, его приобретя возьмет с собой и через него найдет милость у Господа. И узнает к тому же, что в мире его влекут многие страсти. 7. Тогда, поняв это, он предпочтет презреть мир и уйти в уединенное место и в безмолвии молиться Богу, по написанному: 8. «Блажен, кто несет иго с юности своей, сидит уединенно и молчит» . Ибо я удивлюсь, если кто, пребывая в мире, может в совершенстве соблюсти заповеди Божьи, как и Господь сказал: Никто не может служить двум господам . 9. В мире, правда, возможно жить в благочестии и праведности. 10. Но больше тот, кто, все презрев ради Бога, ни о чем другом не заботится, кроме как угождать Богу, молясь Ему день и ночь, как Он Сам сказал: “считайте своим долгом непрестанную молитву” . 11. Ибо Кто прокормил шестьсот тысяч человек без посева, Тот не бессилен и его прокормить. 12. Если же он, найдя богобоязненных людей, поселится с ними и будет постепенно изучать Божественные Писания и наставления предшествующих святых отцов и из самих опытов узнавать, как угождать Богу, 13. ибо должно ему через многие скорби и искушения, которыми соблазняет его враг, узнать, как успешно бороться с кознями дьявола, и как сладостно прилепляться к Богу, 14. Тогда он начинает молиться с большим желанием и трудом души и просить Его помощи, чтобы, придя, Господь осветил его ум, и научил отличать горькое от сладкого .

http://bogoslov.ru/article/3409402

38. Итак, старайтесь жить так, чтобы люди видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного , чтобы свершилось и над вами: Блажен раб сей , через которого Господь прославляем. 39. Вы, на земле воспринявшие ангельскую жизнь, если поборетесь это малое время и победите благодатью Христовой хитрости врага и одолеете искушения плоти и угодите Богу, то станете много лучше ангелов, по сказанному: Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов? 40. Ибо ангелы, будучи бесплотны, не могут согрешить, для нас же сама плоть – искушение, ибо желает противного духу . Посему знайте, что так засияют праведники, как солнце , и получат несказанные блага. 41. Для вас сказал Господь: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? 42. Ведь благодаря вам осаливаются люди, видя вашу жизнь, потому что вы – начаток мира. 43. Как земледелец, перемолотив пшеницу, приносит начаток Господу и в малой части Господь благословляет весь хлеб, так и мир Господь милует за святых его.   Дары Божьи монахам 44. Смотрите же, братья, сколько Он даровал нам благ, рабам Своим: во-первых, освободил нас от рабства миру и шуму его и сподобляет нас проводить жизнь в безмолвии, не имея никакой заботы, кроме той, как безупречно представить души Богу в день оный и удостоиться стать одесную Его. 45. Во-вторых, что нас, недостойных, сподобил славить Его ночь и день и совершать для Него богослужения. 46. В-третьих, подает нам потребное для жизни неведомым нам образом: или Своими руками, или через людей, боящихся Его. 47. В-четвертых, что ради Бога чтят нас и начальствующие, и цари, славные в сем мире, сами будучи христианами .48. Не можем ли мы уже за одно это достойно благодарить Господа? Ибо что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? 49. В-пятых, что удостоил нас прийти из тьмы неведения в свет ведения Его. И что скажу или что изреку, если из небытия Он привел нас в бытие? 50. Если я хочу говорить в отношении того, сколько он дал и дает нам благ в этом веке – а о грядущем [веке] я даже и не могу ничего сказать, – то недостанет мне времени рассказывать .

http://bogoslov.ru/article/3409402

15. Ибо очень горько привязывать себя к греху, хотя он и кажется покоем для плоти, и весьма сладко пойти путем узким и тесным, ведущим нас в жизнь, где находят покой праведники. 16. Обычно для дьявола внушать нам есть и пить, и носить прекрасные одежды, и наслаждаться жизнью, и рождать детей в законном браке. 17. Но все это его отрава. Как рыба, проглотив приманку, улавливается на крючок, так и враг тем же образом ловит нас на приманку. 18. Ибо закономерно женившемуся желать имущества и ради имущества склоняться к беззаконию и клятвопреступлению и ссорам, вовлекшись в мирские заботы, потому что он в церковь не ходит и желает различных снедей и красивой одежды, 19. отчего рождается в душе мрак и ужасающее нечувствие, так что не находит покоя душа и не ищет Бога, по сказанному апостолом: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу . 20. Если же кто, имея деньги, бережет и хранит их – послушай Господа, говорящего: всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли…, получит во сто крат и наследует жизнь вечную . 21. И не будь неверующим Его словам, потому что Он неложен и силен дать то, что обещал. Ведь Тот, Кто привел мир из небытия в бытие, Кто и тебя образовал и дал тебе имущество, не неспособен дать и это. 22. И не бессильно у Бога никакое слово , только бы мы не были неверными, но старались все делать ради Него. 23. И тогда узнаем мы по делам, которые Он делает с нами, что печаль, которая приходит от Бога, полна радости и веселья. 24. Если и в нас пришло то же знание Бога, то ни насилие, ни голод, ни жажда, ни поношение, ни презрение, ни нагота, ни гонение, ни другая скорбь не охватывает нас полностью, но ради Бога мы все переносим с радостью. 25. Ибо если мы все возложим на Бога и не будем мстить за себя, то Он все о нас устроит и окажет нам Свою милость, и тогда, пораженные, мы узнаем, к Какому Господу мы прибегли. 26. Ибо возлюбить Бога всем сердцем – это так же, как если кто в мире привязан любовью к женщине или к близкому другу.

http://bogoslov.ru/article/3409402

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010