Московская иконопись формировалась почти изначально с привлече­нием византийских мастеров, приглашённых митрополитом Феогностом (1338–1353). Её произведения в целом выделяются более сильными прояв­лениями аристократизма, чем продукция иных локальных художественных центров средневековой Руси 38 . Правда, черты фольклоризации порой всё-таки проникали как в ранние произведения, так и в созданные в подмосковных монастырских мастерских. Совершенно иначе дело обстояло на территории, прилегающей к Твери. Воздействием фольклоризации отме­чены уже произведения XIV–XV вв., такие как икона архангела Михаила и царские врата с изображением двух святителей 39 , но ещё более она усиливается в иконах деисусного чина середины XV в. из собрания А. И. Анисимова 40 . Икона Ипатия Гангрского с житиём, конца XV – первой половины XVI в. 41 , обнаруживает тенденции близкие творчеству мастеров новгородских провинций Русского Севера. Последние, как известно, широко адаптировали в привычном для них плане и самые элитарные иконописные образцы 42 . Непосредственно элитарные произве­дения иконописи, разумеется, оседали преимущественно лишь в наиболее крупных северных монастырях 43 . В течение последнего столетия существования Византийской империи Константинополь, как и ранее, оказывал определяющее воздействие на характер иконописи православных славянских стран 44 . В течение ближайших последующих десятилетий её развитие продолжалось скорее по инер­ции, пока не возник вопрос как о качественном уровне, так и, главное, о правильности изображений. В Москве он был поставлен на Стоглавом соборе 1551 г., обнаружившем серьёзную обеспокоенность состоянием иконописания и рекомендовавшем введение лицевых иконописных подлин­ников 45 . Всё это можно понять, особенно исходя из опыта существова­ния в поствизантийский период иконописания белорусско-украинского региона в условиях активной католической экспансии и практически отсутствующей православной аристократии 46 . Потенциальные заказчики икон представляли духовенство, мещанство и сельские церковные общины. Да и в самой Москве трудно было не уловить проникновение в иконогра­фию западных сюжетов, обязанных большей частью продукции итало-греческих мастерских 47 . Позже это обстоятельство в значительной мере усыпит бдительность и русских старообрядцев 48 . Между тем, несмотря на все предпринятые меры, европеизация и фольклоризация традиционной иконописи продолжались, особенно с распространением гравюры, и успехи их явно зависели от социальной среды 49 . В этом плане показательна происходящая из Флоровской часовни в дер. Пасмурово икона Чуда о Флоре и Лавре, написанная Исаакием Григорьевым в 1603 г. (илл. 4). Это образец творчества монастырских крестьян-иконописцев Пошехонья. Традиционная иконографическая схема усложнена за счёт включения архитектурного фона и увеличения количества лошадей.

http://pravmir.ru/folklornyiy-element-v-...

Прпмч. Никон был поставлен единолично во епископа свт. Феодосием, еп. Кизическим, но по особому божественному повелению. 24 . Предпразднство Благовещения Пресв. Богородицы. Прп. Захария монаха, затворника; свт. Артемона, еп. Селевкии Писидийской; прп. Иакова исповедника. 25. Благовещение Пресвятой Богородицы. 26 . Собор архистратига Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сремского; прп. Малха, прп. Василия нового; мчч.: Вафусия и Верка пресвитеров, монаха Арпилы, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла, жен: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы, Гаафы и Дуклиды. 27 . Св. Матроны Селунской, мчч.: Мануила и Феодосия; прп. Иоанна прозорливого. 28 . Прп. Илариона нового, игум. Пеликитского, прп. Стефана чудотворца, мчч.: Ионы и Варахисия и с ними: Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина, Авива, Сивсифина и Саввы; прп. Евстратия Печерского. 29 . Мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных, при Юлиане мучителе пострадавших; прп. Иоанна, свт. Евтсафия исповедника, еп. Вифинийского. 30 . Прпп. Иоанна описателя лествицы, Иоанна безмолвника, Зосимы, еп. Сиракузского, прор. Иоада, свв. апп. Сосфепа, Аполлоса, Кифа, Кесаря и Епафродита, от 70-ти; св. Еввулы. Прп. Иоанн Лествичник († ок. 563 г.), живя в уединении, при подошве горы Синая, в каждую субботу и воскресенье ходил в храм синайский для слушания божественной литургии и приобщения св. Тайн, а наши раскольники-безпоповцы во всю жизнь не причащаются св. Тайн, да еще ссылаются на примеры свв. мучеников и подвижников, которые будто бы тоже не причащались, однако спаслись. 31. Сщмч. и чудотворца Игнатия, еп. Гангрского, прпп.: Ипатия, игумена в Руфианах и Апполония, мчч.: Авды, еп. г. Сузы, и Вениамина диакона; преставление свт. Ионы, митр. Киевского и всея России.: Апрель 1 . Прп. Марии египтяныни, прпп. Евфимия, Суздальского чудотворца, и Макария, игумена Пеликитского; мчч.: Геронтия, Василида и Авраамия Болгарского; прав. Ахаза. Раскольники-безпоповцы говорят, что прп. Мария († 527) египетская во всю свою жизнь не причащалась тела и крови Христовой, однако спаслась. Между тем из жития ее видно, что она пред своим удалением в пустыню причастилась св. Тайн Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и пред своею кончиною – от св. старца Зосимы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

37 об.), сделав в конце добавления из истории Никифора Каллиста (VIII, 25) и Метафраста (Сурий, IV, 165) 296 ; 30-го – преп. Петра царевича Ордынского, Святитель дал свободное переложение начала из того большого жития, которое находится в ВЧМ (июнь, л. 4466). В Июле: 4-го – св. Андрея Критского , во втором месяцеслове: «Андрей Критский в Четье, л. 3-й», Святитель воспользовался житием, составленным нотарием Никитой (ВЧМ, июль, л. 28 об.–31об.), но изложил его свободно и сокращенно, сделав некоторые отступления и добавления по руководству Пролога 297 ; 18-го – св.м. Емелиана, во втором месяцеслове: «в Четье полтора листа, чти паки под числом 26-м, л. рс» (по новому счету, л. 208 и 428), Святитель передал указанный источник свободно. В Августе: 5-го – св.м. Евсигнея, во втором месяцеслове: «великия Четья, л. 143 и в Ярославской Четье»; в ВЧМ (август, л. 81-й) обширное житие, в фактах оно согласно с Святителевым, но совершенная самостоятельность изложения дает повод предполагать здесь влияние и Ярославской Четии-Минеи; 26-го – перенесение Владимирской иконы Богоматери из Владимира в Москву, во втором месяцеслове: «премного во всех Четях и в Степенной гл. 84-я», но сказание вполне, согласно и с ВЧМ (август, л. 1109–1112-й), только Святитель откинул все начало, где даются подробные сведения о хане Темираксаке. Разобранными здесь житиями влияние Четиих-Миней митроп. Макария на работу свят. Димитрия далеко не ограничивается. Из того же источника Святитель взял много и другого материала, напр., слов, отрывков из творений свв. Отцев, но об этих заимствованиях здесь мы говорить не будем, – они по возможности точно указаны в приложении к настоящей главе, при подробном разборе входящих в Четии-Минеи житий. Нам надо определить, какие еще рукописи, кроме указанных, служили для свят. Димитрия источниками при составлении житий святых. При решении этого вопроса мы можем основываться отчасти на свидетельстве Четиих-Миней, отчасти на указаниях рукописей. Так, 31-го марта, помещая житие свящ.-мученика Ипатия, епископа Гангрского, Святитель в Четии-Минее не указывает для него никаких источников, но в первом месяцеслове пишет: «Зри в книзе Лествичниковой на концу привязано (?), уставом писаное с житием Златоустого и житие Ипатиево, перш Ипатиево, потом Златоустого».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

292 Напр., на л. 228 вместо «скверным» – «сокровенным», на л. 235 об. вместо «неверные» – «сирские», на л. 239 об. вместо «Паисием» – «писанием», на л. 244 об. вместо «Писию» – «Пелусию», на л. 227 об. вм. «Павел» – «Памва» и др. 293 Трифолог (Львовский, л. 125) указан на поле только как новый свидетель мужественного дерзновения св. мученицы. 294 В. В. Латышев говорит (Царская Минея, с. 148), что это житие представляет собою свободный и близкий пересказ мучения свв. мм., изданного Delehaye в его «греческих сказаниях о свв. воинах». Но нам думается, что в ВЧМ славянский перевод того же мучения. Архиеп. Сергий (Полный месяцеслов Востока, II, 92 и 91) и это и предыдущее житие св. Феодота считает написанными «по древним рукописным славянским Минеям»; мы считаем за таковые ВЧМ Макария. 295 Помещенное после сказания увещание к православным взято из Пролога и Полинодии Захария Копыстанского. 296 Эти источники указаны и в Каталоге митроп. и патриархов Цареградских (Рукоп. Московской Патриаршей библ. 139), где идет речь о св. Митрофане; здесь же опровергается мнение о нем Барония (Анналы, III, 160). 297 В том же месяцеслове о св. Андрее есть ссылка на Сурия (III, 492) и Акты свв. (май, VII, 185), но влияние этих источников на житие незаметно. 298 В рукописном сборнике Типографской библиотеки 420) на лл. 145 и 245 есть два жития св. Ипатия, епископа Гангрского, разных редакций; во втором есть и чудо о змее (л. 254-й), составляющее главный предмет Четии-Минейного жития; может быть, эта рукопись и была источником для Святителя, – в ней встречаются и отметки, сделанные его рукою. 299 См. часть I В сборнике Патриаршей библиотеки 858 есть житие св. Димитрия царевича (л. 199), сходное по содержанию со Святителевым; может быть оно и есть та «книжица», о которой говорит Святитель в письме к Феологу. 306 К первой группе относятся следующие жития: В Сентябре: 1-го – воспоминание собора пресв. Богородицы в Миасинской обители (в 1 -м издании Четиих-Миней); 2-го – житие св. Иоанна постника , архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Любимский район. Вознесенское. Вознесения Господня, церковь Рыбинский район. Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Вознесения Господня, церковь г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Пресненский. Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Климента, папы Римского, церковь (с приделом Вознесения Господня) Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре, церковь Троицкий административный округ (ТАО). Сатино-Русское. Вознесения Господня, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Ксении преподобной, церковь (с приделом Вознесения Господня) Новомосковский административный округ (НАО). Бачурино. Вознесения Господня (строящаяся), церковь Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Ипатия Гангрского, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Кремль. Вознесенский монастырь. Собор Вознесения Господня Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, церковь Южный административный округ (ЮАО). Нагатинский затон. Вознесения Господня в Коломенском, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Басманный. Вознесения Господня на Гороховом поле, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Пресненский. Вознесения Господня на Никитской ( " Малое Вознесение " ), церковь г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург. Адмиралтейский район. Вознесения Господня, церковь Санкт-Петербург. Выборгский район. Вознесения Господня при Клиническом военном госпитале, часовня Санкт-Петербург, Колпинский район. Колпино. Вознесения Господня, церковь Санкт-Петербург, Петродворцовый район. Петергоф. Петра и Павла при лейб-гвардии Уланском полку, собор (с приделом Вознесения Господня) Санкт-Петербург, Пушкинский район. Пушкин (София). Вознесения Господня в Софии, собор

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=70

Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему: — Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога. Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им: — Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: «Знаешь ли ты это?» Я отвечал: «Да, знаю». Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: «Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный» (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу. Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу. Память 31 марта Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии [ 1 ], был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого [ 2 ] в городе Никее [ 3 ]. Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме. Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С 1836 по 1864 г. в И. м. проводились строительные работы, приведшие к значительным переменам во внешнем облике обители. На территории Старого города была установлена мемориальная колонна (1839), на пьедестале которой в прямоугольных нишах находились металлические доски с надписями, в которых сообщалось об основных событиях из истории И. м. В 1833-1837 гг. были засыпаны рвы, издавна окружавшие И. м. с северной, южной и западной сторон. В 1840 г. по проекту Тона все башни монастыря получили одинаковое конусообразное завершение с железным покрытием (до этого башни венчали тесовые шатры различной конфигурации). Железом покрыли и переходы на стенах. 25 июня 1840 г. (в день рождения имп. Николая I) состоялась закладка св. ворот и надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии. В день памяти этих святых, 19 марта, в 1613 г. из мон-ря в Москву отправился Михаил Феодорович Романов, а в 1814 г. рус. войска во главе с имп. Александром I вступили в Париж. В 1852 г. под рук. губ. архит. Н. П. Григорьева строительство возобновилось на новом фундаменте. 10 мая 1859 г. еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский) освятил ц. святых Хрисанфа и Дарии, ставшую крестовой. Стены храма украшали, в частности, 2 живописные композиции, на одной из к-рых изображался отъезд Михаила Романова из И. м. 19 марта 1613 г., а на другой - въезд имп. Александра I в Париж 19 марта 1814 г. С 1866 г., когда в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство, северное крыло архиерейского корпуса стал занимать правящий архиерей, южное - викарный архиерей. В 1862 г. в связи с упразднением в Троицком соборе придела во имя сщмч. Ипатия Гангрского и ап. Филиппа его престол перенесли в устроенную на 3-м этаже архиерейского корпуса малую крестовую церковь, освященную во имя тех же святых в 1875 г. Палаты Романовых в 1832 г. Литография Н. Д. Малашкина. 1892 г. (ГПИБ) Палаты Романовых в 1832 г. Литография Н. Д. Малашкина. 1892 г. (ГПИБ) После наводнений 1709 г., когда вода затопила подклети Троицкого собора, И.

http://pravenc.ru/text/673737.html

И. Шереметев и свт. Феодорит , архиеп. Рязанский и Муромский. Вечером 13 марта посольство прибыло в с. Селище (напротив И. м., на правом берегу Волги; ныне в черте Костромы), а утром 14 марта двинулось по льду через Волгу к обители. Под колокольный звон, раздававшийся со всех храмов города, объединились шествие из Селища с шествием горожан, направлявшихся из Костромского кремля с главной святыней - Феодоровской иконой Божией Матери . В монастырском Троицком соборе Михаил Феодорович в присутствии членов посольства дал согласие занять рус. престол и был наречен новым государем. С 1613 г. И. м. находился под покровительством династии Романовых, а позднее почитался как «колыбель Дома Романовых». По распоряжению царя Михаила Феодоровича в Троицкий собор было прислано изготовленное московскими мастерами т. н. Царское место - сень на 4 столбах, с высоким шатром, украшенным резьбой и увенчанным двуглавым орлом. В краеведческой литературе XIX - нач. XX в. без документальных ссылок сообщается, что оно было прислано в обитель 1 июля 1613 г. и поставлено у юго-зап. столпа Троицкого собора (с 1934 хранится в музее-заповеднике «Коломенское»; в 2009 по заказу наместника И. м. архим. Иоанна (Павлихина) белорус. мастера изготовили точную копию Царского места и установили в Троицком соборе). После 1613 г. юж. придел Троицкого собора освятили во имя прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя (престол ап. Филиппа и сщмч. Ипатия Гангрского перенесли в диаконник Троицкого собора). В придельный храм царь Михаил Феодорович пожертвовал образ прп. Михаила Малеина (не сохр.) и икону Божией Матери с изображением прп. Михаила Малеина и св. покровителей своих родителей. Между 11 и 14 сент. 1619 г., совершая паломничество в Макариев Унженский мон-рь , царь Михаил и его мать инокиня Марфа (Романова) посетили И. м. Вероятно, на обратном пути в Москву, остановившись в Костроме с вечера 10 окт. до утра 12 окт., царь еще раз побывал в обители. Царь Михаил дал И. м. 2 жалованные грамоты. Грамотой от 4 (1?) марта 1614 г.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Типографский сборник значительно больше синодального; в нем около 600 листов, содержащих до 50 разнообразных рукописей, не переплетенных, а только сброшюрованных в одну толстую, теперь уже порядочно обветшавшую книгу. Между рукописями есть несколько, написанных самим свят. Димитрием, но большая часть составлена и переписана другими людьми, предоставившими свой труд в его распоряжение. Лица, составлявшие опись оставшегося после свят. Димитрия имущества, назвали этот сборник в реестре книг «Житиями святых, которые не положены в Четиих-Минеях», и отметили, что эти жития «в тетрадях набело переписаны с намерением, чтобы в Четьих-Минеях на своих местах положены были и напечатаны» 305 . С этим определением нельзя вполне согласиться; во-первых, в сборнике находятся далеко не одни жития святых; во-вторых, между находящимися там житиями есть такие, которые уже использованы и, следовательно, для пополнения Четиих-Миней предназначаться не могли. Сюда относятся: житие Андрея, Христа ради юродивого (сборник, л. 29; срав. Четии-Минеи, 2 октября), житие Ипатия, епископа Гангрского (лл. 145 и 245; Четии-Минеи, 31 марта), житие Кирилла и Мефодия, словенских первоучителей (лл. 195 и 266; Четии-Минеи, 11 мая), страдание мученика Артемона (л. 280; Четии-Минеи, 13 апреля), житие преподобного Исаакия Далматского (л. 263; Четии-Минеи, 30 мая), страдание мученика Феодорита (л. 365 об.; Четии-Минеи, 8 марта) и страдание мученика Евстигнея (л. 415; Четии-Минеи, 5 августа). Из остальных житий также лишь немногие можно считать вполне приготовленными для внесения в Четии-Минеи. Вообще, более близкое знакомство с сборником показывает, что в нем собраны не обработанные жития, а поступившие к Святителю в разное время материалы, которые в конце жизни 306 он соединил в одну книгу, предполагая некоторые из них использовать для дополнения Четиих-Миней при вторичном их издании. Последнее подтверждается следующим: во-первых, все жития святых расположены в сборнике в порядке месяцеслова и, без сомнения, для того, чтобы удобнее было пользоваться ими при пополнении Четиих-Миней; во-вторых, почти на каждой рукописи имеются или заметки, или исправления, сделанные рукою Святителя, из которых некоторые категорически подтверждают нашу мысль 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Ипатьевский мужской монастырь основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году. Находится в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской Православной Церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись. Содержание Расположение [ править править код ] Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница. В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век). История [ править править код ] Основание монастыря [ править править код ] Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

http://azbyka.ru/palomnik/Ипатьевский_Св...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010