Примечания : В 1778 из монастырской слободы и соседнего села Коврово образовался город Макарьев. Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Телефон : (4942) 37-22-41 ; (4942) 31-25-89 E-mail : ipatievsky@yandex.ru Web : http://ipatievsky-monastery.ru/ В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV веках, в период " собирания " Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - " колыбель " Дома Романовых. Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли " стрелкой " , а с появлением здесь монастыря оно получило название " Ипатьевский (Ипацкий) мыс " . В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху. Подробнее... Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже 1375 Архитектор : 1990-е: Васильев Л. С. - реставрация

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

В 1919 г. монастырь был закрыт. Храм Рождества Пресвятой Богородицы разрушен в 1930-е гг. После войны, летом 1946 г. в бывшем монастыре был образован филиал областного музея. На рубеже сороковых пятидесятых годов здесь начались первые в советское время реставрационные работы. В 1991 г. было принято решение об открытии монастыря. В 2002 монастырю передали все постройки на его территории. В конце 2008 г. началось восстановление разрушенной церкви Рождества Богородицы. В 2013 г. строительство храма было завершено. http://www.old-churches.ru/ko_148.htm В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV ст. в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV вв., в период " собирания " Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. В XVII в. в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 г. монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - " колыбель " Дома Романовых. Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли " стрелкой " , а с появлением здесь монастыря оно получило название " Ипатьевский (Ипацкий) мыс " . Есть основания полагать, что монастырь был заложен в 1330 г. на средства татарского мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды, который направлялся через эти края по пути в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель.

http://sobory.ru/article/?object=00151

первый, после разделения царства Еврейского, царь израильский. Он ввел в царстве своем идолопоклонство и принуждал к нему своих подданных. ( < < back) восточных народов жертвенники для принесения жертв идолам обычно устраивались на местах возвышенных. ( < < back) пророке Иоаде повествуется в 13 главе 3 книги Царств. ( < < back) Повесть об иноке, никого не осудившем Анастасий Синаит — игумен Синайской горы, подвизался в VII b. Кончина его последовала в 686 г. Память его празднуется 20 апреля. Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского малоазийская область. Константин царствовал с 324 по 337 г. этот происходил в 325 г. и был созван для обличения пресвитера александрийского Ария, нечестиво учившего, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение. Констанций царствовал с 337 по 361 г. старший сын Константина Великого, царствовал с 337 по 340 г. состязания в конском беге. мера длины; он равнялся 10–12 нашим вершкам. пресвитер карфагенской церкви, живший в III b. и известный как основатель церковного раскола. Сущность этого раскола состоит в следующем: когда в 248 г. в Карфагене был избран епископом святой Киприан, пять пресвитеров, среди которых особенно выделялся Новат, недовольные этим избранием, отделились от Киприана, причем Новат, без ведома и воли епископа, поставил в диакона Фелициссима, человека богатого и влиятельного. Раскол тот в Церковной Истории известен под именем «раскола Новата и Фелициссима». Раскольники, отделившиеся от церкви, были осуждены на карфагенском соборе 251 г. архидиакон и первомученик Стефан пострадал около 34 г. Память его празднуется 27 декабря. святого мученика последовала около 326 г. Память преподобного отца нашего Ипатия, в Руфинах обитель в предместье Халкидона, находившегося в малоазийской римской провинции, на берегу Босфора. римская провинция в Малой Азии. область на Балканском полуострове, ныне Румелия. что Руфин был одним из вельмож при дворе Константина Великого. одежда из жестких волос какого-нибудь животного, обычное одеяние восточных монахов, которые носили его прямо на теле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Примч. Никон был поставлен единолично во епископа св. Феодосием, еп. Кизическим, но по особому божественному повелению. 24. Предпразднество Благовещения Пресв. Богородицы. Пр. Захарии печерск., Артемия, еписк. солунск., пр. Артемона, еп. Селевкии писидийския; пр. Иакова испов.; м. Стефана и Петра казанских (1551 г.). 25. Благовещение Пресвятой Богородицы 26. Собор арх. Гавриила, свм. Иринея, еп. сирмийского (304 г.), п.: Малха, Василия нового; м.: Вафуеия и Верка пресвитеров, монаха Арпилы, мирян: Авипа, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Ситца, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла, жен: Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимсисы, Гааоы и Дуклиды готфск.; ик. Б. М. Мелетинской. 27. Мц. Матроны солунской (2 в.); м. Мануила и Феодосия; пр. Иоанна прозорливого. 28. П. Илариона нового, игум. пелекитского; пр. Стефана чудотворца, мучч.: Ионы и Варихисия и с ними: Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина, Авива, Сивсиоина и Саввы; пр. Евстратия печерского, п. Евстратия; п. Илариона гдовск. (1476). 29. Пр. Марка, еп. арефусийокого, Кирилла диакона и иных, при Юлиане мучителе пострадавших; пр. Иоанна, св. Евстафия исповедника, еп. вифинийского. 30. Прр. Иоада (990 л. до Р. Хр.);       п. Иоанна лествичника , Иоанна молчал., п. Зосимы, еп. сиракузск. (661 г.); свв. апп.; Сосвена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита от 70-ти; св. Еввулы. Пр. Иоанн Лествичник ок. 563 г.), живя в уединении при подошве горы Синая, в каждую субботу и воскресенье ходил в храм синайский для слушания божественной литургии и приобщения св. Таин, а наши раскольники-безпоповцы во всю жизнь не причащаются св. Таин, да еще ссылаются па примеры свв. мучеников и подвижников, которые будто бы тоже не причащались, однако спаслись. 31. Пр. и чудотворца Ипатия, еп. гангрского, препп.: Ипатия, игумена в Руфианах, и Аполлония , мучч. Авды, еп. г. Сузы, и Вениамина диакона: преставление св. Ионы, митр. киевского и всея России; ик. Б. М. Иверской. Апрель П. Марии египетск. (522); п. Евфимия, архим. суздальск. чудотворца (1405 г.)., и Макария, игумена пеликитского; мч.: Геронтия, Василида и Авраамия болгар.; св. прв. Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. 18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии. В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища. Святыни монастыря: чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери; частица Ризы Господней; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского. По информации с сайтов: www.kostroma-eparhia.ru и kostroma-eparhiy.narod.ru При Троицком соборном храме до последнего времени были два боковых придела: один в северной галерее собора, в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, а другой - в южной, во имя преподобного Михаила Малеина. Прежде в предолтарии Троицкого собора был ещё придел во имя священномученика Ипатия, который упразднен 22 ноября 1862 г., с устройством в архиерейском доме малой крестовой церкви во имя этого святого. Из вышеназванных первых двух приделов придел в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, помещавшийся с 1879 года в северной галерее собора, в 1912 г. перенесен в так называемую " зеленую " башню, а северная галерея собора таким образом получила свое первоначальное назначение. Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью. Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с " великим благолепием " .

http://sobory.ru/article/?object=05167

Кондак, глас 3 Пастырей Начальнику, Христу,/трудился еси, святителю Софроние,/на пажити духовней северныя страны нашея,/языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя,/привел еси я к свету веры Христовы,/и ныне со ангелы Владычню престолу предстоя,/моли непрестанно о всех нас,/избавити ны от бед и спасти души наша. Ин кондак, глас 4 Соименнаго мудрости иерарха,/изрядное Церкве Иркутския украшение,/отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим вси вернии,/той бо есть хранитель града и страны сея/и молитвенник о душах наших. Величание Величаем тя,/святителю отче Софроние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь сретению Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, глас 4 Дево Безневестная/и Мати Всечистая,/приемши от Архангела благовещение,/со тщанием востекла еси в Горняя,/и, целовавши Твою, всечестную Елисаветь,/Материю Господа от сия наречена была еси,/и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах,/и благословен Плод чрева Твоего. Кондак, глас 3 Воистинну блаженна еси,/Святая Дево Марие/и всякия хвалы превосходящая,/яко из Тебе провозсия Солнце Правды,/Христос Бог наш. Тропарь праведной Еввуле, матери великомученика Пантелеимона, глас 1 Всерадостное дарование от Бога/святым женам – святыя дети;/всерадостное даяние и тебе, святая Еввуло, –/святый великомученик Пантелеимон,/милости тезоименитый,/недугующих целитель и наш заступник./Слава убо о вас Всемилостивому Владыце,/слава Подающему вами цельбы,/слава предстатели наши вас Показавшему. Кондак, глас 3 Память твоя, Еввуло,/веселит чущих тя,/матерь славнаго Пантелеимона,/с нимже Божию Престолу предстоящи,/молися прегрешений оставление дата нам. Величание Величаем тя,/святая праведная Еввуло,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 31/13 Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (326). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461). Святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки (1879). Преподобного Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Боголюбской-Зимаровской иконы Божией Матери (XIII) (в селе Зимарове Рязанск. – празднование местное).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе Костаная 13 апреля 2022 г. 14:49 13 апреля 2022 года, в день памяти священномученика Ипатия, епископа Гангрского, святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию святителя Иоанна Златоуста в главном храме Костанайской епархии — Константино-Еленинском соборе г. Костаная. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), настоятель храма равноапостольной царицы Елены в селе Пешковка протоиерей Георгий Левинца, клирик Константино-Еленинского кафедрального собора протоиерей Андрей Корчажников, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск протоиерей Олег Калмыков, настоятель Михаило-Архангельского храма города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель Никольского храма города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, настоятель прихода святителя Николая Чудотворца села Федоровка Костанайской области протоиерей Алексий Мостовщиков, настоятель храма великомученика и целителя Пантелеимона города Житикара игумен Максим (Бойков), клирик Константино-Еленинского храма епархии игумен Иннокентий (Помогалов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск иерей Андрей Крутин,  руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, клирик Успенского кафедрального собора столицы Казахстана диакон Илия Давыдов, диакон Сергий Неверов, духовенство Костанайской епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор Константино-Еленинского собора под управлением Т. Жебрак. К началу богослужения в главный храм Костаная был доставлен ковчег с мощами блаженной старицы Матроны Московской, хранящийся в Иверско-Серафимовском женском монастыре Южной столицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Никто не следил за состоянием собора – новые массивные перекрытия не позволяли сохранять нужный тепловой режим. Собор начал стремительно разрушаться. Только в 2002 году главный купол храма вновь увенчали крестом, в ноябре 2005 года в нем совершили первую Божественную литургию с момента закрытия. Святейший Патриарх Кирилл благословил создание Попечительского совета по восстановлению собора. Ремонтно-реставрационные работы обеспечивали Русская Православная Церковь, Военно-морской флот, Министерство культуры Российской Федерации, деловые круги, самые обычные люди. Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ В.С. Высоцкий объявил всефлотский сбор средств на восстановление собора. Регулярные богослужения возобновились в 2012 году, а в 2013 году Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил совершили чин Великого освящения собора. Никольский Морской собор вновь поражает всех своим великолепием, но реставрационные работы далеки от завершения. Министерство культуры постоянно в них участвует. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Кострома, улица Просвещения, 1 Народные гуляния в начале XX века у стен Ипатьевского монастыря Построено здание фондохранилища музея-заповедника, подведены коммуникации, завершен монтаж кровли, оконных и дверных блоков Началась вторая очередь реконструкции: работы ведутся над внутренним и внешним убранством монастыря Ипатьевский монастырь зимой Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь по легенде основал в 1330 году татарский мурза Чет. Этот ордынский военачальник выехал из Золотой Орды в Москву при великом князе Иване Калите. В русских землях он крестился под именем Захария. Во время тяжелой болезни ему явилась Богоматерь с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Захарий исцелился и основал Ипатьевский монастырь. Ипатьевский монастырь был под покровительством рода Годуновых, считавших Захария своим пращуром. Вокруг монастыря возвели каменные стены и заложили Троицкий собор во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.

http://pravmir.ru/creative/voskresshie-o...

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители. Смутное время [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ипатьевский_Св...

Остальные сочинения З. в той или иной степени посвящены волновавшим рус. общество в кон. XV-XVI в. и осужденным церковными Соборами ересям. В сер. XVI в. З. написал Слово о сщмч. Ипатии Гангрском («Зиновия черноризца о святем Ипатии, Гангрьсцем епископе и чюдотворцы»). По предположению издателя Слова В. И. Корецкого, оно могло быть составлено в связи c пожаром 1551 г. в ц. сщмч. Ипатия на Рогатой ул. в Новгороде ( Корецкий. 1965. С. 172-173). Однако тот факт, что отенский инок в этом произведении впервые выступает против совр. ему еретиков, может свидетельствовать о написании Слова ок. 1553 г., когда состоялся Московский Собор, посвященный разбору дел М. Башкина , Феодосия Косого и Артемия , бывш. игум. Троице-Сергиева монастыря ; в их взглядах З. усмотрел возрождение арианства , с к-рым боролся Гангрский еп. сщмч. Ипатий Чудотворец . З. в Слове изложил учение Ария и подробно обосновал его несостоятельность. Сопоставляя учение рус. еретиков с учением Ария, З. отметил низкий уровень образованности рус. лжеучителей: «Сии же еретицы... не токмо грамотическых не ведяху словес, неже и поборников мужей философов, но ниже народных грамот ведят или умеют прочитати» (этим совр. З. еретики отличаются от Ария, к-рый заимствовал свое учение у «философов», сам же «житием нерастленным живяше» - Там же. С. 175-176). Ф. Г. Калугин и А. И. Никольский атрибутировали отенскому иноку 3-ю редакцию Жития свт. Никиты Новгородского - «О Божией благодати, бывшей чудесы, явлением и прославлением священнаго телесе иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великого Новаграда» (не изд., известно в неск. списках; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 392). Историки датировали текст 1565 г., Корецкий считает, что он был создан на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. ( Корецкий. 1963. С. 335). Сочинение представляет собой Похвальное слово на открытие мощей святителя, случившееся в 1558 г. З. описал восстановительные работы в приделе святых Иоакима и Анны в новгородском Софийском соборе, где почивали мощи свт.

http://pravenc.ru/text/199815.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010