Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИНЕШЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Костромской епархии, названо по г. Кинешма (ныне Ивановской обл.), существовало в 1866-1936 гг. К. в. было образовано 11 мая 1866 г. Комментируя это событие, свт. Игнатий (Брянчанинов) , живший на покое в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Костромская епархия), писал 11 июня 1866 г. своему брату П. А. Брянчанинову: «Костромскому и Нижегородскому (архиереям.- Н. З.) даны викарии, преимущественно для обращения раскольников» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 451). Местопребыванием Кинешемских епископов был назначен костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , в южном крыле Архиерейского корпуса в 1875 г. была устроена крестовая ц. во имя сщмч. Ипатия, еп. Гангрского, и ап. Филиппа (малая крестовая церковь). В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь неподалеку от Костромы. Первым Кинешемским епископом в 1866 г. стал Ионафан (Руднев) , в 1869 г. он был назначен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. На рубеже XIX и XX вв. видную роль в духовной жизни Костромской епархии играл Кинешемский еп. Вениамин (Платонов ; 1883-1905). За годы жизни в Костроме он приобрел широкую известность как старец, имевший дар прозорливости, «второй Иоанн Кронштадтский». В Ипатиевский монастырь к нему ежедневно приходило множество людей из Костромской и Ярославской губерний. В 1917 г. была предпринята попытка упразднения К. в. По ходатайству Костромского и Галичского еп. Евгения (Бережкова) Святейший Синод 25-30 мая 1917 г. постановил переименовать Кинешемского еп. Севастиана (Вести) в епископа Макариево-Унженского «с назначением ему местожительства в г. Макарьеве и с поручением ему управления Макарьевского, Кологривского, Ветлужского, Варнавинского и Юрьевецкого уездов». Это решение вызвало недовольство в Кинешме, городская дума, духовенство и жители города обратились к еп.

http://pravenc.ru/text/1684652.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВНУКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя святой Живоначальной Троицы во Внукове, 2011 год. Фото Ильи Смирнова с сайта sobory.ru Внуково - одно из старейших в Дмитровском районе сёл. Приобретено удельным князем Юрием Ивановичем от Болотниковых, в 1531 году передано Троицкому Калязину монастырю , после 1764 года отошло в казну. Троицкая церковь выстроена из кирпича на средства прихожан по проекту, составленному в 1876 году И.П. Петровым, на месте прежней деревянной церкви, построенной в 1756 году. Здание строилось постепенно. В 1877 году были заложены трапезная и колокольня, строительство которых было завершено в 1883 году. В 1884 году началось возведение основного объёма холодного храма, которое было завершено в 1893 году сооружением массивного четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа. Здание храма имело наружную раскраску, которая в 1898 году была забелена. В 1903 году положен новый пол и возобновлена живопись в холодном храме. В 1930-е годы храм был закрыт. В 1990-е годы службы в храме возобновлены. К 2005 году внешне церковь был отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского . На начало XXI века храм является частью подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области. Архитектура Большой кирпичный храм построен в русско-византийском стиле. Четырехстолпное пятикупольное здание с обширной трапезной и колокольней. Приземистый, тяжелых пропорций четверик наделен позакомарным покрытием, центральным световым и малыми глухими барабанами с луковичными главами. Окна в плоских наличниках с перехватами расположены в верхней части стен, глухой низ, имитирующий подклет, декорирован простейшими кирпичными выкладками с мотивами креста. Рисунок деталей и профилей предельно упрощен. Сводчатая двустолпная трапезная и призматическая, пластически слабо разработанная колокольня в четыре яруса связаны с художественными традициями классицизма. На сводах и в барабане храма имеется масляная холодных тонов орнаментальная и фигурная роспись 1903 года. Настоятели Использованные материалы    " Указ 1090 от 21 февраля 2017 года "http://Официальный сайт Московской епархии: Редакция текста от: 24.04.2017 21:46:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676261.h...

Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. Успенская церковь. 1864 г. Фотография. 2005 г. При архим. Аркадии в В. м. были построены новый иконостас и престол в Успенской ц. (1864), деревянная гостиница (1865), каменные 2-этажный корпус и корпус для престарелых и больных монахов, 2 гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор, открыты богадельня и аптека. С 1874 г. велось строительство каменного 5-главого собора в честь Рождества Христова (длина 66 аршин, ширина 48, высота 56 аршин). Главный престол освящен 30 сент. 1890 г., правый придел во имя мучеников Адриана и Наталии - 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме находились икона и ковчег с частицами мощей Кизических мучеников , а также 8 серебряных крестов с частицами камня Гроба Господня, Креста Господня и мощей св. Иоанна Крестителя , святителей Иоанна Златоуста и Лазаря , еп. Кипрского, священномучеников Игнатия Богоносца , Ипатия , еп. Гангрского, великомучеников Иакова Персянина , Феодора Стратилата , Феодора Тирона , Евстафия Плакиды , прмч. Андрея Критского , вмц. Варвары , мц. Феклы , прп. Пимена Великого , блгв. кн. Александра Невского , блгв. кнг. Февронии Муромской и др. С 17 июня 1866 г. в В. м. пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал б-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской ц., написал иконы для др. храмов В. м. Со свт. Феофаном и архим. Аркадием общались посетившие В. м. 12-15 сент. 1886 г. вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна и вел. кн. Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. свт. Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника .

http://pravenc.ru/text/161125.html

Жизнь казалась ему радужной, полной надежд В эти годы он изрек такую фразу: «Истоки вечной юности и радости открываются во мне». Жизнь казалась ему радужной, полной хороших надежд. Но весной 1922 года его поразила тяжелая нервная болезнь, и учебу пришлось оставить. Тут в его душе произошла разительная перемена: она касалась цели всей жизни. Он не смог продолжать учение, потому что возникло сильное желание и стремление служить Богу. — А семья поддерживала это его решение? Известно что-то об этом? — Знаю, что родные его отговаривали. Время было тревожное. Я помню, как говорили мама и бабушка: «Что ты делаешь? Ты что, не понимаешь этого?!» Но он им ответил твердо, что Бог для него — это все. Он им ответил твердо, что Бог для него — это все И вот Петр Сергеевич стал служить в московских храмах, иногда вместе с Борисом Яковлевичем Эльбсоном (впоследствии иеромонахом Андреем). Мне пришлось много работать в архивах, чтобы поднять материалы, необходимые для ряда статей, которые меня просили написать о моем дяде. Выяснилось, что отец Андрей (Эльбсон) тоже был расстрелян. Кажется, даже в тот же самый день, что и о. Петр. В ссылку они точно уезжали вместе: их отправляли в одном фургоне. А еще задолго до того вместе с Борисом Эльбсоном они посещали храм во имя святого Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье в Москве. Там служил отец Бориса Яковлевича, отец Стефан Эльбсон. В июне 1925 года Петр был рукоположен в диакона, целибатом. Хиротонию совершил епископ Можайский Борис (Рукин). И в том же году митрополитом Крутицким Петром (Полянским) он был рукоположен во иерея. С 1925 года по 1931 год проживал с родителями в Тучкове, но продолжал служить в бесприходных московских храмах, а примерно до 1926 года — на Антиохийском подворье. С 1928 года вместе с Андреем (Эльбсоном) он служил в храме святителя Николая Чудотворца в Подкопаевском переулке. С середины 1920-х годов Петр и Андрей стали духовными чадами будущего преподобного Нектария Оптинского. Тогда же отец Петр сослужил протоиерею Сергию Мечеву, настоятелю храма святителя Николая в Клениках. А после ареста протоиерея Бориса Холчева был принят в причт этого храма, проводил там службы практически весь Великий Пост 1931 года, вплоть до своего ареста 14 апреля 1931 года. Прихожане Маросейского храма считали его назначение большим благоприобретением и для себя лично, и для своего прихода.

http://pravoslavie.ru/106351.html

Далее владыка митрополит совершил молитву перед святынями, хранящимися в Свято-Троицком соборе. В Ипатьевской обители находятся: ковчег с частью Ризы Господней — дар Святейшего Патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича Романова; чудотворная Тихвинская Ипатьевская икона Пресвятой Богородицы, написанная по преданию святителем Петром, митрополитом Московским, и принесенная в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Романову о его избрании на всероссийский царский престол; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского; часть главы блаженного Симона Юрьевецкого; камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в городе Костроме — один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви. Процесс возвращения этой древней обители, являющейся исторической и духовной жемчужиной России, начался в 1989 году. Главным инициатором реституции архитектурного комплекса и возрождения монашеской жизни в стенах монастыря стал управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). В поддержку позиции Костромской епархии приходили сотни писем, в том числе от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова и многих других. Тысячи костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращениями с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр. В конце 2004 года на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России (555-р от 30.12.2004 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.) состоялось возвращение Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Русской Православной Церкви. 27 мая 2006 года распоряжением Правительства России (762-р) комплекс Ипатьевской обители был передан Костромской епархии в собственность. Посещая в мае 2005 года возрождаемую обитель, глава Российского государства В.В. Путин оставил памятную запись: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архиепископ Нифон – почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками. За свою службу иерарх неоднократно награждался различными церковными наградами, а 7 сентября 2007 года был удостоен ордена Дружбы от президента России Владимира Путина «за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока». Среди других наград архиепископа Нифона – ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей, государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003). Заботами архиепископа Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий. В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве. В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского. В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV. В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

http://pravmir.ru/nastoyatel-moskovskogo...

29 января 1649 года Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма; заново собор отстраивался с 1650 по 1652 годы. В новом храме были устроены приделы - один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой - во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась как бы парадной; поэтому ее украсили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с общей надписью по поясу храма: " Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся " . Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо. Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преподобного Иоанна начала XVII века - работы костромского иконописца Василия Ильина-Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году - специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись древнеславянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году был вынут из стены экономских келий и вставлен в стену собора: " Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок " . Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержанию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В описи 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.

http://sobory.ru/article/?object=05167

Воздвижения Честнаго Креста Господня, двухэтажная, на Воздвиженской улице, где прежде был Воздвиженский мужской монастырь. Церковь эта первоначально построена была в 1440 году, а в 1725 году перестроена. Верхняя в честь Воздвижения Креста Господня, нижняя – Успения Пресвятой Богородицы. Приделы: Марии Магдалины; Николая Чудотворца; Преподобного Сергия Радонежского; Мученицы Параскевы Пятницы. Воздвижения Честнаго Креста Господня, на Пометном Вражке, на Плющихе, построена в 1658 году. Приделы: Божией Матери Всех Скорбящих Радость; Архангела Гавриила. Вознесения Господня, за Серпуховскими воротами, двухэтажная. Построена в 1762 году; верхняя – в честь Вознесения Господня, нижняя – Иерусалимской иконы Божией Матери. Приделы: Алексия человека Божия; Девяти мучеников Кизических; Святого Николая Чудотворца; Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме местночтимая икона Божией Матери Иерусалимская. Вознесения Господня, за Никитскими воротами (большое); первоначально построена в 1685 году, а перестроена в 1831 году. Приделы: Иоанна Предтечи; Божией Матери Всех Скорбящих Радость; Владимирской иконы Божией Матери; Святого Николая Чудотворца. Вознесения Господня, на большой Никитской улице (малое), когда построена неизвестно. Приделы: Иоанна Крестителя; Прокопия Устюжского. Вознесения Господня, в Ипатьевском переулке, построена в 1757 году. Придел во имя святого Ипатия Гангрского. В настоящее время при этой церкви Александровское подворье Вознесения Господня, на Гороховом поле. Прежде была домовой графа Разумовского, а в 1793 году перестроена и обращена в приходскую. Приделы: Святого Николая Чудотворца; Пророка Моисея. Вознесения Господня, близ Лубянки, в Варсанофьевском переулке, построена в 1663 году. Другая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В сем храме древний чудотворный образ Варсанофия Тверского. Здесь был прежде Варсанофиевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище, для погребения странников, убогих и погибших насильственной, смертью. Здесь же временно, был; погребён царь Борис Годунов, его супруга и сын царь Феодор. Монастырь упразднён в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Воздвигаемые в новых селах и городах храмы стали средоточием просветительной работы. В самом начале татарского ига беседы в Сарае еп. ростовского Кирилла с племянником хана Берке, а в особенности по вествование его о просветительной деятельности свят. Леонтия, о чудесах у его мощей произвели глубокое впечатление на молодого татарина. При вторичном в 1257 г. посещении ставки еп. Кириллом, исцелившим тогда сына Берке, царевич тайно уехал в Ростов, и вскоре крестился, получив имя Петра. Преставился св. Петр, Царевич Ордынский в 1290 г. Сарайская епархия, основанная в 1261 г., стала средоточием миссионерства в области нижней Волги. В 1301 г. сарайский епископ возбудил письменно на константинопольском соборе 1301 года, вопрос о татарах, изъявивших желание креститься. Князь Беклемиш, сын кн. Бехмета, пришедший в 1298 г. в Мещеру, принявший при крещении имя Михаила и выстроивший Преображенский храм, сделался родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, в 1301 г. отъехав в Москву к кн. Иоанну Калите, крещеный св. митр. Петром с именем Иоанникия, стал родоначальником Аничковых. Мурза Чет, пришедший в Москву в 1330 г., крещеный Захарием и основавший, после видения им священномученика Ипатия Гангрского, исторический монастырь его имени в Костроме, был родоначальником Годуновых и Сабуровых. В 1390 г. св. митр. Киприан, в присутствии вел. кн. Василия I и множества народа, крестил в Москва-реке знатных постельников ханских, Бахтые, Хидыря и Мамата, нареченных Ананием, Азарием и Мисаилом. Внук хана Мамая, Олекса с сыном, крещены были митрополитом киевским в правление вел. кн. литовского Витовта. Нареченный Александром, Олекса стал родоначальником рода князей Глинских, к которому принадлежала кн. Елена, мать царя Иоанна Васильевича IV Грозного, В древней Биармии или Перми, населенной зырянами, существовал еще до XII в., при слиянии рек Сухоны и Юга, Троицкий Гледенский монастырь, около которого находился старый город Устюг, Оттуда начиналось медленное просвещение язычников зырян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Успенский собор коммунисты разрушили в 1934 г. Теперь икона, одна из главных достопримечательностей Костромы, находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Не иссякает поток желающих с верой и надеждой припасть к ней. Возобновлена традиция крестных ходов с главной святыней костромской земли в день её обретения – 16 (29) августа. В 2000 г. перед крестным ходом самолёт с иконой облетел вокруг города. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Костромы Богоявленский-Анастасиин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1426 Статус : действ. Богоявленский мужской, ныне женский, монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. Адрес : 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Подробнее... Знаменский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1993 Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 Web : http://www.znamenskii.ru/ Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском. Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 2-я четв. XIV в. Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010