Петр последовал примеру Бориса и также решил без остатка посвятить себя Богу. В 1925 году епископом Можайским Борисом (Рукиным) Петр Сергеевич был рукоположен целибатом во диакона и буквально через несколько месяцев митрополитом Крутицким Петром (Полянским) – во иерея. Выбор был сделан бесповоротно. Отныне путь для друзей был един: непреклонно стоять за Христа в период начавшихся жестоких гонений на Церковь. Путь для друзей был един: непреклонно стоять за Христа в период начавшихся жестоких гонений на Церковь И далее судьбы священников переплелись крепко-накрепко вплоть до самых бутовских рвов. Общность духовных устремлений, единодушие и единомыслие связали их на всю жизнь. И духовник у них был один – Оптинский старец Нектарий . В 1925–1926 годах священники, как и отец Стефан, служили на Антиохийском подворье, в храме священномученика Ипатия Гангрского , находящемся в районе Китай-города. После его закрытия отец Петр приезжал к отцу Андрею из Можайска и сослужил своему другу, который священствовал в разных храмах Ивановской горки. Известно, что вместе с отцом Андреем он совершал ранние Литургии и в Подкопаевском храме. Из жития отца Петра мы узнаём, что он не стремился созидать церковную общину, но имел немногих преданных духовных чад. В это время священники духовно сблизились с отцом Сергием Мечевым, настоятелем московского храма святителя и чудотворца Николая в Кленниках, что неподалеку от Подкопаевского храма, и с матушкой Фамарью, настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Отца Нектария тогда уже не было в живых. В эти трудные для Православной Церкви годы отец Андрей начал трудиться над созданием женской монашеской общины при храме святителя Николая в Подкопаях, в которую вошли духовные чада священников. Некоторые прихожанки храма приняли постриг у преемника отца Нектария, последнего Оптинского старца преподобного Никона (Беляева) . У созревающей духом общины не прерывалась внутренняя связь с Оптиной. Не она ли помогла им выстоять во времена грянувших репрессий?!

http://pravoslavie.ru/126279.html

В самом начале XXI века силами православной общины начались работы по восстановлению этой церкви. В 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение о создании при внуковской церкви подворья Александро-Невского женского монастыря села Маклакова Талдомского района. Подворье со дня открытия развернуло большую духовную работу, сёстрами монастыря были созданы хор мальчиков, а также православный класс на базе Внуковской средней школы. Большую помощь в этом оказали районные власти. Крыша и купола Троицкого храма были покрыты оцинкованным железом, на которые установили позолоченные кресты. Смонтирована система газового отопления, система электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В храме установлены новые окна, настелен пол, установлены иконостасы, на колокольню водружены колокола, приобретена богослужебная утварь, иконы... К 2005 году внешне церковь была отремонтирована, а также восстановлены боковые престолы - Ипатия, епископа Гангрского и преподобного Макария, игумена Калязинского. Рядом с храмом появились церковные постройки, которые были обнесены церковной оградой, благоустроена территория. Источники информации: http://храм-внуково.рф/istoriya-khrama.html, http://www.derevenka.su/page35.html В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIbeka и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии. «Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря. Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVbeke относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=02801

Изображения сии разительно сходны с изображениями месяцеслова или синаксаря императора Василия X века: те же объем и контуры, тот же золотой фон, также предметом изображений служит большею частию мученическая кончина святых. Изображения пишутся пред началом житий, так что некоторые приходятся и в средине листа. Это замечательнейший памятник для восточной иконографии. Рукопись происхождения монастырского, ибо 4 февраля мученики Папий, Елавдий и Диодор изображены с четками 274 . По надписи она принадлежала афонскому монастырю Кастамонит. В этом экземпляре многие жития поставлены под другими числами сравнительно с прочими памятниками, именно: муч. Авраамия персского 3 февр. (вместо 4), 1003 мучеников в Никомидии 6 февр. (вместо 7), ап. Филимона и Апфии 21 февр. (вместо 19), св. Маруфы и мучеников в Мартирополе 28 февр. (вместо 16), Ипатия, еп. гангрского 5 марта (вместо 31), муч. Савина 11 марта (вместо 13 или 16), Григория, папы римского 14 марта (вместо 12), пр. Павла простого 18 марта (вместо 19 марта или 4 октября), муч. Трофима и Фала 21 марта (вместо 16), муч. Трофима и Евкарпа 23 марта (вместо 18), муч. Дометия и учеников его 24 марта (вместо 7 августа). В сем экземпляре есть весьма редко встречающееся сказание о мучениках Папии, Клавдии и Диодоре (4 февр.). В пергаменной весьма древней минее Венской библиотеки за месяц октябрь на 3 листе помещена таблица изображений святых всего месяца числом 36 275 . В той же библиотеке отличаются особенностями в расположении памятей или житий святых по числам древнейшие пергаменные минеи: февральская (VIII. 151) и августовская (VIII. 214). В бодлеянской 276 библиотеке (в Оксфорде в Англии) тем же замечательна минея майская XII в. 240). В латинской церкви, говорит Бинтерим 277 , до Липомана и Сурия (XVI века) нет произведения, которое бы заслуживало название собрания мученических актов. В VI веке Григорий турский написал две книги о славе мучеников (de gloria martyrum), но они содержат немногие истории мучеников; затем Фортунат, епископ пиктавийский или поатьерский ( 609), составил многие жизнеописания святых 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Еще один чудотворный образ, хранящийся в монастыре, это Богородица «Антифонитрия Лакку». С другой стороны этого двустороннего образа изображено Распятие Спасителя. Икона датируется IX веком и прибыла в монастырь из Константинополя. В монастыре хранят: драгоценный крест с частью Животворящего Креста Господня и складень, принадлежавшие равноапостольному императору Константину Великому; дары волхвов, принесенные Богомладенцу Господу Иисусу (28 золотых пластинок различной формы, размером 5х7 см, ладан и смирна в виде 70-ти шариков). Также в числе святынь обители – частицы мощей: Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея и Филиппа, евангелистов Луки и Матфея, великомученика Пантелеимона, преподобномученика Каллиника, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, священномучеников Игнатия Богоносца и Ипатия, епископа Гангрского; мучеников Елевферия, Трифона, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святителя Нектария Пентапольского и Дионисия, архиепископа Эгинского; преподобных Максима Исповедника, Арсения Каппадокийского, Акакия Кавсокаливита и Герасима Нового, Кефалонского; преподобномученицы Февронии Девы, мучениц Нимфодоры, Агафии и Кириакии, праведного Иоанна Русского и святой Феодоры Александрийской, а также крест и вериги святого Павла Ксиропотамского. В библиотеке Агиу Павлу около пяти сотен рукописей и восемнадцати тысяч печатных книг. Монастырь Ставроникита Обитель Ставроникита занимает пятнадцатое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова, между монастырями Иверский и Пантократор, примерно в пяти километрах от столицы Афона Карей. Ставроникита возвышается каменной громадой на краю небольшого скалистого мыса и с моря виден очень далеко. Это самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Существуют разные предания, связанные с возникновением этого монастыря, причем ни одно из них не считается бесспорным. Историки сходятся лишь в том, что с самых ранних времен здесь стояла келья. По мнению некоторых исследователей, основателями монастыря были двое монахов – иноки Ставрос и Никита, жившие в этих местах. Другие полагают, что монастырь создан трудами придворного императора Иоанна Цимисхия – Никифора Ставроникиты. Третье предание повествует об иноке Никите, чьим занятием было изготовление деревянных крестов. Слово «ставроникита» состоит из двух частей «крест» (по-гречески ставрос) и православного имени Никита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В нем даны описания видений и откровений, к-рые открываются Иисусу Христу и сопровождающим Его ученикам. Картины рая представляют то место, где пребывают первосвященники и праведники в белой одежде. Это одно из первых в христ. лит-ре описаний рая, воображаемого как яркий и красочный земной мир. В аду находятся грешники, их проступки определены в соответствии с нормами раннехрист. этики. В числе грехов особенно подчеркивается грех вероотступничества. В отличие от канонического Апокалипсиса (см. Иоанна Богослова св. ап. Откровение ) интерес сосредоточен на описании загробного мира, классификации различных грехов, неотвратимости наказания грешников и неизбежности спасения праведников. Раннехрист. авторам был известен и «Апокалипсис Павла», но на греч. языке он не сохранился, а дошел до нас в поздних переводах и переделках на лат., сир., арм. и слав. языках. Разница между этими разноязычными текстами столь существенна, что пока нет возможности восстановить первоначальный текст. В этом произведении также описывается пребывание праведников и грешников в раю и преисподней, куда совершает путешествие ап. Павел и где он общается с праотцами и пророками. На греч., арм., эфиоп. и слав. языках известен «Апокалипсис Марии», в к-ром подробно описываются муки грешников, за них вступается Богородица и просит прощение им у Господа. Этот текст датируется IX в. и стилистически зависит от апокалипсисов Петра и Павла. Е. Н. Мещерская А., посвященные событиям послеапостольских времен Вплоть до начала Всел. Соборов, в сюжетном отношении по преимуществу персонифицированы. В основном это жития мучеников (напр., Георгия, Варвары, Никиты, Ипатия, еп. Гангрского («Семь смертей»), «Чудо Феодора Стратилата (или Тирона) о змие» и др.), длительное время сосуществовавшие в лит. традиции с каноническими сочинениями о тех же святых. Для этих житийных А. характерна склонность к нагнетанию страстей, выражающаяся в детализированном описании физических мучений, а также шаржированные (порой карикатурные) характеристики мучителей.

http://pravenc.ru/text/75608.html

пренесение мощей пр. Феодосия печерского , 21 авг. пр. Авраамия смоленского, 22 авг. Грузинские иконы Божией Матери, 23 авг. Иринея, еп. лионского, 24 авг. пр. Арсения комельского, 28 авг. пр. Саввы крыпецкого, 29 авг. слово архиеп. Григория на усекновение Иоанна Крестителя, 30 авг. пр. Александра свирского . Все почти означенные прибавления за мартовское полугодие находятся уже в издании 1662 года, за исключением немногих не внесенных еще памятей без сказаний, наприм. 1 мар. свв. мучч. Маркелла и Антония, и следующих сказаний: 26 июня о явлении иконы Тихвинской Божией Матери, июля 3 о пренесении мощей св. Филиппа, митрополита московского, 10 июля о пр. о. н. Антонии печерском, 19 июля слова Иоанна Златоустог о о милостыне, авг. 28 о пр. Савве крыпецком. При сравнении пролога издания 1677 года с прологом 1689 года оказывается вновь внесенною в издание 1689 года только память и сказание 10 июля об Антонии печерском. IV. В последующих изданиях сделаны перенесения памятей на другие дни или исключения таких памятей, которые находятся в предшествовавших им изданиях; так в прологе 1642 года, нет уже следующих памятей и сказаний, которые находятся в издании 1641 года: 18 дек. 782 Капитона, еп. корсунского (7 мар.), дек. 22 св. жен Ирины, Агапии и Хионии (16 апр.), отверзения и просвещения Божественной церкви с одними стихословиями (совсем оставлены), янв. 4 св. Ферапонта сардийского (27 мая), янв. 5 св. прор. Михея (неверно исключен, ибо 14 авг. другой пр. Михей), 15 янв. Космы маюмского (он с тем же сказанием повторен 12 окт.), 16 янв. муч. Пансофия (он есть и 15 янв. в 1 же издании), 17 янв. Феодота, еп. кипрского (2 мар.) и пр. Иулиана (18 окт.), 18 янв. муч. Феодулии (повторена 5 февр.), 4 февр. в 1 издании два сказания сряду об Авраамии, сперва еп. арвильском, а потом перском якобы различных; в следующих изданиях оставлено только первое, февр. 8 память и сказание о Марфе и Марии (есть они и 6 февр.), 8 февр. пр. Романа киликианина (27 нояб.), 13 февр. Акилы и Прискиллы, 20 февр. пр. Виссариона (6 июня), 25 февр. Ипатия, еп. гангрского (31 мар.), 21 февр. исключена нравственная повесть об Иоанне Колове. При сравнении пролога 1689 года с изд. 1643 за мартовское полугодие не оказывается в прологе 1689 года 23 авг. сказание о св. Иринее лионском , 31 авг. сказание о перенесении пояса Богородицы из Зилы в Царьград (в изд. 1689 г. оно только 12 апр.), 31 мар. слова (в нравоучительной части) о милостыни и рабех Иоанна Златоустог о, 4 апр. о Илии пустыннике. При сравнении пролога 1662 года за июньскую четверть с прологом 1689 года не оказалось в последнем 3 июля памяти и сказания о Никодиме кожеезерском, (вероятно, он и внесен был только в одном издании 1662 г.), 30 июля св. муч. Иулитты без сказания, 23 авг. Иринея лионского со сказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

К началу 2004 г. общине принадлежали строения Нового двора – здание монастырской богадельни и корпус «над погребами»; Троицкий собор находился в совместном использовании с музеем. Главная святыня обители – чудотворная Ипатьевская икона Божией Матери (список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы), была передана монашеской общине из фондохранилища музея состоялась 13 апреля 2004 г., в день памяти священномученика Ипатия, епископа Гангрского. В монастыре имеется мощевик с частицей мощей покровителя обители. В 2004 г. в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. Первым начинанием музея стало проведение, совместно с Государственным Историческим музеем и музеями Московского Кремля, выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии. 30 декабря 2004 г. Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, согласно поручению Президента России В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.), было подписано распоряжение 1555-р о передаче зданий и строений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы Костромской епархии. Завершение процесса по возвращению Русской Православной Церкви комплекса Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы явилось знаменательной вехой для жизни монастыря. 31 декабря Костромской епархией, в лице ее структурных подразделений, с территориальным отделением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ были подписаны договор безвозмездного пользования и акты приема-передачи на весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители. В новый 2005 г. Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. В день памяти Царственных Страстотерпцев священноархимандритом обители архиепископом Костромским и Галичским Александром были переданы в дар монастырю ковчег с мощами святого блаженного Симона Юрьевецкого и ковчег с камнем из «Расстрельной комнаты» подвала Ипатьевского дома г. Екатеринбурга.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Зачёркнута статья, запрещающая петь литургию Златоуста, если Благовещение случится в какой-либо из воскресных дней Великого поста. Апреля 13 кроме свв. Аристарха, Пуда и Трофима положена память Мартина папы. 19-го замечено: «в греческом Пафнутия мученика» 24 – Елисаветы. Мая 20 св. мученика Фалалея и обретение мощей Алексия митрополита. В уставе 1641 г. положена служба святителю Алексию. В правленом экземпляре приложена выписка из греческого устава о службе мученику Фалалею. Июня 12. Замечание на поле «в греческих минеях службы Петру (Афонскому) несть». В уставе 1641 г. излагается иной устав о всенощном бдении преп. Онуфрию. В правленом зачёркнут. Исключены следующие памяти: октября 15 – Евфимия нового, 17 – бессребреников Косьмы и Дамиана иже от Аравит и перенесение (честных мощей Лазаря друга Божия от Кипра в царствующий град при Льве велицем, 18 – священномученика Садофа и с ним тысячи двухсот восьмидесяти мученых при Саварии (Сапоре) царе в персах, и преподобного отца нашего Иоанна Рыльского. Егда мучим бе святит. Христов Садоф, тогда рече: верую Богу моему, яко христиане имут развзяти мощи моя, и иже аще призовет Бога, имени моего ради спасение обрящет. 20 – Илариона Меглинского, 24 – Афанасия патриарха цареградского и Елевзоя царя Эфиопского; 4 ноября – священномученика Григория, 5 – Патрова, Ерма , Лина, Гаия и Филолога из 70 апостолов, 9 – Иоанна Колова, 10 – Феоктиста в Символах, 14 – Ипатия Гангрского и Григория Солунского, 26 – освящение церкви в Киеве у Золотых ворот, 27 – Палладия, 28 – Феодора Ростовского; 2 декабря – Филарета милостивого, 3 – Феодула, 18 – Арсения в Латре, 19 – Григория Омиритского; 2 января – Феоктиста иже в Кукуме Сикелийском; 14 февраля – Кирилла Катанского и Михаила Черниговского, 16 – Порфирия, 28 – Протерия архиепископа Александрийского, 12 марта – Григория Двоеслова , 20 – Фотинии Самаряныни; 3 апреля – Агафьи и Ирины, 4 – преп. Зосимы погребшего Марью Египетскую, 7 – Григория Митилинского. На поле: «в греческой минее служба муч. Халиопу (?), 8 – Флегонта и Ерма ; 18 – Косьмы Халкидонского; 16 мая – Георгия Митиленского, 26 – Георгия нового; 4 июня – Лукиана Тарсийского, 13 – «Трифиллию в греческих минеях службы несть»; 4 июля – Марфы, матери Симеона Дивногорца, с тем же замечанием, 9 – Феодора Едесского, святых постников 10 тысяч, 12 – мученика Голиндухи, 17 – Лазаря Галисийского; 4 августа – мученика Елевферия, 13 – обретение мощей Максима юродивого, 16 – Иоакима Сарандинорского, 19 – число пострадавших с Андреем стратилатом 2500 поправлено на 2593.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Пошехонский район. Пятницкий Погост. Параскевы Пятницы, церковь Ярославский район. Курба. Казанской иконы Божией Матери, церковь Угличский район. Углич. Воздвижения Креста Господня, церковь Ярославский район. Толгоболь. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Басманный. Троицы Живоначальной, что в Сыромятниках, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Иоанна Воина на Якиманке, церковь Западный административный округ (ЗАО). Очаково-Матвеевское. Николая Чудотворца в Троекурове, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Троицы Живоначальной в Серебряниках, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Спаса Преображения на Болвановке, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Новоспасский монастырь. Церковь Сергия Радонежского в колокольне Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, церковь Северный административный округ (САО). Сокол. Всех Святых во Всехсвятском на Соколе, церковь Северо-Восточный административный округ (СВАО). Лианозово. Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Красносельский. Николая Чудотворца, что в Мясниках, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Параскевы Пятницы на Пятницкой, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Красносельский. Николая Чудотворца в Дербеневе, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Арбат. Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Кречетниках, церковь Юго-Западный административный округ (ЮЗАО). Котловка. " Знамение " иконы Божией Матери в Черёмушках, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Ипатия Гангрского, церковь Северо-Восточный административный округ (СВАО). Северный. Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. " Знамение " иконы Божией Матери в Переяславской слободе, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=19

Варлаамом. К среднику житийного образа близка икона 1792 г. письма М. Былинина из Троицкой ц. при Мин-ве имп. двора в С.-Петербурге (ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 193. Ил. 88), на к-рой святой также представлен в молении Св. Троице, но не коленопреклоненным, а стоящим. Этот иконографический тип с различными вариациями (с изображением Св. Троицы и без Нее; с фигурой стоящего и коленопреклоненного преподобного, иногда - с посохом в руке, с разными текстами на свитке) продолжал использоваться иконописцами XIX в., очевидно в первую очередь местными мастерами, часто работавшими в технике масляной живописи. Одна из таких икон, возможно заказанных мон-рем для раздачи и продажи паломникам, относящаяся к 1-й трети XIX в., находится в собрании Ф. Бигацци (Печчоли, Италия; Образы Св. Руси: Иконы из собр. Ф. Бигацци: Кат. выст. СПб.; Mil., 2000. N 5. P. 52-53). Мн. произведения этой группы созданы после строительства новой колокольни Калязинского монастыря (1818-1822), которая изображалась как одна из главных примет архитектурного ансамбля обители (икона 2-й четв. XIX в., частное собрание; Pforte des Himmels. 2008. N 181. S. 199; образ 2-й четв.- сер. XIX в., Калязинский краеведческий музей; Чертовских. 2006. С. 4). Той же иконографии следовали ростовские финифтяники, писавшие эмалевые образки М. по монастырскому заказу (образок 2-й пол. XIX в. c М. в молении Спасителю, частное собрание; Russische Heilige in Ikonen. 1988. S. 74-75), а также мастера (возможно, из Холуя), исполнявшие небольшие скорописные иконы преподобного в молении Св. Троице с крайне упрощенно трактованной панорамой обители (встречаются и аналогичные по стилю образы М. вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, без вида мон-ря). Известна икона кон. XIX в., на которой к образу М. с мон-рем добавлен образ сщмч. Ипатия Гангрского, что позволяет связать этот памятник с храмом с. Внукова (Елпатьевского) Дмитровского у., где существовали престолы во имя обоих святых. На основе того же иконографического извода в 1867 г.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010