Водораздел между лит-рой ранневизант. и средневизант. в нек-рых отношениях более очевиден, чем между ранневизант. и поздней эллинистической, так что нек-рые ученые (в т. ч. А. П. Каждан) начинают историю визант. лит-ры именно с сер. VII в. Резкое сокращение территории и населения империи, упадок городов, оскудение материальных ресурсов привели в это время к замиранию лит. деятельности, к-рая возобновилась в полном объеме лишь к рубежу VIII-IX вв. Реакцией на завоевание арабами юж. и вост. областей Византии явилось «Откровение» Псевдо-Мефодия Патарского. Греч. версия сочинения появилась в посл. четв. VII в. Это апокрифическое произведение, пользовавшееся огромной популярностью до XVII-XVIII вв., делится на 2 части. 1-я содержит обзор всемирной истории, а 2-я - собственно «пророчество», где красочно описывается вторжение арабов, после их поражения с севера устремляются полчища жестоких варваров («светловолосый род» - ξανθν γνος), к-рые в результате сверхъестественного вмешательства становятся на сторону праведных. «Откровение» передает атмосферу эсхатологических ожиданий, возникшую в Византии в ходе араб. нашествия. " Чудеса вмч. Димитрия Солунского " (Vat. gr. 797. Fol. 292, XII - XIII вв.) " Чудеса вмч. Димитрия Солунского " (Vat. gr. 797. Fol. 292, XII - XIII вв.) Агиография была одним из немногих жанров, породивших во 2-й пол. VII - кон. VIII в. сколько-нибудь заметное число текстов. На первый план в это время выходят либо жития, содержащие описание чудесных событий (Житие сщмч. Ипатия Гангрского и др.), либо сборники чудес (Чудеса вмч. Феодора Тирона Псевдо-Хрисиппа, Чудеса прмч. Анастасия Перса, 2-я ч. Чудес вмч. Димитрия Солунского и др.). Нек-рые из этих сборников представляют значительный интерес не только с исторической, но и с лит. т. зр. Это относится прежде всего к Чудесам вмч. Артемия. Нек-рые из рассказов о чудесах представляют собой законченные новеллы, изобилующие бытовыми подробностями. Хотя автор владеет риторическим мастерством, он намеренно пишет простым, а часто даже натуралистическим языком.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются. Есть 19 окт. Иоанн рыльский, 28 окт. Арсений сербский, из русских пр. Феодосий 3 мая, Борис и Глеб 24 июля, князь Владимир 15 июля. Затем замечательна псалтирь белозерская 2) 1481 года. В ней есть не только память пр. Сергия, но и Кирилла белозерского (9 июня 1427), 24 окт. есть память Афанасия, патр. цареградского, следовательно по редакции устава пр. Афанасия высоцкого- но память пр. Параскевы 13, а не 14 октября. Подобна ей псалтирь импер. публ. библиотеки XV в. 110; но 4 сентября имеет верно Ермионии и Евтихии, а не Ермиона и Евтиха, 16 ноября имеет память Ипатия гангрского вместо 31 марта (он 16 ноября и в софийской минее 397 иерусалим. устава, что весьма редко). В сих псалтирях нет южных святых пр. Иоанна рыльского, Илариона меглинского, Арсения сербского. Вообще в месяцесловах следованных псалтирей иерусалимского устава те же варианты весьма немногие, как и в экземплярах уставов иерусалимских; более они различаются памятями русских святых; в позднейших псалтирях более русских святых. Печатные следованные псалтыри Древнейшая славянская печатная следованная псалтирь в России относится к 1625 году 256 . Синаксарь в ней из устава иерусалимского, как и в рукописных псалтирях; августа 16 есть в ней Иоаким сардипольский, т. е. осоговский, из южных славянских святых. Тот же синаксарь и в следованной псалтири 1627 года. В обеих нет исторической летописи или исторических сведений о святых. Неизвестно точно нам, с какого именно года стал печататься в следованной псалтири синаксарь с летописью. Нам известны первые святцы с летописью, изданные в 1646 году отдельною книгою. В следованной псалтири 1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

напечатан почти тот же синаксарь с летописью с неважными разностями; с того же времени он печатался доныне 257 . Раскольники опираются на сей месяцеслов в подтверждение той мысли, что от сотворения мира до Р. X. следует считать не 5508 лет, а 5500 лет и что в исторической летописи следованной псалтири верно ставится сей год. Не место здесь спорить о том, которое счисление вернее, тогда как они оба только приблизительные. Желающий может обратиться по сему вопросу к другому нашему труду: Исследование библейской хронологии (Киев 1857 года). Здесь же следует сказать, что летосчисление в сей летописи не отличается строгою определенностию: инде от С. М. до Р. X. считалось 5500 лет, а инде 5508, наприм. 17 ноября пр. Никон радонежский скончался в 1427 году, а если вычитать 5500 из 6935, то, по летописи псалтири, выйдет в 1435 году; по летописи св. Александр Невский скончался в 6721 году от С. М., если вычитать 5500, то выйдет, что он скончался в 1271, а он скончался в 1263 году; тоже в показании 21 декабря о муч. Иулиании и св. Петре митрополите и о других; вообще в сей летописи числа лет приблизительные; разности с точным счислением простираются до 10 и даже 50 лет; в отношении к мученикам ставился не год их мучения, а год царствования императора и при том не всегда точно: год Максимиана ставится 296, Декия255 и 266, Диоклитиана 290 или 292 и даже 278, Константина В. 318, Иулиана 351, 355 (?) и т. п. Обиходы Из обиходов два имеют при себе достойные внимания месяцесловы; оба студийского происхождения и оба XIII века. Румянцевский месяцеслов находится при обиходе XIII века в Румянцевском московском музее CCLXXXIV. Он издан в Истории русской церкви преосв. Макария 258 ; отличается полнотою памятей и несомненно составлен по древнейшим славянским прологам XII-XIII в. и потому самостоятельного значенияне имеет. Разности от прологов не значительны и суть следующие: 5 окт. трус (нет в прологах), 30 окт. и 13 апреля, вместо, Кириака, показано испорченно: Кирилла, 16 ноября в нем первом св. Ипатия, еп. гангрского, 27 ноября в нем первом Знамение Новгородские иконы Божией Матери, коего нет в прологах; это показывает новгородское происхождение Обихода; марта 22 Георгия чудотворца вместо 21, 17 апреля повторен Симеон персидский, в прологах он только 14 апреля, 29 апреля Авксивия (нет в прологах), июня 10 мучч. Александра и Антонины вместо 9, июля 12 собор арх. Гавриила (нет в прологах); кроме того в нем на первом месте поставлено несколько памятей, которые в прологах на втором или третьем в тот же день. Вероятно, если не все, то некоторые из означенных разностей были в древних нам неизвестных экземплярах прологов. Сходство же его с древними славянскими прологами – редакциею Месяцеслова импер. Василия, простирается до того, что он имеет и ошибки и разности общие с ними, напр. 18 ноября Платона и Романа и с ним младенец вместо младенца (тоже в Кт.), апр. 3 Тота и Поликарпа вместо Тита, так и в прологе синод. библ. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Месяцеслов при софийском обиходе XIII века в петербургской духовной академии имеет менее памятей и, судя по оригинальности, происхождения греческого; наприм. ему одному свойственны памяти: пр. Герасима 7 марта, 5 апр. пр. о. Германа (неизвестен, если не из Георгия), июня 3 св. Ипатия гангрского. Служебники и требники В древних рукописных служебниках и требниках месяцесловы встречаются весьма редко. Укажем на месяцеслов софийского служебника XV 558), согласный во всем с месяцесловом иерусалимского устава, на месяцеслов софийского служебника XVI в. 259 568), отличающийся произволом в означении памятей русских святых, наприм. 30 марта преставление св. Ионы, митрополита московского, 10 мая опять преставление его, 15 мая литовских мучеников Антония и Иоанна, а 14 апр. Евстафия, июня 5 пренесение мощей св. Киприана, Фотия и Ионы (вместо 27 мая) и преставление Андрея Христа ради юродивого. Триодь постная В постной триоди важна для агиологии служба в сырную субботу, особенно канон ее: в ней поминаются многие преподобные мужи и жены и святители и в числе их такие, которых не было и нет во всех, дошедших до нас, святцах восточной церкви, взятые из патериков; наприм. некий Василий, во гроб вселившийся из послушани 260 , Каллист, Милл мертвовоскреситель, преподобная Феодула и другие. Сей канон приписывается пр. Феодору студиту ( 826): но в нем поминаются патриарх Никифор 828 года, Михаил синкелл 830, пр. Феодор начертанный 840 и брат его Феофан, Навкратий игумен студийский 846, пр. Афанасий афонский 980. Очевидно или позднейшие святые внесены после в канон, или канон принадлежит не Феодору студиту . За внесение позднейших святых в последующее время говорит неравномерность тропарей в песнях канона: есть песни, в коих 9 тропарей, а есть и с 6 тропарями. В синодальной библиотеке в триоди XII в. 319 не достает по два тропаря, а в 6 песни трех тропарей пред богородичными в каноне. Итак, в каноне есть прибавки позднейшие. Шестоднев Шестоднев – собрание воскресных служб всех гласов с присоединением на прочие дни недели службы только из одного какого-либо гласа октоиха. В шестодневе синодальной библиотеки XV в. 707) помещен синаксарь по иерусалимскому уставу, немного отличный от синаксарей славянских уставов: инде нет некоторых святых по иерусалимскому уставу, например 9 окт. св. Андроника, 17 октября пр. Андрея, 9 ноября пр. Феоктисты, 8 января пр. Емилиана, 4 сентября память только муч. Вавилы и Моисея (тоже 8 янв. и 4 сент. в синодальном греческом иерусалимском уставе 427); инде, но весьма редко, сходствует со студийскими: 5 янв. пр. Григория, 31 марта муч. Авды, 26 янв. пр. Феодора студита . Есть в нем 28 октября Арсений, еп. ростовский (т.-е. сербский). Мученица Параскева поставлена, как видно из ее службы, 14 окт., а не 28 октября, по смешению с преподобномученицею Параскевою. Часослов

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

отца нашего Иоанна Рыльского. Егда мучим бе святит. Христов Садоф, тогда рече: верую Богу моему, яко христиане имут развзяти мощи моя, и иже аще призовет Бога имени моего ради спасение обрящет. 20 – Илариона Меглинского, 24 – Афанасия патриарха царьградского и Елевзоя царя Эфиопского, ноября 4 – священномученика Григория, 5 –Патрова, Ерма , Лина, Гайя и Филолога из 70 апостолов, 9 – Иоанна Колова, 10 – Феоктиста в Символех, 14 – Ипатия Гангрского и Григория Солунского, 26 – освящение церкви в Киеве у Золотых ворот, 27 – Палладия, 28 – Феодора Ростовского, декабря 2 – Филарета милостивого, 3 – Феодула, 13 – Арсения в Латре, 19 – Григория Омиритского, января 2 – Феоктиста иже в Кукуме Сикелийстем, февраля 14 – Кирилла Катанского и Михаила Черниговского, 16 – Порфирия, 28 – Протерия архиепископа Александрийского, марта 12 – Григория Двоеслова , 20 – Фотинии Самаряныни, апреля 3 – Агафии и Ирины, 4 – преп. Зосимы погребшего Марию Египетскую, 7 – Григория Митилинского. На поле: в греческой минее служба муч. Халиопу (?), 8 – Флегонта и Ерма , 18 – Косьмы Халкидонского, мая 16 – Георгия Митиленского, 26 – Георгия нового, июня 3 – Лукиана Тарсийского, 13 – Трифиллию в греческих минеях службы нет; июля 4 –Марфы, Матери Симеона Дивногорца с тем же замечанием, 9 – Феодора Едесского, святых постник 10 тысяч, 12 – муч. Голиндухи, 17 – Лазаря Галисийского, августа 4 – мученика Елевферия, 18 – обретение мощей Максима юродивого, 16 – Иоакима Сарандипорского, 19 – число пострадавших с Андреем стратилатом 2500 поправлено на 2593. Устав службы по триоди правлен меньше. Приемы и характер исправления одинаковы с вышеприведенными образцами, а потому, опуская подробности, отметим только редакцию правила о великопостных поклонах. В уставе 1641 г. (л. 927) дело представляется так: «и творим поклоны 4 великие с молитвой святого Ефрема: Господи владыко… и прочих 12 и посем молитву всю вкупе: Господи Владыко.... и поклон един». По этому изложению выходит, что клали 17 поклонов. Сколько больших и сколько малых, не обозначено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В то же время уже после выхода в свет каталога С. Ламброса собрание пополнилось 6 пергаментными кодексами XI–XIV вв. (С1–С6) и 290 рукописями XIV–XX вв., написанными на бумаге 1028–10318). 5 Таким образом, в настоящее время собрание греческих рукописей Пантелеймонова монастыря насчитывает 1270 кодексов (не считая большого числа рукописных отрывков, упомянутых в каталоге С. Ламброса суммарно). Из рукописей, не вошедших в печатный каталог, особо следует отметить Лицевое Евангелие тетр XI–XII вв. 2). К числу ценнейших относится также бумажный кодекс 1187, являющийся замечательным памятником славяно-византийских культурных связей эпохи средневековья. В этой греческой рукописи 1347 г., содержащей сочинения Анастасия Синаита , на чистых листах вписаны черновики (!) хрисовулов сербского правителя XIV в. Вука Бранковича. Большой интерес представляют также найденные фрагменты рукописей. Среди них есть отрывки кодекса XIII в., написанного унциальным письмом, и кодекса, созданного в X в. в знаменитом константинопольском скриптории Ефрема (определение сделано по ксерокопии Б. Л. Фонкичем ). В ходе ознакомления с греческим рукописным фондом А. В. Лебедевым были выявлены и соотнесены с монастырским инвентарем рукописи, не вошедшие в каталог С. Ламброса. Была составлена также таблица соотношений номеров печатного каталога и рукописных материалов (хранящегося в Архиве АН СССР ЛО) архимандрита Порфирия (Успенского) . Большую помощь в этой работе оказал известный исследователь монах монастыря Ставроникиты Василий Гроллимунд. Благодаря составлению этого ключа подробные материалы архимандрита Порфирия Успенского – незаурядный памятник отечественной археографии прошлого века – обретают новую жизнь. 6 Собрание славянских рукописей Пантелеймонова монастыря имеет печатное описание, недавно составленное А.-Э. Тахиаосом, 7 где содержатся данные о 74 рукописях XIII–XIX вв. Среди них такие замечательные кодексы, как среднеболгарское пергаменное «Драгыино» Евангелие XIII в. 7), а также уникальный двуязычный (сербско-греческий) сборник служб покровителю монастыря великомученику Пантелеймону 9) XIV в, – одна из немногих рукописей, с древности хранящихся в библиотеке, имеющих немаловажное значение для исторического обоснования взаимодействия византийско-славянских культур. Она составляет прекрасный источник для византинистов, историков и славистов: один из древнейших (1387 г.) списков сербского перевода Хроники Георгия Амартола 17), сербский сборник начала XV в. с древнейшими списками похвального слова князю Лазарю, апокрифического сказания о «мучении» Ипатия Гангрского и «Физиолога» 22) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

С первого же года управления М. е. архиеп. Филарет совершал объезды епархии. 4 мая 1822 г. он освятил Троицкий храм в Борисоглебской жен. общине, вскоре получившей статус мон-ря (см. Аносин Борисоглебский женский монастырь ). При свт. Филарете в М. е. было устроено неск. мон-рей: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» женская пустынь . Близ Троице-Сергиевой лавры в 1844 г. свт. Филарет создал Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит , тогда же был освящен скитский храм с престолами в честь Вознесения Божией Матери на небо и в память Гефсиманского моления Спасителя. К скиту были приписаны Боголюбивая киновия, устроенная для погребения лаврской братии в 1852 г., и пустынь Параклита с богадельней им. свт. Филарета и больницей, основанная в 1861 г. Большое значение в борьбе с распространением старообрядчества приобрели новые мон-ри: Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , предназначенный для воссоединившихся с правосл. Церковью старообрядцев, в к-ром находился чтимый список Нерукотворного образа Спасителя, единоверческий муж. мон-рь во имя свт. Николы близ Преображенской заставы в Москве, где хранилось собрание древних икон, действовали школа и Хлудовская б-ка древних рукописей и старопечатных книг, и единоверческий жен. мон-рь во имя Всех святых за Рогожской заставой в Москве. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Обширной была программа строительства храмов: за годы управления М. е. митр. Филаретом было построено 63 церкви в Москве, в уездных городах Московской губ.- 14 храмов, в селах - 216 церквей. В 1866 г. в М. е. действовала 1251 церковь, число прихожан в наиболее многолюдных храмах превышало 4 тыс. чел. Церкви, как правило, создавались в стиле ампир и русском стиле: храм Христа Спасителя, собор во имя Живоначальной Троицы в Даниловом мон-ре, Троицкий собор в Подольске, ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке и др. В Москве открылись подворья Поместных Церквей - Иерусалимской при ц. св. ап. Филиппа (1818), Антиохийской при ц. сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (1848), Александрийской при ц. свт. Николая в Подкопаях (1855).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

м. стала высшей ступенью его творчества. Особую ценность фрескам собора придает их почти полная сохранность. Впервые оценка творчества артели костромских изографов была дана Н. В. Покровским : «В соборе Ипатьевском сохранились, с некоторыми новейшими исправлениями, настенные живописи, которые могут быть названы одним из лучших произведений московской стенописи 2-й пол. XVII в.» ( Покровский. 1909. С. 2). Ученый определил высокое место Гурия Никитина в истории рус. церковного искусства, считая его величайшим мастером XVII в. Высокую оценку стенописи Троицкого собора дал И. Э. Грабарь . Он называл этот фресковый цикл одним из лучших за всю историю рус. средневек. искусства, сравнивая его колорит с колоритом произведений мастеров венецианской школы XVII в. ( Грабарь И. Э. Стенные росписи в рус. храмах XVII в.//История рус. искусства. М., Т. 6. С. 484-528). Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Спасителю. Роспись диаконника Троицкого собора. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина В иконографической программе стенописи Троицкого собора изложены основные положения учения Церкви. В алтарной части собора помещены литургические и гимнографические сюжеты, раскрывающие христ. учение о Воплощении и об искупительной Жертве Спасителя, в т. ч. изображения Богоматери «Воплощение» и Иисуса Христа Великого Архиерея, а также композиции «Се Агнец Божий», «София Премудрость Божия», «Отрыгну сердце мое», «Прор. Даниил во рву львином», «Спас Недреманное Око» и др. Тема росписи алтарной части - единство Церкви земной и Церкви небесной - отражена в изображениях в нижних ярусах стен апсид. В жертвеннике и диаконнике представлены диаконы, святители и рус. монахи-подвижники, а в центральной апсиде, на столбах и арках - творцы литургии, святители первых веков христианства, митрополиты Московские и др. святители Русской Церкви. В росписи придела (ныне диаконник), освященного во имя ап. Филиппа и сщмч. Ипатия Гангрского, помещены житийные циклы этих святых. Фрески куполов, подпружных арок и сводов Троицкого собора последовательно раскрывают учение о Боговоплощении.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Особенно в Новгороде была развита художественная обработка металла: изготавливали литургические сосуды, оклады икон, царских врат, Евангелий, кресты, колокола и др. Образцом к-польского искусства 1-й пол. XI в. является малый сион (иерусалим), выполненный в виде храма-ротонды. К направлению, ориентирующемуся на визант. образцы, относятся 2 серебряных кратира из Софийского собора - единственные примеры древнерус. евхаристических чаш. Известны имена их заказчиков - новгородских посадников, чьи святые покровители включены в фигуры Деисуса, а также мастеров-создателей: Петра с супругой Марией, мастера Косты (кратир кон. XI - нач. XII в., НГОМЗ), Петрилы Микульчича с супругой Варварой и мастера Флора (Братило) (кратир 1131-1134 гг., НГОМЗ). Из Софийского собора происходит большой серебряный сион (иерусалим) с изображением 5-фигурного Деисуса и свт. Василия Великого (1-я четв. XII в., НГОМЗ), его отделка чеканкой и гравировкой отличается высоким профессиональным уровнем; самобытный стиль художественных деталей иерусалима проявляется в геометрическом упрощении форм и виртуозном владении линией в разделке складок, в индивидуализации ликов святых. Серебряный оклад местной иконы «Святые Петр и Павел» из собора Св. Софии, созданный, по мнению Стерлиговой, одновременно с ее написанием в сер. XI в., по иконографии и структуре соответствует визант. канонам, однако роскошь золочения, крупные декоративные элементы, большой размер и пышное украшение близки к принципам романского стиля. Мастера используют византийскую и европ. технологии: перегородчатую эмаль, огневое золочение. Специфические черты новгородского стиля - плоскостность, сочетание ярких декоративных цветов - характерны для эмалевого изображения свт. Ипатия Гангрского на крышке мощевика (сер. XIII в., НГОМЗ), повторение визант. образцов при упрощении художественного исполнения - для Архангельской ставротеки с образами свт. Климента, папы Римского, на внешней крышке и святых Константина и Елены, 2 ангелов - внутри (XIII в., АОКМ).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

14/27 июля. Служил литургию в храме Адриана и Наталии в Лосиноостровской. 19 июля/1 августа. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 20 июля/2 августа. День памяти пророка Илии. Служил литургию в храме Илии пророка на Воронцовом Поле. 21 июля/3 августа. Служил литургию в храме Троицы в Кожевниках. 22 июля/4 августа. Служил литургию в храме Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье. 24 июля/6 августа. День памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Служил литургию в храме Бориса и Глеба села Зюзино. 27 июля/9 августа. Служил литургию в Богоявленском монастыре. 28 июля/10 августа. Празднование Смоленской иконы Божией Матери. Служил литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. 31 июля/13 августа. Служил всенощную и выносил Крест в Донском монастыре. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в храме Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кунцево. 2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Николая Чудотворца на Песках, на Арбате («Никола Пески»). 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и всенощную в Николо – Угрешском монастыре. 9/22 августа. Служил литургию в Николо – Угрешском монастыре. Епископ Сергий (Ларин) оставил воспоминания об этом дне: «В пятницу, 9 (22) августа 1924 года, в память святого апостола Матфея, в большом соборе Николо – Угрешского монастыря торжественную литургию совершал Святейший Патриарх Тихон в сослужении множества епископов. Весь обширный монастырь был заполнен богомольцами, прибывшими не только из окрестных сел и деревень, но в большом количестве из Москвы. Святейший, окончив благословение народа, которое он неизменно совершал после каждого своего богослужения, независимо от усталости и количества молящихся, исчислявшихся иногда тысячами, проследовал к митрополиту Макарию (Невскому) , своему предшественнику по Московской кафедре, проживавшему здесь на покое в отведенном ему маленьком домике, окруженном зеленью и цветами...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010