Глава 3. Книга Плач Иеремии 19. Наименование и писатель книги Книга Плач Иеремии у Евреев первоначально называлась по первому слову, которым она начинается Есна; а потом стали называть ее рыдания, заимствуя таковое наименование от содержания книги. Очевидно это последнее название составилось не позже 270 г. до Рождества Христова. Ибо в переводе Семидесяти она названа Θρηνοι (рыдания, вопли плачевные); а в Церкви Христовой постоянно именовалась по своему содержанию «Плачем» (в Вульгате Lamentationes; a в Немецких переводах Klagelieder Je-remiae) и считалась творением святого пророка Иеремии, как прибавление к его книге. Таковое мнение Церкви о писателе, основанное на древнем предании, вполне согласно с содержанием Плача и устраняет всякие о нем недоумения. 20. Предмет, время написания, содержание и цель Иосиф Флавий (Antiqut. lib X сар. 5) и некоторые другие полагали, что книга Плач Иеремии есть та плачевная песнь о смерти царя Иосии, которая упоминается во второй книге Паралипоменон: Иеремия оплакал Иосию, и говорили все певцы и певицы в плачевных песнях по Иосии известных даже до сего дня и передали их в употребление Израилю; и вот они вписаны в книгу плачевных песней или – этот плач вошел в обычай у Израильтян и записан в книге рыданий ( 2Пар 35:25 ). Но это предположение не согласуется с содержанием книги. Ибо при смерти Иосии город не был разорен, весь народ не был уведен в плен и святыня не была поругана в такой мере, как это представляется в книге Плача. Притом в этой книге решительно нет упоминания о смерти Иосии. Конечно, Иерусалим и храм предполагаются еще существующими: пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник… священники его воздыхают ( Плач 1:4 ). Но это потому, что в первой главе вспоминаются первоначальные переселения народа; притом помянутое изречение должно быть понимаемо в связи с четвертой главой, где между прочим сказано: раскиданы камни святилища по всем перекресткам ( Плач 4:1 ). Есть также и почтительное упоминание о царе: Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, или – кем мы дышали, помазанник Всевышнего ( Плач 4:20 ), напоминающее по-видимому Иосию. Но достаточно прочитать следующие непосредственно затем слова: «пойман в ямы их», чтобы увидеть, что здесь речь идет о Седекии, схваченном и заключенном в узы. Что же касается до упомянутой в книге Паралипоменон записи в книгу плачевных песней( 2Пар 35:25 588 ), то, очевидно, здесь разумеется особый сборник скорбных песней в удовлетворение житейских потребностей Иудеев, у кого оплакивание царей, родителей и благодетелей было обязательным для каждого, – и у них образовался даже особый класс плакальщиц ( Мф 9:23 ; 589 Мк 5:38 590 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мёртвого моря 3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о личности Мессии ( , «машиах»): как о человеке и как о высшем существе. Но открывалось оно постепенно: вначале Господь возгласил человеку обетование о том, что «из семени жены» ( Быт. 3:15 ) произойдёт Избавитель, Который будет «поражать в голову» виновника падения человека – диавола, и Который избавит людей от грехов их. Лишь позже раскрывается учение о Божественном достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего человека. «В этом случае, – пишет митрополит Григорий (Чуков), – как и во всех других, Божественное Откровение приспособлялось к естественному ходу развития человечества вообще и шло от простого и менее совершенного к сложному и более совершенному; с другой стороны – считалось с характером еврейского народа и его географическим положением: многобожие соседей являлось большим соблазном для евреев, склонность к конкретному у которых брала верх над мыслью о духовности Высшего Существа. Поэтому и настаивалось, главным образом, на единстве Божества и предвечное происхождение Мессии пока не раскрывалось» 212 . Изображение Мессии как высшего существа, имеющего изначальное и Божественное происхождение появляется только во времена Давида, и раскрывается во Псалмах 2 и 109 213 . 3.2. «Ветхозаветный евангелист» и его пророчества о Христе Святого пророка Исаию не напрасно называют «ветхозаветным евангелистом» – настолько ярко, проникновенно, и в то же время богословски адекватно он описывает личность и деяния грядущего Мессии. Те черты личности великого Избавителя, которые в других книгах Ветхого Завета обозначены только в намёках, у пророка Исаии получают завершённость и полноту. Поэтому, характеризуя Исаию, уже Иисус, сын Сирахов, говорит: «Исаия, пророк великий и верный в своем видении, духом великим видел последнее и утешал сетующих в Сионе, даже до века показал будущее и сокрытое, прежде, чем придти им» ( Сир. 48:25–28 ). Иосиф Флавий, передавая общее мнение иудеев начала эры, называет Исаию «божественным и поистине чудным пророком» 214 . Однако во всей полноте значение пророческого вдохновения Исаии могло быть оценено только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный Августин писал, что «О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде, Исаия предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки», и вследствие этого заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка 215 , а блаженный Иероним видел нём не только пророка, но евангелиста и апостола: «мне кажется, что Исайя излагает не пророчество, а евангелие», – писал Иероним 216 . 3.3. Происхождение и состав книги Исаии. Деятельность Второисаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Глава 5 1–18. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу. Иудеи замышляют убить Христа за нарушение субботы и за Его учение о Себе как Сыне Божием. – 19–47. Речь Христа о Себе как об истинном Сыне Божием, Которому Отец отдал власть над миром. Ин.5:1 .  После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. «После сего», т.е. после событий ( μετ τατα – множественное число; ср. μετ τοτο – единственное число в Ин.2:12 ), описанных Иоанном в 4-й главе. «Был праздник Иудейский». Что это за праздник? Вероятнее всего предположить, что таким выражением Иоанн хотел обозначить праздник Кущей, как наиболее веселый и любимый в народе. Просто праздником ( ορτ) называется иногда праздник Кущей и в книгах Ветхого Завета ( 3Цар.8:2, 12:32 ; Иез.45:25 ; Неем.8:14 ) и у Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. «Иудейские древности» XX, 9, 3; XIII, 13, 5). Ни о Пасхе, ни о Пятидесятнице нельзя сказать ничего подобного, тем более о празднике Пурим. Например, в Ветхом Завете в переводе Семидесяти праздник Пятидесятницы (по-арамейски – Асарта, по-еврейски – Ацерет) нигде не обозначен просто выражением «праздник» ( ορτ). Но если Иоанн здесь имеет в виду праздник Кущей, то значит, что между прохождением Христа по Самарии в январе ( Ин.4:35 ) и настоящим событием, случившемся в Иерусалиме в начале октября (от 15 до 22 месяца тисри), прошло около девяти месяцев, в течение которых Господь прожил в уединении в Галилее, не посетив в предшествующую Пасху (2-ю Пасху) Иерусалим. «Пришел Иисус в Иерусалим». Господь приходит в Иерусалим один, без учеников, которые в это время, по-видимому, вернулись к своим прежним занятиям. Можно предполагать, впрочем, что апостол Иоанн, у которого была возможность прибыть с Господом в Иерусалим, не оставлял своего Учителя и в это пребывание Христа в Иерусалим. Иначе откуда он мог бы заимствовать речь Христа, сказанную по поводу исцеления расслабленного? (Предположение Эдершейма, что Христос Сам впоследствии передал ее содержание Иоанну, неправдоподобно: в Евангелиях нет нигде ни малейшего указания на такой способ ознакомления Матфея и Иоанна с речами Христа.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 1–9. Пир Валтасара, появление кисти руки, начертавшей на стене таинственные письмена, бессилие вавилонских мудрецов прочитать их. 10–16. Приглашение по совету матери царя Даниила. 17–29. Речь пророка к Валтасару и объяснение им таинственной надписи. 30–31. Смерть Валтасара и воцарение Дария Мидянина. Дан.5:1 . Валтасар царь сделал большое пирше­с­т­во для тысячи вельмож сво­их и перед­ глазами тысячи пил вино. По свидетельству кн. пророка Даниила, последним вавилонским царем был Валтасар (Белшацар), сын Навуходоносора ( Дан.5:2, 11, 13, 18 ), царствовавший более двух лет ( Дан 8.1 ) и убитый в ночь падения Вавилона ( Дан.5:30 ). Но между преемниками Навуходоносора по престолу, как они перечислены у халдейского историка Бероза, нет Валтасара. Сыном-преемником Навуходоносора он называет Евильмеродаха, а завоевание Вавилона относит к 17-ому году неизвестного пророку Даниилу Набонида. Равным образом, и по свидетельству Геродота, последним вавилонским царем был не Валтасар, а Лабинет. Подобное разногласие библейских и внебиблейских показаний, давшее одним экзегетам повод к отрицанию подлинности сказания кн. Даниила, заставляет других стремиться к их примирению. Самым естественным и верным средством к этому считалось до последнего времени отожествление Валтасара книги пророка Даниила с каким-либо из упоминаемых Берозом преемников Навуходоносора. Первую попытку в этом роде сделал Иосиф Флавий, по словам которого, последним вавилонским царем был Валтасар, «Набонидом от вавилонян называемый». Того же взгляда держался известный историк Нибур, утверждая, что имя Валтасар – почетный титул Набонида, а равно Михаэлис, Корнилий, Лапиде, Кальмет, Кнобель, Эвальд, из отечественных экзегетов Бухарев. Другие – Кранихфельд, Клифот, Кейль и Делич, Геферниик, Гуфман, Смирнов, основываясь на названии Валтасара «сыном Навуходоносора» отожествляли его с действительным сыном этого последнего – Евильмеродахом, царствовавшим два года, и, наконец, третьи – с Лавосоардахом. Что касается состоятельности данных взглядов, то она весьма незначительна. Так, против отожествления Валтасара с Евильмеродахом и Лавосоардахом говорит то соображение, что ни тот, ни другой не был последним вавилонским царем, каковым является у пророка Даниила Валтасар. Его смерть и разделение вавилонской империи между мидянами и персами представляются неразрывно связанными между собою событиями ( Дан.5:30–31 ). Равным образом недопустимо отожествление Валтасара с Набонидом. Во-первых, о двойном имени, которое носил будто бы последний вавилонский царь, не говорит ни пророк Даниил, ни Бероз; во-вторых, судьба Валтасара и Набонида, как она представлена пророком Даниилом и Берозом, совершенно различна. Первый был убит в ночь взятия Вавилона ( Дан.5:30 ), а второй, разбитый Киром, был выслан им из Вавилонии в Карманию, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5. Книга Пророка Варуха 24. Сведения о пророке Варухе Варух, по собственному его указанию в начале книги, был сын Нирия, сына Маасеева, сына Седекиина, сына Асадеева, сына Хелкиина ( Вар 1:1 ). Таковое перечисление предков до пятого рода или поколения ведет к заключению о знаменитости его происхождения. Действительно, Иосиф Флавий (Antiqut. lib. З, сар. 11) говорит, что Варух был знатного рода и обладал отличным знанием еврейского и халдейского языков. Брат его Сарей или Сераия был начальником даров, отправленных с посольством в четвертый год царствования Седекии к царю Вавилонскому ( Иер 29:1–23; 51:59 619 ). На том основании, что по одному древнему кодексу, из числа собранных Кеникоттом, в составе сего посольства Седекиина упомянут Варух, некоторые полагают, что действительно Варух отнес в Вавилон пророчество Иеремии, изложенное в 50 и 51 главах его книги, прочитал там его и бросил в реку Евфрат. Но в книге Иеремии Варух представляется неотлучным спутником этого пророка в Иерусалиме. В четвертый год царствования Иоакима он написал из уст Иеремии свиток его пророческих речей и прочитал его в храме народу; в 5 году составил другой экземпляр их, когда первый был сожжен высокомерным Иоакимом ( Иер 36:1–2 , 620 22–23 621 ). Как и пророк Иеремия, Варух терпел ненависть, преследование и гонение от своих современников ( Иер 36:19–26 ; 622 43:3 623 ). Поэтому и жаловался на свою горькую судьбу, особенно в начале служения, когда еще не приобрел терпеливости. Горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя ( Иер 45:2–3 ). Вместе с Иеремией был увлечен иудеями в Египет ( Иер 43:6–7 624 ). После смерти Иеремии Варух возвратился из Египта и путешествовал в Вавилон на пятом году после разрушения Иерусалима, когда войско Навуходоносорово опустошало Египет. Одни из раввинов полагают, что Варух умер в 12 году пленения в Вавилоне; а другие говорят, что кончина его последовала в Египте, когда он пришел туда во второй раз. Память его совершается Церковью 11 октября (28 сентября ст.ст.). 25. Содержание книги Варуха

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 6. Третье миссионерское путешествие Третье миссионерское путешествие – самое продолжительное по времени и самое богатое драматическими событиями из всех путешествий апостола Павла. Оно длилось около пяти лет и завершилось в Иерусалиме. 1. Галатия, Фригия и «верхние страны» Первая часть нового путешествия Павла вмещается в скупые строки книги Деяний: «И, проведя там 284 несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников» ( Деян. 18:23 ). Далее следует отступление, касающееся пребывания Аполлоса в Эфесе, после чего говорится, что Павел, «пройдя верхние страны, прибыл в Ефес» ( Деян. 19:1 ). О каких областях идет речь, и каков был маршрут Павла? Из Антиохии он должен был направиться в сторону Тарса – своего родного города. Можно предположить, что там Павел сделал остановку. Далее он шел по городам Южной Галатии – тем же, которые посетил в ходе первого миссионерского путешествия и еще раз в ходе второго. 285 На это указывают слова «утверждая всех учеников». To есть Павел не осваивал новые земли и не создавал новые общины, а посещал те, которые уже были созданы ранее. Под «верхними странами», очевидно, следует понимать гористую местность, которую Павел и Тимофей должны были пересечь. Точная идентификация этой местности является предметом споров: одни указывают на долину Меандра, 286 другие – на долину Цеста. 287 Целью этого долгого и трудного путешествия был Эфес, который Павел кратко посетил в ходе предыдущего миссионерского путешествия и куда обещал вернуться ( Деян. 18:20–21 )/ Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи, по количеству населения уступавший лишь Риму, Александрии и, возможно, Антиохии Сирийской (население Эфеса составляло, по разным подсчетам, от 200 до 400 тысяч человек 288 ). Это был крупный центр коммерции и торговли, Иосиф Флавий называет его «главным городом в Асии». 289 Здесь располагался храм Артемиды – один из крупнейших храмов в мире, в четыре раза превышавший по размерам афинский Парфенон. От него в настоящее время остался только фундамент. Зато сохранился амфитеатр, вмещавший 24 тысячи человек. 290 Даже в наше время Эфес, от которого сохранились лишь румны, представляет собой величественное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава II Маттафия и его сыновья ( 1Мак.2:1–5 ). Плач и скорбь их об опустошении Иудеи и Иерусалима ( 1Мак.2:6–14 ). Повод к выступлению Маккавеев ( 1Мак.2:15–26 ). Призыв Маттафии к восстанию всех верных закону – за отеческую веру и уход в пустыню ( 1Мак.2:27–38 ). Постановление Маттафии и его сподвижников не применять заповедь о субботнем покое в случаях необходимой защиты при нападениях: увеличение его последователей ( 1Мак.2:39–48 ). Завещание умирающего Маттафии детям, последние распоряжения, благословение и смерть ( 1Мак.2:49–70 ). 1Мак.2:1 . В те дни восстал Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова, священник из сынов Иоарива из Иерусалима; жил он в Модине. «Маттафия, сын Иоанна, сына Симеонова…» – Этого Симеона Иосиф Флавий ближе обозначает через прибавку του A­ σαμωναου, т. е. сын Асмонея, (Древн. Uyд. XII, 6, 1 ). По имени этого предка своего, дети и внуки Маттафии вообще в иудейской литературе именуются Асмонеями; отсюда и такие выражения: A­ σαμωναων γενε, род Асмонеев (Древн. Uyд. XIV, 16, 4 ); ο A­ σαμωναου παδες, дети Асмонея (Древн. XX, 8, 11) и т. под. – «Священник из сынов Иоарива…», т. е. из священнического класса Иоарива, первого из 24 священнических классов, по числу священнических родословий, на которые Давид разделил их при распределении их служения во храме ( 1Пар.24:7 ). По Флавию (vita, 1), этот класс или родословие – пользовалось преимущественнейшим перед прочими уважением, и происхождение от него считалось высшим благородством в духовной иерархии. Через ιερες Маттафия обозначается как простой священник, но позднейшие иудейские предания помещают его и в число первосвященников, и некоторые толкователи находят это возможным, указывая для сего то время, когда по смерти Онии III ( 2Мак.4:34 ) и после отступничества его брата Иасона в язычество ( 2Мак.4:7 ), а также вследствие бегства Онии IV в Египет, – первосвященство после такой ломки должно было именно перейти к Маттафии. – «Модина» – Μωδεν – город – лежал близ Диосполиса, т. е. Лидды, по дороге из Иерусалима в Иоппию (нынешнюю Яффу), на горе, с которой можно было видеть море ( 1Мак.13:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I. О книге Бытия 1 I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Моисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Моисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:1 2 и приличествует ее содержанию. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Моисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается: а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия. б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–21 3 . Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:46 4 ; сн. Быт.49:10 . III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать: 1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и 2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея. 1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку а) Пределы жизни человеческой сократились. б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились. в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое. 2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законоположения в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава XIX. Акра или Птолемаида «Мы же, совершивши плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовавши братьев, пробыли у них один день». ( Деян 21:7 ) Дорога из Каифы в Акру идет вдоль морского берега, который глубоко закругляется от мыса Кармила до Акры; шумные волны далеко раскатываются по песку; я видел несколько выброшенных ими обломков кораблей. Множество морских губок устилают берег. Берега Сирии страшны мореходцам со времени падения ее знаменитых приморских городов; на всем пространстве, от Александреты до Газы, нет ни одной верной гавани. Бейрут, Сидон, Тир, Акра, Каифа, Яфа сделались только якорными стоянками, откуда при каждой перемене ветра корабли поспешно удаляются в море; притом от неискусства арабских корабельщиков кораблекрушения на этих берегах слишком часты. Мы проехали чрез устье Кисона, которое было затянуто песком. От подошвы Кармила до Акры мы доехали через 3 с половиною часа. Акра или Сен-Жан д’Акр ( Saint-Jean d’Acre) занимает место древнего Акхора, о котором говорится в Книге Судей 184 ( Суд 1:31 ). Греки называли этот город Акко или Акка; это название значит исцеление. По баснословным преданиям, Геркулес был уязвлен змеею и вылечился близ Акки на реке Белусе (что теперь Кардане) травою, называемою колоказия. Ботанисты находят и теперь подобную траву в здешних окрестностях 185 . Поток Белус или Кердане, о котором подробно говорит Плиний, впадает в море неподалеку от Акры. Частицы, находящиеся в его песке, привели к открытию стекла. Этот поток, как и прежде, вытекает из болот. На нем устроена мельница. Правее этой мельницы есть ручей, называемый Танус. Французская армия при осаде Акры была расположена между этим ручьем и мельницею. Иосиф Флавий говорит о великолепном памятнике, воздвигнутом на берегу реки Белуса 186 ; после город принял имя Птолемаиды и под этим именем находится в книгах Маккавейских. Во время войны Маккавейской она была важным военным пунктом, как и теперь. Название Птолемаиды должно приписать времени Египетских Птоломеев. Хотя один ученый писатель говорит, что книги Маккавейские писаны прежде Птоломея Латура, вторгшегося в Сирию, но Птоломей Филопатор, гонитель иудеев, воцарился в 221 году до Рождества Христова, тогда как Иуда Маккавей убит в 161 году до Рождества Христова. Плиний называет Акру колонией Клавдия Кесаря. Цитадель, как кажется, всегда сохраняла имя Акки 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Глава третья. Моисей при дворе египетского фараона 3.1 Три периода жизни пророка Моисея Жизнь пророка Моисея делится на три сорокалетия. Первое сорокалетие. Моисей – сын дочери фараона, постигает тайны и высоту египетской премудрости. Сам Моисей – придворный вельможа. Второе сорокалетие. Моисей – безызвестный пастух, проводящий уединенное пустынножительство. Третье сорокалетие. Моисей – боговидец и великий пророк, совершающий величайшее для своего народа служение. Три сорокалетия Моисеевой жизни – это практически духовный закон. Этим путем прошли многие святые, преподобные и святители. Сначала познание этого мира, потом его отрицание и вновь возвращение к нему. Первые два сорокалетия нужны для третьего, подготавливают его. Итак, Моисей в Египте. 3.2 Моисей – сын дочери фараона После того, как Иохавед, мать Моисея, вскормила его, он был отдан дочери фараона. И он был у нее вместо сына ( Исх. 2:10 ). Первомученик диакон Стефан свидетельствует в своей речи: А когда (Моисей-младенец) был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына ( Деян. 7:21 ). Как сын дочери фараона Моисей занимал исключительное место при дворе фараона, был домочадцем фараона. Искреннее сердечное чувство связывало дочь фараона с Моисеем. «Полюбила Моисея дочь фараона, как мать – родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла...» с. 50, Агада, Шемот-Раба, 1]. Оберегать Моисея у дочери фараона были основания. Жизнь ее любимца и при фараоновом дворе продолжала быть в опасности. У младенца были недруги. Интересные сведения имеются у Иосифа Флавия. Он сообщает о имени и неплодстве дочери фараоновой. Отсутствие собственных детей побудило ее усыновить полюбившегося спасенного ею младенца. Сообщается о недоброжелательном отношении к Моисею придворных вельмож. Иосиф Флавий: «Не имея собственных детей, Фермуфис [дочь фараона. – Г.Ф.] ввиду таких его качеств усыновила его. Приведя Моисея однажды к отцу своему, она указала на него как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына [надо полагать, быть наследником дочери фараона не означало быть наследником фараона, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010