Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАФЕТ [евр. , или греч. Ιαφθ], 3-й, младший сын ветхозаветного патриарха Ноя, брат Сима и Хама (Быт 5. 32). Точная этимология имени И. не установлена. Нек-рые исследователи возводят его к евр. глаголу - «быть красивым». Народная этимология имени И., основанная на игре слов МТ: «...да распространит Бог Иафета» ( ) (Быт 9. 27), связывает его с евр. глаголом - «быть широким» и указывает на наследование И. большой территории. Во всех списках сыновей Ноя И. неизменно упомянут на 3-м месте (Быт 5. 32; 6. 10; 7. 13; 9. 18; 10. 1; 1 Пар 1. 4). Однако в Быт 9. 24 Ной называет Хама меньшим сыном, что, вероятно, является отголоском иной традиции, отличной от подчиненных строго хронологическому принципу генеалогических списков. В христ. экзегезе этот стих не связывался с И., а истолковывался как указание на низкое духовное состояние Хама по сравнению с духовным состоянием др. братьев (см., напр.: Ioan. Chrysost. In Gen. 29. 6). В раввинистической традиции И. считался старшим сыном Ноя (Санхедрин 69b; Берешит Рабба 26. 3; 37. 7). После спасения от потопа И. вместе со своими братьями был удостоен божественного благословения и участвовал в заключении завета (Быт 9. 1, 17). Когда И. получил от Хама известие об опьянении Ноя, то вместе с Симом вернулся в виноградник и почтительно прикрыл наготу отца. После чего И. был благословлен Ноем, к-рый сказал: «...да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9. 27). Это благословение может указывать на последующий союз израильтян с филистимлянами против хананеев во времена царя Давида. В т. н. таблице народов потомки Ноя представлены 7 сыновьями И.: Гомером, Магогом, Мадаем, Иаваном (Елиса - по LXX), Фувалом, Мешехом и Фирасом (Быт 10. 1, 2). Иосиф Флавий сопоставил их с названиями 7 индоевроп. народов: киммерийцев, скифов, мидян, ионийцев, фовелийцев, каппадокийцев и фракийцев ( Ios. Flav. Antiq. I 1. 6). Четыре сына И.: Гомер, Иаван, Фувал, Мешех - упомянуты в пророческих книгах (Ис 66. 19 и Иез 27. 13; 32. 26; 38. 2, 3, 6; 39. 1). Наибольшую известность из потомков И. получили племена Киттим (Числ 24. 24; Ис 23. 11; Иер 2. 10) и Фарсис (Ион 1. 3; Иер 10. 9), давшие название одноименным землям. |
Приведем о ессеях подробную выписку из Иосифа Флавия, который является свидетелем, ибо он в молодости три года жил в пустыне с ессеями, но затем вернулся в Иерусалим. Биографы полагают, что, возможно, он не выдержал трехлетнего испытательного срока, установленного ессеями для своих приверженцев: «Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивать его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами, каждый к своим занятиям. Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опаясываются холщевым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище, куда лица, не принадлежащие к секте, не допускаются, и очищенные, словно в святилище, вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата – он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [пророка Моисея]: кто хулит его, тот наказывается смертью. Повиноваться старшинству и большинству они считают за долг и обязанность, так что если десять сидят вместе, то никто не позволит себе возражать против мнения девяти. Они остерегаются плевать пред лицом другого или в правую сторону Подобно эллинам они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив того, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук» (Иосиф Флавий. Иудейская война. Кн. вторая. Гл. восьмая). Приведенные цитаты убеждают, что в учении ессеев были элементы язычества. Некоторые исследователи считают, что ессеи восприняли их от халдеев. |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Глава 10. От Ездры до Ирода Великого Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета После Ездры наступает темная эпоха в истории Палестины, о которой даже Иосиф Флавий, знаток из знатоков, ничего особого сказать не может. По-видимому, персы не трогали Палестину; кроме сбора податей и налогов ничего интересного там не происходило. История Иудеи в эту эпоху отображена в Библии только в книге Есфирь и неканонических книгах Маккавейских, причем подробно описано только время сирийского владычества, т. е. середина II века до Р.Х. 10.1. Завоевание Александра Македонского Следующее значительное изменение обстановки на ближнем Востоке связано с именем Александра Македонского. В 332 году Александр следует по Средиземноморскому побережью на юг, осаждает Тир и проходит по Египту. Именно в этот момент происходит столкновение Александра с Иудеей. Иерусалим отказывается помогать Александру вести осаду Тира, ссылаясь на присягу, которую они приносили персам. Тем не менее, Иерусалим был пощажен Александром. Некоторые считают, что Александру просто не хотелось связываться с этим народцем. Иосиф Флавий приводит другую версию: Александру, приближавшемуся к Иерусалиму, навстречу вышел первосвященник со свитой. И дальше Флавий говорит о том, что Александр еще издали заметил толпу в белых одеждах и во главе ее священника в одеяниях из виссона, первосвященника в гиацинтовой ризе, вышитой золотой нитью, в чалме с золотой дощечкой, на которой было имя Господне. И потому он один выступил вперед, поклонился перед именем Божиим и первым приветствовал первосвященника. При этом Александр сказал, что видел сон, побудивший его воздать почести Богу иудеев. Проверить эти сведения мы не можем, но, вообще, это не противоречит поступкам Александра Македонского в других случаях. В религиозном смысле он всегда был настроен весьма терпимо и воздавал почести божествам самых разных стран, и вполне был готов стать первосвященником самых разных культов. Во времена Александра в Самарии на горе Гаризим был построен храм. Постройку производил губернатор Самарии, и завершил ее к 348 году. Первосвященником в этом храме стал его зять, Манассия, который происходил из рода иудейских первосвященников. Правда, есть версия о том, что это произошло на сто лет раньше, еще во времена Неемии. Санаваллат Хоронит (Неем. 2:10) был одним из противников Неемии, а один из членов первосвященнического дома стал его зятем и был изгнан из Иерусалима и ушел к нему (Неем. 13:28). Не совсем ясно, когда произошло это строительство, в V или в IV веке. С этого момента отношения самарян с иудеями, итак испорченные тем, что иудеи в свое время не допустили самарян к строительству иерусалимского Храма, окончательно испортились, потому что самаряне построили конкурирующий религиозный центр (храм на горе Гаризим просуществовал до времен потомка Маккавеев Иоанна Гиркана, которым он был разрушен). С вопросом о месте поклонения, в Иерусалиме или на Гаризиме, мы сталкиваемся и в Евангелии. |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 9.7. Дополнительные сведения о Ездре 9.8. Итоги периода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 9.7. Дополнительные сведения о Ездре С именем Ездры связано еще одно событие, которое зафиксировано в Писании, создание Великой синагоги, о которой говорит Иосиф Флавий. Сам факт существования Великой синагоги оспаривается учеными иногда, тем не менее есть свидетельства, что она существовала. Что это такое? Это такой совет старейшин и мудрецов, которые были хранителями предания, они занимались толкованием и собиранием книг Священного Писания. Именно с именем Ездры связывают последнюю редакцию и свод воедино книг Священного Писания. Говорят, что Ездре при этом помогали и мужи Великой синагоги. Административных функций, какие мы видим у синедриона во времена новозаветные, Великая синагога не имела, она имела значение чисто религиозного центра. В неканонической третьей книге Ездры есть повествование о том, как Ездра, водимый Духом Святым, восстановил утерянные книги (3 Езд. 14:20–45). 9.8. Итоги периода Перед падением Иерусалима сознание людей определялось тем, что они были частью некой нации и государства – Иудеи, с законом, который они не соблюдали, но, тем не менее, имели, с неким богословием, с судом, с Храмом, со столицей, в которой правили члены династии Давида. Теперь, после плена, этого больше не было. Иудея стала частью большой провинции и не имела никакой самостоятельности. Само понятие народ тоже уже было не государственным, а связанным исключительно с законом Божиим и с верностью Богу, поскольку иудеи были перемешаны территориально с язычниками. Благодаря трудам Ездры и Неемии самосознание вернувшихся из плена людей было сосредоточено вокруг двух центров – вокруг Храма и вокруг Закона. Книга Паралипоменон, которая была написана уже после плена, одной из особенностей имеет исключительное внимание к храму и к богослужению, к исполнению воли Божией. И здесь, в книге Ездры, важнейшее место занимает именно история восстановления Храма. Если посмотреть на послепленных пророков, то и в их пророчествах Храм и Закон занимают важнейшее место. Это было результатом той встряски, которой явился плен, и Закон – единственное, что оставалось у отведенных в плен иудеев, потому что ни Храма, ни богослужения не было. |
Александр Стриженов, ведущий телепрограммы «Доброе утро», Первый канал. Фото Ярослава Цакула. – С.20-21. Священник Николай Емельянов , заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института. Грех – это то, что мешает любить. Послесловие к дискуссии. Фото Вячеслава Лагуткина//Фома. - – 2003. – С.22-25. – (рубрика « Тема: Любовь без брака »). См. также отклики : Иерей Александр Лаврин , клирик храма Божией Матери «Живоносный Источник»: Отклик на дискуссию «Любовь без брака»//Фома. - – 2004. – С.100. – (рубрика « Отклики »). Далия Трускиновская , писатель, г. Рига. Таинство, отложенное навсегда//Фома. - – 2004. – С.102-103. – (рубрика « Отклики »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (раздел). – С.26-43. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Хронос: Громкое молчание . Христос и евангельские события в документах истории. Илл.: Ф. Кварелли: Стена плача, ок. 1875 г., фото с сайта журнала израильской культуры «Ариэль»; Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме/Автор статьи - Роман Маханьков //Фома. - – 2004. – С.28-30. – (рубрика « Хронос »). Имеется историческая справка к теме « Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.)…» (С.28). Лики и лица: Священник Александр Ельчанинов (1881 – 1934). Историк, богослов, один из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), воспитавшего в православной вере множество русских эмигрантов. Приводятся краткие выдержки из «Записей» отца Александра //Фома. - – 2004. – С.31. – (рубрика « Лики и лица »). Ортодоксия: Духовный отец – кто это? Беседа с протоиереем Владиславом Свешниковым , настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках/Беседовала Мария Свешникова . Фото Владимира Хизова//Фома. - – 2004. – С.32-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Владислав Свешников …» (С.33). Разговор начистоту: О Боге, вере и Церкви . Беседа о режиме он-лайн /Переписка (по электронной почте) Владимира Легойды с читателем, предложившим пообщаться «на философские темы». Фотостудия Сергея Мартьяхина//Фома. - – 2004. –С.38-40. – (рубрика « Разговор начистоту »). (Продолжение следует). |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
| |