Граф Иван Александрович, действительный статский советник Граф Пётр Александрович, статский советник Граф Гавриил Александрович Граф Александр Александрович КОЛЕНО VII: Граф Алексей Гаврилович, действительный Графиня Елисавета Гавриловна † 1818 Граф Фёдор Гаврилович, действительный каммергер † в декабре 1823; женат на Наталие Петровне Измайловой, рождение 1769 † в апреля 1849 Граф Пётр Гаврилович, обер-егермейстер † 3 декабря 1821; женат на Софие Александровне Демидовой † в декабре 1831 Граф Гавриил Гаврилович, полковник † 21 октября 1805 Графиня Генриетта Гавриловна, за французским генерал-лейтенант, бельгийским графом де-Брюж (de Bruges) Граф Юрий Александрович, последний граф Головкин, рождение 1749 † 21 января 1846, обер-каммергер, государственного совета член, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени; женат на Екатерине Львовне Нарышкиной † 5 ноября 1820 КОЛЕНО VIII: Графиня Наталия Юрьевна, за тайным советник князем Александром Николаевичем Салтыковым Иван Семёнович 4) был боярином при Петре Великом. Сын его Гавриил Иванович, искусный дипломат, был сперва постельничим при Петре Великом; потом президентом посольских дел, и возведён Иосифом I, в 1707 году, в Графское достоинство. Пётр Великий пожаловал его, 15 июля 1709 года, государственным канцлером, и в тот же день в Графское Российского Царства достоинство. По учреждении, в 1718 году, коллегии, он был президентом коллегии иностранных дел до самой кончины своей; при Екатерине I и Петре II был членом верховного тайного совета; при Императрице Анне старшим кабинет-министром. Старший сын его, Иван Гаврилович, был посланником в Голландии, потом действительный тайный советник и сенатором, а внук, граф Гавриил Иванович, был гофмаршалом великого князя Петра Феодоровича, по вступлении коего на престол уволен от службы с чином действительного тайного советника. Младший сын канцлера, граф Михайло Гаврилович находился, при Императрице Анне, действительным тайным советником и сенатором; в правление принцессы Анны Леопольдовны был вице-канцлером и кабинет-министром; по восшествии на престоле Елисаветы Петровны сослан в Сибирь, где и кончил жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Григорий Александрович (рождение в сентября 1739 † 5 окт. 1791), фельдмаршал военной коллегии президент, генерал-адъютант, сенатор, преображенского полка подполковник, черноморских казацких войск великий гетман, генерал-губернатор новороссийский, азовский и таврический, опекун иноверцев в России, кавалер всех российских орденов первых степеней и прусского ордена чёрного орла, возведён был Екатериною Великою в Графское Российской Империи достоинство 10 июля 1775 года, Императором Германским Иосифом II во Княжеское Римской Империи достоинство с титлом Светлости, 27 февраля 1776 года, и получил от Екатерины Великой титул Таврического 8 июля 1787 года. Муж истинно-гениальный, с умом всеобъемлющим, он оказал России величайшие услуги, приведя русскую армию в лучший против прежнего порядок, бросив прочные семена гражданского устройства в Новороссийском краю, столь много обещающем в будущем, устроив на Чёрном море флот, и основав Севастополь и Николаев. Двоюродный дядя его, секунд-майор Сергий Дмитриевич Потёмкин, от брака с княжною Анною Михайловною Кропоткиной имел трёх сыновей: 1) Петра Сергеевича; 2) Михаила Сергеевича, генерал-поручика, генерал-кригс-коммисара, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени († 14 декабря 1791); который, от брака с Татианою Васильевною Энгельгардт, (в последствии женою действительного тайного советника князя Николая Борисовича Юсупова), имел сына Александра Михайловича, ныне тайный советник и СПб губернского предводителя дворянства; женатого на княжне Татиане Борисовне Голицыной, и дочь Екатерину Михайловну, за обер-каммергером Александром Ивановичем Рибопьером, и 3) Павла Сергеевича, генерал-аншефа, генерал-губернатора кавказского, кавалера святого Александра Невского, святого Владимира 1 степени и святого Георгия 2 степени. Он возведён был Екатериною Великою, 1 января 1795 года, в Графское Российской Империи достоинство, и скончался 29 марта 1796 года, оставив от брака с Прасковиею Андреевною Закревскою (рождение 1763 † 1816), двух сыновей: графа Григория Павловича, убитого под Бородиным, и графа Сергия Павловича, женатого на княжне Елисавете Петровне Трубецкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иерофеем епархией - без регистрации ЕУ. У архиерея произвели обыск. На допросе еп. Иерофей отрицал наличие при нем канцелярии, заявил, что его функции по управлению епархией ограничиваются совершением рукоположений, и сообщил, что к нему «по церковным делам» приходили верующие не только из Никольского, но и из других районов. Архиерей не признал себя виновным в присвоении прав юридического или должностного лица. С него была взята подписка о невыезде. 1 сент. 1925 г. еп. Иерофей был вызван в Вел. Устюг (центр Северо-Двинской губ.) и там арестован, 14 сент. доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Верующие ходатайствовали перед властями о возвращении епископа на Никольскую кафедру. Следствие не обнаружило против него серьезных улик. В нач. 1926 г. еп. Иерофей вернулся в Никольск. С кон. того же года он временно управлял Великоустюжской епархией в связи с арестом еп. Иринарха (Синеокова-Андреевского ; впосл. архиепископ). Весной 1927 г. еп. Иерофея неоднократно допрашивали и вскоре вызвали в Вел. Устюг. Для того чтобы избежать ареста, архиерей полгода был вынужден скрываться на территории Никольского р-на, при этом он продолжал тайно совершать богослужения, рукополагать клириков и совершать монашеские постриги. В связи с изданием «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Иерофей осенью 1927 г. обратился к нему с посланием, в котором призвал отказаться от компромисса с советскими властями. После этого Никольский епископ был уволен на покой. Ему было разрешено служить только в никольской Казанской ц. Тем не менее он продолжал управлять Н. в., установил связь с находившимися в оппозиции к митр. Сергию Ярославским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским) и митр. бывш. Ленинградским Иосифом (Петровых) . Клирики никольского Сретенского собора не поддержали еп. Иерофея в его противостоянии митр. Сергию и жаловались на Никольского архиерея священноначалию. В дек. 1927 г.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Именно тогда и состоялось знакомство владыки Фаддея с нашим городом. Он не доехал до столицы: по распоряжению начальника VI отделения секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова, возглавлявшего антицерковную работу и стремившегося любыми способами ослабить Церковь, в Саратове его сняли с поезда, задержали и отправили в уездный город Кузнецк Саратовской губернии (ныне Пензенская область), покидать который ему было запрещено. А заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал тогда священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович; †1937), который через некоторое время был арестован и расстрелян в лагере. Митрополит Сергий, освобожденный в марте 1927 года из тюрьмы, 27 июня 1927 года назначил владыку Фаддея архиепископом Пятигорским. Но с этим титулом он по-прежнему пребывал в Кузнецке и отбыть по назначению не мог. В связи с этим 27 октября 1927 года он был назначен на Саратовскую кафедру с титулом архиепископа Саратовского и Петровского. Вот фрагмент его письма конца 1927 года из Кузнецка духовным чадам в Астрахань, опубликованного игуменом Иосифом (Марьяном): «Писать сейчас много не могу вследствие неопределенности положения, связанных с переменой положения дел. Богу ведомо, суждено ли мне несколько приблизиться к Астрахани, соответственно назначению в С[аратов. - В. Т.]. Пока нужно выждать, что Бог даст. В Пятигорске оставлен прежний арх[иепископ] Димитрий [священномученик Димитрий (Добросердов; †1937). - В. Т.]. Назывался я по имени этого города, а видеть его не было суждено. Как-то теперь? Пока желаю Вам от всей души хранить любовь к молитве, св. Церкви, более и глубже внедрять в свои души слова Христовы со всем изобилием скрытой в них радости и жизни. Да хранит Христос от колебаний! Да даст легче избавляться от трудностей жизни!». Но из Кузнецка в Саратов владыке Фаддею разрешили вернуться, по всей видимости, лишь в декабре 1927 года. Это подтверждает то, что среди недавно опубликованных проповедей владыки, произнесенных в Саратове, есть датированные: 28 ноября (11 декабря) 1927 года - на тему «Как нужно не для себя, а " в Бога богатеть " », произнесена во Владимирской (Маминской) церкви Саратова; 13 (26) февраля 1928 года - на тему «Плач Адама о потерянном рае», произнесена там же, и в тот же день произнесенная на вечерне в Митрофаниевской церкви Саратова на тему «Внутренняя связь поста с прощением обид».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

К числу противников патриарха потом присоединились и монахи знаменитого Студийского монастыря в Константинополе. Между ними распространился слух и очень укоренился, что Тарасий посвящал в церковные должности за деньги, т.е. был подвержен симонии. По суждению Студитов, Тарасий за это подлежал бы низвержению с патриаршей кафедры. Кстати при этом Студиты припомнили, хотя уже и слишком поздно, что Тарасий возведен в патриархи не из лиц духовных, а из мирян, а это они считали отступлением от церковных правил. Из всего этого возникло «разногласие с Тарасием 4 ». Это происходило в правление Византийским государством Ирина и сына её Константина VI. Этот император дал повод к новым и еще более важным разногласиям между патриархом и его порицателями. Константин VI, возненавидев свою жену Марию, решился, под различными предлогами, вовсе удалить ее от себя, заключить в монастырь и жениться на фрейлине своей матери Феодоте, родственнице знаменитого настоятеля Студийского монастыря, Феодора Студита . Император поступил, как он захотел, женился на Феодоте и объявил ее императрицею. Тщетно патриарх Тарасий противился заключению незаконного брака императора; не помогло и то, что патриарх решительно отказался собственноручно венчать императора, что была в обычае в Византии. Константин стоял на своем и в случае дальнейшего противодействия со стороны патриарха, грозил восстановлением иконоборческого заблуждения. Патриарх должен был замолчать. Брак царский совершен был пресвитером и экономом, по имени Иосифом. Это было в 795 году 5 . Рассказанный случай; повел к новым разногласиям и нестроениям в Византийской церкви. Во главе противников брака царского, а вместе с тем и противников патриарха стали опять Студиты и настоятель Саккудианского монастыря, старец Платон. Студиты называли императора Константина «вторым Иродом», разумея того Ирода, который некогда женился на жене брата своего Филиппа, а патриарху давали знать, что он при указанном случае не проявил той благочестивой ревности, которою прославился Иоанна Предтеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Летом 1917 г. вместе с епископами Геронтием (Лакомкиным) , Геннадием (Лакомкиным) и Александром (Богатенковым) подписал ответ на обращение совета Всероссийских съездов единоверцев (см. Единоверие ). Обращение, в к-ром содержался призыв к примирению и объединению, было передано старообрядцам 31 мая 1917 г. (в период работы старообрядческого Освященного собора) епископами Андреем (Ухтомским) , Иосифом (Петровых) , прот. Симеоном Шлеёвым (см. Симон (Шлеёв) , сщмч.) и др. В ответе старообрядческих епископов говорилось: «Прежде чем приглашать к единению, необходимо, чтобы последователи реформ патриарха Никона при участии восточных патриархов соборне отвергли и осудили безрассудные клятвы и злохуления, произнесенные на святоотеческие предания и обычаи и на православных христиан, содержащих оные; обязаны раскаяться и испросить прощение как за эти клятвы и злохуления, так и за все бесчеловечные мучения и гонения, каким подвергали они и их предки держателей святоотеческих преданий» (Слово Церкви. М., 1917. 36. С. 609-610). В «Открытом письме к старообрядческим епископам Белокриницкой иерархии» еп. Андрей (Ухтомский) обвинил старообрядческих архиереев в нежелании вести диалог (Заволжский летописец. Уфа, 1917. 22. С. 631-637; то же: Слово Церкви. 1917. 45/47. С. 743-744). В 1918 г. М. разослал по приходам архипастырское послание в связи с публикацией 20 янв. декрета Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В послании среди прочего говорилось: «Осквернение исторических святынь, храмов и проч. священных предметов стало почти обычным явлением. Люди, получившие, по их мнению, свободу, употребляют ее во зло... Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа... Мы должны защищать веру Божию и св. Церковь, отстаивая ее вплоть до страданий, если бы которые и пришлось нам терпеть» (Голос Церкви. М., 1918. 2. С. 49-54). Со 2-й пол. 1918 по дек. 1922 г. М. находился в Донской епархии, территория которой до весны 1920 г.

http://pravenc.ru/text/2562838.html

Митрополит. По ММЛ РПИ, в Казань назначен «...с середины 1918 г. что неверно. В Списке Свт. Тихона... С. 185 указан Экзархом Кавказским. Завещательным распоряжением Святейшего Патриарха Тихона от 25.12.1924 (07.01.1925) указан 1-м в числе трех Местоблюстителей Патриаршего Престола, на случай кончины или иного внезапного прекращения своей деятельности Патриархом. (По обстоятельствам времени предоставленными полномочиями не воспользовался.) Неоднократно арестовывался, пребывал в заключении и в ссылке почти непрерывно. В 1926 г. по тайной инициативе митрополита Сергия (Страгородского) был выдвинут кандидатом (в числе трех) на Патриарший престол и к ноябрю 1926 года получил первенство по выбору 72 архиереев. За это был судим в марте 1927 года в Вятке и сослан на два года в Туруханский район Красноярского края и в затем в Енисейск, а затем еще на 3 года. Был в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) , в его и Временного Патриаршего Священного Синода деятельности усматривал превышение полномочий и попытку введения коллегиального управления. В переписке с митрополитом Сергием 05–11.1929 высказал несогласие с принятым на себя Заместителем Местоблюстителя объемом полномочий. 02.01.1930 был предан суду архиерейского собора под председательством митрополита Сергия, отстранен с 15.02.1930 от управления (номинального) Казанской епархией и определен на покой с правом служения. Определение вступало в силу, если митрополит Кирилл не откажется от общения с непоминающим митрополита Сергия епископатом. Подобного заявления митрополит Кирилл не сделал. (Официальный веб-сайт Казанской епархии kzan.eparchia.ru показывает епископа Чистопольского Иоасафа (Удалого) преемником митрополита Кирилла (Смирнова) без указания источника. В список не включен, поскольку подтверждения этих сведений нет). В 1933–1934 гг. недолгое время митрополит Кирилл жил в г. Гжатске. По некоторым неофициальным данным, незадолго до кончины митрополита Кирилла Смирнова состоялось его примирение с Заместителем (при единственной встрече в Москве 01(14)07.1934) и все канонические прещения сняты. В 1934 г. сослан в Южный Казахстан. Расстрелян 07(20)11.1937 в г. Чимкенте вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) . Один из виднейших и самых почитаемых иерархов Русской Церкви («столп Церкви») эпохи великих гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижний монастырь стоит на краю утеса. Невысокое ограждение позволяет увидеть долину внизу и горы Гостиница для паломников на скале над церковью Нижнего монастыря. Ее построил в 1742 году архимандрит Стефан (Павичевич) Мозаичная икона Спасителя Место, на котором сегодня находится Нижний монастырь, когда-то называлось Косьерадичи или Госерадичи. Когда здесь начали воздвигать монастырь, там было село, даже существовала сельская церковь Мозаичная икона святителя Николая, выложенная в стене ограждения Ограждение из прутьев позволяет увидеть долину внизу и горы Паломники Церковь Святой Троицы в центре Нижнего монастыря выстроена острожским настоятелем архимандритом Иосифом (Павичевичем) с помощью прихожан из Белопавичей и Пешивца с благословения тогдашнего митрополита Черногории Петра Первого Петровича, известного как святой Петр Цетиньский, Морачский и «Острожской обители защитник» Вход в храм – под колокольней. Она была построена в второй половине 19 века на средства одной благочестивой сербки из Приморья. Имя благотворительницы осталось неизвестным Росписи над входом в храм Свечи стоят 10 центов. Деньги за записки и свечи кладут либо в ящик для пожертвований, либо на стоящую рядом тарелочку. Никто не контролирует и не проверяет, сколько ты взял свечей и сколько положил денег Свечи зажигают и ставят снаружи. Для этого с обеих сторон от входа есть специальные большие ящики с песком и водой Современный иконостас церкви был создан в 70-е годы 20 века художником Наумом Андричем Роспись храма была обновлена в 2007 году Василий Острожский Василий Острожский (Стоян Петрович Йованович) родился в 1610 году в семье набожных родителей. Ранние годы провел в монастыре Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Постригся с именем Василий в монастыре Тврдош, стал сначала диаконом, а затем и священником. Служил в Цетиньском монастыре у печально известного черногорского митрополита Мардария. Здесь произошел страшный случай: молодая служанка по неосторожности забеременела от митрополита, а тот не нашел ничего лучшего, как обвинить в этом молодого и привлекательного священника. Василия приговорили к повешению, но исполнение приговора удалось отсрочить до рождения ребенка. Взяв на руки новорожденного младенца, Василий спросил у него, чей он. Тот прилюдно и сказал всю правду.

http://pravmir.ru/monastyr-ostrog-cherno...

Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора. Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64 ´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин) , архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой. В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых) ). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/77450.html

Патриарха Тихона 1925, 12 апреля Митр. Крутицкий Петр (Полянский) приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя 1925, 17 сентября Незаконное провозглашение автокефалии Польской Церкви 1925, 1 октября II «собор» обновленцев   1925, 14 декабря Митр. Нижегородский Сергий (Страгородский) приступил к исполнению обязанностей Заместителя патриаршего Местоблюстителя 1925, 22 декабря Образование Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе с архиеп. Екатеринбургским Григорием (Яцковским) 1925 Открытие Богословского института в Париже 1926, 7 июня Составление «Памятной записки» узников Соловецких лагерей 1926, ноябрь – 1927, март Временное исполнение обязанностей Заместителя Местоблюстителя митр. Петроградским Иосифом (Петровых) (ноябрь–декабрь 1926 г.) и архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем) (декабрь 1926 – март 1927 г.) 1927, 18 мая Образование Временного Патриаршего Священного Синода 1927, 29 июля Издание «Декларации» Заместителем Местоблюстителя и Временным Патриаршим Синодом 1929, 8 марта Издание постановления ВЦИК и СНК о религиозных объединениях 1929–1931 Массовое закрытие церквей 1929–1933 «Раскулачивание» и коллективизация   1931, 5 декабря Взорван храм Христа Спасителя     1930, 10 июля Увольнение митр. Евлогия от должности управляющего западноевропейскими приходами и назначение управляющим митр. Елевферия 1931–1935 Издание «Журнала Московской Патриархии» 1932–1933 Голод на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и Казахстане 1934, 1 декабря Убийство С. Кирова, начало массовых репрессий 1934–1935 Массовые аресты архипастырей, священнослужителей и мирян   1934, 27 апреля Временный Патриарший Синод удостоил митр. Сергия титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский»   1935, 18 мая Упразднение Временного Патриаршего Синода 1936, 5 декабря Принятие «сталинской» Конституции СССР 1937, 23 февраля – 5 марта Пленум ЦК ВКП(б), санкционировавший массовый террор 1937–1939 Массовые репрессии против священнослужителей и верующих, массовое закрытие церквей   1936, 22 декабря «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя» митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010