4) Новоустроенный мною большой кипарисный крест должен быть поставлен в кафедральном соборе над моею могилою на указанном мною месте. Во всяком случае, должен быть поставлен над моею могилою, где бы ни судил Бог быть ей. 5) Одесскому архиерейскому дому жертвую мой живописный портрет, который теперь висит в зале. 6) Одесской духовной семинарии отказываю принадлежащий мне живописный портрет Константина Петровича Победоносцева , лучшего из обер-прокуроров Святейшего Синода и моего благодетеля, а также лучшую из моих фотографий на память. Ей же отказываю все мои дипломы, царские грамоты и т. п. в рамках на хранение в библиотеке. Еще жертвую также живописные в рамах портреты митрополитов Московских Филарета и Макария, на память о сих великих мужах. 7) Принадлежащие мне живописные портреты (находящиеся ныне в Санкт-Петербурге) митрополитов Санкт-Петербургских Никанора и Исидора жертвую в библиотеку Санкт-Петербургской духовной семинарии с золочеными рамами. 8) Казанской духовной академии завещаю (живописные, в дубовых рамах) портреты архиепископа Казанского Антония и бывшего ректора этой академии, впоследствии епископа Смоленского Иоанна. 9) В библиотеку Новороссийского университета жертвую живописный в золоченой раме портрет поэта Пушкина в зрелых летах. 10) Погребающим меня преосвященным архиереям отказываю архиерейские палки: 1) с золотым набалдашником с инициалами В. (1.), данную в благословение митрополитом Литовским Иосифом Семашко ю митрополиту Киевскому Платону (во дни оны), а им данную в благословение мне (в Новочеркасске); 2) с серебряным золоченым набалдашником и голубком, дошедшую от митрополита Московского Филарета, и 3) с набалдашником костяным, дошедшую от архиепископа Херсонского Димитрия, с инициалами его имени; а также архиерейские четки: 1) большие из восточного хрусталя с промежуточными белесоватыми аметистами, завещанные мне по смерти епископом Саратовским Евфимием; 2) перламутровые с промежуточными аметистами и желтыми камнями, данные мне в благословение митрополитом Санкт-Петербургским Никанором; 3) яшмовые или сердоликовые (определить не умею) с промежуточными звездочками, с крестиками на цепочках, данные в благословение митрополитом Санкт-Петербургским Никанором Антонию, впоследствии архиепископу Казанскому, а от него мне; 4) такие же без звездочек, данные мне архиепископом Рижским Платоном, ныне митрополитом Киевским, и 5) красные сердоликовые, перешедшие от епископа Самарского Феофила к ныне Екатеринославскому епископу Серапиону, а им данные в благословение мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6.Архиепископ Иоанн (Поммер ; 1876–1934) – по происхождению латышский крестьянин. В 1897 года окончил Духовную Семинарию в Риге, в 1900 году поступил в Киевскую Духовную Академию. Был ректором Литовской Духовной Семинарии. После революции, уже будучи архипастырем, посажен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Был помилован и вернулся в Ригу, где владыку избрали архиепископом Рижским и всей Латвии (1921 г.). С 1925 года архиепископ Иоанн – член Латвийского сейма. Благодаря его усилиям Православная Церковь получила в Латвии равные права с другими церквами. Его речь по случаю кончины Патриарха Тихона – выдающееся свидетельство любви, верности и мужества. Владыка Иоанн погиб смертью мученика – был заживо сожжен на своей загородной даче под Ригой. По одним предположениям его убийство – дело рук дружинников латвийского диктатора Ульманиса, по другим – чекистов. 7. Архимандрит Кирилл (Смирнов Константин Илларионович; 1863–1937) впоследствии был епископом Тамбовским и Шацким (1909–1918), с 1913 года – архиепископ, затем митрополит Казанский и Свияжский. В завещании Патриарха Тихона – 1-й кандидат в Местоблюстители патриаршего престола. Неоднократно был в заключении и ссылках. В 1929 году выступил против «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) , за что 2 января 1930 года Синод вынес постановление о предании его суду епископов и отстранении от управления Казанской епархией. 19 августа 1933 года по окончании срока ссылки в городе Гжатске хотел воссоздать ликвидированную органами ОГПУ «Истинно Православную Церковь » совместно с епископами Дамаскином (Цедриком), Серафимом (Самойловичем), Парфением (Брянских). Арестован вновь в июле 1934 года и сослан в Казахстан. По приговору Южно-Казахстанского НКВД расстрелян вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым) в Чимкенте 228 . 8. Епископ Сергий (Лавров Алексей Петрович), сын священника села Болычева Мценского уезда Орловской епархии, родился 2 февраля 1878 года. После окончания Орловской Духовной Семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха на 4-м курсе, в 1902 году. В том же году окончил Академию вторым по списку, назначен в Урмийскую православную миссию. В 1903 году возведен в сан игумена. В 1904 году стал начальником той же Миссии в сане архимандрита. 1 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Салмасского. В 1916 году из Миссии отозван, получил назначение на Соликамскую викарную кафедру, на место, предназначавшееся епископом Пермским Андроником архимандриту Пимену, но служить там отказался, так же как и на вновь созданной Семиреченской и Верненской кафедре, на которую он тоже не поехал. Это был своего рода протест против отзыва из любимой Урмии. Епископ Сергий оставался в Тамбове под покровительством старого урмийца – архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

 Особая духовная атмосфера в храме определялась не только строгой уставной службой и бережным отношением к веками наработанной церковной традиции. Настоятель отец Сергий в большом и малом стремился создать для прихожан необходимые условия для молитвенного настроения. «Войдя в храм, вы не увидели бы свечного ящика. А если вам нужны были свечи или просфоры, то вы могли свободно их брать со столика, на котором они лежали, опуская в кружку по своему усмотрению ту или иную монету. Электрический свет не бил вам в глаза, так как храм освещался только свечами и лампадами, которые в определенные моменты богослужения почти все гасились, потом снова зажигались, в соответствии с церковным Уставом... Под большие праздники совершались «всенощные бдения». Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком «вечери любви» первых христиан» . Единство общины было нарушено в 1927 году. После публикации Декларации митрополита Сергия она разделилась и распалась. Часть людей покинула приход. Протоиерей Сергий выступил как непримиримый противник нового церковного курса. Он вошел в каноническое общение с митрополитом Иосифом (Петровых) и становится заместителем протоиерея Валентина Свенцицкого в руководстве московскими непоминающими. Известно письмо епископа Димитрия (Любимова) к отцу Сергию и другим священникам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца да будет с вами, возлюбленные о Господе о. Александр Сидоров, о. Сергий Голощапов, о. Никодим и вся священнослужители церквей Грузинской Божией Матери и Николы Большой Крест, – да поможет вам Господь пребывать в мире, единодушии и единомыслии, в твердом исповедании чистоты и Истины православной веры, с любовию во всем помогая друг другу» .

http://pravoslavie.ru/1651.html

Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов. Тем временем, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил " по соображениям большей пользы церковной " перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября. За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием (Любимовым), а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), - всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Григорий ( Лебедев Александр Алексеевич; 1878–1937), епископ. 2 декабря 1923 – хиротонисан во епископа Шлиссельбургского, викария Петроградской епархии, настоятель Александро-Невской Лавры; с декабря 1925 по июнь 1926 – временно управляющий Ленинградской епархией. 31 марта 1927 – арестован; 19 ноября освобожден; в конце 1927 – отказался поминать митрополита Сергия. В 1928 – ушел на покой. Проживал в городе Кашине Тверской области. 17 сентября 1937 – расстрелян. Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1877–1937), епископ. Принял монашеский постриг, миссионер в Пекинской духовной миссии. В 1923 – рукоположен во епископа Стародубского, управлял Черниговской и Глуховской епархией. В 1925 – выслан в Москву. Арестован вместе с митрополитом Петром. Выслан на 3 года в Туруханский край. В 1928 – встретился с митрополитом Сергием в Москве, отделился от него, сблизился с иосифлянами. В 1929 – арестован и приговорен к 3 годам концлагеря. Освобожден в 1933. В 1934 – вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 – арестован в Архангельске, отправлен в Карлаг. 10 сентября 1937 – расстрелян в Караганде. Димитрий (Любимов Димитрий Гаврилович; 1857– 1935), архиепископ. С 1886 – священник в дворцовой церкви св. Пантелеимона в Ораниенбауме. В 1895–1898 – настоятель церкви Михаила Архистратига в Ораниенбауме. В 1898 – назначен в Покровскую церковь в Большой Коломне в Петербурге. В 1922–1925 – в ссылке. 30 декабря 1925 – хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии. 26 декабря 1927 – подписал вместе с епископом Сергием (Дружининым) акт отхода от митрополита Сергия. 28 февраля 1928 – назначен митрополитом Иосифом временно управляющим Ленинградской епархией, возведен им в сан архиепископа. 29 ноября 1929 – арестован; приговорен к высшей мере наказания с заменой на 10 лет тюремного заключения. 17 мая 1935 – скончался в тюрьме Ярославля. Добронравов Викторин Михайлович (1889–1937), протоиерей. С 1919 – настоятель церкви Св. Николая Чудотворца на Петровском острове. 19 сентября 1930 – арестован по делу Ленинградского «филиала» ИПЦ. 8 октября 1931 – приговорен к 10 годам. Отправлен в Сиблаг. В апреле 1937 – освобожден досрочно. Поселился на хуторе Гнездышко Окуловского района, где совершал тайные богослужения. 6 августа 1937 – арестован по делу «контрреволюционной монархической организации». 28 декабря 1937 – расстрелян в Боровичах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

«Декларация» 1927 г. и последующие решения митр. Сергия, принятые под давлением советских властей, вызвали церковное разделение. Большинство духовенства РПЦ согласилось с позицией митр. Сергия: каноническое существование Патриаршей Церкви в СССР невозможно без признания Советским гос-вом офиц. статуса органов церковного управления и, следов., принятия навязанных властью условий. В то же время значительная часть епископата и клира посчитала такой компромисс с советскими властями невозможным и вышла из повиновения священноначалию РПЦ. Всего от подчинения митр. Сергию отказалось более 40 архиереев с частью своей паствы. Наиболее многочисленным и сплоченным церковным течением, оппозиционным митр. Сергию, являлось иосифлянство во главе с митр. бывш. Ленинградским Иосифом (Петровых) . Общая численность приходов, присоединившихся к иосифлянству, составила ок. 2,5 тыс. Центром движения стал Ленинград, значительное распространение иосифлянство получило также в Вятской, Ижевской, Новгородской, Воронежской, Тамбовской, Краснодарской, Киевской и Харьковской епархиях. Заметную роль в церковной оппозиции играло и андреевское течение во главе с еп. Андреем (Ухтомским) , к-рый еще в 1925 г. вышел из подчинения священноначалию РПЦ и через тайные епископские хиротонии создал собственную неканоническую иерархию. Церковные общины андреевцев особенно активно действовали в Ср. Поволжье и Предуралье. Еп. Андрей первым стал употреблять в отношении своих сторонников термин «истинно православные христиане» , к-рый в 20-30-х гг. ХХ в. наиболее часто использовался для обозначения тайных оппозиционных церковных общин. Большинство др. церковных оппозиционеров, часто объединяемых в лит-ре под собирательным определением «непоминающие» (не поминавшие за богослужением советские власти и митр. Сергия), не входили ни в какие церковные течения и не были организационно связаны друг с другом, хотя иногда выделяют с большим или меньшим основанием их группы - Даниловскую группу непоминающих , Мечёвскую группу (последователи прот. сщмч. Сергия Мечёва ) и др.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

До революционных потрясений 1917 г. Владыка успел написать и большей частью опубликовать около 80 трудов, в том числе 11 томов своего дневника и 10 статей в Православной Богословской энциклопедии. Еп. Иосиф уделял внимание примирению со старообрядцами. 31 мая 1917 г. вместе с епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) и единоверческим протоиереем Симеоном Шлеевым он присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору и имел беседы со старообрядческими архиереями. Через несколько месяцев Владыка стал участвовать в работе Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Вскоре после вынужденного прекращения работы Собора св. Патриарх Тихон приехал в Ярославль, где 1 – 2 октября 1918 г. служил в Спасо-Ярославском монастыре. На следующий день – 3 октября Первосвятитель поехал в Ростов Великий и служил там всенощное бдение вместе с епископом Иосифом и рядом других архиереев в Спасо-Яковлевском монастыре. 4 октября в обители была совершена патриаршая литургия, а затем Первосвятитель отбыл в Москву. В 1918 г. епископ Иосиф временно управлял Рижской епархией. А уже вскоре последовал его первый арест в Ростове 7 июля 1919 г. Ярославской губернской ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном». Владыка был перевезен в Москву во внутреннюю тюрьму ВЧК, где содержался около месяца. В августе 1919 г. он оказался освобожден без вынесения приговора. 6 Мужественное поведение преосвященного не прошло мимо внимания церковного руководства и 22 января 1920 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен Святейшим Патриархом Тихоном архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Новый конфликт с представителями советской власти не заставил себя ждать. 26 апреля 1920 г. специальная комиссия вскрыла мощи Ростовских Чудотворцев в Успенском соборе, Спасо-Яковлевском Димитриевом и Авраамиевском монастырях. Архиепископ Иосиф организовал и возглавил крестный ход с выражением протеста против этой варварской, незаконной даже в свете советских декретов акции. За это 8 июня 1920 г. Владыка был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Три недели он находился в заключении в Ярославской тюрьме, а в это время в Ростове собирались тысячи подписей верующих за его освобождение. В итоге архиепископ Иосиф был освобожден, но постановлением Президиума ВЧК от 26 июля 1920 г. приговорен к 1 году заключения условно с предупреждением о неведении агитации. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Его венчают пять золоченых главок; три луковки украшают алтарную апсиду. Боковые стены оформлены большими крестами из темного мрамора. Свет в храм падает через два ряда заглубленных окон. Паперть имеет вид крытой арочной галереи, над которой высится одноярусная звонница с главкой, – она заменила предполагавшуюся проектом шатровую колокольню. Интерьер разделен колоннами на три нефа; в полуциркульные окна вставлены цветные стекла с орнаментом. Красивый одноярусный иконостас вырезал во Флоренции из белого каррарского мрамора немецкий скульптор Б. Геннебергер (резьба по дереву – Дюфо), две иконы в нем («Божия Матерь» и «Спаситель») написал Н. А. Кошелев, молодой выпускник петербургской Академии художеств. Этот же художник был автором двух образов: «Воздвижение Креста Господня» и «Свв. Кирилл и Мефодий», помещенных в мраморные киоты у колонн. Изображения в кипарисовых царских вратах и на диаконских дверях принадлежат кисти итальянца Луиджи Рубио. Роспись в куполе («Господь Саваоф» на золотом фоне) и парусах (Евангелисты) исполнил Джакомо Донати, художник из Лугано. Общий тон стен до сих пор остается «темно-шоколадный с золотыми, красными и синими арабесками в русском вкусе». Эти арабески исполнил Джузеппе Бенцони. Витражи в окнах («Спаситель» в алтаре) сделал Шартр, лампады, светильники и паникадила из золоченой бронзы – Блинд. Часть предметов перешла из закрытой церкви в Берне. Стильную утварь, шитую золотом плащаницу, облачения и хоругви, изготовленные в Москве, подарил храму купец А. М. Полежаев, староста храма; Императрица Мария Александровна – напрестольный золоченый крест; вел. кн. Екатерина Михайловна – Евангелие в окладе, семисвечник, потир и дискос из серебра; супруги кн. Голицыны – мраморные рамы для икон. 14 сентября 1866, в престольный праздник, церковь была торжественно освящена тремя протоиереями: Иосифом Васильевым из Парижа, Афанасием Петровым из Женевы, Василием Прилежаевым из Ниццы и священником Владимиром Ладинским из Веймара. Об этом событии напоминает мраморная доска в притворе.

http://sobory.ru/article/?object=12221

Еще до окончания срока своей командировки отец Сергий рапортовал в Пекин начальнику ПДМ о своем желании служить в Урге до конца своих дней, но через некоторое время по определенным причинам личного характера был переведен в число братии Посольского Спасо-Преображенского монастыря . Следующим командированным священником был член ПДМ иеромонах Геронтий (Левицкий), служивший в Урге в 1866–1868 годах. Недолго (с октября 1872 г. вплоть до своей кончины 27 декабря того же года) в Урге прослужил участник ПДМ иеромонах Корнилий (Паликин), который был похоронен на русском кладбище в Урге . Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе Постоянный священник в Ургу назначается указом иркутского архиерея в мае 1893 года. Первым настоятелем ургинского Свято-Троицкого храма стал миссионер Цакирского стана Забайкальской духовной миссии (сегодня – территория Закаменского района Республики Бурятия) священник Николай Петрович Шастин (1862–?), который служил в Урге до 1895 года, именно он и совершил освящение консульского храма. В Монголию новоназначенный настоятель прибыл вместе с псаломщиком Иосифом Корнаковым, выпускником Иркутской духовной семинарии. В ноябре 1895 года отец Николай, хорошо владевший разговорным китайским языком, назначается членом ПДМ и переводится в Александро-Невский храм г. Ханькоу (ныне – часть г. Ухань провинции Хубэй КНР), откуда примерно через год его назначают в Пекин, после чего служит несколько лет в Цицикаре. Затем слагает с себя священный сан и возвращается в Ханькоу с новой семьей уже после революционных событий 1917 года «в качестве эмигранта-беженца» . Таким образом, несмотря на отдельные утверждения , сведения о жизни отца Николая прослеживаются и после 1897 года вплоть до крушения Российской империи, дальнейшая судьба его неизвестна. Павел Николаевич Шастин, врач Стоит сказать, что в литературе в связи с описанием биографии известного в Монголии российского и советского врача Павла Николаевича Шастина (1872–1953 гг.) нередко путают двух священников: Николая Павловича Шастина, настоятеля ургинского храма, и Николая Иакинфовича Шастина (1851–1909 гг.), служившего в иркутских храмах.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Затем им были переведены с греческого на славянский полные бденные службы: всем святым новомученикам, пострадавшим на Востоке, общая память которых празднуется во второе воскресенье Петрова поста; всем святым бессребеникам, общая память которых в обители совершается в воскресенье, ближайшее к 1 ноября; святой праведной Еввуле, матери святого Пантелеимона, память которой в обители совершается в четвертое воскресенье Великого поста вместе с памятью преподобного Иоанна Лествичника; полиелейная служба святым преподобномученикам Иулиану и Василисе иже с ними 10-ти тысячам инокам и одной тысяче инокинь, за Христа пострадавшим в 313 году, в царствование Диоклетиана (память их 8-го января); святому Иоанну Русскому, новому исповеднику, жившему и скончавшемуся в плену в Турции около 1730 года; святому новому преподобномученику Пахомию Россиянину, сопленнику святого Иоанна, пострадавшему от турок; святому новому преподобномученику Никите, иеромонаху Пантелеимонова монастыря, пострадавшему за Христа от турок 4 апреля 1808 года; святителю Григорию Двоеслову, папе римскому; святому новому преподобномученику Павлу Пелопонесскому, подвизавшемуся в обители и пострадавшему за Христа от турок на своей родине 22 мая 1818 года; святителю Модесту, Патриарху Иерусалимскому. Им же, надо полагать, переведена с греческого и потом в 1871 году напечатана в Санкт-Петербурге бденная служба святым новым преподобномученикам афонским: Евфимию, Игнатию и Акакию, пострадавшим за Христа от турок в начале 19 века; восемь канонов на память святого великомученика Пантелеимона, написанных преподобным Иосифом Песнописцем, торжественно читаемых в обоих соборных храмах обители после вечерни, в восемь дней предпразднственных памяти святого Пантелеимона начиная с 18 июля. Кроме этих полных служб, им самим написаны и переведены с греческого несколько требовавшихся по временам или исходя из его личного усердия тропарей и кондаков. Старец Аркадий с самого начала был постоянным сотрудником издаваемого обителью «Душеполезного собеседника». Его перу принадлежат много статей и житий святых, переведенных им с греческого языка, а также передовые статьи в «Душеполезном собеседнике» под рубрикой «Уроки слова благодатного», состоящие из выписок на разные темы из Священного Писания. Ему поручалось иногда написание ответов на письма благодетелей по каким-либо особенным и вообще затруднительным вопросам, а также составление писем к важным особам и речей в особо важных случаях.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2725

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010