Лит.: Кралицкий А. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существовавших некогда в Марамарощине и истертых имп. Иосифом 1788 г.//Науковый сб. Галицко-Русской матицы за 1865 г. Львов, 1865. С. 50-52, 111-114; Mondok J. De episcopatu et episcopis Maramorosiensibus//Schematismus diocesiae Munkacsensis. 1878. P. 146-162; Сабов Е. Хрестоматия церковнославянских и угро-рус. лит. памятников с прибавлением угро-рус. народных сказок на подлинных наречиях. Унгвар, 1893; Кинах Г. марамароських мoh-pib 1749 р.//ЗапЧСВВ. 1926. Т. 2. 1/2. С. 138-151; Петров А. Л. Древнейшая церковно-славянская грамота 1404 г. о Карпато-русской территории: К основанию Грушевского мон-ря св. арх. Михаила в Марамороше. Ужгород, 1927; он же. Древнейшие грамоты по истории карпаторусской Церкви и иерархии, 1391-1498 гг. Прага, 1930; Nandri G. Despre mnstirea din Peri//Graiul românesc. 1928. 2. P. 21-26; Rafiroiu G. G. Mnstirea din Peri, Chiriaii Tipografiei Româneti. Oradea, 1934; Жаткович Ю. Очерк истории Грушевского мон-ря//Земледельческий календарь на 1944 г. Ужгород, 1943. С. 97; Baran A. Eparchia Maramorosiensis eiusque unio. R., 1962. (Analecta OSBM; Vol. 18); Vasile [Coman], ep. Din trecutul Bisericii noastre: Rolul mnstirii din Perii Maramureului//Mitropolia Ardealului. An. 23. 1978. N 1/3. P. 13-19; Coravu D. Mnstirea din Peri i importana sa istoric//Mitropolia Olteniei. 1982. Anul 34. N 7/9. P. 496-514; Dumitrean G. Mnstirea din Peri, cea mai veche mnstire ortodox român cunoscut în teritoriile intracarpatice//Calendar vestitor i povuitor al cretinilor din Maramure i Stmar pe anii 1991-1992. Baia Mare, 1991. P. 53-57; Bota I. Mnstirea Peri - Maramure i rolul ei în istoria culturii româneti//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Vol. 2. P. 74-83; Hossu V. Stravopighia Perilor în centrul luptelor Drgoetilor maramureeni pentru revenirea în scaunul Moldovei//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Т. 2. P. 91-94; Pcurariu M. Mnstirea «Sfntul Mihail» din Perii Maramureului la 600 de ani de la prima atestare documentar//Ortodoxia Maramureean. Baia Mare, 1997. An. 2. N 2. P. 155-165; idem. Studii de istorie a Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 2005. P. 201; Монич О. Мараморошська святиня: Нариси з icmopiï Грушевського мон-ря. Ужгород, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

На пути пять раз совершалась лития: между келлиями старцев, у скитских Святых врат, возле гостиницы, у северных врат обители и возле Введенского собора. Обедню служил отец игумен (вскоре архимандрит) Исаакий с четырьмя иеромонахами. Похоронили о. Феодора близ могил его тещи – м. Афанасии (Варвары Львовны Мартемьяновой) и невестки – Александры Николаевны Ключаревой. На погребении о. Феодора были о. настоятель и 14 иеромонахов. Присутствовавший здесь обер-прокурор Синода граф Александр Петрович Толстой (перед отъездом за границу для лечения приехавший помолиться в любимой им Оптиной) сказал, увидя, как хоронят о. Феодора: «Монашеские похороны торжественнее царских». Месяца за два до кончины о. Феодора старец Амвросий приехал в Шамордино навестить м. Амвросию с внучками и посмотреть местность. Автор Жизнеописания о. Амвросия архимандрит Агапит (Беловидов) – тогда, в 1872 году, постриженный вместе с будущим старцем о. Иосифом в мантию – пишет, что старец Амвросий, приехав, «тут же благословил м. Амвросию построить новый корпус для сестер-послушниц (бывших ее крепостных) и проговорил: “У нас здесь будет монастырь”. Но какими судьбами могло это случиться? Законные наследницы купленного имения, внучки м. Амвросии, теперь были еще малютки, которым впереди улыбалась долголетняя и, вероятнее всего, супружская жизнь. Так можно было думать по-человечески, так и думала бабушка этих малюток». Старец стал в летнее время приезжать сюда и жить по нескольку дней. Его сопровождали келейники – отцы Михаил и Иосиф. Тайно от всех во время этих пребываний старец обдумал расположение всех построек и угодий будущего монастыря. Матушка Амвросия хотя и не была прозорливица, но она была верная раба Божия и в послушании старцу всегда была тверда. «Благочестивое настроение м. Амвросии (Ключаревой) отражалось на всем, что было к ней близко, – пишет о. Агапит. – В новом имении и тогда уже текла жизнь, близкая к монашеской. Сама же Ключарева продолжала жить по-прежнему на гостином дворе при Оптиной Пустыни, впрочем так, что со своими внучками она была почти неразлучна: то сама подолгу гостила в имении, то их брала к себе».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Нашел и возвысил Стефан Вонифатьевич и пламенного протопопа Аввакума Петрова, послав его бороться с неправдами и пороками в Юрьевец Повольский. В Кострому направлен был ревностный протопоп Даниил. В Муром поставлен неутомимый протопоп Логгин, который по вся дни, ночи и часы проповедовал слово Божие, а церковных мятежников, противящихся преданию святых апостолов, обличал и от стада Христова отгонял. Так же учил людей книжный знаток Лазарь, поп романо-борисоглебский, и другие ревнители благочестия, не раз собиравшиеся в доме Стефана Вонифатьевича и говорившие во дворце перед царем Алексеем Михайловичем об утверждении святых церквей и прекращении всяких бесчинств. Привел Стефан Вонифатьевич к государю и кожеозерского игумена Никона. Алексей Михайлович был покорен убежденной верой и религиозным рвением своего нового знакомого. Вскоре по желанию царя Никон был посвящен патриархом Иосифом в архимандриты московского Новоспасского монастыря — родового монастыря Романовых. — Когда же это было? — с трудом вспоминал Никон, ибо в памяти его больше сохранились не даты, но многочисленные совершенные труды. — Давно, около 46-го года. Перво-наперво установил новый архимандрит порядок и благолепие среди новоспасской братии. Главное же — стал надеждой обиженных и защитником правды, ходатаем перед престолом за словесное стадо Христово. Сильно возлюбил молодой царь Алексей душеспасительные беседы с Никоном и повелел ему каждую пятницу к себе приезжать. — Не с пустыми руками, — вспоминал Никон, — приходил он по пятницам во дворец к заутрене. Каждый случай использовал, чтобы просить государя спасти вдов и сирот от насилия начальствующих. Радуясь возможности лично вершить добрые дела, Алексей Михайлович велел архимандриту специально собирать челобитные обиженных и к нему приносить. Слава справедливого Никона быстро распространилась по Москве. Многие шли к нему в Новоспасский монастырь с просьбой о заступничестве, многие обиженные и скорбные по пятницам становились у его пути во дворец, надеясь вручить свои жалобы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439700/

При нём было создано в Полоцке уездное училище, а в дальнейшем он планировал открыть семинарию. Так преосвященный Смарагд вёл работу по укреплению Православия в епархии. В деле присоединения униатов к Православию он вёл политику частичных присоединений, не рассчитывая сразу на всецелое присоединение. Для достижения намеченной цели он приспосабливался к любым обстоятельствам, не жертвуя, однако, своими принципами по существу, а везде и всегда стремился к распространению и ограждению Православия, где только ему грозила опасность. Все эти меры имели свои положительные результаты. В 1833–1834 годах было присоединено 80.289 униатов, а в 1835 году 28.057 униатов. Чтобы добиться таких успехов при небольшом количестве помощников, нужен был именно такой энергичный епископ, каким был Смарагд. Хотя ещё не все вновь обращённые с полным сознанием приняли Православие, но важен был тот факт, что они отошли от униатства. Теперь задача заключалась в том, чтобы укрепить их в Православии. К этому были направлены все силы преосвященного Смарагда. Можно сказать, что полоцкий период был наиболее важным в жизни епископа Смарагда. Он твёрдо основал здесь православно-русскую кафедру, и в этом отношении его заслуги были бесспорны. По вопросу воссоединения униатов существовало глубокое разногласие между епископом Смарагдом и митрополитом Иосифом (Семашко ; † 1868), который предлагал постепенно подготовить переход всей унии в Православие. Епископ Смарагд не отрицал этих планов, а практически старался производить частичные присоединения. На этой почве и «возникли разногласия между двумя иерархами». Всё это привело к тому, что епископа Смарагда было решено устранить от управления Полоцкой епархией. 15 июня 1836 года преосвященный Смарагд был возведён в сан архиепископа, а через год, 5 июня 1837 года, переведён в Могилёв. С тяжёлым чувством огорчения покидал он Полоцкую епархию, оставляя о себе здесь светлую память. Но вскоре и Могилёвская епархия стала родной для архиепископа Смарагда. Первым делом по прибытию в епархию архиепископ Смарагд установил церковное поминовение всех почивших могилёвских святителей и тем самым приобрёл симпатии паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прислан с Москвы к нам архимандрит Сергий с товарищи учить нас церковному преданию по новым книгам и во всем велят последовать и творить по новому преданию, а предания великих святых апостол и св. отец седми вселенских соборов, в коем прародители твои, государевы, и начальники преподобные отцы Зосима, и Савватий, и Герман, и преосвященный Филипп-митрополит, ныне нам держаться и последовать возбраняют. И мы чрез предания св. апостол и св. отец священные уставы и церковные чины пременять не смеем, понеже в новых книгах выходу Никона-патриарха, по которым нас учат новому преданию, вместо Исуса написано с приложением излишней буквы Иисус, чего страшно нам, грешным, не точию приложити, но и помыслити» и т. д. «Милосердый государь! помилуй нас, нищих своих Богомольцев, не вели архимандриту Сергию прародителей твоих и начальников наших, преподобных Зосимы, Савватия, Германа и Филиппа, предания нарушить, и вели, государь, нам в том же предании быть, чтоб нам врознь не разбрестись и твоему Богомолию украйному и порубежному месту от безлюдства не запустеть». Вслед за этою челобитною монахи дали знать в Москву, что они за предания великих чудотворцев готовы с радостию смерть принять, и многие старцы, готовясь на тот вечный путь, посхимились. Никанор был вызван в Москву; но здесь, как видно, повел себя иначе, дал обещание перед собором ни в чем не прекословить и, кого прежде прельщал, тех приводить на путь истинный. В надежде на это его снова отправили в Соловки в 1667 году вместе с новым архимандритом Иосифом и старым – Варфоломеем, который ехал для сдачи монастыря. Но в июле месяце управляющий монастырем келарь Азарий и казначей Геронтий получают грамотку руки Фадейки Петрова, служки архимандрита Никанора. «Едут к вам, – пишет Фадейка, – новый архимандрит Иосиф, старый – Варфоломей и Никанор: смотрите, Иосифа к себе не принимайте, под благословение к нему не ходите и другим ходить запретите; он едет без государева указа, стакнувшись с бывшим архимандритом Варфоломеем». Грамота произвела желанное действие: Иосиф не был принят; но пуще всего досталось старому – Варфоломею: у него в соборной церкви изодрали клобук на голове, выдрали волосы; он слышал крики: «Когда собака вскочит в церковь , церковь святить надобно; а это тоже собака, хотя и ушибить его, то греха не будет, все равно что собаку ушибить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

– Сейчас в церковной публицис-тике звучат голоса в пользу канонизации Патриарха Сергия. Как вы к этому относитесь? – Я думаю, этого не произойдет. В русле церковной политики, которую проводил Патриарх Сергий, ему приходилось идти на болезненные компромиссы. Некоторые из них оправданы, но другие служат непреодолимым препятствием для прославления. Политику " сергианства " осуждают не только представители Зарубежной Церкви, но и некоторые представители Московского Патриархата. Подобные препятствия есть и для других архиереев, его сторонников – например, митрополита Николая (Ярушевича). – А почему не канонизирован лидер " иосифлян " митрополит Иосиф, хотя многие его единомышленники к лику святых причислены? – Он прославлен Зарубежной Церковью. После воссоединения Церкви несколько лет работает комиссия, чтобы выработать единый список прославленных святых. К сожалению, не всегда удается прийти к единодушию. Когда в 1981 году Зарубежная Церковь прославляла новомучеников, конечно, на Западе никто не располагал архивными документами и не знал о поведении людей на допросах. Например, прославленный на Западе протоиерей Михаил Тихомиров снял сан и отрекся от веры. Кстати, он все равно был расстрелян. Особая ситуация с митрополитом Иосифом (Петровых). Конечно, это выдающаяся фигура. Он выдержал несколько допросов, но в 1937 году на последнем из них, в отличие от митрополита Кирилла (Смирнова), не выдержал пыток и дал признательные показания, поставил подпись (впрочем, ее подлинность еще предстоит доказать или опровергнуть). Это главное препятствие для его канонизации. К сожалению, возможно, после того как стали известны дополнительные факты, придется деканонизировать даже некоторых из тех, кто был прославлен Московским Патриархатом в 1990е. Процесс деканонизации всегда очень болезненный. Однако, хотел бы еще раз подчеркнуть, что главная задача – сбор материалов о неизвестных ранее новомучениках и возрождение памяти о них в тех приходах, где они служили. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ

http://religare.ru/2_99636.html

Служение епископа Иосифа (Чернова) на Херсонщине С марта по июнь 1943 года в Каховке служил епископ Таганрогский Иосиф (Чернов; впоследствии митрополит Алма-Атинский и Казахстанский). В феврале 1943 года таганрогская комендатура (Таганрог входил в зону армейской оккупации) обязала его выехать из Таганрога в Мелитополь. В Мелитополе у владыки не было возможности служить. Кроме того, он опасался, что тайная полиция потребует от него проводить пропагандистскую работу, а потому решил нелегально отправиться в Каховку. Право служения в Каховке епископу Иосифу предоставил епископ Мелитопольский Серафим (Кушнерук), за что последнего вызывали в полицию. Вместе с владыкой Иосифом в Каховку приехали два послушника — Александр Бухало (Бухалов) и Сергий Петров (впоследствии митрополит Одесский и Херсонский). Сергия оккупационые власти занесли в списки для отправки в Германию, но епископ Иосиф объявил властям, что его иподиакон пострижен в монахи и рукоположен в иеродиаконы 11 . Многие каховчане узнавали у прозорливого владыки Иосифа о будущем своих мужей и детей, которые воевали на фронте. По словам прихожан Покровского храма, его проповеди были особенные, они отличались поэтичностью и образностью 12 . По пути из Мелитополя через Каховку, Херсон и Николаев в Умань епископ Иосиф был задержан штадткомиссаром в Николаеве. Немец потребовал заменить архиепископа Антония (Марценко), который «не справляется с работой». Епископ Иосиф, сославшись на церковные каноны, ответил отказом. Он возносил за богослужениями имя митрополита Сергия (Страгородского) 13 . За отказ молиться о победе немецкого воинства и поминовение митрополита Сергия владыку неоднократно арестовывало гестапо. В 1944 году его арестовали органы госбезопасности СССР, а в 1945 году он был приговорен к 10 годам лишения свободы. Украинская Автокефальная Православная Церковь на Херсонщине От УАПЦ в Николаев 12 мая 1942 года (первоначально управление находилось в Кировограде) назначили кировоградского епископа Михаила (Хорошего), в Мелитополь — епископа Сергия (Охотенко) 14 . В Александрштадтском округе к июлю 1942 года было зарегистрировано шесть священников УАПЦ 15 . Двое из них значатся в списках духовенства Херсонской области за 1944–1947 годы. Только эти священники имели право совершать богослужения и требы в пределах своих приходов. Священники других округов-гебитов (областей) к проведению богослужений не допускались, причем службы разрешалось проводить только на украинском языке 16 .

http://e-vestnik.ru/history/voyna_na_her...

Сразу после переселения, 6 апр. 1690 г., была издана и вручена патриарху Арсению III «Invitatoria» (Приглашение), к-рая призывала сербов встать на защиту Габсбургской империи и давала за это право свободного исповедания Православия. Характер 2 указов о привилегиях, дарованных в 1690 г., и по одному в 1691 и 1695 гг. отражал военные нужды империи и степень участия сербов в ее военных кампаниях. Так, после австр. победы в битве под Сланкаменом (1691), одержанной благодаря сербскому отряду Йована Монастерлии, привилегия, данная 21 авг. 1691 г., закрепила за патриархом часть светских полномочий над его паствой. Привилегия от 4 марта 1695 г. утвердила структуру епархий. Сербские привилегии неоднократно подтверждались: 7 авг. 1706 г.- имп. Иосифом I, 8 окт. 1713 г.- имп. Карлом VI, в Защитном дипломе (10 апр. 1735) и 26 апр. 1743 г.- имп. Марией Терезией. Но постепенно эти привилегии утрачивали силу либо отменялись, что ухудшало положение сербов и способствовало навязыванию им унии. К. м. вела широкую просветительскую деятельность, поддерживала высокий уровень церковных школ, к-рые признавались наравне с др. школами в империи; благодаря этой деятельности сербы могли противостоять ассимиляции и сохранить свою религ. и национальную идентичность. После австро-тур. войны 1716-1718 гг. в состав Габсбургской империи вошли обл. Банат, Сев. и частично Центр. Сербия с городами Белград, Валево и Крагуевац - земли, на которых находились Валевская, Темишварская и Вршацкая епархии Белградской митрополии во главе с митр. Моисеем (Петровичем) . Вскоре автономию Белградской митрополии признали имп. Карл VI и 15 авг. 1721 г. Печский патриарх Моисей (Райович ; 1712-1725), который пожелал, чтобы после смерти тяжелобольного митр. Карловацкого Викентия (Поповича) эта митрополия объединилась с К. м. в Славяно-сербскую митрополию, а ее главой стал митр. Моисей (Петрович). Но австрийские власти не одобрили пожелание патриарха, поэтому в 1722 г. на Соборе в Петроварадински-Шанаце (ныне в черте г. Нови-Сад) митр.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

ч. выборность духовенства), и нравственная безупречность пастырей. Обязательным для пастырского служения А. считал «полное нравственное его (священника.- А. Ж.) объединение с приходом, когда пастырь живет горем и радостью своей паствы» (Письма к пастырям. С. 123). А. сочувственно отнесся к Февральской революции 1917 г ., являлся одним из немногих правосл. епископов, одобрявших отделение Церкви от гос-ва. В 1917 г. выдвигался кандидатом в члены Учредительного собрания от уфимских правосл. приходов. На съезде духовенства Уфимской епархии 30 апр. 1917 г. был принят проект «Устава православных приходов Уфимской епархии», в основе к-рого лежали идеи А.: объединение верующих в общину, выборность клира, приходская благотворительность, реализация высоких этических идеалов христ. жизни и проч. По инициативе обер-прокурора В. Н. Львова , видевшего в А. прежде всего либерального архиерея, Уфимский епископ 14 апр. 1917 г. был введен в состав нового Святейшего Синода. При поддержке Львова и В. М. Родзянко А. стал одним из кандидатов на Петроградскую кафедру. Являлся членом Предсоборного совета и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг . Был разочарован деятельностью Собора как не решившего, по его мнению, проблему церковного строительства, но избрание Патриарха считал великим событием. Очень важной для А. являлась идея примирения Русской Церкви со старообрядчеством . В старообрядческих общинах А. находил элементы идеальной приходской жизни: независимость от гос-ва, единение верующих вокруг прихода, древнее благочестие, сохранение традиций древнерус. богослужения и проч. А. полагал, что «для оживления засохшего ствола синодальной церковности необходима старообрядческая прививка», высоко ценил единоверие . На Поместном Соборе 1917-1918 гг. поддержал инициативу делегатов от единоверцев свящ. Симеона Шлеева (впосл. сщмч. еп. Симон ) и своего брата А. А. Ухтомского (впосл. академик АН СССР) о даровании единоверцам епископа. 31 мая 1917 г. вместе с еп. Угличским Иосифом (Петровых) и свящ. Симеоном Шлеевым А. присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии , проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору, имел длительные беседы со старообрядческими архиереями. На предложение единоверцев о воссоединении старообрядцы ответили, что оно «в настоящее время неосуществимо и даже вредно для чистоты древнего благочестия». В том же году А. председательствовал на единоверческом съезде в Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/115256.html

КОЛЕНО XI: Барон Бурхард-Иоанн-Теодор, рождение 1822 Барон Христиан-Фридрих-Александр, рождение 20 января 1817 Барон Карл-Вольдемар, рождение 5 января 1820 Баронесса Паулина Барон Рейнгольд-Эмилий-Густав, рождение 27 сентября 1829 Барон Адальберт-Лев-Теодор, рождение 23 августа 1832 Граф Александр, рождение 30 мая 1802; женат на Надежде Платоновой Граф Фридрих-Мориц, рождение 31 августа 1804; женат на Зенеиде Ивановне Бутримовой Графиня София, за полковником бароном Эрнестом Вольф Графиня Констанция, за бароном Генрихом Вольф Граф Фридрих-Георг-Бурхард, рождение 1798 † 184.; женат на Анне Фёдоровне Герздорф Барон Георг-Эрнест Барон Густав-Фридрих-Иоанн, рождение 7 декабря 1834 КОЛЕНО XII: Графиня Ольга Александровна, за графом Альфредом Гомпеш-Рюрих Графиня Елисавета Александровна Граф Егор Морицович, рождение 14 декабря 1836 Графиня Вера Морицовна Граф Мориц Фёдорович, рождение 8 августа 1820; женат на Анне Беляевой Граф Оскар Фёдорович, рождение 25 мая 1828 Граф Александр Фёдорович, рождение 3 января 1833 Графиня Аделаида Фёдоровна Графиня Констанция Фёдоровна, за Нордбеком Графиня Изабелла Фёдоровна КОЛЕНО XIII: Граф Владимир Морицович, рождение 19 февраля 1849 Отто ф. Менгден, находясь шведским майором и лифляндским ландратом, возведён был Королевою Христиною, 12 июля 1653 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство, с титлом: «Барон Мендген-фон-Альтенвога» по имени купленного прапрадедом его Энгельбрехтом, в 1490 году, и ему принадлежащего поместья Альтенвога. Внука его, баронесса Юлиана, была фрейлиною и любимицею Правительницы Анны Леопольдовны (см. Записки Манштейна). Двоюродный брат Юлианы, барон Карл-Лудвиг, тайный советник и коммерц-коллегии президент в правление Анны Леопольдовны, имел в то время великое значение при Дворе, а по восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны сослан в Сибирь, в Колымский острог 271 , где и умер в 1760 году. Брат баронессы Юлианны, барон Эрнест-Рейнгольд возведён был Императором Иосифом II, 11/22 июня 1774 года, во Графское Римской Империи достоинство, и скончался в 1798 году, пережив своего единственного сына, умершего бездетным 12 лет прежде отца. Двоюродный брат их, старший родной брат вышеупомянутого, несчастного барона Карла-Лудвига, барон Иоанн-Генрих, Правительницею Анною Леопольдовною пожалованный в генерал-поручики, имел сына барона Эрнеста-Бурхарда, возведённого Императором Иосифом II, 16/27 июля 1779 года, в Графское Римской Империи достоинство, и бывшего родоначальником нынешних графов Менгденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010