Мнозих благочесных инок и бельцов убия и мучих, но, ничто же успев, отозван от царя бысть в Москву. Царь же посла ко обители Иовлева Климентиа, полъковника, и воев тысящу. И пришед во окрест монастыря, и вся угодия монастырскиа и веси разорих и пожге, и поражен бысть от чюдотворцев язвою согнития и червов вскипением, и отозва ево царь в Москву. Стояху у монастыря 2 лета. He вняша сему царь и распалися гневом силнеишим, посла воеводу Мещеринова Ивана с воями мнози, и наряд велик пушечной повеле ему, да возьмет и зелия, и приказа накрепко обитель възяти. Осади воевода обитель и постави наряд пушечной мног нача вои по обители бити, не почиваху, боем огненым и ядры многи. И стояху под киновией время много, и не возмогоша обитель взяти. И повеле в нощи бурней и темнейшей воям идти на приступ мняша же, да возъмет обитель. Бысть ше в лето 1676 Иануария 22 день. Иноцы же бодрствовах и отрази воев. Тако молитвами чюдотворцев не успе в зле начинании. Се же бе во обители мних некой Дмитрий именем, еже Богу угоди и дар провидения имущии. Прорекоша же воям Мещеринова со стены монастырстей: «Се пославый вы Царь косою смертною посекаем света сего отходит». Вои же ничто успев возвратися в стан свой. Мних же неций во обители, Феоктист именем, в нощи чрез стены от обители изшед к воям ратным прииде. Бяша же во обители пролаз из полаты сушилной квозь градовую стену, киим преж воду носяху мнихи. В начале же еда затворихся мнихи во обители оный пролаз (п)линфами, но не зело крепко, заложиша. Сию же (д)верь оный ведомый Феоктист приведоша указа Мещеринову. И еда прииде вселенския су(б)оты всемирнаго христиан поминовения в (ве)чер пятка, еда Быша буря, мраз и метель велия, окоянный оный Феоктист с воями плинфы из двери той ломами железны выбиваху и един по единому вхождаху в полату сушильную, дóндеже всю наполни воями, и шедше разломаху запоры, и врата отверзи, преда обитель в руце Мещеринова и воинов впусти во обитель. Быша сие в лето 1676 иануария в 28 день на память преподобного Ефрема Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

6 . Антоний (в мире Александр Иванович ) Румовский (1774–1776). Произведён во епископа из архимандритов Вяжицкого монастыря Новгородской епархии 1774 года февраля 2-го дня, а в 1776 году сентября 19-го переведён в Астраханскую епархию, где в 1786 году и скончался в сане архиепископа. В Астрахани при своей жизни, с 1776 года, он был законоучителем Шляхетского кадетского корпуса. 7 . Феофилакт Горский (1776–1788 г.). Произведён во епископа Переславского из архимандритов Московского Донского монастыря 1770 г. сентября 8-го. Это был замечательнейший благопопечитель Горицкого монастыря, как и Амвросий, не щадивший и своих собственных средств. Ему выдана была приличная сумма на проезд из Москвы в Переславль; он и из неё более 700 р. употребил на украшение монастыря. Он благоукрасил архиерейский дом, – вместо деревянных крыш на церквах устроил железные; затем, испросив у Императрицы Екатерины II более 11 000 рублей, украсил стенным писанием соборную и трапезную церкви, привёл к окончанию постройку колокольни и под нею церкви во имя Богоявления, которую и освятил, – устроил для консистории особый каменный флигель и исправил часть каменной ограды с башнями вокруг монастыря; завёл духовные училища в монастырях г. Дмитрова и Волоколамска. И это всё сделано в течение 12 лет его архипастырства! Правил епархиею с 1776 года по 1788 год, а в сём последнем году переведён в Коломенскую епархию, где в том же 1788 году сентября 12-го скончался. С переведением преосвященного Феофилакта на Коломенскую епархию Переславская епархия закрыта и более не восстановлялась. Как епархия, так и консистория переведены в Суздаль, и самый город Переславль причислен к Суздальской епархии; – прочие города Переславской епархии поступили в епархии тех губерний, из которых они были взяты. Горицкий же монастырь, то есть собственно церковь соборная, сделан градским собором, а прочие здания, например, архиерейский дом и кельи монастырские и другие – отданы были в светское ведомство. Горицкий монастырь под управлением архиереев

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Муромцеву, из канцелярии Новороссийской губернии, рапорт. Господин подполковник Норов рапортом сей канцелярии представляя, что бывшей Сечи архимандрит Владимир Сокальский, предъявив насланной к нему, прошлого ноября 28 числа из Киевской духовной консистории, указ о явке ему, Владимиру, туда, немедленно, для отправления его настоятелем епархии Киевской в Николаевский Батуринский монастырь, просит, вошедшие в опись при зимовнике бывшего Запорожского судьи Головатого, на речке Солоной состоящем, собственные его десять, да иеромонаха Варахаила две и иеродиакона Палладия одну, a всех тринадцать лошадей, при теперешнем их оттоль выезде им отдать, но без повеления к отдаче им оных лошадей, хотя де они во удостоверение собственности тех и свидетелей представляют, приступить он, гдн. подполковник, не смея, просит на то резолюции. Об оном, на рассмотрение вашему превосходительству, канцелярия Новороссийской губернии представляет. Подполковник Владимир Золотницкий. Пограничный комиссар Василий Касинов. Ротмистр Иван (фамилия не разобрана). Вахмистр Яким Константинов. Ч. 30 декабря 1775 года, 531. Сверху помета: «получ. 1776 года марта 11». 17 марта 1776 г., M. В. Муромцев предложил Новороссийской губернской канцелярии «учинить выправку и буде по оной окажется по всякому истинному свидетельству, что точно сие число лошадей их собственные, то возвратить им оные с расписками». (Связ. 46, дело 47 – по рапор. Новорос. губер. канцелярии от 11 марта 1776 г., на 3 лл.). 4. 1776 года, апреля 16. Указ Новороссийской губернской канцелярии подполковнику Норову о расследовании, действительно ли лошади архимандрита Владимира находятся в числе лошадей судьи Головатого 1776 года апреля 30 д., по указу ее императорского величества, Новороссийская губернская канцелярия, слушав предложение его превосходительства, гд-на генерал-майора, Новороссийского губернатора и кавалера Матвея Васильевича Муромцева, коим на рапорт сей канцелярии, от 30-го декабря прошлого 1775 года последовавшей, что бывшей Сечи архимандрит Владимир Сокальский ищет возвращения его собственных десяти, иеромонаха Варахаила двух и иеродиакона Палладия одной лошадей, вошедших в опись при зимовнике бывшего Запорожского судьи Головатого, предлагает учинить выправку и буди по оной окажется по всякому истинному свидетельству, что точно сие число лошадей их собственные, то и возвратить им оные с расписками, приказали: для надлежавшего, по вышеописанному его превосходительства предписанию, исполнения к господину подполковнику Норову указом предложить и велеть, чем сие окончено будет, отрапортовать в сию канцелярию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

18) В 1767–75 г.г., игумен Сильверст Кияновский. 164 В то время, именно в октябре 1767г, когда архимандрит Наркисс из Обоянского переведен был в Белоградский Николаевский монастырь, с предоставлением ему в консистории первого места в заседаниях, – по определению Преосвященного Епископа Порфирия, – на место его, в Обоянский монастырь переведен из Святогорского Успенского монастыря игумен Сильверст, место которого нужно было для игумена Лаврентия, который по одному криминальному делу лишен был звания присутствующего консист. и отправлен в Святогорский монастырь по-прежнему. 165 Старанием игумена Сильвестра и иеромонаха Иустина Гостерминского возобновлена кровля на Предтечиевской церкви Обоянского монастыря, перестроены престол с помостом и вновь освящен. 166 О других нуждах Обоянского монастыря в его время мы уже знаем довольно из некоторых указов Курской консистории. 167 Неизвестно, когда и куда выбыл игумен Сильверст из монастыря Обоянского. 168 19) В 1776 году строитель иеромонах Лаврентий Карпинский; 169 он был здесь очень короткое время, с июня 170 по октябрь 1776 года. В 1776 году 10 го октября иеромонах Лаврентий из Обоянского монастыря переведен в Кореной Рождест. монастырь строителем, 171 откуда в 1779 году перемещен был строителем же в Гороховатскую Рождество-Богородицкую пустынь. 172 20) В 1776–78 г.г., строитель иеромонах Константин Савурский, 173 определен указом из духов. преосвященного Аггея епископа Белогр. и Обоянского консистории, от 10-го октября 1776 года за 1998, одновременно с перемещением отсюда строителя Лаврентия Карпинского. Он из учителей риторики с правом присутствовать в Обоянском духовном правлении Указом преосв. епископа Аггея от 1-го ноября 1778 года переведен в Коренную пустынь. 174 21) В 1774–80 г.г., игумен Гавриил. 175 Неизвестно, откуда и когда именно определен Гавриил в игумены Обоянск. монастыря. Нам известны указы из_ консистории преосв. Аггея на его имя с 22 марта 1779 г. по 27 ноября 1780 года за 1828. Сим последним, игумен Гавриил по прошению уволен из Обоянского монастыря и отправления при духовном Обоянском правлении письменных дел за прописанными в его прошении резоны, и определен в Краснокутский Петропавловский монастырь на свое содержание; но прежде выбытия обязывался преемнику своему сдать монастырь по прежним описным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При освящении Березинской церкви называется и дьячок Иоанн Поляновский. 2) С 1 февраля 1773 года, в 1774 и 1775 годах был настоятелем прихода, как его администратор, Богуславский протопоп Стефан Левандовский, числившийся там до 1 февраля 1776 г.; при нём викарием 131 был священник Николай Безверхов. 3) Потом, до своей кончины 6 апреля 1776 г., опять Михаил Крыжановский. В конце 1775 г. Березянская церковь была захвачена униатами 132 , и далее идут униатские священники: 4) Протопресвитер (протопоп, протоиерей) Михаил Рубанович, декан Белоцерковский (с 4 мая 1777 г.), по приходо-расходным книгам значится администратором Березянской церкви с 4 марта 1777 г. по 21 апреля 1786 г. На епархиальном съезде деканов и делегатов в г. Радомысле 15 мая 1794 г. он был представителем от Белоцерковского деканата. См. Архив западно-русских униатских митрополитов 2.831 по Описанию его у Ст. Гр. Рункевича, т. II (СПб. 1907), стр. 515. 5) Иосиф Скульский, протопресвитер Бердичевский, парох Лещинцский, был администратором Березянской церкви с 11 июня 1787 г. по 15 мая 1793 г., подписываясь «протоиереем». На Радомысльском съезде 1794 г. является уже деканом Стависским (Ставищенским). См. у Ст. Гр. Рункевича, Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов, т. II, стр. 515. Наряду с этими администраторами упоминаются следующие униатские викарии: I) Андрей Панасевеч (Панасевич) значится под упомянутым выше (стр. 205, 68 133 ) «реестром» церковных вещей по смерти о. Михаила Крыжановского такой подписью от 14 апреля 1776 г.: «Аз Иерей Андрей Панасевеч векари березянски». II) Иаков (Яков) Доматевеч (Доматевич) с ноября 1776 г. по 7 марта 1778 г. III) Снова Андрей Панасевеч (Панасевич) с 18 марта 1778 г. по 15 мая 1783 г. IV) Иоанн Выраванский с 26 сентября 1783 по 23 октября 1785 г. V) Стефан Крамаржевский с ноября 1785 г. по 1 февраля 1786 г. VI) Опять Иоанн Выраванский 1 февраля 1786 г. по 10 июня 1787 г., когда перешёл в г. Таращу, ибо есть метрическая запись от 12 марта 1788 г., по которой он был тогда викарием Таращанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

с 31.10.1770 02.05.1776 Иларион (Кондратовский), епископ рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785, (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) епископ Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ Имена Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Далее см. викарии Киевской епархии. Переславль-Залесская Учреждена в 1721 году Пере(я)славль-3алесская Кафедра в Пере(я)славле-Залесском Имена Сведения упоминается неизвестно Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт. рукоположен начальник Духовной миссии в Китае с 05.03.1721 по 15.01.1727 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Пере(я)славль-3алесская и Дмитровская Имена Сведения Арсений (Могилянский), архиепископ рукоположен с 25.06.1744 по 30.05.1752 на покое; с 22.10.1757 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Серапион (Лятошевич), епископ бывший епископ Можайский и Волоколамский с 03.03.1753 по 29.10.1753 епископ Вологодский и Белозерский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ рукоположен с 17.11.1753 по 08.03.1761 епископ Сарский и Подонский Сильвестр (Страгородский), епископ рукоположен с 23.12.1761 по 04.02.1768 епископ Крутицкий и Можайский Геннадий (Границкий), епископ рукоположен с 13.04.1768 13.08.1773 Антоний (Румовский), епископ рукоположен с 02.02.1774 по 19.09.1776 епископ Астраханский и Ставропольский Феофилакт (Горский), епископ рукоположен с 18.09.1776 по 06.05.1788 епископ Коломенский и Тульский Викарии Пере(я)славль-Залесской епархии Можайский и Волоколамский епископ Викариатство учреждено 16 февраля 1746 года Имена Сведения рукоположен с 30.03.1745 по 03.03.1753 епископ Переславль-Залесский и Дмитровский Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Имена Сведения Стефан (Храп), епископ, свт. рукоположен 26.04.1396 в Москве Исаакий, епископ рукоположен с 20.01.1397 (1398) 22.03.1416 в Москве Герасим, епископ, свт. рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 24.01 (около 1449) (убит вогуличем)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Икос 1: Униатский 1776 года: «Избранной вышним Царем превышшой всякаго создания, Царице небесе и земли, пришедшей иногда во Влахернскую церковь , достойное поклонение с благодарением приносим Тебе, рабы Твои, Богородице, за весь мир к Сыну Твоему и Богу молящейся, но яко в тме сущий под Твой омофор светящийся прибегаем, имущи бо державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла, честным Твоим омофором». В издании 1798 года: Изменена одна фраза кондака таким образом: «но понеже в тме сущий под Твой светящийся омофор тощно прибегаем». У преосвященного Иннокентия: «Избранной предвечным Царем, превысшей всякаго создания, небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тме сущий, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем; Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Икос 1 в издании 1776 года начинается словами «Ангел множество с Предтечею и Богословом, и многих святых воинстви, в церкви предсташа Царице Своей»; в издании 1798 года – «Ангел множество, с Предтечею, Богословом и многих святых чинным собранием, в церкви предсташа Царице Своей»; у преосвященного Иннокентия – «Архангел и ангел множество с Предтечею, и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей». 4-е воззвание 2-го икоса в издании 1776 года – «Радуйся, праведный гнев Божий слезами скоро утоляющая»; в издании 1798 года – «Радуйся, праведный гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая»; у преосвященного Иннокентия – «Радуйся, праведнодвижимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая». 6-е воззвание того же икоса в издании 1776 года – «Радуйся, страсти наша слезами Твоими потопляющая»; в издании 1798 года – «Радуйся, страсти наша Твоим предстательством укрощающая»; у преосвященного Иннокентия – «Радуйся, злые страсти наша всемощным мановением укрощающая».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Пс. 40:10. Пс. 40:10. Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Руфинский Иван. В 1771 г. обучался в школе аналогии. 1773 г. утверждено за ним пономарское место в с. Ратницком (Арх. Суз. кон. 1773 г. 16). Руфицкий Егор Вас. Был информатором Суздальской семинарии. См. выше, стр. 78. Руфицкий Николай. 1778 г. из грамматики уволен во Владимирск. наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435). Руфицкий Руфицкий Сергей. 1788 г. обучался в школе информатории. 1792 г. из грамматики – в Золотниковскую пустынь пономарём (Арх. Суз. кон. 1792 г. Оп. 2, 215), Рыбников Иван Фед. Поступил 1763 г. В 1771 г. обучался в школе риторики. Рябинин Рябинин Кирилл Аф. Поступил в семинарию 1763 г. 1772 г. из философии – свящ. с. Игнатовскаго, Дорской десятины (Арх. Суз. кон. 1772г., Рябинин Рябцов Василий. 1764 г. учился в аналогии и вскоре вышел из семинарии. Рябцов Иван. 1771 г. обучался в школе аналогии. Рябцов Иван. 1788 г. обучался в школе инфимы. Рязанцев Никифор Вас. Учитель Суздальской семинарии. См. о нём выше, стр. 83. 1776 г. – свящ. Предтеченской церкви гор. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1776 г., 405). 1794 г. – присутствующим Суздальской консистории (Арх. Влад, кон, 1794 г., 74). Умер протоиереем Предтеченской церкви в 1803 г. _________________________ Сабуров Ефим Петр. 1770 г. – дьячком в с. Иневеж, Дорской десятины, для содержания в семинарии (Арх. Суз. кон. 1770 г., 190). 1771 г. обучался в школе аналогии. Сакулин Василий Иван. Поступил в семинарию 1767 г. 1776 г. из философии – свящ. с. Кощеева, Дорской десятины (Арх. Суз. кон. 1776 г., 395). Санинский Фёдор Алексеев. Поступил в семинарию 1763г. 1764 г. за неспособностью исключён («весьма часто бегает»). Арх. Суз. кон.1764г 225. Санковский Василий. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1790 г. исключён из семинарии «за непонятностью» (Арх. Суз. кон. 1790 г., Санковский Никита Алексеев. Поступил в семинарию 1767 г. В 1769 г. обучался в аналогии; вскоре после этого вышел из семинарии. Свиряев Николай. Поступил в семинарию 1773 г. 1785 г. из философии – дьячком в с. Цыбеево (Арх. Суз, кон. 1785 г., 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010