– Чему ты учишь? – спросил преосв. Ириней, когда явился к нему Климчонок. – Напоминаю себе и другим, отвечал Семен Климыч, то, чему учит св. Церковь : знать и любить Единого Истинного Бога и Его же послал есть в мир, для спасения нас грешных, Возлюбленного Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа. – Как же на тебя жалуются, что ты распространяешь в. народе какое-то новое и странное учение? – Жалуются потому, сказал Климчонок, что завидуют, а зависть и злоба, по слову Писания, не весть предпочитати полезного. Чтобы убедить архипастыря в своем единомышлении с Церковью о предметах Веры, Климчонок испросил у преосвященного, в присутствии его, иметь прение с молоканами о Вере. Учители молоканские, вовсе не ожидавшие этого, и знавшие силу противника своего, пришли в робость и смущение. На все коротко уже знакомые ему вопросы и доводы их Климчонок отвечал, на основании слова Божия, просто, ясно и убедительно, чем заставил поочередно всех учителей этой секты умолкнуть. В заключение беседы, сами молокане прямо сказали преосвященному: «поставь нам попом Климчонка, и мы все обратимся к Церкви». Преосв. Ириней хотя и не изъявил согласия на эту просьбу раскольников, но, провидя в этом залог будущих успехов в обращении их, решился поддержать Климчонка. Обласкав старца и побеседовав с ним довольно, преосв. Ириней просил Семена Климыча указать ему на единомышленных ему людей и способных действовать на молокан. По указанию Климчонка, немедленно вызваны были преосвященным протоиерей с. Романовки Миртовский (в монашестве Моисей); диакон с. Грязнухи Степан Ульянов, да из местных жителей Семен Климыч указал на Палашевского купца Ф. А. Туркина, мещанина М. Иовлева и некоторых других ревнителей благочестия. Познакомившись и побеседовав с ними о мерах, которыми они полагают действовать на заблуждающих, преосвященный благословил их продолжать начатое дело, и возвратясь в Пензу, занялся составлением частной миссии, для обращения молоканов, назначив в нее двух ученых протоиереев, которым вменил в обязанность действовать совместно с Климчонком и сказанными лицами, выразившись о них так: «вот истинные-то христиане! Благодарю Бога, что познакомился с такими достойными людьми!»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VII. Пребывание в Иерусалиме. Март 6, Воскресенье. В гостях хорошо, а дома лучше. Глаза мои тяжки. Кедронский поток слабо течет из Иовлева колодца, а от соседнего эн-Рогеля бежит речка. Март 8, Вторник. По Иерусалиму ходит слух о войне России с Турцией и о занятии Палестины и Сирии египетскими войсками, дабы они в годину крайней опасности могли дать помощь султану. Март 9, Середа. Фадлалла говорил мне, что униатский патриарх Максим достраивает две церкви в Дамаске. Март 15, Вторник. Сегодня я был у патриарха Кирилла. Он встревожен слухом о войне. Когда я сказал ему, что этот слух неоснователен и что наши консульства ничего не знают, тогда он спросил меня: почему же Россия передает здешних евреев, подданных своих, английскому консульству? Я отвечал: потому, что они, проживая здесь без паспортов, потеряли право быть и называться русскими подданными, и потому, что наше правительство не хочет, чтобы здешние арабы, обижающие и грабящие евреев, привыкли думать, что им можно терзать русских подданных безнаказанно. После сего патриарх поведал мне, что иерусалимский паша по поводу разнесшегося слуха о войне приходил к нему наведаться, есть ли верные известия о предстоящей беде, и проговорился, что если султан решился воевать с Россией, не имея ни достаточной армии, ни лишних денег, то видно, пришел конец мусульманскому царству; ослепление султана есть начало суда Божия над ним. Март 19, Суббота. В час пополудни полился дождь с градом. Глаза мои тяжки, ноги холодны, а душа тепла. Март 20, Воскресенье. Дай Бог, чтобы в Риме состоялось новое правительство и чтобы все итальянцы слились в один народ. Того же желаю и немцам и славянам, веря, что великие государства суть великие орудия Провидения Божия. Март 21, Понедельник. О. Спиридон из Сидона писал к Фадлалле, что 100 семейств, обратившихся там от унии в православие, тверды в вере и что он оглашает их словом Божиим. Март 22, Вторник. Вифлеемские христиане недовольны своим архипастырем (Дионисием) за его грубое обращение с ними и требуют удаления его. Это известие я слышал от о. Феофана, а он от Вифлеемского священника Илии. Старая песня!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В XVII веке в Оружейной палате Кремля вместе трудились русские, белорусские и украинские иконописцы. Эти мастера создавали такие шедевры, как образ Божией Матери " Живоносный источник " . " Наша цель, - отмечает заместитель Генерального директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева, - показать единство и своеобразие, духовное и культурное, наших трех братских народов. Это задача нашей общей выставки. Мы обращаемся к нашим общим истокам: к православной вере и ее самому яркому выражению в художественном творчестве - иконам " . Самые древние иконы XIV-XVI столетий из Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы сохранились в коллекции Третьяковской галереи. Некоторые из этих икон из собраний знаменитых коллекционеров: И.С. Остроухова А.В. Морозова, самого П.М. Третьякова эталонны для раскрытия стиля той или иной школы. Соседство их в одном камерном пространстве помогает точнее понять своеобычие усвоения великого византийского канона изографами далеких русских земель. Посетители выставки познакомятся с образами святых князей Бориса и Глеба, их отца - киевского князя Владимира Святославовича Красное Солнышко, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия, автора-составителя широко известного труда " Четьи Минеи " . Посетители увидят образцы высокого иконостаса, зародившегося на Руси в XIV веке и позднее появившегося в храмах братских народов. Такие памятники, как семифигурный новгородский " Деисусный чин " XVI века, сложная подробная композиция " Рождество Христово " второй половины XVII века, отражают своеобразие русского иконописания. В произведениях из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника можно проследить пути развития украинской иконописи в XVI-XIX веках от поствизантийского времени до эпохи барокко. Так, оригинальным сюжетным решением отличается икона XIX века " Христос - Виноградная лоза " . Виноградная лоза выходит непосредственно из раны Иисуса. Она выгибается полукругом, а из последних кистей винограда сок капает в Чашу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

116. Слово по освящении придельнаго храма Святителя Николая, более известнаго по другому олтарю во имя Преподобнаго Сергия, в Рогожской слободе (Говорено 16-го декабря; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1834 год Послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки. ( Nc. CIII. 30–31 ). Пророк Псалмопевец удивительно как любит славить Бога. Что, помыслив о Духе Божием, посылаемом на твари, созидающем или возсозидающем их, и обновляющем лице земли, он возрадовался и воскликнул: «буди слава Господня во веки!» сему я не удивился бы. Но пред сим самым он говорил о Боге, отвращающем лице от тварей, о тварях от того мятущихся, лишаемых духа, исчезающих, в персть свою возвращающихся: удивительно, что и сие не смутило его, и не воспрепятствовало его славословию. И далее, в том же псалме, он изображает грозное величие Вседержителя: «призираяй на землю, и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся». Но что же потом? Говорит ли он о своем ужасе? или безмолвствует в трепете? – Ни то, ни другое. Он радуется, поет и славит Бога. «Воспою Господеви в животе моем; пою Богу моему, дóндеже есмь» ( Пс.103:33–34 ). В сем священном образце заключается для нас, братия, учение: должно славить Бога, не только тогда, когда Он является в дарах, в благодеяниях, в милостях, но и тогда, когда, по видимому, отвращается и удаляется, в самом же деле, сокровенно приходит и приближается, в посещениях грозных или скорбных, в лишениях, в бедствиях. Учение истинное, полезное всегда, а здесь, и ныне, еще и благовременное. Памятен и для меня третий надесять день Августа, когда внезапно для нас, но не внезапно для Бога, не без ведома, не без попущения Его, сия часть града посещена была огнем истребляющим; когда дымная дорога от места истребления пролегала по небу почти над моею головою, и как будто предназначала дальнейший путь истреблению на земле; когда носимые ветром пожарные угли, пролетев не одно поприще, упадали на моем дворе, и как будто говорили мне: далеко ли, думаешь, пойдет сие посещение? Лето и бездождие, сила и направление ветра, – все благоприятствовало умножению бед, и распространению оных с неизбежною быстротою, почти подобною той, какую видим в сказании вестника Иовлева: «огнь спаде с небесе, и пожже овцы, и пастыри пояде подобне; спасохся же аз един» ( Uob. I. 16 ). Тот, который утром имел жилище и прочее потребное для жизни, или даже избыток и богатство, к вечеру оставался безпокровным и безпомощным, и если не был одинок, то сие не служило к облегчению, потому что нищета семейная тягостнее нищеты одинокой. Бедствие, взявшее многочисленную дань от домов сего града, и от имуществ обитателей, потребовало себе некоторой дани и от храмов; и невидимый, непонятный для нас жребий пал на сей храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Никона, Иов, вероятно, и проживал в своем вновь устроенном монастыре. Несомненно, в это время многие души верующих были отторгнуты Иовом от православной церкви и заражены духом раскола. Что действительно было так, – это видно из того, что церковная власть обратила внимание на Иовлев монастырь. В виду этого, когда, по определению собора 1667 года, раскольников стали преследовать и придавать не только церковному суду, но и «градским казнениям», и Иову было уже не безопасно оставаться в Тверской епархии, которая так близко к Москве, откуда исходили строгие законы о раскольниках. Он принужден был скрываться бегством. – Хотя дальнейшая деятельность Иова ближайшим образом касалось местностей отдалённых от Тверской епархии, но в виду с одной стороны того, что Иов всё-таки не порвал связи со своими тверскими последователями, а с другой стороны того, что зная личность первого сеятеля и основателя раскола в Тверской области, – естественно интересоваться всею его судьбой и деятельностью, хотя бы последняя и не касалась тверских пределов с возможной полнотой изложим, – где и как действует он на пользу раскола и чем он кончил. Одна из наиболее торных дорог для всякого рода беглецов была старинная сиротская дорога в Поле, на Дон 7 . Туда-то и направился наш старец Иов, когда «дойде и до сего (тверского Никольского) монастыря Иовлева нужда приневоления к новым догматом» 8 . Но прежде чем добраться до Дона, он некоторое время проживал в Слободской Украине (нынешней Курской губ.), близ г. Рыльска. Проживая в этом местечке, Иов, подобно как и в Тверской губернии, успел собрать около себя немалое Число братии, вследствие чего устроен был им монастырь Льговский 9 . Это было в 1669 году. Архиепископ Феофилакт рассказывает, что Иов в своем Льговском монастыре имел «два пса бесноватых», которые «во время службы так крепко завывали, что не возможно никоими мерами друг друга голосов слышати», – и это он причиташе за какое-то «дело Божие» 10 . Для нас не совсем понятно, – об чём говорит здесь преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В 1936 году часть церковных ценностей (иконы, оклады, богослужебная утварь) были насильственно изъяты представителями власти и вывезены из храма. В 1937 и в 1941 году были сброшены колокола. Но храм большевики закрыть не смогли. Его отстояли прихожане, не побоявшись гонений. Вот имена двадцати прихожан, отстоявших храм: Лашкова Александра Романовна, Маркова Анастасия Романовна, Родионова Прасковья Климовна, Новожилова Акулина, Андриянов Михаил, Андриянова Анастасия, Башилов Михаил Петрович, Кузнецова Александра Николаевна, Титова Мария Павловна, Лаврова Екатерина, Ермолаев Иван Васильевич, Филков Илья Васильевич, Табаков Илья Иванович, Комков Алексей Михайлович, Казулин Иван Харитонович, Кремнев Иван, Роднова Евдокия, Лашкова Мария Романовна, Иовлева Прасковья Ивановна, Жильцова Клавдия Ивановна. Вместе с ними следует помнить иеромонаха Гавриила, служившего в 1938-41 годах, который также сделал много для спасения храма. К пятидесятым годам XX века Ильинский храм в значительной степени обветшал, фрески в Ильинском приделе очень сильно пострадали, пострадали также иконы в иконостасе. С 1961 по 1984 год настоятелем Ильинской церкви стал священник Михаил Федоров. Он был участником Великой Отечественной войны, и во время одного из боевых сражений дал слово служить Богу, коль останется жив. После войны бывший солдат окончил семинарию, а затем был направлен в Ильинскую церковь, где прослужил до последнего дня своей жизни. Протоиерей Михаил Федоров сделал очень многое для восстановления Ильинского придела в его изначальном великолепии. Реставрационные работы проводила бригада иконописцев из Риги. После кончины отца Михаила настоятелем храма с 1984 по 2003 год был протоиерей Борис Ничипоров. Он продолжил работы по благоустройству церкви, начал работу с детьми и молодежью, создал детско-юношеский центр «Новая Корчева», привнес новые формы общения с прихожанами, способствовал тому, что многие горожане стали прихожанами Ильинского храма, а Ильинский приход и детско-юношеский центр стали известны во всей России и во многих странах мира. В отце Борисе сочетались качества пастыря, педагога, ученого, публициста. После кончины протоиерей Борис Ничипоров был погребен на территории Ильинского храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_пророка_И...

Воевода Аким Мальцов. С приписью Степан Попов. Подканцелярист Иван Сиромятников. Печатных 50 копеек». ЧУГУЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Чугуевский Успенский монастырь находился в самом Чугуеве, на берегу р. Донца. В переписи Чугуева и его уезда 1712 г. значится: «В городе Чугуеве на посаде монастырь мужеской во имя Успения Пресв. Богородицы. В том монастыре: Начальствующий игумен Симеон 60 лет, казначей Терентий 65; иноки: Михей 70 , Ливерий 54, Трефимий 50, Епифаний 52, Савватий 40, Вассиан 40, Феодосий 40, Зинон 35, Исаия 35, Д ани-ла 30». Далее показаны «трудники», всего 8 человек. В переписи 1698 г. сказано: «В Никольской слободе против Успенскаго монастыря над горою места дворовые». Следовательно, Успенский монастырь был в Никольской слободе. В 1726 г. «города Чугуева Успенскаго монастыря прихожане, кормовые козаки» писали, что «тому лет 80 построена у них в гор. Чугуеве церковь во имя Успения Пресв. Богородицы». По сему отзыву монастырский Успенский храм построен в 1646 г. По справке консисторской оказалось, что на иконостасе храма надпись была такая: «В л. 7171, от воплощения Христова 1662 г. мес. окт. 26 д. создася храм Успения Пресв. Богородицы в монастыре, во граде Чугуеве, за старанием бывшаго воеводы Абакума Федоровича Иовлева, и Строителя старца Иова Ястребова со всею братиею». По этой надписи оказывается несомненным, что в 1662 г. чугуевский Успенский монастырь уже существовал; по документу Аркадиевской пустыни известно, что Успенский монастырь основался по воле царской в 1660 г. Указом 11 ноября 1724 г. предписано было игумену Чугуевского Успенского монастыря Симеону перевести все принадлежности Успенского монастыря, монахов, кельи, утвари в Лаврентьеву пустынь с тем, чтобы сей последний уже назывался Чугуевским монастырем. Вследствие сего построенный пред тем в Чугуевском монастыре храм Всех Святых в ноябре 1726 г. перевезен в Лаврентьеву пустынь, где, перестроенный, он дал пустыни свое имя – Чугуевской Всесвятской пустыни. Но в то же время началось волнение в Чугуеве, поднятое, как видно по обстоятельствам, приверженцами раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Истинно сказал апостол Павел в своей проповеди Афинянам: «Бог сотворивый мир и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмех живет» ( Деян.17:24 ); однако же Сам Бог еще в ветхозаветные времена благоволил избрать Себе место, где люди могли бы приносить Ему жертвы и изливать перед Ним свои молитвы. Он Сам говорит Соломону о храме: «и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи Мои и сердце Мое ту вся дни» ( 2Пар.7:16 ). Но тогда в одном только народе Израильском Господь избрал Себе одно место, возлюбил один храм, а теперь, во всяком народе, во всякой стране, во всяком граде и веси Он благоволит иметь столько храмов и домов для молитвы, сколько бы ни построили их православные христиане. И в этом мы видим великую милость Всещедрого Бога, дабы мы по лености своей не удаляли себя от Него, ссылаясь на дальнее расстояние от храма, ибо удаляющий себя от Бога, по слову Пророка, погибнут. Молиться мы должны и на всяком месте владычества Господня, как поучает апостол Павел: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте» ( 1Тим.2:8 ); угодна Господу молитва и в пустыне, как молитва пророка Илии, Иоанна Предтечи, и всех тех, которые скитались в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных; угодна была Господу и Петрова молитва в горнице, и Павлова на корабле, и Ионина в чреве кита, и Иовлева на гноище, и Езекиина на одре болезни, и множества мучеников в темницах, – никакое место не препятствует молитве; но особенно приятное Богу приношение бескровной жертвы требует особенного места, требует храма освященного. Да и молитва множества верующих, собравшихся воедино, имеет большее дерзновение ко Господу. Христос Господь Сам сказал: «паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:19–20 ). Много может молитва и одного праведника ко умолению Владыки, но еще больше может молитва многих. И если один член Церкви имеет какой-либо недостаток, то другой член восполняет этот недостаток. Кроме того, молитва многих, возносимая в церкви, подкрепляется еще и молитвой святых Божиих, святые мощи которых во храмах почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

в) Сергея Соловьёва. Педагог Владимир Яковлевич Стоюнин и его воспитательно-образовательный идеал. Стр. 286–288. г) Иеромонаха Христофора (Либермана), Пастырское душепопечение, его сущность и основы. Стр. 290–292. 67 . Отзыв о книге проф. С.С. Глаголева , Греческая религия. Часть I. Верования. Сергиев Посад. 1909, по поводу представления её на соискание премии митрополита Московского Макария в Академии. «Журналы собраний Совета МДА» за 1910 год Сергиев Посад, 1911. Стр. 21–22. 68–72. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 65 курса МДА в «Извлечении из Журналов Совета МДА» за 1910 год. Сергиев Посад, 1911: а) Прохора Даниленко, Закон Божий как предмет преподавания в начальной школе. Стр. 117–118. б) Леонида Дмитревского, Блаженный Иероним как пастырь и учитель о пастырстве. Стр. 119–121. в) Александра Иовлева, Средства содержания левитского священства по Библии и Мишне. Стр. 139–140 (2-й отзыв). г) Иеромонаха Филиппа (Ставицкого), Учение Преп. Симеона Нового Богослова о спасении. Стр. 242–244 (2 й отзыв). д) Диакона Сергия Фрязинова, Пастырская Деятельность ветхозаветных пророков и их учение о пастырстве. Стр. 249–250. 73–76. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 66 курса МДА в «Журналах со- —31— браний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад, 1912: а) Иеромонаха Феофила (Богоявленского), Учение аскетов о царствии Божием. Стр. 176–177 (2-й отзыв). б) Свящ. Василия Борисова, Святитель Иоасаф Горленко как пастырь. Стр. 181–182 (2-й отзыв). в) Свящ. Александра Никольского , Процесс духовного христианского совершенствования по изображению Епископа Феофана. Стр. 289–291. (2-й отзыв). г) Ивана Смирнова, Святой Иоанн Златоуст как пастырь-учитель. Стр. 391–332 (2-й отзыв). 77 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 65 курса МДА Василия Воскресенского, Религия, как основа воспитания. «Журналы собраний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад. 1912. Стр. 52–53. 78–83. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 67 курса МДА и «Журналах собраний Совета МДА» за 1912 год. Сергиев Посад. 1913:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот соловецких отцов: Пимена, Григория (л. 18), двух Иоаннов и Алексея приходится выводить из лика мучеников. Денисов, конечно, понимал, что только гонение за веру со стороны предержащей власти рождает мучеников и что всякая другая насильственная смерть всеми рассматривается, как простое убийство, заявляя, что о казнях Мещеринова государь ничего не знал (л. 40 об.), он не имел права выставлять эти казни следствием восстания государства на истинную Церковь . Правда, собор 1666 г. выразил мнение о необходимости подвергнуть упорствующих телесному озлоблению, но это мнение гражданской властью было видоизменено: царь запретил творить насилие над непокорными, а лишь через утеснение (и лишения) привести их к покаянию. Постановление собора было приведено в исполнение гражданской властью, следовательно, раскольники были поставлены в положение восставших на царскую власть бунтовщиков, нарушивших спокойствие государства и поэтому подлежавших каре. Произведя бунт в монастыре, раскольники нарушили и требование о неприкосновенности и неосквернимости святого места. Пропаганда раскольничьих идей выходцами соловецкими давала возможность подозревать бунтовщиков в стремлении возбудить в народе движение в свою пользу, а через это организовать силу в противовес царскому влиянию. Через противопоставление показаний истории Денисова другим свидетельствам можно видеть, настолько справедливы были действия правительства по отношению к возмутившимся. Посланное со стрельцом к монахам предложение Волохова покориться государю вызвало с их стороны только угрозы (ист. Соловьева т. 2, стр. 459). Следовательно, в самом начале восстания монастырь объявил себя противником государя. Денисов пишет, что Волохов „велие насилие и нужду монастырю творяше“ (л. 17 об.), а архим. Иосиф говорит царю, что Волохов „никакого промыслу над мятежниками не чинить“ (ист. Сол. ibid. Ср. Приб. к акт. ист. V, 340). Следующий воевода Иовлев называется в „истории“ человеком лютым (л. 21 об.). Между тем он тотчас по приезде обещал монахам прощение при их раскаянии (письмо Иовлева через сотн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010