«В 1147 году умер Папа Климент II, который был из Майендорфов, рассказала Елена Николаевна. - Он был архиепископом города Бамберг - красивейшего из городов Германии. Тогда кайзер Генрих III имел очень сильное влияние на политическую жизнь Европы. И ему не нравилось, что в Риме были страшнейшие неурядицы: папы, антипапы... И он поставил своего немецкого архиепископа Свидингера фон Майендорфа на папский престол. Архиепископ получил имя Климент II. И первое, что он сделал, - отменил индульгенцию. Индульгенция предоставляла возможность за деньги отпущение грехов. А он сказал, грехи может отпускать только один Господь Бог и только за раскаяние, а не за деньги. Реформа прошла. Но люди, которые за это денежки получали, были очень недовольны такой реформой. И, в конце концов, его отравили. Недавно, может быть, лет тридцать тому назад, был открыт его саркофаг, который находится в Бамберге, в чудном соборе романского времени. На саркофаге - большое изваяние его фигуры из бронзы. Между прочим, когда я впервые подошла и увидела эту фигуру, то воскликнула: «Это же мой двоюродный брат Володя! Лицо абсолютно то же! Как гены передаются через тысячелетия!» И Володя стал православным епископом тоже. Возвращаясь к епископу Клименту II, замечу, что когда сделали экспертизу его тела, то нашли в нём столько яду, что можно было бы целый полк солдат отравить», - закончила свой рассказ баронесса. Она с благодарностью приняла приглашение вступить в Попечительский Совет и выразила поддержку многим начинаниям Фонда. Лидия Ивановна Иовлева, зам генерального директора Третьяковской галереи выразила свое восхищение и одновременно удивление объему проведенной работы Фондом за пять месяцев, пожелала дальнейших успехов. Лидия Ивановна попросила внести изменения по пункту «Создание постоянной музейной экспозиции об историческом наследии св. великого князя Андрея Боголюбского», в связи с тем, что Третьяковская галерея - это галерея искусства, а не историческая выставка. «Мы храним икону Владимирской Матери Божьей - самую большую ценность России, которая была привезена на Русь Святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Она находится на постоянной экспозиции, куда и всех приглашаем» - добавила Лидия Ивановна. Далее Лидия Ивановна передала в Президиум Фонда описание концепции будущей выставки «Русь изначальная», посвященную 1150-летию зарождения древнерусской государственности. Выставка будет проходить в Историческом музее с конца 2012 и весь 2013 год, и будет включать в себя материалы от первого тысячелетия до 15 века. В концепции святой Руси нет имени Андрея Боголюбского! Лидия Ивановна призвала обратиться в Исторический музей и утвердить имя князя Андрея Боголюбского - как государственного деятеля, стоявшего у истоков государственности на Руси и включением экспозиции о нем в данную выставке.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

1–7; 9–11; 5) Книговедение за 1884 г. 6; 6) Нива (приложения) за 1894 г. 1–6. 4) От Православного Палестинского Общества: а) Православный Палестинский Сборник, вып. 38 и б) Сообщения Общества – Октябрь 1894 г. 5) От прот. И.И. Сергеева собрание его сочинений в шести томах. 6) От ордин. проф. Е.Е. Голубинского – его сочинение: «История канонизации святых в русской Церкви», 3 экз. 7) От э.-ордин. проф. Академии И.Н. Корсунского – его сочинение: «Памяти Филарета, Митроп. Московского. К истории редакции русского перевода Свящ. Писания». 8) От доцента Академии Н.А. Заозерского – его сочинение: «О церковной власти». 9) От и. д. доцента Академии И.В. Попова – его брошюра: « Тертуллиан » 2 экз. 10) От и. д. доцента Казанской Духовной Академии А.П. Потехина – его сочинение: «Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603 г. г.)». 11) От Е.К. Редина – его брошюра: «Памяти Дж. Б. Де-Росси, основателя христианской археологии». 12) От А. П. Кудрявцевой : Прот. А. Кудрявцева , краткий курс лекций по Основному Богословию. 13) От С.А. Белокурова – 4 названия старинных латинских богословских книг в 11 томах. 14) От В.П. Васильева – его сочинение: «История канонизации русских святых». 15) От М. Демкова – его брошюра: «Что нужно для успеха русской науки»? 16) От преподавателя Тульской Духовной Семинарии М.А. Соколова – его сочинение: «Опыт аналитико-исторического курса теории словесности», вып. 1. —22— 17 . От преподавателя Саратовской Духовной Семинарии А. Н. Прозоровского – изданное им: «Сильвестра Медведева. Созерцание краткое лет 7190–7195». 18) От студента Академии IV курса И. Артоболевского – его брошюра: «О именуемом Феодоритовом Слове». 19) От свящ. села Ахтырки Дмитровского уезда И. Сахарова – 25 названий старинных русских богословских книг в 42 томах. 20) От свящ. села Иовлева Тульской епархии В. Троицкого – «Цветная Триодь XVII ст.». 21) От иеродиакона Ипполита: а) I. А. Lerchli Atlas. 1754. F°; б) Kiepert Hand-Atlas. Erde und Himmels in 70 Blättern, 42 Aufl.; в) Ахматова, Атлас к Истории Государства Российского – Карамзина, издан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На листе 7 и далее идет помянник избиенных в царской опале: князя Владимира, монахини княгини Евдокии, Uoahha II и друг., оканчивая Алексеем (?Левкием) и Лукою. 452 ) Потом идет род Годунова (Владимир и Дионисий инок) и род старца Филарета Романовича (жившего во время составления синодика в Сийском монастыре), начиная с инока Нифонта и Евдокии и оканчивая инокинею Марфою и боярином Никитою. За сим идет род Шеиной Евфимии, начиная с Василия и оканчивая иноком Левкием, над коим надписано: Плещий Андрей. Далее идут краткие роды: Твердиковых, Никиты Строганова, р. архим. Иоанна, игумена Ионы, думного дьяка Григория Львова. Потом идут роды поселян: Комарова, Андрея Рыкалова, р. Едомских, р. диакона Герасима Новгородца, р. Семена Леонт. Вязмииина, р. Мехренжанина, где иерей Моисей называется «растрига», инок Сильвестр «чистый». На обороте 17 листа находится род князя Ив. Бор. Черкасского. В роде Стефана Казакова из Вологды Корнилий величается «Заслоною». Далее идет род старца Александра Булатникова, р. Государева иконника Исидора Поспеева. На листе 23 находится род князя Димитрия Михайловича Пожарского, а потом кн. Димитрия Петровича Пожарского, р. Ив. Ст. Рагозина, р. Уварова, р. подъячего Томила Некрасова, р. старца Антония по прозвищу Черкаса, р. черного попа Иосифа, Тимофея, р. игумена Игнатия Сийского монастыря, р. Никифора Козакова, р. Григория Никифорова Бычанинова Волжанина, р. старца Иннокентия, р. Задорина, р. старца Гурия Маркова, р. вдовы Феодосии Ивановны Павловской жены Волынского, р. боярина Бориса Ив. Морозова, р. боярина Ильи Даниловича Милославского. Причем указываются дни рождения разных лиц и памяти их, 453 р. Елизаровых, р. Романа Феодоровича Боборыкина, р. дьяка Ив. Ив. Калитина, р. протопопицы Нат. Сем. с Москвы, р. гостя Иоанна Буйкова, р. Ивана Колокольника – Казанца, р. Семена Васильевича Волынского, р. Феодора Т. Сычугова, р. Никиты Серг. Малодушкина, р. подьячего Дементия Иовлева, р. дьяка Ивана Аф. Колоколова, род дьяка Захарии Савина, р. Ивана Опухляка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

22:5 и др.) и на предположении основывали факт — мысль о божественном правосудии». Не говоря уже о маловразумительном объяснении вины друзей, правота Иова представляется в таком толковании тоже весьма и весьма сомнительной. Друзьям, по всей видимости, ставится в вину то, что они строили догадки о причинах злоключений Иова и с этими догадками пытались сообразовать свою веру. Но можно ли их осуждать за это? «Теперь нам, по разрешении всех существенных для человека тайн во Христе, удобно проникать в тайну и Иовлева страдания. Но тогда в ней дан был Иову с друзьями великий и для мудрецов не разрешимый вопрос», — резонно замечает Бухарев (с.40). Заслуга же Иова, выходит, состоит только в отстаивании собственной невинности. Но такими успехами может похвалиться любой нераскаявшийся грешник. И почему тогда эта добродетель не поставлена в заслугу Адаму, который тоже пал жертвой сатанинских козней и пытался отстоять свою невиновность, перекладывая вину на Еву и Бога? Да, но Адам согрешил, а Иов нет, — возразят нам последователи свящ. Петровского. — Да, но признаком святости во все времена было не упорство в собственной безгрешности, а видение грехов своих. «Святые — это грешники, осознавшие себя грешниками» — напомним мы им известную святоотеческую мысль. Да и не мог быть Иов совсем без греха, и сам он не настаивал на своей безгрешности: упоминал же он о каких-то «грехах юности» и просил Господа не вменять их ему (Иов. 13:26) и покрыть его беззаконие (Иов. 14:16—17). Он просто считал несообразным с милостью Божией так жестоко наказывать его за незначительные грехи, то есть допускал ту самую вольность, за которую его порицал свящ. Петровский: Для того чтобы комментарий свящ. Петровского не показался неким неудачным, исключительным, а потому и непригодным в качестве примера явлением, приведем в дополнение несколько выдержек из упоминавшихся уже (с.42) трудов епископа Михаила, которые несомненно можно отнести к лучшим образцам академического богословия начала века. Их безусловное достоинство видно уже из того, что в части богословской оценки нравственных и догматических устоев веры Иова и его друзей мы находим здесь наконец вместо туманных и маловразумительных фраз четкие определения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2794...

Пришлось действовать против мятежников вооруженною силою. Из Москвы послан был стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов для осады монастыря. Но ничтожному отряду Волохова нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов и 90 пушек. Осада монастыря затянулась на долгое время и осажденные приготовились к этому. Главными заправителями возмущения оказались архимандрит Никанор, келарь Азарий, служка Фаддей Бородин и др. Волохов в продолжении четырех лет находился невдалеке от монастыря, проводя время то в Сумском остроге, то на Заяцком острове, но к самому монастырю не подступал и над мятежниками „промыслу никакого не учинил“. Так велось дело до 1672 года. В этом году Волохов, за свою безуспешность в исполнении возложенного на него дела, за разные своевольства и злоупотребления монастырскою казною, особенно же за несправедливости и жестокости против архимандрита Иосифа, вызван был в Москву, а на его место назначен голова московских стрельцов Клементий Иовлев. Этот имел большее против Волохова число стрельцов, но и его попытка овладеть монастырем также осталась безуспешной. Причиной сего был, с одной стороны, недостаток у стрельцов боевых запасов, с другой, – болезнь Иовлева. Время его действий под Соловецким монастырем замечательно тем, что соловецкие иноки получили от царя грамоту, в которой он торжественно удостоверял, что простит все вины их, если только они покорятся ему и освященному собору. Мятежники, однако, не послушались царской грамоты. К концу 1673 года Иовлев также был отозван в Москву. В сентябре следующего года для осады монастыря назначен был третий начальник, воевода князь Иван Мещеринов, которому предписано было находиться у Соловецкого монастыря неотступно, чтобы мятеж искоренить вскоре“. На первых порах Мещеринов деятельно приступил к осаде и открыл пальбу против монастыря; но к осени 1674 года он снял осаду и удалился на зиму в Сумский острог. Между тем в монастыре, кроме старого зачинщика архимандрита Никанора, явились новые предводители мятежа, каковы: келарь Нафанаил Тугин, сотники Исачко (Исаия) Воронин и Кемлянин Самко (Самуил).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместе с Иовом и его последователями, в количестве 130 человек, он потом удалился на Чир 16 . О дальнейшей судьбе его нам неизвестно. Итак, Ракова пустынь в самом начале образования раскола выставила трех весьма заметных расколоучителей, распространявших раскол в разных местах: Иова, ревностного организатора и основателя нескольких монастырей «по древле-церковному преданию», всю долгую жизнь посвятившего противлению «нововводным догматам», Иоасафа, известного особенно устроением знаменитой церкви для наиболее в то время заметного центра поповщины – Ветки, и Нифонта, деятельного сотрудника Иова. Нет никакого сомнения, что эти три расколовождя, прежде чем удалиться из Раковой пустыни, успели здесь и в окрестностях насадить раскол и оставить по себе приемников, способных продолжать их дело. Надобно полагать, что они, особенно Иов, и после не порывали связи с Раковою пустынею и в известной мере заботились об утверждении в ней «древляго благочестия». Поэтому-то Ракова пустынь получила печальную известность первого, весьма крепкого гнезда раскола в Тверской области. Безотносительно к Тверской области, о старце Иове вообще нужно сказать, что он занимал весьма выдающееся место в плеяде расколоучителей первого времени: имя его и деятельность связываются с именами и деятельностью таких видных распространителей раскола, как игумен Тихвинского Беседовского монастыря Досифей, инок Кирилл и даже протопоп Аввакум 17 . Чирский же монастырь, основанный Иовом, приобрел скоро в глазах раскольников такое священное значение, что одно пострижение в нем считалось достаточным для того, чтобы загладить все свои грехи, как это видно из «Слова о некоем муже, именем Тимофей», где рассказывается о прощении грешника-убийцы именно за то, что он вступил в число братии Иовлева монастыря 18 . О самом Иове составитель упомянутого слова (отрок Иоанн) рассказывает, что в «чудном видении» он узрел его «украшенным и священнолепнешим мужем, в священной одежде, с осмиугольным венцом на голове» 19 . Вообще, это – тип деятельного расколоучителя, умевшего всегда и везде организовать около себя раскольническую общину и своим авторитетом крепко державшего последователей в преданности «древнему благочестию» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Шабельковка. Церковь Николая Чудотворца. Николаевский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1788. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Донецкая обл., г. Краматорск, пос. Шабельковка, ул. Полетаева, 2 Изменить описание объекта Фотографий пока нет С 1753-1775 гг. началось заселение земель, расположенных в черте современного Краматорска, так называемых «Торских дач», или «Кромы Торской». Помещики Шабельские, Тарановы и Ивановы, Адамовы и Радовановы переселяли своих крепостных на купленные ими земли, обосновывались и обживались, не забывая о духовных потребностях своих и душ, им принадлежавших. Осознавая свой христианский долг, не видя в том подвига щедрости, помещики отдавали Богу десятину, то есть десятую часть своих доходов жертвовали на строительство и благоустройство храмов. Церковь строилась в каждом селе, ведь православным был каждый его житель. В конце XVIII века в будущем Краматорске было два храма: Николаевский в селе Шабельковка, построенный в 1788 году, и церковь архидиакона Стефана в селе Белянское, построенная в 1790 году. Прочитать дореволюционную историю храма святителя Николая Чудотворца с большей или меньшей достоверностью можно начиная с 1855 года. Именно с этого года для нас открыты его летописи — метрические книги, двадцать два бесценных документа, последний из которых датируется 1915 годом. История храма ведёт отсчёт с 1788 года. Ей предшествует история села, которую мы знаем благодаря Владимиру Коцаренко. Ему первоисточники открыли следующую последовательность событий. Сначала на месте посёлка Шабельковка появилась заимка — хутор с одним двором — казака Торской сотни Евстафия Киянца. Затем его земля досталась зятю Прокофию Шабельскому и, после его смерти, вдове Матрёне Евстафьевне. Та, в свою очередь, отписала земли сыну Ивану Прокопьевичу, в отличие от знаменитого дядюшки Ивана прозванного Иваном-меньшим. Первая дата, которую предлагает нам В. Коцаренко — 1758 год, дата покупки Иваном-меньшим соседнего хутора. Два хутора, а именно, четыре избы, хозяйские постройки, пашни, луга дали начало будущей Шабельковке, заселять которую Ивану Прокопьевичу довелось с 1775 года. Слобода росла, «хозяину душ» надлежало заботиться об их спасении. К исповеди и причастию крестьяне ездили в Тор или, что более вероятно, в Дмитровку. Во второй половине XVIII века всего насчитывалось четыре Дмитровки. Все они располагались вдоль речки Маячки: Дмитровка-Алисовка, Дмитровка-Кантемировка (Александровка), Дмитровка-Индиковка. Та, о которой идёт речь, находилась дальше, в 8 км от Шабельковки. Здесь на средства поручика Иовлева ещё в 1732 году был построен Покровский храм. Туда, видимо, ездил молиться и основатель Шабельковки Иван-меньшой, которому суждено было в истории остаться основателем первого храма в Краматорском округе, храма святителя Николая, епископа Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=31778

в) Сергея Соловьёва. Педагог Владимир Яковлевич Стоюнин и его воспитательно-образовательный идеал. Стр. 286–288. г) Иеромонаха Христофора (Либермана), Пастырское душепопечение, его сущность и основы. Стр. 290–292. 67. Отзыв о книге проф. С.С. Глаголева , Греческая религия. Часть I. Верования. Сергиев Посад. 1909, по поводу представления её на соискание премии митрополита Московского Макария в Академии. «Журналы собраний Совета МДА» за 1910 год Сергиев Посад, 1911. Стр. 21–22. 68–72. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 65 курса МДА в «Извлечении из Журналов Совета МДА» за 1910 год. Сергиев Посад, 1911: а) Прохора Даниленко, Закон Божий как предмет преподавания в начальной школе. Стр. 117–118. б) Леонида Дмитревского, Блаженный Иероним как пастырь и учитель о пастырстве. Стр. 119–121. в) Александра Иовлева, Средства содержания левитского священства по Библии и Мишне. Стр. 139–140 (2-й отзыв). г) Иеромонаха Филиппа (Ставицкого), Учение Преп. Симеона Нового Богослова о спасении. Стр. 242–244 (2 й отзыв). д) Диакона Сергия Фрязинова, Пастырская Деятельность ветхозаветных пророков и их учение о пастырстве. Стр. 249–250. 73–76. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 66 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад, 1912: а) Иеромонаха Феофила (Богоявленского), Учение аскетов о царствии Божием. Стр. 176–177 (2-й отзыв). б) Свящ. Василия Борисова, Святитель Иоасаф Горленко как пастырь. Стр. 181–182 (2-й отзыв). в) Свящ. Александра Никольского , Процесс духовного христианского совершенствования по изображению Епископа Феофана. Стр. 289–291. (2-й отзыв). г) Ивана Смирнова, Святой Иоанн Златоуст как пастырь-учитель. Стр. 391–332 (2-й отзыв). 77. Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 65 курса МДА Василия Воскресенского, Религия, как основа воспитания. «Журналы собраний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад. 1912. Стр. 52–53. 78–83. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 67 курса МДА и «Журналах собраний Совета МДА» за 1912 год. Сергиев Посад. 1913:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Окруженная березами, эта церковь с большим голубым куполом, усыпанным золотыми звездами, и островерхой колокольней, стоявшая на стыке трех улиц, была не самой красивой на Петроградской стороне, но одной из старейших. В целом, она вносила определенный колорит в окружающую застройку, замыкая угол Введенской и Большой Белозерской улиц. Церковь была одной из самых посещаемых в городе; это был единственный храм на Петербургской стороне, имевший пять престолов. В 1920-х гг. церковь являлась центром обновленчества на острове. Однако она была закрыта и снесена в 1932 г. Сейчас на ее месте сквер. http://piters.in/nohram Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы сначала была деревянная, построенная в 1732 г. В 1766 г. освящена другая небольшая, однопрестольная каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Существующая в настоящее время церковь на месте прежней деревянной заложена 10 июля 1793 г., построена тщанием коллежского асессора Иовлева и архитектора надворного советника Леймана на капитал доброхотных дателей и освящена в 1806 г. Престолов в ней пять, из коих главный – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковный причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Священно-церковно-служители жалования не получают, но пользуются процентами с капитала в 10 555 руб., пожертвованного в разное время разными лицами на вечное поминовение их усопших сродников. Причт помещается в церковном доме. Настоятель протоиерей Арсений Иоаннович Сергиевский в 1849 г. по окончании Московской духовной Академии рукоположен во священника к Икскюльской Михаило-Архангельской церкви Рижской Епархии, в 1858 г. определен к Екатериненской Екатерингофской церкви, в 1887 г. возведен в сан протоиерея, в 1891 г. перемещен на место настоятеля к сей церкви. Имеет: набедренник 1854, скуфью 1865, камилавку 1862, наперсный крест 1866; ордена Анны 2 степени, Владимира 4 степени. Священник Николай Васильевич Соболев окончил Спб. духовную семинарию в 1876 г., при сей церкви с 1895 г. … Церковный староста Спб. 2-й гильдии купец Алексей Егорович Медведев, утвержден в должности 10 сентября 1893 г. Сиротствующих 10.

http://sobory.ru/article/?object=35985

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010