Другой расколоучитель Симон Иовлев, новгородец и попов сын, державшийся безпоповщины, немало времени прожил в Копорщине во времена шведского владычества с прочими христианами. Здесь составлял он собрания, на которых читывал о древне-церковном благочестии и сам отправлял церковные службы. Немецкие власти и бискупы также беседовали с ним о вере, но ни Симона, ни последователей его за веру не преследовали, а еще охраняли, требуя только платежа оброков (История Выгов. пуст., стр. 340–341). Этот факт не был единственным. Из исторических памятников того времени видно, что кроме Иовлева, многие другие раскольники бегали из русских городов за шведский рубеж, там живали и рассеевали свои толки. Так же некоторые из священников, лишившись своих приходов, хаживали по раскольническим домам, отправляя духовные требы, и потом, вместе с раскольниками, уходили за шведскую границу. Пастыри православной Христовой Церкви, сколько могли, заботились о предотвращении раскола и о превращении раскольнической пропаганды между православными, жившими под владычеством Швеции. Они рассылали по церквям богослужебные книги, требники  и служебники новоисправленной печати, а для надзора за старыми попами посылали  благонамеренных и искусных людей, которые исследовали, есть ли у этих попов «ставленные» грамоты, не держится ли кто из них раскола, и вообще устрояли церковное благочиние. Сверх того, священникам, поставляемым на службу за шведский рубеж, в руководство давались указы на тот конец, как им в приходах своих надсматривать приходских людей и хранить, чтобы «жили в христианской вере греческого закона, а противности и раскола святой Церкви в них не было бы». До Столбовского договора 1617 года, в погостах и селах нынешнего Санкт-Петербургского края иноверных церквей по писцовым книгам не встречается. Но по городам, особенно которые построены иноверцами, существовали иноверные костелы и кирки с прихожанами. Из русских городов только в Старой Ладоге, и то в самые древние времена, готландские купцы имели свою церковь , от которой не осталось никаких следов к позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На этом пути я посетил церковь в с. Моркины Горы. При входе в церковь , священник Глеб Ефремовский, почтенный старец, обратился ко мне с речью. Из церкви зашёл я в дом о. Ефремовского, где с восторгом встретила меня его болящая супруга и с радушием угощала меня чаем. Из разговора с ней я —226— 1880 г. узнал, что она родная сестра преосвященного Софонии 1770 , епископа Туркестанского, и родная тётка преосвященного Хрисанфа 1771 , бывшего епископа Нижегородского. Местоположение Моркиных Гор очень живописное. Вид на окрестности обширный и приятный на глаз. Далее, через село Заклинье, прибыл я в село Алексеевское. Село это, равно как и некоторые другие смежные селения Бежецкого уезда, с давнего времени, именно со времён царя Грозного, заселены Карелами 1772 . У них до сих пор сохраняется свой карельский язык, хотя большая часть из них, в особенности мужчины, очень хорошо говорят и по-русски. Священник Алексеевской церкви Вас. Михайловский 1773 , как уроженец этой местности, не только понимает карельский язык, но и свободно объясняется на нём: он и поучения нередко говорит на карельском языке. Притом он считает себя настолько сведущим в карельском языке, что позволяет себе критически относиться к переводу с славянского языка на карельский Евангелия от Матфея, изданному в 1820 году, и предпринял даже исправление недостатков этого перевода. Я поручил о. Михайловскому составить историко-этнографическую записку о Карелах, живущих в Бежецком уезде, и он с усердием исполнил данное ему поручение. Составленную им и представленную мне записку я передал в редакцию Тверских Епархиальных Ведомостей для напечатания. Из Алексеевского поспешил я на ночлег в село Рамешки. Здесь приготовлено было мне помещение в доме старшего священника Иовлева 1774 . После длинного (до 135 вёрст) и утомительного, при сильной солнечной жаре, путешествия, я крайне нуждался в отдохновении; но, к сожалению, не нашёл его здесь. Духота в комнате, стук ночного сторожа, удары колокола, наконец свет восходящего солнца не дали мне уснуть во всю ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако подобные небольшие погрешности как lapsus manus не мешают работе г. Иовлева быть вполне достаточным кандидатским рассуждением». б) Инспектора Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьина: «Прежде чем приступить к подробному раскрытию вопроса о средствах содержания ветхозаветных священников и левитов», г. Иовлев считает необходимым «отметить существующие разности в (библейских) законоположениях и так или иначе их объяснить» (Предисл. стр. 3–4). Поэтому всю первую часть сочинения (стр. 4–53) он посвящает выяснению разностей в законоположениях так называемого «священнического кодекса» (глав. обр. книги Левит) и Второзакония, при чем немало места уделяет полемике с представителями отрицательной критики. Вторая часть (53–162) рисует в деталях «экономическое положение левитов, священников и первосвященника по данным Библии и Мишны». И здесь автор также внимательно сопоставляет различные законоположения по этому предмету, нередко полемизирует с западными богословами отрицательного направления, анализирует многие еврейские термины и приводит справки из области ветхозаветного культа. Наконец, в заключительном отделе (162–178) он —140— сравнивает материальное положение левитов и священников с таковым же положением древних языческих жрецов. Таким образом, при небольшом (сравнительно) объеме, сочинение г. Иовлева представляется весьма содержательным и серьезным. Для степени кандидата богословия оно совершенно достаточно». 18) О сочинении студента Казанского Платона на тему: «Керженские ответы. Их происхождение, содержание и общая оценка с точки зрения православной противораскольнической полемики». а) Экстраординарного профессора И.Μ. Громогласова: «Рецензируемый труд г. Казанского состоит из довольно обширного исследования (XVII–313) и приложений к нему (последние 38 стр. двойной нумерации); между тем и другими помещено, после длинного списка источников и пособий (стр. 314–320), подробное и тщательно составленное оглавление (стр. 321–333), делающее излишним пересказ содержания рассматриваемой работы и позволяющее ограничиться замечаниями о качествах её, как диссертации на ученую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист. русск. раск., стр. 265. Спб. 1855), но оправдать это трудно. Сведения о нем содержатся в царской грамоте новгородскому митрополиту Корнилию от 27 августа 1685 года. Из неё видно, что «Тимошка, как писал о нем в Москву Корнилий, многих крестьян расколу научил, младенцев крестил, а иных старых и малых вновь перекрещивал», что обычно он скрывался у своих учеников, т. е. в Новгороде и его окрестностях, а потом «сшел за свейский рубеж» (А. И. V, 220). По другим памятникам известен того времени новгородский расколоучитель Тимофей Иовлев. Сохранилось показание крестьянина Новгородского уезда деревни Хоченья Семена Яковлева, из которого видно, что расколоучитель Тимофей Иовлев «крестил второе множество народа»: дело было в Новгороде, в конце XVII века (Собр. пост. по в. п. и. V, 135). Кроме того из двух памятников конца XVII века видно, что новгородский расколоучитель Тимофей Иовлев присутствовал на новгородских соборах 1692 и 1694 годов (Полн. ист. изв. о раск., стр. 91, 98. Спб. 1799). Если допустить, что упоминаемые здесь Тимошка и Тимофей Иовлев есть одно и тоже лицо, то надо будет признать, что в девяностых годах расколоучитель жил не где-либо, а опять в Новгороде. Можно даже думать, что и около 1685 года он бежал из Новгорода не за границу, а на Керженец. «Житие» Феодосия Васильева называет двух новгородских расколоучителей – по-видимому братьев – «Тимофея в Симона Иововых» (Н. Попов – Мат. для ист. безп. согл. в Москве. М. 1870, стр. 5). Из «Истории Выговской пустыни» видно, что у Симона Иовлева действительно был старший брат, скитавшийся в Новгороде и его окрестностях до самой смерти (Спб. 1862, стр. 340–1). И что действительно можно думать, что этот памятник говорит о Симоне Иовлеве – брате Тимофея, это имеет основание в том, что упоминая о старшем брате Симона, крепко хранившем «старое» благочестие, «История» упоминает еще и о младшем брате Симона, который «хромаше на обе бедре, живяше в Нове-граде в подьячих» (– 341). А упомянутый Семен Яковлев показывал, что у Тимофея Иовлева был брат, тоже Тимофей, служивший подьячим Новгородской Приказной Палаты (Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Ни минуты свободного времени Это только со стороны может показаться, что воспитанники Кочпонского ПНИ живут в замкнутом мире, но на самом деле в интернате насыщенная событиями жизнь. У ребят нет ни минуты свободного времени. Взрослые инвалиды отделения медико-социальной реабилитации работают на территории родного интерната в швейных, картонажных, столярных мастерских. Сами шьют себе постельное белье и убирают территорию. А для детей-инвалидов организовано обучение. «Часть воспитанников на автобусе ездят в специальную (коррекционную) школу города Сыктывкара. Но большинство детей мы обучаем на дому, — говорит заместитель директора интерната Мария Кропанева. — Это дети лежачие и плохо ходящие. В интернате занимаются и воспитанники с тяжелой и глубокой  умственной отсталостью, для которых из-за особенностей их поведения — агрессии и аутоагрессии — мы организовываем уроки в интернате. На сегодняшний день у нас есть лицензия на дополнительное образование. Поэтому наши воспитанники могут посещать в интернате до 10 кружков разной направленности». Ребята Кочпонского ПНИ — активные участники художественной самодеятельности, выезжают как на республиканские, так и на российские фестивали и конкурсы. У воспитанников интерната даже есть возможность стать профессиональными спортсменами, с ними занимаются преподаватели из Спортивной школы олимпийского резерва. Среди воспитанников интерната два чемпиона мира в паралимпийском виде спорта — это 22-летний Иван Голубков, мастер спорта России и неоднократный победитель и призер этапов Кубков мира по лыжным гонкам и биатлону среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, и 28-летняя Мария Иовлева. От воспитанницы ПНИ до олимпийской чемпионки Сегодня имя Марии Иовлевой хорошо известно в мире паралимпийского спорта. Она двукратная чемпионка и серебряный призер зимних Паралимпийских игр 2010 года в городе Ванкувер (Канада) и чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону 2015 года в городе Кейбл (США). Таких успехов Маша добилась несмотря на то, что родилась с нарушением опорно-двигательного аппарата, плохо слышит и говорит, а мама оставила девочку в роддоме. Поэтому ее домом со временем стал Кочпонский психоневрологический интернат, где она не только увлеклась спортом, но и открыла для себя мир Православия. Восемь лет назад девушка покинула родной ПНИ и сегодня живет в своем доме под патронажем спортивного наставника Татьяны Линдт.

http://e-vestnik.ru/church/sozialnoe_slu...

Ни минуты свободного времени Это только со стороны может показаться, что воспитанники Кочпонского ПНИ живут в замкнутом мире, но на самом деле в интернате насыщенная событиями жизнь. У ребят нет ни минуты свободного времени. Взрослые инвалиды отделения медико-социальной реабилитации работают на территории родного интерната в швейных, картонажных, столярных мастерских. Сами шьют себе постельное белье и убирают территорию. А для детей-инвалидов организовано обучение. «Часть воспитанников на автобусе ездят в специальную (коррекционную) школу города Сыктывкара. Но большинство детей мы обучаем на дому, — говорит заместитель директора интерната Мария Кропанева. — Это дети лежачие и плохо ходящие. В интернате занимаются и воспитанники с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, для которых из-за особенностей их поведения — агрессии и аутоагрессии — мы организовываем уроки в интернате. На сегодняшний день у нас есть лицензия на дополнительное образование. Поэтому наши воспитанники могут посещать в интернате до 10 кружков разной направленности». Ребята Кочпонского ПНИ — активные участники художественной самодеятельности, выезжают как на республиканские, так и на российские фестивали и конкурсы. У воспитанников интерната даже есть возможность стать профессиональными спортсменами, с ними занимаются преподаватели из Спортивной школы олимпийского резерва. Среди воспитанников интерната два чемпиона мира в паралимпийском виде спорта — это 22-летний Иван Голубков, мастер спорта России и неоднократный победитель и призер этапов Кубков мира по лыжным гонкам и биатлону среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, и 28-летняя Мария Иовлева. От воспитанницы ПНИ до олимпийской чемпионки Сегодня имя Марии Иовлевой хорошо известно в мире паралимпийского спорта. Она двукратная чемпионка и серебряный призер зимних Паралимпийских игр 2010 года в городе Ванкувер (Канада) и чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону 2015 года в городе Кейбл (США). Таких успехов Маша добилась несмотря на то, что родилась с нарушением опорно-двигательного аппарата, плохо слышит и говорит, а мама оставила девочку в роддоме. Поэтому ее домом со временем стал Кочпонский психоневрологический интернат, где она не только увлеклась спортом, но и открыла для себя мир Православия. Восемь лет назад девушка покинула родной ПНИ и сегодня живет в своем доме под патронажем спортивного наставника Татьяны Линдт.

http://pravoslavie.ru/119312.html

Введенный в 30-х годах учебник по русской церк. истории Муравьева, по видимому, не был обязателен; конспект Боголюбова (1847 г.) составлен от него независимо. С конца 1840-х годов стала выходить «История русской церкви» архиеп. Филарета Гумилевского , составившая три тома 266 , из которой впоследствии сделано им извлечение в качестве учебного руководства (1860 г). Этот учебник по истории русской церкви доведен до конца XVII столетия. Конспекты с 60-х годов составлялись по нему, хотя иногда с дополнениями из пространной «Истории русск. церкви». Между прочим с целию разработки русской церковно-исторической науки, в начале 50-х г. предписано учредить епархиальные комитеты для составления историко-статистического описания церквей 267 . С 1857 г. стала выходить «История русской церкви» преосв. Макария (Булгакова) , которая могла быть пособием не только при преподавании русской церк. истории, но и церковного законоведения и учения о богослужении. По общей церковной истории, после Иннокентия, пользовались книгами – прот. Рудакова (1858 г.), проф. Чельцова и пр., причем напр. в 1863 г. история доведена только до разделения церквей, но в 1867 г, (по консп. Иовлева) закончена сектами XVIII века: гернгутеров и методистов. Конспект обширный и обнаруживающий пособие академических лекций. Для богословских предметов, кроме исчисленных выше источников и руководств, всегдашним пособием служили духовные журналы, затем являвшиеся хотя изредка академические диссертации, а также и изданные академиями упражненья студентов первых курсов. Но до 60-х годов вообще учебная духовная литература не отличалась богатством, встречая для своего развития постоянные затруднения, вследствие указанного выше господствовавшего направления. «С развитием самостоятельной духовной словесности, – читаем в одном из последних отчетов гр. Пратасова, ослаблено бывшее доселе подражание иноземным писателям; учреждением же особого высшего при св. Синоде надзора за всеми издаваемыми в свет произведениями оной обеспечивается строгое православное их направление» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы спросили о творчестве. Конечно, он писал и уже не подпольно. Но я заметила один парадокс, который касался всех, и нас в частности. Наступило то время, когда можно было публиковать, что хочешь. А оказалось, что публиковать не для кого. Говори, что хочешь — но, оказывается, не всегда есть, что сказать. Во времена идеологического прессинга человек сильнее чувствует остроту времени, у него возникает некое сопротивление, противостояние, и на фоне этого рождается что-то значительное. Я ни в коем случае не призываю к возврату «людоедских» времен. Но эти процессы ни от кого, кроме как от времени не зависят. А над временем мы абсолютно не властны. В другие времена будут рождаться другие песни, но и опыт прошлого здесь очень важен. Беседовала Елизавета Меркулова Презентация издания Геннадия Русского «Черная книга: трилогия московского человека» состоится в Москве Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 апреля, 2024 10 апреля, 2024 11 января, 2024 9 января, 2024 2 января, 2024 9 декабря, 2023 7 ноября, 2023 16 сентября, 2023 3 сентября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/lidiya-iovleva-o-chern...

Следственно, зная Славянскую Библию, можем до известной степени знать идиотизмы Еврейские и Греческие. Священным сбережением сих идиотизмов Библия и отличается от всех других словесных произведений всякого языка, на какой бы ни переводили её. Так в народном языке нашем названия лиц, вещей и действий, принадлежащих Религии, суть или Библейские или Церковные. Имена добродетелей и пороков почти все или чисто Библейские, или аналогично составленные, а таких имён весьма много в языке; даже многие из вещей весьма обыкновенных, употребляемых в домашнем быту, носят имена Библейские, например: умывальница, светильник или светильня, вечеря вместо ужин, обед, трапеза, подвои, елей или олей и пр. Кроме слов и имён нагих перешли в народ целые фразы, и употребляются как природные пословицы, например, Иовлева: Бог дал, Бог и взял; дающего рука не оскудеет; злыдни, составленное из слов Иакова: малы и злы быша дние; лучше давать, чем брать или занимать; аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие; человек как трава и т. д. Проповеднический слог образуется из отдельных слов Библейских так: или а) берутся слова натурою , как они есть в Библии, или b) воспроизводятся аналогически; и потом с) соединяются со словами общеупотребительного языка отечественного; d) строятся в целую речь по правилам и гению языка отечественного, но в совершенном согласии с гением языка Библейского. Пример – «Если можно измерить землю горстию , и обвесть море вервием ; если можно измерить небо пядию ( Ис.40:12 ), и исчислить множество звёзд ( Пс.146:4 ); если можно постигнуть капли дождя ( Иов.36:37 ), пылинки земли, вес ветров ( Иов.28:25 ) и количество песка: то можно понять и настоящий предмет наш». Из слов св. Андрея Критского см. Хр. Чт. 1840 г. Час. III. Сентябрь стр. 346. Существительные имена, напечатанные курсивом, суть слова Библейские; глаголы тоже Библейские, но они вместе показывают способ построения речи по согласному гению языков отечественного и Библейского. Употребивши одно слово Библейское, я должен и целой фразе дать оборот Библейско-русский, я уже не имею права сказать горстью вместо горстию , пядью вместо пядию , или пяденью вымерять вместо измерить, пересчитать вместо исчислить ; не имею права – верёвку протянуть около моря вместо – обвесть море вервием .

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Поддерживая прикумским старообрядцев, они даже послали им на помощь тысячу конных панцырников, которые участвовали в действиях против донских Но в середине 90-х годов старообрядцы-казаки решили уйти с Кумы. Смерть игумена Досифея, последовавшая в самом начале 1690-х годов, оставила их без духовного и политического окормления, а в боевых стычках с казаками, преданными Москве, они потеряли не только своих духовных руководителей, но и немалое число бойцов, что очень ослабило их немногочисленные отряды. Но, конечно, особенно тяжела была для них кончина самого Досифея. Иван Алексеев, старообрядческий историк середины XVIII века, который описывал эти события частично со слов современников и сподвижников Досифея, несмотря на то что он сам был беспоповцем, в драматических тонах рассказывает о впечатлении, которое произвела смерть Досифея на его последователей: “Но о, колик плач и рыдание последующим себе остави Досифей! Паче неже Иовлева плача! В толиком удаленном странствии, сирых, бедных и непризорных толикий отец. Чадолюбивый, толикий пастырь изрядный на таковой пустыни их остави, еликаго уже надеятися не можаху. Плакаху над ним мужи, рыдаху боголюбивые жены и юноши слезяху, от очию слезные источники извождаху о бедствии Кумские казаки не имели достаточно военного снаряжения и, располагая ввиду усиливавшихся набегов донцов крайне ограниченным временем для земледелия, охоты и рыбной ловли, они остались с ничтожными запасами продовольствия. Часть их в конце концов просочилась на Терек и слилась с гребенскими казаками, другие вернулись на Дон, внешне примирившись с новыми порядками. Наконец наиболее решительные и непримиримо настроенные казаки-старообрядцы ушли с реки Кумы на запад и осели вдоль нижнего течения Кубани, где и раньше проживали переселившиеся с Дона не очень многочисленные казаки. Там они попали под подданство Крымского хана, но, стараясь сохранить свою веру, они не испугались жизни в новой среде и на новых землях. Уходя с Кумы, они унесли с собой тело полюбившегося им их вождя, игумена Досифея, столь долгие лета бывшего одним из самых непримиримых и неуловимых вождей Так в 1696 году окончило свое свободное десятилетнее существование Донское, затем миниатюрное Кумское старообрядческое государство, а с ним прекратилось и донское старообрядческое священство.

http://sedmitza.ru/lib/text/439571/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010