– Нет сомнения, что комитет весьма много способствовал своими указаниями уяснению и утверждению нового устава, а ревизиями – введения реформы и обновлению семинарий, хотя первые не чужды были иногда теоретичности и исключительности и слишком подавляли местную педагогическую практику, последние же – не всегда были согласны друг с другом и свободны от увлечений. Вследствие резолюции митрополита на приведенном указе управление спб. семинарии (состоявшее пока из ректора с инспектором) постановило от 10 июля 1867 г. 1) «в административном отношении – предписать начальству ал. -невского дух. училища принять надлежащие меры к приведению в действие по училищу нового устава и прекратить затем нынешние отношения сем. правления к училищу»; затем избрать членов семин. правления педагогического и распорядительного. 2) В «учебном отношении – распределить предметы по классам и число уроков приблизительно к новому уставу, поручить наставникам составление программ; из наличных наставников, согласно постановлению учебного комитета, некоторых уволить: Савваитова, как выслужившего крайний по новому уставу (§187) 30 летний срок и «видимо утомленного училищною службой» и Евдокимова по совершенному расстойству здоровья; наставникам, получившим уроки сверх 12, назначить добавочное жалованье, по иконописанию оставить одного Солнцева; на Иовлева, как более свободного, возложить заведывание семин. библиотекой; вместо Красносельского, как получившего значительное число уроков, в секретари назначить Ловягина; об открывающихся при семинариях вакансиях греч. и евр. языков, пения и гимнастики «объявить во всеобщее сведение», с целию конкурса. По нравственной части, – назначить еще помощника инспектора (Гурнова), составить проекты инструкций инспектору и его помощнику. По утверждении этого постановления митрополитом, образовано новое правление – педагогическое из ректора с инспектором, 7 наставников, избранных в октябре месяце и снова 14-го декабря 392 в общем собрании закрытой баллотировкой по большинству голосов (Щелкунова, Ловягина, Гурнова, Барсова, Вишнякова, Светилина, Рождественского), и 3 членов от духовенства, избранных на епархиальном сьезде в декабре (прот. В. Полисадова и священников А. Никольского и М. Горчакова ), и – распорядительное, в состав которого, кроме ректора с инспектором, вошли избранные в педагогическом собрании из членов его: от наставников – Щелкунов, от духовенства – В. Полисадов . Первое педагогическое собрание правления в надлежащем составе происходило 28-го, а распорядительное 20-го декабря 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хочет ли Господь открыть и совершить особенную волю над своим избранным в человечестве? И се приидоша Ангелы Божии предстати пред Господом , как было пред началом подвига Иовлева (Ио. 1, 6). Угрожает ли избранным, опасность от врагов ? Невидимое воинство ополчается около них и даже для очей веры становится видимым. Не бойся, говорит Пророк испуганному неприятельским нашествием отроку своему, не бойся: яко множае иже с нами, нажели с ними. И помолися Елиссей и рече: Господи, отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колесница огненна окрест Елиссеа ( 4Цар. 6:16, 17 ). Видения пророкам Даниилу и Захарии открывают, что между тем как избранный народ подвизается против своих видимых врагов, в невидимом мире в тоже время идет брань подвизающихся за избранный народ Архистратигов Ангельского воинства – Ангелы при самых младенцах – по возрасту и вере, выну видят лице Отца Небесного, по слову самого Спасителя. «Радость бывает пред Ангелы Божьими о едином грешнике кающемся и, говорит также Сам Господь. «Вси служебные духи посылаются на служение тем, которые наследуют спасение» – учит Ап. Павел. По созерцанию Новозаветного Тайнозрителя все судьбы земной Церкви совершаются при служении Св. Ангелов. Ангелы наконец, по слову Христову, «соберут от царствия Его на земли все соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненную, как плевелы» ( Мф. 13:41, 42 ). Ангелы же Христовы тогда «соберут избранные Его от четырех ветров от конец небес до конец их» ( Мф. 24:31 ). Известно и столь радостно для верующего сердца, развитое на основании представленных черт откровения, Церковное учение об Ангелах мирных и верных хранителях душ и телес наших Всему этому со стороны Св. Ангелов, свойственно и должно совершаться в силу не случайных только или чрезвычайных Божественных распоряжений, но по назначению и совершенно Ангелов к такому воинствованию на земле от самого создания мира. Но особенно, в-третьих, из сего творческого назначения и совершения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Библейская история преподавалась по известному руководству москов. митроп. Филарета, с требованием по возможности точного ее заучивания. Ученая и единственная в своем роде книга митроп. Филарета, составленная при пособии немецкого богослова Буддея (Historia ecclesiastica Vet. Test. 1718 г.), по краткости ее и своеобразности языка, бывшей даже иногда предметом семинарского остроумия, требовала дополнений из библии и пояснений наставника. Сам Филарет говорил о необходимости дополнений к ней профессора и выражал желание, чтобы испытываемые отвечали из ума и познания, не корчемствуя учебными книгами и записками» 236 . Но официально заявлять об этих дополнениях считалось небезопасным, как и выше об этом замечено (см. стр. 74, примеч.) По крайней мере в конспектах 40-х и 50-х годов (Боголюбова) нет никаких добавлений к учебнику, тем более отступлений от него. Впрочем в одном из репортов Боголюбова сем. правлению (окт. 1844 г.) говорится, что он «в изложении событий держался повествования свящ. Писания, соединяя с чтением оного соображения и замечания, изложенные в Начертании церк. библ. ист. Филарета, а по местам объяснения и замечания других известнейших толкователей свящ. Писания; на карте показывал местности и сообщал географические сведения о Палестине». С 60-х годов книгу Филарета начинают уже оставлять. Конспекты Бажанова, Стратилатова и Иовлева (1865 г.) представляют копию с оглавления «Священной истории» прот. М. Богословского , причем и ветхозаветная история не всегда доводилась до конца, а новозаветная иногда оставалась совсем непройденною, судя по конспекту напр. 1861–1863 г. Конспект же 1865–1867 г. очень полный и обнимает ветхий и новый завет, составлен не по Богословскому только, но и с дополнениями из Филарета, напр. «о состоянии иудеев пред рождеством Христовым, гражданском, церковном» и т. п. и Скворцева: «Краткое начертание ист. церкви ветхо-зав. и ново-заветной», в 2-х книгах, (киев. изд.) Но, с устранением книги Филарета, библейская история утрачивает прежний учено-систематический характер и делается собранием простых рассказов по священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только в 1738–1745 годах, когда ретивый и неосторожный астраханский владыка Иларион потребовал введения новых книг в гребенских церквах, гребенские казаки порвали свои, казалось, прочные связи с церковью и окончательно ушли в раскол 899 . В течение нескольких лет осевшие на реке Куме старообрядцы-казаки вполне успешно отбивались от лениво нападавших на них донских казаков, оставшихся лояльными Москве. Кубанские ногайцы, бывшие в то время под подданством Крымского хана, охотно оказывали им помощь, сознавая, что усиление русского правительственного влияния на Северном Кавказе быстро ограничит и их вольности. Поддерживая прикумских старообрядцев, они даже послали им на помощь тысячу конных панцырников, которые участвовали в действиях против донских лоялистов 900 . Но в середине 90-х годов старообрядцы-казаки решили уйти с Кумы. Смерть игумена Досифея, последовавшая в самом начале 1690-х годов, оставила их без духовного и политического окормления, а в боевых стычках с казаками, преданными Москве, они потеряли не только своих духовных руководителей, но и немалое число бойцов, что очень ослабило их немногочисленные отряды. Но, конечно, особенно тяжела была для них кончина самого Досифея. Иван Алексеев, старообрядческий историк середины XVIII века, который описывал эти события частично со слов современников и сподвижников Досифея, несмотря на то, что он сам был беспоповцем, в драматических тонах рассказывает о впечатлении, которое произвела смерть Досифея на его последователей:»Но о, колик плач и рыдание последующим себе остави Досифей! Паче неже Иовлева плача! В толиком удаленном странствии, сирых, бедных и непризорных толикий отец. Чадолюбивый, толикий пастырь изрядный на таковой пустыни их остави, еликаго уже надеятися не можаху. Плакаху над ним мужи, рыдаху боголюбивые жены и юноши слезяху, от очию слезные источники извождаху о бедствии своем " 901 . Кумские казаки не имели достаточно военного снаряжения и, располагая, ввиду усиливавшихся набегов донцов, крайне ограниченным временем для земледелия, охоты и рыбной ловли, они остались с ничтожными запасами продовольствия. Часть их, в конце концов, просочилась на Терек и слилась с гребенскими казаками, другие вернулись на Дон, внешне примирившись с новыми порядками. Наконец, наиболее решительные и непримиримо настроенные казаки-старообрядцы ушли с реки Кумы на запад и осели вдоль нижнего течения Кубани, где и раньше проживали переселившиеся с Дона не очень многочисленные казаки. Там они попали под подданство Крымского хана, но, стараясь сохранить свою веру, они не испугались жизни в новой среде и на новых землях. Уходя с Кумы, они унесли с собой тело полюбившегося им их вождя, игумена Досифея, столь долгие лета бывшего одним из самых непримиримых и неуловимых вождей старообрядцев 902 . Так, в 1696 году окончило свое свободное десятилетнее существование Донское, затем миниатюрное Кумское старообрядческое государство, а с ним прекратилось и донское старообрядческое священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

290 Это значение слова «легион» станет совсем ясным, если мы вспомним, что во всех языках и у всех народов названия числовых единиц высших порядков первоначально употреблялись для обозначения неопределенного, беспредельного множества, – столь великого, что нет сил сосчитать его. Многочисленные примеры тому собраны в статьях: В. В. Бобынин , – Иссл. по ист. математ. («Физ.-мат. науки», ТТ. 9 и 10). – A. B. Васильев , – Введение в анализ, изд. 8-е, Н. П. Иовлева. Казань, 1907, Вып. I, §§ 1–6, стр. 1–10. См. также в статьях П. Флоренского , стр. 185–195 и В. В. Бобынина, стр. 229. 291 С психиатрической точки зрения всякая одержимость или есть истерия, или связана с нею, истерия же есть раздробление личности. [ 263, 270, 268 ]. В истерической раздробленности, с рел. точки зрения, открывается хаотическая, саморазлагающаяся природа нечисти. – Известный по знаменитому делу Лудэнских урсулинок заклинатель о. Сюрэн , эксперт по распознанию бесовщины, после многих экзорцизмов, увидал в самом себе признаки одержимости. Вот его отчет о своем душевном состоянии в те часы, когда бес из тела одержимой переселялся в его тело: «Я не могу вам выразить, что в течение этого времени во мне происходит и как этот дух сливается с моим, не лишая меня ни сознания, ни свободы души, но тем не менее становясь как бы вторым мною самим, – точно у меня две души, из которых одна лишена своего тела и употребления органов и держится в стороне зрительницею того, что там производит вторгнувшаяся туда вторая душа. Оба духа борются в одном и том же пространстве, которое есть тело, и душа является как бы разделенною: в одной части себя она подвергается бесовским наваждениям, в другой – испытывает ей свойственные и ниспосланные Богом движения. Когда я, движимый одной из этих душ, хочу крестным знамением осенить уста, другая душа быстро отстраняет мою руку, схватывает меня за палец и с яростью его кусает; когда я хочу говорить, меня лишают слов; за совершением обедни меня внезапно прерывают; за столом я не могу положить куска в рот; на исповеди я вдруг забываю все свои грехи и чувствую, как во мне, точно в собственном доме, распоряжается бес» (Hist.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Огорчает же тех, которые не расположены к подвижническому труду, по лености и по малодушью своему остаются только зрителями чужих подвигов, как слово Божие и жену великого Иова представляет неспособною даже и видеть те страдания, какие переносил Иов; почему и говорит она подвизающемуся мужу: «Доколе терпиши?» (Иов. 2, 9). Ибо слова «доколе терпиши» показывают, что ей трудно было смотреть на те искушения, которые терпел он. Не говорит она: «Долго ли тебе страдать, или мучиться и утруждаться, но: «Доколе терпиши?» " Ни болезни его не состраждет, ни мужеству не удивляется, но порицает терпение, как напрасное и ни с чем не сообразное, советует сетовать на продолжительность страдания, а не разделяет скорби страждущего. Таковы люди слабые и женоподобные: впав в трудное положение, не только подвизающихся не поощряют они к мужеству словами, которые нередко и ослабевшему в духе придают бодрость, но сокрушают и уничтожают последнюю бодрость, жалуясь на страдания как на нестерпимые; и кого должны были по справедливости ублажать, о тех жалеют и плачут как о людях жалких. Не слышал ли ты, что говорит Божие слово: «Муж неискушенный не искусен пред Богом» (см.: Иак. 1, 12)? Почему же дивишься, что искушаются благоугождающие Богу? Разве не убедили тебя примеры прежде живших праведников, которых жизнь полна скорбей и подвижнических потов? Не знаешь разве благочестия Иовлева и козней врага? Не напоказ, не славу имея в виду, Иов сам описал свои преуспеяния, но, призывая слушающих к ревностному подражанию, изобразил свое усердие к странным, говоря: «Вне не водворяшеся странник, дверь же моя всякому приходящему отверста бе» (Иов. 31, 32); изобразил попечение свое о вдовах и сиротах: «Аще же и хлеб мой ядох един и сирому не преподах от него» (Иов. 31, 17), и вдовица не отходила никогда от дверей с пустым недром; изобразил и покровительство обиженным: «Распрю же, еяже не ведях, изследих: сотрох же членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях» (Иов. 29, 16–17); изобразил сострадание к рабскому роду, который преобладание, расторгнув естественный союз, поработило себе и, как слабейший, силою подчинило преизбыточествующему силою: «Аще же презрех суд раба моего или рабыни, прящимся им предо мною» (Иов. 31, 13), нимало не отвергал и прав их из презрения к их низости, но давал возможность защищать себя, ободрением вызывал на то, чтобы говорили свободно и чтобы подчиненный, из страха соблюдая молчание, не был осужден властным словом; и при сем высказывает побудительную причину, говоря: «Еда не якоже и аз бех во чреве, и тии быша? бехом же в том же чреве» (Иов. 31, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Если порядок повествования Моисеева и в сем месте, как в других, следует порядку происшествий, то странным показаться может, что Авраам, еще на сотом году своей жизни не надеявшийся естественно иметь детей (Быт. XVII. 17) и, по словам Апостола, имевший плоть уже умерщвленную (1 Рим. IV. 19), не менее как во сто сорок лет от рождения (Быт. XXV. 20) вступает в новое супружество. Толкователи стараются из сего затруднения выйти различными путями. Толковники халдейские и многие раввины полагают, что Хеттура есть одно лицо с Агарью. Но догадка сия опровергается тем, что Моисей о наложницах Авраама говорит множественно (6), и в первой книге Паралипоменон (I. 28. 32) сыны Хеттуры отделяются от Измаила, сына Агари. Иные полагают, что супружество с Хеттурою совершено прежде смерти Сарры. Но, кроме того, что сие мнение никакого не имеет основания в истории, оно, разрушая одно, вводит в другое недоумение: как мог Авраам решиться на такое супружество? Супружество с Агарью по воле Сарры, кончившееся разводом также по воле Сарры, не только не может здесь служить примером, но и совершенно исключает всякое иное супружество при жизни Сарры. Мысль Блаженного Августина (Contra Julian. L. Ill), что, может быть, дар чадородия, ниспосланный от Бога Аврааму, сохранялся в нем долгое время, совершенно изъясняет событие, повествуемое Моисеем. Ничто не препятствует думать, когда то показывает опыт, что Авраам к рождению Исаака получил не единократное и мгновенное возбуждение жизненных сил, но всецелое и постоянное, по выражению Пророка (Пс. CII. 5), обновление юности своей, яко орлей; и что, исполнив священные обязанности закона и веры в отношении к Сарре и Исааку, решился воспользоваться еще ощущаемым в себе избытком Божия благословения, дабы сколько можно более прославлять Бога своим потомством. Мидиана. От сего Мадианиты. Город Мадиан, по Иерониму (In. loc. Heb.), лежал далее Аравии каменистой к югу; в пустыне Сарацинской. Там же Птолемей полагает города Мадиану и Модиану. Шуаха. От сего отечество Баллада, друга Иовлева (Иов. II. И). У Птолемея есть город Соака в стране Дарров, неподалеку от Мадиамской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Глава 6.    Итак, почему подвижников огорчает упражнение в подвигах, которое научает знанию подвижничества, не допускает до опасностей, продолжительные труды облегчает трудом кратковременным и не дает козням делаться вредоносными? Но может быть, и не огорчает оно тех, которые знают пользу его по следующему апостольскому наставлению: «Скорбь терпение соделовает, ...искусство же упование: упование же не посрамит» (Рим. 5:3—5), непременно принесет с собою и то, чего надеемся, и ожидание сделает не напрасным.    Огорчает же тех, которые не расположены к подвижническому труду, по лености и по малодушию своему остаются только зрителями чужих подвигов, как слово Божие и жену великого Иова представляет неспособною даже и видеть те страдания, какие переносил Иов; почему и говорит она подвизающемуся мужу: «Доколе терпиши?» (Иов. 2:9). Ибо слова «доколе терпиши» показывают, что ей трудно было смотреть на те искушения, которые терпел он. Не говорит она: «Долго ли тебе страдать, или мучиться и утруждаться, но: «Доколе терпиши?» Ни болезни его не состраждет, ни мужеству не удивляется, но порицает терпение, как напрасное и ни с чем не сообразное, советует сетовать на продолжительность страдания, а не разделяет скорби страждущего. Таковы люди слабые и женоподобные: впав в трудное положение, не только подвизающихся не поощряют они к мужеству словами, которые нередко и ослабевшему в духе придают бодрость, но сокрушают и уничтожают последнюю бодрость, жалуясь на страдания как на нестерпимые; и кого должны были по справедливости ублажать, о тех жалеют и плачут как о людях жалких. Не слышал ли ты, что говорит Божие слово: «Муж неискушенный не искусен пред Богом» (см. Иак. 1:12)?    Почему же дивишься, что искушаются благоугождающие Богу? Разве не убедили тебя примеры прежде живших праведников, которых жизнь полна скорбей и подвижнических потов? Не знаешь разве благочестия Иовлева и козней врага? Не напоказ, не славу имея в виду, Иов сам описал свои преуспеяния, но, призывая слушающих к ревностному подражанию, изобразил свое усердие к странным, говоря: «Вне не водворяшеся странник, дверь же моя всякому приходящему отверста бе» (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1854 год 186 Январь, 1, пятница. Боже веков и Царю всякого создания! Продли мою жизнь. Свети мне. Святи меня и веди, аможе хощеши. После этой краткой молитвы я разделил дневник свой на несколько отделов и стал записывать в них здешние надневности. Отдел первый о погоде Первый день нового года был жаркий. К ночи на небе появились разрозненные облака. Луна полна. Здешние арабы в этот день едят бараньи головы, а в Дамаске вкушают одни сладкие снеди, без мяса. 2, суббота. Ночью был гром с молнией и дождь, но недолго. Весь день – пасмурен. А вечером и ночью накрыл нас густой туман. 4, понедельник. Во весь день шел перемежающийся дождь без грома и молнии. 5, вторник. Утро ясно и тепло. День такой же. 8, пятница. Все дни хороши. 12, вторник. Позавчера и вчера было очень холодно, но ясно. А ныне с полуночи гром и дождь-ливень. 13, середа. Утро облачно. В полдень светлее стало. А в три часа пополудни полился дождь, но на короткое время. К вечеру небо очистилось. Однако воздух стал прохладен. Оспа свирепствует. В Святогробском монастыре на днях заболели его два послушника. 14, четверток. Ясно, но пронзительно холодно. Холод тонок и сух после восточного дождя. 18, понедельник. С утра до полудня дождь. К вечеру гром и дождь. Ночью дождь-ливень. С запада дует ветер сильный. 20, середа. Ночью и днем дождь. А утром слышен был слабый удар грома. 21, четверток. С вечера и во всю ночь под этот день лил дождь с снежной крупой. Утром гремел гром, потом воссияло было солнце, но западные тучи заволокли его. В 9 часов опять дождь со снежной крупой; а ветер притих. Около половины десятого часа опять воссияло солнце. 22, пятница. Утро туманно. Сегодня теплее. Из Иовлева колодезя полилась вода через верх. Христиане радуются, говоря, что будет год урожайный. 23, суббота. Утро ясно и тепловато. Солнце, умывшись, блестит ярко. Благодарение Богу! 24, воскресенье. Утром светило солнце. Но скоро с запада набежали тучи и обложили все наше небо. До полудня шел проливной дождь; в полдень перестал, но скоро опять полился и до полуночи лил, как из ведра.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иллювиева. Чтобы придать такой характер своей работе, г. Иллювиев должен был принять во внимание замечания рационалистической критики, которая утверждает иногда, что авторы священных книг, и особенно Моисей, как автор Пятокнижия, описывая различные события из жизни народа Божия, не знали общего характера тех стран, о которых они говорят, и далее – заключает отсюда, что они и не могли быть, поэтому, ни богодухновенными писателями, ни современниками описываемых ими событий. И г. Иллювиев хорошо справляется с этою задачею, давая правильное истолкование тем физическим явлениям, о которых говорит Библия. Чтобы придать большую основательность своим суждениям, автор сличает иногда текст еврейской и греческой Библии и только после такого сличения делает свои выводы. Правда, для полной законченности своей работы автор мог бы обстоятельнее сказать о символизме явлений природы, показать внутреннюю связь между физическими явлениями природы и явлениями нравственного порядка, поясненными в Библии чрез сравнение с первыми. Но этот недостаток в сочинении студента Иллювиева искупается выше указанными достоинствами его, почему мы и признаем сочинение г. Иллювиева вполне достаточным для получения степени кандидата богословия». 17) О сочинении студента Иовлева Александра на тему: «Средства содержания левитского священства по Библии и мишне». проса о содержании ветхозаветных священников и левитов, получавшемся ими от народа. Сочинение состоит из 2 частей, из которых первая обозревает Библейские данные касательно десятины, левитских городов, жертвенных долей священников от кровавых приношений, данные при том конспективные, так как автор имеет в этой части своей работы особую цель, – он трудится над опровержением тех возражений, какие исходят от представителей западной библейской науки и направлены против допущения синхронизма (относительного) заповедей о левитском содержании в Пятокнижии Моисея, – разумеем кажущееся противоречие в показаниях книг Левит и Второзакония. Вследствие малого значения для православного богословия западного гиперкритицизма в области библиологических изысканий, большую ценность в наших глазах имеет 2 половина сочинения г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010