Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене «с малыми детьми» нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии – диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова . Святые Кирилл и Мария приняли пострижение По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, – отвечал ему на это отец, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому – у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это – дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой.

http://pravoslavie.ru/59126.html

Часть первая. Русская Пасха Таинственная ночь Небесные граждане земного отечества Москва успокаивается, готовясь к светлой заутрене. Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его «семь холмов» спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление. Тихо-тихо все над Москвой (под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенется живая земная Москва, раньше ее навстречу (Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва. Из запертых соборов, из окрестных монастырей (поднимаются нетленные создатели Москвы. И прежде всех из своей раки в Даниловском монастыре поднимается святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Тихо проходит он, покрытый схимой, смиренной поступью инока по пустынным улицам Замоскворечья, переходит мосты и вступает в Кремль. Молится на золоченные им соборы Спас на Бору и Архангельский, и широко невидимою рукою отворяются перед храмосоздателем двери этого собора. «Здравствуйте вы, – говорит он, вступая в усыпальницу потомков, – благоверные великие князья Московские, здравствуйте вы, цари великие, Большая и Малая Россия царств Казанского, Сибирского, Астраханского и иных земель обладатели». И на зов князя-схимника отверзаются древние гробы. Встает со светлым лицом его сын, Иоанн Даниил Калита. Встает тем же милостивым, нищелюбивым. Встает сын Калиты Иоанн Иоаннович Кроткий и внук высокопарящий Димитрий Иоаннович Донской и иные князья: Василий, и державные суровые Иоанны, и благочестивый Феодор, и восьмилетний мученик царевич Димитрий. Все они встают из гробов под схимами, покрывающими их светлые великокняжеские и царские золотые одежды и венцы, и молча приветствуют друг друга поклонами, собираясь вокруг своего прародителя и первоначальника Москвы – Даниила. И когда все они соберутся, выступает их сонм из северных, открывающихся пред ними настежь дверей и идет к южным вратам собора Успенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Рака с частицей мощей св. кн. Даниила Московского в ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве. Фотография. Кон. XX в. Рака с частицей мощей св. кн. Даниила Московского в ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве. Фотография. Кон. XX в. В том же летописном известии указывается, что Иоанн Калита «приведе» архимандритию в Кремль «и близ себе учини ю». Составитель летописного рассказа видел в этом деяние, свидетельствующее о благочестии Калиты и о его заботе об обители, к-рую он переместил на свой двор, «хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Однако этот поступок сказался неблагоприятно на судьбе основанного Д. А. мон-ря и его гробницы, расположенной рядом с церковью Даниила Столпника. По рассказу Степенной книги, после переноса архимандритии и сам мон-рь, «и села, и все наследие» были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря. Со временем «нерадением архимандритов спасских» Данилов мон-рь перестал существовать, на его месте сохранилась церковь, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (Там же. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Почитание Предание, записанное в сер. XVI в. составителями Степенной книги, повествует о явлении Д. А. юноше из свиты вел. кн. Иоанна III Васильевича ; святой упрекнул вел. князя за то, что он забыл своего предка. После этого Иоанн III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, чтобы молились о душах его предков, но на судьбе мон-ря и погребения Д. А. это никак не отразилось. К 1-й пол. XVI в. относятся первые свидетельства о местном почитании Д. А. как святого. В правление Василия III случилось чудо с кн. И. М. Шуйским, к-рый, несмотря на предупреждения одного из местных жителей, ступил ногой на камень, лежавший на могиле Д. А., чтобы сесть на коня. После такого поступка он едва не умер и исцелился лишь после того, как священник отслужил молебен у могилы Д. А. Уже в правление Иоанна IV Васильевича по молитве к Д. А. исцелился больной сын ехавшего в Москву коломенского купца; юноша выздоровел, после того как его положили на гроб князя.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Ревнуя о благе Церкви и Отечества, митрополит Петр был миротворцем князей. Он склонял к миролюбию Святослава Брянского и племянника его, князя Василия Константиновича Галицкого, в 1310 году; князей Тверского и Московского в 1311 году 1534 . В 1313 году с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским, ради пользы церковной и государственной, архипастырь ездил в Орду, где он, быв принят и отпущен с великою честью, получил от Узбека грамоту, по которой Церкви Российской предоставлены были великие преимущества. В этой грамоте, между прочим, было сказано: «Да никто не обходит в Руси Церковь Соборную Петра митрополита и его духовенства: их грады, волости, села, земли, ловли, луга, леса, винограды, сады, мельницы, хуторы свободны от всякой дани и пошлины; все это есть Божие. Духовные молитвою своею блюдут нас и наше воинство укрепляют. Кто возьмет у духовных что-нибудь – заплатит втрое, кто дерзнет порицать веру русскую, кто обидит Церковь , монастырь, часовню – умрет» 1535 . Когда великий князь Иоанн Данилович Калита основал свою столицу в Москве, святитель Петр в 1325 году перенес туда же из Владимира свое местопребывание и убедил великого князя построить в новой столице храм в честь Успения Богоматери, предсказывая царственное величие Москвы и могущество Державных ее и России на врагов. «Если послушаешь меня, – говорил святитель великому князю, – и храм Пречистой Богородицы воздвигнешь, и меня упокоишь в своем граде – и сам прославишься паче иных князей; сыны и внуки твои в роды, и град сей славен будет из всех градов русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославится Бог в нем» 1536 . Иоанн исполнил желание святителя; в 1326 году 4 августа заложил и в 1327 году окончил храм, в котором благочестивый старец своими руками приготовил себе гроб, и в пользу этого храма завещал свое имущество. Приближаясь к отшествию от жизни временной в вечную, св. Петр, всем преподав мир, начал совершать вечернюю молитву, «и еще молитве сущей во устех его», когда руки его простерты были к небесам, душа его отошла от тела ко Христу. Святитель Петр был на митрополии 18 лет и 6 месяцев; преставился в 1326 году, 21 декабря. Преставление святителя сопровождалось славою чудотворений 1537 . Честное тело его священным собором, в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа, погребено было в предуказанном самим святителем месте 1538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Они застегивались напереди или крюком с петлею, или пряжкой. Металлические оправы на концах поясов назывались наконечниками, а бляхи для прикрепления помочей наузольниками. Металлические украшения поясов усаживались жемчугом и драгоценными камнями. Как принадлежность княжеской и царской одежды, пояса переходили в наследство из рода в род. Так, великий князь Иоанн Данилович Калита завещал сыновьям своим: Семену 3 поясы золоты; – Ивану пояс болший с женчугом с каменьем, пояс золот с капторгами, пояс сердоничен золотом окован; – Андрею пояс золот Фрязьский с женчугом с каменьем, пояс золот с крюком на червчате шолку, пояс золот царевьский» 653 . Подобно отцу своему, и великий князь Иоанн Иоаннович завещал сыновьям своим: «Димитрию пояс великий золот с каменьем с женчуги, что мя благословил отец мой князь великий, пояс золот с крюком; – Ивану пояс золот с каменьем с женчуги, что ми дал брат мой князь великий Семен, пояс золот сточный» 654 . Великий князь Василий Дмитриевич завещал сыну своему Василию «пояс золот с каменьем, што ми дал отец мой, да другий пояс мой на чепех с каменьем, да третий пояс ему же на синем ремени» 655 . Князь Юрий Дмитриевич Галицкий в своем завещании писал: «а что из золота даю сыну своему Василью пояс золот с каменьем на чепех без ремени; а Дмитрею сыну своему даю пояс золот на черпьчати (д. б. червьчати) ремени; а Дмитрею сыну своему меншему даю пояс золот без ремени, чем мя благословил отец мой князь великий Дмитрей» 656 . пояса для мечей и сабель делались большей частью из тесьмы и ремней и имели четыре конца: два из них служили, собственно, для застегивания пояса, к которому привешивался меч или сабля; а два для налучи и колчана 657 . У саадаков Бориса Федоровича были: «пояс и привязка тясма шолк жолт, по краем лазорев, ткан в крушки; а у пояса крюк и пряжки и наконешники, и запряжники и на привязках наконешники серебряны, золочены и конфарены. – Пояс сафьян червчат, строчен шолком лазоревым; крюк и наконешники, и пряшки серебряны гладки. – Пояс сафьян червчат, строчен шолком лазоревым, … крюк и наконешники медяны с краски» 658 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Вновь на примере святого Алексия мы видим, как западно-русские выходцы в это время трудятся ради единства Русской земли и Русской Церкви. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции - Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря. Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя внимание своими аскетическими подвигами, отличался воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Он был вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни приближен ко двору, чему немало способствовало его знатное происхождение. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского. Поскольку к этому времени во Владимире уже более полувека не было собственных архиереев, а город с прилежащей областью входил в митрополичий округ, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

Накосник. См. Косник. Накра, Нагара, Ногара Накра, Нагара и Ногара – барабан. Перс. некаре род литавры. Ср. Ново-Греч. νχαρα. Накры были большая и малая. В «трубничей рухляди» Бориса Федоровича значатся «7-ры накры болших и малых» 478 . Ударявшие в накры назывались накрачеи 479 . Припомним здесь старинный рассказ Русского путешественника в Индию: «выехал султан на Шеферичь, ино с ним 20 взырев великих, да 300 слонов наряженых, … да коней простых тысяща в санех златых, да верблюдов сто с нагарами, да трубников 300. – У мелик-тучара … на всякую ночь двор его стерегут сто человек в доспесех, да 20 трубников, да 10 нагар, да 10 бубнов великих, по два человека бьют» 480 . Налучие, Налучь, Налушно Налучие или Налучь и Налушно – влагалище для лука. Налучи делались из кожи или сафьяна; обтягивались атласом, бархатом, парчой; вышивались золотом, серебром и шелками; украшались каймами с разноцветными финифтяными косками и плащами, подзорами, репьями и проч. 481 . Налучь с луком носили на левой стороне, пристегивая ее цепями с бендями либо к особому, либо к сабельному поясу 482 . См. Саадак. Напалок. См. Перстни. Наплечки, Нарамки Наплечки и Нарамки – наплечная часть и наплечное украшение одежд и вооружений. Великий князь Иоанн Данилович Калита завещал сыну своему Андрею «бугай соболий с наплечки с великим женчугом, с каменьем» 483 . В духовной граммате в. князя Иоанна Иоанновича (1356 г.) между аламами, значатся «наплечки золоты с круги, с каменьем, с женчуги; алам малый с женчуги» 484 . На тафтяной приволоке царицы Агафьи Симеоновны были «нарамки низаны жемчугом по червчатому отласу; нарамка ж пух бобровой, на ней нашито 5 пугвиц с финифтью» 485 . – Игнатий, сопутствовавший Смоленскому епископу Михаилу в Царьград и бывший в Софийском соборе при венчании на царство Мануила, заметил здесь, между прочим, на «украшенных чудно» одеждах певцов «наплечки со златом и бисером и с круживом» 486 . – Висковатов называет плечевые скрепления зерцал у передней или нагрудной доски нарамками, а у задней наплечками 487 . Наручи

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010