ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Данилов мужской монастырь — древнейшая обитель Москвы — был основан благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Князь на свои средства содержал монастырь, посвященный его святому покровителю, преподобному Даниилу Столпнику, с самого начала обитель имела статус архимандритии. Около 1330 года сын князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита выстроил в Кремле на Боровицком холме, на месте древней деревянной церкви Спаса на Бору, каменный Преображенский храм и основал первый на великокняжеском дворе монастырь, собрав братию из разных обителей. Даниловских монахов он также перевел в Кремль, а вместе с тем и архимандритию во главе с настоятелем Иоанном (впоследствии епископом Ростовским). С этого времени до конца XV века монастырь Преображения Господня был главной обителью московской великокняжеской семьи. Здесь представители этой семьи, в том числе и сам великий князь Иоанн Данилович, принимали постриг перед кончиной, здесь совершались их погребения. Возможно, в те времена монастырь был «общим», то есть предназначенным для проживания как иноков, так и инокинь. В придворной обители образовался центр московского летописания, управлявшие ею архимандриты нередко становились духовниками великих князей Московских. По свидетельству летописей, в 1345 году на средства супруги князя Симеона княгини Анастасии Гедиминовны Литовской монастырский храм был расписан русскими мастерами — учениками греческих изографов Гойтаном, Семеном, Иваном; в работе участвовали «прочие их ученицы и дружина». Позже в монастыре нашла свое упокоение и княгиня Анастасия. В 1396 году в соборе был погребен скончавшийся во время приезда в Москву святитель Стефан Пермский, просветитель зырян. Его мощи, находящиеся под спудом, стали главной святыней собора. В конце XV века в связи с расширением территории дворца монастырь по распоряжению великого князя Иоанна III Васильевича был переведен «близ Крутицы» — на берег реки Москвы, за Яузу, — так началась история Новоспасского ставропигиального мужского монастыря .

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Да не будет так. Снова пишу вам, и если хотите быть чадами Христовыми и моими возлюбленными детьми, желая предстать без осуждения на Страшном суде Христовом, то послушайте узаконения святых отцов, послушайте меня, сердечно хотящего спасения душам вашим: возьмите иго Христово, возьмите крест Христов, последуйте Ему, да сторицею получите жизнь вечную в будущем веке. Если же опять ослушаетесь моего распоряжения — в монастырь не пойдете, то имею вас неблагословенных и лишаю священства, по слову апостола: Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9–10). Который же священник начинает пить вино, а службы Божественной не оставит, то он не истинный священник Христов». Далее святой Петр обращается к простым верующим: «Вы же, люди Христовы, язык святой, новое достояние, имейте в себе страх Божий, помните о суде, смерти и воскресении, о жизни вечной праведным и вечной муке грешным. Спешите в церковь, приносите Богу дар от своего имения на очищение. Священников Божиих любите, любите и почитайте монахов, милуйте убогих, вдов и сирот, плененных и заключенных в темницы; каждый пусть благотворит по силе, одевает нагих, да услышит блаженный глас: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Милость Божия и мое благословение да будет с вами во веки веков. Аминь». Во время своих путешествий по митрополии святой Петр часто останавливался в Москве, которая в то время представляла собой небольшой и малолюдный городок, расположенный на Боровицком холме, при слиянии рек Москвы и Неглинной. Московским князем при святом Петре был сначала внук святого Александра Невского — Георгий Данилович, потом брат его Иоанн Данилович, по прозванию Калита. Но так как князь Георгий часто и надолго уезжал из Москвы, то ею правил брат его Иоанн. Этот князь относился к святому Петру с великой любовью и почтением, и святитель Божий возлюбил князя за его преданность православной вере, добродетельную жизнь, милосердие к бедным, за любовь к чтению и слушанию Божественного Писания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Знаменательным было празднование Тысячелетия Крещения Руси (1988). Именно Свято-Данилов монастырь был первым монастырем, возрожденным после тяжких лет большевистских гонений на Церковь. Это не случайно, промыслительно. Князь Даниил собирал Москву, вот и снова, через семьсот почти лет, его святое имя понадобилось для возрождения Москвы, а значит, и России. Вообще история Данилова монастыря — особая страница светской и церковной истории. Сын князя Даниила Иоанн, прозванный «Калита» (древнерусское слово, означающее «кошелек»), такой же, как и отец, собиратель Руси, желая увеличить значение Данилова монастыря, перевел его на княжеский двор в Кремль, а прежние постройки передал во владение Свято-Спасскому монастырю. Оба эти монастыря стоят через Москву-реку, друг против друга, и ныне, слава Богу, оба возрождены и сияют во всем своем благолепии. Но в те трудные для Руси времена первый Данилов монастырь обнищал, пришел в упадок. Казалось, и след его затерялся. Стояла только церковь во имя святого Даниила Столпника. Место называлось сельцо Даниловское. От центра Москвы оно было далеко, но от Бога близко. Помни о предках! Великий князь Иоанн Васильевич ехал со свитой мимо Даниловского. Вдруг у одного знатного юноши, который немного отстал от остальных, на ровном месте споткнулся конь. Внезапно появился человек в богатой одежде. Юноша испугался, но незнакомец успокоил его, говоря: — Не бойся меня, ибо я христианин, господин сего места. Имя мое — князь Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на сем месте. Иди к великому князю Иоанну и скажи ему от меня: «Зачем же ты меня предал забвению?» Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда. Юноша догнал князя. Тот увидел, что юноша взволнован и бледен. — Ты почему в таком трепете? Почему отстал? Юноша рассказал о встрече с давно почившим московским князем. Князь Иоанн Васильевич с того дня положил петь молебны и панихиды в память о своих предках и о князе Данииле. Теперь уже через сельцо Даниловское ехал великий князь Василий Иоаннович. Его сопровождал князь Иоанн Михайлович Шуйский. Они остановились на краткий отдых. Решили ехать дальше. Отдыхали они около церкви святого Даниила. Около нее лежал большой камень. Князь Шуйский подвел к камню коня, наступил на камень ногой, чтобы удобнее сесть в седло. Здесь же был простой крестьянин, пришедший посмотреть на господ. Он не выдержал и сказал Шуйскому:

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Митрополит стал союзником московского князя, заклятого врага Твери. Глава русской церкви, который по традиции назывался митрополитом Киевским, формально не имел в Северной Руси определенной резиденции; митрополиты Кирилл и Максим обычно жили в стольном Владимире, Максим там был и погребен. Вряд ли митрополит Петр уютно чувствовал себя в городе, где правил Михаил. Согласно митрополиту Киприану, святитель Петр много путешествовал “по городам и весям”, особо отличив из них, впрочем, Москву, хотя это был небольшой и малонаселенный город, он “начат больше инех мест жити в том граде”. Составитель жития не упоминает о личной близости между митр. Петром и Юрием Даниловичем, возможно, потому, что репутация убийцы Михаила Тверского (1318), которую имел последний, мало соответствовала житийному повествованию. Однако несомненно, что враждебность Михаила заставила Петра с первых лет пребывания на кафедре искать поддержки Москвы – это показал уже Переяславский собор 1268 . Авторы житий Петра называют в качестве главного друга и опоры митрополита не Юрия Даниловича, а его брата и преемника Ивана I Даниловича, по прозванию Калита. “Этот город (Москва), – пишет Киприан, – управлялся благочестивым великим князем Иоанном, сыном Даниила, правнуком блаженного Александра (Невского). Блаженный Петр видел, как Иоанн крепок в православии, милостив к нищим, почитает святые Божии церкви и священников, любит святое Писание, искусен в книжном научении. За это святой иерарх Божий (Петр) возлюбил его премного” 1269 . Сведения о дружбе Петра и Ивана Калиты Киприан почти дословно заимствует из более древнего жития Петра 1270 . Однако в высшей степени симптоматичен тот факт, что митрополит Киприан, ярый “эллинофил”, друг патриарха Филофея и искусный проводник византийской политики на Руси, подобным образом превозносит достоинства Москвы и ее великого князя. Киприан справедливо полагал, что перенесение митрополичьего престола в Москву предопределило политический курс и ход церковного строительства в эпоху его собственного правления; это мнение отражает позицию, преобладавшую в кругах, близких к патриарху Филофею 1271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын – князь Иоанн Калита (1325–1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским. (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.) Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель. «Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Uoahha III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну – се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках. При Василии Иоанновиче (сыне Uoahha III ) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле. При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550–1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной. 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Данилов ставропигиальный мужской монастырь Описание: История Древнейший московский монастырь был основан в 1282 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским, первый храм был посвящен прп. Даниилу Столпнику. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль; и древние строения Даниловой обители постепенно пришли в запустение. В 1560 г. монастырь был возобновлен царем Иоанном Грозным. В 1561 г. святителем Макарием, митрополитом Московским, в обители был освящен первый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый во Вселенской Церкви храм с таким посвящением), в 1652 г. в монастыре были обретены мощи св. блгв. князя Даниила. Во второй пол. XVII в. монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями, старый собор был за ветхостью разобран, а на его месте выстроен новый двухэтажный храм. Сильно перестроенный в 1729 г., он сохранился до нашего времени. В 1752 г. над его западной папертью была построена башенка с храмом прп. Даниила Столпника. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. Здесь обрели место своего последнего упокоения многие иерархи Церкви, а также такие деятели русской культуры, как А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Н. Языков, Ю.Ф. Самарин, В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и другие. Формально монастырь был закрыт в 1918 г., но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 г. С 1917 по 1930 г. настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор (Поздеевский), вокруг которого группировались миряне и клирики, не принимавшие никаких новшеств в церковной жизни. После закрытия в 1931 г. и до 1983 г. в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников. В мае 1983 г. монастырь был возвращен Церкви; за пять лет он был восстановлен, устроено две новых церкви, а также надкладезная и поминальная часовни. В 1988 г. монастырь был одним из центров празднования 1000-летия Крещения Руси. В монастыре размещаются: Патриаршая и Синодальная резиденция, Отдел внешних церковных связей , рядом с монастырем построен гостиничный комплекс «Даниловский». Храмы и часовни Святыни Рака с частицей мощей св. блгв. кн. Даниила; икона св. блгв. кн. Даниила с частицей его мощей; ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца; Владимирская икона Божией Матери «с акафистом» (XVI в.); рака с мощами прп. Георгия (Лаврова), исповедника Даниловского; икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей, частью мантии и четками. Наместник —  епископ Солнечногорский Алексий . Страна: Россия Город: Москва Адрес: 113191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22 Телефон: +7 (495) 958-11-07, 955-67-15 Web-caйm: www.msdm.ru E-mail: kanz.dm@mail.ru Наместник: Алексий, епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Поликарпов Анатолий Степанович) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/240119.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 13  голосов:  4.2 из  5) Предыдущий Следующий 1. Донской монастырь Донской монастырь — ставропигиальный (с 1 июля 1745 года) мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы; основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гupeя, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. В гуляй-городе в дни боёв действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, в которой находилась Донская икона Божией Матери — по преданию, та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Димитрия Иоанновича на Куликовскую битву, состоявшуюся в Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, что вблизи Дона на Непрядве. Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской Православной Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. В 1920-х годах монастырь был центром так называемого «даниловской оппозиции» — неофициальной консервативной оппозиции митрополиту Сергию, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) . Возрождён в 1980-е годы как духовно-административный центр РПЦ; получил статус ставропигиального. Новоспасский монастырь — старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан b XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV beka обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского. Телеканал «365» См. раздел «Монашество — путь к совершенству» на портале «Азбука веры». См. также: «Донской мужской монастырь (Москва)» на Азбуке паломника. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 188  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1399 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/video/monastyrskie-sten...

  Авторы житий Петра называют в качестве главного друга и опоры митрополита не Юрия Даниловича, а его брата и преемника Ивана I Даниловича, по прозванию Калита. «Этот город (Москва), — пишет Киприан, — управлялся благочестивым великим князем Иоанном, сыном Даниила, правнуком блаженного Александра (Невского). Блаженный Петр видел, как Иоанн крепок в православии, милостив к нищим, почитает святые Божий церкви и священников, любит святое Писание, искусен в книжном научении. За это святой иерарх Божий (Петр) возлюбил его премного».   Сведения о дружбе Петра и Ивана Калиты Киприан почти дословно заимствует из более древнего жития Петра.   Однако в высшей степени симптоматичен тот факт, что митрополит Киприан, ярый «эллинофил», друг патриарха Филофея и искусный проводник византийской политики на Руси, подобным образом превозносит достоинства Москвы и ее великого князя. Киприан справедливо полагал, что перенесение митрополичьего престола в Москву предопределило политический курс и ход церковного строительства в эпоху его собственного правления; это мнение отражает позицию, преобладавшую в кругах, близких к патриарху Филофею.   Но был ли выбор митрополита Петра продиктован преднамеренной политикой византийских властей его времени? Выше мы видели, что патриархат и императорское правительство согласились на перемещение резиденции главы единой русской митрополии из Киева (т. е. с территорий Галича и Литвы) во Владимир. Нет, однако, никаких оснований полагать, что именно византийцы первыми предпочли Москву Твери. Сама тверская оппозиция митр. Петру повлекла за собой поддержку, оказанную Византией Москве. Слабые и быстро сменявшие друг друга преемники Афанасия I поддерживали Москву не очень последовательно. Нифонт (1310–1314 гг.), сам обвиненный в симонии и со временем вынужденный покинуть кафедру, поверил обвинениям против митрополита Петра, выдвинутым тверскими князем и епископом. Короткое правление Иоанна Гликиса (1315–1319 гг.), также закончившееся отречением, было отмечено образованием отдельной Литовской митрополии — это изъяло из юрисдикции Петра обширные территории, подвластные Гедимину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Пока Михаил находился на Руси, Юрий сумел обрести расположение хана Узбека, женился на его сестре и в 1317 г. получил ярлык на великое княжение. Теперь уже московский князь двинулся на Русь с ордынским послом. Михаил признал переход великого княжения к Юрию, но когда тот начал разорять Тверское княжество, тверской князь оказал сопротивление и разгромил войска Юрия Данииловича. Жена Юрия, сестра Узбека, попала в плен, где вскоре умерла, после чего возник слух о ее отравлении. В 1318 г. Юрий и Михаил отправились в Орду. Здесь тверскому князю были предъявлены обвинения в неуплате дани, сопротивлении ханскому послу и умерщвлении ханской сестры, и он был казнен. Юрий Даниилович, однако, не смог надолго удержать великое княжение. В 1322 г. он не передал собранную в Орду дань, чем воспользовался новый тверской князь, сын Михаила Димитрий. Он приехал к Узбеку с жалобой на Юрия и получил ярлык на великое княжение. Юрий, однако, продолжал считать себя великим князем и удерживал новгородский стол. В 1324 г. ему пришлось отправиться на разбирательство в Орду. Находившийся там же Димитрий Михайлович Грозные Очи не стал ждать ханского решения и убил Юрия. За это самовольство он через нек-рое время был казнен, но великое княжение Узбек оставил за тверским княжеским домом, передав ярлык на него брату Димитрия Александру. Ситуацию изменило вспыхнувшее в 1327 г. в Твери восстание против татарского отряда, возглавляемого ханским послом Чолханом, являвшимся двоюродным братом Узбека. Тверской кн. мч. Александр Михайлович поддержал восставших. Следствием стал ордынский поход на Тверское княжество, в к-ром активно участвовал новый московский князь, младший брат Юрия Иоанн I Данилович Калита. После этих событий в 1328 г. он получил великое княжение напополам с суздальским кн. Александром Михайловичем. Но после смерти последнего Иоанн Данилович остался (с 1332) единственным вел. князем Владимирским. Иоанну Калите 1-му из московских князей удалось сохранить за собой великое княжение до конца жизни († 1340). При этом он расширил пределы великокняжеских владений: получил ярлыки на половину Ростовского княжества, на Дмитровское княжество, а также купил у князей Галича, Углича и Белоозера верховные суверенные права на их владения (местные князья перешли в статус «служебных князей» вел. князя).

http://pravenc.ru/text/2564236.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010