О Петре его житие свидетельствует, что он, подобно своим предшественникам, много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. В том числе бывал он и на родной Волыни. Пребывать в стольном и кафедральном Владимире Петру было, наверное, не слишком уютно, опять-таки из-за враждебности к нему Михаила Тверского. Поэтому он нередко подолгу жил в Москве, которая принадлежала его митрополичьему округу, не имея своего епископа. Поскольку интриган Юрий Московский почти все время пребывал в Орде у своего родственника - хана Узбека, - то Москвой управлял его младший брат Иоанн Данилович Калита. С ним у святителя Петра завязываются самые дружественные отношения. Иоанн был мало похож на брата Юрия. Это был князь благочестивый и нищелюбивый. Калитой его прозвали будто бы за кошелек для денег - калиту,- который он носил на поясе, чтобы в любой момент подать милостыню нищим. Другие полагали, что князя так прозвали за его прижимистость, даже скупость. Скорее всего, было и то, и другое. Только не врожденная скупость как порок отличала князя Иоанна, а бережливость ради накопления сил Московского княжества, ради возрастания мощи Руси для борьбы с Ордой. В этом была огромная мудрость Иоанна. Он ведь по сути закладывал сад, плодов которого, как он понимал, ему не суждено было дождаться. Но он как скромный труженик работал на будущее Руси, не заботясь о кривотолках по поводу своего скопидомства. Как святой прозорливец Петр это понимал, а потому весьма благоволил к Калите. Уже с 1322 г. митрополит практически безвыездно живет в Москве. В 1325 г. здесь, в Москве, св. Петр рукополагает на Новгородскую кафедру архиепископа Моисея. Однако, об официальном переносе церковного центра речи пока нет, ибо нет повода переносить ее из крупного, вполне процветающего Владимира в куда менее значительный городок Москву. К тому же Владимир - это стольный град Руси, хотя Михаил, а позже его дети - Димитрий и Александр - как великие князья лишь титулуются Владимирскими, проживая в своей Твери.

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Вел. кн. Иоанн Данилович. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1881 г. Вел. кн. Иоанн Данилович. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. 1881 г. В юго-зап. люнете юж. стены Исаакиевского собора в С.-Петербурге размещается композиция «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь» (худож. Ф. Н. Рисс, 2-я пол. XIX в.; см.: Коновалов. 2009. С. 90). В центре фронтально изображен свт. Петр, благословляющий обеими руками (перст правой сложен именословно), слева от него - И. Д. Вел. князь представлен в профиль, в золотом парчовом кафтане, в красной шубе, подбитой белым мехом, в красных сапогах и шапке Мономаха, у пояса - небольшой мешок. Его взгляд обращен к митрополиту, левая рука прижата к груди, правой он указывает на план Успенского собора, лежащий на столе у него за спиной. В храме Христа Спасителя в Москве в сев. части зап. крыла вверху находилась композиция И. М. Прянишникова «Закладка Успенского собора св. Петром, митрополитом Московским, и вел. князем Иоанном Калитою» (70-е гг. XIX в.), на к-рой представлено, как «великий князь испрашивает у святителя благословение, приемля оное правою рукою, в левой он держит лопатку, употребляемую при каменной кладке; у ног князя целый ряд кирпичей» ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996П. С. 83). По иконографической программе эта сцена символизировала «основание могущества Москвы»; под этой композицией было помещено Сретение Владимирской иконы Божией Матери. В ГРМ хранится эскиз композиции, датированный 1876-1877 гг. (Гос. Рус. музей. 1980. С. 239. Кат. 4231). И. Д. представлен в молении благословляющему Спасу вместе со св. блгв. князьями Даниилом Московским и Александром Невским в росписи придела св. блгв. кн. Даниила Московского ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря в Москве (1991; см.: Первый на Москве: Моск. Данилов мон-рь. М., 2000. С. 38). Его изображение отличается от образцов св. князей меньшим размером и отсутствием нимба. Именован как «Благоверный великий князь Иоанн Данилович Московский Калита».

http://pravenc.ru/text/469776.html

Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию в день празднования 30-летия возрождения Свято-Данилова монастыря 24 октября 2013 г. 13:18 27 октября 2013 года в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы пройдут торжественные мероприятия, посвященные 30-летию возрождения обители. Праздничное богослужение в Троицком соборе монастыря возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Начало Божественной литургии в 9.30. Днем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоится праздничный концерт. Начало в 14.00 Данилов монастырь — самая древняя обитель Москвы, основанная святым благоверным князем Даниилом Московским (1261-1303), младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. На берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, князь Даниил не позднее 1282 года поставил небольшой деревянный храм во имя своего небесного покровителя — преподобного Даниила Столпника. Так было положено мужскому монастырю, который князь содержал на собственные средства. 30 лет правления святого Даниила выпали на трудное время татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц, но свой удел князь приумножил не силой оружия, а благочестием и миролюбием, добровольным присоединением к нему других земель. В 1302 году Переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, умирая бездетным, завещал ему свои владения. Это положило начало объединению Русских земель вокруг Москвы. 4 марта 1303 года, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой князь Даниил скончался. По его завещанию князь был погребен на монастырском кладбище, среди могил простых иноков. После смерти князя Даниила его сын, великий князь Иван Калита, перевел Даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса на Бору, а в XV веке обитель была переведена на новое место — Крутицкий холм, ныне Новоспасский монастырь. На некоторое время первый московский монастырь постигло незаслуженное забвение, но в 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, и вскоре он был прославлен в лике святых. После 1917 года в Даниловом монастыре собралась братия, твердо противостоявшая попыткам новых властей влиять на Церковь. В 1930 году монастырь был закрыт, а на его территории разместился приемник-распределитель для беспризорных детей. В 1937 году большинство насельников были расстреляны.

http://patriarchia.ru/db/text/3321427.ht...

мани, драгоценный камень (отсюда Греч. μνος или μννος и μνος, Лат. monile), указывает, что оно пришло с Востока. – По сказанию летописи, Волынский князь Владимир Васильевич в устроенной им Георгиевской церкви в Любомли «возложи на наместную икону Богородицы монисто золото с камением дорогым»; а пред смертию (10 дек. 1288 г.,), «еще ему не вельми болну … мониста великая золотая бабы своей все полья … и розсла милостыню по всей земли» 452 . – Великий князь Иоанн Данилович Калита писал в своем завещании: «а что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своей Фетиньи: 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал» 453 . – В духовной граммате кн. Михаила Андреевича Верейского (около 1486 г.) значится: «на манисте икона животворящаго древа, окована золотом з зерны с великити, да тринатцять хрестцев золотых с великими зерны то и с иконами, трои заноскы (цепочки для тельника) золоты» 454 . Княгиня Волоцкая Лулиана (около 1503 г.) завещала внуке своей Овдотье дочерино приданое Аннино «манисто болшое золото, … да манисто на гайтане, четыре кресты золоты, да четыре иконы золоты, да три кресты камены з золотом, да восмь пронизок золотых» 455 . – В духовной записи кн. Дмитрия Иоанновича (около 1509 г.) значатся: «манисто золото леска (лестовка), … да манисто со кресты и иконы и прониски» 456 . – В описной книге царицыной мастерской палаты 1626 г. находится следующее описание мониста, которым великая инока Марфа Ивановна благословила сноху свою, царицу Евдокию Лукьяновну: «манисто чепочка золота звенчата; у чепочки наконечники золоты ж, резь гранми, с чернью; а на чепочке в манисте на гоитане понагея золота на четыре углы, в ней яхонт лазорев, на яхонте рез Спасов образ Вседержителя, по полем два яхонта червчаты да два изумруда; на переди на главе рез херувим, а на другой стороне рез великомученик Дмитрей, навожено чернью; под главою в закрепке по концом два зерна гурмыжских … Да на манисте ж промеж понагеи и крестов на гаитане две прониски золоты решетчаты да две королковые белые да две королковые ж червчаты, да прониска яшмовая зелена» 457 . В 1671 г. монастырский слуга Сахаров завещал дочерям своим «монисто серебряное с кресты серебряными» 458 . – В одной старинной записи значатся: «перла в три нитки болшаго жемчугу, шесть запон золотых с яхонтами червчетыми и с-ызумрудными искрами; перло в две нитки болшаго жемчугу; перло в три нитки мелкого жемчугу» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Архиепископ проводил активную внешнюю политику, отстаивая интересы Новгорода в отношениях с западноевроп. гос-вами, рус. великими княжествами, а также с «младшим братом» Новгорода Псковом. В 1333 г., во время боевых действий московского и новгородского войск под Торжком (начавшихся из-за обострения вопроса об уплате «выхода» в Орду), В. К. вел в Переяславле мирные переговоры с московским вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой , к-рые, несмотря на предлагаемый новгородцами откуп (500 р.), не привели к заключению мира. Сразу после окончания переговоров В. К. поехал в Псков, где был принят «с великою честью» (до этого визита Новгородские епископы не были в городе 7 лет). В Пскове В. К. крестил св. Михаила , сына блгв. тверского вел. кн. Александра Михайловича , в 1341 г. мальчика привезли к архиепископу «грамоте учится». В июне 1334 г. во Владимире В. К. участвовал в хиротонии Сарайского еп. Афанасия. 16 февр. 1335 г. в Новгород приехал вел. кн. Иоанн Калита и был заключен мир; в том же году В. К. со знатнейшими боярами нанес ответный визит в Москву, где «чести великои много видел». После заключения новгородско-московского союза обострились новгородско-псковские отношения. «Подъезд» В. К. в Псков в 1337 г. закончился разрывом: псковичи не позволили архиерею вершить суд в городе, В. К. покинул Псков, «прокляв» горожан. В 1340 г., во время конфликта между Новгородом и московским кн. Симеоном Гордым из-за «черного бора» (дани Орде), В. К., прибыв в Торжок во главе новгородской делегации, способствовал заключению мира. В 1341 г. он принимал в Новгороде митр. Феогноста с многочисленной свитой, при этом «тяжко же бысть владыце и монастырем кормом и дары». В 1346 г., во время визита В. К. в Москву для приглашения в Новгород вел. кн. Симеона, митрополит наградил архиепископа крещатыми ризами (полиставрием). В 1339 г. новгородские послы, в т. ч. от владыки (его племянник Матфей), заключили договор со Швецией «по старым грамотам». 6 янв. 1342 г. в Юрьеве (Дерпте) был заключен договор с Ригой, Готским берегом и нем. городами, урегулировавший торговлю воском; с рус. стороны «владыка Новгородский» в договоре был назван первым. В 1348 г. на предложение швед. кор. Магнуса Эриксона прислать своих «философов» для диспута о вере В. К. с посадником и тысяцким от имени всех новгородцев ответили: «Аще хощеши уведати, коя вера лучши, наша ли или ваша, пошли к Цесарьскому граду к Патриарху, занеже мы прияли от гричь правоверную веру, а с тобою не спираемся про веру». Шведы начали принудительно крестить в католичество ижорян и захватили крепость Орехов, вскоре они были разбиты новгородцами в Ижорской земле, Орехов после осады был освобожден.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Одомашка=Адамашка. Одеяла Одеяла – были спальные и санные, холодные и теплые; шились из атласа, бархата, объяри, тафты, камки, дорогов и других тканей; были с каймами и без каем. Кайма или обшивка одеял называлась гривою. «Одеяло на отласе на сине, шито серебром да золотом, да грива сажена» 524 . – Одеяло «средина отлас рудожолт. по нем травы шиты волоченым золотом; кайма тафта лазорева, по ней шито золотом с розными шолки; подкладка тафта лазорева на бумаге. Одеяло, средина бархат Виницейской золотной по червчатой земле; кайма по кисее шита розными шолки на бумаге. Одеяло тафта ала; грива отлас жолт; испод лисей чернобурых лисиц; выпушено пухом. – Одеяло санное камка червчатая, чешуйчета; грива обведена галуном золотным; испод песцовой белой; выпушено пухом» 525 . Одеяло царицы Евдокии Лукиановны отличалось особенно богатым украшением: «одеяло отлас золотной по лазоревой земле, на горностаех; грива по атласу по червчатому низана жемчугом, в гриве 22 яхонта лазоревы да 16 лалов да 21 изумруд, да в гриве ж 5 гнезд с каменьи; около одеяла кайма по отласу по червчатому низана жемчугом; опушено бобром чорным» 526 . – Одеяло изорбаф золотной, травы розных шелков; кайма изорбаф золотной, травы розных цветов; в средине каймы и одеяла кайма ж осиновой отлас; на нем круживо золотное Немецкое, на соболях, кругом каймы опушено соболми ж; цена 150 руб.» 527 . – «Одеяло овчинное под летчиной» 528 . Ожерелье Ожерелье 1) украшение мужских и женских одежд около шеи. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) писал в своей духовной граммате: «а что золото княгини моее Оленино, а то есть дал дчери своей Фетиньи 14 обручи и ожерелье матери ее» 529 . – В духовной князя Михаила Андреевича Верейского (около 1486 г.): «ожерелье с великими яхонты, сажено з зерны с великими; … другое ожерелье пристежное с передци низано, того ж ожерелья запястье великим жемчюгом низано» 530 . – В духовной княгини Иулианы Волоцкой (около 1503 г.): «ожерелье сожоно, а исподней ряд снизон, да четыре у него пугвицы жемчюжны» 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Примечательно, что наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Евфимий тут же дал задание своим сотрудникам изучить этот вопрос. Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор СПБГУ, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик посвятил своё выступление теме почитания митрополита Петра в службах Русской Православной Церкви и Богослужебных текстах. Он отметил, что почитание митрополита Петра как святого возникло практически сразу же после кончины. А через несколько десятилетий его преемник на кафедре митрополит Киприан уже пишет житие и службу митрополиту Петру. Учёный рассказал собравшимся, как формировался богослужебный канон святителю Петру и как это всё связано с торжеством победы на Куликовом поле, как в сознании современников эти события перекликались. Русский писатель, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов размышлял в своём выступлении о государственном служении как обязанности. Именно этому учит нас Священное Писание, и так понимали своё служении на посту великого князя или Государя все благочестивые русские правители, в том числе Иоанн Данилович Калита. Председатель общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев своё выступление посвятил древней и современной ситуации на Украине. Он отметил, что в то время, когда появилось упоминание о Москве, в Киеве происходили ровно противоположные события. Он напомнил об убийстве киевлянами святого великого князя Игоря, который на тот момент уже стал иноком Киево-Печерской лавры. Тем не менее, обезумившие горожане вытащили его из кельи и убили. Сергей Моисеев назвал это первым майданом в Киеве. Это было в 1147 году. Примечательно, что в это же время мы встречаем первое летописное упоминание о Москве. Сергей Валерьевич вспомнил те дискуссии, которые велись ещё до государственного переворота в Киеве с местными сторонниками «незалежности», которые утверждали, что Москва похитила у Киева избранничество, что Москва незаконно стала центром русского мира. По мысли докладчика, эти идеи опровергает сама личность митрополита Петра, который был порождению галичанином, знал всех князей. И, тем не менее, он перенёс духовную кафедру в Москву, что и стало залогом превращения Москвы в центр русского мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/21/mi...

Сия обитель не долго пребывала вне города; но вскоре перенесена в недра онаго, где уже на месте Букаловой хижины, на Бору, между черторыем, или оврагом, и болотом, по преданию, стояла дубовая церковь во имя Преображения Господня, сооруженная Благоверным Даниилом: Хотя Софийский временник 580 и Никоновская летопись 581 в 1319 году упоминают о Спасовом монастыре в Москве городе, куда привезено было тело Великого Князя Михаила Тверского, приявшего в Орде мученический венец; но Степенная книга, заслуживающая не меньшую достоверность, прямо приписывает Иоанну Калите переставление сего первого монастыря, в 1330 году, из Даниилова на Боровицкий холм города Москвы. Супрасльская летопись упоминает только о поставлении на Москве, в 1330 году, каменной церкви Спаса 582 , коей предшествовало, по благословению Первосвятителя Петра, основание дома Пресвятой Богородицы, Успенского собора. В Типографском летописце сказано о возграждении Спасского монастыря 6834 (1326) года 583 . Ежели Софийский временник и Никоновская летопись под словом монастырь разумеют иноческую обитель, а не церковь с погостом, как оно принимается у Византийских писателей 584 и даже в просторечии Русского народа: то Спасский монастырь существовал на Московском Бору еще прежде Калиты; в таком случае Степенная книга выдает за основание Калитою монастыря в своем детинце одно сооружение в 1330 году каменной чудной церкви, которую он украсил св. иконами, книгами, сосудами, пеленами и всякими узорочьями; потом присоединил к Спасопреображенскому монастырю Даниловский с погостом и всем наследием, «да вкупе оба монастыря под единым началом паствы нескудно устрояются». Таким образом набожному сыну Св. Даниила принадлежит только распространение, ограждение и украшение прежнего монастыря, который возник вместе с основанием города, или кремника на Москве, укрепленного при Калите деревянными стенами. Если-ж на Бору до Иоанна Даниловича существовала деревянная церковь Спаса Преображения, названная в Софийском временнике, по общему употреблению языка, монастырем: то, согласно с Степенною книгою, Калита был строителем каменной, вместо прежней деревянной церкви, а также основателем при ней Спасоборского монастыря, где первым Архимандритом был Иоанн, в последствии Архиепископ Ростовский, «муж сановит, словесен, любомудр и добродетелен».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Упомянем еще о панагии святителя московского Петра, о его посохе, о посохе деревянном владыки Новгородского Моисея, о посохе просветителя Перми Стефана и о посохе преподобного Евфимия Суздальского . Чаще нежели прежде говорят летописи в настоящий период о колоколах. Даниил Романович галицкий для своей холмской церкви святого Иоанна Златоуста одни колокола принес из Киева, а другие слил в самом Холме. Владимир Василькович галицкий слил такие «дивные» колокола для Георгиевской церкви в Любомли, каких «не бысть в всей земли». Ростовские князья Димитрий и Константин Борисовичи, посылая (1290) владыку своего Тарасия в Великий Устюг для освящения соборной церкви, послали для нее и колокол Тюрик . Иоанн Данилович Калита в 1338 г. взял колокол из тверского Спасского собора и перенес в Москву. А чрез несколько лет (1345) в Москве слиты по воле великого князя Симеона Иоанновича три больших и два меньших колокола, которые отливал какой-то мастер Борис или Бориско. Тот же самый Борис за три года прежде был приглашаем из Москвы в Новгород и там слил великий колокол для святой Софии. В Нижнем Новгороде при Димитрии Иоанновиче Донском соборный колокол будто бы «сам по себе прозвони трижды» . В ростовском соборе однажды (1305) разбились два великие колокола, в другой раз (1408) растопились все колокола во время страшного пожара и чрез четыре года слиты вновь в самом же Ростове. Во Владимире на Клязьме также растопились колокола на соборе, когда он был ограблен и подожжен татарами (1410). В Твери слит колокол для соборной церкви местным князем Иоанном Михайловичем (1403). В Пскове повешены (1426) колокола на новой колокольнице Троицкого собора . Но в церквах недостаточных и бедных, в самой даже Москве существовали тогда вместо колоколов только клепала, или била, которые долго еще употреблялись у нас и в последующее время . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435912/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010