В нач. XIV в. князь, стоявший во главе Владимирского княжества (им был тогда блгв. вел. кн. Михаил Ярославич Тверской), официально принял титул вел. князя всея Руси, т. е. старшего среди потомков Всеволода Большое Гнездо. С этого времени Владимирское княжество стало называться великим. Его территория в послемонг. время претерпела ряд крупных изменений. В 1247 г. из этой территории в качестве самостоятельных княжеств были выделены Галич Мерский (часть ранее единого Галицко-Дмитровского княжества), Костромское княжество и неск. позднее - Суздальское. После смерти блгв. кн. Александра Ярославича Невского (1263) территория Владимирского княжества сузилась еще больше: самостоятельность обрели Городец-Радилов и Москва. Однако к сер. XIV в. границы В. в. к. расширились: были присоединены выморочные Костромское, Переяславское и Юрьевское княжества, окончательно сформировалась великокняжеская территория в Вологде. За 3 незначительными исключениями, владимирские князья постоянно, начиная с Александра Невского, владели новгородским столом. Чаще всего в Новгороде они держали своих наместников, а не родственников (братьев или сыновей), как это было раньше. Все это создало то «великое княжение Владимирское и Великого Новгорода», о к-ром в XV в. писали рус. летописцы. Борьба между рус. князьями за В. в. к., сулившая обладание обширной и богатой территорией, высшими княжескими правами, в т. ч. правом княжить в Новгороде, была ожесточенной и упорной. Соперничали князья Твери, Москвы и Н. Новгорода: в 1305-1317 гг. владимирский стол занимал тверской кн. Михаил Ярославич, в 1317-1322 гг.- московский кн. Георгий (Юрий) Данилович , в 1322-1325 гг.- блгв. вел. кн. тверской Димитрий Михайлович , а после его мученической кончины в Орде его младший брат блгв. вел. кн. Александр Михайлович (1326-1327). В 1328-1331 гг. во Владимире на княжении сидел суздальский кн. Александр Васильевич, с 1332 по 1359 г. владимирский великокняжеский стол занимали князья московской династии: Иоанн I Данилович Калита и его дети - Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн II Иоаннович Красный.

http://pravenc.ru/text/154987.html

" Первый монастырь на Москве " был закрыт одним из последних - в 1930 году. Настоятель монастыря, архиепископ Волоколамский Фёдор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-1937), и около пятидесяти даниловских монахов были расстреляны. В монастыре был устроен детский приёмник-распределитель, просуществовавший до 1938 года. Сооружения монастыря были искажены до неузнаваемости. В мае 1983 года Данилов монастырь был передан Русской православной церкви. После шестидесяти лет запустения, осквернения от стал первым действующим монастырём в Москве. Ныне здесь находится местопребывание патриарха и Священного Синода. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече Древнейшая иноческая обитель Москвы была основана святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Первым зданием монастыря был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, имя которого носил святой князь Даниил и небесному покровительству которого он вверил свою обитель. Святой князь построил и содержал обитель на свои княжеские средства, пожаловал ей земли, луга, «рыбные ловли», разместил вокруг несколько крестьянских дворов. С самого основания монастыря князь Даниил возвел его на высшую степень обителей, установил навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупнейших монастырях). После смерти князя Даниила (†1303) монастырь недолго просуществовал на своем месте: в 1330 году сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита, перевел даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса-на-Бору. Второе переселение монастыря произошло в конце XV века при великом князе Иоанне Васильевиче III, который перевел монастырь из Кремля на Крутицкий холм. По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским, или монастырем «Спаса на Новом». Более двухсот лет на месте древнего Данилова монастыря стояли лишь храм Даниила Столпника да небольшое сельцо Даниловское. И вот настало время, когда по воле Божией святой князь Даниил стал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Возрождение монастыря началось в середине XVI века и связано с именами царя Иоанна Грозного и митрополита Московского и всея Руси Макария. В 1555 году в двухстах метрах от деревянной церкви преподобного Даниила Столпника, на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен новый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, построены деревянные кельи, территория обнесена деревянными стенами,  и монастырская братия вернулась на свое изначальное место – монастырь продолжил свое существование. 30 августа/12 сентября 1652 года в обители были обретены святые мощи благоверного князя Даниила Московского. Вскоре преподобный и благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Титул «Владимирский» означал неразрывную связь с обладанием высшими княжескими правами великими князьями Владимирскими (именно на это великое княжение получали ярлык в Орде русские князья). С 1328 года великими князьями Владимирскими были московские князья Иоанн Данилович Калита, затем его дети — Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович Красный. Только на три года с 1360 по конец 1362 года Владимирское великое княжение было отдано Ордой Нижегородскому князю, а с 1362 года вернулось к Московским князьям, став их отчиной, т.е. наследственным неотъемлемым владением. Спустя еще четверть века оно полностью вошло в состав Московского княжества. Но очевидно, что в середине XIV века вторым кафедральным городом Киевской митрополии официально мог быть только Владимир, как столица великого княжества. Характерно, что даже спустя столетия в титуле Русских царей, например, царя Михаила Федоровича, упоминание «Владимирский» шло первым — до «Московского», и только при изменении титула, после вхождения в состав Русского государства Киева и Левобережья Днепра при царе Алексее Михайловиче, переместилось на третье место — после «Московского» и «Киевского». Еще одним интересным исторически зафиксированным фактом является обсуждение в 1588 году Патриархом Константинопольским Иеремией ΙΙ с русскими властями возможности его переезда на Русь: Иеремия был готов сам, устав от бесконечных невзгод в Константинополе, остаться Патриархом на Руси. Русская сторона предложила ему в таком случае резиденцию во Владимире, при этом подразумевалось, что в Москве при государе останется митрополит Иов. Но Патриарх Иеремия соглашался остаться на Руси только при условии размещения его в Москве. Особое положение Владимира нашло отражение и в том, что церковный титул «Владимирский» вплоть до синодальной эпохи не присваивался, но сохранялся за митрополитом и впоследствии Патриархом всея Руси, тогда как проживавший во Владимире и Суздале архиерей считался «Суздальским». Вот именно этим историческим статусом города Владимира и объясняется его упоминание в грамоте 1354 года. Спустя столетие, это подтвердил Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий, который в ответах на вопросы деспота Сербии Георгия упомянул, что Киевская кафедра находится «в Московии» (так!) из-за того, что город Киев оказался «у латинян», то есть вошел в состав католического государства.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Приезжал он довольно часто в Москву, где правил Иоанн, после трагической смерти в Орде брата Юрия. В Москве Святитель имел свой двор сначала при церкви Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, потом на месте будущей снодальной палаты. Прибыв в Москву незадолго до кончины, он пророчески говорил Иоанну: «если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Сближало его с ним его благочестие, а также понимание исторического значения московских князей, которым надлежало, как он провидел, быть создателями единого государства и освободителями Руси от татарского ига. Предсказание это стало исполняться еще при Иоанне Калите, через два года после смерти м. Петра получившего ярлык на великокняжение. Митр. Петр завещал похоронить себя в Москве. В авг. 1326 г. заложен был Успенский собор и началось спешное сооружение его. Святитель приготовил для себя каменный гроб и поставил его в отделении для жертвенника у внешней стены. Предуведомленный ангелом о кончине, Святитель роздал свое имение нищим, священникам, монахам, монахиням, церковникам и домочадцам. Преставился Св. митр. Петр 21 дек. 1326 г. Церковь не была еще окончена строением, но Святителя погребли в ней. Освящена она была в 1328 г. Чудеса при мощах Святителя начали твориться с самой минуты его погребения. Прославлен он был после получения митр. Феогностом в 1339 г. разъяснения от патриарха Uoahha XIV . Константинопольский патриарх преемником Св. Петра поставил Святителя Феогноста. В мае 1328 г. новый митрополит, уроженец Константинополя, прибыл в Россию, посетив прежде всего волынскую землю. Из перечня епископов, участвовавших тогда, вместе с ним, в хиротонии епископов владимиро-волынского и галицкого видно, что митрополия литовская к этому времени была уже упразднена. Все наличные епископы галицко-волынской Руси участвовали в поставлении. В том же году м. Феогност прибыл в Москву, где Иоанн Данилович Калита только что перед этим получил ярлык на великокняжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Жадный до власти Юрий погиб в орде: Тверской князь убил убийцу отца своего. Тело Юрия привезено было в Москву. Святитель оплакал бедного князя, отпел погребение с несколькими архипастырями, и князь похоронен близ Спасского храма. Это было в первую субботу в. поста, 8 февр. 1326 г. На вербной неделе в Москве же святитель посвятил блаж. Моисея в архиепископа Новгородского 324 . Святитель Божий, просвещённый благодатью, видел великую будущность Москвы, хотя тогда это был город малолюдный, не такой, каким видим его ныне, замечает блаж. Киприан. Он видел, что Москва соберёт под свою сень раздробленные и истерзанные части России и – решился навсегда остаться в Москве. Князя Иоанна любил он за его благочестие и любовь к бедным. Оттого, что тот постоянно носил с собой калиту (мешок) с деньгами для раздачи бедным, его назвали Калитой. Св. Пётр зрел в нём избранника Божия и убеждал его быть достойным назначенной ему великой доли. – Прося князя построить в Москве каменный кафедральный храм Успения Богоматери, святитель говорил ему: «если послушаешь меня, сын мой: то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой город будет славен между Русскими городами; святители будут жить в нём, руки его взыдут на спину врагов его, и Бог прославится в нём». – Вероятно в это время прозорливый святитель благословил крестом, как говорит ц. Иоанн, «прародителя нашего вел. кн. Ивана Даниловича и весь род наш» 325 . Этим благословением очень дорожили великие князья, передавая крест чудотворца не иначе, как наследнику престола 326 . Благочестивый Калита поспешил сделать распоряжения по желанию святителя. В августе 1326 г. храм был заложен. – Доставка материалов и работы шли быстро; быстро воздвигались стены храма. Но ещё скорее близился к концу подвигов своих святитель Божий. А Он приготовил себе в новом храме каменный гроб, близ жертвенника. Князь Иоанн Данилович видел сон. Ему представлялась высокая гора с снегом на вершине; внезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший его сон: святитель сказал, – «высокая гора – ты князь, а снег – я смиренный, который скоро должен выйти из этой жизни». – Спустя четыре месяца после основания храма, святитель перешёл (21 дек. 1326 г.) в жизнь блаженную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва успокаивается, готовясь к Светлой заутрене. Заперты лавки, вышел и спрятался в домах весь народ. Кое-где редко-редко слышен звук колеса, и на притихающий город, на его «семь холмов» спускается та невыразимая таинственная ночь, которая принесла миру обновление. Тихо-тихо все над Москвой под надвигающимися крылами этой ночи. Заперты еще церкви, не горят вокруг них огни. И прежде чем встрепенется живая земная Москва, раньше ее навстречу Воскресающему Христу поднимается другая, вековечная Москва. Из запертых соборов, из окрестных монастырей поднимаются нетленные создатели Москвы. И прежде всех из своей раки в Даниловском монастыре поднимается святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Тихо проходит он, покрытый схимой, смиренной поступью инока по пустынным улицам Замоскворечья, переходит мосты и вступает в Кремль. Молится на золоченные им соборы Спас на Бору и Архангельский, и широко невидимою рукою отворяются перед храмосоздателем двери этого собора. «Здравствуйте вы, — говорит он, вступая в усыпальницу потомков, — благоверные великие князья Московские, здравствуйте вы, цари великие, Большая и Малая Россия царств Казанского, Сибирского, Астраханского и иных земель обладатели». И на зов князя-схимника отверзаются древние гробы. Встает со светлым лицом его сын, Иоанн Даниил Калита. Встает тем же милостивым, нищелюбивым. Встает сын Калиты Иоанн Иоаннович Кроткий и внук высокопарящий Димитрий Иоаннович Донской и иные князья: Василий, и державные суровые Иоанны, и благочестивый Феодор, и восьмилетний мученик царевич Димитрий. Все они встают из гробов под схимами, покрывающими их светлые великокняжеские и царские золотые одежды и венцы, и молча приветствуют друг друга поклонами, собираясь вокруг своего прародителя и первоначальника Москвы — Даниила. И когда все они соберутся, выступает их сонм из северных, открывающихся пред ними настежь дверей и идет к южным вратам собора Успенского. «Повели, княже», — тихо говорят они, дойдя до врат. Святой Даниил делает на дверях широкое крестное знамение, и тогда сами собой отверзаются врата святилища русского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Великий Князь Иоанн Даниилович Калита 1 мая 1330 г., переведя, с благословения св. митрополита Феогноста, Даниловский монастырь внутрь города, на свой княжеский двор, поставил храм во имя Преображения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новосозданному монастырю Святого Спаса передано было все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский. Спустя ряд лет Даниловская обитель была совсем забыта. Осталась только в сельце Даниловском церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Спасский же монастырь Великим Князем Иоанном III (1462–1505) переведен был на новое место, над Москвой-рекой, на горе, называемой Крутицы, и именовалась обитель с тех пор Спасовской на Новом. Церковь же Преображения Господня в самой Москве была обращена в собор Спаса на Бору. Могила св. Князя Даниила была забыта. Однажды Великий Князь Иоанн III проезжал мимо старого Даниловского монастыря. Конь одного знатного юноши, его в числе других сопровождавшего, споткнулся, и он оказался отставшим. Внезапно юноше явился незнакомый человек, сказавший ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин, имя мое Даниил Московский. По Божиему изволению положен я здесь на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к Великому Князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог не забывал меня никогда». Сказав сие, он стал невидим. Юноша, сев на коня, догнал Государя. Видя его испуганным, с осунувшимся лицом, Великий Князь спросил, отчего он замешкался и находится в таком трепете. Юноша поведал ему все случившееся. Великий Князь с того времени уставил петь соборные панихиды и божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии. Позднее князь Иоанн Михайлович Шуйский, сопровождая Великого Князя Василия III Иоанновича (1505–1533), приблизился к церкви преподобного Даниила и, наступив на камень, находившийся на неведомой ему могиле, начал с него садиться на коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный Князь Даниил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Протоиерей Олег Митров: У нас огромное количество недооцененных персоналий в русской истории, князей, тот же Иван III, тот же Иван Калита, которые недооценены, которым мало почитаний, которые реально эту землю строили и обустраивали. Почему бы не поставить памятники бесспорным фигурам, вокруг которых не будет таких баталий, мы будем с пеной у рта что-то друг другу доказывать, давайте объединяться, а не разъединяться. Спасибо. Комментарии историков: С последними словами протоиерея Олега Митрова, конечно, должно согласиться: надо объединяться. Вопрос, на какой основе? На основе позиции клеветников и врагов России А. Шлихтинга, Дж. Горсея и других западных агентов, пытавшихся разрушить Россию, на основе клеветы предателя и изменника князя Андрея Курбского? Или на основе Истины, к которой нас призывает Господь наш Иисус Христос? На основе Решений Поместного Собора Русского народа и Церкви 1613 года, свидетельств выдающихся деятелей Государства и Церкви - Святого Патриарха Иова, Царей Петра I, Александра III, Мучеников Царя Николая и Царицы Александры? На основе трудов Василия Татищева, Николая Арцыбашева, Роберта Виппера, Игоря Фроянова, Митрополита Иоанна (Снычева), Александра Боханова, Сергея Фомина и других им подобных? Несомненно, памятника заслуживает и Государь Иоанн Васильевич Великий (хотя при нем был расцвет ереси жидовствующих), и святой благоверный Князь Иоанн Данилович Московский. Надо быть благодарными всем великим правителям Земли Русской. Павел Петин, кандидат исторических наук Леонид Болотин, историк, лауреат премии Союза писателей России Алексей Оболенский, историк, член Союза писателей России В Третьяковской галерее ПРИМЕЧАНИЯ Горсей Д. Путешествия//Горсей Д. Записки о России. XVI - начало XVII в. М.: Изд-во МГУ, 1990. http://krotov.info/acts/16/3/1573gors4.html Арцыбышев Н.С. Повествование о России. Т. II. М.: 1838. С. 379. Комментарии историков: Степан Веселовский родился в 1876 году. Отец - Борис Степанович Веселовский. Мать - полька Леонида Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинская. С. Веселовский по университетскому диплому был юристом, системного научно-исторического образования не имел, как историк-практик сложился в 1912-1917 годах в процессе работы в частном Московском археологическом институте над хозяйственно-юридическими документами XVI-XVII веков и в качестве профессионального историка был признан уже в революционной России. О русоненавистнических взглядах Степана Веселовского свидетельствуют страницы в его дневниках за 1918, 1919 годы, завещанных им своим потомкам:

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/09/...

Жизнь св. Петра митрополита Московского Святитель Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. 12-ти лет он поступил в монастырь, где проходил разные трудные послушания и отличался кротостию и смирением. В сане пресвитера он удалился из монастыря и основал собственную обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что избран и посвящен был в Митрополита всей России. Он сначала жил во Владимире, а потом перенес митрополию в Москву и поселился в ней. Он сказал князю Иоанну Даниловичу Калите: «Если ты послушаешь меня, т. е. поставишь храм в Москве в честь Богородицы, то и сам прославишься более других князей, и город твой будет славен между всеми русскими городами, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Иоанн заложил церковь . Святитель сам устроил для себя могилу близ жертвенника, но не дожил до построения церкви. Это был Успенский собор. И все пророчества святителя Петра сбылись: преемники его окончательно поселились в Москве; Иоанн Калита сделался великим князем, и с этого времени Москва стала возвышаться и наконец сделалась столицею. Один епископ оклеветал свят. Петра перед патриархом константинопольским. Но целый собор, рассмотрев дело, увидел его невинность; тогда св. Петр вышел на середину и перед лицом всего собора сказал своему клеветнику: «мир тебе, чадо! Не ты сделал это, а древний завистник человеческого рода, диавол. Но теперь берегись опять грешить, а прошедшее да простит тебе Бог». Он скончался в 1326 г. Мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Память его 21 декабря. Жизнь св. Алексия митрополита Московского Св. Иона 12 -ти лет от роду постригся в одном из монастырей; затем перешел в московский Симонов монастырь. Здесь он проходил разные послушания и прославился своею мудростию и духовными подвигами. Один раз посетил Симонов монастырь св. митрополит Фотий. Он зашел в пекарню. Здесь инок Иона, утомленный трудами, спал, и правая рука его лежала на голове, сложенная как бы для Благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Святитель Петр. Он сначала жил во Владимире, а потом перенес митрополию в Москву и поселился в ней. Он сказал князю Иоанну Даниловичу Калите: „Если ты послушаешь меня, т. е. поставишь храм в Москве в честь Богородицы, то и сам прославишься более других князей, и город твой будет славен между всеми русскими городами, и святители поживут в нем, кости мои здесь положены будут“. Иоанн заложил церковь . Святитель сам устроил для себя могилу близ жертвенника, но не дожил до построения церкви. Это был Успенский собор. И все пророчества святителя Петра сбылись: преемники его окончательно поселились в Москве; Иоанн Калита сделался великим князем, и с этого времени Москва стала возвышаться и наконец сделалась столицей. Один епископ оклеветал свят. Петра перед патриархом Константинопольским. Но целый собор, рассмотрев дело, увидел его невинность; тогда св. Петр вышел на середину и перед лицом всего собора сказал своему клеветнику: „Мир тебе, чадо! Не ты сделал это, а древний завистник человеческого рода, диавол. Но теперь берегись опять грешить, а прошедшее да простит тебе Бог“. Он скончался 1826 г. Мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Память его 21 декабря. Св. митрополит Алексий и Московский Чудов монастырь Св. Алексий был боярского рода, в мире назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи мальчиком 13-ти лет, он ловил птиц и вдруг услышал голос: „Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом человеков“. И скоро Елевферий поступил в монастырь. Так как он был известен и князю, и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем сделался митрополитом. При нем Россия была под игом татарским. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала глазами. Хан писал к великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу: „Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; пусть же он испросит у Бога здравия моей жене“. В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель в надежде на помощь Божию решился отправиться в Орду к хану.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010