Между тем, в Москве Петра окружают почетом и уважением. Митрополит отвечает дому московских Даниловичей искренней дружбой. В 1325 г. он погребает в московском Кремле убитого в Орде Димитрием Тверским Юрия Даниловича. Юрия сменяет на Московском княжении Иоанн Калита. Своему любимцу Петр оказывает всемерную поддержку. Чувствуя приближение смерти, святитель решает, что должен быть погребен здесь, в Москве. Его мощи должны как бы освятить будущую столицу Руси. Поэтому по совету Петра Калита в августе 1326 г. (то есть в конце строительного сезона - полное " неразумие " с точки зрения технологической по меркам того времени!) спешно закладывает первый в Москве каменный храм - Успенский собор в Кремле. Здесь святой митрополит собственноручно устраивает свою гробницу - в алтаре строящегося храма, вблизи жертвенника. Святитель Петр скончался 20 декабря 1326 г. и был погребен в еще недостроенном Успенском храме. Конечно, во всей истории взаимоотношений святителя с Московским и Тверским княжескими домами налицо сложная политическая коллизия. Но вместе с тем нельзя не видеть в обращении митрополита к Москве и Промысла Божьего об этом граде, которому скоро суждено будет стать новой духовной и политической столицей Руси. Необходимо отметить и такое важное обстоятельство: митрополита Петра погребал епископ Луцкий Феодосий, земляк святителя. То есть очевидно, что с упразднением Галицкой митрополии в 1305 г. она более не возобновлялась, а епархии Западной Руси подчинялись святителю Киевскому, пребывавшему в Москве. В то же время, в правление святого Петра имел место еще один прецедент дробления Русской Церкви. На сей раз инициатором отделения от Киево-Владимирской Церкви новой независимой митрополии выступил князь Гедимин, великий объединитель Литвы. Уже во II половине XIII столетия Литва, прежде дикая, не имевшая своей государственности и платившая дань русским князьям, объединяется под властью князя Миндовга. Миндовг (Миндаугас), создавший сильное государство и притворно принявший католичество ради королевского титула, дарованного папой, начал захват соседних русских земель. Анархия и разброд, царившие на Руси после Батыева нашествия, а также некоторая обособленность Полоцкой и других земель Белой Руси от других русских княжеств, сделали возможным приглашение литовских князей на княжение в северо-западные русские города. В этой необычной мере многие видели возможность спасения от татар. В Полоцке, например, сначала русские утвердили на княжение не Рюриковича, а литовского князя Товтотила. И даже Псков принял в качестве князя крещеного литовца Довмонта-Тимофея, впоследствии прославившегося своими подвигами против немцев и литовцев и причтенного к лику святых (ум. в 1299 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/436251/

После слова о московской синодальной конторе начинаю речь о ставропигиальном Новоспасском Преображенском монастыре, вверенном моему управлению. Сей монастырь сперва стоял на месте нынешнего Данилова монастыря за рекой, когда Москва была одним из младших и малоизвестных залесских городков Суздальской области, уделом св. князя Даниила, младшего сына св. Александра Невского. Но вскоре сын сего Даниила, великий князь Иоанн Калита, «заложи церковь каменну в Москве Св. Спаса и сотвори ту архимандритию и посади ту архимандрита Иоанна, и сотвори ю честнейшу всех: прежде бо сего отец его князь Даниил учини архимандритию у св. Даниила за рекой». 185 Это было в 1830 году. На первом своем месте этот монастырь именовался великокняжеским, дворцовым, а на втором царской комнатой, великой, пресловутой, первостепенной обителью. Эту обитель Калита обогатил вкладами и доходами, часто посещал в молитвенные часы и сам кормил, одевал и наделял из своей калиты (сумки) деньгами убогих и нищих, для которых сия обитель, как первая в Москве княжеская нищепитательница, служила приютом. При Иоанне III она оказалась неуместной в Кремле; и он в 1490 году перенес ее на Крутицкий холм, на котором она стоит и ныне, а в 1491 году заложил в ней каменную соборную церковь во имя боголепного Преображения; освящена же она была в 1497 году всероссийским митрополитом Симоном в архимандритство Афанасия Щедрого. В этом же году под ней погребен был Василий Юрьевич Захарьин, предок бояр Романовых. В 1571 году Новоспасский монастырь обнесен был деревянной оградой с бойницами и валом. В 1591 году обращен в военное укрепление, когда крымский хан Казы-Гирей стоял с войском своим перед Москвой, а в 1613 году, при царе Михаиле Феодоровиче Романове, служил вместо крепости. Тогда бревенчатые стены его с бойницами занимали пространство земли в 350 сажен кругом. С 1640 года по 1642-й строилась вокруг всего монастыря ограда, уже каменная, велением царя Миха-ила Феодоровича и матери его Марфы. Эта ограда существует и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Московские святители Новой Руси, воскресавшей из пепла пожарищ, нужен был новый центр, новая церковная и государственная столица. Киев передал свое древнее апостольское наследие Владимиру, Владимир — Москве. Москве, возвысившейся при брате святого Александра Невского Михаиле Храбром (1248) и сыне святом Данииле (1303), основавшем в 1282 г. на берегу Москвы-реки монастырь, получивший впоследствии наименование «Данилов», суждено было в дальнейшем называться «третьим Римом». Митрополит Кирилл III своим частым и долгим пребыванием в г. Владимире предрешил вопрос о перемещении престола Русской Митрополии из Киева во Владимир, что и было затем осуществлено его преемником греком Митрополитом Максимом (1283—1305) после нового разорения Киева татарами в 1299 г. Перенесение центра Русской Митрополии во Владимир вызвало недовольство князя Галицко-Волынского Юрия Львовича (1301—1315), который добился от Патриарха Константинопольского учреждения особой митрополии для Галицкой Руси (в 1303 г.). После первого митрополита Нифонта (ок. 1307) Юрий Львович в качестве кандидата на другой, новый Митрополичий престол избрал игумена Ратского монастыря Петра и отправил его для посвящения в Константинополь. Патриарх Афанасий в связи с кончиной митрополита Максима (1305) поставил в 1308 г. Петра Митрополитом всей Руси. С именем святителя Петра (1308—1326) связано окончательное перенесение центра Русской Митрополии из Владимира в Москву. Князь Московский Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один». Святитель Петр благословил князю построить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы и пророчески предсказал ему: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут» (63, с. 88). Так, по благословению Первосвятителя Русской Церкви Иоанн Калита начал «московское собирание Русской земли».

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Спасоборский Преображенский храм – один из древнейших памятников церковного зодчества в Москве, когда оно не производило еще ничего громадного и смелого, и наши предки, скромные в своих желаниях и нуждах, предпочитали великолепию и роскоши соединенное с равновесием спокойствие для тела и духа. Даже в течение стольких веков, сравнительно, он сохранил всю свою первобытную простоту, подвергшись меньшим изменениям во внешности и внутренности, чем какие постигли другие более величественные здания и храмы в кремле. История этого храма, в начале деревянного среди черного бора, потом каменного «на дворце» (дворе княжеском) нераздельна от истории самой Москвы и разнообразных судеб ее в церковном и гражданском отношениях. Еще в то далекое время, когда о Москве едва было слышно на святой Руси, на холме, где высится теперь Московский кремль, на месте стоявшей здесь среди темного дремучего бора хижины некоего отшельника Букала (Вукола), была срублена из дуба церковь во имя Преображения Господня. Неизвестно, уцелел ли этот храм при нашествии в 1237 году на Москву Батыя, который разграбил и пожег в ней монастыри и церкви с селами; но уже в начале XIV века (1319 г.) упоминается в наших летописях, на Московском «Боровицком холме», монастырь (именно Спасский), куда привезено было из Маджар тело великого князя Тверского Михаила Ярославича, замученного в Орде. По смерти благоверного князя Даниила, сына Александра, Невского героя, положившего твердую основу княжению и самому городу в залесской Москве, преемник его и сын Иоанн Калита, окончательно утвердивший великокняжеский престол в Москве, в 1330 году заложил на своем дворе, вместо деревянной, каменную – «чудную» церковь во имя Спаса Преображения, которая была освящена тогдашним митрополитом всероссийским Феогностом. Это – была третья каменная церковь на Москве 1 , Будучи ревнителем иноческого жития, Калита перевел архимандрию из загородного – «из-за речья» – монастыря Данилова (созданного отцом его, который и погребен там) в Спасопреображенский, «да вкупе оба монастыря под единым началом (начальством) паствы неоскудно устрояются».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

В Златоустовском монастыре находится часть Животворящего Древа и много частиц мощей Святых Угодников. В этой обители погребены многие знатные вельможи, как-то: граф Апраксин, граф Румянцев, царевичи Касимовские, князья Пронские, Урусовы, Засекины, Борятинские и некоторые другие 97 . Знаменский монастырь (В городе, на улице Варварке) Место, где теперь находится Знаменский монастырь, было некогда домом бояр Романовых. По историческим известиям, основание дома Романовых положено было боярином Никитою Романовичем, в половине XVI века, и здесь родился царь Михаил Феодорович. Когда этот царь занял престол русский и когда водворился в царских теремах, в Кремле, тогда прежде бывший царский двор стал называться Старым Государевым Двором, что на Варварской улице. При Государевом Дворе находилась церковь во имя Знамения Божией Матери. В 1631 году, патриарх Филарет Никитич при церкви Знамения Пресвятой Богородицы учредил монашествующее духовенство, а царь Михаил Феодорович наделил монастырь равными имениями и угодьями. В настоящее время здесь церковь двухэтажная, в коей престолы: вверху Знамения Пресвятой Богородицы, а внизу преподобного Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца. Главной святыней Знаменского монастыря почитается образ Знамения Богородицы, украшенный жемчугом и различными драгоценными каменьями. Эта икона была родовым молением царствующего ныне дома Романовых, пред которой молился благочестивейший государь Михаил Феодорович и отец его Святейший патриарх Филарет Никитич. Из замечательнейших предметов в ризнице монастырской хранятся: два напрестольных креста, с частицами святых мощей, пожертвованные один в 1623 году, великой инокиней Марией Иоанновной, а другой в 1684 году, царевною Татианой Михайловной, серебряное блюдо 1685 года и некоторые другие священные предметы 98 . Данилов монастырь. (Между Даниловской и Серпуховской заставами). Московский Данилов монастырь почитается первым и самым древнейшим из Московских монастырей. Он основан был около 1272 года, великим князем Московским, Даниилом Александровичем. В 1330 году великий князь Иоанн Данилович Калита перенёс Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал его Спасским монастырём, которому подчинил и прежний Данилов монастырь. Впоследствии времени, Данилов монастырь сделался независимым и имел своих настоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

стат. совет. Монферраном, и поставлена на теперешнее место 23 июля, 1836 года. Иверень или отшибленный край, находится тут же. Спустя 125 лет после первой исторической известности Москвы – в то время, когда место нынешнего Кремля еще покрыто было бором, или густым лесом, и на всей этой горе была (как некоторые полагают) только одна деревянная церковь Архангела Михаила – сын Александра Невского, св. Даниил, только лишь получивший в удел земли и села, принадлежавшие некогда боярину Кучке, построил, в 1272 году, среди бора, на Боровицком холме, (как урочище это в древности называлось), на том самом месте, где жил в уединенной хижине пустынник Вукол, деревянную церковь Спаса-Преображения. Это было еще за 54 года до основания Успенского собора и за 67 лет до обнесены Детинца (нынешнего Кремля) дубовою рубленою стеною – существование этого деревянного храма продолжалось 56 лет; в нем положено было, в 1319 году, тело убиенного в Орде св. в. к. Михаила Ярославича Тверского, которое чрез 10 месяцев перевезено отсюда в Тверь. – Сын св. Даниила, в. к. Иоанн Калита, на другой год по совершении прежнего Успенского собора, построил и Спаскую церковь каменную, в 1328 году; а 1330 учредил при ней обитель, переведя сюда иноков из Данилова монастыря – места погребения отца его – и подчинив ту обитель новоустроенному Спасоборскому, где первым архимандритом был Иоанн, в последствии архиепископ Ростовский. Великий князь украсил церковь Спаса иконами, сосудами, пеленами и проч., а обитель обогатил вкладами и доходами; сюда он нередко уединялся для молитвы, а пред кончиною, 1340, принял здесь иноческий образ и схиму. Сын его, в. к. Симеон Гордый, повелел известному тогда художнику Гойтаку расписать стены храма, а в 1350 году пристроил к нему каменный притвор, или трапезу, которая, в 1473, была перестроена. Обитель Спасоборская была киновиею, по образцу древних греческих монастырей, т. е. служила общим пребыванием чернецов и черниц, а вместе с тем и приютом для убогих и нищих, также обоего пола: Калита и преемники его сами кормили и одевали их. Архимандриты здешние бывали духовниками великих князей; из них Михаил (в мире Митяй, или Димитрий, из священников села Коломенского), занимал важнейшую тогда, должность печатника, равняющуюся с званием нынешнего государственного канцлера; а Трифон совершил, 4 июня 1452 , брак в. к. Uoahha III с первою его супругою, Мариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Храм сей с 5-ю блестящими позлащенными главами виден издалека со всех почти окрестностей Москвы и со всех концов самого города и поражает своей огромностью и великолепием. Вышина его с крестом более 48 саж., а пространство, занимаемое им, до 1500 квадр. саж. Мысль о сооружении храма Спасителя в благодарность Господу за избавление Москвы и всей России от нашествия французов в 1812 г. принадлежит императору Александру I. По изгнании врагов из России 25-го декабря 1812 г. был издан им Высочайший Манифест о сооружении сего храма. 12-го октября 1817 г., в тот самый день, в который 5 лет тому назад французы оставили Москву, в присутствии государя императора и других особ высочайшей Фамилии, положено основание храма сначала было на берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор, но потом, когда это место оказалось не совсем удобным, 10-го сентября в 1839 г. на другом – близ Кремля. Храм снаружи весь выложен белым мрамором с изображениями святых, а внутри украшен разноцветным мрамором и другими разноцветными камнями и золотом. Картины и иконы в нем писаны самыми лучшими художниками. Одним словом, храм Христа Спасителя – это одно из лучших произведений современного искусства. Стоимость его сооружения 15 миллионов. Так как храм сооружен во славу Божию и в память о том, как наши отцы ложились костьми за землю родную, то на беломраморных стенах коридора, окружающего храм, вырезаны золотыми буквами описания каждого сражения во время войны против французов и имена всех раненых и убитых воинов, которые участвовали в этих сражениях 50 . Данилов монастырь Этот монастырь почитается самым древнейшим из московских монастырей. Он основан около 1272 г. при вел. князе Данииле Александровиче, сыне св. князя Александра Невского. В 1380 г. вел. князь Иоанн Данилович Калита перенес Данилов монастырь в Кремль, к церкви Спаса, что на Бору, и назвал Спасским, а прежний Данилов монастырь подчинил сему Спасо-Преображенскому монастырю. Впоследствии времени сей Данилов монастырь сделался независимым. Здесь почивают мощи самого основателя монастыря св. князя Даниила, почему и называется монастырь Даниловым. Новоспасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Москва. Кремль. Собор Спаса Преображения, что на Бору. Спаса на Бору, Преображенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1330. Год утраты:1933 (снесён) Архитектор: М.Ф. Казаков (перестройка кон. 18 в.) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, ул. Боровицкая Координаты: 55.750191, 37.615588 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Деревянный храм Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал». В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского. Собор Ивана Калиты 10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.

http://sobory.ru/article/?object=21398

Строитель державы – Батюшка, семнадцатого марта 2003 года мы отмечали большой юбилей – семьсот лет со дня кончины святого благоверного князя Даниила, небесного покровителя Москвы и основателя Свято-Данилова монастыря. Что значит эта дата для России и Русской Православной Церкви? – Это важная веха в нашей истории. Святой Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Александра Невского. После кончины отца он получил в наследство самый малый удел – Москву, в то время очень небольшой город. Князь правил мирно и богобоязненно, с любовью к Богу, людям и Церкви. Именно в годы его правления московская сторона заметно окрепла и стала центром собирания русских земель. Конечно, князь был доблестным воином и умел держать оружие в руках, чтобы защитить свой народ. Но при этом Даниил отличался миролюбивым нравом и прибегал к военным средствам только в крайних случаях. Он всегда искал согласия и примирения враждующих русских князей (чаще всего собственных родственников и даже братьев). Многие из них стремились к приумножению своих земель и легко вступали в междоусобную брань. Однако святой Даниил поступал иначе – даже тогда, когда приходилось применять силу. Вот, скажем, чтобы предотвратить набег татар на Москву, он разбил татарский отряд и взял в плен их союзника – рязанского князя Константина, но содержал его не как пленника, а как гостя. Господь вознаградил кротость, смирение и миролюбие князя: границы его владений расширялись без войн и насилия. Например, племянник Даниила, Иоанн Димитриевич, правитель Переяславля, одного из самых богатых и знаменитых городов Руси, любил и почитал своего дядю. Поэтому, будучи бездетным, он оставил свой удел в наследство московскому князю. Так за короткое время стараниями святого Москва сравнялась по значению с древнейшими русскими городами. Князь Даниил скончался в довольно молодом возрасте – чуть больше сорока лет, но, как говорит Священное Писание, «в мале успел многое». – То есть укрепление княжества, а потом царства Московского началось со святого Даниила. Ведь и Иван Калита, и Дмитрий Донской, и цари из рода Рюриковичей были его потомками… – Иван Калита был его сыном. Род князя Даниила правил Россией почти триста лет и прервался лишь на царе Феодоре Иоанновиче.

http://pravmir.ru/xozyain-moskvy/

Богоугодно господствуя в Московской области, блаженный князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя Ангела своего, прп. Даниила Столпника, и поставил в нем архимандрита. В монастыре сем и сам князь сподобился пострижения в иночество. И так, приняв схиму, отошел он ко Христу в лето 1303-е, месяца марта в 4-й день на 42-м году от рождения своего. По своему смирению не пожелал он быть положенным в церкви, но в монастыре, где погребали всех братий. Тогда переяславцы взяли себе в князья сына Даниилова Георгия и не пустили его на похороны отца. Через 27 лет, в 1330-м г., месяца мая в 1-й день, сын блаженного князя Даниила Александровича великий князь Иоанн, по прозванию Калита, перевел по благословению св. Феогноста, митрополита Всероссийского, тот Даниловский монастырь с архимандритией внутрь града Москвы, на свой княжеский двор, поставил здесь церковь во имя боголепного Преображения Божия, устроил новый монастырь, а древний Даниловский и все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский и иные монастырские села передал архимандриту новосозданного монастыря Святого Спаса, соединив таким образом оба монастыря под одним началом. Спустя много лет, по нерадению архимандритов Спасских, монастырь Даниловский обнищал так, что и след его изгладился, осталась только одна церковь во имя святого Даниила столпника. И прозвалось то место — сельцо Даниловское. О монастыре же не сохранилось и слуха, как будто его и не существовало. Монастырь святого Спаса существовал внутри Москвы в княжеском дворе до лет благочестивого великого князя Иоанна Васильевича III. Он снова перевел монастырь из града Москвы на новое место над Москвой-рекой, по ту ее сторону, на горе, называемой Крутицы, в расстоянии обозрения от места древнего Даниловского монастыря. Сия снова перенесенная обитель и доныне зовется Спасовой на Новом. Во граде же Москве церковь Преображения Господня была обращена в собор мирских иереев и в ней учреждено протопопство. Сия церковь и ныне зовется Спас на Бору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010