В северной Руси шла тогда сильная борьба из-за великокняжеского достоинства между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Став на стороне Юрия, митрополит на первых же порах возбудил против себя вражду в Твери. Тверской епископ Андрей оклеветал святителя пред патриархом, вследствие чего для суда над ним в 1311 году был созван собор в Переяславле. Клевета, однако, скоро обнаружилась, но смиренный святитель от души простил ее виновника Андрея, сказав ему: «Мир тебе, чадо, не ты сотворил это, а диавол». Неудивительно, что святой Петр не любил жить в Твери, а более всего проживал в Москве, у своего любимого князя, брата Юриева, Иоанна Даниловича. По смерти Михаила и Юрия, убитых в Орде, кандидатами на великокняжеское достоинство выступили Иоанн Данилович и сын Михаила Александр Тверской и подняли между собой новую борьбу. Узбек утвердил великим князем Александра, но Иоанн нашел сильное средство удержать первенство за Москвой в расположении к нему митрополита Петра. Сильный своим иерархическим значением, митрополит пользовался при этом еще своим большим значением в Орде, куда ездил за упомянутым ярлыком в начале правления Узбека, а потому был полезен Иоанну и с этой стороны. Престарелый святитель совсем поселился в Москве у любимого князя и просил его устроить здесь свой кафедральный собор. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил он, – храм Пречистыя Богородицы построишь и меня успокоишь в своем городе, то и сам прославишься более других князей, и город этот славен будет; святители в нем станут жить, и покорит он все другие города». Иоанн Калита, по его слову, основал каменный собор Успения Богоматери. Святитель Петр скончался 21 декабря 1326 года, не дождавшись окончания желанной постройки, но гроб его, поставленный в Успенском соборе, действительно стал краеугольным камнем величия Москвы. Новое место для кафедры митрополитов было наконец найдено, хотя митрополия все еще продолжала именоваться не Московскою, а Киевскою. Пребывание митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а митрополит был один; кроме того, кафедра митрополичья способствовала возрастанию и обогащению Москвы, отовсюду привлекая к себе людей, имевших нужду до верховного святителя; наконец, митрополит, естественно, должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИМАНДРИТИЯ старший и важнейший мон-рь в нек-рых экономически и политически развитых древнерус. городах (епархиях) XII-XIV вв., настоятель к-рого носил титул архимандрита , возглавлял монашество этого города и имел определенные права вне своего мон-ря, обладая авторитетом в глазах князя, городских властей и епископии. Наибольшее развитие институт А. получил в Новгороде, где глава Юрьева мон-ря не позднее 1194 (если здесь не позднейшая правка редактора Комиссионного списка НПЛ; в более раннем Синодальном списке упоминания титула «архимандрит» нет) или 1226 г. получил титул «архимандрит новгородский» и выбирался на вече. Возглавить А., т. е. стать игуменами Юрьева мон-ря, могли при этом игумены др. новгородских мон-рей, сохраняя настоятельство в своих мон-рях. Должность новгородского архимандрита не была пожизненной, и через нек-рое время (часто очень короткое) он переизбирался. Менее отчетливо А. прослеживается в Киево-Печерском мон-ре (с 1171; по данным XVI-XVII вв., архимандрит Киево-Печерского мон-ря избирался братией при участии «панов и земян» Киевской земли) и в Даниловом (основан до 1303), а затем в Спасском на Бору мон-рях (с 1330) в Москве. Применительно к указанным московским мон-рям в летописях употребляется и сам термин А.: князь Иоанн Данилович Калита «приведе отътуду (из Данилова мон-ря в Спасский.- Я. Щ.) архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Хотя титул архимандрита носили также настоятели старших мон-рей др. городов ( владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы , Авраамиева ростовского в честь Богоявления , ярославского в честь Преображения Господня ), нет сведений о к.-л. адм. функциях этих мон-рей, лишь известно, что из числа монахов Рождественского мон-ря ставились игумены др. владимирских мон-рей. Лит.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 136-149; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 157-163. Я. Н. Щапов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76540.html

I. Святыня и священные достопамятности в Кремле Успенский собор 1 Главным святилищем Москвы и сокровищницей отечественных святынь и древностей почитается Успенский собор. Он первоначально основан был в 1326 году святым Петром, митрополитом Московским , при великом князе Иоанне Даниловиче Калите. Святой Пётр родился в земле Волынской от благочестивых родителей. Пришедши в отроческие лета, он почувствовал в себе призвание к духовной жизни. Поэтому он пришёл в один из близких к месту его рождения монастырей. Игумен монастыря скоро полюбил юного инока Петра и удостоил его священной степени пресвитера. После этого он ещё более начал упражняться в духовной жизни. К этому он присоединил ещё другое благочестивое занятие – начал писать иконы. Спустя немного времени, Пётр нашёл себе одно безмолвное место на реке Рате, где начал провождать самую строгую жизнь. Окрестные жители, узнавши подвижническую жизнь Петра, начали приходить к нему для духовного наставления. Духовный подвижник никому ни в чем не отказывал; если у него нечего было дать нуждающемуся, то отдавал и последнюю свою власяницу. Дивясь равноангельскому житию Петра, сам великий князь с любовью приходил слушать его наставления. В то время скончался Владимирский святитель Максим, известный своей добродетельной жизнью, великий князь, знавший духовную жизнь Петра, возымел желание поставить его на святительскую кафедру. Для сего он отправил его в Константинополь к патриарху. Когда Пётр явился в Церковь Святой Софии, патриарх пророчески; сказал: «повелением Божиим пришёл к нам дивный муж, который благодатию Божиею упасёт вверенное ему стадо». Итак, Пётр был рукоположен в сан святителя на кафедру митрополии всей России. Получив сан, святитель святой Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии. Святитель Пётр, просвещённый благодатию Божией, провидел будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний великий князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие великого князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил великому князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, говорил святитель Пётр великому князю, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой град будет славен между другими городами. Святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

- Каким образом будет происходить дальнейшее восстановление обители? - Уже сегодня есть люди, готовые пожертвовать на благое дело восстановления прежнего облика Высоко-Петровского монастыря. Уверен, Господь пошлет благодетелей и далее. Но не буду забегать вперед. Центр православного образования - На протяжении своей истории монастырь имел важное государственное значение. Советам его основателя - митрополита Петра - следовал Иоанн Данилович Калита, позднее здесь алтарничал Петр Первый и именно здесь выстроил колокольню в память о растерзанных стрельцами дядьях и храм Сергия Радонежского в благодарность за то, что в Троице-Сергиевой Лавре спасся от стрельцов. Какое значение имеет и может иметь Высоко-Петровский монастырь для жизни современной Москвы и России? - Высоко-Петровский монастырь уже имеет для жизни России немалое значение, хотя бы по факту того, что в его стенах располагается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Вопросы образования важны для всей России, а поскольку культура России не мыслима без Православия, то и получается, что воспитать культурного человека без религиозного образования невозможно. Тема эта большая и говорить о ней можно долго. Скажу только, что с этого года начался эксперимент по введению в школах нового предмета " Духовно-нравственное воспитание " , одним из направлений которого является изучение основ религиозной культуры. Дети из православных семей будут изучать основы православной культуры, а таких семей у нас немало. И Высоко-Петровский монастырь, в стенах которого принимаются многие решения по вопросам преподавания этого предмета, а также координируется деятельность всех воскресных школ России, православных школ и гимназий, где разрабатывается и утверждается программа Международных Рождественских образовательных чтений - крупнейшего религиозного образовательного форума, в котором принимают участие гости из многих стран, - уже стал и будет оставаться в дальнейшем значимым, даже, можно сказать, стратегическим местом, влияющим на будущее всей нашей страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Княжение Г. принесло также значительное усиление литов. влияния в Сев.-Зап. Руси, прежде всего в Пскове, к-рый, не получая поддержки из Новгорода в борьбе с нем. рыцарями, обратился за помощью к наместнику Гродно кн. Давиду. В 1323 г. он отправился в поход с псковичами «и плени землю Немецькую до Колываня», затем освободил Псков от осады нем. войск. В 1327 г. на княжение в Пскове сел спасавшийся бегством от татар вел. кн. мч. Александр Михайлович Тверской. Под давлением Орды и выполнявших ее волю рус. князей Александр Михайлович уехал в 1329 г. в Литву, а через полтора года (1331) снова сел в Пскове «из литовския руки». Он занимал псковский стол в течение 10 лет (с перерывами). Утверждение литов. влияния в Пскове вызвало враждебную реакцию в Новгороде, к-рый в 1323 г. даже заключил договор с Ливонским орденом, направленный против Литвы и Пскова. Дело дошло до войны между Новгородом и Литвой, к-рая завершилась миром в 1326 г., когда литов. посольство во главе с Воином посещало Новгород. В нач. 30-х гг. XIV в., в условиях обострения отношений между Новгородом и московским вел. кн. Иоанном I Даниловичем Калитой, дело дошло до сближения Новгорода с Литвой и Псковом. Архиеп. Василий Калика в 1333 г., после 7-летнего перерыва, посетил Псков и крестил сына вел. кн. Александра - буд. вел. кн. Михаила Александровича . В том же году в Новгород приехал Наримант Гедиминович, к-рому передали в управление зап. пограничные земли Новгородского гос-ва - Ладогу, Орешек, Корельскую землю. Литов. князь должен был защищать эти владения от возможных нападений шведов. Хотя позднее и происходили какие-то столкновения, в 1335 г. вел. кн. Иоанн Калита собирался из Новгорода идти походом на Псков, а литовцы «воеваша» в районе Торжка, выделенные пригороды вплоть до 1338 г. оставались под властью Нариманта, державшего в качестве наместника в Орешке старшего сына - кн. Александра. На северо-востоке Г. стремился вовлечь в орбиту своего влияния Тверскую землю. Первым шагом в этом направлении стал заключенный зимой 1319/20 г. брак вел. кн. тверского мч. Димитрия Михайловича Грозные Очи и дочери Г., в крещении названной Марией. Поддерживал связи с Литвой и брат Г. Александр, укрывшийся там от татар после восстания 1327 г. Г. стремился установить связи с Москвой, к-рая после событий 1327 г. стала самым сильным из княжеств Сев.-Вост. Руси. В 1333 г. был заключен брак между старшим сыном Калиты Симеоном Иоанновичем Гордым и дочерью Г. кнж. Айгустой (в крещении Анастасией).

http://pravenc.ru/text/161885.html

Алам, олам, олом. 1) Серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная. На бархатную накладную шубку царевне Ирине Михайловне (1636 г.) были «нашиты аламы кованы серебряны, золочены, обнизано около аламов жемчюгом» 13 . У царицы Агафеи Семеновны была бархатная распашная шубка «с аламами серебряными, золочеными чеканными; жемчюг, которой около тех аламов был обнизан, вес снят и пугвицы отняты в хоромех у государыни царицы, и от ожерелья нижний алам отнят в хоромех же… С сей шубки аламы все, щетом сорок шесть мест, весу в них 12 фунтов 83 золотника, сняты и отданы в Серебряную палату, на оклад образа Богородицы, что в церкви на потешном дворе» 14 . 2) Вырезок ткани, низанный жемчугом с каменьями. В 1675 г. ноября 20, по царскому указу, велено послать князю К. М. Черкасскому «шапку бархат золотной с петли да ферезею бархатную золотную на соболях с аламы, низаными жемчюгом; и указано те петли и аламы делать великой государыни царицы в хоромех верховым мастерицам»; на это дело куплены в серебряном ряду две кисти жемчугу, ценою на 658 руб. 28 алт. 2 деньги; и декабря 5 «от великого государя с верху снесены четыре алама низаны по таусиному шолку по бели с канителью; а сколко на те аламы из того числа пошло жемчюгу, того неведомо» 15 . В одной рядной записи XVI или нач. XVII столетия записаны: «четыре алама ферезейные, низаные, прорезные, на красном бархате болшой жемчюг; – десять оламов низаных по вишневому отласу» 16 . Для украшения одежд аламы обнизывались жемчугом и пришивались к ним на переде, на плечах и назади, вместе с круживом. Великий князь Иоанн Данилович Калита в своей духовной (1328 г.) писал: «что есмь нынче нарядил 2 кожуха с аламы с жемчугом, а то есмь дал меншим детем своим Марьи же Федосьи ожерельем» 17 . На бархатную шубку царицы Марьи Ильиничны (1648 г.) было «нашивано круживо с оламами, около оломов низано жемчюгом» 18 . В описи казны царевича Алексея Михайловича «четыре аламы низаны жемчугом с каменьем и с завязки тканы в столбец золото с серебром, варворки низаны жемчугом» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Получивши сан святителя, св. Пётр прибыл в Киев. Здесь открылась для него самая обширная деятельность пастырского служения: он начал ревностно заботиться о своей пастве, неутомимо объезжал епархии, словом и примером наставлял всех в вере и благочестии. Святитель Пётр, просвещённый благодатью Божиею, провидев будущую славу Москвы, вознамерился перенести кафедру Митрополии в Москву и сам решился остаться здесь навсегда. Тогдашний Великий Князь Иоанн Данилович Калита полюбил избранника Божия; равно также и святитель Пётр, узнавши благочестие Великого Князя, возымел к нему особенную любовь. Он предложил Великому Князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Богоматери. «Если послушаешь меня, сын мой, – говорил святитель Пётр Великому Князю, – то и сам прославишься с родом твоим больше других князей, и твой град будет славен между другими городами; святители будут жить в нём, и Бог прославится в нём.» В августе месяце в 1326 году Великий Князь повелел заложить храм во имя Успения Божией Матери. Начатое построение шло быстро. Скоро были воздвигнуты и стены храма. Между тем, св. Пётр приближался уже к концу своей жизни. Пред кончиною его Великий Князь видел сон: ему представилась высокая гора со снегом, который потом быстро исчез. Когда пересказал Князь свой сон святителю, то он сказал: «Высокая гора – ты, Князь, а снег – я, смиренный, который скоро должен буду выйти из этой жизни.» За несколько времени перед сим, святитель приготовил себе могилу в новом храме и, спустя четыре месяца после основания его, скончался. В самый день погребения, когда несли тело его, один из шедших видел, как святитель благословлял из гроба сопровождавший его народ. Спустя 146 лет по смерти святителя Петра воздвигнутый храм Успения Божией Матери по причине ветхости и тесноты был разобран и заложен новый – обширнее прежнего, по образцу Храма Успения во Владимире; это было в 1472 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III и Митрополите Всероссийском Филиппе 1-м. Новый собор доведён был до сводов, но, по причине неопытности строивших его мастеров, обрушился.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата. Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья. Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов. Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов. Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии. Алексий Московский Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

http://pravmir.ru/svyatiteli-i-vlasti-mi...

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского , без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться. В 1313 г., когда ханом сделался Узбек , первый из ханов принявший ислам , свт. Петр отправился в Орду . Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита. Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским , свт. Петр принял сторону последнего. В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328 - 1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву . Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По желанию и совету свт. Петра вел. кн. Иоанн Данилович (Калита) заложил в 1326 г., августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы . " Если ты " , - сказал святитель великому князю, - " успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших. " Св. митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но Господу угодно было, чтобы церковь Успения была освящена после кончины святителя. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский , составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в 1327 году выступал за канонизацию владыки Петра. В 1339 году, при святителе Феогносте , прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии , после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

http://drevo-info.ru/articles/4693.html

Известно также, что многие Великие Князья, ревнуя о благочинии церковном и о назидании Христианства подвижническими примерами иночествующих, своим иждивением созидали некоторые монастыри. Таким образом, Великий Князь Яpocлab I, в святом крещении Георгий Владимирович, которого Преподобный Нестор описывает особенным любителем черноризцев 3 , построил во имя тезоименитого своего Святого монастырь Георгиев или Юрьев, а во имя тезоименитства супруги своей, Шведской Княжны Индегерды, в святом крещении Ирины, первый в России женский монастырь святой Ирины. Сын его Изяслав, в святом крещении Димитрий, в соревнование Печерскому монастырю создал также в Киеве монастырь святого Димитрия. Великий Князь Bceboлoд I Ярославич, в святом крещении Андрей, построил монастырь Андреевский, в коем постриглась его старшая дочь Княжна Анна, и завела девическое училище. Великий Князь Bлaдuмup II Всеволодович, в святом крещении Феодор, построил монастырь Феодоровский. Великий Князь Даниил Александрович, вступив на Московское великое Княжение, основал на Москве-реке Данилов монастырь, который сын его, Великий Князь Иоанн Данилович Калита, перевёл было даже на свой Великокняжеский дворец в Кремле, к придворной церкви, доныне именуемой Спас на Бору; откуда уже Великий Князь Иван Васильевич перевёл его паки на Москву к Спасу на Новое, и проч. Подражая сей благочестивой ревности Великих Князей, многие также Бояре, Епископы и знатнейшие граждане, либо по содействию общего усердия, либо по особому собственному желанию или обещанию, созидали разные монастыри, иногда обращая в оные приходские церкви, а иногда совершенно вновь на отхожих местах. Наипаче умножилось усердие сие с тех пор, как вошло в обыкновение Князьям 4 , Боярам и прочим в старости или перед кончиной принимать на себя монашеский сан и завещать как самих, так и сродников своих погребать в монастырях, дабы при ежедневном и чинном Богослужении, каковое всегда бывало в монастырях преимущественно перед приходскими церквами, иметь им всегдашних молитвенников и о душах своих. Через сие многие монастыри сделались, так сказать, фамильными некоторых знатных родов кладбищами, и обращали к себе из рода в род благотворительное внимание потомков, почтительных к памяти своих предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010