Этот ковчег в 1383 году принесён был из Царьграда в Суздаль архиепископом Дионисием, а оттуда, впоследствии времени, в Москву; Крест Корсунский греческого царя Константина, украшенный жемчугом и драгоценными каменьями; с надписью на рукояти: «Ciй Крест украси Савва владыка Арделский в 1639 году, месяца мая 29-го». Замечательны также здесь: золотая дарохранительница, с драгоценными украшениями, кадило и водосвятная чаша, устроенная царём Михаилом Феодоровичем; священные ризы, сделанные из аксамита и ризы бархатные, с жемчужными украшениями, пожертвованные императрицей Екатериной II 22 . Собор Спаса-Преображения, или спас на Бору ( На царском дворе) Между Кремлёвскими соборами обращает на себя особенное внимание Спасо-Преображенский собор. Он своим простым устройством представляет разительную противоположность с другими соборами Кремля. На месте, где он теперь находится, был по преданию, некогда холм, окружённый лесом, в котором жил отшельник, по имени Букала. На этом месте первоначально заложена была Московским князем Даниилом дубовая церковь Спаса-Преображения. Но ещё прежде этого церковь Спаса-Преображения находилась в нынешнем Даниловом монастыре, основанном тем же великим князем. В 1330 году великий князь Иоанн Калита перенёс монастырь Спасо Преображенский в город, на то место, где прежде стояла хижина пустынника Букалы, и построил здесь каменную церковь . С того времени эта церковь называлась Спасскою обителью, при которой находилось и кладбище. Впоследствии, когда производились здесь постройки, то находимы были человеческие остовы, каменные гробы, и остатки дубовых свай, свидетельствующие о бывших здесь монастыре и кладбище. Спасо-Преображенский монастырь был один из замечательнейших в то время монастырей. Здесь князья и княгини принимали пострижение и схиму, большей частью, пред смертью и здесь находили себе пристанище приезжающие по делам церкви, из подведомственных Москве областей святители. Так, Стефан, епископ Пермский, прибывший в Москву, поселился в Спасской обители и здесь кончил жизнь свою, где почивают его мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но был ли выбор митрополита Петра продиктован преднамеренной политикой византийских властей его времени? Выше мы видели, что патриархат и императорское правительство согласились на перемещение резиденции главы единой русской митрополии из Киева (то есть с территорий Галича и Литвы) во Владимир. Нет, однако, никаких оснований полагать, что именно византийцы первыми предпочли Москву Твери. Сама тверская оппозиция митрополиту Петру повлекла за собой поддержку, оказанную Византией Москве. Слабые и быстро сменявшие друг друга преемники Афанасия I поддерживали Москву не очень последовательно. Нифонт (1310–1314), сам обвиненный в симонии и со временем вынужденный покинуть кафедру, поверил обвинениям против митрополита Петра, выдвинутым тверскими князем и епископом. Короткое правление Иоанна Глики (1315–1319), также закончившееся отречением, было отмечено образованием отдельной Литовской митрополии – это изъяло из юрисдикции Петра обширные территории, подвластные Гедимину 1272 . Гедимин не мог одобрять митрополита, который имел постоянные сношения с Золотой Ордой и политически был отождествим с ханским вассалом. Обстоятельства помогли ему подкупом и дипломатией склонить византийские власти к учреждению отдельной Литовской митрополии. И можно допустить, что если бы митрополит пользовался расположением тверского князя (тверские князья в XIV веке были союзниками Литвы), то разделения митрополии не произошло бы. Явно промосковская позиция митрополита Петра, даже и оправданная, неизбежно влекла за собой враждебность других правителей Руси. Иван Калита сменил своего брата Юрия на московском престоле в конце 1325 года. Через год, в декабре 1326 года, митрополит Петр умер в Москве и был там похоронен. Таким образом, дружба митрополита и князя и решение первого перенести постоянную резиденцию митрополита в Москву, о чем рассказывается в житии Петра, относятся к 1326 году. С Москвой митрополит Петр был тесно связан с самого начала своего правления, но решающие шаги были им сделаны в последний год жизни. 4 августа 1326 года князь Иван Данилович заложил каменный Успенский собор в Кремле, и Петр, по выражению летописца, в стене его “гроб себе сотвори святыма своима рукама” 1273 . Митрополит Киевский и всея Руси явно желал, чтобы не Владимир, а Москва стала местом его погребения, и тем самым – религиозным центром страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сей убо предреченный епископ нечто мало о святем списа и канон тому в похвалу изложив, слышав известно о его житии, паче же и от самех чюдес, бывающих от раки богоноснаго отца; прочая же не поспе, времени тако зовущу. Глаголет же ся, яко по еже пети канон той святому, явися святый тоя нощи некоему священноиноку тоя же обители, благодарение о сих въздающи, и обители тоя не оскудети. Сия же аз прочет и разсудих неподобно быти святаго чюдесем на многи части глаголатися, и яко цветцы собравше от многих в едино, да не умолчано будет праведное святаго же и приснопамятнаго, боговещательных молитв надеяся, по достижному ко иже по Бозе живущим и истинне делателем опасным слово устремих к повести». В самом житии святителя Пахомий, пользуясь Питиримовым житием, иное опустил, другое неудачно изменил или исказил, третье также неудачно прибавил. У Питирима в первой части жития, обнимающей жизнь святого Алексия до возведения его на митрополитскую кафедру, говорится, что родители его переселились из Чернигова в Москву и у них родился сын Симеон в то время, когда Иоанн Данилович Калита, воспринимавший его от купели, еще не был великим князем; что двадцати лет Симеон принял монашество с именем Алексия, потом своими добродетелями стал известен великому князю Семену Ивановичу и митрополиту Феогносту, сделан наместником последнего и впоследствии епископом Владимирским, наконец, при великом князе Иване Ивановиче поставлен в митрополита Цареградским патриархом Филофеем,— все это согласно с историею. А Пахомий написал, будто родители Алексия переселились в Москву уже в дни великого князя Иоанна Даниловича (т. е. 1328–1340 гг.), будто Алексий поступил в монастырь пятнадцати лет и будто он сделался известен по своим добродетелям великому князю Ивану Ивановичу, при котором и рукоположен в Царьграде патриархом на митрополию; о том же, что Алексий был воспринят от купели Иоанном Даниловичем, был наместником митрополиту Феогносту и епископом Владимирским, равно как об имени патриарха, вовсе умалчивает.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

  Гедимин не мог одобрять митрополита, который имел постоянные сношения с Золотой Ордой и политически был отождествим с ханским вассалом. Обстоятельства помогли ему подкупом и дипломатией склонить византийские власти к учреждению отдельной Литовской митрополии. И можно допустить, что если бы митрополит пользовался расположением тверского князя (тверские князья в XIV веке были союзниками Литвы), то разделения митрополии не произошло бы. Явно промосковская позиция митр. Петра, даже и оправданная, неизбежно влекла за собой враждебность других правителей Руси. Иван Калита сменил своего брата Юрия на московском престоле в конце 1325 года. Через год, в декабре 1326 г., митрополит Петр умер в Москве и был там похоронен. Таким образом, дружба митрополита и князя и решение первого перенести постоянную резиденцию митрополита в Москву, о чем рассказывается в житии Петра, относятся к 1326 году. С Москвой митр. Петр был тесно связан с самого начала своего правления, но решающие шаги были им сделаны в последний год жизни. 4 августа 1326 года князь Иван Данилович заложил каменный Успенский собор в Кремле, и Петр, по выражению летописца, в стене его «гроб себе сотвори святыма своима рукама».   Митрополит Киевский и всея Руси явно желал, чтобы не Владимир, а Москва стала местом его погребения, и тем самым — религиозным центром страны. Если роль византийских властей в действиях митр. Петра трудно определить с полной точностью (можно предположить только, что изначальное движение в сторону северной Руси было одобрено патр. Афанасием), то взаимозависимость между ходом событий в Константинополе и на Руси в правление митрополита Феогноста более очевидна. Назначение митрополита Феогноста (грека из Константинополя, дружившего с такими представителями интеллектуальной элиты, как Никифор Григора) совпало с окончанием гражданской войны между Андроником II и Андроником III (1328 год). В Византии пришло к власти «новое поколение», ведущую роль в котором играл Иоанн Кантакузин — «великий доместик» (глава исполнительной власти) Андроника III и, несомненно, великий государственный деятель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В эти времена подвижники христианского благочестия, каких имела православная Русь среди князей, пастырей Церкви и других лиц, возбуждали дух народа – любовь к вере и добрые христианские расположения. Но особенно сильное влияние на народную жизнь оказали подвижники благочестия, просиявшие среди русского иночества. Глава IV. Монашество в России до преподобного Сергия Радонежского – Преподобный Сергий и основание им Троицкой обители – Монастыри, основанные учениками и сподвижниками преп. Сергия – Монашеская жизнь в России в XV и XVI вв. – Юродивые Татарское нашествие разрушило много монастырей в России, но взамен разрушенных вскоре возникли новые монастыри, число которых стало быстро возрастать с тех пор, когда Москва сделалась средоточием церковной и гражданской жизни. Любовь к монашеству, унаследованная русским народом вместе с христианской верой, усиливалась и крепла по мере большего усвоения истин христианской веры лучшими людьми по мере того, как внешние бедствия возбуждали в народе религиозную настроенность. Русские князья подавали пример глубокого уважения к монашеству. Они усердно строили монастыри, и многие из них под конец жизни принимали иночество. Так, Александр Невский, дети его, Андрей Александрович и Даниил Александрович, Иоанн Данилович Калита, Симеон Иоаннович Гордый и другие постригались в иночество пред кончиной. Благочестивый князь московский Даниил Александрович создал в Москве в честь ангела своего, Даниила Столпника, монастырь Даниловский, с церковью Спаса Преображения. При Данииле же начат был строением и Богоявленский монастырь. Но до преподобного Сергия истинно-монашеская жизнь мало процветала в наших монастырях, и внутренняя жизнь этих монастырей также мало известна, как и жизнь тех древних монастырей, которые были на Руси до преподобных Антония и Феодосия. Преподобный Сергий был отцом монашества в Московской Руси, как преподобные Антоний и Феодосий были отцами монашества в Руси Киевской. Преподобный Сергий внёс в жизнь современного монашества дух древнего подвижничества и, основав свой монастырь в глуши лесов, положил начало пустынножительству, наиболее благоприятствовавшему развитию и процветанию строгой монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Переяславль-Залесский обведен был глубоким рвом с водой, высоким валом и двойной стеной с 12 башнями. 61 Еще прежде того, при блаженном князе Данииле, и, вероятно, не без помощи его, начат строением около 1296 года, Богоявленский монастырь в Москве (История Российской Иерархии, III, стр. 403). 62 Когда сын святого Даниила, Иоанн Калита, построил вблизи дворца своего в Кремле Спасский монастырь, то назначил туда архимандритом игумена Данииловской обители Иоанна, оставив за ним управление прежним его монастырем. Впоследствии монастырь блаженного князя Даниила оскудел и опустел; осталось только место, или сельцо Даниловское с деревянной церковью. При великом князе Иоанне III Васильевиче, боярину, проезжавшему мимо того места, явился некто неизвестный и сказал ему: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места: имя мое Даниил, князь Московский. Скажи от меня Иоанну: «Сам ты тешишь себя, а меня забыл; но не забыл меня Бог мой». При сыне Иоанна, великом князе Василии, было новое знамение: боярин князь Василий Шуйский, оказавший неуважение к месту Даниловскому, был тут же наказан падением на землю, после чего раскаялся и часто приходил туда для пения панихид. Наконец, при царе Иоанне Грозном исцелился у гроба святого Даниила отрок, сын коломенского купца. После того учрежден ежегодный крестный ход к месту Даниловскому для совершения панихиды о почивающем там князе-праведнике. Тогда же и самый монастырь возобновлен царской казною, и в нем построен каменный храм в честь седми Соборов Вселенских. Мощи святого Даниила обретены нетленными и открыты в 1652 году. Соборный храм, воздвигнутый при Грозном царе, разобран за ветхостью в 1729 году, причем мощи перенесены в новый собор, построенный над теплой Покровской церковью. 63 Стена из плитняка, примыкающая к южной стороне Псковского кремля, доныне называется Довмонтовой стеной. 64 Святой князь Довмонт построил во Пскове в память побед своих два храма: святого Феодора Стратилата и великомученика Георгия. Оба эти храма давно уже не существуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Замечательное известие сообщает древнейший жизнеописатель святого Петра, не сохранившееся в других о нем сказаниях, именно то, что он сам при жизни своей избрал себе преемника – какого-то архимандрита Феодора, “егоже воименова на митрополию”, пользовавшегося близостию к нему и удостоившегося быть единственным свидетелем его блаженной кончины. Но одно из двух: или этот архимандрит не ходил в Царьград, чтобы просить себе митрополитского сана, или ему отказали 2096 . В 1328 г. прислан в Россию от патриарха новый митрополит – грек по имени Феогност. Сначала он посетил Киев, где находилась его первосвятительская кафедра, потом прибыл во Владимир Суздальский, где была кафедра его как епархиального иерарха, наконец – в Москву, где и поселился в доме своего предместника святого Петра 2097 . Не должно казаться странным, что наши митрополиты избирали для своего жительства город, не заключавший в себе их кафедры: тогда и великие князья наши поступали подобным образом. Все они, хотя восходили на главный престол русский в великокняжеской столице Владимире, но некоторые жили в своих удельных городах (Димитрий Александрович – в Переяславле Залесском, Михаил Ярославич – в Твери). Сам Иоанн Данилович Калита, возведенный на великокняжеский престол всей России в том же году, когда Феогност возведен на стол митрополии Русской, оставался жить в Москве. Среди трудных обстоятельств суждено было святительствовать Феогносту в Русской земле. В северной части ее с восшествием на великокняжеский престол Иоанна Даниловича начиналась заря лучшего порядка вещей для отечества и для Церкви; зато юго-западные области России образовали особое великое княжество – Литовское и подпали под власть язычника Гедимина (с 1320 г.); в частности, княжество Галицкое покорилось сперва (1336) мазовецкому князю и вскоре (1340) польскому королю, исповедовавшему римскую веру. Святой Феогност, как пастырь мудрый и ревностный, употреблял все меры, чтобы, с одной стороны, содействовать московскому князю, стремившемуся к благу России и православной Церкви, а с другой, – чтобы во всех русских епархиях, находившихся теперь в трех различных царствах, сохранить единство веры и древний церковный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1960-е годы в монастыре начались робкие реставрационные работы. Всю территорию передали реставраторам, предварительно выселив оставшихся жителей, выселили и скульптурный комбинат из Никольской церкви, а из Преображенского собора вывезли архив (здание реставраторам тогда передано не было). В 1968 году решено было организовать на базе монастыря " Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР " . В соборе планировалось открыть музей истории реставрации. Сам же реставрационный центр на территории бывшей обители существовал с 1985 до конца 1990 года, в связи с решением правительства Москвы о передачи зданий Новоспасской обители Московской Патриархии РПЦ. Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории обители воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, - точная копия памятника, существовавшего в Кремле. Из газеты " Глас Солнечногорья " . Новоспасский монастырь в Москве. Выпуск 2019 год и с сайта www.isperva.spasnanovom.ru/История/ХХ век/Новоспасский монастырь в советское время Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью Москвы. Он был основан в XIII в. благоверным князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловым монастырем. Там Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 г., пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 г. перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня. Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время были построены и другие монастырские здания. Известно также, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Спас на Бору Между Кремлёвскими соборами обращает на себя особенное внимание Спасо-Преображенский собор. Он своим простым устройством представляет разительную противоположность с другими соборами Кремля. На месте, где он теперь находится, был, по преданию, некогда холм, окружённый лесом, в котором жил один ришельник, по имени Букала. На этом месте первоначально заложена была Московским Князем Даниилом дубовая церковь во имя Спаса Преображения. Но еще прежде этого, церковь Спаса Преображения находилась в нынешнем Даниловом монастыре, основанном тем же Великим Князем. В 1330 году Великий Князь Иоанн Калита перенёс монастырь Спасо-Преображенский в город на то место, где прежде стояла хижина пустынника Букалы и построил здесь каменную церковь . С того времени эта церковь называлась Спасскою обителью, при которой находилось и кладбище. Впоследствии, когда производимы были постройки, находимы были человеческие остовы, каменные гробы и остатки дубовых свай, свидетельствовавшие о бывших здесь монастыре и кладбище. Спасибо-Преображенский монастырь был один из замечательнейших в то время монастырей и служить рассадником иноческой жизни. Здесь Князья и Княгини принимали пострижение в схиму, большею частию, перед смертью , и здесь находили себе пристанище приезжавшие по делам церкви из подведомственных Москве областей святители. Так, Стефан, Епископ Пермский, прибывший в Москву, поселился в Спасской обители и здесь кончил жизнь свою, где и почивают его мощи. Во время княжения Uoahha III -го, при сооружении новых зданий в Кремле, Спасская обитель сделалась неудобною для иноческой жизни. Великий Князь Иоанн Васильевич построил для братии новый монастырь за городом, известный под именем Ново-Спасского, а прежнюю Спасо-Преображенскую обитель переименовал в собор. Спасо-Преображенский собор более сохранил свою первобытную простоту, чем другие соборы. В Спасо-Преображеском соборе находятся замечательные иконы: а) Храмовая икона преображения Господня, написанная в XVI столетии; б) икона Боголюбской Богоматери, принесённая, как полагают, из Боголюбова, в) Собор Архангелов Михаила и Гавриила и г) Похвалы Богородицы. Здесь же почивают под спудом мощи Св. Стефана Епископа Пермского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из новгородских посадников построили каменные церкви следующие: Иоаким Столбович вместе с женою — церковь 318 Никейских отцов на княжем дворе (1310); Юрий Онисифорович — святых Косьмы и Дамиана на Холопьей улице (1350–1375) и святого Иоанна Златоустого в кремле или околотке (1350); Лазута или Лазарь — святого Иоанна Предтечи у Немецкого двора (1359) и святых Петра и Павла на Торговой стороне, на холму (1367) ; Семен Андреевич — святого Феодора Стратилата на Феодоровой улице (1360); Григорий Якунович — Покрова Пресвятой Богородицы на воротах в кремле (1389); Богдан Обакумович — святого Симеона на Чудинцевой улице (1392); Григорий Кириллович — святого Иоанна Златоустого на старой основе в кремле (1434) . Строили в Новгороде церкви и другие лица. Так, некто Феодор Хотович поставил церковь святого Саввы Освященного на Саввинской улице (1271); Семен Климович — церковь Пресвятой Богородицы на городских воротах (1305); Андрей Борисов и Павел Петрилович — Пятницкую на Торговище (1345); Анания Куритский — Косьмодамианскую на Косьмодамианской улице (1345) . Случалось, что в иной год строилось в Новгороде по нескольку церквей разом. Например, в 1300 г.— пять церквей: одна каменная и четыре деревянных, в 1305 — четыре деревянных, в 1402 — три каменных, в 1417 — шесть каменных, в 1418 — четыре каменных . Одним из побуждений к сооружению церквей служили чувства благодарности Богу за избавление от бедствий или за дарованные победы над врагами. Иоанн Данилович Калита основал Архангельский собор в Москве по случаю избавления России от голода, названного в летописях рослою рожью. Димитрий Иоаннович Донской построил церковь во имя всех святых в посаде на Кулижках в память Куликовской битвы. В Новгороде владыка Климент поставил (1296) каменную Воскресенскую церковь на кремлевских воротах по случаю победы новгородцев над шведами и разграбления города Корелы, а владыка Иоанн II, вместе с воеводами новгородскими и всем войском, поставил (1412) каменную церковь архангела Гавриила на Хревковой улице, на Софийской стороне, по случаю другой победы новгородцев над шведами и опустошения города Выборга .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010