Припомним Домана северянина, родом из Путивля, отсекшего голову святому Михаилу, князю черниговскому, и несчастного Изосиму, который прежде был иноком самой нетрезвой и вообще позорной жизни, а сделавшись вероотступником, много досаждал христианам в Ярославле и убит ими 2814 . Любя веру и Церковь , предки наши, естественно, были привержены и усердны к храмам Божиим и святым обителям. Были князья, были и архипастыри и другие лица, которые в продолжение своей жизни сооружали не одну или две, а многие церкви и на собственные средства воздвигали по нескольку монастырей или не щадили для содержания и украшения их никаких жертв. Обычай постригаться в монашество, по крайней мере пред смертию, известный у нас и в прежнее время, теперь еще усилился. Редкие из князей, каковы: Владимир Василькович галицкий и Димитрий Донской, не последовали этому обычаю. А большая часть принимала пред своею кончиною не только монашество, но и схиму, Так поступили святой Александр Невский, дети его – Андрей Александрович и Даниил Александрович Московский, затем – Иоанн Данилович Калита, Симеон Иоаннович Гордый, Михаил Александрович Тверской, Александр ростовский и весьма многие другие. Так же поступили и княгини: мать святого Александра Невского – Евфросинья, жена Симеона Гордого – Анастасия, жена брата его Иоанна Иоанновича – Александра, жена Димитрия Донского – Евдокия и другие. Так же поступали почти все посадники новгородские, бояре московские и многие другие лица 2815 . Но несмотря на всеобщее, господствовавшее тогда уважение и любовь к святым храмам и обителям иноков, бывали примеры и совершенно противного, по крайней мере во дни брани и других народных бедствий. В 1393 г. новгородцы, овладев Устюгом, зажгли город и разграбили соборную церковь , похитили из нее все золото и серебро, ободрали даже иконы. А чрез несколько лет (1398) не только разграбили вновь ту же самую церковь в Устюге, но сожгли ее и взяли, как они выражались, в плен самую икону Пресвятой Богородицы чудотворную, так что владыка Новгородский справедливо заметил воеводам: “Вы обесчестили церковь Божию в Устюге” – и повелел им воздвигнуть эту церковь и возвратить чудотворную икону со всею утварью 2816 . Не лучше действовали иногда новгородцы и у себя дома. В 1299 г., когда во время страшного пожара некоторые торговцы снесли для безопасности свои товары в церкви, злые люди разграбили в церквах все снесенное, а в одной убили даже сторожа, охранявшего товар. В 1340 г. во время еще более сильного пожара также убили в церквах двух сторожей, разграбили весь товар, много сделали пакости в самом Софийском соборе. В 1418 г. во время народного волнения возмутившиеся, кроме разных неистовств в городе, разграбили монастырь святого Николая на Поле и оскорбили игумена и черноризцев, говоря: “Здесь житницы боярские”. Великий князь московский Василий Васильевич с своею многочисленною ратью (1434), опустошив страну Галичскую и взяв самый Галич, пожег святые церкви и монастыри 2817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Милосердие к бедным и несчастным было также одною из господствующих добродетелей того времени. Ею отличались особенно некоторые князья. Например, про Владимира Васильковича галицкого повествуется, что когда он сделался болен, то «раздал все имение свое убогим. Золото, и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца,— все раздал. Большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монисты бабки своей и матери все перелил, и разослал милостыню по всей стране, и стада раздал убогим людям и коней». О князе Довмонте Псковском читаем у летописца: «Бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая». Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту, или мешок, с деньгами для раздачи бедным. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса вскоре по смерти его раздала все свое богатство и имение: золото, и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частию нищим, частию на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) . Но несравненно более мы видим тогда примеров немилосердия и несострадательности к ближним, даже жестокости и бесчеловечия. В Новгороде не проходило почти ни одного из пожаров, а они случались там так часто, при описании которого местный летописец не заметил бы: «Окаянные злые люди, Бога не боящиеся и не жалеющие своей братии, пограбили чужие имения, иных же и убили над их товаром и много совершили пакости погоревшим» . А чего не терпели мирные жители того или другого города от своих же русских, когда последние овладевали этим городом! В 1372 г., читаем в летописи, «пошел князь Михаил тверской ратию на Торжок, пожег весь город, и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над своим имуществом, другие бежали в церковь Святого Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы, чего не делают и поганые, те от срамоты и беды потопились в воде... Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, святые церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнили пять скудельниц». В 1375 г. новгородские удальцы-разбойники кроме того что совершенно разграбили и сожгли Кострому и потом Нижний Новгород, в обоих городах попленили еще множество народа, жен и девиц и, спустившись вниз по Волге до города Болгар, продали там всех этих жен и девиц бусурманам. Точно так же и тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали. Смоленский князь Святослав Иванович, отправившись (1386) с ратью к городу Мстиславу, нещадно мучил всех разными казнями, кто ни попадался на пути, мужей, жен и детей: иных во множестве запирал в домах и сжигал, а младенцев сажал на кол .

http://sedmitza.ru/lib/text/435936/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1340 г. в. к. Иоанн Данилович Калита скончался; со смертию его неминуемо должен был произойти некоторый переворот и в делах Новгорода. На престол великокняжеский вступил сын Калиты Симеон Гордый, и при самом вступлении поссорились было с ним Новгородцы. Дело возникло из-за Торжка и едва не кончилось войной. Симеон послал своих бояр собрать дань с Новгородского города Торжка; Новгородское начальство воспротивилось этому сбору и, заключив под стражу Симеоновых бояр, уведомило вече, которое велело сказать Симеону, что он еще только Московский, а не Новгородский князь, покуда не избрало его вече, и что Новгород не терпит насилия. Обьявили войну; жители Торжка не любили Новгородского правительства; тамошние торговые люди в особенности были врагами Новгородских купцов по делам торговым: последние пренебрегали Новоторжцами и говорили, что «Торжку не бывать Новгородом, а Новгороду Торжком». Не мудрено, что жители Торжка «норовили под Москву», и поэтому возмутились, освободили Московских чиновников, выгнали и ограбили Новгородских бояр и требовали мира. Вскоре явился в Торжок сам Симеон Гордый, в сопровождении митрополита Феогноста и сильного войска; но архиепископ Василий точно так же помирил Новгородцев и с Гордым, как некогда помирил их с Калитою. Новгородцы отдохнули: они заплатили 1000 гривен серебра и призвали покровительство над собою Симеона 416 . В эту же зиму принимал архиеп. Василий митрополита Феогноста, который приезжал к св. Софии, хотя посещение это было очень тягостным по черезвычайным расходам 417 , с которыми было сопряжено, так как город еще не успел оправиться от бывших пожаров. В 1342 г. был в Новгороде и Симеон, жил на Городище, заложил там вновь церковь Благовещения Богородицы, которую в следующий, 1343, г. освящал сам архиепископ Василий 418 . В 1346 г. владыка опять ездил в Москву к в. князю и митрополиту и звал Симеона в отчину свою, великий Новгород 419 . Неустройства народные заставили в этот раз обратиться снова к в. князю, как покровителю Новгорода. Симеон послушался челобитья владыки, великим постом в 1347 г. приехал в Новгород, где был с любовию принят гражданами, в сердцах которых жива была память св. прадеда его Александра Невского, столько раз осенявшего щитом своим Новгород, и гостил три недели 420 ; но что именно сделал он полезного для Новгорода в продолжении этого времени, из летописей не видно. Предполагать надобно, что, вероятно, он занимался усмирением мятежей, внутренним распорядком и решением сомнительных и не разрешенных вечем народных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Любовь бо не токмо состоит в том, чтобы о телесной брата пользе промышлять, но в том паче, чтобы о душе его пещися. Ибо тело и польза телесная престает, а душевное спасение вовеки пребывает; и ради того более о душе как нашей, так и ближнего попечение иметь должны мы, когда хощем ближнего нашего любить, как себя. д) Примет ли он твой совет, или не примет, возлюбит ли он тебя за обличение, или возненавидит: что тебе? Ты свою должность исполни. Когда ему не воспользует совет твой, тебе пользу принесет: понеже любви долг брату покажеши. Но любовь и в сем случае не престает: она другой способ к исправлению ближнего находит. Она тогда теплые проливает молитвы к Человеколюбцу – Богу, чтобы, какими весть, судьбами обратил заблуждающего брата. е) Есть и такие люди, которые, видя погибель ближнего, говорят: «что мне до него нужды?» Сии речи уже не любительного, ниже христианского духа суть. Таковые да слышат, что Златоуст о сем деле глаголет: «Не могу верить, чтобы тот спасение получил, кто о спасении ближнего не радит. (Кн. 6 о свящ. гл. X). Когда ты отрицаешься брата твоего, за которого Христос умер, берегись, чтобы Христос тебя самого не отрекся. Ибо когда говоришь: «что мне до него нужды?», показуешь, что ни малейшей искры любви и сожаления не имеешь; без чего христианин быть не может» (Твор. св. Тихона Зад. т. IV, изд. 1826. стр. 323–8). 127 Милосердные русские князья. а) Владимир Василькович Галицкий, когда сделался болен, то раздал все имение свое убогим: золото и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца, все роздал; большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монеты бабки своей и матери все перелил и разослал милостыню по всей стороне, и стада раздал убогим людям и коней. б) Князь Довмонт Псковский «бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая». в) Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту или мешок с деньгами для раздачи бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Петр прибыл в Константинополь в 1308 году. Он явился к Патриарху Афанасию (1289–1293, 1303–1311; память 24 октября), который принял его с любовью, как посланника Божия. Патриарх немедленно созвал Собор, избравший святого Петра Митрополитом не только Галицким, но и всей земли Русской, с титулом Митрополита Киевского и всея Руси. Из Константинополя святитель Петр возвратился в Киев – столицу Русской Митрополии, однако оставался там недолго (Город был в развалинах, разрушенный татарами). В 1309 году святитель Петр переехал во Владимир и перенес туда Первосвятительскую кафедру. Святитель ревностно отдался трудам пастырства, неустанно посещая самые отдаленные области своей обширной Митрополии. У него, однако, обнаружились завистники, желавшие лишить его власти. Тверской епископ Андрей, происходивший из литовских князей, послал на святого митрополита донос Константинопольскому Патриарху Афанасию. Патриарх не поверил наветам. Собор, созванный в Переславле-Залесском в 1310 или в начале 1311 года, оправдал святителя. Доносчик был посрамлен, но святитель Петр кротко простил его. Митрополит Петр правил Русской Церковью в период монгольского Владычества и княжеских усобиц. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри. Святой Митрополит утверждал на Руси Православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы святой Петр многократно писал послания. В одном из сохранившихся посланий святитель призывал священников уподобиться истинному Пастырю – Христу: «Пастырь добрый душу свою полагает за овец» ( Ин.10:11 ). Второе поучение обращено к духовенству и мирянам. Митрополит Петр учил ревностно исполнять заповеди Божии по словам Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). Во время поездок по Митрополии святой Петр часто останавливался в Москве, где в то время княжил внук святого Александра Невского (†1263; память 23 ноября) Иоанн Данилович (Калита) (1325–1340). В беседе с ним святитель пророчески предрек великое будущее Москвы – стольного града земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В это время в ставку вбежал бледный, дрожащий отрок княжеский, с вестью, что князь Георгий и Кавгадый с толпою народа приближаются к ставке. — Ведаю для чего! — спокойно произнес князь и послал юного сына к жене Узбековой с просьбой сберечь его. Георгий и Кавгадый остановились на площади, близ шатра, разогнали всех людей княжеских и послала в шатер убийц. Убийцы повергли его на землю, истязали, топтали ногами. Наконец, один из них вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце. Тело князя лежало нагое, пока народ, по татарскому обычаю, грабил имущество убитого. Только Кавгадый сумрачно напомнил Георгию; — Он твой дядя. Оставишь ли труп его на поругание? Тогда Георгий приказал слугам покрыть князя. Мученический подвиг святого князя совершился 22 ноября 1319 г. Тело Михаила было сначала погребено в Москве, потом, по просьбе вдовы и сыновей князя, Георгий отпустил гроб в Тверь. На берегу Волги вдовствующая княгиня Анна с сыновьями, народ и духовенство встречали тело. Когда подняли крышку гроба, — увидели тело нетленным, нисколько не поврежденным ни дальним путем, ни пятимесячным пребыванием в могиле. Мощи предали земле в соборном храме, где в 1765 году они снова обретены нетленными и поставлены тогда открыто. Старый подлинник изображает св. князя с большой бородой, с проседью в волосах. На голове шапка, в правой руке крест, в левой меч в ножнах. Современники высоко чтили память св. Михаила, его великодушие и терпение в бедствиях; особенно же жалели о нем тверитяне, потерявшие в нем отца. Убийцы Михаила понесли от Бога заслуженную кару. Кавгадый вскоре погиб внезапно. А через шесть лет по убиении св. Михаила старший сын его, Димитрий, по прозванию «Грозные очи» встретил князя Георгия в Орде, затрепетал от ужаса и гнева и вонзил по рукоятку свой меч в грудь Георгия на глазах хана. Георгий тут же умер, а Димитрий был казнен. Наравне с памятью матери св. Михаила, блаж. княгини Ксении, почитается в Тверской области память и супруги его. Блаж. княгиня Анна Дмитриевна пробыла 25 лет в супружестве. После страдания св. Михаила, она с именем Софии приняла пострижение в тверском Софийском монастыре и жила то в Твери, то в Кашине, где и почила 2 сентября 1338 года. Ее тело почивает в Кашинском соборе. Москва. Св. Даниил Александрович Московский. Иоанн Данилович Калита. Дмитрий Иоаннович Донской и св. Ефросиния, великая княгиня Московская

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

. Великий князь Иоанн I Данилович Калита, скончался 31 марта 1340 г. приняв схиму с именем Анания. В 2001 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II причислен к лику местночтимых святых г.Москвы. «Ярлыки татарских ханов Московским митрополитам». Краткое собрание, с. 470. В москвском Кремле, на том месте, где в в конце 50-х годов XIV века митрополитом Алексием был основан Чудов монастырь, неподалеку от главных – Фроловских (с середины XVII века – Спасских) – ворот находилась резиденция татар «Царев Посольский двор» и «Ханское конюшенное место». Сюда приезжали ордынские посланники; здесь живали ханские баскаки, которые, кроме своей основной деятельности, занимались тем, что внимательно следили за событиями, происходившими в Москве. Здесь же, по-видимому, останавливались и татарские купцы. При Иоанне III здесь еще располагался Татарский дом, или Ордынское подворье. Обитель уничтожена в 1930-х годах, мощи святителя Алексия впоследствии перенесены в Патриарший собор Богоявления в Елохове. Несмотря на ислам, в Золотой Орде женщина пользовалась равноправием и большим почетом. Это объясняется пережитками монгольского права – яссы, которая наряду с шариатом продолжала действовать в Золотой Орде в XIV веке. Ал-Омари писал: «Жители этого государства не следуют как те (иракцы) установлениям халифов и жены их участвуют с ними в управлении...». О том же писал и Ибн Баттута. Женщины, по его словам, не скрывают лица. В ордынских грамотах писалось: «Мнения хатуней и эмиров сошлись в этом» Кроме выдачи ханшами ярлыков, известно, что от имени ханши Тулунбек-ханум были чеканены монеты. Сыгнак – средневековый город, ныне развалины в урочище Сунак-Ата, в 18 км к Северо-Востоку от станции Тюмень-Арык в Казахстане. Область между реками Амударьей и Сырдарьей, включающие города Самарканд, Бухара, Ходжент. «Темник» – начальник 10-тысячного воинского соединения. «Памятники Русского права», Вып.3, М. 1955, с. 465. С.М. Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» – М., «Правда», 1990, с.229, 241.

http://pravoslavie.ru/38349.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010