Да в Казане-ж, государь, обрели есмы повесть, а в ней написано: в лето 7037 (1529), генваря в 24 день, страдание святого мученика Иоанна Новаго, пострадавшаго за Христа в Казане.    Бысть же сице: В царство благочестиваго и христолюбиваго великаго князя Василеа Иоанновича всея России, Божиим попущением безбожнии татарове воеваша Нижний Нов-град, и много плениша християн, туж в плен взяша некоего богобоязливаго человека, именем Иоанна, иже издетска поживе во всех заповедех Господних, и приведоша его погании во град Казан, и на делу достался той Иоанн цареву дятке Алейшунуру; и повеле той князь Иоанну служит пред собою. Святый же со благодарением добре терпяше, в день службу совершая, а в нощи безпрестани Богу моляся со слезами, и мало сна приимаше и много укоризны и досады от безбожных терпяше.    По сих же враг воздвиже на святаго самаго того нечестиваго князя и безбожных татар, еже-бы отторгнути Иоанна от християнския веры, и привести к своей вере; он-же ясно перед всеми исповеда Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, и християнина себе нарек, и их скверную веру прокля. По сих-же связавше руце святому опаки ремением суровым крепко, и ведоша святаго на некую гору, иж нарицается русское кладбище, и претяше ему муками, нудяше его отрещис Христа Сына Божия. Он же никакоже прещения их убояся, токмо глаголаше: християнин есмь.    По многом же прещении повеле безбожный князь Иоанна усекнути; и удариша во главу святаго исповедника Христова Иоанна; святый же паде взнак; глава-же его держашеся малыми жилами; тело же его честное много язвиша мечми, и утробу его насквозь прободоша противу сердца. Бе ж дни того мраз велик зело.    Святый же на месте том, идеже посечен бысть, лежа аки мертв от перваго часа дни и до нощи. Леду ж около святаго оттаявшу, и абие в последний час дни развязастася руце его сами, и паки святый воста, и крестным знамением себе оградив, и единою рукою взем главу свою, и постави ю прямо, и прииде в стан к детем боярским великаго князя, и поведа им поряду вся яже о себе, како за Христа пострада от безбожных татар. Они-же, слышавша, прославиша Бога, и святаго мученика и исповедника Христова Иоанна терпению дивящеся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2842...

Перепечатка с сайта http://www.buturlinovka.ru/econsuborg38.html Внутренняя планировка храма подчинена функциональному делению на летний центральный престол Крестовоздвиженский, с пределами правый в честь Преполовения Пятидесятницы, левый в честь Казанской иконы Божией Матери, и зимний храм в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм является одним из первых храмов Воронежской губернии, выполненный с использованием традиций русской архитектуры. Повышенный двухъярусный четверик храма, окруженный апсидами, трапезной и ризалитами входов, венчает цилиндрический световой барабан с луковичной крупной главой. В 1844 г. храм был достроен и освящен собором священнослужителей во главе с величайшим тружеником на ниве христовой святителем Антонием (Смирницким; 1773-1846) архиепископом Воронежским и Задонским. До строения в центре слободы Спасо-Преображенского собора 1893 г., Крестовоздвиженский храм был центральным и штат его состовлял не один, а несколько священнослужителей. В районном отделе ЗАГС сохранились метрические книги, данные из Воронежской Духовной Консистории Крестовоздвиженской церкви Слободы Бутурлиновка Бобровского уезда для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1893 по 1919 гг. В 1893 по 1897 гг. священнодействовал в храме священник Иоанн Васильевич Краснопольский с диаконом Алексеем Мосцевым. Умер отец Иоанн Краснопольский 21 декабря 1896 г. в возрасте 86 лет. Погребение по священнику Иоанну Краснопольскому служил 23 декабря 1896 г., благочинный настоятель Спасо-Преображенского собора священник Иоанн Алексеевич Игнатов. Два месяца замещают вдовствующий приход священники с других храмов Ипполит Мишин и Павел Феодоровский. В Феврале 1897 г. настоятелем Крестовоздвиженского храма назначен священник Владимир Шабашев. 3 ноября 1897 г. у священника Владимира от законной жены Марии Ивановны родилась дочь Валентина, которую крестили 13 ноября сего года священник Ипполит Мишин, крестным отцом стал священник Иоанн Николаевич Лукашевич Богучарского уезда слободы Воробьевка, а крестной матерью стала жена священника Иоанна Богословского Афанасия Михайловна. 31 июля 1903 г. умер диакон Алексей Иоаннович Мосцев в возрасте 75 лет, погребен 2 августа в церковной ограде. С 1904 до марта 1910 г. диаконом служит Симеон Князев. С марта 1913 по сентябрь 1913 г. диакон Петр Серебрянский. С декабря 1913 г. назначен диаконом Илия Александрович Потанин 2 декабря 1917 г. диакон Илия умер в возрасте 40 лет. В марте 1918г. назначен диакон Митрофан Усов. В разное время псаломщиками были: с 1893 по 1911 гг. Василий Гитарин, с 1911 по1917 г. Василий Петров, с 1917 по 1919 г. Василий Поворинский. Из метрических книг видно, что нередкими были похороны в церковной ограде, там погребали всех членов причта и местных крестьян благотворителей. За Крестовоздвиженским храмом числилось 33 десятины земли и 1200 прихожан, церковный дом и церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=10926

В сквере рядом с Борисоглебским монастырём, где располагалось управление ДмитЛага, находится памятник заключённым, строившим канал. Пассажирские теплоходы здесь не останавливаются. Святые [ править править код ] Епископ Серафим Звездинский Священномученик Серафим Звездинский С января 1920 по конец 1922 г. епископом Дмитровским служил Серафим Звездинский. Святой происходил из династии раскольников Бонифатьевых. Фамилия Звездинский была дана его отцу Иоанну Гавриловичу, когда он присоединился к православной единоверческой церкви. Присоединившись к православию, Иоанн стал одним из наиболее авторитетных священников этой церкви, спасавшим силой проповеди и примера многих заблудших из раскола. Именно Иоанну Звездинскому было поручено составить стихиры, канон, тропарь и кондак прп. Серафиму Саровскому к его прославлению, состоявшемуся в 1903 г. Сам прп. Серафим избрал такого творца молитв себе, излечив в январе 1902 г. его сына Николая от смертельной болезни. (Игумен Саровской пустыни Иерофей подарил портрет еще не прославленного старца скорбящему отцу, и после молитв старцу, мальчик в одну ночь излечился.) После прославления преподобный явился отцу Иоанну и, видимо, приоткрыл грящущую трагедию России, отчего батюшка постоянно плакал и говорил сыновьям: «Вы так уже не поживете, как я живу». Николай Иоаннович пошел по стопам отца, только дальше. Его духовным отцом был прп. Алексий Зосимовский . После окончания Московской духовной академии старец благословил его на монашество, что в то время было уже не популярно. Был пострижен в 1908 г. с именем Серафима. В 1914 г. стал архимандритом Чудовского монастыря в Московском Кремле и истово служил на этой должности до 1918 года, когда большевики закрыли Кремль для народа. Три года, проведенные владыкой Серафимом в Дмитрове, стали для его жителей праздником во время чумы. По свидетельству его учеников епископ зажигал все сердца своей молитвой и самых нераскаянных грешников приводил к покаянию, заблудших – в лоно Церкви. Когда он служил, храмы были полны, стояла очередь скорбящих и у его дома. Служил владыка в Успенском соборе, приходских храмах, Борисоглебском, Спасо-Влахернском и других монастырях.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

Забытый праздник – переложение мощей Преподобного в новую раку Живописное обозрение. СПб, 1892 В XVI веке произошло возвышение Троицкого монастыря. Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой просил порадеть об обители и проявить усердие о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева . Царь Иоанн Васильевич не оставил прошение без внимания, и в 1559-м году им был заложен Успенский собор. В 1561-м году в монастыре учредили архимандрию, первым архимандритом стал старец Елевферий . Обитель получила статус первого монастыря Русской Церкви. Сын Царя Иоанна Грозного, Царь Феодор Иоаннович, продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых. «Повелением благочестиваго Царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» . В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака . В 1585-м году Митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о ее создании по повелению Царя Иоанна Васильевича «и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его Царя и Великаго князя Феодора Ивановича, всея Росии самодержца, и его Царицы Великия княгини Ирины, во второе лето царства его» . В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот день . Пожар и ремонт: как мощи преподобного Сергия покидали Троицкий собор Святые мощи преподобного Сергия крайне редко покидали стены Троицкого собора. Известно, что их выносили на Красногорскую площадь во время пожара 1709 года. На этом месте, напротив Святых врат, позднее построили часовню. Об этой часовне писал

http://pravoslavie.ru/147212.html

По великой воинственной славе и родству наших первых благоверных Великих Князей с царями Греции священно–царская утварь, как-то: Царский венец, наперсный крест (заменивший Ветхозаветную гривну или цепь Притч.1:9 ), Бармы или украшение из золотых цепей и дорогих каменьев с священными изображениями, возлагаемые на грудь и плеча царей, при торжественных случаях, присланы были из Греции в Россию, «как жребий от царского племени на славу и честь и на венчание великого самодержавного царствия». В грамоте константинопольского патриарха Иоасафа, писанной в 1561 году Царю Иоанну IV Васильевичу, которою утверждался за ним сан Царя, по выражению грамоты, законно и церковно 12 , говорится: «Владимир, супруг царевны Анны, сестры царя багрянородного, Константина Мономаха (1242–1054), венчан митрополитами ефесским и антиохийским, посланными с дарованными регалиями 13 ». По короновании Владимира, просветителя России Православною верою, Царские регалии императоров греческих вероятно опять возвращены были в Константинополь. Ибо оне совершенно подарены были Великому Князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1052–1125), по матери внуку императора Константина Мономаха. Владимира Всеволодовича венчал Императорским венцем и возгласил его Царем росским Неофит митрополит ефесский. С той поры Царским Мономаховым венцем венчаются русские Самодержавные Цари 14 . В 1498 году чин венчания на Царство, ныне соблюдаемый Церковию, с особенною полнотою изображен в летописях, по случаю венчания на царство пятнадцатилетнего Димитрия Иоанновича 15 . В последующие времена находим некоторые пополнения в чинах венчания на царство, а именно в них упоминается о всенощном церковном бдении на кануне Коронования; о торжественном в самый день Коронования перенесении Царской утвари в собор, о торжественном в собор шествии Государя, о священном и таинственном Его Миропомазании и Причащении в день венчания на царство. В чине Коронования Феодора Иоанновича упоминается о Скипетре, Миропомазании и приобщении св. Таин; в чине Коронования Василия Иоанновича Шуйского упоминается о яблоке или Державе; в чине венчания Михаила Феодоровича – о всенощном бдении на кануне Коронования; – Феодора Алексеевича о Порфире и о пространнейшем Коронуемым исповедании Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По мнению Янина, изображения И. В. есть на нек-рых новгородских печатях вел. кн. Иоанна Иоанновича Красного (1354-1359); в ряде случаев рядом с образом стоящего воина с копьем и со щитом читается надпись: «А(гиос) I(ahh)» или «I(ahh)» ( Янин. 1970. С. 165. 415, 416; Янин, Гайдуков. 1998. С. 168-169. 415, 416). Атрибуция печатей кн. Иоанну Красному остается спорной: Н. П. Лихачёв приписывал их вел. кн. Тверскому Иоанну Михайловичу (1400-1425) ( Янин. 1970. С. 29), а на сохранившихся аргировулах кн. Иоанна Красного (РГАДА) изображен свт. Иоанн Иерусалимский (Там же. С. 26; Соболева Н. А. Русские печати. М., 1991. С. 148. Ил. 8 на вкладке) или, что более вероятно, прп. Иоанн Лествичник ( Лосева О. В. Патрональные святые рус. князей (летописи, месяцесловы, сфрагистика)//Вост. Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма ист. памяти: XIII Чт. памяти В. Т. Пашуто. Москва, 11-13 апр. 2001: Мат-лы конф. М., 2001. С. 130-131). Вместе с тем на надгробной фреске в Архангельском соборе Московского Кремля (1652-1666, следует программе 1564-1565) кн. Иоанн Красный представлен в молении неизвестному юному мученику со свитком в левой руке, чей облик совпадает с редким вариантом иконографии И. В., описанным в рус. иконописном подлиннике («млад, аки Димитрий»; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 124). Это позволяет предположить, что печати новгородского происхождения, несмотря на использование иного варианта иконографии святого, принадлежали кн. Иоанну Красному. В XV - 1-й пол. XVII в. почитание И. В. носило ограниченный характер и имело значение гл. обр. для соименников святого: о случаях наречения в его честь свидетельствует распространенность имени Воин (данные за кон. XV - XVII в.: Тупиков Н. М. Словарь древнерус. личных собственных имен. СПб., 1903. М., 2005р. С. 145-146; сведения о кн. Иване Воине Васильевиче из ярославского дома, жившем на рубеже XIV и XV вв.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики.

http://pravenc.ru/text/471095.html

На оной Церкви средняя превеликая глава была позлащена червонным листовым золотом, тщанием бываго в Лавре Архимандрита Афанасия, бываго потом Епископа Ростовского, иждивением монастырским, между 1754 и 58 годов. А в 1806 году, оная средняя глава вся покрыта медью, яблоко сделано медное, и вызолочены так же, как кровля на Троицком Соборе; крест железной вновь позлащен листовым червонным золотом; подзор покрыт серебром. Прочие меньшие четыре главы в 1807 году покрыты голубой краской, украшены медными, разной величины, вызолоченными звездами; и на всех сих главах яблоки и сияния сделаны медные золоченые, кресты вновь позлащены листовым червонным золотом, а подзоры, вновь сделанные, раскрашены. Все сие устроено из Лаврской суммы. В прошлом 1781 году с Западной стороны у того Собора сделано для всхода великолепное крыльцо. При сей Успенской Церкви погребены бывшие на Престоле Российском Борис Феодорович Годунов, Супруга его Мария Григорьевна, и сын их Феодор Борисович, и дочь их Ксения. Их троих тела, по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бываго монастыря, в Троицкий Монастырь, где погребсти их велено было честно, а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, бывши пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгою, по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной Церкви на западной стороне, за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Володимировна, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого, которой был сын Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоановича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу: она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королем Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь, того Принца Датскога Магнуса, с Марфою Владимировною. 6. Церковь Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7ми саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6ти саженях. Она основана в 1559 году Мая 16 дня в неделю Пятидесятницы, повелением царя Иоанна Васильевича, во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь и с Царицей Анастасией и с детьми с Царевичами Иоанном и Федором и с братом своим Георгием Васильевичем, и с Царем Казанским Александром; а закладывал Гурий, владыка Рязанский, бывший прежде Игуменом в сей обители, при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1483). Зимой 1484/85 г. московское войско совершило поход в Тверскую землю, и Михаил Борисович был вынужден искать мира. По договору, заключенному весной 1485 г., он обязался разорвать отношения с Литвой, признал себя вассалом («братом молодшим») И. В., обещал ходить в походы по его приказу и не поддерживать сношений с др. гос-вами. После заключения этого договора на службу к И. В. снова отъехали мн. тверские бояре и даже члены тверского княжеского рода. Когда нек-рое время спустя люди вел. князя перехватили грамоты Михаила Борисовича к Казимиру, И. В. выступил в поход во главе большого войска, которое подошло к Твери в сент. 1485 г. Тверские князья и бояре били «челом в службу» И. В., а Михаил Борисович бежал в Литву. И. В. передал Тверскую землю как особый удел своему старшему сыну Иоанну Иоанновичу Молодому, племяннику Михаила Борисовича. После смерти наследника в 1490 г. нек-рое время Тверской землей управлял 2-й сын И. В. Василий III Иоаннович , а затем она стала одной из областей в составе Русского гос-ва. Рязанская земля оказалась в сфере московского политического влияния при Василии II, когда умерший в 1456 г. вел. кн. Рязанский Иван Федорович перед кончиной отдал своего сына Василия на воспитание в Москву. В 1464 г. Василий Иванович был отпущен в свою землю после венчания с сестрой И. В. Анной. О московско-рязанских отношениях в правление И. В. сохранилось мало сведений. О характере этих отношений позволяет судить договор, который заключил в 1483 г. И. В. с новым Рязанским вел. кн. Иваном Васильевичем. По этому договору рязанский князь признал себя «братом молодшим» не только И. В., но и его старшего сына, обязался ходить в походы по его приказу и не поддерживать отношений с Литвой. Выполняя свои обязательства, рязанские князья Иван и его брат Федор в нач. XVI в. участвовали в войне с Великим княжеством Литовским. Между братьями существовал договор, по к-рому младший в случае смерти должен был передать свой удел старшему, однако Федор перед смертью в 1503 г.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Блаженный Иоанн скончался в 1589 (или 1590) году. На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче († 1598 г.). Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского († 1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году. Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года. 17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Стефан Озерский, Комельский, преподобный В то время славилась постническими подвигами пустынная лавра Дионисиева (прп. Дионисий Глушицкий, † 1437; память 1/14 июня). Строгий общежительный устав обители, не позволявший монахам не только иметь какую-либо собственность, но и делать что-нибудь без повеления и благословения настоятеля, удаленное от мирских селений положение ее в глухом лесу как нельзя более соответствовали желанию Стефана, искавшего безмолвия. И он, оставив княжеский двор, родных и друзей, ушел на Глушицы и смиренно просил настоятеля и братию принять его в их монастырь. Тронутый неотступными просьбами и слезами Стефана, настоятель принял его сперва в число послушников, потом, видя его усердие и труды, постриг в монашество с именем Стефан и поручил одному опытному старцу для руководства в духовной жизни. Новый инок всецело предал себя воле своего руководителя и старался подражать ему во всем, проводя дни в монастырских трудах, а ночи – в бдении и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1588 г. было установлено празднование 2 авг. св. Василию Блаженному († 1557), над гробницей к-рого по повелению царя Феодора Иоанновича был построен храм, ставший приделом Покровского собора. Были составлены Житие святого и канон ему. В 1591 г. совершилась канонизация к общерус. почитанию прп. Иосифа Волоцкого. И. дополнил службу святому и написал канон. 9 янв. 1592 г. Казанский митр. сщмч. Ермоген послал И. грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна I , Петра и Стефана . Грамотой И. празднование памяти Казанских мучеников было установлено 24 янв., в день кончины мч. Иоанна. В 1592 г. в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь были перенесены мощи Казанского архиеп. св. Германа, скончавшегося в 1567 г. в Москве. 4 окт. 1595 г. в Казани были открыты мощи Казанского свт. Гурия , а также Тверского еп. Варсонофия , скончавшегося в 1576 г. на покое в казанском в честь Преображения Господня мон-ре. В 1595 г. было совершено перенесение останков Московского митр. св. Филиппа (Колычева) († 1569) из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, что явилось началом его местного почитания. По благословению И. в 1595 г. Казанский митр. Ермоген свидетельствовал мощи угличского кн. Романа Владимировича († 1285). По благословению патриарха воевода С. Р. Олферьев и инок переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря Сергий написали 2 службы, стихиры и каноны святому. В 1596 г. была установлена соборная память Московских святителей Петра , Алексия и Ионы , подобно празднованию святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; в честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего с. Селятина устроили придел Московских чудотворцев, к-рый И. освятил 13 мая 1596 г. 19 нояб. 1601 г. святитель дал вкладом в придел Трех Московских чудотворцев Служебник ( Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010