Незабвенны будьте те светлые минуты, когда ваших душ касался ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили ко святой чаше. Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний послеполуночный час я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на благословение Неба... " И на новом месте отец Иоанн проявляет сугубую ответственность и усердие. Ревность, соединенная с дарованиями вновь приносит плоды. В " Послужном списке... " записано: " По засвидетельствованию учебного начальства об отлично усердной службе и особых трудах по должности законоучителя и настоятеля гимназической церкви, удостоен благословения Св. Синода с выдачею установленной грамоты в 12 день июля месяца 1896 года, как о сем изложено в Указа Св. Синода от 20-го августа того же года. " Как и в Ставрополе, отец Иоанн в Елисаветполе ведет, наряду с богослужением, воспитанием и обучением учащихся, разнообразную общественно-административную работу: 7 сентября 1895 г. Епархиальным начальством Грузинского Экзархата он назначен членом Елисаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного совета, 11 августа 1896 г. избран на три года секретарем Педагогического совета гимназии. " За отличную, усердную и полезную службу " Св. Синод 6 мая 1897 г. наградил отца Иоанна бархатною фиолетовою камилавкою. С 1897 года жизнь и деятельность отца Иоанна Восторгова проходит в Тифлисе: 17 июля он перемещен законоучителем Тифлисской 1-ой женской Великой княгини Ольги Феодоровны гимназии. Высокопреосвященный Владимир, Экзарх Грузии, утвердил его в должности настоятеля домовой гимназической церкви во имя св. равноапостольной княгини Ольги. В августе 1898 г. отцу Иоанну поручено преподавание Закона Божия также в 1-ой Тифлисской мужской классической гимназии.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Однако собственно формулировка «Москва – III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Полагают, что он являлся составителем Хронографа 1512 года. Но гораздо большее значение имели знаменитые послания Филофея. Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва – Третий Рим» в послании, направленном к Василию III Иоанновичу, великому князю всея Руси (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами). Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику – дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 – март 1528 г.г.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции», которая подробнейшим образом разбирает наследие старца Филофея.. В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Уже упоминались подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру. Но в нем старец удивительно емко сконцентрировал все основные тезисы своей теории. В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится: «Иже от вышняя и от всемощныя, вся содържащиа десница Божиа, Имъ же царие царствуют и имъ ж велицыи величаются и силнии, пишут правду тебе, пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, браздодержателю святых Божиих престол, Святыа Вселенскыя Соборныя Апостольскыя Церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Еа Успения, иж вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится.

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

После кончины свт. Василия Калики ( 3 июля 1352), погребение которого возглавил М., он по приглашению новгородцев вернулся на архиерейскую кафедру («пакы с молбою введоша... на свои ему стол к Святеи Софеи» - НПЛ. С. 363). Возведение на архиерейский стол схимника допускалось в церковной практике того времени (см.: Успенский. 1998. С. 272-273. Примеч. 26). В этот период в Новгородской и Псковской землях была эпидемия «черной смерти», унесшая жизнь многих новгородцев и псковичей, в т. ч. свт. Василия. В Москве от чумы скончались в 1353 г. вел. кн. Симеон Иоаннович Гордый и свт. Феогност. Владычный летописец М. оставил исполненные большого сочувствия к жертвам чумы записи (НПЛ. С. 363). Как предполагают В. Л. Янин и Хорошев, в начале своего 2-го архиерейства М. оказал поддержку процессу преобразования новгородского посадничества в коллективный гос. орган из 6 бояр ( Хорошев. 1980. С. 66-67; Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 269-270). Кроме того, Янин, опираясь прежде всего на сфрагистические данные, предположил, что в 1354 г. одновременно с проведенной в Новгороде реформой светского управления (посадничества) М. провел организационную реформу владычного управления и суда, восстановил широкую юрисдикцию суда (в т. ч. касавшуюся имущественных отношений). По мнению исследователя, при свт. Василии Калике ее сфера применения была ограничена (судя по численности сохранившихся печатей) (Актовые печати. Т. 1. С. 60). После возвращения на кафедру М. отправил грамоты в К-поль «к цесарю (Иоанну Кантакузину.- М. П.) и к патриарху (Филофею Коккину.- М. П.) с просьбой о благословении и исправлении о «неподобных вещех, приходящих с насилием от митрополита» (НПЛ. С. 363). Обычно считается, что М. подал жалобу на свт. Феогноста, скончавшегося в марте 1353 г. (О. В. Севастьянова предполагает даже, что на поставленного в Тырнове на Киевскую кафедру Феодорита, непризнаваемого в К-поле - Севастьянова. 2011. С. 204-205), однако, учитывая хронологию событий, скорее всего он имел в виду нареченного митр. свт. Алексия , обложившего подчинявшиеся ему епархии дополнительными податями перед своей поездкой в К-поль на поставление; по словам летописца, «священьскому чину тягость бышеть везде» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 63).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

После повечерия каждый шел в свою келью и потом исповедовал отцу духовному свои грехи протекшего дня. Никто не мог выйти за ворота обители без благословения настоятеля. А женщинам и детям вовсе запрещен был вход в обитель. Были иноки, которые, не ограничиваясь точным исполнением общих монастырских правил, решались с благословения настоятеля на некоторые особенные подвиги: один носил на своем теле острую власяницу, другой — тяжелые вериги, третий клал ежедневно по тысяче, даже по две и по три тысячи поклонов; некоторые проводили почти всю ночь в молитве и предавались сну на самое короткое время, и то сидя или стоя. Старец Герасим Черный, постоянно отличавшийся строгим постничеством, жил, наконец, как отшельник вне обители. Другой старец — Кассиан, по прозванию Босой (потому что никогда не носил обуви, даже зимой), пользовался за свои высокие подвиги таким уважением, что сам великий князь Василий Иоаннович избрал его в восприемника своему сыну Иоанну. Впрочем, оба эти старца пришли с Иосифом еще из Пафнутиевой обители. Из постриженников самого Иосифа замечательны были: Иона Голова, бывший в мире воспитателем сыновей волоколамского князя Бориса, Дионисий — из рода князей звенигородских и Арсений Голенин — из рода князей ростовских. Первый непрестанно пребывал в трудах и молитве и служил образцом смирения и сокрушения о своих грехах. Второй, кроме того что исправлял послушание в пекарне за двоих, каждый день прочитывал по 77 псалмов и полагал по три тысячи поклонов. Он поразил всех самым поступлением в монашество. Однажды, будучи еще мирянином, он отправился со множеством своих слуг на охоту, но, проезжая мимо обители Иосифовой, зашел в церковь во время службы и, внезапно упав к стопам игумена, неотступно просил себе немедленного пострижения. И тут же удостоившись получить желаемое, отпустил своих слуг и отдал имение свое на монастырь. Потом с безусловным послушанием нес труды в поварне, хлебопекарне и уходе за больными, не отличаясь ничем от прочих братий ни в одежде, ни в пище .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

С 1-й четверти XVI столетия случаи обращения корелов и лопарей стали повторяться чаще и сделались значительнее. В 1526 г. лопари с Кандалажской губы (одного из заливов Белого моря) сами присылали в Москву уполномоченных к великому князю Василию Иоанновичу и просили антиминса и священников, которые бы просветили их святым крещением и освятили для них церковь. Государь приказал Новгородскому архиепископу Макарию отправить к ним из новгородского собора священника и диакона, и эти лица, прибыв по назначению, крестили многих лопарей и освятили для них церковь во имя Рождества святого Иоанна Крестителя. Через шесть лет другие лопари, с Мурманского моря (Северного океана), с рек Колы и Тутоломы обратились непосредственно к архиепископу Макарию и также просили себе антиминсов и священников. Опять посланы были из новгородского собора священник и диакон и крестили многих лопарей за Святым Носом (один из мысов Северного океана при входе в Белое море) и освятили для них две церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая . Около половины XVI в. лопари с реки Поноя (впадающей в Белое море с северо-запада) и другие, им соседние, били челом Иоанну Васильевичу IV, чтобы он повелел поставить им церковь для их крещения; и великий князь повелел построить им церковь на реке Поное во имя святых апостолов Петра и Павла и пожаловал в нее иконы и книги, колокола и ризы и всякую утварь. И многие лопари крестились, а другие не успели креститься, потому что церковь та «от насильства сильных людей» запустела. Тогда лопари снова прибегли к государю с прежнею просьбою, и государь (от 20 февраля 1575 г.) послал грамоту старцу Феогносту, чтобы он устроил для них по старине церковь первоверховных апостолов, а при церкви устроил и священника, чтобы крестил тех из них, которые еще не крещены, и накрепко оберегал их от притеснений сильных людей, от царских данщиков, посланников и других. Чрез шесть лет, когда церковь эта осталась без причта, Троицко-Сергиев монастырь принял на себя обязательство содержать и ее и при ней священника, дьячка и пономаря под тем условием, если монастырю отдана будет на оброк половина реки Поноя с рыбною ловлею, принадлежащая церкви; царь утвердил условие своею грамотою (16 апреля 1581 г.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

С того времени установлен праздник 5 июля в честь преподобного Сергия . Спустя шестьдесят лет после кончины Московского митрополита Алексия († 1378) в Чудовской обители обрушились своды церкви, в которой он был погребен, и от множества упавших камней разбился самый гроб его. Когда камни эти были расчищены, то увидели в разбитом гробе тело святителя, вместе с одеждами совершенно целое и неповрежденное. По сооружении нового храма на месте павшего, святые мощи новоявленного чудотворца, открыто положенные в раке, поставлены были в Благовещенском приделе на правой стороне, и в честь святителя начали праздновать как день его кончины 12 февраля, так и день открытия мощей 20 мая по всей Русской Церкви . В 1439 г. в новгородском Софийском соборе из верхней стены храма упал небольшой камень и разбил каменную плиту, покрывавшую один из гробов, стоявших в приделе святого Иоанна Предтечи, так что в ней сделалось большое отверстие. Кому принадлежал пробитый гроб, не помнил никто. Когда донесли об этом Новгородскому владыке Евфимию, он пожелал посмотреть во гроб и увидел тело архиепископа Новгородского Иоанна в схиме, сохранившееся нетленным, хотя со времени погребения его протекло более двух с половиною веков († 1186). Евфимий вместе с освященным Собором поклонился святым мощам и воздал хвалу святителю Иоанну. С того дня начали местно чтить его в Новгороде, пока Московский Собор 1547 г. не определил чествовать его во всей Русской Церкви . Были тогда установлены у нас и другие праздники и вообще священные времена, одни — общие для всей Церкви, а другие — только местные. К числу первых относятся: 1) память святых мучеников литовских Иоанна, Антония и Евстафия в 14 день апреля. Они пострадали в Вильне при князе Ольгерде, в 1347 г., а праздник в честь их установил святитель Алексий Московский по сношении с патриархом в 1364 г. 2) Дмитриевская суббота пред 26 октября, днем великомученика Димитрия. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской после победы над Мамаем путешествовал в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и просил его отслужить литургию и панихиду о воинах, павших на брани.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

Сам бо Слово и Бог, в ветхаго Адама оболкийся и вся законная совершивый, к великому Иоанну Предтечи приходит креститися. Иже и прещаше Ему, глаголя: аз требую от Тебе креститися и Ты ли грядеши ко мне ( Мф. 3:14 ). Да внегда остави уже, от Господа слышав, Иже приидох, рече, всякое оправдание исполнити, и еже о крещении быти познав, остави его. И крестився Христос всякое естество человеческое освяти и всякий же человеческий грех потопи во струях Иорданских; абие взыде от воды и ветхаго во гресех человека обновив и украсив и небесное царствие тому даровав. 8. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец (9 янв.) Сей святый и приснопамятный Филипп родися в царствующем граде Москве от благочестиву и благородну родителю от синклита (свиты) царска, отца именем Стефана, по реклу (по прозвищу) Колычева, и матере благоплодныя, именем Варвары, яже последи (впоследствии) во ангельстем чине (во иночестве) нареченна бысть Варсонофиа. И живяста оба в заповедех Господних без порока, и сего ради подаде има Бог плод благородный, во свидетельство добродетели их, – родиста сего блаженнаго отрока и нарекоста имя ему Феодор, и банею бытия (крещением) омывается, и во всяком наказании воспитаста его. По времени же дав бысть на учение грамоте, прилежанием же и трудом скоро извыче, не внимаше бо играм пустошным, якоже обычай есть детем. Родителие же его, видя нравом такова, радовахуся о сем и повелеша ему со отроки на конех ездити. Он же никакоже о том брежаше, но всегда книги прочиташе и досточудных мужей жительства разсмотряше и от сего наставляшеся к лучшим. По сем вразумляется и войнской храбрости, но и в том сый другов убо своих отверзашеся, иных же и единовозрастных ему мудрования и сопребывания удаляшеся, и мнози дивляхуся о благонравии его. По смерти же великаго князя Василия Иоанновича восприемлет скиптры царства, отчее наследие, сын его великий князь Иоанн Васильевич всея России. Ему же тогда Феодор за премногую его добродетель любим бывает и с прочими благородными в послужение царское учиняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Так зачем был поднят вопрос о русском чтении за трапезой? Так зачем был поднят вопрос о русском чтении за трапезой? Ведь, скорее всего, для русских проблема чтения была не так существенна: они же слушали 17 лет чтение по-гречески. Кроме того, у русских не было столь болезненного национального чувства, и они всегда прекрасно уживались с другими национальностями. Вспомним: игуменом в то время был отец Герасим – мудрый и опытный монах, неплохо относившийся к русским, но жизнь его клонилась к закату: ему было уже 85 лет. После его кончины, умри отец Герасим тогда, игуменом стал бы какой-нибудь греческий монах, думающий более не о монастыре и не о монашеском делании, а о «великой греческой идее», зараженный Новым эллинизмом, мечтавший в первую очередь об освобождении Греции от турецкого ига. В этой ситуации русским, скорее всего, пришлось бы покинуть обитель, а значит, в конечном итоге и Святую Гору. И Пантелеимонов монастырь, купленный у греков «многою казной» и принадлежавший русским царям (он «московских царей сооружение», – писал игумен монастыря царям Иоанну Васильевичу и Василию Иоанновичу 2 ), навсегда бы потерял свою принадлежность. И неслучайно вопрос о чтениях был поднят на том самом соборе, на котором был избран наместник, не имевший мудрости старца Герасима и, вероятно, не ставший бы продолжать его миролюбивую политику в двуединой греко-русской братии. Поэтому, должно быть, отец Иероним и счел необходимым в тот момент в первый раз напомнить о правах русских в Пантелеимоновом монастыре. Прения об Уставе Греки настаивали: русские в обители должны составлять не более трети братства, игумен не может быть русским После некоторого затишья нестроения в обители начались вновь. По желанию греческого братства в обители составляют и записывают Устав. Монахи-греки настаивают на том, чтобы в Уставе значилось: русские в обители должны составлять только четвертую или третью часть братства, но никак не половину. А о русском игумене они не хотели и слышать. По их мнению, не могло быть никакого равенства между двумя частями братии: преимущество по Уставу всегда должно было сохраняться за греками. Это способствовало тому, что отношения в общине становились всё более натянутыми.

http://pravoslavie.ru/82561.html

Что же может быть лучше этого? Не за что другое возвысил преблагий Бог царство Кира, царя Персидского, хотя он был нечестивый идолопоклонник, как только за великую его правду, за кротость и милосердие его к своим подчиненным, которые поэтому называли его своим отцем. И настолько Бог присвоил его и почтил его добродетель, что благоволил назвать его Своим помазанником, как слышим в книгах, повествующим о сем. Также: не за иное какое прегрешение предал Господь разорению царство Седекии и Иехонии, царей Иерусалимских, хотя они, отчасти, были и благоверны, как только за их всяческое беззаконие, сатанинскую гордость и богомерзкое лихоимство. Ибо сказано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. И опять: Праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его ( Пс. 10:7 ). Благочестивейший Государь! Прошу славную державу твоего благоверия: прости меня в том, что я осмелился высказать полезное к утверждению богохранимой державы твоей и всех славных твоих вельмож. Я счел себя обязанным сделать это – с одной стороны, в виду осуждения того ленивого раба, который скрыл талант господина своего в земле, а с другой – в виду многих благодеяний и чести, каких сподобил меня в теченье девяти лет государь мой, приснопамятный твой родитель, великий князь и самодержец всея России, Василий Иоаннович, который и впредь сподобил бы меня еще большей чести, если бы, по грехам моим, не оклеветали меня пред ним некоторые недоброжелатели, которым да будет Бог Судией... Пусть другие приносят благоверному царству твоему – кто что может из многоценных сокровищ этого маловременного и скоропреходящего мира. А я, убогий, что приобрел лучшего, то есть слово, растворенное солью Писания, то и приношу тебе, великому царю. Ты же, приняв оное с обычною тебе кротостию, воздай мне, рабу твоему и богомольцу, возвращением во Святую Гору и, ради щедрот Христовых, отпусти меня с миром отсюда, дабы я и там всею душою и веселым сердцем возвестил и возвеличил славу благоверной державы царства твоего и чистым умом от радостного сердца возносил бы молитвы к Царю Небесному, Иисусу Христу, Богу моему, об укреплении твоего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в XXIV томе получили и крупнейшие представители византийской музыкальной культуры XIII -XIV вв.: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV- начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма. Другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом XXIV томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици - знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, Экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в XXIV томе энциклопедии, - митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный современный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат признан одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://pravoslavie.ru/39354.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010