В 1670 году на место старой раки, раздробленной от разрушения церкви, сооружена вновь рака святым мощам Чудотворца Саввы. И сия рака стоит доныне, а около ея надпись следующая: «Во славе Единому в Троице славимому Богу, и в честь Преподобного отца нашего Саввы Вишерского в лето 7082 е Скипетр правления Великаго Руссийскаго Царствия держащу православному Государю и великому Князю Иоанну Васильевичу всея Русии Самодержцу, сооружена бысть его повелением честная рака святым мощам новаго сего Чудотворца Саввы, велелепно украшена, ако святыя его мощи многая чудеса в пользу людям правоверным точаху. И пребысть честная рака даже и до лета 7177 го; за толикияже лета обетшала зело и в истление прииде. То увидав, благочестивейший, Тишайший и Православнейший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец, верою и любовию теплою ко святому Божию подвигся, повеле новую сию раку аки чертог украсить велелепно же. Начата бысть сооружашися в лето 7177 Июля в 10 день, совершижеся в лето 7178 Апреля в 30 день, при чадех его благородном Царевиче и великом Князе Федоре Иоанновиче, благородном Царевиче и великом Князе Иоанне Алексеевич е, и при святейшем Иоасафе Патриархе Московском и всея Руси и преосвященном Питириме, митрополите Новгородском и Великолуцком, при Игумене той обители Иосифе. В 1671г. повелением Государя Царя Алексея Михайловича около той раки сделаны решетки железныя луженыя с репьями, см.граммату под н.15. С сего же времени никаких знаменитых присовокуплений к построению и для выгод монастырских в летописях не видно; однакоже достоверно известно, что настоятели и монашествующие продолжались, и монастырь существовал даже до 1764 го году. А с того времени по состоявшимся тогда духовным штатам монастырь сей упразднен; монашествующие все выведены и определен был к церкви белый священник с причетниками. От сего запустение строение монастырское приближилось к конечному разрушению, так что напоследок на церкви Вознесения Господня, где почивают мощи Преподобного Саввы, не было уже и Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1900 г., благодаря деятельности Тифлисского миссионерского братства в одном из самых неблагоустроенных районах Тифлиса, населенного сектантами и железнодорожными рабочими, возникли три церковно-приходские миссионерские школы (число учащихся дошло до 300). Просветительское дело шло успешно, и вскоре число школ было доведено до восьми. Заведующим школами был поставлен отец Иоанн. Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении в храме, в школе и дома. Число учащихся через несколько месяцев достигло 500 человек. Двадцать процентов из них составляли дети сектантов. " Пусть они сближаются с православной Церковью, - писал заведующий этими школами отец Иоанн, - пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью. " За усердную и полезную службу Св. Синод наградил отца Иоанна Восторгова золотым наперстным крестом. В декабре 1900 г. Св. Синод определил отца Иоанна в должности епархиального Наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии с возведением в сан протоиерея. 21 декабря 1900 г. Высокопреосвященный Флавиан поставил его Наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского Учебного округа в пределах Грузинской епархии. В январе 1901 г. Владыка Флавиан поручил отцу Иоанну быть также Наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. Указом Св. Синода от 13 февраля 1901 г. отец Иоанн Восторгов назначен редактором журнала " Духовный Вестник Грузинского Экзархата " . В августе 1901 г. вышло новое определение Св. Синода об отце Иоанне Восторгове: он назначен Окружным Наблюдателем школ церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского Экзархата. НА том же заседании Св. Синода было принято решение командировать его в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии в Урмии и ревизии состоящих при миссии школ.

http://pravoslavie.ru/1450.html

Выражения приведенной грамоты: «Се аз раба Божия Марфа поставила есми церковь храм святого Николы в Корельском»… заслуживают особого внимания, так как они указывают что церковь святителя Николая построена в то время, когда Марфа еще управляла Новгородом, следовательно, до разгрома Новгорода великим князем Иоанном Васильевичем (1478 г.) и что монастырь возник не с построением церкви, а существовал раньше, потому что, справедливо замечает епископ Макарий, – в грамоте своей завещательница говорит «не на Корельском, тогда бы можно было разуметь только берег Корельский, куда тела детей ее принесены были, но в Корельском, а что говорит только в Корельском, не прибавляя имени монастыря, то это, вероятно, потому, что Николаевский Корельский монастырь и посаднице Марфе и прочим торгующим людям очень был известен» 9 . Недолго посадница Марфа Борецкая оставалась покровительницей монастыря. Смутные события Новгородской жизни дали повод в. кн. Иоанну III, вмешаться в новгородские дела и подчинить Новгород своей власти. С покорением Новгорода и все земли, принадлежавшие ему, были присоединены к московскому государству. Перемены, происшедшие в Новгороде, не могли быть безразличными и для Николаевского Корельского монастыря, владевшего в силу грамоты Марфы Борецкой землями, которые отходили теперь под власть Москвы. Но великие московские князья и государи на первых же порах отнеслись внимательно и отзывчиво к нуждам монастыря, подтвердив данные уже монастырю права на земельные владения и предоставив ему новые. Первая грамота, данная Николаевскому Корельскому монастырю, относится к 1530 г. В этом году игумен монастыря Зосима принес жалобу тиуну Григорию Бентиеву на «Останку, Мелентьева сына, на Мощанку, на Ефимка Данилова сына, да на Марка Савина» за то, что «Мощанка пришед своими товарищи да меня с тони сбил, да отнял два невода, да две лодки». Когда судья спросил игумена, чем он может доказать свои права на владение тоней в Малокурье, то Зосима сослался на грамоту Василия Иоанновича, по приказанию которого казначеем Петром Ивановым было предоставлено игумену Вассиану право ловить рыбу на Малокурье.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

До 1838 г. монастырем управляли игумены и строители (только настоятель Иоасаф ок. 1736 получил сан архимандрита), с 1838 г. до нач. XX в.- архимандриты. Среди настоятелей К. м. известен игум. Корнилий , в 1566 г. ставший митрополичьим казначеем, 19 янв. 1567 г. хиротонисанный во архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (ПСРЛ. Т. 13. С. 406; РИБ. Т. 3. С. 287). В 1566 г. приговор Земского собора об условиях заключения мира с вел. князем Литовским подписал игум. Герман (СГГД. Ч. 1. 192; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 3); в 1572 г. приговор Собора духовенства, разрешившего царю Иоанну IV Васильевичу вступить в 4-й, неканонический брак, подписал игум. Евфимий (ААЭ. Т. 1. 284); в 1580 г. решение Собора о порядке приобретения мон-рями земель и владения ими - игум. Евфимий (СГГД. Т. 1. 200); в 1584 г. приговорную грамоту о монастырских вотчинах - игум. Маркелл (СГГД. Т. 1. 200; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 161); в 1589 г. решения Собора об учреждении Патриаршества в России - игум. Никандр (СГГД. Т. 2. 59). В 1666 г. при встрече Восточных патриархов присутствовал настоятель (1664-1673) игум. Иона (Дворцовые разряды. 1855. Т. 3. С. 653). Вид с колокольни Колоцкого мон-ря. Фотография. 2010 г. За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске - храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря - датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений - временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича , либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители. По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете... пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Затем следует такое описание страданий мученика: «Во время благочестивого великого князя Василия Иоанновича, нечестивые татары опустошали Нижний Новгород и взяли многих в плен. В том числе взят был Богобоязненный Иоанн, который с юности жил по заповедям Господним. Его привели в Казань и по разделу пленников достался он царскому родственнику Алей-Шпуру. Этот князь назначил его в число слуг своих. Блаженный верно служил господину своему; проводя день в услугах, ночью становился на молитву и оставался почти без сна; много приходилось выслушивать ему насмешек и обид, – он переносил всё терпеливо. Наконец князь и его мулла вздумали отвлечь его от святой веры и сделать поклонником Магомета. Но Иоанн объявил пред всеми, что он исповедует Христа Иисуса Господом и Богом своим, а учение Магомета считает заблуждением. Святому связали руки ремнём и повели на гору, туда, где Русское кладбище. Здесь угрозами мук заставляли отречься от Христа. А он, невзирая ни на какие угрозы, повторял, что он – христианин. После долгих угроз и брани Алей-Шпур велел отсечь голову Иоанну. Его ударили по шее, и он упал навзничь; голова не была отсечена; удар рассёк шею; но изуверы изранили тело его несколькими ударами меча, а чрево пронзили насквозь. В тот день был сильный мороз. Святой лежал полумёртвым на месте с первого часа дня до ночи; лёд растаял около святого, и в последний час дня развязались руки его. Святой встал, оградил себя крестным знамением и, поддерживая голову рукой, пришёл к боярским детям великого князя. Он рассказал всё, что претерпел он от татар, и они прославили Бога. Ночью святой просил священника прочесть правило и причастить его святых таин; Христов исповедник провёл всю ночь без сна, в слёзной молитве, а утром предал Господу дух свой. Дом, где лежало тело святого, исполнился благоухания, так что все христиане изумлялись величию Божьему, прославившему угодника Своего, нового мученика Иоанна. Честное страдальческое тело его положили на старом Русском кладбище» 255 . Святой страдалец и тогда, как совершил подвиг исповедничества и вытерпел муки за Господа Иисуса, считал для себя нужным приобщиться тела и крови Господа Иисуса. Как же осмеливаются известные люди довольствоваться какой-то скитской исповедью своей, каким-то своевольным благочестием, и не хотят тайны животворящей? Несчастные не понимают, что ставят себя в положение иудеев, пренебрегающих небесной пищей Сына Божия! Не понимают, что остаются безжизненными древами, готовыми в пищу вечному огню. Господь сказал: «истинно, истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Как там, так и здесь Русские торжествуют над ненавистными, страшными татарами; но впрочем характер этого торжества различный: тогда как все усилия Димитрия Донского были направлены только на отражение страшного врага, на оборонительную борьбу с ними, подвиг Иоанна Грозного, состоявший не в отражении, а напротив – в нападении на врага и уничтожении его, гораздо сильнее говорил воображению, большее производил впечатление. Наконец, самые безпримерные дотоле трудности похода, разсказы возвратившегося войска о чудесах и явлениях, бывших во время осады – всё это должно было усиливать, увеличивать впечатление, произведенное покорением Казани» 5 . Нельзя не видеть и указания Перста Божия в этих двух событиях – в Мамаевом побоище и в основании христианства на месте побежденного магометанства в Казани. Побиению Мамая весьма много способствовало явление Димитрию Донскому чудотворной иконы святителя Николая на Угрешах; торжеству христианства в Казани весьма много способствовало явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Таковы те народно-государственные события, которые стоят в живой связи с явлением чудотворной иконы Казанской. По сказанию, изложенному в прологе (8 июля), св. икона Богоматери Казанская была обретена одной девицей в земле. «Явленный образ был извлечен из земли и поставлен на том месте, где обретен. Немедленно стеклось множество народа, которые с благоговейным удивлением взирал на святыню, тем более, что от нея в то же время начала проистекать благодать чудотворений». Когда Иоанну Грозному донесли об обретении святой чудотворной иконы в Казани, то он повелел устроить немедля на месте нахождения иконы церковь и женский монастырь, который и был назван Богородицким 6 . Сын Иоанн Грозного, Феодор Иоаннович, повелел явленную икону украсить золотом, дорогими каменьями и жемчугом из царских сокровищ. 7 В это именно время, столь важное для спасения Отечества, время общей жертвы и личных уступок на общую пользу, а не взаимной ненависти и разни, под Москву, в русский стан один Казанский пресвитер принес список с Казанской иконы Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Князь Иван Александрович Лобан, родоначальник князей Лобановых-Ростовских Князь Иван-Ян Адександрович Князь Фёдор Адександрович Голубый, родоначальник угасших князей Голубых-Ростовских КОЛЕНО XX: Князь Пётр Дмитриевич Безсчастный Князь Андрей Дмитриевич, боярин † 1550 Князь Иван Адександрович Князь Василий Александрович Князь Юрий Васильевич Ласткин-Ростовский КОЛЕНО XXI: Князь Василий Иванович Князь Семён Васильевич, боярин † 1567 Сыновья князя Василия Константиновича Ростовского 55), князь Фёдор и князь Константин, положили начало упадку княжения Ростовского, разделив между собою, не только города и области этого княжения, но даже и самый город Ростов: князю Фёдору досталась сторона Устретенская, а князю Константину сторона Борисоглебская. Внук княж Фёдоров, князь Иван Андреевич 64) продал свою часть Ростова Великому Князю Василию Дмитриевичу, а в 1476 году Князь Владимир Андреевич 85) и князь Иван Иванович 91) продали и остальную часть Ростова Великому Князю Иоанну Великому. В договоре о продаже условлено было, что потомки, в мужском колене, князей Ростовских, при посещении ими Ростова, пользуются особыми почестями. Последний, который пользовался этими почестями, был, в царствование Екатерины Великой, генерал-майор князь Александр Иванович Лобанов-Ростовский. Князь Александр Константинович 62) и брат его князь Владимир Константинович отличились в битве Куликовской, куда приходили с войском своим под знамёна Донского. В последствии, князь Александр Константинович приял сан иноческий под именем Арсения и был архиепископом. Правнуки его: князь Дмитрий Владимирович 95) и князь Александр Владимирович 96) были боярами при Великом Князе Василие Иоанновиче. Князь Андрей Дмитриевич 103) и князь Семён Васильевич 108) были боярами при Царе Иоанне IV. Теперь возвратимся собственно к родословию князей Щепиных-Ростовских: отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Князь Александр Фёдорович Ростовский, по прозванию Щепа. Женат на NN Дмитриевне Зерновой, правнуке Мурзы-Четы, и двоюродной сестры Ив. Ив. Годуна, родоначальника Годуновых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Князя Димитрия Иоанновича. По свидетельству Никоновой летописи, тело сей Княгини, а 1399 году, положено на; Москве в каменной церкви Рождества Богородицы. 821 Вдоль северном стены найдены были еще; кости человеческие – доказательство и бывшего здесь кладбища при церкви. За престолом был каменный столп, вероятно, для запрестольного образа. На стенах сего храма еще оставались следы толстой штукатурки и фресков, из коих один на поддуге арки изображал Ангела трубящего с следующими словами из Апокалипсиса: Ангел Господень трубит на землю. Теперь стены его вновь расписаны. Иконостас устроен в древнем стиле, соответствующем стилю храма, который теперь посвящен Лазареву воскресению. Длиною церковь сия от алтаря до западной стены 3 сажени и 1 вершк., а шириною 4 саж. и 11 вершк.; вышиною от полу до сводов 2 сажени, 2 аршина и 5 вершков. Как она примыкала к прежнему терему Великих Княгинь и хоромам Цариц: то и была их домового; вместе с тем она служила усыпальницей и казнохранилищем. Из Царственной книги видим, что В. К. Василий Иоаннович, пред кончиною своей, повелел духовнику своему служить божественную литургию в этой церкви и оттуда принести к себе св. дары для своего напутствования. В этом храме на праздник Рожества Богородицы Иван Пересветов подал Царю Иоанну Васильевичу две книжки с Царскими речами. 822 В XVII веке, в день Лазарева воскресение сюда бывали Царские выходы. 823 О времени сооружения верхней новой церкви над нижнею древнею мы сказали выше. Из грамот 1684 года значится, что от Приказа Большого дворца и Оружейной палаты устроены были переграды по обе стороны Рождественской церкви и каменная лестница против Кормового дворца, называвшаяся Рождественскою. 824 Одноглавая церковь сия на западной оконечности дворцовых зданий составляет квадрат, к коему примкнута трапеза. Свод в ней стрельчатый, укрепленный двойными проемными связями из толстых железных полос. Окна готические с висячими арками и разноцветными стеклами, в два света; в нижних оконницах вставлены искусно сделанныя изображения на стекле Господских праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

На другой день после праздника в честь Нерукотворенного Образа Христова, 17 августа 1845 г. собрались мы-новички в зале Академии писать экзаменационное сочинение на тему, данную митрополитом: «В чем более проявились Божии премудрость и благость и всемогущество, – в творении мира или в искуплении человека?». Наилучшие сочинения посему оказались двух студентов: одного из семинарии Владимирской и другого – из Киевской. Сей последний был одним из лучших воспитанников 14-го курса Киевской Академии. Он написал и третное сочинение на тему: «В чем состоит образ и подобие Божии в душе человека» превосходное, за что и удостоен был быть поставлен в списке к экзаменам Р. X. 1845 г. под 1-м номером. К сожалению, болезнь в глазах ему – Василию Васильевичу Крыжановскому – не дозволила много заниматься наукою, так что окончил он курс Академии только со званием студента. Болезнь глазная не оставляет его и доселе. Он – пастырь церковный в селе, где и родитель его священствовал. Несмотря на болезнь в глазах, о. Василий Васильевич Крыжановский продолжает заниматься науками. Любимейший предмет его занятий – богословие нравственное. И он так прекрасно изучил оное, что если бы ему дали в Академии кафедру нравственного богословия, то Василий Васильевич высоко поднял бы знамя науки этой... Сам он, могу сказать, осуществление нравственности истинно-христианской. Проповедник он великолепный, но по смирению проповедей своих не отдает в печать. По чувству того же смирения он остается и сельским пастырем, хотя его многократно вызывали в настоятели соборных храмов в епархии Киевской. Пишу нарочито с подробностию о сем студенте 14-го курса Киевской Духовной Академии, – чтобы показать некоторым из русских писателей, любящим нападать на духовенство, в особенности сельское, – что и в селах православной нашей России – благодарение Господу – еще горят светильники истинные. Незабвенный поэт русский Иоанн Иоаннович Козлов в поэме: «Наталья Борисовна Долгорукая», – без сомнения не наобум, а по собственному наблюдению изобразил образ превосходного сельского священника в селе графа Шереметева под Москвою. Вечная да будет за сие память рабу Божию приснопамятному Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

На другом саккосе Фотия Митрополита вышиты также шелком и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа во ад; пророки: Исаия, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, Иона, Елисей; свв. Василий, Николай, Афанасий Александрийский , Спиридон. Иоанн Златоустый , Григорий Богослов , Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский , Павел, Марк, Лука, Димитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ веры . Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом. Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными в кругах четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда святой Петр был ещё во Владимире, откуда и привёз его в Москву, в 1325 г. Это священное одеяние первосвятителя Московского возлагаемо было на Всероссийских Патриархов при вступлении их на патриарший престол. Саккос Митрополита Макария (1543–1564), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан царём Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы. Саккос Митрополита Дионисия; на нём выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царём Иоанном Васильевичем Грозным по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Саккос Патриарха Иосифа (1642–1652). На нём с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и рассматривают святительские облачения, в особенности, саккосы св. Фотия Митрополита, то нередко приходят к убеждению в истине крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом Митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010