Гомельской епархии передана в дар семейная библиотека праведного Иоанна Кормянского 14 июня 2023 г. 17:03 Жительница Санкт-Петербурга Т.В. Бойкова передала в дар Гомельской епархии библиотеку, некогда принадлежавшую праведному Иоанну, чудотворцу Кормянскому. Книги достались женщине в наследство после кончины отца. Почти на всех книгах — а их всего 59 — имеется штамп с надписью «Протоиерей Иоанн Иоаннович Гашкевич», составленной по правилам дореволюционной орфографии. На некоторых книгах поверх штампа нанесена подпись, сделанная перьевой ручкой «Из книг священника Иоанна Гашкевича» с поставленной датой. В Санкт-Петербург за книгами отправился председатель епархиальной Комиссии по канонизации святых протоиерей Александр Лопушанский. Он поблагодарил Т.В. Бойкову от имени архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана и преподнес ей в дар образ праведного Иоанна Кормянского и преподобной Манефы Гомельской. Т.В. Бойкова — коренная петербурженка. Ее предки происходили из большой состоятельной дворянской семьи. «Своих двоюродную бабушку Елену Сергеевну и дедушку Ивана Федоровича Клещевичей я хорошо знала, — вспоминает Татьяна Владимировна. — В детстве часто к ним ходила в гости. Жили они в коммунальной квартире, в очень маленькой комнатке. Иван Федорович посещал церковь, невзирая на запреты. Елена Сергеевна и ее сестра, моя родная бабушка, учились в Смольном. Они получили прекрасное по тем временам образование. Как книги попали в их семью, я точно не знаю. Иван Федорович эту библиотеку после смерти первой супруги Евдокии Ивановны бережно сохранял. Потом она попала в руки моего отца. Я не знала о том, что эта библиотека находится у отца. Когда он умер, я и нашла эти книги, разбирая его вещи. Начала искать в Интернете, кто же такой Иоанн Иоаннович? Когда же нашла, то у меня сразу же возникла мысль вернуть книги в место их первоначального нахождения. Написала письмо в Кормянский монастырь и получила незамедлительный ответ. Теперь могу передать со спокойной душей, с благоговением эту библиотеку. Уверена, что она сохранится на долгие годы и люди будут больше знать о Иоанне Иоанновиче и его семье», — расскзала Т.В. Бойкова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской и Татарстанской епархии), находится в г. Казани на месте обретения 8 июля 1579 г. Казанской иконы Божией Матери . Основан ок. 1579-1584 гг., первоначально женский. XVI в.- 1918 г. Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Казанский Богородицкий мон-рь. Литография по рис. В. Турина. 1-я пол. XIX в. (ГИМ) Сведения об устроении К. м. приводятся в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», составленной ок. 1594 г. сщмч. Ермогеном , митр. Казанским (ГИМ. Син. 982), и известной в многочисленных списках XVII-XIX вв. Согласно Повести митр. Ермогена, после обретения образ крестным ходом перенесли в казанскую ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен 1-й молебен, а затем - в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы происходили исцеления. С обретенного чудотворного образа выполнили копию, описание явления и чудес от иконы и послали в Москву царю Иоанну IV Васильевичу и его сыновьям Иоанну и Феодору, к-рые дивились, «яко такова образа переводом нигде же не видеша». Царь повелел поставить на месте обретения иконы девичий мон-рь и «дать довольную милостыню священному собору и игуменье из своей царской казны и 40 сестрам [установить] годовое содержание». В К. м. были построены деревянные храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», зимняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с трапезной, кельи, ограда. Казанскую икону «честным крестным ходом и с молебным пением» перенесли в новоустроенный мон-рь (Повесть. 2006. С. 39). Обитель была основана в период с 8 июля 1579 г. (день обретения Казанской иконы) до 18 марта 1584 г. (дата кончины царя). Первый документ, в к-ром упоминаются мон-рь и, очевидно, его 1-я игумения Петронилла («Петранила»), датирован 25 июля 1584 г. Это грамота казанскому воеводе Г. А. Булгакову, в которой царь Феодор Иоаннович повелел «отмежевать» обители дер. Кузьмино-Займище (М. Дербышки; ныне в черте Казани) (РГАДА. Ф. 281. ГКЭ (Казань). 13/6421). Настоятельницы, насельницы и священнослужители

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в. Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в. Находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов. Местность, где появилась обитель, еще до сер. XII в. осваивалась монашествующими ( Петрова и др. 2000. С. 130-131). Недалеко от Н. С. м. находились Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь и Лазарева обитель, возникшие не позднее 1-й пол. XII в. Первоначально Н. С. м. был мужским. Основан до 1162 г., когда «у Святого Духа Съшествия поставиша игуменось Саву» (НПЛ. С. 31). Поставление 1-го известного игумена обители совершил, очевидно, еп. Новгородский свт. Аркадий . До монашеского пострига он служил приходским священником («попина святого Савы» - Там же. С. 218), вероятно, в ц. прп. Саввы Освященного на Космодемьянской ул. Неревского конца, неподалеку от Н. С. м. Не исключено, что Савва, подобно Новгородскому свт. Иоанну (Илие) (1165-1186), был одним из собеседников Новгородского свт. Нифонта (1130-1156) (см. разд. «Савин» новгородского лит. произведения, состоявшего из вопросов и ответов,- «Въпрашание Кюриково, еже вопроша епископа Ноугородьского Нифонта, и инех» - ПДРКП. 2. Стб. 52-57). В 1357 г., при архиеп. Новгородском свт. Моисее , в мон-ре был построен каменный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (НПЛ. С. 364). В 1386 г. Н. С. м. в числе др. пригородных обителей новгородцы сожгли при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). К концу периода новгородской независимости Н. С. м. являлся одним из крупнейших землевладельцев на Новгородщине. В кон. XV в. обитель имела 358 обеж в 3 новгородских пятинах, а также 274 двора с 367 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 204). В Водской пятине Н. С. м. принадлежали вотчины в Григорьевском Кречневском, Дмитриевском Гдицком и Дмитриевском Городенском погостах, в Деревской - 22 деревни у г. Демон (Демянск), в Шелонской - неск. деревень в Логовищском погосте. В ходе великокняжеских конфискаций кон. XV в. у Н. С. м. были изъяты почти все владения в Шелонской и Водской пятинах, в 1500 г.- деревня в Деревской пятине ( Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 86-87, 100, 200). В отличие от др. новгородских мон-рей Н. С. м. удалось сохранить нек-рые свои владения в новгородских пятинах.

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН (Ангелов; † после 1563/64), келарь Троице-Сергиева мон-ря, сын Микулы Ангелова, печатника (хранителя печати) вел. кн. Василия III Иоаннович . О происхождении А. известно из рукописи с его распоряжением, хранящейся в ГММК, к-рая содержит записи о вкладах А. в костромской Ипатиевский во имя святой Троицы мужской монастырь (последний вклад был сделан в 1563/64). Принял монашество, возможно, в Троице-Сергиевом мон-ре, где в 1550-1560 гг. был келарем. В 1552 г. А. возил под Казань различные святыни, в частности складень, хранившийся у рус. государей, с частицами мощей многих святых, как молитвенное благословение войска царя Иоанна IV Васильевича Грозного, затем описал взятие Казани. В 1553 г. принимал участие в заседаниях Собора, на к-рых было осуждено лжеучение М. Башкина и Феодосия Косого ; кроме того, А. свидетельствовал на Соборе против бывш. троицкого игум. Артемия. Как келарь А. известен своей энергичной хозяйственной деятельностью. При нем в мон-ре были построены больничная и келарская палаты, устроен близ мон-ря Келарский пруд. А. много потрудился на подворье мон-ря в Кремле при строительстве храма в честь прп. Сергия Радонежского, к-рый в 1557 г. освятил свт. Макарий , митр. Московский. А. был посредником в отношениях свт. Макария и Троицкой обители. Очевидно, через него решался вопрос о переплете в мон-ре Макарьевских Великих Четьих-Миней (см. Минеи-Четьи ). А. сообщил свт. Макарию о чудесах, происшедших в мон-ре у мощей архиеп. Новгородского Серапиона († 1516; пам. 16 марта). В янв. 1561 г. настоятель Троицкого мон-ря был возведен в сан архимандрита, перед этим А. обращался с посланием к царю Иоанну Васильевичу, в к-ром испрашивал милости для «царской обители», являющейся его «славой и венцом». А. благословлял переписывать книги, к-рые затем давал вкладом в мон-рь и на Троицкое подворье в Москве. Точная дата кончины А. неизвестна, возможно, он был убит по приказу царя Иоанна Грозного после введения опричнины. Погребен А. в Троице-Сергиевом мон-ре. Ист.: Горский А. , прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1890. Ч. 2. С. 180 [челобитная А. царю Иоанну IV]; Насонов А. Новые источники по истории Казанского взятия//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 3-26. Лит.: Макарий [Веретенников], архим. Келарь Троице-Сергиевой обители - старец Адриан Ангелов//Альфа и Омега. М., 1995. 2 (5). C. 117-128. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря

http://pravenc.ru/text/63590.html

Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в 24-м томе посвящены и крупнейшим представителям византийской музыкальной культуры XIII-XIV вв. Это, в частности: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV — начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма, и другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом 24 томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици — знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в 24-м томе энциклопедии, — митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат стал одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

2 класса мужской монастырь. Находится от города Переславля Залесского расстоянием в полутора вёрстах на Суходоле при двух прудах и с двумя плодовыми садами, основан в лето от Р.Х. 1508 по дозволению Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича и по благословению Преосвященного Симона, Митрополита Всероссийского, Препод. Даниилом чудотворцем, который в Княжение на Москве Великого Князя Василия Васильевича детям его Великому Князю Иоанну и Князю Георгию был восприемником от святой купели. Сей Преподобный рождён в сем же городе от выехавшего из города Мценска с Воеводой Григорием Протасовым, некоторого мужа, называемого Константина. В миру будучи именовался он Димитрием, пострижен в Боровском Пафнутьеве монастыре, где жил 10 лет, да в пустыни 2 года, потом переселился в Переславль-Залесский в монастырь Горицкий Пресвятой Богородицы, где быв Иеромонахом, а после Архимандритом, и подавал спасительный пример добродетели Богом вручённой ему пастве; начал строить и сию обитель во имя Святой Троицы, что ныне зовётся по имени его Данилов монастырь, и как совершенно оную соорудил, то по своему желанию перешёл в неё на общее жительство и был Игуменом, в коей остаток дней своих препроводил в истинном служении Богу, любим будучи от Великого Князя Василия Васильевича и почитаемый от всех, и там прияв схиму преставился Апреля 7 дня 1510/7018 года, жив не много более 80 лет. Мощи его погребены в созданном им монастыре в соборной церкви Святой Троицы; а обретены в царствование Государя Царя Алексея Михайловича в 7160/1652 году Ноября 18, и почивают в оном монастыре в соборной Живоначальной Троицы церкви открыто. Обретение сие установлено праздновать по повелению Его Царского Величества в 30 день Декабря ежегодно. Этот монастырь строил он иждивением доброхотных дателей. Сначала там построена церковь во имя Всех Святых и несколько деревянных келий, а потом по завещанию Царя и Великого Князя Василия Иоанновича и по благословению Преосвященного Даниила, Митрополита всея России, сооружена соборная каменная во имя Живоначальной Троицы, в котором же именно году, неизвестно, кроме только, что в последующих летах построены каменные же ЦЕРКВИ:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

30 дек.), говоря о князьях, всегда подчеркивает их генеалогическое родство. Совершенно уникальна родственно-генеалогическая ситуация первого Русского царя, венчанного Митрополитом Макарием 16 января в 1547 году. Его бабушка, София Палеолог, была племянницей последнего Византийского императора Константина, поэтому отец Грозного, Василий III, приходился ему внучатым племянником. Среди сербских святых есть деспотица Ангелина (XVI в.; пам. 1 июля и 10 дек.). Она обращалась к Василию III с просьбой об оказании материальной помощи на построение храма. Вступив второй раз в брак с Еленой Глинской, князь Василий III, таким образом, оказался в свойственных отношениях с сербскими деспотами и молдавскими господарями. Это родственно-генеалогическое наследие он передал своему сыну Иоанну Грозному. В одном сербском летописце говорится: “По томъ благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодржаць васеи Русии поеть себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: цара и великаго кнеза Ивана, самодрьшца васей Руси, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венаць царски васего новаго Исраиля и поискавь древьняго васего отачаскаго наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня срьбска, роди цара и великаго Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля” 22 . Между династией Даниловичей и династией Романовых в конце XVI, начале XVII века на Московском престоле были два выборных царя, самозванец, а также стремились завладеть им два иностранных претендента — польский королевич Владислав и шведский Филипп. Открывает этот ряд Борис Феодорович Годунов, который был избран в 1598 году на царство после кончины бездетного сына Иоанна Грозного — Феодора Иоанновича. Он был женат на сестре Б. Годунова Ирине Годуновой, а ее брат, Борис, был, таким образом, царским шурином. Первый царь из династии Романовых, Михаил Феодорович Романов, приходился царю Иоанну Грозному, первой женой которого была Анастасия Романова, внучатым племянником 23 (см.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

А это избрание действительно зависело от самого царя. Он только объявил освященному Собору и синклиту свое желание и, получив от всех совершенное согласие, приказал вызвать Филиппа в Москву будто бы для духовного совета. Чем же известен был Филипп до того времени? Он происходил из знатного рода Колычевых, родился в 1507 г., 11 февраля и назван Феодором. Отец его Стефан принадлежал к числу ближних бояр великого князя Василия Иоанновича и заседал в государевой Думе. Когда подрос Феодор, то взят был ко двору. Здесь узнал его малолетний князь Иоанн, но ненадолго. В 1537 г., когда Иоанну исполнилось только восемь лет, а Филиппу тридцать, последний тайно оставил двор и Москву и удалился в Соловецкую обитель. Там, чрез несколько времени приняв пострижение вместе с именем Филиппа, он в продолжение десяти лет проходил разные, иногда весьма тяжелые, послушания. Возведенный в сан игумена (1548) , Филипп в продолжение осьмнадцатилетнего управления Соловецкою обителию совершенно обновил ее. Соорудил в ней две каменные церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, завел колокола вместо бил и клепал, воздвиг для братии двух- и трехэтажные кельи и больницу. А вне монастыря умножил и улучшил соляные варницы, устроил водяные мельницы, завел скотный двор и оленей, соединил озера каналами и осушил болота, сделал просеки в лесах и проложил дороги. В сане игумена Филипп снова сделался известным Иоанну, посетив Москву (1550–1551), и заслужил его расположение. Царь пожаловал игумену грамоты на разные волости, села и другие владения, подарил ему богатые ризы, шитые жемчугом, и два покрова на раки угодников Соловецких Зосимы и Савватия, а впоследствии прислал тысячу рублей на построение Преображенского храма, два колокола, два золотых креста с драгоценными камнями и жемчугом и новые жалованные грамоты для подтверждения разных льгот обители . Может быть, Иоанн, оказав Филиппу столько знаков своего царского благоволения, рассчитывал, что Филипп охотно согласится быть в полной его воле, и, занимая митрополитскую кафедру, будет постоянно держать его сторону, и ни в чем не станет ему противоречить.

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

1) Римский папа, с самого основания русской Церкви, старался поработить её своей власти и внести в неё плевелы своего учения. Для этого он не раз предлагал русским князьям и архипастырям соединиться в вероисповедание с Римом; но без успеха, потому что ни те, ни другие не хотели подчиниться ему, а иные ещё обличали его заблуждения 12 . Потом он вооружал на Россию шведов и лифляндских рыцарей, дабы их оружием покорить себе русских; но также безуспешно, потому что благоверные князья Александр Невский и Довмонт псковский мужественно отражали поборников панских 13 . Затем он надеялся достигнуть своей цели тогда, как по тайному влиянию его сделался русским митрополитом грек Исидор, который воспитан был у латинян и согласился на флорентинском соборе соединить русскую Церковь с римскою; но когда сей отступник от православия возвратился в Москву: то русские епископы отвергли определение помянутого собора, а великий князь Василий Васильевич тёмный заключил Исидора под стражу и, может быть, поступил бы с ним ещё хуже, если бы он не убежали из России 14 . После того папа употреблял разные средства подчинить себе нашу Церковь : устроил брак в. князя Иоанна Васильевича III с греческою царевною Софиею, полагая, что она склонит супруга своего принять унию, в которой сама была воспитана в Риме; обещал сыну его Василию Иоанновичу царский сан, а русскому митрополиту патриаршеское достоинство, если они соединятся с римскою Церковью; помогал царю Иоанну Васильевичу грозному заключить мир с польским королём Баторием в той надежде, что он в благодарность за такое одолжение согласится на унию с Римом; но всё это не имело успеха, благодаря непреоборимой твердости в православии русских государей н архипастырей 15 . Наконец папа, через верных слуг своих иезуитов и поляков, возвёл на русской престол самозванца, под именем убиенного Дмитрия царевича, предварительно обязав его обратить всю Россию в латинство 16 ; а когда этот самозванец был убит, не исполнив сего обязательства: то те же папские слуги возвели было на царство русское польского королевича Владислава с тем намерением, чтобы чрез него ввести в Россию унию и подчинить нашу Церковь папе. Но против этого сильно восстали мужественный патриарх Гермоген и другие иерархи русские, а также св. обитель преподобного Сергия. Они рассылали по России грамоты, убедительно призывая всех к защите веры и отечества, и, при помощи Божией, успели охранить эту русскую святыню от посягательства папы и его клевретов: поляки были изгнаны из России и на царский престол её возведен был юный князь Михаил Фёдорович Романов, родоначальник ныне царствующей у нас фамилии; а вместе с ним водворились в нашем отечестве тишина и безопасность для православной Церкви 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

5 апреля 1242 г. закованная в броню немецкая орда двинулась на русские полки; с немцами шла чудь. На восходе, увидев приближающиеся полки врага, Александр вознёс руки вверх и громко воззвал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Выстроившиеся железным клином немцы пробили русские ряды, после чего русские ударили в тыл врага и погнали его. Рыцари бежали по льду, многие утонули. Нашло смерть 400 рыцарей, 50 было пленено. Будучи уверен, что Александр пойдёт на Ригу, магистр ордена в ужасе обратился за помощью к датскому королю. Но победитель вложил меч в ножны. На берегу Псковского озера в советское время был построен 40-метровый памятник князю Александру и его победе. До него можно доехать из центра Пскова на автобусе Конец вольницы С 1399 г. Псков стал принимать назначаемых из Москвы князей, но сохранил при этом вече и некоторые другие права вольного города. Великий князь Московский Василий Иоаннович, опасаясь угрозы со стороны Литвы, решил окончательно присоединить Псков к Московской державе. Он задержал в Новгороде 9 псковских посадников (выборных начальников) и потребовал у псковичей уничтожить вече. Псковичи взяли день на размышление, но деваться им было некуда. Поплакали да и сняли вечевой колокол – 13 января 1510 г. Несмотря на покорность Пскова, князь Василий переселил 300 «лучших» псковских семей в московскую землю, а оттуда прислал 300 московских семей. Иоанну Грозному часто мерещились измены, и он «покорял» русские города Москве по второму разу. В 1570 г. Грозный залил кровью Новгород, разорив много храмов, и с той же целью явился во Псков. Псковичи встретили царя хлебом-солью. Тут перед царём явился местный юродивый Николай Саллос («саллос» и значит «юродивый»), по-детски прыгая на палочке, как на коне, и беспрестанно повторяя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел схватить его, но блаженный исчез. Смутившись, своеобразно религиозный Иоанн посетил Троицкий собор, а потом пришёл в келью юродивого. Николай угостил царя куском сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», – удивился царь. «Ты пьёшь кровь человеческую», – бесстрашно обличил его блаженный. Не устыдившись, Иоанн начал расправу с городом: велел снять колокол с колокольни Свято-Троицкого собора. Тотчас же пал его лучший конь. Тогда юродивый объявил царю, что если «возложит руку» хоть на одного псковича, то умрёт на месте. Иоанн IV бежал из города, не тронув жителей. А убогий Николай, когда умер, был похоронен в Троицком соборе с князьями и архиепископами. Память блаженного – 28 февраля (13 марта).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010