Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Стригин-Оболенский Василий Иванович; † 23.05.1508, Тверь), еп. Тверской. Сын московского боярина и воеводы И. В. Стриги-Оболенского из рода тарусских князей - потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Иоасафа , архиеп. Ростовского. До поставления во епископа В. был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (по-видимому, с 1461, когда настоятель этой обители Геннадий (Кожин) стал Тверским епископом). 6 дек. 1477 г. в Москве В. был хиротонисан на Тверскую кафедру, хиротонию возглавил митр. Геронтий , при совершении таинства присутствовал вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой , старший сын и соправитель вел. кн. Иоанна III Васильевича . Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Иоанна III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении В. дал митр. Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в к-рой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые последним «по святым правилом» и «соборне». При В. произошло присоединение Твери к Москве. В нач. июля 1485 г. к Иоанну III прибыло тверское посольство во главе с В., имевшее целью урегулирование напряженных отношений с вел. князем. Однако оно не было принято Иоанном III, в авг. московские войска выступили на Тверь. 11 сент. В., тверские служилые князья и бояре из осажденного города явились в ставку Иоанна III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, В. остался на Тверской кафедре до своей смерти. В. являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в кон. XV - нач. XVI в.: 12 сент. 1490 г. он присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы , 17 окт. участвовал в Соборе на жидовствующих , в 1495 г.- в избрании (6 сент.) и поставлении (20 сент.) митр. Симона , 18 дек. 1496 г.- в хиротонии Сарского и Подонского еп. Евфимия, 4 февр. 1498 г. присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Димитрия Иоанновича , внука вел. кн. Иоанна III, в авг.- нач. сент. 1503 г. участвовал в Соборе, на к-ром, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении.

http://pravenc.ru/text/149881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

Новое. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в селе Новое построена приблизительно в первой четверти XIX века в стиле ампир. Это редчайший из сохранившихся памятников деревянной архитектуры этого стиля в Псковской области. Подобная этой, существовала церковь Иоанна Богослова в селе Курилово, Себежского района, но в начале 1990-х годов была сожжена сумашедшим вместе с кладбищенской часовней того же стиля. Новое, церковь Успения Пресвятой Богородицы Впервые построена в 1735 г. (по другим данным – в 1739 г.)  тщанием прихожан. Храм был деревянный и имел три престола: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы и приделы Рождества Иоанна Предтечи и Алексея Митрополита Московского – все холодные. До 1839 г. причт состоял из священника, дьякона, двух причетников и просфорни. В этом году дьяконская вакансия была упразднена. В «Клировых ведомостях» за этот год упоминается скудость содержания служителей церкви – им не было положено никакого жалования. В 1852-53 гг. стараниями прихожан при участии церковного старосты помещика Нила Дураковского церковь была перестроена – фактически возведена заново. Работами руководил тогдашний настоятель храма Стефан Иоаннович Синайский (1845-1895 гг.). В 1870-е гг. вокруг церкви была возведена каменная ограда. При церкви была колокольня о пяти колоколах, самый большой из них был весом в 27 пудов 29 ф. Один из колоколов был даром храму и имел надпись: «Иоанну Предтечи в селе Новом». В храме имелись также кресты со святыми мощами, привлекавшими паломников со всей округи. 7 февраля 1858 г. отец Стефан при поддержке Великолуцкого духовного правления открыл в селе Новом церковноприходское училище, как указывалось в документе «по причине сильного заражения прихода расколом.» Вообще, это был один из самых известных священников, чье служение проходило на территории Новосокольнического района. За успехи в обучении детей и долгую и беспорочную службу отец Стефан был награжден набедренником и наперсным крестом. В 1895 г. он торжественно отметил пятидесятилетие своего служения. По этому случаю ему была пожалована медаль Государя Императора Николая II на Владимирской ленте и орден св. Владимира IV степени.

http://sobory.ru/article/?object=10641

Павловское. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Протокол 148 заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области. 1090 от 15 октября 1934 г. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в селе Павловском Суздальского района. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что Президиум ВЦИК своим постановлением от 2/III – 1933 г. договор с религиозной общиной на//Л. 8 об. пользование церковью в селе Павловском расторгнул, предложил Облисполкому пересмотреть налогообложение по данной церкви и обсудить вопрос о заключении договора на молитвенное здание с другими общинами верующих, что после выполнения этого постановления и ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV - 1929 года «О религиозных объединениях» желающих взять в пользование здание и имущество культа не оказалось, – церковь в с. Павловском, как молитвенное здание, ликвидировать и передать его в распоряжение Райисполкома для использования под культурные нужды местного населения. Предложить Суздальскому Райисполкому настоящее постановление провести с соблюдением ст. 40 указанного постановления ВЦИК и СНК. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 401. Л. 8 - 8 об. Село Павловское лежит при большой Владимиро-Суздальской дороге, в 20 верстах от Владимира и в 10 верстах от Суздаля и расположено по двум высоким берегам маленькой речки Чиндаровки. В исторических документах за 1328 г. село Павловское принадлежало московскому вел. князю Иоанну Даниловичу Калите… после смерти Иоанна Даниловича в 1340 г. село Павловское в собственности второго сына Калиты Иоанна II Иоанновича, который своей духовной грамотой 1356 г. завещал его во Владимирский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, где лежали мощи предка его св. и благов. князя Александра Невского… В начале XVI ст. Павловское принадлежало князьям суздальским Горбатовым… Право Суздальского собора на владение Павловским и другими селами и деревнями Суздальского уезда утвердил жалованной грамотой вел. князь московский Василий Иоаннович, но его грамота во время пожара в 1576 г. сгорела, поэтому, по прошению епископа Варлаама, Иоанн Грозный снова подтвердил своей грамотой от 1578 г. февраля 3 права собора на вотчины, а равно и льготы, дарованные этим вотчинам его отцом вел. князем Василием Иоанновичем. Суздальский собор владел Павловским до времени отнятия у соборов и монастырей населенных имений, до 1764 г.

http://sobory.ru/article/?object=01429

Житие священномученика Сергия Иоанновича Голощапова Протоиерей Сергий родился 6 июня 1882 г. в подмосковном поселке Баньки (близь Павшино), где располагалась Знаменская мануфактура Полякова. На этой фабрике отец его работал художником по тканям . Вскоре после рождения сына он переехал со всей своей многодетной семьей (было пятеро детей) в село Алексеевское. Сейчас это район Москвы. По причине болезни отец лишился работы, и семья жила в большой нужде. Но нравственная атмосфера была здоровой. Семью объединяла и укрепляла глубокая религиозность. Об этом писал Сергей Голощапов в замечательном очерке, посвященном отцу Иоанну Кронштадтскому: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: «вот, что говорила мне Т. В. В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник о. Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами». Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об о. Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатью и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе, и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадском уже не покидала ни меня, ни всех других членов нашей семьи» . Из этих же воспоминаний мы узнаем, что мать в нуждах часто прибегала к молитве и научила своего сына: «Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам много раз просив о чем-либо заочно молитв о. Иоанна, получал желаемое». С наступлением отроческого возраста Сергий был отдан в школу. Законоучитель, увидевший религиозную настроенность мальчика, посоветовал отдать его в Заиконоспасское духовное училище. Успешно окончив его, Сергий поступил в Московскую духовную семинарию. Учась в последнем классе, он сподобился особого счастья прислуживать в алтаре во время Божественной литургии, которую служил св. праведный Иоанн Кронштадтский. «О, Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой о. Иоанном! Это было что-то, поистине не обыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою» .

http://pravoslavie.ru/1651.html

12 сентября — обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского, перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2007 г. 08:47 Святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын благоверного князя Александра Невского, скончался 4 марта 1303 года. Перед кончиной, следуя благочестивому примеру отца, принял иноческий чин и схиму и по глубокому смирению завещал совершить погребение на братском кладбище основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. Честные мощи святого князя Даниила находились под спудом почти 350 лет. В течение этого времени благоверный князь неоднократно напоминал о себе и о месте своего погребения. Так, во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) святой Даниил явился придворному юноше и повелел сказать великому князю следующее: «Рцы великому князю Иоанну: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси, но обаче аще он забвенна мя имать. Бог же мой несть мене забыл никогдаже». Узнав об этом, Иоанн III повелел служить соборные панихиды, раздавать милостыню и устраивать трапезы на помин своих усопших. При сыне Иоанна III великом князе московском Васи­ лии Иоанновиче (1505-1533) произошло событие, описанное в Степенной книге. Однажды великий князь с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости не­кий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с камни сего всести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил». Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мерт­ вым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения. В царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533-1584) на могиле князя Даниила получил исцеление умирающий сын коломенского купца. Иоанн Грозный установил ежегодно совершать крестный ход к могиле благоверного князя Даниила и служить о нем панихиды. Он же издал указ о построении в запустевшем к тому времени монастыре двухэтажной каменной церкви, братских келлий, пополнении обители иноками и устройстве монашеского общежития.

http://patriarchia.ru/db/text/141045.htm...

Владимирская (Сретенская) церковь (Нерехта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сретения Владимирской Богоматери в Нерехте — самая древняя в городе, построена в 1685 году в связи с принесением чудотворного образа Владимирской Божией Матери. На ее строительство жертвовали средства царь Федор Алексеевич в 1678 и Петр I в 1685 году. Содержание История [ править править код ] Одной из великих святынь древнего города Нерехта является образ Нерехтской иконы Божией Матери - чудотворный список с Владимирской иконы . В 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: " Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу по имени Димитрий, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси её в город Нерехту - там многие желают видеть Меня " . Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжёлой болезнью. Убедившись, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке по рекам Волге и Солонице доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса - в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева - сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянную часовню, а затем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году Царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящён. 1700 году к храму пристраивается шатровая колокольня, в 1718 - игуменские кельи и ограда. После упразднения Сретенской обители в 1764 году собор стал приходской церковью; православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в её стенах святыню - список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_(...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимирская Нерехтская Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен. После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли. После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

http://pravicon.com/info-3910

Моя Украина Вчера мне написал из Киева мой армейский товарищ, которому теперь, стало быть, 45 лет, что он прошел медкомиссию и признан годным к военной службе… 13 марта, 2014 Вчера мне написал из Киева мой армейский товарищ, которому теперь, стало быть, 45 лет, что он прошел медкомиссию и признан годным к военной службе… Воспоминаниями о времени, проведенном на Украине, делится Андрей Золотов. Когда я рос в Москве в 70-е годы прошлого века, то знал, что мой дедушка по материнской линии Дмитрий Михайлович родился в Херсоне, а его отец, мой прадедушка Михаил Ипполитович Мартиновский был инженером-портостроителем, действительным статским советником, и построил порты в Николаеве, Херсоне и Махачкале. В семейных альбомах красовались фотографии импозантного лысого господина с роскошными усами и в сюртуке, а моя двоюродная бабушка — другая его дочь — показывала мне настоящий цилиндр, который Михаил Ипполитович купил для участия во всемирной выставке в Париже в 1900 году. Знал я и то, что его отец, мой прапрадед, был священником в Тульчине, и у него было одиннадцать детей. А за ним — еще много поколений священников. Прот. Ипполит Иоаннович и Мария Иоанновна Мартиновские с детьми. Тульчин. Моя мама в детстве про священство своего прадеда не знала — об этом тогда не говорили. А в 70-е — 80-е годы уже не боялись. Прошло время, и в 2005 году позвонила однажды теща и спросила: а можно точно узнать, как звали твоего предка-священника и где он служил? Я полез в старый кожаный портфель с семейным архивом, нашел прадедушкину метрику и прочел там, что его отец, священник Ипполит Мартиновский, был настоятелем храма Иоанна Богослова села Кинашев Брацлавского уезда Подольской епархии. На следующий день теща позвонила снова и огорошила: «Я нашла вам могилу вашего прапрадедушки!». Оказалось, она сделала всего два звонка. Первый был в Тульчинскую епархию Украинской Православной Церкви: у вас есть храм Иоанна Богослова села Кинашев? Ей ответили, что есть, и дали телефон настоятеля. Второй был настоятелю, протоиерею Иоанну Смагло, который сообщил, что могила отца Ипполита за алтарем храма.

http://pravmir.ru/moya-ukraina/

Успенская Слобода. Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, г. Галич, ул. Успенская, д. 11. Координаты: 58.358485, 42.338335 Проезд: В Галиче есть железнодорожная станция. Из Москвы поезда, останавливающиеся в Галиче, отправляются с Ярославского вокзала. От вокзала до Паисиево-Галичского монастыря дойти пешком можно за полчаса. Можно проехать это расстояние и на костромском автобусе — до села Успенская слобода или Фоминское (авто ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда В Галиче есть железнодорожная станция. Из Москвы поезда, останавливающиеся в Галиче, отправляются с Ярославского вокзала. От вокзала до Паисиево-Галичского монастыря дойти пешком можно за полчаса. Можно проехать это расстояние и на костромском автобусе — до села Успенская слобода или Фоминское (автобус останавливается по требованию). На автомобиле из Костромы следует выезжать по указателям на Шарью, Киров, Котлас. Доехав до Судиславля (но не въезжая в город), повернуть налево. Через малое время будет указатель на Галич (еще один поворот налево). А перед Галичем уже видны будут по правую руку от дороги купола Паисиева монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Особую известность преподобному Паисию и его обители принесли события, связанные с явлением чудотворной Овиновской иконы Божией Матери в 1425 году. В это время, в правление святого благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в Галиче жил благочестивый боярин Иоанн Овин. Сочувствуя нуждам Никольского монастыря и заботясь о его благоустройстве, он пожелал на свои средства построить в обители храм и восстановить обветшавшие монастырские здания. В один из августовских дней Иоанн пошел в монастырь, чтобы решить с мастерами вопрос о постройке храма. При входе в обитель ему вдруг предстали двое благолепных светозарных юношей, вручившие Иоанну икону Пресвятой Богородицы и повелевшие воздвигнуть храм в честь Успения Божией Матери; после этого юноши (ангелы) таинственно скрылись. Иоанн передал икону, явленную столь дивным образом, преподобному Паисию и приступил к построению храма. От иконы сразу же стали совершаться многочисленные чудотворения и исцеления; многие безнадежно больные получали избавление от своих недугов, только прикоснувшись к чудотворному образу.

http://sobory.ru/article/?object=00154

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010