О том, что в бытии Бога «один» не предшествует (логически, не хронологически) «многим, как и «многие» не предшествуют «одному», Зизиулас повторяет неоднократно. См. например: Зизиулас, Иоанн. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. С. 204-205, 210; Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви .С. 134; Zizioulas, John. Primacy in the Church: An Orthodox Approach// Zizioulas, John. The one and the many : studies on God, man, the Church, and the world today. P. 265. и др. В этом Зизиулас пытается следовать каппадокийцам, для которых, особенно для Григория Богослова, учение о монархии Отца стало «отправной точкой» тринитарного богословия. См. Митрополит Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова. С. 303. См. нашу статью «Влияние неопатристического синтеза В. Н. Лосского на развитие методологии митр. Иоанна (Зизиуласа)». «Многие» ничего не могут делать относящееся к делам Церкви без «одного», так же как «один» ничего не может делать без «многих». Эта взаимосвязь «одного» и «многих» тождественна взаимосвязи Главы Церкви, т.е. Христа, с Его Телом, т.е. Церковью. Это тождество выявляется из слов св. Игнатия Богоносца: «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там да будет и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь» (Послание к Смирнянам, 8) Zizioulas, John. Primacy in the Church: An Orthodox Approach// Zizioulas, John. The one and the many : studies on God, man, the Church, and the world today. P. 269. Zizioulas, John. Primacy in the Church: An Orthodox Approach// Zizioulas, John. The one and the many : studies on God, man, the Church, and the world today. P. 270. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви . С. 155-156. Ср. с пониманием соотношения «одного» и «многих» у прп. Максима: ««общее осуществилось в частных, совершенно не принимая логоса самостоятельного бытия и осуществления», а потому исчезает при уничтожении частных». ( Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. С. 103.).

http://bogoslov.ru/article/4458121

P. 106. 1138 Larchet J.-C. Personne et nature. La Trinité – Le Christ – L’homme. Contributions aux dialogues interorthodoxe et interchrétien contemporains. Paris: Cerf, 2011 (Col. Théologie). P. 275. 1140 Σημτη Π. κακδοξη θεολογα το κ. Ζηζιολα πρκληση για τος ποιμνες κα θεολγους. 1141 Иоанн (Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения. С. 36. 1143 Иоанн (Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения. С. 37–38. 1145 Иоанн (Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения. С. 39. 1146 Иоанн (Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения. С. 47. 1147 Muhling M. The Work of the Holy Spirit: The Differentiation of Human and Divine Salvific Acts in the Pneumatomachian Controversy. P. 88. 1150 Иоанн (Зизиулас), митр. Учение о Боге-Троице сегодня: предложения для экуменического изучения. С. 37. 1152 Zizioulas Jh., metr. The Doctrine of the Holy Trinity: The Significance of the Cappadoce an Contribution. Pp. 51–52. 1158 Дементьев М. Общение как основание жизни церкви в трудах митр. Иоанна (Зизиуласа) и Н.А. Бердяева . 1159 « δ υς δον στι τς οσας το πατρς γννημα, κα οκ στιν ξωθεν ατο» (Сын есть собственное рождение Отчей сущности, не совне Отца), PG 26. 453 В; «ε γεννητικς τ φσει Πατρ» (Отец вечно «по естеству Родитель»), PG 26. 464 B, Афанасий Великий , свт. На ариан слово третье. П. 66. Творения. Т. 2. С. 453. 1160 «Ε δ τοπν στι λγειν π Θεο νγκην» (ни с чем не сообразно приписывать Богу необходимость…, и поэтому если Он благ по естеству, то гораздо паче и с большею несомненностью по естеству, а не по хотению Он – Отец Сына), PG 26. 456 А; «τι ο βουλσει γεννται υς, λλ φσει κα ληθε» (Сын рождается не по хотению, но по естеству и действительности), PG 26. 465 B. Афанасий Великий , свт. На ариан слово третье. П. 67. С. 454. 1164 Так же и о вечном исхождении Духа от Отца говорится, что оно не по воле, а по природе: «Превыше благоволения и человеколюбия, не по воле, а по одной лишь природе сущее от Отца предвечное… Духа исхождение», Григорий Палама , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Как пишет Зизиулас: . С этого времени человек может осуществиться благодаря Христу, может утвердить свое существование как личное не на основании непреложных законов природы, но на основании отношений с Богом, которые идентифицируются с тем, чем обладает в свободе и любви Христос с Отцом как Сын Божий. Это усыновление человека Богом, идентификация его ипостаси с ипостасью Сына Божья есть сущность крещения 39 . Можно использовать некоторые примеры самого Зизиуласа: «Церковный человек» преодолевает ограничения для любви путем преодоления «эксклюзивизма» семейной жизни, в которой муж обладает эксклюзивным правом на любовь своей жены – «факты понятные и «естественные» для биологической ипостаси» 40 . Церковь , согласно Зизиуласу, несомненно освобождает человека от оков для божественного мира творения. Только в церкви человек способен выразить себя как кафолическая личность. Кафоличность как характеристика церкви позволяет личности стать ипостасью, не впадая в индивидуальность 41 . Бытие в общении с Богом смещает центр человеческой личности от ее стремления к самоутверждению, поскольку семья, родственники и близкие друзья рассматриваются как принадлежащие порочному кругу воплощенного и связанного с самим собой. Зизиулас, может быть, прав в том, что такое смещение личностного центра может сделать человеческую личность более цельной. Однако я нахожу проблематичным то, что Зизиулас описывает историю отношений Бога с человеком, как начинающуюся только в крещении. Но согласно Ветхому Завету, все люди созданы по образу и подобию Бога ( Быт. 1:26–28 ) и в этом качестве известны Богу ( Пс. 138:13–18 ), и в Новом Завете Отец Иисуса Христа обозначен как «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех» ( Еф. 4:6 ). Зизиулас прав в том, что человеческие неудачи и недостатки многочисленны, но, тем не менее, восприятие людей как желанных Богом воплощенных существ, всегда ограниченных в своих возможностях, относится к центральным убеждениям христианской веры. Мы помещены в сердцевину мира, сотворенного самим Богом; живя в определенных биологических и культурных сферах, мы призваны помогать другим тварям в этих средах обитания. В этой ограниченности нет ничего трагичного или грешного. Напротив, ограниченность биологического и социального существования есть часть нашей тварности, она формирует тот базис, на основании которого мы трансцендируем наши состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

– С. 186–188. Дополнительная литература 70 . Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Учение о Боге-Троице сегодня: Предложения для экуменического изучения/Пер. с англ. Д. Гзгзян//Страницы. – 1997. Т. 2. 1. – С. 36–47. 71 . Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Личность и бытие: От «маски» к «личности»: рождение онтологии личности: [Гл. из кн. «Бытие как общение». Н. – Й., 1985]/Пер. свящ. С. Киселева//Духовный мир. – Сергиев Посад, 1996. – Вып. 3. – С. 116–127. 72 . Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Личность и бытие: От биологической к экклезиологической сущности: экклезиологическое значение личности: [Гл. из кн. «Бытие как общение». Нью-Йорк, 1985]/Пер. А. Горбунова//Духовный мир. – Сергиев Посад, 1997. – Вып. 4. – С. 113–125. 73 . Иоанн (Зизиулас), митр. Эсхатология и общество/Пер. с англ.//Страницы. – 2000. – Т. 5. 1. – С. 37–49. 74 . Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Богословие – это служение Церкви: Беседа с корр. ж. « Церковь и время» (Лондон, 11 июля 1998 г.)/Пер. с англ. Е. Л. Майданович; Ред. иером. Иларион (Алфеев) // Церковь и время. – 1998. – 3 (6). – С. 87–97. 75 . Ковалевский Е., прот. Экклезиологические проблемы//ВРЗЕПЭ. – 1950. – 4. – С. 11–20. [Оценка полемики, изложенной в статьях «Единство Церкви» иером. Софрония (Сахарова) и «О неопапизме» свящ. А. Шмемана («Церковный вестник». Париж, 1950. 5) в свете положения православия на Западе.] 76 .  Николай (Ярушевич) , митр. Крутицкий и Коломенский. Ответ священнослужителю//ВРЗЕПЭ. – 1959. – 32. – С. 269–277. [Оценка богословия архим. Софрония (Сахарова) в связи с его книгой о старце Силуане.] 77 . Ware К. We Muast Pray For All: Salvation According to St. Silouan//Sobomost. – 1997. – Vol. 19. N 1.– P. 34–55. [О молитве за весь мир; О выражении «весь Адам» в святоотеческом предании.] Глава 29. Православное свидетельство в советский период В начале XX в. уже далеко не весь российский народ жил в Церкви и Церковью: разрушались православная вера, православный уклад народной жизни, православная государственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Иоанн (Зизиулас) , митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и Церкви. М., 2012. С. 176.   Элпидофор (Ламбриниадис) , митр. Primus sine paribus [Первый без равных].  http://www.patriarchate.org .   Афанасий Александрийский , свт. Слово третье против ариан, 9. Oratio III contra arianos, 9. PG 26, 340 C.   Григорий Богослов , свт. Слово 40 на Святое Крещение, 43. Oratio XL in Sanctum Baptisma, 43. PG 39, 420 B.   Симеон Новый Богослов , преп. Слова богословские и нравственные. Слово богословское первое/Пер. сгреч. свящ. М. Михайлова. М., 2017. С. 9,11. (SC 122. P. 102, 106).  Критический разбор этой идеи, выраженной в статье митр. Элпидофора, сделан свящ. Павлом Ермиловым: Secundus sine paribus: Соображения по поводу критики «Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви»//Вестник ПСТГУ. Серия «Богословие, философия, религиоведение». 2016. 64. С. 145–158.   Иоанн (Зизиулас),  митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М., 2012.С. 190.   Иоанн (Зизиулас),  митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. С. 69.   Иоанн (Зизиулас),  митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М., 2012. С. 190.   Иоанн (Зизиула с), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. С. 68.  Там же. С. 68.  Там же. С. 37.   Иоанн (Зизиулас) , митр. Необходимость экуменического видения/Соборность. Сборник статей из журнала Содружества св. Албания и пр. Сергия. М., 1998. С. 246.   Zizioulas J . Primacy in the Church: An Orthodox Approach//Sourozh. 2001. 84. P. 11-13.   Элпидофор   (Ламбриниадис ) , митр. Primus sine paribus [Первый без равных].  http://www.patriarchate.org .  Интересно отметить, что XII–XIV вв. Папа Иннокентий III и другие католические авторы уже пытались произвольно манипулировать триадологическим догматом и его экклезиологическими проекциями, чтобы обосновать первенстве Римского Папы, но были убедительно опровергнуты константинопольскими богословами (см.:  Макаров Д. И.  Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат Папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.: некоторые наблюдения. Екатеринбург, 2017). Приходится с грустью признать, что современные константинопольские теологи не стали продолжателями своих православных предшественников, но, наоборот, уподобились их оппонентам-еретикам.

http://pravoslavie.ru/120713.html

Иоанн (Зизиулас) , митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и Церкви. М., 2012. С. 176. Элпидофор (Ламбриниадис) , митр. Primus sine paribus [Первый без равных]. http://www.patriarchate.org . Афанасий Александрийский , свт. Слово третье против ариан, 9. Oratio III contra arianos, 9. PG 26, 340 C. Григорий Богослов , свт. Слово 40 на Святое Крещение, 43. Oratio XL in Sanctum Baptisma, 43. PG 39, 420 B. Симеон Новый Богослов , преп. Слова Богословские и нравственные. Слово богословское первое/Пер. сгреч. свящ. М. Михайлова. М., 2017. С. 9,11. (SC 122. P. 102, 106). Критический разбор этой идеи, выраженной в статье митр. Элпидофора, сделан свящ. Павлом Ермиловым: Secundus sine paribus: Соображения по поводу критики «Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви»//Вестник ПСТГУ. Серия «Богословие, философия, религиоведение». 2016. 64. С. 145-158. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М., 2012.С. 190. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. С. 69. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М., 2012. С. 190. Иоанн (Зизиула с), митр. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. С. 68. Там же. С. 68. Там же. С. 37. Иоанн (Зизиулас) , митр. Необходимость экуменического видения/Соборность. Сборник статей из журнала Содружества св. Албания и пр. Сергия. М., 1998. С. 246. Zizioulas J . Primacy in the Church: An Orthodox Approach//Sourozh. 2001. 84. P. 11-13. Элпидофор (Ламбриниадис ) , митр. Primus sine paribus [Первый без равных]. http://www.patriarchate.org . Интересно отметить, что XII-XIV вв. Папа Иннокентий III и другие католические авторы уже пытались произвольно манипулировать триадологическим догматом и его экклезиологическими проекциями, чтобы обосновать первенстве Римского Папы, но были убедительно опровергнуты константинопольскими богословами (см.: Макаров Д. И. Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат Папы в византийской экклесиологии XII-XIV вв.: некоторые наблюдения Екатеринбург, 2017). Приходится с грустью признать, что современные константинопольские теологи не стали продолжателями своих православных предшественников, но, наоборот, уподобились их оппонентам-еретикам.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/20/ots...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) Иоанн (Зизиулас [греч. Ιωννης Ζηζιολας] (род. 10.01.1931, с. Катафийон, близ г. Козани, Греция), митр. Пергамский (с 1986), богослов. Жизнь Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. По окончании гимназии в Козани И. З. поступил в Фессалоникийский ун-т (1948). Через 2 года переехал с семьей в Афины и перевелся на богословский фак-т Афинского ун-та. Параллельно окончил Экуменический ин-т Боссэ (Швейцария). Затем поступил в докторантуру Гарвардского университета (США), где посещал курсы П. Тиллиха и В. Йегера, был членом Центра визант. исследований, в котором вел научную работу в течение 3 лет. В Гарварде И. З. сотрудничал с прот. Георгием Флоровским , ставшим для И. З. одним из главных учителей. По окончании докторантуры И. З. защитил докт. дис. «Христология прп. Максима Исповедника». Вернувшись в Грецию, защитил еще одну докт. дис. в Афинском ун-те - «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три века» (1965). С сер. 60-х гг. И. З. ведет активную научно-богословскую деятельность: публикует множество статей, участвует в конференциях, выступает с лекциями и беседами, тексты которых нередко получают широкое распространение. Мн. его работы переводятся на др. языки. В 1966-1967 гг. И. З. являлся научным сотрудником богословского фак-та Афинского ун-та. С лета 1967 до 1970 г. И. З. исполнял в Женеве обязанности секретаря отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей , долгое время возглавляемого прот. Г. Флоровским. С 1970 по 1973 г. И. З. преподавал догматическое богословие в Эдинбургском ун-те, а с 1973 по 1987 г.- систематическое богословие в ун-те г. Глазго (Великобритания).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Зизиулас считает, что современное первенство чести Константинопольского Патриарха во всей православной церкви следует понимать «в духе 34 Апостольского правила» р. 10]. Следует, однако, заметить, что по описанной выше логике митрополита Иоанна, для такого первенства необходимо существование постоянно действующего соборного института, который объединяет всех епископов (в данном случае всей православной церкви). Но таких соборов не было в прошлом (Вселенские соборы не были постоянным органом), а возможность их существования остается делом будущего. Подобное понимание универсального первенства (как предельного случая регионального) Зизиулас применяет и к первенству епископа Римской Церкви р. 11–13]. Митрополит Иоанн отводит большую роль универсальному первенству. Он пишет: «Универсальный primus представляет собой необходимый элемент единой церкви» р. 13]. Он является выражением «единства и единственности церкви во всем мире» р. 13]. 3. Богословие митрополита Иоанна Зизиуласа вызвало широкий отклик в христианском академическом сообществе. Его работы, в том числе и экклезиологические, подверглись критике с. 86–152], р. 35–78], на которую отвечали как он сам, так и его последователи Так как массив критических отзывов велик и уже достаточно известен, я остановлюсь лишь на некоторых моментах, которые, на мой взгляд, были мало освещены в критических статьях. Первое замечание касается способа применения принципа «один-многие» к теме первенства. Экскурсы в триадологию, христологию и евхаристическое богословие, которые делает митрополит Иоанн в своей статье, должны были открыть нам, что принцип «один – многие» является универсальным принципом, с помощью которого можно показать богословские основания для первенства в Церкви. Между тем, Зизиулас отмечает, что ни в триадологии, ни в христологии, ни в евхаристическом богословии нельзя говорить о приоритете «одного» над «многими» и наоборот. Принцип «один-многие», как его с самого начала задает Зизиулас, не в состоянии фундировать первенство без использования дополнительных предпосылок. Переходя к описанию первенства в церкви, он без объяснений подменяет «одного» в схеме «один-многие» «первым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Зизиулас, ссылаясь на ряд святоотеческих текстов, отдает инициативу в жизни Бога именно личному началу. «Нет никакого движения в Боге, которое не было бы инициировано Лицом». 1151 Однако он идет гораздо дальше, чем просто утверждает некую инициативную «асимметрию» в пользу понятия ипостаси по отношению к сущности в Боге. Митр. Зизиулас постулирует, что святоотеческое понимание монархии Отца сводится к тому, что «именно Лицо Отца, а не божественная субстанция, есть источник и причина Троицы». 1152 В Троице «именно Лицо Отца является определяющим». 1153 Зизиулас «обеспокоен тем, что понятия сущности и необходимости существования ставят под угрозу свободу Бога». 1154 У него возникает фактически противопоставление, даже в самом Боге, свободы личности и необходимости природы: «Скорее свобода, чем необходимость, то есть – свобода Лица, а не необходимость природы, лежит в основе существования». 1155 Поэтому Зизиулас приписывает Отцу абсолютную «свободу выбора Своего существования и сущности». 1156 Рождение Сына и исхождение Духа утверждается, таким образом, посредством свободы Отца. Он свободно желает общения рождением Сына и исхождением Духа. «Окончательная и абсолютная свобода в отношении (общении) принадлежит тому, кто проявляет волю, одному лишь Отцу». 1157 Таким образом, у Зизиуласа свобода «закрепляется за «большим» из субъектов в любой паре отношений (за Отцом в общении с Сыном и Духом; за Христом в Его общении с Церковью )». 1158 Однако подобное видение митр. Зизиуласа существенно расходится с мыслью св. отцов. Так, согласно св. Афанасию Великому , рождение Сына относится именно к природе Бога 1159 в противовес творению мира по воле. Причем он подчеркивает, что Богу нечестиво приписывать необходимость в каком-либо виде. 1160 «Безумствует тот, кто между Отцом и Сыном поставляет хотение и совещание (рассуждение)», 1161 ибо «хотение есть сам» Бог и оно есть и в Сыне, 1162 т. е. воление есть принадлежность единой сущности. «Ибо, каков Он есть, то и желательно Ему». 1163 Свт. Афанасий показывает неприменимость к Богу логического противопоставления того, что по воле, тому, что по необходимости. Ариане считали, что нужно выбрать что-то одно: либо Сын рождается по воле Отца, либо рождение Сына происходит не по воле, а против нее, т. е. по необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава 8. Соотношение понятий личность, сущность и общение в богословии митр. И. Зизиуласа Зизиулас как один из известнейших богословов современности Митрополит Иоанн Зизиулас – доктор богословия, почетный профессор и многолетний преподаватель догматического богословия ряда зарубежных университетов (Эдинбургского и Глазго в Великобритании, Фессалоникийского университета имени Аристотеля) – является «одним из наиболее известных и цитируемых богословов» 1129 современности. В период обучения в Гарварде Зизиулас имел возможность учиться у таких именитых богословов как Пауль Тиллих и прот. Георгий Флоровский . Богословие личности у Зизиуласа Все богословие митр. Зизиуласа сконцентрировано на понятии личности (как Бога, так и человека) как основании всякого бытия, в том числе природно-материального. Он дает развернутое богословское обоснование зависимости сотериологии и гносеологии от богословия личности, увязывает бытие личности с общением ее с иными личностями. Богословие общения личностей, оказавшись глубоко востребованным, привлекает внимание значительной аудитории как в Европе, так и во всем мире. Тем не менее, взгляды митр. Иоанна на понятие личности и ее свойства породили серьезную полемику. Ряд ученых-богословов считает митр. Зизиуласа продолжателем Предания святых отцов Церкви, выразителем философско-богословского откровения истины бытия, 1130 представителем неопатристического синтеза, 1131 подчеркивает «глубину и оригинальность» его экклезиологии и «важность вклада Зизиуласа в современное православное богословие» 1132 (и не только православное, но и вообще христианское). 1133 Другие ставят под вопрос «верность Зизиуласа греческой патристической традиции», 1134 уверены, что его богословский персонализм берет свои корни от философского персонализма XIX–XX веков и навязывает взгляды Мартина Бубера и Джона Макмеррей отцам Каппадокийцам, 1135 или же предполагают, что персонализм Зизиуласа имеет свои начала в определениях Боэция и неоплатонизма. 1136 Таким образом, митр. Зизиулас обвиняется, по крайней мере, в «импортировании в христианскую веру философии», 1137 чужеродной ей и неудачной и неоправданной попытке спроецировать проблематику современной философии, в частности философии экзистенциализма, особенно Хайдеггера на святоотеческий дискурс. 1138 Его богословие рассматривается как «чреватое проблемами и требующее серьезной «ревизии»», если мы хотим, чтобы оно было «действительно полезным», 1139 и даже как насыщенное «еретическими положениями». 1140 Тринитарные основы мышления Зизиуласа

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010