Величание Величаем тя,/Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,/вся премудростию Твоею в начале сотворшаго/и человеческий падший род от вечныя смерти/всемилостивно искупившаго. Тропарь мученику Диомиду врачу, глас 3 Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем,/Христов воине Диомиде,/победив диавольския козни,/и на Небесех у Христа прославися,/молися за творящих верою память твою. Кондак, глас 2 Истинный и непобедимый страстотерпец,/благочестия и благодати Небесный таинник явлься,/Диомиде преславне,/победив мучителя и победоносец быв,/венцы победными прославися. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Диомиде,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа претерпел еси. Тропарь преподобному Иоакиму Сарандопорскому, Осоговскому, глас 1 Пустынный житель, и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Иоакиме,/постом, бдением, молитвою/Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость;/слава Венчавшему тя;/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 2 В молитвах не усыпая, преподобне,/восприем силу на сопротивнаго врага,/терпением бо своим, отче Иоакиме преподобне,/возшед на Небеса/и жизнь тленную оставив на земли,/на нетление преселился еси Небесное./Темже тя хвалами вси прославляем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоакиме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Феодоровская, глас 4 Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице,/обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/якоже древний Израиль к кивоту Завета,/притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/да Твоим Матерним к Нему предстательством/присно ходатайствуеши всем,/под сень крова Твоего прибегающим,/мир и велию милость. Ин тропарь, глас тойже Днесь светло красуется преименитый град Кострома/и вся Русская страна,/созывающи к веселию вся Боголюбивыя народы христианския,/на преславное торжество Божия Матере,/пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ко источнику цельбоносному,/источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/и избавляет вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих./Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/радуйся, Дево, Христианом похвало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О. С. Гринченко Г. южных и западных славян Южнославянская Г. XIII-XVIII вв. Канон успению прп. Иоанна Рильского. Сборник посл. четв. XV в. (б-ка Рильского мон-ря. 62. Л. 193) Канон успению прп. Иоанна Рильского. Сборник посл. четв. XV в. (б-ка Рильского мон-ря. 62. Л. 193) I. Новому этапу развития болг. Г., начавшемуся в XIII в., предшествовал период определенного греко-болг. культурного симбиоза в эпоху визант. владычества в XI-XII вв. (см. ниже). В 3-й четв. XII в. наместник Софии (Сердики, Средеца) бывш. имп. куропалат Георгий Скилица после возвращения мощей прп. Иоанна Рильского из Венгрии написал (наряду с Житием) 4 канона святому (у раки к-рого он получил исцеление). 3 сохранились только в слав. переводе, 4-й известен по переводу акростиха ( Ангелов. (II) 1977. С. 60-65; Добрев. (II) 2002). Эти каноны составили основу всей позднейшей гимнографической традиции рильского отшельника. Георгию Скилице принадлежит также канон вмч. Димитрию Солунскому, не получивший распространения в греч. традиции, но широко известный в слав. переводе. Гимнография XIII-XIV вв. связана в первую очередь с почитанием святых (по большей части греч.), чьи мощи в царствование Иоанна Асеня I, Калояна и Иоанна Асеня II были перенесены в Тырнов (Илариона Мегленского, Иоанна Рильского, Иоанна Поливотского, Михаила Воина, Параскевы (Петки), Филофеи). Оригинальные гимнографические тексты до 2-й пол. XIV в. немногочисленны. Применительно к службам св. Иоанну Рильскому и прп. Параскеве уместно говорить об освоении греч. наследия. Все древние (XIII-XIV вв.) списки служб св. Иоанну (как на день памяти, так и на успение) содержат каноны Георгия Скилицы. Переводной канон входит и в списки службы прп. Параскеве до кон. XIV в. К оригинальным текстам в службах этим святым могут относиться лишь отдельные песнопения (стихиры, тропари). Не сохранилась до наших дней служба св. Тырновскому патриарху Иоакиму I , на возможное существование к-рой в сер. XIII в. указывает проложное Житие этого архиерея. Канон прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому), известный в списках XIII в. ( (I) 1992), как установлено в последнее время, совпадает с текстом канона Евфимию Великому св. Климента Охридского, где лишь заменено имя святого ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 120-121, 125, 128). Илариону Мегленскому посвящены только кондак и икос, древние песенные тексты в честь св. Иоанна Поливотского неизвестны. Службы Михаилу Воину и прп. Филофее ( Иванова. (II) 1975) можно датировать XIII в. с известной долей условности (хотя это и не исключается), поскольку содержащая их Праздничная Минея (Одесса. ГНБ. 1/5) в равной мере может относиться как к кон. XIII в., так и к 1-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/165013.html

  1) Болгарское сказание о нем изд. Ламанским в Зап. акад. VI, стр. 121-189. Известно оно и Гласнику XI, 41. Оно многословно; берем нужное из него. вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришел к старцу благодарить его за совет. Божие благословение с вами, сказал старец. С того времени в дме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уженашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своем, «пред великим мраком прежде осми лет»2). Не мало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143-1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты? Феодор сказал о своем желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отер водою ему голову, лицо и руки. Иди, чадо! С миром, прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл илцо свое слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного, - обрел гроб его и понеоднократному явлению преподобного открыл мощи его вобщее назидание. При мощах совершались чудеса. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «светому отцу Иоакиму»3). В сербском синаксаре XIII в. под 16 августа: «преподобного отца нашего Иоакима осоговского»4).   2) В русских летописях солнечное затмение 19 марта 1113 г. (Погодина Исслед. IV, 91). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г. 3) Шафарика Памятн. 2, 60. Сборник Ламанского: «в молбу и похвалу 4 звезды, иже в последня времена просиявше, Прохора пшинскаго, Иоакима сърандопорскаго, Илариона мегленскаго и Гавриила лесновскаго». Зап. акад. VI, 122. 123.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1341 г. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила. Расположен в одноименном селе близ г. Кратово (Македония). Согласно проложному Житию прп. Гавриила Лесновского , святой основал эту обитель на рубеже XI и XII вв., а его пространное Житие сообщает, что он в этом мон-ре принял постриг. В 1341 г. новый храм на месте древнего в Л. возвел деспот Йован Оливер Грчинич, и в следующем году он передал монастырь Хиландару в качестве подворья. В 1347-1381 гг. в Л. находилась кафедра Злетовской (Лесновской) епархии, входившей в состав Скопской митрополии. Права монастыря на обширные владения, полученные от Йована Оливера, в 1347 г. подтвердил сербский царь Стефан Душан. К Л. относились несколько храмов, перечисленных в т. н. Лесновской повелье (сохр. в «Лесновском помяннике» XVI в.: Г. манастира Леснова//ИЧ. 1977. 24. С. 91-95). В 1381 г. Л. был возвращен во владение Хиландару. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Прп. Гавриил Лесновский. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. В XV в. обитель получала доходы от рудников в Кратове и Злетове, в XVI в. имела мельницу в Злетове, по тур. реестрам 1570-1573 гг. ее ежегодный доход достигал 50 османских акче. Известен еп. Лесновский Неофит, к-рый в 1532 г. был предан анафеме вместе с митр. Смедеревским Павлом . В XVII в. после пожара обитель обеднела; ее представители несколько раз посещали Россию для сбора пожертвований: напр., в 1651 г. приезжал митр. Коласийский (Кратовский) Михаил (Боичич). В 1672 г. обновлены трапезная и кельи, в 1728 г. отремонтированы купола храма. Дважды мон-рь посетил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) . В течение многих веков Л. был просветительским центром. Первыми свидетельствами деятельности монастырского скриптория считаются составленные здесь проложное и пространное Жития прп. Гавриила. В XIV в. в мон-ре работали книжники Станислав (Пролог 1330 г. (Белград, САНУ. Бр. 53), Оливерова Минея 1342 г. и Минея на дек.-февр. (хранились в Белграде, исчезли в годы первой мировой войны)) и Каллиник (Евангелие, 2-я пол. XIV в. (Белград, САНУ. Бр. 1)). Из переписанных здесь кодексов сохранились более 10, датированных XVI в., и 4, созданные в XVII в. Во 2-й пол. XVIII в. запустевшее Л. обновил мон. Феодосий, перешедший в него из монастыря Высокие Дечаны. Из-за распространения печатных книг в XVIII-XIX вв. в скриптории в основном переписывали тексты, посвященные местным святым - Гавриилу Лесновскому, Иоакиму Осоговскому и Прохору Пшинскому . К кон. XIX в. относится разорение монастырской б-ки, когда слависты и археографы забрали из нее рукописи и передали их в книжные собрания Софии и Белграда. В XX в. в Л. не было монахов, храм действовал как приход. Монашеская жизнь возродилась в 1974 г.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

В Сербском синаксаре XIII века под 16 августа: «Преподобного отца нашего Иоакима Осоговского». По Сербской летописи, благочестивый краль Милютин построил храм «святому отцу Иоакиму». День семнадцатый Память преподобного Филиппа Янковского По рукописным святцам, «преподобный Филипп бысть на Сухоне реце, новый чудотворец». Преподобный Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в двух верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая жизнь его и желая видеть вблизи обитель молитвенников, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. В 1654 году построен был храм в честь иконы Знамения Богоматери, с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа. Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия; но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком около 1662 года. Мощи преподобного Филиппа покоятся под спудом в храме обители его 219 . Святого мученика Мирона пресвитера Мирон, пресвитер в Ахайи, пострадал в царствование Декия, в 251 году. Он был взят на мучение в то время, как совершал Божественную службу в храме в самый день Рождества Христова. После различных истязаний его бросили в разожженную печь, из которой он вышел невредимым, между тем как были опалены пламенем до 150 человек, близ стоявших. Но это чудо не вразумило, а довело до ярости гнев мучителя, который, после многих новых истязаний, осудил Мирона на обезглавление. Казнь была совершена в городе Кизике, куда был отведен мученик. Преподобного Илии Калабрийского Во время иконоборства иноки греческие, преследуемые на Востоке, часто искали приюта на чужой стороне. Особенно же много их переселилось в Италию, куда они приносили иконопись, запрещенную на Востоке, и – строгие правила восточного монашества. В горах Калабрии поселилось тогда столько подвижников, образовалось столько монастырей и пустынных скитов, что эту страну сравнивали с древним Египтом, в котором процветало монашество. Иноки греческие отличались строгою жизнью и нередко – высоким образованием. Преподобный Илия был настоятелем одного из этих монастырей (по названию Меликукка), основанных изгнанниками из Греции. Прославленный святостью жизни, он мирно скончался в Солуни в 903-м году. День восемнадцатый

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Об особом почитании Е. В. в кон. IX - нач. X в. в Болгарии в кругу учеников равноапостольных Константина-Кирилла и Мефодия свидетельствует создание в честь этого святого канона 8-го гласа св. Климентом , еп. Охридским. Канон снабжен текстовым акростихом с «авторской подписью» КЛИМ по тропарям 9-й песни ( Станчев, Попов. С. 120-129, 152-154, 170-181; ср.: Шаламанов. С. 50-54). Это единственный известный в настоящее время канон в составе обширного корпуса гимнографических сочинений, написанных учениками слав. первоучителей, посвященный монаху-подвижнику (не считая канона общего преподобным отцам 2-го гласа в составе слав. Минеи общей , принадлежащей перу того же Климента). Слав. канон Е. В. написан под сильным влиянием соответствующего канона прп. Феофана Начертанного того же гласа ( Станчев, Попов. С. 127). Текст этого канона не сохранился в первоначальном виде и объеме. На очень раннем этапе бытования (скорее всего не позднее сер. X в. в Болгарии, менее вероятно, в 3-й четв. XI в. в Киеве) он подвергся редактированию: ряд тропарей в песнях с 5-й по 8-ю включительно был заменен соответствующими текстами из канона Е. В. прп. Феофана Начертанного (Там же. С. 125, 172-173); вслед. этого славянский акростих сохранился лишь в песнях 1-4 и 9. Этот комбинированный канон относится к числу наиболее распространенных в рукописной традиции памятников древнейшей славянской гимнографии: известно не менее 7 его списков древнерус. происхождения кон. XI - нач. XV в. (Там же. С. 120-121; СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 1. С. 561, 567; Прил. 2. С. 622 д 35); Christians. С. 18-28; Турилов. С. 25. Примеч. 22), в т. ч. в составе 2 древнейших (рубежа XI и XII вв. и XII в.) комплектов Миней служебных новгородского происхождения (РГАДА. Тип. 99 и ГИМ. Син. 163). Возможно, на рубеже XII и XIII вв., в эпоху «первого восточнославянского влияния» (см. в ст. Древнерусские (восточнославянские) влияния ), памятник (в составе Минеи служебной или праздничной) вернулся на слав. Балканы (ср.: Йовчева. С. 70. Примеч. 76) и здесь без существенных изменений (и с сохранением акростиха) был использован в качестве канона западноболг. подвижнику прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому), сохранился в ряде болг. и серб. списков XIII и XIV вв. ( Станчев, Попов. С. 120-121, 152-153, 175-181; ср.: С. 105-134); дополнительным стимулом при «переадресовке» текста, вероятно, послужила близость разговорных форм имен этих святых (Ефим-Яким). С распространением нового перевода Миней служебных по Иерусалимскому уставу написанный свт. Климентом канон Е. В. выходит из употребления сначала у юж. славян, а затем и на Руси. Текст канона и его переделки издан ( Станчев, Попов. С. 170-181; С. 117-132).

http://pravenc.ru/text/187761.html

Специальные статьи нового тома рассказывают об ордене и медали св. Иннокентия Московского, учрежденных в Русской Православной Церкви в 1996 г. и вручаемых за миссионерское и просветительское служение. Статья «Иннокентьевцы» сообщает о псевдоправославной секте хлыстовского толка, возникшей в России в начале ХХ века. Термин «институт» дал основание для публикации целого ряда статей, посвященных научно-исследовательским и учебным заведениям в области истории духовной культуры и литературы. В частности, в томе присутствуют статьи о московском Институте перевода Библии, Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе при Академии наук Грузии, а также о целом комплексе Папских институтов и факультетов, действующих в Католической Церкви. Тему католицизма продолжают статьи «Институты посвященной жизни», «Интегризм» и «Интердикт». В первой из них говорится о сообществах, канонически утвержденных церковной властью и объединяющих верующих, добровольно принесших монашеские обеты. Второй материал посвящен направлению в религиозной и социально-политической мысли, противостоящему либерализму, модернизму и секуляризму. Третья статья рассказывает о каноническом наказании, существующем в Католической Церкви и связанном с ограничением в совершении и принятии таинств. Статья «Intercessio» — об одном из разделов Евхаристического канона. Литургическую тему продолжает и статья «Интроит», где говорится входном песнопении в составе проприя латинской Мессы. Обширная статья «Интронизация» посвящена теме возведения новоизбранного Предстоятеля Поместной Церкви на кафедру. Статья также повествует о древней церковной традиции настолования, которое совершалось при поставлении каждого епископа. Материалы нового тома продолжает корпус статей, посвященных православным святым и церковным деятелям, носившим имя Иоаким. Обширная статья посвящена святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы. Особенно интересен раздел посвященный иконографии святых богоотец. Заслуживают особого внимания статьи о болгарском святом Иоакиме Осоговском (XI-XII вв.) и греческом святом — Иоакиме Папулакисе (+1868).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

Перевод: С юности ты был избранным сосудом ( Деян.9:15 ) и в жизни послужил Богу, учитель монахов Иннокентий, ты старался худшее подчинить лучшему, потому, умертвив страсти, ты возвысился к видению несозданной (нетварной) красоты у Бога, перед Которым ты предстоишь. Моли, отец, Христа Бога о спасении наших душ. Иоакиму Сарандопорскому, Осоговскому, глас 7 Пустынный житель, и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Иоакиме,/постом, бдением, молитвою, Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость;/слава Венчавшему тя;//слава Действующему тобою всем исцеления. Иоанну Дамаскину , глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, светильник вселенной, монашествующих Богодухновенное украшение, Иоанн премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших. Иоанну, затворнику Святогорскому, глас 8 В пустыню Святых Гор прешел еси,/мира красоту оставив и крест взем,/последовал еси Христу,/отче наш Иоанне,/пощением, бдением и тяжкими веригами в затворе подвизался еси,/души недужных, приходящих к тебе верою исцеляеши,/и Обители твоея украшение являешися,/темже со Ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Иоанну Лествичнику , глас 4 Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,/твоя Божественныя добродетели,/к Небеси возводящия ны:/добродетелей бо ты был еси воображение.//Тем моли Христа Бога, да спасет души наша. Перевод: Как Божественную лестницу, обрели мы, Иоанн преподобный, твои Божественные добродетели, к Небесам возводящие нас, ибо ты был образцом добродетелей. Потому моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Не позднее 1785 г. имя И. О. было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгаро-словенском народе» (т. н. Зографской болгарской истории - см.: Иванов. 1931. С. 641-642); перечень встречается и в отдельных списках, напр. в сборнике 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Почитание у восточных славян Память И. О. (устойчиво именуемого Сарандапорским или Сардипольским) с кондаком получает известность на Руси на рубеже XIV и XV вв., в эпоху «второго южнославянского влияния», в составе месяцесловной части тропарников Иерусалимского устава и Псалтири с восследованием. Память И. О. и песнопения в его честь и в дальнейшем остаются неотъемлемой частью этих месяцесловов ( Смирнов С. Н. Сербские святые в русских рукописях//Юбил. сб. Рус. археол. об-ва в Королевстве Югославия. Белград, 1936. С. 161-261; Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски ръкописи в сбирката на М. П. Погодин. София, 1981. С. 427-433; Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosowiaskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 56-57), однако особого интереса к святому здесь не видно. Вероятно, рус. книжники XV-XVII вв. даже не знали о его слав. происхождении. Так, архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» не упоминает И. О. в числе южнослав. святых, хотя достаточно подробно сообщает о святынях Сарандапорского (т. е. Осоговского) мон-ря (Ibid. S. 57). Житие И. О. и посвященные ему службы не получили на Руси известности: существующее в лит-ре указание на то, что его память содержится в рус. Прологе XIII-XIV вв. ( 1965. С. 31), ошибочно, т. к. речь идет о рукописи, по всей видимости, болгарской (ГИМ. Хлуд. 191). Житие И. О. известно в 5 списках, к-рые восходят к общему протографу, но имеют ряд различий (в частности, в наборе сюжетов посмертных чудес), отражающих более поздние предания и фольклорные влияния ( Иванов. 1931. С. 405; Jakuмobcka. 1993. С. 37-39; Гергова. 1996. С. 34; ср.: Маринов.

http://pravenc.ru/text/468939.html

1998. 4. С. 3-26; он же. «Хвалиа пяения Константинова»: (Богоявленски предпразнични стихири на Константин Преславски в руския Миней от XII-XIII в.)//Старобългарска лит-ра. София, 1999. 31. С. 3-23; T. Служба св. кн. Стефану 1984/1985. 6/7. С. 193-232; он же. дело nampjapxa Najceja. Београд, 2001. С. 95, 97-98, 100-103, 207-230, 251-278; Пенкова П. Новооткрит акростих в погребалния чин на Зайковския Требник, XIV в.//Език и лит-ра. 1986. 3. С. 35-43; Penkova P. Der Beitrag Methods zu den slavischen Totenoffizia//Symposium Methodianum: Beitr. d. intern. Tagung in Regensburg z. Gedenken an den 1100. Todestag d. hl. Method. Neuried, 1988. S. 217-228; Београд, 1986; T. , Шnaдujep И. Зajeдuhuчka служба св. апостолима Петру и Павлу и св. Петру Коришком//АрхПр. 1987. 9. С. 157-181; T. Култ св. Axuлuja Лариског//ЗРВИ. 1987. 26. С. 22-33; она же. Нова служба св. Axuлujy Лариском//Там же. 1989. 27/28. С. 149-175; она же. Две службе св. Joakuмy Осоговском//АрхПр. 1992. 14. С. 105-134; она же. Фрагменти службе св. Борису и Глебу у рукопису бр. 32 збирке манастира Дечана//Jyжhocлobehcku филолог. 1992. Т. 48. S. 123-134; она же. Смедеревска служба преносу мoшmujy св. ап. Луке//Српска у доба Деспотовине. Деспотовац, 1998. С. 133-157; она же. Празник преноса мoшmujю св. Николе у српском рукописном Она же. Српско рукописно од 1557 г. до средине XVII в. Београд, 1999. Додатак 2. С. 233-252; Иванова К. И. Сръбска редакция на службата за имп. Феофана//АрхПр. 1988/1989. 10/11. С. 83-106; она же. «Възпявам те, отче Ахилие, на архиереите украса»: (Изд. на текста на сръбската служба за св. Ахил)//Там же. 2002. 24. С. 143-176; она же. «Боже мой, Троице милостива, помогни ми»: Фразов акростих от края на IX-X вв.//Palaeobulgarica. 2003. Год 27. 3. С. 3-17; Ранняя рус. лирика: Репертуарный справ. муз.-поэтич. текстов XV-XVII вв./Сост.: Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л., 1988; Станчев К. , Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 112-219; Кантакузин Д. Собр. соч./Коммент.: Б.

http://pravenc.ru/text/165013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010