100 По преданию, сохраненному в рукописных Житиях Приснодевы Марии, Ангел Господень, явившийся Иоакиму, был архангел Рафаил. Он же отождествляется с ангелом, возмущавшим воду в купальне Вифезда, и после вода становилась целительной; дом Анны и Иоакима был рядом с этой купальней. Более поздняя иконография изображает в событии благовещения Иоакиму и Анне архангела Гавриила. 101 Здесь идет речь о полированной пластинке из золота, помещавшейся на кидаре с передней стороны, она должна была проходить через лоб, от уха до уха. «И возложил на голову кидар, а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадиму святыни, как повелел Господь Моисею» ( Лев. 8, 9 ). «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним» ( Исх. 28, 36–8 ). По талмудическим описаниям, надпись на золотой пластине – «Посвящено всевышнему». По преданию св. апостол Иаков, брат Господень, и св. апостол Иоанн тоже носили бехуал, но иконография святых апостолов этого не отражает. 103 Рождество Марии, Приснодевы и Богородицы, празднуется 8/21 сентября. Анна родила Марию в Назарете, но в Иерусалиме, на месте дома Иоакима и Анны, была построена церковь Св. Анны еще в 1140 г. крестоносцами при Болдуине. При завоевателе Саладине здесь была мусульманская семинария, впоследствии святое место было заброшено; храм восстановлен во второй половине XIX века Иерусалимской Православной Патриархией. Еще в XVI в., во время посольства Иоанна Грозного в Святую землю, согласно «Путешествию московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова», видели «дом святых праведных Иоакима и Анны, и в том дому сотворена церковь во имя их. Да есть тут пещера, где родилась святая Богородица, а из той пещеры два оконца вверх, а сказывают, что одним оконцем вниде Ангел Господень ко Анне благовестить о зачатии и рождестве Святой Богородицы, а другим оконцем выйде Ангел Господень; а до того, сказывают, тех оконцев в пещере не бывало».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 7.6. Тема личной ответственности 7.7. Пророчество о пастырях Израиля Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.6. Тема личной ответственности Проблема личного воздаяния остро поставлена в этой книге самим пророком, который говорит: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобой, однако же, буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, они укоренились и выросли и стали приносить плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:1-2). Здесь практически повторяются известные слова пророка Исаии, которые цитировал Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13; Мф. 15:8). Не случайно, что пророк Иеремия многим из столкнувшихся с ним лично объявляет их судьбу (например, Пасхору (Иер. 20:3), царям Иоакиму (Иер. 22:19), Иехонии (Иер. 22:30), Седекии (Иер. 34:3); лжепророкам Анании (28 глава), Ахаву, Седекии, Шемаии (29 глава). Это очень важный момент, который мы должны отметить в книгах пророка Иеремии и пророка Иезекииля – тема личной ответственности перед Богом и значимости в очах Божиих каждой человеческой личности. Пятикнижие обращается целиком к народу, и если мы посмотрим историю, изложенную в Пятикнижии, то даже за грехи отдельных людей все равно наказывается весь народ, тем самым показывается нерасторжимость отдельного человека и всей ветхозаветной церкви. Хотя личная ответственность была прописана в Законе: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16), но там это воспринималось как судебная норма. У пророков же, как раз показывается и та истина, что никто не может сказать, что я страдаю только потому, что я принадлежу к этому народу или просто потому, что согрешил кто-то, кто был моим прадедом, а Господь обещал до четвертого колена наказывать потомков грешника, а я сам не виновен.

http://sedmitza.ru/lib/text/431495/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ ПРАВЕДНЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Праведный Иоаким Иоаким (греч. Ιωακεμ; I в. до н.э. ), отец Пресвятой Богородицы ( богоотец ), праведный Память 9 сентября , 26 июля (Зап. ) Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида , которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира . Супруги, Иоаким и Анна , жили в Назарете Галилейском . Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Архангел Гавриил возвестил о том, что родится у них Дочь , Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Тропарь св. прав. Иоакиму и Анне Иже в законней благодати праведни бывше,/Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна./Темже днесь светло торжествует,/весело празднующи божественная Церковь,/честную вашу память,/славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Использованные материалы    " ss. Joachim et Anne "http://Calendrier liturgique 2023 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, , p. 49. Редакция текста от: 30.07.2023 17:27:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7008.html

«Слова книги, которые написал Варух в Вавилоне, в пятый год, в седьмой день месяца, в то время, когда Халдеи взяли Иерусалим и сожгли его огнем» – так начинает писатель свою книгу (1:1–2). Потом он показывает, что читал свою книгу Иехонии, царю Иудейскому, его детям, старейшинам народа и всем Иудеям, находившимся в Вавилоне; конечно поэтому все далее изложенное в книге говорится от лица сих переселенцев (1:3–4 625 ); – показывает, что эти переселенцы постились, плакали и молились; – что они собрали денежные пожертвования и послали их в Иерусалим к первосвященнику Иоакиму и ко всему Иерусалимскому народу; также отправили и сосуды в храм, взятые Навуходоносором и тогда возвращенные. При этом переселенцы просили принести жертвы и молиться о Навуходоносоре, сыне его Валтасаре и о жертвователях, читать эту посылаемую Варухову книгу по праздникам в храме (1:5–14 626 ), приносить покаяние во грехах (1:15–22 627 ), так как за грехи свои они отведены в плен (2:1–7 628 ). Прежде, находясь в отечестве, говорят переселенцы, мы не слушались голоса Господа Бога нашего (2:8–10 629 ); а теперь да отвратится ярость Твоя, Господи, услышь молитву нашу; ибо мы слушаемся голоса Твоего (2:11–24 630 ); поступи с нами по милости Своей согласно с данными обетованиями о возвращении в отечество и об установлении завета вечного (2:25–35 631 ). Несчастные взывают к Твоему всемогуществу и благости: услышь мертвых Израилевых; вот мы в плену и поношении (3:1–8 632 ). Отчего же ты, Израиль, в плену, в земле врагов? От того, что забыл дарованную мудрость, оставил Бога, во всем стал подражать язычникам, усвоил себе их образ поведения, как будто можно что-нибудь хорошее найти у Ханаанитян и потомков Измаила (3:9–23 633 ); как-будто есть где-нибудь лучшее, нежели у Израиля, который поселен на земле гигантов и получил мудрость не из-за моря, а от Бога, Создателя светил небесных (3:24–37 634 ).  Сей Бог наш , согласно Своему обетованию ( Лев. 26:12 635 ) явился на земле и обращался между людьми (3:38). Хотя это как будто прекратилось теперь во время плена, но еще исполнится при Мессии ( 2Кор 6:16 636 ), по неизменяемой воле Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

к) ( II Nap. XXXV, 9 ) – из начальников левитов. Он пожертвовал левитам для жертвы пасхальной овец пять тысяч и пятьсот волов. Во II кн. Ездры ( II Eзд.I, 9 ) вместо Шемаия читается: Самей и в пожертвовании – семьсот волов; л) ( I Eзд. VIII, 13 ) – из глав поколений, из последних сыновей Адоникама, возвратившихся в царствование Артаксеркса с Ездрой из Вавилона; м) ( I Eзд. X, 21, 31 , Неем. Х, 8 ) – из давших обязательство возвратить своих жен иноплеменных; н) ( I Eзд. III, 29 ) – сын Шехании, сторож восточных ворот храма, из чинивших стену Иерусалимскую; о) ( Heeм. VI, 10 ) – сын Делаии, сына Мегетавелова. Когда возобновление стены Иерусалимской (совершенное в пятьдесят два дня) приходило уже к концу, некоторые из врагов Неемии хотели под видом доброжелательства вызвать его от работ, может быть, с злым умыслом даже относительно личной его безопасности. В числе таких доброжелателей был Шемаия. Когда пришел к нему Неемия, он заперся и сказал: пойдем в Дом Божий, внутрь храма и запрем за собою двери храма, потому что приидут убить тебя, и приидут убить тебя ночью. Но Неемия не принял услуг Шемаии; п) ( Heeм. XII, 6, 18 ) – из возвратившихся из плена с Зоровавелем; р) ( Heeм. XII, 34 ) – из начальствующих в Иудее при освящении возобновленной стены Иерусалимской при Ездре и Неемии; с) ( Uep. XXVI, 20–23 ) – отец Урии, из Кариафиарима, который именем Господа пророчествовал, при царе Иоакиме против Иудеи, точно такими же словами, как Иеремия. Князья и народ были возмущены обличениями и пророчеством Иеремии и требовали от царя смертной казни пророку. Та же участь угрожала Урии. Царь искал умертвить его. Урия скрылся в Египет. Но посланные царем вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом, и бросил труп его, где были простонародные гробницы. Иеремия был спасен Ахикамой, сыном Сафана. См. Иеремия . т) ( Uep. XXIX, 24–32 ) – нехеламитянин, из Вавилона. Сей Шемаия возмущал иудеев против пророка Иеремии и в этом смысле посылал письма в Иерусалим к народу, священнику Софонии и ко всем священникам. Так, между прочим он писал Софонии: Господь поставил тебя священником, чтобы ты был между блюстителями в Доме Господнем за всяким человеком, неистовствующим и пророчествующим, и чтобы ты сажал такого в темницу и в колоду: почему же ты не запретишь Иеремии пророчествовать у вас? Софония прочитал это письмо вслух пророку Иеремии. Пророк Иеремия именем Божиим изрек грозный суд на Шемаию за то, что присваивает себе звание пророка, которого не был удостоен от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда к стенам Иерусалима подступило вражеское войско, Иеремию, обличителя грехов народа, как «пораженца» бросили в тюрьму, а потом – и в жидкую грязь опустошенного водосборника, и держали там «до исправления». Иеремия страдал, молился, просил вынуть его из грязи, в общем, вел себя далеко не героически – но замолчать он уже не мог. А к Богу Иеремия обратил такие слова: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (20:7–9). Так ветхозаветные праведники смотрели на свое служение. Они не просто пересказывали или записывали откровения свыше. Нет, они были живыми эмоциональными людьми и могли не соглашаться с Богом и даже возражать Ему. Но, в отличие от большинства современников, они не могли обходить Его слова безразличным молчанием. Самый яркий эпизод такого «неумения молчать» связан с первой в Библии пророческой книгой. До Иеремии пророки проповедовали устно, он стал первым пророком-писателем, продиктовав пророчества своему помощнику Варуху. Иеремии было запрещено приходить в Храм, поэтому от его имени там должен выступить Варух. Когда он прочел грозные слова народу, все были удивлены и напуганы. Варуха с его свитком вызывали в царский дворец к самому царю Иоакиму. Стояла зима, царь сидел перед жаровней с раскаленными углями, писец стал читать свиток, а царь постепенно отрезал от него прочитанное и бросал прямо на угли, пока не сжег всё. Но Иеремия получил от Господа повеление восстановить прежний текст, что он и сделал ( Иер 36 ). Рукописи, вопреки сказанному в знаменитом романе М.А. Булгакова, может быть, и горят, но вот пророчества не остаются не услышанными, их слова не падают в пустоту. Пророческий народ

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Пророческое служение своё начал Иеремия в своём родном городе – Анафофе, но, преследуемый своими соотечественниками, он удалился в Иерусалим, но и здесь, как выше изложено, не избежал гонений. Чудно руководимый и подкрепляемый Богом, он, однако же, не уклонился от служения, к которому чувствовал Божественное призвание, и продолжал поучать народ и возвещать ему волю Господню и Его определения. Он постоянно и неустрашимо проповедовал среди собраний народных, и в храме, и у самого царского дворца. Однажды, когда он, по повелению Господню, возвещал народу о падении храма и самого города, он был схвачен за эти слова священниками и лжепророками, которые требовали, чтобы он был предан смерти... «И сказал тогда Иеремия всем князьям и всему народу: Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали. Итак исправьте пути ваши и дела ваши, и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас. А что до меня, вот я в ваших руках; делайте со мной, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым. Только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей, и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего» ( Иер.26:12–16 ). Таким образом, освободясь от казни, Иеремия снова стал возвещать народу слышанное им от Господа, и предсказания его исполнились, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии Иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения Иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно вскоре после того Иерусалим был осаждён и взят Навуходоносором, царём Вавилонским, который разорил храм и увёл в плен множество Иудеев. Над оставшимися он допустил быть царём – Иоакиму, поставленному царём над Иудеями фараоном Нехао, когда он завладел Иерусалимом. В это время лжепророки, желая быть приятными народу, ублажали его ложными обещаниями, что подчинённость его продолжится не долго и что пленники будут скоро освобождены. – Иеремия же, духом провидевший грядущие события, говорил другое; зная, что подчинение Иудеев будет долговременное, он увещевал их с покорностью принять это наказание Божие за их грехи и не возмущаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И как нередко бывает с умирающим человеком, когда в одно мгновение вспомнит он всю свою протекшую жизнь, так и Она вспомнила все прочитанные мессианские предсказания. Пришли Ей на память изреченные слова о том, что Дева зачнет и родит Сына, Которому нарекут имя Еммануил, то есть С нами Бог, а также и те, которые сказал Бог народу Израильскому: Я сочетался с вами (в серб. букв.: Я муж твой. – Пер.) ( Ис.7:14 ; Иер.3:14 ; Ос.2:16 ). Памятуя о сем, Она ощутила Себя именно Той избранной Девой, [осознав,] что Сам Бог – Ее муж. Перенеслась Она мыслью и к Своему отцу и матери, Иоакиму и Анне, родившим Ее – по Божией силе и благодати – в свои престарелые годы. И, вспомнив об этом и обо всем остальном, что читала и о чем узнала, пребывая в Иерусалимском храме, а затем в Назарете, Она поняла, что теперь Ангел Божий ожидает согласия от Нее как от существа свободного. Чает согласия Ее воли с волей Божией. Пока Ангел давал Ей объяснения, отвечая на вопрос, как будет это, в Ней свершился кардинальный переворот. Исчезли всякое сомнение, и страх, и недоумение. Ее слова: когда Я мужа не знаю – теперь казались ей несерьезными. Когда Архангел Гавриил кончил разъяснять вопрос и умолк, ожидая Ее ответа, Она уже была готова его дать. И сказала Мария: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). И едва произнесла Она эти слова, как Дух Святой сошел на Нее и Сила Всевышнего осенила Ее – и Она тотчас ощутила в Себе трепетную материнскую радость зачатия Сына – Сына Божия, Бога Слова, обетованного Мессии и Царя царей. Рождение в подземелье Не подобает ни Богу, ни человеку вести брань с сатаной тем же самым оружием. С сатанинской антилогикой борьбу следует вести небесной логикой. Против его лжи выставляют истину, против его ненависти к Богу и человеку ополчаются любовью к Богу и человеку, против надменного превозношения и горделивости ратуют смирением и кротостью. Предположим, что сатане дано было бы право выбора места, где предпочел бы он родиться. Вне всякого сомнения, указал бы он на самый роскошный царский дворец, стоящий на какой-нибудь выспренней земной высоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей ангел Господень и сказал: – Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария. Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: – Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни. После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: – Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое. Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом. И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения, и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бог послал своему народу великого пророка Иеремию, призывавшего к покаянию, но народ не желал слушать. Евреи говорили: – Здесь Храм Господень, а поэтому беды с нами не будет! На эти слова Бог отвечал через Иеремию: – Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете, и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вслед иных богов, а потом приходите в Храм и думаете, что спасены, чтобы дальше делать то же? Не сделался ли Дом этот для вас как пещера разбойников? Я отвергну это место и город. И ты не проси за этот народ, ибо Я не услышу. Услышав проповеди пророка, народ не только не раскаялся, но стал составлять против него заговоры, желая его убить. Тогда Бог повелел показать ему несколько знаков грядущего бедствия. Иеремии было велено не вступать в брак, чтобы не лишиться детей. Затем Бог привел пророка к горшечнику, и в руках у горшечника развалился глиняный сосуд, после чего он сделал новый. Так Бог показал, что если Израиль раскается, то Он отменит свой приговор. Но народ отвечал: «Мы будем поступать по упорству своего злого сердца». Тогда Бог повелел перед воротами города разбить кувшин и сказать слово Его: – Я наведу бедствие на это место, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах, и наполню это место трупами за то, что они отступили от Меня. Как разбит этот кувшин, так превратится в развалины Иерусалим. Когда Иеремия, стоя у ворот Храма, исполнил то, что сказал ему Бог, священник Пасхор ударил его и посадил пророка в колодки. Тогда святой объявил, что в наказание Пасхор умрет в изгнании. Когда царь хотел узнать у пророка, не поможет ли евреям Бог, то пророк сказал ему слова Божии: – Я обращу ваше оружие назад, и Сам буду воевать против города, и он будет сожжен. Затем Бог приказал сказать во дворе Храма слово Господа, чтобы народ раскаялся. Но Иеремию схватили, бросили в тюрьму и даже хотели убить, но благочестивые люди защитили его. В другой раз Бог приказал писцу Иеремии, Варуху, записать его слова и прочитать их перед всеми в Храме. Свиток был прочитан царю Иоакиму, но тот сжег его на огне, тем самым отказавшись выполнять прямое повеление Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010