С деятельностью К., преимущественно на основании месяцеслова «Киприановой Псалтири», содержащей памяти ряда южнослав. (в первую очередь болг.) святых и песнопения им (прп. Параскевы (Петки) Тырновской, прп. Иоанна Рильского , свт. Илариона Могленского , святителей Арсения I и Саввы I , архиепископов Сербских, св. Симеона Мироточивого , прп. Иоакима Осоговского Сарандапорского), принято связывать начальный этап их почитания на Руси. Уже будучи митрополитом, К. продолжал заниматься книгописанием. Сохранилась рукопись сочинений прп. Иоанна Лествичника («Лествица»), переписанная К. в К-поле в 1387 г. курсивным «александрийским» письмом (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 171. 1. 152). Троицкое монастырское предание XV-XVII вв. относило к числу собственноручных рукописей К. также Псалтирь с восследованием (Там же. 142) и сборник творений Псевдо-Дионисия Ареопагита с толкованиями прп. Максима Исповедника (Там же. 144). В реальности, однако, это лишь сравнительно ранние рус. списки с кодексов, переписанных К. либо принадлежавших ему. Первая из этих рукописей датируется по водяным знакам 1-й четв.- третью XV в., вторая - 2-й четв. того же столетия. Также только в списках сохранились принадлежавшие К. Служебник (ГИМ. Син. 601, пергаменная рукопись рубежа XIV и XV вв., написанная рус. уставом; см. Киприана митр. Служебник ) и Требник, к-рый, возможно, тождествен «Молитвеннику» (списки XVI в., напр. СаратГУ. ЗНБ. 1292 с указанием на «потружение» К. в заглавии). К. выступал также и в роли заказчика книг: в 1403 г. по его заказу для Успенского собора Московского Кремля были переписаны Триоди постная и цветная (ГИМ. Усп. 6 перг., 7 перг.). С заказом К. связывают также по крайней мере начальный этап создания роскошно иллюминированного пергаменного Евангелия-апракос Успенского собора Московского Кремля (ГОП. 11056). По содержанию рукопись представляет «новый апрокос», составленный на основании афонской редакции Евангелия-тетр, и является в этом смысле также одним из проявлений 2-го южнослав. влияния. Почитание

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Упанишады(санскр. «сидение около», то есть вокруг учителя, впоследствии слово приняло смысл «тайное знание») — духовные наставления учителей, древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного смысла; являются главным источником Веданты. В разные сборники Упанишад входит разное число текстов, от 50 до 108, созданных в VI в. до P.X.–XV в. по Р.Х. Это наиболее сложные из индийских религиозных текстов. Так, в самих Упанишадах предписано в разные периоды жизни (ашрамы) читать особую литературу: в детском возрасте Веды, будучи главой семьи — брахманы-комментарии, в зрелом возрасте отшельники могут читать араньяки (лесные книги), и лишь отрекшиеся от мира нищие странники к концу своей жизни должны быть заняты мудростью Упанишад. Как видно, эти тексты по глубине и сложности явно не рассчитаны на массового читателя. Беда в том еще состоит, что английские колонизаторы не создали в Индии системы образования, и к моменту получения Индией независимости в 1947 году только 6 % индийцев (18 млн. из 296 млн.) имели хоть какое-нибудь образование. Даже в конце ХХ века половина населения Индии не умела читать. На Цейлоне, однако, уровень грамотности гораздо выше: грамотными были 80 % взрослого населения в 1974 году. 145 Aшoka(III в. до Р.Х.) — древнеиндийский император, обратившийся в буддизм. Его стараниями буддизм не только распространился в Индии, но стал практически государственной религией и из нее распространился на соседние страны. В самой же Индии влияние буддизма постепенно ослабевало, а после захвата Индии мусульманами и разрушения ими двух главных буддийских университетов буддизм практически исчез. 146 К настоящему времени численность населения Индии возросла в три раза и составила в 2002 году 1 млрд. 50 млн.; данные о 361 млн. человек относятся к 1951 году. 147 Преподобный Иоанн Рыльский(ок. 876–946; память 18/31 августа, 19 октября/1 ноября) — великий болгарский святой, чудотворец, покровитель Болгарии. В молодости после смерти родителей принял монашеский постриг в Руенском монастыре на Осоговской горе и сразу стал подвизаться в отшельничестве: сначала в убогом шалаше, а затем 12 лет в пещере. Когда его пещеру облюбовали и заняли разбойники, он нашел себе приют в дупле огромного дуба в диких дебрях на горе Рила. Уже седовласого старца, незадолго до кончины его чудесным образом нашли пастухи; слава о совершаемых им чудесах разнеслась по всей Болгарии и за ее пределами, и святой помогал всем приходящим к нему. По смерти тело преподобного не проявляло признаков тления и сильно благоухало. Святые мощи его непрестанно являют чудесную помощь притекающим к ним. Некоторое время они находились в Венгрии, затем в Тырнове, а с 1469 года покоятся в Рыльском монастыре. 148

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Македонская Православная Церковь канонизировала праведного Иоакима Крчовского Прав. Иоаким Крчовский, учитель и просветитель. Македонская икона (2022 г.) По инициативе Куманово-Осоговской митрополии Македонская Православная Церковь - Охридская Архиепископия приняла решение о причислении к лику святых Иоакима Крчовского . Торжественное прославление запланировано на 21 и 22 мая 2022 года в Свято-Иоакимо-Осоговском монастыре в г. Крива-Паланка. Подвижник будет прославлен как святой праведный Иоаким Крчовский, учитель и просветитель. Торжественному акту прославления будет предшествовать работа специальной церковной комиссии, которая должна обеспечить составление службы святому и написание его иконы, определить состояние его мощей, назначить дату его памяти в календаре, а также собрать биографические материалы и свидетельствы о чудесах, совершавшихся по молитвам к святому, на основе которых будет составлено его житие. Священник (игумен) и учитель Иоаким Крчовский (1750 - 1820) считается одним из первых македонских просветителей. Точной информации о месте его рождения нет, но по некоторым историческим источникам он происходил из Кичево-Осломея. За три года до своей кончины он принял монашество. Religija.mk / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.04.2023 14:13:57

http://drevo-info.ru/news/28963.html

Представитель Русской Православной Церкви сослужил иерархам Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии 14 июля 2023 г. 12:41 12 июля 2023 года, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, настоятель подворья Русской Православной Церкви в столице Болгарии архимандрит Вассиан (Змеев) по приглашению иерарха Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии митрополита Кумановского и Осоговского Григория посетил город Куманово (Северная Македония),  сообщает  сайт Подворья. Праздничную Литургию в кафедральном соборе Святой Троицы совершили митрополит Тетовский и Гостиварский Иосиф и митрополит Кумановский Осоговский Григорий. Иерархам сослужили архимандрит Вассиан (Змеев) и духовенство Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. По окончании богослужения архимандрит Вассиан поблагодарил митрополита Григория за приглашение принять участие в службе и в память о совместной молитве преподнес ему в дар крест и панагию. Накануне, 11 июля, он принял участие в вечернем богослужении в храме святителя Николая города Куманово, которое возглавил митрополит Григорий. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6042300.ht...

Сербская Сербская Православная Церковь    Новости    История    Каноническое устройство    Персоналии    Официальные документы    Святые и святыни    Духовное образование    Издательства и СМИ    Публикации    Интернет-ресурсы    [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru/Православие в Украине [Новости] Православие.Ru/Православие в Украине [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие. Ru [Новости] Православие.Ru/Info-sluzba ERP KIM [Новости] Павославие.Ru Православие.Ru [Новости] [Новости] Православие.Ru [Новости] [Новости] [Новости] Православие.Ru Андрей Шестаков О жизни и подвигах прп.Гавриила Лесновского сохранилось совсем немного исторических свидетельств. Он был современником преподобных Прохора Пчиньского и Иоакима Осоговского. Существуют три редакции жития преподобного. Первая из них принадлежит монаху Лесновского монастыря Станиславу и относится к 1330 году. Согласно этому житию преподобный Гавриил явился основателем и строителем монастыря Святого архангела Михаила в Лесново и был его первым игуменом. Согласно другой редакции жития (XV-XVI вв.) во время прп. Гавриила монастырь уже существовал, и святой принял в нем постриг. 23-24 сентября 2002г. под председательством Патриарха Сербского Павла состоялось внеочередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. На заседании были рассмотрены ряд вопросов церковной и общественной жизни, среди которых: вопрос о проблемах в автономной Охридской Архиепископии, или Православной Церкви в республике Македонии; вопросы духовного образования; положение с преподаванием катехизиса в начальных и средних школах республики Сербии и положение Церкви и сербского населения на территории Косова и Метохии, в Рашской области и на других территориях. [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Преподобный Гавриил Лесновский (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный Гавриил Лесновский Православие.Ru , 25 сентября 2002 г. О жизни и подвигах прп. Гавриила Лесновского сохранилось совсем немного исторических свидетельств. Он был современником преподобных Прохора Пчиньского и Иоакима Осоговского. Существуют три редакции жития преподобного. Первая из них принадлежит монаху Лесновского монастыря Станиславу и относится к 1330 году. Согласно этому житию преподобный Гавриил явился основателем и строителем монастыря Святого архангела Михаила в Лесново и был его первым игуменом. Согласно другой редакции жития (XV-XVI вв.) во время прп. Гавриила монастырь уже существовал, и святой принял в нем постриг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

У то време благочестиви супрузи Лазар и Милица чесно поудаваше прве четири за знамените и великаше, те и тиме утврдише мир и владара и народа. Каква пак беше судбина Оливере о томе видети мало Мару они удадоше за велможу Вука (сина севастократора Бранка владаше на Косову. Другу Драгану (или удадоше у Шишмана, бугарског цара у Трнову. би дата за II господара све зетске и приморске Четврта, Теодора, удаде се у Угарску за Николу бана Мачванског постала баница хрватско-далматинска). Благочестиви господар српски Лазар беше веома и ту особито према Цркви како у тако и свуда где православни. брига беше да одмах измири Српску и Цариградску као што рекосмо, од времена цара Душана беху у неслози и Цариградски беше одлучио Српског и не беше и Зато прва брига Лазарева беше да исправи оно што се тиче неба и душе народа, виде и сагледа да црквено ствар штетна и пагубна. Као веома мудар и он о ствари ништа не пренебрегну, и очима не даде сна док велики подвиг не оствари. он говораше: Има ли за владара ишта него да чини оно што Богу угодно? На то га потстицаху и светогорски монаси, они како Цркве кад нису у миру и Они отидоше у Сави IV (1354-1375. г.) и о му говорише, а он их упути у Крушевац честитоме кнезу. На челу ових монаха беше преподобни старац родом са Косова, се подвизаваше у манастиру светог Осоговског, а сада беше хиландарски монах. Он уживаше Лазарево и зато, чим он стиже, Лазар сазва велики црквено-народни сабор у Крушевцу, на би позвана и стара царица Сабор, са и кнезом на челу (1375 г.), одмах реши да се у Цариград старац да од Цариградског измоли проклетства са дотле умрлих и свих живих Срба. И чесни старац са неколико монаха пратилаца у Цариград код (1364 -1376 г.), и благополучно сврши ову богоугодну ствар као што то благоверни самодржац Лазар. О том важном ево шта пишу мудри стари животописци, архиепископ Данило II и ученик (у " " Животи и Архиепископа Српских " ): " " Када града (Царнграда) кир Калист посла и одлучи цара (Стефана Душана) са тада се цар и заиска за ово зло, и га могао ради титуле царске) и ради градова.

http://pravoslavie.ru/54490.html

И ныне, вместо Богородична или Крестобогородична, поем: Достойно есть: Мученик Диомид родился в Тарсе Киликийском, по профессии был врачом, а по вере христианином и лечил не только от телесных, но и от душевных болезней. Многих язычников он просветил верой во Христа и крестил. Церковь чтит его как целебника и призывает его имя при совершении Таинства Елеосвящения. Святой Диомид много путешествовал, обращая людей к истинной вере. Когда он пришел в город Никею, император Диоклитиан (284–305) послал воинов взять его. По дороге из Никеи в Никомидию он сошел с телеги, чтобы помолиться, и умер. В доказательство исполненного поручения воины отсекли ему голову, но сами ослепли. Диоклитиан приказал отнести голову обратно к телу. Когда воины исполнили приказ, они прозрели и уверовали во Христа. Преподобнаго Иоакима Сарандапорскаго, Осоговскаго Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Иоакиме,/постом, бдением, молитвою,/Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему тебе крепость;/Слава Венчавшему тя;/Слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 2. Подобен: Твердый веры: В молитвах не усыпая, преподобне,/восприем силу на сопротивнаго врага,/терпением бо своим, отче Иоакиме преподобне,/возшед на Небеса/и жизнь тленную оставив на земли,/на нетление преселился еси Небесное./Темже тя хвалами вси прославляем. Преподобный Иоаким Осоговский был одним из четырех великих отшельников Болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи людей к христианскому подвижничеству. Он жил в XI в., никем не знаемый, в пещере на Осоговской горе. Уже перед кончиной его случайно встретили два охотника, которых он благословил на удачный лов. Кончина преподобного последовала, как он открыл в посмертном видении, «перед великим мраком (т. е. затмением) прежде восьми лет», т. е. предположительно в 1115 г. Впоследствии на месте его подвигов была устроена обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почему Архангел Гавриил называется вестником радости 26 марта (8 апреля) (Собор святого Архистратига Гавриила. Прол. Марта 26) Святый Архистратиг Гавриил называется у нас вестником радости. Почему так? Во-первых, потому, что он возвещал людям вообще только одну радость. В Прологе про него говорится: «Сей святый Архистратиг Гавриил един есть от великих князей небесных воинств, иже искони Богом посылаем на землю и всяку радость возвещая человеческому естеству». Затем Архангел Гавриил возвестил радость пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени Мессии. Он возвестил радость Захарии о рождении Предтечи от матери неплодной и говорил ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн, и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются ( Лук. 1, 13–14 ). Еще: благочестивое предание свидетельствует, что Гавриил возвестил святым праведным Иоакиму и Анне радость рождения у них Пресвятой Девы. Он говорил Анне: «Анна! Анна! услышана твоя молитва , воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя Ей будет Мария». В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: «Иоаким, Иоаким! услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дщерь, рождение Которой будет радостью для всего мира» (Чет. Мин. сент. 9). Наконец, Архистратиг Гавриил вестником радости называется и потому, что возвестил Пресвятой Деве радость зачатия и рождения от Нее Спасителя. Он говорил Ей: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!.. вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лук. 1, 28–33 ). Итак, братие, св. Архистратиг Гавриил называется вестником радости потому, что он возвещал людям радость. Будем же чтить его как вестника, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде оказывал и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Господа. Молитвами святого Архангела Гавриила да получим и мы все оставление грехов. (Чет.-Мин марта 26). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Тяжело было Иоакиму, но каково было его праведной жене? Что думала она об уходе своего супруга в пустыню? Значит, так ненавидит он ее и презирает за неспособность подарить ему ребенка? Значит, даже не суждено ей скоротать с ним свою одинокую старость? А к насмешкам за бесплодие добавятся еще новые насмешки, что даже муж от такой жены убежал в пустыню. И будут судачить праздные люди о ней, говоря, что, наверное, вот как раз о такой жене гласит Священное Писание: что можно перенести всякую злость, только не злость женскую и что лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (ср.: Сир. 25: 15, 18). «Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа… Сердце унылое, и лице печальное, и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа» (Сир. 25: 19–26). Но Анна воистину была праведной женщиной и любящей супругой, а «добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир. 26: 3–4). Вместо того чтобы побежать разыскивать Иоакима по пустыне или в отчаянии бродить по городу, рвя на себе волосы и жалуясь каждому встречному, какая она несчастная перед Богом и людьми, Анна в глубокой скорби – не от того, что ее ожидает незавидное будущее и всеобщее презрение, а от того, что она «жена добрая и не знающая чем утешать мужа своего, а утехи Израилевой, дитя, дать ему лишенная», – приносит свою скорбь только Богу в молитве и посте. И когда казалось, что не только оставлена надежда на деторождение, но и сами эти двое несчастных праведников-стариков уже не увидятся, не обнимут друг друга, плача о своей участи, – произошло чудо, празднуемое нами торжественно сегодня. Отдельно и Иоакиму, и Анне явился Ангел Господень и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению небесного вестника праведные супруги встретились в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Так сбылись слова Писания: «В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней» (Сир. 10: 4). С этого чудесного события и началось во временном историческом пространстве разворачивание боготканого полотна нашего с вами спасения.

http://pravoslavie.ru/97230.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010