И прекрасно говорит, что погребением осла он будет погребен, указывая, другими словами, что он не будет погребен, что, то есть, он будет растерзан дикими зверями и птицами. Ибо таково погребение осла. Ст. 20–23. Взойди на Ливан и кричи, и на Васане дай голос твой, и кричи к проходящим мимо; ибо сокрушены, все любовники твои. Я говорил к тебе во время изобилия твоего; а ты сказала: не послушаю. Таков путь твой от юности твоей, что ты не слушала гласа Моего, Всех пастухов (или любовников) твоих упасет ветр, и любовники (или друзья) твои пойдут в плен. И тогда ты придешь в смятенье и покраснеешь от стыда за всю злобу твою. Сидящая на Ливане и гнездящаяся на кедрах! Как ты возстенала, когда приступили к тебе боли, как-6ы боли рождающей. Посредством метафоры Ливана и Васана, областей и гор Заиорданских, речь обращается к Иерусалиму, что он напрасно надеялся на Египет, или к самому Иоакиму, царствовавшему в то время в Иерусалиме и поставленному на царство Египтянами, что он напрасно надеется на помощь Египтян, и что и они сами будут побеждены царем Вавилонским и отведены в плен ( 4Цар. 24 ) Словами: Я говорил к тебе, т. е. Сам Бог чрез пророков, или: они говорили к тебе, – подразумевается: пророки Мои, – а ты в изобилии твоем сказала: не послушаю, –обличает его в гордости и в том, что множеством богатства он злоупотребил в оскорбление Бога. И повествует, что не только в это время, но с самого начала, когда он выведен был из Египта, он не слушал гласа Божия; посему и все пастыри и князья его разсеены по разным местам и подклонили выи под иго Вавилонское. Словами же: сидящая на Ливане и гнездящаяся на кедрах и пр. порицает высокомерие, которое возросло от изобилия всех благ, и говорит, что к нему, как к женщине – родильнице, придет внезапная боль и неожиданный плен. Поставленное нами: кричи к мимо проходящим, что в Еврейском meabarim, Семьдесят и Феодотион перевели: за море, Симмах: напротив, в обозначение того, что голос пророка должен достигать из Иерусалима до горы Ливана и Васана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 24–27. Живу Я, говорит Господь: ибо хотя бы был Хония, сын Иоакима, царя Иудейского, перстнем на правой руке Моей, но и оттуда сорву его (или тебя) и предам тебя в руку ищущих души твоей, и в руку тех, которых лица ты боишься, и в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, (чего у Семидесяти нет) и в руку Халдеев. И пошлю тебя (или выброшу тебя) и мать твою, которая родила тебя, в землю чужую, в которой вы не родились, и там вы умрете. А в землю, к которой они сами поднимают душу свою, чтобы возвратиться, туда не возвратятся. Выше он сказал: дому царя Иудейского так скажи, и потом: сойди в дом царя Иудейского, и опять: так говорит Господь на дом царя Иудейского. Сказавши о Седекии, который был последним из царей в Иерусалиме, пророк, не соблюдая порядка царствований, возвращается к Иоакиму, брату его, который прежде его царствовал. Теперь же, по окончании этого пророчества, он говорит к сыну Иоакима, внуку Иосии, царю Иерусалимскому Иехонии, который называется и другим именем Иоахин, который, вместе с матерью своею, князьями и художниками и многими знатными, будучи взят Навуходоносором в плен, отведен в Халдею и там умер. Итак говорится следующее: хотя бы Иехония был на руке Моей как перстень, который постоянно находится на руке носящего и с трудом снимается с пальца; однако Я сорву его и предам царю Вавилонскому, и там он умрет вместе с матерью и всеми спутниками своими, и более не увидит желанной земли Иудейской. Жалкий Грунний, отверзший для клеветы на святых мужей уста свои, и язык свой научивший лжи, перевел на латинский язык одну книгу Секста Пифогорейца, человека весьма языческого, и разделав ее на два тома, осмелился издать их под именем святого мученика Ксиста, епископа Римского. В этих томах нет и помину ни о Христе, ни о Духе Святом, ни о Боге, Отце, ни о патриархах, пророках и апостолах, и эту книгу, которая читается во многих областях, и особенно проповедующими безстрастие (πϑειαν) и безгрешность, с обычным безразсудством и безумием он назвал Перстнем (Annulum).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И услышал царь Иоаким и все вельможи и князья его слова сии, и искал царь убить его, и услышал Урия и устрашился, убежал и удалился в Египет. Дальнейших слов: И послал царь Иоаким мужей в Египет – Елнафана сына Ахаборова и мужей с ним в Египет у LXX нет. Затем говорится: И вывели Урию из Египта, и привели его к царю Иоакиму, и он у мертвил его мечем и бросил труп его в гробницах простого народа. Однако же рука Ахикама, сына Сафанова, была с Иеремиею, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение. Спрашивается, почему тогда как Урия сын Шемаии из города Еариафиарима, пророчествовавший тоже что Иеремия, от страха убежал в Египет и взятый оттуда был убит, – Иеремия мог избежать опасности? Почему он, не бежавший, а смело упорствовавший в прежнем убеждении, был освобожден как по суду народа и князей, так и по совету старейшин, вопреки обвинителям – священникам и лжепророкам? На это кратко следует отвечать так: для нас не может быть изследим суд Божий, когда по одной и той же причине, одним и тем же определением один наказывается, а другой освобождается. Разве, быть может, мы можем ответить то, что Урия был умерщвлен в осуждение обвинителей и народа, а Иеремия судом Божиим был сохранен для того, чтобы проповедовать остаткам несчастного народа и привлечь их к покаянию. Подобное же читаем и в Деяниях Апостольских, что апостол Иаков скоро подвергся суду Ирода и увенчался мученичеством, а блаженный Петр и прочие апостолы были сохранены для учения Христова. И достойна примечания твердость пророческая, что и возвращенный из Египта Урия не изменил убеждений, но и видя грозившую смерть все-таки говорил то, что повелел ему Господь. А что он устрашился и убежал и удалился в Египет – это доказательство не неверия, а благоразумия, – чтобы мы напрасно не подвергали себя опасностям. И о Господе Спасителе читаем, что Он избегал рук гонителей (Лук. гл. 4; Иоан. гл. 8) и повелевал апостолам: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий ( Мф. 10, 23 ). Еще вопрос: каким образом Иоаким царь Иудейский, при своей незначительной власти, слабый и стоявший на краю погибели, имел возможность посылать в Египет и вывести оттуда Урию? Это легко разрешается, если примем во внимание, что он получил власть от царя Египетского Нехао и что это пророчество было в начале его царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В таинственном же смысле можем толковать это место против еретиков, которые строят себе дом не великий и весьма обширный, по широте церкви, но маленький. Строят же не с правдою и судом, желая расхищать чужое. Посему говорится: ты построил себе дом маленький, горницы насквозь продуваемые ветром, которые увлекаются всяким ветром учения ( Ефес. 4. 14 ), и отделенные окнами, ибо еретики не имеют здания вечного и твердости непоколебимой. И настланные, говорит, потолками из кедра. Хотя они по видимому имеют весьма красивый потолок, но во время дождей и бури гонений скоро гниют и разрушаются. И окрашенные красною краскою. Хотя они также обещают страдание и кровь Господа, но во веки не царствуют, потому что препираются и возбуждают на гнев Араза (Araz), то есть, кедр – отца своего. Ибо всякий еретик рождается в Церкви, но из Церкви извергается и спорит, ратует против родительницы своей. В словах же: не едят и не пьют, подразумевается; Тела и Крови Спасителя и прочего сему подобного. И все заблуждение их происходит из того, что они не знали Бога и не имеют правых очей, но сердце их склонно к корыстолюбию, к тому, чтобы расхищать чужое и проливать кровь соблазненных. Ибо это и значит совершать человекоубийство. О темном следует говорить подробнее. Ст. 18, 19. Посему так говорит Господь к Иоакиму, сыну Иосии, царю Иудейскому: не будут оплакивать его «увы, брат! и: увы, сестра!» не будут кричать ему: " увы, государь! и: увы, знаменитый! Погребением осла он будет погребен, сгнивши и будучи выброшен за ворота Иерусалима. Того, что мы поставили с еврейского: не будут оплакивать его: увы, брат! и: увы, сестра!» у Семидесяти нет. Собственно говорится против Иоакима, царя Иудейского, и объясняется загадка, прежде казавшаяся темною и неизвестно к кому из трех братьев относящаяся, – что идет речь не об Иоахазе и не о Седекии, а собственно об Иоакиме, о котором еврейская история рассказывает, что он убит разбойниками Халдейскими, Сирийскими, Аммонитскими и Моавитскими. Поэтому и в Малахим 14 пишется, что он умер, и умалчивается о том, что он погребен ( 4Цар. 24 ), а в книге «Дней» читаем, что он был скован цепями и отведен в Вавилон ( 2Пар. 36 ), и более ничего не говорится о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Поэтому они и говорили: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» ( Пс.136, 1 ), в котором по законам и обычаям иудеев приносилась жертва хваления, исполняемая на струнных и духовных инструментах и чарующая своими звуками приступающих к храму Божию. Но так как их душило иго рабства у чужеземцев, то они с плачем говорят: «на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы» ( Пс.136, 2 ), указывая этим самым на то, что они не занимаются песнями; потому что верба – растение бесплодное, или лучше – теряющее свой плод: так она названа у одного из греческих поэтов. И так музыкальные инструменты оставались в бездействии и бесплодии; и причину этого бездействия иудеи высказывают, возопивши: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» ( Пс.136, 4 .) И когда Варух принес к ним слова книги Иеремии, " плакахуся все, – сказано, – и постяхуся, и моляхуся молитвами пред Господем. И собраша сребро, якоже когождо можаше рука: и послаша во Иерусалим ко Иоакиму жерцу великому, сыну Хелкиину сына Саломля, и к жерцам и ко всем людем, иже обретошася с ним во Иерусалиме». И спустя немного: «и рекоша, се послахом к вам сребро, да купите на сребре всесожжения и жертвы за грех , и фимиам, и сотворите жертву, и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего»( Вар. 1, 5–7, 10 ). Они считали для себя неприличным приносить жертвы, когда они выселены из святой земли и живут не под управлением Бога, но подчинены иному и подпали под власть тирана; они предоставляют богослужение тем, которые обитают еще во святом городе и обладают честью совершать священнодействие; при этом они руководствуются очевидно правильным соображением в исследовании того, что прилично и необходимо. И сам премудрый Даниил воздерживался от священных действий но, будучи пленником вместе с другими, он перехитрил силу обстоятельств, и вот каким образом: он молился три раза в день; но у него в горнице окна были обращены и открыты в сторону Иерусалима; ибо так написано ( Дан. 6, 10 ) Он думал, что его молитва только тогда будет приятна Богу, когда он, если не телом, то мыслию, удалится из земли чуждой и ненавистной и, умственными очами взирая на боголюбезнейшую землю и вошедши как бы в самый храм, будет приносить моление за кого хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

На другой год после удаления Навуходоносора, неизвестно по какому особенному случаю, назначен был всему народу в Иерусалиме пост в зимнюю пору, именно, в девятом месяце. Когда народ изо всех городов стекался в Иерусалим для поклонения в храме, Иеремия поручил Варуху прочесть всенародно в храме свиток своих пророчеств, написанный перед тем временем. Варух исполнил возложенное на него поручение. Об этом дано было знать во дворец, где находились тогда все князья. Царские сановники послали за Варухом, потребовали, чтобы он прочитал им свиток. Выслушавши пророческие угрозы, они ужаснулись, и стали выспрашивать у Варуха, как он написал эти пророчества Иеремиины? Варух отвечал, что Иеремия из уст своих произносил ему слова, а он писал их в свиток. Сановники сказали: «эти пророчества так важны, что нужно довести об них до сведения царя», а между тем посоветовали Варуху и Иеремии скрыться, так чтобы никто не знал, где они. Когда донесли царю о пророческом свитке, Иоаким потребовал его к себе и велел читать пред собою вслух всех князей, которые стояли близ него. Для нагревания комнаты, по причине зимнего холода, пред царем горела жаровня. По той мере, как чтец развертывал свиток и прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал, что прочитано, ножичком и бросал на жаровню. Некоторые из вельмож умоляли царя не жечь свитка, он не послушал их. Святок был весь прочтен и весь сожжен. Отдан был приказ взять Варуха и Иеремию, но Господь сокрыл их. Тогда Господь сказал Иеремии: «возьми другой свиток и запиши на нем все, что было написано на прежнем свитке, который сжег Иоаким. Иоакиму же, царю Иудейскому, скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток, зачем в нсм было написано, что царь Вавилонский непременно придет и опустошит эту землю, истребит на ней людей и скот. За то вот что говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: потомство его не будет сидеть на престоле Давидовом, и тело его по смерти будет брошено на зной дневной и холод ночной». Иеремии исполнил, что повелел ему Господь; свиток был опять написан при помощи Варуха, и к прежним пророческим речам прибавлено изречение суда Божия на Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мало того, по мере того, как чтец развертывал свиток и прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровню; свиток сполна был прочитан и весь сожжен (Иер.36:1-26). Иоаким после того дал повеление своим приспешникам взять Иеремию и Варуха и предать обоих смерти. Но промышлением Божиим они были скрыты в то время и избежали смерти; а вскоре настала такая пора для иудейского царства, что врагам и ненавистникам пророков уж некогда было думать и приводить в исполнение свою месть. Между тем по повелению Божию пророк Иеремия произнес новое слово в обличение нечестивого царя. - Возьми себе другой свиток, - сказал ему Господь, - и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сжег Иоаким, царь иудейский. Иоакиму же скажи: так говорит Господь - ты сжег свиток, так как в нем было написано, что непременно придет царь вавилонский и опустошит эту землю, истребит на ней людей и скот. За это вот что говорит Господь об Иоакиме: потомство его не будет сидеть на престоле Давидовом и тело его по смерти будет брошено на зной дневной и на холод ночной (Иер.36:27-30). Это повеление Господне исполнено было святым пророком: с уст Иеремииных был написан рукою Варуха другой свиток, в котором многое было прибавлено к прежним пророческим речам. В это время неожиданно для иудеев Иерусалим окружен был войском Навуходоно- сора, составленным из легких отрядов халдейских, сирийских, моавитских и аммонит- ских. Священный город, не приготовленный к обороне, без труда взят был нападавшими; царь Иоаким был схвачен и погиб бесславною смертью: труп его был выброшен за городские стены на съедение диким зверям и птицам. Сбылось, таким образом, пророческое слово святого Иеремии, что царь Иудин будет погребен ослиным погребением: вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер.22:19), что мертвое тело его будет брошено на зной дневной и на холод ночной. Впрочем, оставшиеся кости его, объеденные зверями, были погребены иудеями в родовой царской усыпальнице (2Пар.36:8).

http://pravicon.com/info-2410

Но в это время еще не был сожжен Иерусалим. В пятый после полного разрушения Иерусалима Навузарданом? Но тогда Иехония еще томился до 37 года своего плена в темнице в Вавилоне ( Иер.52:31–34 ). А по книге Варуха это послание читалось «вслух Иехонии, и всего народа… и вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин… при реке Суд» ( Вар.1:3–4 ). Очевидно, у Иехонии не могло быть такой обстановки в Вавилоне, о какой говорит Варух. Не мало «недоумений» возбуждают и упоминаемые здесь «сыновья царские», так как ни у Иехонии, ни у Иоахаза и Седекии их не могло быть. Далее, в 7 стихе читаем: «послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, первосвященнику». По книге Иеремии, последним первосвященником был Сераия, которого Навузардан увел в плен, и в Ривле он был убит по приказанию Навуходоносора ( Иер.52:24–27 ). Первосвященник же Иоаким был уже после возвращения всех иудеев из вавилонского плена ( Неем.12:26 ; Иосиф Флавий. Древн. XI, 51). Впрочем, в греческом тексте стоит: ιερα, т. е. Иоаким был лишь священником, хотя может быть и старшим. В Вар.1 упоминается о каких-то «серебряных сосудах дома Господня, устроенных Седекией», – о чем нигде не говорится, а в книгах Царств ( 4Цар.25 гл.) и Иеремиин (52 гл.) говорится о сосудах, устроенных Соломоном. Это недоумение считает «неустранимым» и позднейший русский защитник авторитета кн. Варуха, архим. Антонин, и признает лишь «порчу текста» (Ук. соч. 20–22 стр.). В Вар.1 читаем: «купите на это серебро всесожжения и жертвы за грех… и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего…», а между тем, по свидетельству исторических книг, храм и жертвенник были Навузарданом сожжены и разрушены до основания, а ценные металлические части их и нужные при жертвах орудия и сосуды: щипцы, чаши, котлы, лампады и прочее, увезены в Вавилон ( Иер.52:13, 17–23 ). Таким образом, жертв приносить в Иерусалиме не на чем и нечем было, а потому по возвращении из Вавилона иудеи прежде всего «соорудили жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения… и поставили жертвенник до основания его и стали возносить на нем всесожжения Господу…» ( 1Езд.3:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иеремия продолжал свои обличения, говоря теперь открыто против Иоакима. Подлинный «сын Давидов» лишь тот, кто исполняет веления Божии, а нарушитель закона теряет право быть «предводителем народа Божия»: Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? Отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему было хорошо. Не это ли значит знать Меня? – говорит Господь. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти И к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие! (22,15–17) Пророк был бы немедленно брошен к тюрьму, если б на столицу Иудеи не обрушились новые тревоги. В 605 году в битве при Кархемише Навуходоносор разгромил фараона, а вскоре венчался на царство в Вавилоне. Иерусалиму нужно было решать – сохранить ли верность Египту или перейти под власть халдеев. Иеремия выступил снова с проповедью, в которой объявил Навуходоносора «бичом Божиим», посланным для вразумления Израиля. Он требовал, чтобы Иоаким подчинился халдейскому царю (25,1–17). В декабре 604 года Навуходоносор предъявил Иоакиму ультиматум. И как раз в это время ученик пр. Иеремии Варух переписал его книгу пророчеств и публично прочел их в Храме (гл. 36). Об этом донесли царю. Он велел принести ему свиток и прочесть его. По мере того как царь выслушивал две-три строки, он брал из рук чтеца книгу, отрывал от нее часть и бросал в жаровню. Этим он хотел показать, что считает все пророчества Иеремии злокозненным бредом. Но пророк снова продиктовал Варуху пророчества, которые были еще более суровыми, чем прежние. Иеремия был арестован в Храме, его в колодках поставили, как у позорного столба. Он видел, что стал ненавистен всем: его считали врагом отечества и хулителем Храма. Ему хотелось навсегда перестать проповедовать, вернуться домой и предоставить событиям идти своим путем. Но Господь побудил его стоять до конца. Душевное состояние пророка передает его псалом: Ты влек меня, Господи, и я увлечен,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12: 1–2). Здесь практически повторяются известные слова пророка Исаии, которые цитировал Христос: « Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29: 13; Мф. 15: 8). Неслучайно пророк Иеремия многим из столкнувшихся с ним лично объявляет их судьбу, – например, Пасхору (Иер. 20: 3), царям Иоакиму (Иер. 22: 19), Иехонии (Иер. 22: 30), Седекии (Иер. 34: 3); лжепророкам Анании (28–я гл.), Ахаву, Седекии, Шемаии (29–я гл.). Важный момент, который мы должны отметить в книгах пророка Иеремии и пророка Иезекииля, – тема личной ответственности перед Богом и значимости в очах Божиих каждой человеческой личности. Пятикнижие обращено целиком к народу, и если мы посмотрим историю, изложенную в Пятикнижии, то даже за грехи отдельных людей все равно наказывается весь народ, тем самым показывается нерасторжимость отдельного человека и всей ветхозаветной Церкви. Хотя личная ответственность была прописана в Законе: « Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16), но там это воспринималось скорее как судебная норма. У пророков же как раз показывается и та истина, что никто не может сказать, что страдает только потому, что принадлежит к этому народу, или просто потому, что согрешил кто-то, кто был его прадедом, а Господь обещал до четвертого колена наказывать потомков грешника, а он сам не виновен. Пророк Иеремия многократно показывает, что каждый человек сам отвечает именно за свои действия, помимо участия в коллективной судьбе каждому будет дано по делам его. В частности, у него говорится: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17: 10). Господь судит не по каким-то внешним действиям, но проникает в сердце человека, чтобы по пути сердца его и по плодам дел его воздать ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010