«Для принятия божественной иконы, говорит Георгий Кедрин, император Лакапин послал в Эдессу епископа самосатского, бывшего тогда в Византии. Между христианами эдесскими произошло волнение и неоднократно возобновлялось, потому что не хотели выдать неоцененную святыню, которая хранила в спасала город от неприятелей. Но градоначальник Амира – одних убеждением, других силою, иных страхом смерти, заставил уступить Шествие иконы сопровождалось славою чудес. В 15 день августа, когда императоры по обычаю торжествуют праздник Успения Богоматери во всечестном ее храме Влахернском, – рано утром пришли туда служители святыни и на горнем месте сего св. храма поместили кивот, хранящий в себе икону и послание. Прибывшие императоры благоговейно покланялись святыне. Отсюда препроводили образ с великим торжеством во храм, называемый Фарос. На другой день, 16 августа, после благоговейных лобзаний и поклонений священники и младшие императоры (старейший оставался дома, за слабостию своего здоровья) подняли киот при пении псалмов, при великолепном освещении, и обратно поплыли в столицу. Достигши берега, императоры пешие, весь сенат, предстоятель священнодействия и все духовенство с подобающим великолепием сопровождали ковчег, хранящий в себе святейшие и достопокланяемые залоги. Когда пришли к золотым воротам и вступили в город: псалмы, пение и песни духовные увеличились; блеск светильников безмерно умножился; лица со всех сторон стекались сопровождать священное шествие. Во время шествия блаженной иконы и досточестного послания срединою города, столько было от всей столицы пролито слез радости, столько вознесено к Богу молитв, благодарений и обетов, что никакое слово изобразить не может. По принесении в славный храм Премудрости Божией поставили всечестный образ пред царскими вратами алтаря. Отселе после поклонения и чествования иконы всем собором церковным носящие священную ношу отправились к царским чертогам и в палате вознесли божественную икону Спасителя на царский трон, где обыкновенно производятся важнейшие дела государственные, справедливо полагая, что непременно надобно освятить царственную кафедру, и чрез то сообщить восседающим на ней правду и милость. По совершении обычной ектения, божественная икона поднята и обратно несена в прежний храм, в Фарос. Там она поставлена на правой стороне к востоку, в славу верных, в соблюдение царей, безопасность всёго царства и в заступление христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(Там же. С. 125-129, 153-154) и, возможно, на Руси. Структурные особенности службы (наличие 2 икосов и полиелейных припевов) указывают на ее создание не ранее сер. XIII в. (Българска лит-ра. 1987. С. 237). Еще одну особенность службы представляют ипакои, к-рые характерны для гимнографических произведений, посвященных двунадесятым и великим праздникам, и в слав. гимнографии известны только в переводных композициях; служба И. О. является исключением. Это свидетельствует как о высокой степени почитания святого, так и о вероятном создании службы непосредственно в Осоговском мон-ре либо по его заказу. Вторая служба И. О. не издана и почти не изучена. Она известна в единственном списке в западноболг. (?) Минее служебной на авг. (Рильский мон-рь, 2/15. Л. 93 об.- 104 об., нач. XVI в.). Общими для 2 служб являются стихиры на «Господи, воззвах», начало песней 3 и 8 и тропарь песни 7-го канона, 1-й икос и один из светильнов (канон в целом в лит-ре подробно не охарактеризован). «Рильская» служба была создана не позднее XV в. Помимо нек-рых песнопений 1-й службы при ее составлении был использован также кондак Иоанну Рильскому ( Краева. 1978. С. 119; Райков, Кодов, Христова. 1986. С. 56). Третий вариант службы И. О. сопровождает Житие святого в Германском сборнике XV в. и считается компиляцией 2 первых служб ( Jakuмobcka. 1993. С. 43-44). Иконография Древнейшее изображение И. О. сохранилось на зап. стене нартекса в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318). Святой представлен в рост в монашеском одеянии (в хитоне, в мантии, в схиме, с куколем). Первое совместное изображение И. О. (без куколя, с развернутым свитком в левой руке) с Иоанном Рильским находится в Земенском мон-ре (нач. XIV в.). Изображения И. О. (монах-аскет без куколя, с развернутым свитком в руке) и Прохора Пшинского на зап. стене фланкируют вход в соборе мон-ря Лесново (1345-1347). Изображение И. О. в соборе мон-ря свт. Николая Чудотворца в Псаче близ г. Крива-Паланка датируется 1358 г. Более поздние изображения И.

http://pravenc.ru/text/468939.html

Когда сей Анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог, для покоя преподобного Елеа- зара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «Поберегите Анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 79 ; в 1655 году патриарх Никон выпросил у царя отпускать в Анзерский скит более прежнего свеч, ладану, вина и муки для цер­ковной службы; установил быть 17 братьям в скиту и послал от себя серебряные оклады на иконы и дары скитникам деньгами и рыбою. Святой старец скончался после 40-летних подвигов января 13-го дня 1656 года. Память его чтится местно 80 . День пятнадцатый. Память преподобного Гавриила Лесновского и Прохора Пшинского По Болгарскому синаксарю 1340 года «преподобный отец наш Гавриил, сын благородных и богатых родителей, был отдан книжно­му учению и помощью Божиею хорошо успел в нем. Когда пришел в возраст, обручили его с невестою хорошего рода; но он, не кос­нувшись ея, ушел в монастырь и стал монахом. Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм святого архи­стратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оста­вил тут все свое имущество, а сам отошел в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провел он 30 лет, пере­несши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объяви­лось одному русскому города Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нем положил мощи. При них совершалось много чудес: слепые прозирали, хромые оздоравливали, беснующиеся исцеля­лись прикосновением к святым мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в город Тернов Болгарский и положены были в трапезе святых апостолов» 81 . В житии преподобного Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные Ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Бого­избранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духов­ного, чтобы принесть сторичный плод... Преподобный отец наш Иоанн, по Давиду, витал по горам, как птица, и изволил взойти на гору высо­кую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святый преподобный отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смо­трению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на реку Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельное житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного святые мощи его совершают дивныя чудеса» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В моих выводах о европейской культуре есть много катастрофического, но это и неудивительно, ибо я говорю о самом катастрофическом периоде человеческой истории, об апокалипсисе Европы, ужасы которого раздирают и ее тело, и ее дух. Несомненно, вся Европа заминирована вулканическими противоречиями, которые, если их не устранить, вскоре могут разорваться окончательным уничтожением европейской культуры. Судьба Европы – это одна из главных славянских тем. Когда же настоящий славянин мыслит о судьбоносных, вечных темах, он забывает обо всем преходящем и временном. Посмотри, разве дивный Растко, самый лучший и самый типичный славянин в нашем народе, не отрекся от царского престола, только бы разрушить мучительную проблему жизни? Разве он не спал двадцать лет на земле с камнем вместо подушки под головою? Разве он двадцать лет не питался только растениями и травою? Разве он двадцать лет день и ночь не молился чудесному Господу Иисусу, чтобы Он разрешил его вековечные проблемы? Воздвигнутую на опасном водоразделе между двух культур зеницу нашей души жжет огненный вопрос: европейский человек или святосаввский Богочеловек? От ответа на этот вопрос зависит судьба нашей народной души и во времени, и в вечности. Если вы желаете, чтобы душа нашего народа заблистала неугасимым светом, если вы желаете, чтобы она из бренной стала непреходящей, из бесславной – славной, из смертной – бессмертной, из временной – вечной, из человеческой – богочеловеческой, тогда изберите святосаввского Богочеловека. Если вы выберете Его, что вам сотворит человек? Что смерть? «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» ( 1Кор 15, 55 ). Выбрав Его, вы станете в ряду славянских бессмертных, в ряду лучших и высших представителей славян, в ряду главных зодчих православной культуры: святого Саввы Сербского и святого Сергия Радонежского, святого Симеона Мироточивого и святого Димитрия Ростовского , святого Прохора Пчиньского и святого Тихона Задонского , святого Гавриила Лесновского и святого Серафима Саровского , святого Иоанна Рыльского и святого Иоакима Осоговского, исповедника Тихона, Патриарха Вероссийского, и исповедника Варнавы, Патриарха Сербского, митрополита Антония Храповицкого и епископа Николая Охридско-Жичского, святого Иоанникия Девичского и преподобного Иоанна Кронштадтского , Гоголя и Достоевского, Хомякова и Флоренского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В житии пред. Иоакима осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовнаго, чтобы принесть сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись прилеплялся одному Владыке Богу... Святый преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя Господи на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу веселящему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельное житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженнаго св. мощи его совершают дивныя чудеса» 41 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть никто другой, как преп. Иоанн рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги пр. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора пшинского 42 . О месте подвигов пр. Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 г. наместником сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 г., писанная «в горе злетовской в м. Леонове, в монастыре великаго воеводы арх. Михаила, у гроба преп. отца Гавриила,– его же великий воевода Оливер созда из темени (с основания), всякими добротами украсив – соуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом».– Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 г. она мало-помалу восстановляется 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иустин Попович , Жития за апрель, стр. 297–305). Метеоры пережили свой расцвет, именно во время сербского правления этими областями. Сербский деспот эпирский и фессалийский Иоанн Урош Палеолог, большой почитатель Святой Горы и исихастов, отрекшись от власти, стал одним из самых верных учеников преподобного Афанасия. В монашестве получил имя Иоасаф , став вместе с Афанасием, ктитором Преображенского монастыря на Широкой Скале. Жизнь окончил пустынником, и сейчас известен как преподобный Иоасаф Метеорский . (Жизнь преподобного Иоасафа Великометеорского, то же, стр. 306–309). Они оба справедливо могут называться «Синаитами», несмотря на то, что преподобный Афанасий подвизался на Святой Горе в местечке Милеа, под руководством Григория (Младшего?) и Моисея исихаста, которые были из узкого круга учеников преподобного Григория Синаита , родоначальника синаитского движения. К ним его направил монах Каллист, позже Цариградский патриарх, подвизавшийся тогда в скиту Магула (То же, стр. 299, 103). По пути от Святой горы в Метеоры он, вместе со своим старцем Григорием и духовным братом Гавриилом, посетил епископа Сервийского Иакова, который был очень близок к преподобному Григорию Синаиту , о котором уже шла речь (То же, стр.300). На основании записи в рукописном Требнике, Часослове и сборнике от XV-XVII вв., найденных в селе Велика Мучна (Хорватия), Леонтий Павлович считает, что есть все основания причислить к Синаитам еще восемь человек. В Похвале святым, которая начинается словами «Во славу», а заканчивается похвалой Сербским святителям, наряду с именами Симеона и Саввы, Прохора Пчинского, Иоанна Рыльского, Иоакима Осоговского и Гавриила Лесновского, упоминается и “ преподобный же лик Симеона с Григорие(м) Гонисия с Павлом Афанасия с Петром, с ними же Максим и Нил Чудотворец» ; последняя похвала – «святому князю Лазару, в Раванице почивающего». Это предположение Л. Павловича имеет основания, с тем, что речь идет не о каких-то монахах синаитах, которые жили в Сербии, а об уже известных святогорских подвижниках, некоторые из которых, непосредственно принадлежали к синаитскому движению и были очень близки к синаитско-святогорским кругам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но икона чудным образом явилась на прежнем месте. Это явление прославило икону еще более и соделало предметом особенного благоговения для верующих. Преподобного отца нашего Макария, Лезенского чудотворца О преподобном Макарии из устного народного предания известно, что он родом был римлянин, по прибытии из своего отечества в Россию избрал местом своего уединения небольшой островок среди топкого болота, находящегося неподалеку от небольшой речки Лезены, или Грезены, в 110 верстах от Новгорода. На этом островке преподобный Макарий устроил себе небольшую землянку и жил в ней, пребывая в строгом посте и молитвах. Долгое время убежище его от мира никому из людей не было известно, но впоследствии Господь открыл его через охотников, которые во время охоты на зверей, сбившись с дороги, долго времени искали ее, наконец увидели дым из курящейся землянки, а в ней пустынножителя, преподобного Макария, который после молитвы подкрепил их небольшою крошкою сухого хлеба, а затем, по наставлении в добродетелях, указал им дорогу к их жилищам. С этого времени охотники стали посещать преподобного, а вместе с ними и другие окрестные жители, которые приносили ему все необходимое для существования. Избегая человеческой молвы, преподобный удалился с пустынного островка за три версты от него, в глухое лесистое место, находящееся близ самой речки Лезны, и там построил себе вторично убогую хижину, усугубив в ней свои молитвенные подвиги. В скором времени стали стекаться к преподобному сподвижники благочестия, с которыми преподобный Макарий устроил небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и основал пустынный монастырь, в коем был много лет игуменом. Угодник Божий остальное время своей жизни провел в подвигах поста и молитвы и мирно скончался в своей обители, не позже XV века. Мощи преподобного Макария Лезенского почивают под спудом в Макариевской, упраздненной с 1764 года, пустыни, которая находится от города Новгорода к северу в 110 верстах, от станции Любань в 20 верстах, на левом берегу речки Лезны. Местная память преподобного Макария совершается 15-го августа. В этот день в пустыни бывает большое стечение богомольцев. День шестнадцатый Память преподобного Иоакима Осоговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

мон-рей, а монахи преимущественно занимались просветительской и книжной работой. С X-XI вв. известно о существовании обителей на землях, населенных сербами: мон-ря Биела возле г. Шавник, неск. обителей вокруг г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), ц. Петра и Павла в Стари-Расе близ г. Нови-Пазар (Рашская обл., Косово и Метохия). Во 2-й пол. XII в. действовали мон-ри в Арилье , Стара-Павлица (см. в ст. Павлица ) и др. В X-XI вв. в западноболг. землях зародилось пустынножительство. Первым болг. пустынником считается прп. Иоанн Рильский , который ушел в глухие леса горного массива Рила в поисках уединенной жизни: рядом с его пещерой впосл. возник Рильский монастырь . В XI-XII вв. мон-ри появились на месте подвигов пустынножителей Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского . Несмотря на утверждения нек-рых историков, что афонскую обитель Зограф болгары основали уже в X в., когда граница Болгарского гос-ва подходила к Св. Горе, ее основатель и большинство насельников в первые века существования обители скорее всего были греками. В нек-рых афонских документах упоминается, что в XI в. на полуострове существовал мон-рь Зелянос (Желянос), слав. происхождение основателя к-рого не вызывает сомнений. В нач. XI в. появились первые известия о болгарском жен. М.: Косара, дочь болг. царя Самуила , после гибели супруга серб. (зетского) кн. Иоанна Владимира приняла постриг с именем Феодора и поселилась при построенном мужем храме Пресв. Богородицы (Пречиста-Краинска или Острос, сохр. развалины; Черногория). Но в последующие века сведений о жен. мон-рях не осталось, редко встречаются упоминания о пострижении представительниц знати. Завоевание Византией Болгарии (1018-1186) изменило положение болг. М.: большие мон-ри основывались реже и, как правило, по инициативе визант. чиновников или Охридских иерархов (см. ст. Охридская Архиепископия ). В 1083 г. визант. полководец груз. происхождения Григорий Пакуриан на полученных им за службу землях близ г. Филиппополя (ныне Пловдив) основал Петрицонский монастырь . Согласно ктиторскому типику, в состав братии могли входить лишь монахи-грузины, но с XIV в. среди насельников стали преобладать греки и болгары. Впосл. этот мон-рь под слав. названием Бачковский стал одним из духовных центров Болгарии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

средневек. литература. 2008. С. 140-141). В этом сказании, в частности в «Чуде о кресте и болгарине», имеется текст о равноап. кн. Борисе (Михаиле), типологически близкий к проложному житию. В болг. книжной практике создавались и переводились жития святых разных ликов, однако интерес к тем или иным чинам святости менялся в разные эпохи. В IX-X вв. первостепенное значение имели слав. пространные жития апостольско-просветительского типа, посвященные равноапостольным Кириллу и Мефодию и их ученикам. В XI - кон. XII в. создавались жития преподобных, подвизавшихся в зап. пределах Болгарии, которая находилась под властью Византии,- Иоанна Рильского , Прохора Пшинского (Пчиньского), Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) . С кон. XII в. в связи со становлением Второго Болгарского царства особое внимание уделялось болг. и греч. святым, мощи к-рых перенесли в Тырново для прославления новой столицы. В XIII в., вероятнее всего до середины столетия, были написаны и/или переведены их проложные жития, дополненные короткими рассказами о перенесении мощей в Тырново. Среди них представлены святые разных ликов святости, в т. ч. пустынножительницы (преподобные Филофея и Параскева (Петка) Тырновские) и епископы-исповедники (святители Иларион , еп. Могленский (Меглинский), Иоанн Чудотворец , еп. Поливотский). Тогда же было создано проложное Житие прав. Михаила Воина, подвиг к-рого является болг. версией змееборческой легенды (Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 49-67). В XIV в. Тырново, центр лит. жизни, был тесно связан с афонскими монастырями; на Ж. л. повлияли воззрения исихастов на книжность и их стремление к повышенной экспрессивности. Пространные риторические жития писались по образцу творений Симеона Метафраста и в соответствии с творчеством греч.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010