Иер. 36:27–29 27. И бысть слово Гдне ко Іереміи, егда сожж црь свитокъ, вс словеса, же вписа Вархъ устъ Іереміиныхъ, глагол: 27. И было слово Господне к Иеремии, после того, как царь сожег свиток и слова, которыя Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: 28. Паки возм ты свитокъ дргій, и впиш вс словеса бывша в свитц, же сожж црь Іакімъ. 28. Возьми себе опять другой свиток, и напиши в нем все прежния слова, какия были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский. 29. И ко Іакім црю Ідин речеши: так реч Гдь: ты сожеглъ ес сїю книг, глагол: почто вписалъ ес в ней, глагол: вход внидетъ црь Вавлнскїй, и потребитъ землю сїю, и потребтс не члвки и скоты; 29. А царю Иудейскому, Иоакиму, скажи: так говорит Господь: ты сожег свиток сей, сказав: зачем ты написал в нем: «непременно прийдет царь Вавилонский, и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот?»  – Ст. Иер. 36:29 . Иоаким изрезал и сжег первый список речей иеремииных за заключавшееся в них предсказание опустошения страны иудейской, т. е. почти за то же, за что несколько раньше священники и лже-пророки объявляли Иеремию достойным смерти (ср. гл. Иер. 26 ). Иер. 36:30 30. Тог ради сице реч Гдь на Іакіма цр Ідина: не бдетъ ем сдщаг на престол Давідов, и бдетъ тло ег мертвое повержено на зно дневнмъ, и на мраз нощнмъ. 30. За это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящаго на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневный и на холод ночный.  – Ст. 30. Не бдетъ ем сдщаг на престол Давідов. После Иоакима царствовал три месяца сын его Иехония ( 4Цар. 24:6, 8 ); но эти месяцы он должен был бороться за свою столицу, за свое царство, за свой престол с вавилонским царем (ср. введение, стр. 7 30 ), и борьба кончилась изгнанием Иехонии – сына мятежного вассала (Иоакима, ср. 4Цар. 24:1 ). Не было ни одного дня, когда власть Иехонии не оспаривалась бы и когда он пользовался бы ею совершенно спокойно. А Иехонии наследовал его дядя Седекия. Таким образом из потомков Иоакима не было ни одного в собственном и неоспоримом смысле слова «седящаго на престоле Давидове». И бдетъ тло… на мраз нощнмъ ср. Иер. 22:18, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер. 23:3 3. И азъ собер станки стада моег всхъ земель, в нже извергохъ ихъ там, и возвращ ихъ к селенїмъ ихъ, и возрасттъ, и умножатс. 3. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и оне уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. 5. Вот, наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 5 . От многих пастырей, имеющих пасти возвращенное в родную землю стадо Господне, отличается один Пастырь-Царь, который будет царствовать мудро и сотворитъ сдъ и правд на земл (ст. Ис. 11:4, 5, 42:1, 3, 4 ) и таким образом составит полную противоположность тем царям, которые, подобно Иоакиму, не творили суда и правды, не спасали угнетенных и т. под. (ср. Иер. 22:3, 13, 15 ). Этот Царь называется Отраслию праведною, которую Господь возставит Давиду. И это название указывает в Нем Лицо, тожественное с тем Лицом, о котором Бог говорит у пророка Захарии в Зах. 3:8 : вот, Я привожу раба Моего, Отрасль, и в Зах. 6:12, 13 : вот Муж, – имя Ему Отрасль, – Он примет славу, и возсядет, и будет владычествовать на престоле своем. Эти пророческие изречения Захарии об Отрасли, имеющей воцариться на земле, ясно дают понять, что Отрасль сия есть Лицо не собирательное, но единичное, не собор тех пастырей, о которых речь в Иер. 23:4 , но тот единый Пастырь, которого поставить над овцами своими обещает Господь устами пророка Иезекииля ( Иез. 34:23 ). В каком отношении находится этот Царь мудрый и праведный к пастырям, которые сохранят стадо Господне от расхищения (ср. Иер. 23:4 )? Замечательно, что этому Царю усвояется деятельность, последствием которой будет спасение Иуды и упрочение безопасности Израиля (ср. Иер. 23:6 ). Эти последствия в сущности те же самые, что и последствия деятельности пастырей, обозначаемые словами: овцы не уботс ктому ниж ужаснтс, и ни единъ погибнетъ числа ( Иер. 23:4 ). Дело единого Пастыря и деятельность многих пастырей тожественны по их направлению и последствиям. Если так: то под этими многими пастырями нужно разуметь апостолов, благовестников, пастырей и учителей, которых Христос Спаситель поставил на земле представителями и продолжателями спасительного и благодатного дела, Им начатого ( Еф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Пророк приходит в царский дворец и говорит царю и всем жителям Иерусалима: «если вы не исправитесь нравственно, то погибнете (ст. 1–9). Напрасно вы плачете об умершем (царе Иосии), плачьте об отведенном в плен в Египет (Иоахазе), ибо он более не воротится в землю свою, но умрет там (ст. 10–12). Горе Иоакиму, настроившему себя насилием много прекрасных дворцов: разве ты можешь царствовать, если не подражаешь своему отцу, который хотя ел и пил (не постился формально), но творил суд и правду, а сердце свое направляешь к сребролюбию, к пролитию неповинной крови, к обидам? Ибо так говорит Господь: не оплачут его и не будут рыдать о нем и не удостоится он почетного погребения, но погребением ослиным погребется, брошен будет за воротами Иерусалима за то, что не внимал голосу Божию из уст пророческих» (ст. 13–23). Действительно Иоаким, умерший во время осады Иерусалима, не удостоился царского погребения, а погребен был спешно, зарыт, подобно умершему ослу, вне города. «И Иехония царь будет отвержен и, отведенный в плен Вавилонский, там умрет, и никто из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом» (ст. 24–30). Глава 23-я Изрекши суд Божий на царей, как главных виновников развращения и погибели народа, пророк в 23 главе излагает суд Божий на других виновников этого развращения и погибели Евреев – пастырей нечестивых и ложных пророков. «Горе пастырям, расточившим овец Моих», – говорит Господь устами пророка, – «Я накажу вас за злые деяния ваши, а остаток овец Моих соберу и поставлю над ними истинных пастырей» (ст. 1–4). В параллельном месте у пророка Иезекиля под этими пастырями разумеется Единый Истинный Пастырь – Мессия ( Иез. 34, 12–17 ). И у Иеремии далее говорится о Нем же: «Я восставлю Давиду Отрасль Праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро и справедливо во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно и будет имя Его: Господь, оправдание наше» (ст. 5–6). Это избавление будет гораздо славнее избавления из рабства Египетского, которое поэтому потеряет силу и значение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Затем, в 86 гл. ст. 9 читаем: «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов иудейских». Некоторые из толковников, как, например, Гитциг и др. (Comm. Keil, s. 51), смотрят на этот пост, как такой, который установлен был пред нашествием на Иерусалим Навуходоносора, установлен, с целью – путём раскаяния умилостивить гнев Божий и предотвратить грозу. Основанием для такого понимания выставляется то, что, по поручению пророка Иеремии, во время этого поста Варух прочитал пред народом записанные в свитке грозные пророческие предсказания, между которыми особенно выдаётся следующее предсказание 81 ст. «И посещу его, – грозил Господь устами пророка Иоакиму, – и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды всё зло, которое Я изрёк на них, а они не слушали». Если пророк поручает Варуху прочитать пред народом в 5-й г. Иоакима грозные предсказания о суде Божием над царём и царством его; то, заключают отсюда, значит, этот суд Божий ещё не наступал и пост 5 года, значит, был установлен не в воспоминание суда совершившегося, а в предупреждение суда грядущего. Но прочтение предсказаний не может служить несомненным признаком того, чтобы исполнение сих предсказаний ещё не вступало в силу, ещё не начиналось, Если бы пророк поручил Варуху прочитать пред народом те предсказания, которые возвещены были ему Богом именно в 5 г. Иоакима; то, разумеется, прочтение сих предсказаний служило бы несомненным признаком того, что исполнение таких предсказаний ещё предстоит в будущем. Между тем в данном случае дело было иначе. Варух, по поручению пророка, должен был прочитать все те грозные предсказания, которые пророк изрёк пред народом, начиная с первого года своего служения и до 4 г. Иоакима (36:1), которые он, по повелению Божию, записал в книгу (36:2) и исполнение которых отчасти могло начаться в предыдущие годы; и потому особенные угрозы 31 ст., изречённые царю за то, что он сжёг свиток (36:29) записанных и прочитанных пред ним грозных предсказаний, не исключают собой осуществления в предыдущем 4-м году факта взятия Иерусалима Навуходоносором, а возвещают только, как дело предстоящее, полное и окончательное осуществление предречённого суда, а именно разрушение Иерусалима и царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Днесь – нынче. Благоволения – доброго расположения, любви. Предображение – образы, показанные заранее, или предвестие. Велегласно – громко. Смотрения – промышления, заботливости. Зиждителева – Творцова, т. е. Божия. С праздника Введения начинается приготовление к празднику Рождества Христова пением на утрени «Христос рождается». § 110. Предсказание о рождении Предтечи Христова Иоанна Прежде явления Христа Спасителя в мир послан был Богом особый пророк возвестить о нем людям. Этот пророк называется посему Предтечею, т. е. предшественником Христовым. Имя ему Иоанн. Шестью месяцами прежде И. Христа родился Иоанн Предтеча. Вот как предсказано было от Бога рождение его. Родителями Предтечи были священник Захария и жена его Елисавета, родственники пресв. Девы Марии. Захария и Елисавета были люди праведные. Они, подобно Иоакиму и Анне, дожили до старости, а детей не имели, хотя и часто просили Бога дать им дитя. Однажды, когда Захария, в свою очередь, служил в храме и вошел в святилище для каждения, то увидел Ангела около кадильного алтаря или жертвенника (см. § 56). Захария испугался. Ангел сказал ему: «не бойся. Я возвещаю тебе радость. Бог услышал молитву твою: жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном (т. е. благодатью, милостью Божией). Он будет велик перед Богом и исполнится Святого Духа с самого своего рождения. Он будет предшествовать Христу Спасителю и приготовлять народ к принятию Его». Захария усомнился и сказал Ангелу: «чем мне удостовериться в этом? Я стар и жена моя тоже». Тогда Ангел сказал Захарии: «Я – Гавриил, посланный к тебе от Бога. И за то, что не веришь мне, ты сделаешься немым и не будешь говорить до тех пор, пока не исполнится мое предсказание». Так и случилось. 3ахария сделался нем. Народ понял, что Захария видел какое-нибудь видение. ( Лк.1 ). Не только неверие, но и маловерие карается Богом. § 111. Благовещение пресв. Богородицы (25-го марта). Св. Дева Мария с 3-х лет до пятнадцатого года жила при храме в Иерусалиме. На пятнадцатом году она должна была оставить храм – возвратиться в дом к родителям и выйти замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: – Анна! Услышана твоя молитва , слезы твои дошли до Бога. Ты зачнешь и родишь Дочь Преблагословенную. Через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария. Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала: – Жив Господь Бог ! Если родится у меня дитя, я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божье день и ночь во все время своей жизни. После этого, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение. В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал: – Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь, рождение которой будет радостью для всего мира. Вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое. Иоаким, удивленный таким ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и весельем поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовествовании. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна вместе прославили Бога, сотворившего им такую великую милость, и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом. И зачала святая Анна в девятый день месяца декабря, а восьмого сентября (по старому стилю) у нее родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения. О рождестве Ее возрадовались Небо и земля. Иоаким по случаю рождения Дочери принес Богу великие дары и жертвы. На этот раз он получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все в радости прославляли Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Но, к несчастию, оно продлилось более трех лет. Духовник просил духовных своих друзей, и пустынников, и безмолвников, чтобы они помолились о нем. Однажды один из безмолвников пришел к духовнику и открыл ему, что ему в молитве было извещение об отце Иоакиме: было сказано, чтобы духовник сказал Иоакиму, что один из безмолвников приходил к нему и сказал, что ему в молитве Бог открыл о Иоакиме, что нет воли Божией ему оставлять обитель и удаляться в уединение. Пусть смирится и оставит свою волю и более не отягощает духовника и братию, а если он не послушает, то Бог положит его на одре на многие годы, и тогда он во всем раскается. Духовник призвал Иоакима и сказал ему все слышанное от пустынника, но тот не внял сему угрожению Божию, да, кажется, и не поверил, потому что после этого он еще более стал смущаться и других соблазнять. Старцы не знали, как его унять и успокоить, вся братия очень удивлялась такой резкой перемене его жизни. Однажды к святой Пасхе прибыли с Дуная поклонники, между ними был один мирской русский поп, о котором знали, что он хорошо лечит французскую болезнь. Узнавши об этом, отец Иоаким приходит к духовнику и говорит: «Отче, я узнал, что с Дуная прибыл сюда священник русский, который может лечить венерическую болезнь, благослови взять мне у него лекарства и лечиться». Духовник посмотрев на него, рассмеялся и сказал ему: «Ты, отец Иоаким, кажется, впал в ипохондрию. Для чего тебе лечиться, какая у тебя венерическая болезнь и откуда она взялась? Ибо ты девственник, жен не познал и в роду твоем этой болезни не было». «Да я, – сказал он, – когда жил в Петербурге у помещика, тогда часто обедал у управляющего камердинера, а его жена была в болезни французской, и я думаю, что, должно быть, от них заразился, и теперь чувствую в носу моем боль и думаю, что это венерическая болезнь, а потому прошу благословения полечиться». Духовник отвечал ему: «На такое опасное дело я не дам тебе моего благословения, потому что эти знахари лечат такие болезни всегда ядами. И ты легко можешь по неопытности своей отравиться, а тогда всю причину припишешь мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

В тоже время один юноша явился Иоакиму в горах, где он пас свои стада и сказал ему: «Отчего ты не возвратишься к своей жене»? Иоаким отвечал: «Двадцать лет жил я с ней, но Бог не восхотел дать мне чад от неё, я с посрамлением вышел из храма Господня. Зачем же я возвращусь к ней опять, однажды отверженный и презренный. Итак, я останусь здесь со своими овцами, богатств моих мне не надо, руками слуг своих я охотно раздам часть свою бедным вдовам, сиротам и людям богобоязненным». И когда сказал он это, юноша отвечал: «Я – ангел Божий и являлся уже сегодня жене твоей, когда она плакала и молилась и утешал ее, она зачала дочь от твоего семени (а ты, не зная этого, оставил ее). Поэтому оставь горы и возвратись к жене своей, которую ты найдешь, имеющей во чреве 112 , ибо Бог восставил семя в ней, за что ты принесешь благодарение Богу. Дочь ваша будет (жить) в храме Божием, и Дух Святой почиет над нею, она явится блаженнее всех святых жен, так что никто не скажет, чтобы когда-нибудь была или будет подобная ей в сем мире. Семя её будет благословенно, и она сама будет матерью вечного благоволения. Тогда начал просить его Иоаким, говоря: «Если я обрел благодать пред тобою, то войди ненадолго в палатку мою и благослови раба твоего». Но ангел сказал: «Не говори раба твоего, но сораба, ибо все мы слуги Господни. Но пища моя невидимая, и пития моего не может видеть ни один смертный, поэтому ты не должен звать меня в свой шатер, предлагаемое же мне. принеси Господу в жертву всесожжения». Тогда Иоаким взял непорочного агнца и сказал ангелу: «Не дерзнул бы я принести жертвы всесожжения Господу, если бы ты не дал мне повеления принести ее». «И я не повелел бы тебе принести ее, – ответил ангел, – если бы не знал воли Господней». И поднялся ангел на небо, когда Иоаким приносил жертву Богу вместе с благовонием жертвы. Тогда пал Иоаким на лице свое и лежал в молитве от шестого часа даже вечера. Отроки же и слуги его, не зная, что с ним случилось, думали, что он умер, и, подошедши, едва подняли его от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице Ангелом Хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», а также «муж – Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным. Провидя это, пророк говорит: И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелалхаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским (Ис. 8: 3–4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит «муж – Бог, Крепкий Бог». И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл, Патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит «муж крепкий», или «муж – Бог», происходит от слова Гавир, что означает «крепкий», или «Бог», а в совокупности обоих речений это слово означает: «муж – Бог».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня... За то дому Рихавлю так сказал Иеремия [ст.18 – 19]: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, – за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. Между людьми пречасто случается, что дети строго выполняют приказ или заповедь отца своего; между тем как мало таких, которые бы с точностию выполняли заповеди Отца Небесного. 36 глава. Варух записывает слова пророчества из уст Иеремии пророка, сидевшего в темнице, и прочитывает их в преддверии новых врат дома Господня в слух всех людей. Некто Михей докладывает царю о пророчествах, записанных Варухом, – о завоевании царем Вавилонским земли Израильской. Варуха призывают и спрашивают, откуда он взял эти слова. Тот отвечал, что Иеремия пророк от уст своих послал ему все словеса. Иоаким, царь Иудейский, сжег листы, на которых записаны были слова пророчества. Господь разгневался на это и изрек плачевную судьбу Иоакиму, повелев на новом свитке опять написать то же, что было прежде. Глава 37. Дивны дела Господни: к наказанию людей Небесный Судия – Бог, употребляет как орудия (не стесняя, однако же, свободы, тех же людей) или насекомых, или голод, или огонь – всех и все с одинаковою властию и силою. Все покорно Ему как Господу. Иеремия сидит в темнице, которая сделана в доме Ионафана-книгочия. Пророк просил царя не ввергать его в нее, чтоб ему не умереть; вероятно, в ней было очень дурно. Но его не послушали и повергли в нее, давая ему извне один хлебец на день. Глава 38. Некоторые из знатных иудеев слышали, что пророчил Иеремия, именно: что оставшийся в городе умрет от меча, голода и мора, а убежавший к халдеям будет жив и что город будет предан Богом царю Вавилонскому. Царю сказали, что этот человек должен умереть, потому что он расслабляет руки людей сражающихся оставшихся в городе, и не предсказывает мира, а только одни несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010