В память перенесения образа установлен Церковию в 16 день августа праздник. В XIII веке от константинопольского патриарха Германа Церковь приняла канон на перенесение нерукотворенного образа из Эдессы в Константинополь. Церковь прославляет нерукотворенный образ Господа, яко свидетельство неложного Его воплощения и иконопочитания. «Яко да твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшаго волею, к Твоей любви распаляемся, юже за нас излия великия ради Твоея милости». Евангелие на утрени и на литургии в день перенесения нерукотворенного образа благовествует о самарянах, иже не прияша Господа, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим ( Лук.9:51–56 ); а Апостол о благодатном царстве Сына Божия, иже есть образ Бога невидимаго ( Кол.1:12–17 ). О последующей судьбе нерукотворенного образа можно сообщить два предания. По первому: нерукотворенный образ, около половины XIV века, Иоанном Палеологом отдан был в дар генуэзцам, которые под начальством генуэзского дожа Леонарда Монтольто возвратили императору Иоанну Тенедос и другие места от ига сарацин. По завещанию Монтальто, умершего в 1384 году, образ, с благоговением хранимый им, отдан в базилианский монастырь св. Варфоломея и в 1384 году торжественно поставлен для всенародного поклонения. В 1654 году монастырь с иконою передан Варнавитянам. В 1810 году посланные из Франции в Геную комиссары объявили, что показанный образ не древней живописи и малоценный. По другому преданию нерукотворенный образ, по разграблении Константинополя в 1204 году крестоносцами, похищен из храма Фарос венецианским дожем Дандоло и отправлен на корабле в Венецию. Но корабль погиб в Мраморном море и святыня сокрылась в волнах. Греческие судовщики доселе с благоговением указывают место, где погиб корабль. Впрочем сохраняется и третие предание о нерукотворенном образе в Грузии. Память св. муч. Диомида Св. Диомид, уроженец города Тарса, верою христианин, художеством врач, врачевал не только тела, но и души человеческие, ибо язычников научал вере во Христа и ко крещению приводил их. В царствование Диоклитиана прибыл в Никею и, по обычаю врачуя народ, при этом распространял славу имени Христова. Император послал воинов взять его и представить на суд. Воины везли его из Никеи в Никомидию; дорогою сошел он с телеги, помолился и умер. Воины в доказательство, что они исполнили порученное им дело, отрубили голову и представили ее императору, но сами при этом потеряли зрение. Император велел им отнесть голову и приложить к телу, на ее место. После сего воины прозрели и уверовали во Христа, истинного Бога. † В тот же день память преп. Иоакима Осоговского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Мч. Диомида врача. Феодоровской иконы Божией Матери. Прп. Иоакима Осоговского. Служба Образа Господня (Убруса) славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Образа, глас тот же – 3. «Слава» – Образа, глас 8-й: «Человеколюбче Владыко...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Девичестии лицы...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Образа, глас 6-й: «Господи, воплотился еси...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Уверяя Иисус...». По Трисвятом – тропарь Образа, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Образа, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален Образа (дважды) , «Слава, и ныне» – седален праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Образа на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й; седален Образа, глас 1-й: «Едесский царь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Лик Божественных апостол...» (см. в службе Образа). По 6-й песни – кондак и икос Образа, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Образа: «Свет невечерний, Христе...» (дважды) . «Слава, и ныне» – светилен праздника: «О, колика величия...» (см. в службе Образа). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Образа, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Образа, глас тот же: «Да каплют облацы сладость...», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «Подобаше самовидцем Слова...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Образа, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь Образа. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и Образа читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 1-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и Образа, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь Образа, тропарь праздника. «Слава» – кондак Образа, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь Образа, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Образа. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Образа и праздника. Апостол и Евангелие – Образа (Кол., 250 зач. [или 2 Кор., 173 зач.] ; Лк., 48 зач., от полу) и дня. Примечание. О порядке литургийных чтений, прокимнов и причастнов см.: Типикон, 16 августа, а также: Устав. М., 1610. Л. 836 об., 837 об.; Устав. М., 1641. Л. 783 об., 784 об. Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-29/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 августа 2024 года 16. Четверг. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Мч. Диомида врача. Феодоровской иконы Божией Матери. Прп. Иоакима Осоговского. Служба Образа Господня (Убруса) славословная, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Образа, глас тот же – 3. «Слава» – Образа, глас 8-й: «Человеколюбче Владыко…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Девичестии лицы…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Образа, глас 6-й: «Господи, воплотился еси…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Уверяя Иисус…». По Трисвятом – тропарь Образа, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Образа, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален Образа (дважды) , «Слава, и ныне» – седален праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Образа на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й; седален Образа, глас 1-й: «Едесский царь…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Лик Божественных апостол…» (см. в службе Образа). По 6-й песни – кондак и икос Образа, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Образа: «Свет невечерний, Христе…» (дважды) . «Слава, и ныне» – светилен праздника: «О, колика величия…» (см. в службе Образа). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Образа, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Образа, глас тот же: «Да каплют облацы сладость…», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «Подобаше самовидцем Слова…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

К литургии в собор пришел и князь Василий Георгиевич жители окружили князя и сказали ему: «вчера, до отбытия своего на охоту, мы видели эту самую икону несенную по городу человеком в богатой воинской одежде, очень похожим на св. великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконе». «Предстательством своим и заступлением, поет Церковь в день явления иконы, Божия Матерь благоволила послать всечестную свою икону с рабом своим святым великомучеником Феодором Стратилатом в град Кострому. Днесь Феодор Стратилат тебе служит и почитающи Тя от места на место икону твою преносит». Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, подтверждаемое гласом Церкви, а равно и храм, в котором икона поставлена, посвященные св. великомученику Феодору Стратилату, подали повод наименовать, обретенную князем, икону Богоматери Феодоровскою. Между купцами, проживавшими в Костроме по торговым делам, было несколько граждан опустевшего после татар Городца. Услышав о явлении чудотворной иконы, они вместе с прочими поспешили в собор и тотчас узнали святой образ, столько лет охранявший отечественный их город. На месте явления иконы на берегу реки Запрудни князь основал Запруденский монастырь Нерукотворенного образа Господня, потому что в этот день обрел он икону Богоматери, и доселе в 16 день августа бывает в сей монастырь крестный ход из города в воспоминание явления иконы Богоматери Василию Георгиевичу. Самая икона поставлена была в костромском соборном храме. Спустя несколько времени сгорел этот храм. Иконы не успели спасти от пожара, и князь, думая, что икона погибла в пламени, чрезвычайно печалился. Благочестивую его скорбь разделял и весь народ. Богоматерь услышала глас скорби и переменила печаль на радость. На третий день после пожара, разрывая пепел пожарища, обрели чудотворный образ нимало не повредившимся от огня. Между тем Костроме угрожала та же участь, какая постигла другие города России – участь совершенного разорения от татар за сопротивление; но Богоматерь чудесно спасла Кострому.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Татары подступили к городу, с полною уверенностию в победе. Благочестивый князь, простирая руки к чудотворному образу Богоматери, молился: «мольбы твоих рабов приими, Богородице, заступнице и прибежище наше; и к кому прибегнем мы грешнии, кроме тебя, Владычице! Ты покров наш и заступление, и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов своих, и не презри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу». Князь по примеру благочестивого предка своего вел. князя Андрея Боголюбского приказал поднять из собора чудотворную икону Богоматери; обнес ее пред полками, утверждая их в мужестве к предстоящей битве, и после сего с упованием и смирением повел войско противу татар. Священники, нося икону Богоматери за войском, пели молебны, да не презрят Бог и святая Богоматерь моления их, и да помогут благоверному князю и воинству его одержать победу над сопротивными. Когда же сошлись войска и татары обнажили мечи и напрягли луки свои: внезапно от чудотворного образа пресвятые Богородпцы воссияли божественные и пресветлые лучи, светлее солнечных, и, как огнь попаляющий, устремились на полки татар и пожигали их. Враги смешались, не выдержав блеска и пламени лучей; страх и трепет овладели врагами. Они не узнавали друг друга. Русские воины, ободренные помощию свыше, быстро напали на смятенных татар, и обратили их в бегство. Радостно возвращалось победоносное воинство в город, впереди его несли икону Богоматери, своим заступлением победившей врагов; священники пели ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли в сретение своей Заступнице и после молебствий чудотворная икона снова поставлена в собор. На том месте, где во время битвы находился чудотворный образ, по желанию князя, поставлен был крест, и место сие стали называть Святым, а также и близь лежащее озеро получило с сих пор название Святаго; впоследствии основалось на берегах его селение, и оно приняло имя Святаго (Святой веси) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храм возведен в рашском стиле, вероятно по образцу Арилья : это однонефное строение с 3 травеями, полукруглой алтарной апсидой и прямоугольными хорами с обеих сторон, с зап. стороны к нему примыкает притвор, к к-рому позднее пристроили галерею, над центром возвышается купол на 8-гранном барабане. Программа искусной росписи (1633, частично повреждена) включает циклы двунадесятых праздников, Страстей Христовых, Акафист Богородице и образы серб. и южнослав. святых - Симеона Мироточивого, Саввы I, Стефана Дечанского, Арсения, Прохора Пшинского, Петра Коришского, Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского. Особое значение имеет образ серб. кн. Лазаря, в богатых царских одеяниях и короне. На внешней стене притвора представлен Страшный Суд. В люнете над входом расположены сцены «Благовещение», а выше - «Престол уготованный» (Этимасия). Иконостас богато украшен резьбой и позолотой и считается одним из самых красивых образцов своего времени: от изначальных икон остался лишь образ Богородицы со Христом (1602). Ваведене Ваведене (серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, находится в начале ущелья, у подножия Овчара. Предание приписывает основание обители Стефану Немане и свт. Савве Сербскому. В силу сходства с храмом в г. Котор ранее считался строением XIII в., но архитектурные особенности позволили датировать его XVI в. Впервые упоминается в турецкой описи в 1528 г. Был разрушен в 1690 г. и восстановлен в 1797 г. игум. Мелентием (Вуйовичем). Тогда же в храме был поставлен иконостас мастера Н. Апостоловича. Караджич и Ф. Каниц упоминали о развалинах моста и фрагментах укрепления рядом с обителью. Иногда храм действовал как приходский или как подворье мон-ря Сретене. Согласно описи мон-рей Ужицкой епархии, в 1859 г. мон-рь находился в хорошем состоянии. В 1870 г. произошло обрушение купола храма, а после пожара мон-рь опустел. В 1872-1875 гг. вместо купола был возведен арочный свод, от изначального убранства сохранились лишь каменный бифорий в алтарной части и 2 плиты на амвоне.

http://pravenc.ru/text/Овчарско-Кабларск...

14-го марта). Перенесение Нерукотворенного образа Господня от Эдессы в Константинополь Евсевий (270–338), епископ палестинской Кесарии, знаменитый историк древней христианской Церкви, повествует: «Божественность Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, ради чудотворной своей силы прославляемая между всеми, привлекала к Нему надеждою исцеления от болезней и различных страданий бесчисленное множество даже чужестранцев, живших далеко от Иудеи. По этой причине и царь Авгарь, с великою славою управлявший народами, обитавшими за но страдавший тяжкою болезнию, неизлечимою человеческими средствами, как только услышал об имени и чудесах Иисуса, единогласно всеми свидетельствуемых, тотчас послал к Нему письмо, прося исцелить его от болезни. Хотя Спаситель тогда и не пошел к призывающему Его, однакож удостоил его собственным письмом, в коем обещал послать к нему одного из своих учеников для исцеления от болезни и вместе для спасения как его, так и всех близких ему людей, и недолго после того обещание было исполнено. Представлю и письменное о том свидетельство, говорит Евсевий, взятое из архива Эдессы, которая тогда была царственным городом. В тамошних общественных бумагах, в коих записано как древнее, так и сделанное при Авгаре, хранится и это свидетельство. Выслушаем самые письма, извлеченные нами из архива и буквально переведенные с сирийского языка, следующим образом. «Авгарь, эдесский владелец, приветствует Иисуса благого Спасителя, явившегося в стране Иерусалимской. Я слышал о Тебе и Твоих исцелениях, что Ты совершаешь их без всяких лекарств и трав. Говорят: Ты слепым даешь зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь страждущих долговременною болезнию и воскрешаешь мертвых. Слыша это о Тебе, я положил в своем уме одно из двух: или, что ты Бог и творишь это, сошедши с неба, или: Ты Сын Божий, если совершаешь такие дела. Итак я счел нужным просить Тебя сим письмом: посети и исцели меня от болезни. Я же и слышал, что иудеи ропщут на Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой хотя очень не велик, но почетен и в нем для обоих нас будет довольно места. Так писал Авгарь, когда божественный свет лишь немного озарил его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов болгарский и положены были в трапезе св. апостолов40). В житии преп. Иоакима осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие не возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принесть сторичный плод… Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам как птица и изволил взойти   40) Славян. текст в Зап. акад. VI, 120. 121. На гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись прилеплялся одному Владыке Богу… Святый преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя Господи на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу веселяющему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса»41). Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть никто другой, как преп. Иоанн рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги пр. Прохора надобно отнесть к концу Х века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин (1276-1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора пшинского42). О месте подвигов пр. Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 г. наместником сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 г., писанная «в горе алетовской в м. Леснове, в монастыре великаго воеводы Михаила, у гроба преп. отца Гавриила, - его же великий воевода Оливерь созда из темени (с основания), всякими добротами украсив – соуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом». – Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 г. она мало-помалу восстановляется43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

  54) Житие св. Наума, на греч. яз. взятое из мосопольского издания 1742 г., напеч. с руск. Переводом в Русск. бес. 1859 г. II, 136-144. Оно почти все состоит из извлечения из Климентова жития; о самом Науме говорит очень мало. 55) Так читал Медведев в своем списке бесед Константина (оглавление книг § 128). В синодальном списке сказано: «убежден бывже верьными стеры человекы – преложити от гречьска языка в словеньск» (Опис. синод. ркп. 163). Это значит, что Константина убеждал не один Наум. 56) Григоровича Путеш. стр. 127-130. 57) Григоровича стр. 112. 116. 151. В 1634 г. приезжал а Москву за милостынею настоятель монастыря св. Наума с граматою, подписанною всеми архипастырями болгаро-сербской церкви. Сношения с востоком 2, 158-162. 51-55. АВГУСТ – СЕРПЕНЬ. 16 ч. Память преп. ИОАКИМА осоговского. Преподобный Иоаким1) был один из четырех великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в последней половине XI в. Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уединенное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной. Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему на место самое удобное. – Под крылом горы Осоговской, говорил боярин, при р. Скупище в местности Бабинь дол есть пещера глубокая, защищенная скалами, - вот тебе место, - спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открывшееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостию. Поселясь в пещере, он подвизался здесь не мало времени в посте и коленопреклоненных молитвах, незнаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрению Божию, напали на него два зверолова. Вы что-то печальны, сказал им старец при встрече. На этой горе, отвечали они, всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали. Дети! Отвечал старец, день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой. Охотники на утро устретили на

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ (пам. 15 янв.), прп., пустынник. Время и место рождения точно неизвестны; возможно, род. в Осечко-Поле (совр. Македония), жил в XI в., на рубеже XI-XII вв. или в XII в. Упоминание Г. Л. в Житии прп. Иоакима Осоговского, жившего не позднее 2-й четв. XII в. (обретение мощей состоялось при имп. Мануиле I Комнине (1143-1180)), представляет собой похвалу собору болгаро-македон. пустынников ( Иванов. Български старини. С. 407), составленную при устойчивых традициях почитания каждого из них, и не имеет значения для определения времени жизни Г. Л. (ср.: Култови лица. С. 32). К той же похвале восходит и предание, что Г. Л. был учеником прп. Иоанна Рильского († 946; ср.: Podskalsky. 2000. S. 107, 120). В 1660 г. Михаил (Боичич) , митр. Коласийский, в послании к царю Алексею Михайловичу писал, что Г. Л. был «пришедшим от Руские земли» ( Ст. М. Oдhoшaj nampujapxa са Pycujoм у XVII в.//ГСАН. 1900. 58 (37). С. 253-260; Култови лица. 1965. С. 32; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 68-69). Это сообщение могло основываться на известиях из житий об обретении мощей Г. Л. рус. монахом. Но все эти сведения о Г. Л. приводятся лишь 1 раз и скорее всего для того, чтобы получить грамоту для регулярных посольств за «милостыней» из Лесновского мон-ря в Россию. Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь) Сведения о жизни Г. Л. скудны и позднего происхождения. Согласно проложному житию, написанному не позднее 1-й трети XIV в., Г. Л. был сыном благородных и богатых родителей, в детстве учился грамоте. После совершеннолетия его обручили с не названной по имени невестой из хорошего рода, но он не имел с ней плотского общения и, когда она вскоре умерла, ушел в мон-рь. Увидев в тонком сне арх. Михаила, Г. Л. отправился на Лесновскую гору и основал мон-рь во имя архистратига, собрал братию и поставил игумена. Уединившись в горах или в лесу (болгаро-македон. слово «гора» допускает двоякое толкование), Г. Л. провел в молчании, молитве и борьбе с бесами 30 лет, затем вернулся в мон-рь, где скончался и был похоронен. По прошествии 30 лет Г. Л. явился в Софии («Средце») безымянному «русину». Тот пришел в Лесновский мон-рь, обрел мощи Г. Л. и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения. «По многу времени» мощи были перенесены в столицу Болгарии Тырнов и положены в соборной ц. св. Апостолов, где пребывали и в момент переписки этого проложного жития.

http://pravenc.ru/text/161373.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010