– Почти в одно с ним время подвизались Прохор, Гавриил и Иоаким. Прохор пшинский, расставшись с Иоанном, удалился в пустыню Брянскую, на р. Пшин, и здесь скончался. На месте его подвигов построен был Прозоровский Пшинский монастырь в Приштинском округе. Гавриил 30 лет провел в посте, молитве и трудах на горе Лесновской, и здесь построил Лесновский монастырь св. Архангела Михаила, разоренный турками, но в 1805 г. возобновленный. Св. мощи его перенесены были отсюда в Тернов. Иоаким подвизался в последней половине XI в. в пещере Осоговской горы, при р. Скупище, в местности Бабинь, и почил около 1105 г. Здесь также монастырь 479 . 6. Параскева Терновская (Петка или пятница), благоговейно чтимая болгарами и сербами, родилась в южной Фракии, в местечке Епивате, в конце X или в начале XI века. Еще в юных летах она отличалась таким со страданием к бедным, что часто отдавала им свою одежду, за что не раз слыхала упреки от своих родителей. По смерти же их, она, раздав все имущество бедным, отправилась путешествовать по святым местам, потом подвизалась в иорданской пустыне, а незадолго до своей кончины возвратилась на родину, и здесь жила, умерла и погребена была, как неведомая странница. Близь места её подвигов впоследствии подвизался какой-то столпник. Случилось, что тут же брошено было без погребения тело какого-то умершего моряка. Когда, по просьбе столпника, стали рыть могилу для умершего, то при рытии нашли гроб Параскевы, – и вместе с нею, по неведению, зарыли и умершего. Но св. Параскева явилась в сонном видении благочестивым жителям Епивата, Георгию и Евфимии, и велела вынуть тело её из могилы. Вырытое тело найдено было нетленным и торжественно положено было в Епиватском храме св. апостол. Отсюда мощи её перенесены были (1238 г.), по желанию болгарского царя Иоанна Асени II, в Тернов, в построенный во имя её храм. По взятии же Тернова турками, – валахийский господарь перенес их в свою столицу. Когда же и Валахия взята была (1396 г.) турками, – сербская княгиня Милица перенесла их в Сербию, но впоследствии они опять были перенесены (1641 г.), в Яссы, где и доселе почивают в соборном храме трех святителей 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

26 мучеников-иноков Зографской обители Афона (болгары) пострадали от рук византийского императора Михаила Палеолога, который заключил унию с Римом в 1274 г. В 1283 г. император, которого сильно раздражало нежелание афонских монахов принимать унию, вместе с католическим духовенством сжег 26 иноков в башне монастыря Зографа. Св. Феодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV b. (+1363), учитель св. Евфимия, впоследствии известного Тырновского Патриарха. Св. Феодосии в своём подвиге следовал идеям исихазма и старался эти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещения болгар св. Феодосий известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский. Весьма почитается также уже упоминавшийся выше св. Евфимий, Патриарх Тырновский, все служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа, усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации перед опасностью османских завоеваний. В Болгарии почитаются и новомученики (так названы святые, пострадавшие во время турецкого завоевания) — св. мученики Иоанн Новый Тырновский, Константин Софийский, Рада Пловдивская, Милян, Мишо и Гаджо, Хадиджа-Мария, Ореховские новомученики, Виевские новомученики, и другие. Особо почитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний, епископ Врачанский. Важное место в истории Болгарской Православной Церкви занимают монастыри. В монастырях свято исповедовалась православная вера и воплощался дух восточного аскетизма. В первое время своего возникновения и существования болгарские монастыри, основываемые царями и владетелями, играли большую роль в христианском просвещении своего народа и в создании христианской культуры. Период Первого и Второго Болгарского царств, начиная с царя Петра, можно назвать «золотым веком» болгарского монашества. В это время христианские истины воплощаются в жизни лучших представителей Болгаской Церкви: преп. Иоанна Рыльского, преп. Иоакима Осоговского, преп. Прохора Пшинского, преп. Гавриила Лесновского. Монастыри в это время возводятся не только владетелями, но и трудами и молитвами самих насельников. Вокруг монастырей в это время кипит бурная христианская жизнь. В XIV b. болгарское монашество в лице преп. Феодосия Тырновского и святителя Евфимия Тырновского и их школы имеет влияние не только внутри страны, но и на весь православный славянский мир. Во время турецкого завоевания почти все монастыри пострадали, многие из них пришли в запустение. В это тяжелое время, когда для всего болгарского народа и его культуры остро стоял вопрос о выживании, монастыри были духовными твердынями и местом сохранения народности. Монастыри являлись хранителями священных книг, старинных рукописей, свидетельствовавших о славном прошлом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucaja] (Исаия Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» , автор пространного лит. рассказа о сербско-тур. сражении на р. Марице в 1371 г. В научной лит-ре (прежде всего сербской) И. отождествляется с соименным игуменом Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, но болг. исследователи эту гипотезу не поддерживают, т. к. в сохранившейся части Жития игум. Исаии (повествование доходит до 1375) о его лит. трудах не упоминается. Согласно Житию, И. (светское имя неизв.) род., судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, ок. 1300 г. (в лит-ре есть маловероятные предположения о его рождении между 1310 и 1315 - Podskalsky. 2000. S. 414), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше» (см. Милутин Стефан Урош II, св. кор.). Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под к-рой, вероятно, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в мон-ре Грачаница (недостаточно оснований считать, что речь идет о долине р. Лим). И. происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском мон-ре . Очевидно, до 1330 г. И. ушел на Афон в мон-рь Хиландар . Неск. лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. И. стал послушником старца Арсения, бывш. игумена Хиландара, к-рый представил его приехавшему в 1347 г. с семьей на Афон серб. царю Стефану IV Душану ; впосл. И. стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения , прп.). После смерти наставника И. удалился в пуст. прп. Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием (последний в серб.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКРОСТИХ [греч. κροστιχς, κροστχιον, νακλμενον, κροτελετιον], формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав (построфный принцип) или отдельных стихов (постишный принцип) образуют алфавитный ряд (азбучный, или алфавитный, А.) либо слово или фразу (фразовый, или текстовой, А.); в последнем случае А. может составляться не из начальных букв, а из начальных слов или слогов, иногда возможен и смешанный (словесно-буквенный или буквенно-слоговой) принцип создания фразового А. Частными вариантами А. (как азбучного, так и фразового), получившими распространение в эпохи поздней античности, Возрождения и барокко, являются телестих и мезостих, образуемые соответственно конечными буквами и буквами внутри текста; в последнем случае образующие А. буквы выделяются знаками препинания либо размерами и цветом. Встречаются и А. с обратным порядком чтения (слав. вспятословие). Первоначально А. использовался для предотвращения сокращений, интерполяций и изменений текста. Его возникновение К. Крумбахер связывал с егип. текстами сакрального содержания. Позднее текстовой А., содержащий имя автора, приобрел значение своеобразной тайнописи, скрывающей либо дополнительно удостоверяющей авторство произведения. С течением времени А. приобрел также значение показателя формального поэтического мастерства. Однако, как свидетельствует опыт исследования греч. и слав. гимнографии, А. в часто копируемых текстах далеко не всегда может осуществлять свои защитные функции, особенно если его присутствие в тексте не удостоверено дополнительно в надписании произведения. При переписке может изменяться порядок слов, возникают ошибочные написания, приводящие к частичному или полному разрушению А. Реже известны случаи невольного перенесения А. из одного сочинения в др. Это происходит вследствие излишне букв. использования одного поэтического (чаще всего гимнографического) сочинения при создании другого (напр., общего канона святителям Климента Охридского - в каноне св. кн. Феодору Смоленскому и Ярославскому, канона мч. Иоанну Новому Григория Цамблака - в каноне кн. мч. Георгию Всеволодовичу Владимирскому) или при «переадресовке» гимнографического текста (при замене в XIII в. имени св. Евфимия Великого в каноне Климента Охридского на имя прп. Иоакима Осоговского).

http://pravenc.ru/text/63914.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ [болг. Аверки Рилски] (Попстоянов; 1802, Дупница (совр. Станке-Димитров) - 2.11.1881, Жабленский мон-рь), игум., болг. писатель, автор церковных песнопений. Род. в семье священника. Учился в Дупнице, в Рыльском монастыре (где принял монашество), Сяре (см. Серры ), Мельник, Карловцах (Австрия), Бухаресте. Преподавал в Видине (1835-1836), Казанлыке (1836-1838), Кюстендиле (1851-1858), применяя на практике метод взаимоучительного обучения. Участвовал в движении за освобождение Болгарии от тур. владычества. По неподтвержденным данным, являлся председателем 2-го македон. революционного комитета в Осоговском монастыре и был знаком с вождем народного повстанческого движения Василом Левским (Диаконом). Долгое время являлся таксидиотом в Хасково, в 1858-1878 гг. игумен Осоговского мон-ря, в 1879-1881 гг. игумен Жабленского монастыря . Автор неск. книг и переводов с греч. языка (басни Эзопа, произведения Плутарха, проповеди и поучения, оставшиеся неопубликованными). А. Р.- один из самых известных представителей Рыльской церковной певческой школы 1-й пол. XIX в.; его произведения, записанные с помощью Хрисанфовой невменной нотации (см. Хрисанф из Мадита ), известны в большом числе списков и хранятся в б-ке Рыльского мон-ря: «Свете тихий» на 2-й глас (Рк 5/65, 5/49, 5/84, 5/99); великое славословие , глас 7-й (Рк 5/49); херувимские песни различных стилей, среди к-рых циклы на 8 гласов «умеренно пространные» и «пространные»; «Достойно есть» на 3-й и 8-й гласы (Рк 5/49, 5/63, 5/74, 5/77, 5/92); краткая версия воскресного причастна «Хвалите Господа» (цикл на 8 гласов, Рк 5/63). А. Р. также создал «славяно-болгарскую» версию великого славословия греч. мелурга 2-й пол. XVIII в. доместика Даниила (7-й глас. Рк 5/50, 5/84). Арх.: Български Историчски Архив. НБКМ. Ф. 148 (Аверки Рилски). Соч.: Жития св. Григория архиепископа Омиритского и прения с некоего евреина, именуемаго Ервана, собрано и составлено на словенобългарский язык от Аверкиа П. С. монаха Рилскаго. Београд, 1852; Оглашение кратко за българските деца. Београд, 1852.

http://pravenc.ru/text/62722.html

Сербская Православная Церковь : Святые и подвижники благочестия Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. Иеродиакон Игнатий (Шестаков) Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор автро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Игумения Анна (Аджич) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Мельков Монах Игнатий Шестаков Архимандрит Иустин Попович Литературный перевод Андрея Шестакова Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Андрей Шестаков О жизни и подвигах прп.Гавриила Лесновского сохранилось совсем немного исторических свидетельств. Он был современником преподобных Прохора Пчиньского и Иоакима Осоговского. Существуют три редакции жития преподобного. Первая из них принадлежит монаху Лесновского монастыря Станиславу и относится к 1330 году. Согласно этому житию преподобный Гавриил явился основателем и строителем монастыря Святого архангела Михаила в Лесново и был его первым игуменом. Согласно другой редакции жития (XV-XVI вв.) во время прп. Гавриила монастырь уже существовал, и святой принял в нем постриг. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Андрей Шестаков Архиепископ Филарет (Гумилевский) Перевод и составление Олега Кузеванова Святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг, включен в число Петербургских святых. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. Олег Кузеванов Олег Кузеванов

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Г. Л. изначально было связано с округой мон-ря, сев.-вост. Македонией и прилегающими районами юго-зап. Болгарии, где святой почитался как покровитель домашнего скота и пастухов. В истории перенесения его мощей в Тырнов и в широком почитании в Болгарии много неясного. В житиях упоминаются 2 взаимоисключающие даты события: до 1330 г. (в старшем списке проложного жития) и ок. 1389 г. (в пространном житии начало похода султана Мурада I на Сербию, окончившегося Косовской битвой), но нет никаких сведений о возвращении святыни в обитель, хотя проложное житие переписано в 1330 г. непосредственно в мон-ре и скорее всего там же написано и пространное. Вопрос о возможности двоекратного перенесения мощей Г. Л. в Тырнов на сегодняшний день остается открытым, совпадение формулировок (за исключением аргументации перенесения мощей в 1389 и инициативы болг. патриарха в этом вопросе) свидетельствует скорее всего о том, что пространное житие содержит неверно интерпретированное и как следствие этого неправильно датированное осмысление сведений проложного. Свидетельство древнего проложного жития также требует внимательного рассмотрения. Формально оно примыкает к группе проложных житий и повестей кон. XII - сер. XIII в. (жития святых Иоанна Рильского, Михаила Воина, прп. Параскевы-Петки Эпиватской, повесть о перенесении мощей Илариона, еп. Могленского), рассказывающих о перенесении в столицу 2-го Болгарского царства святынь с отвоеванных у Византии территорий при первых царях из рода Асеней, но имеет отличительные черты. В указанных выше памятниках сообщаются конкретные исторические обстоятельства и детали переноса мощей (если нет точной даты, то непременно называется имя царя). Кроме того, все принесенные реликвии происходили из городов, а не из малых мон-рей. И наконец, в отличие от этих сочинений проложное Житие Г. Л. не получило распространения в болг. книжности XIV в. и не вошло в состав Стишного пролога. Эти особенности, а также отсутствие известий о возвращении мощей позволяют предположить, что сообщение о перенесении мощей Г. Л. в Тырнов было включено в житие для придания большего значения культу Г. Л. по аналогии с названными святыми. В XIII в. имя Г. Л. было включено вместе с именами святых Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского, Прохора Пшинского, Параскевы-Петки, Бориса и Глеба в молитву за болящего, написанную, очевидно, в Македонии и сохранившуюся в Требнике 1-й пол.- сер. XIV в. (РНБ. Q. п. I. 24. Л. 21-24), привезенном в 1868 г. А. Ф. Гильфердингом из поездки по Балканам.

http://pravenc.ru/text/161373.html

Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи. При них совершалось много чудес: – слепые прозревали, хромые выздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов Болгарский и положены были в трапезе св. Апостолов 187 . В житии преп. Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещённые отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принести сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам, как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святой преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идёт в путь и поёт иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришёл в пустыню Брянскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса» 188 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собой по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть ни кто другой, как преп. Иоанн Рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги преп. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора Пшинского 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010