46) Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не верующие Ему сами себя держат во тьме. 47) Не почитай малым лишение добродетели; чрез это смерть вошла в мир. 48) Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели. 49) За умерщвлением ума чрез преступление заповеди необходимо следует и смерть тела. 50) Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть. 51) Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от смерти малой не перейдти в великую. 52) По причине преступления Адамова Спаситель воплотился, чтобы разрешив клятву, всех воскресить. 53) Из жизни сей в живот вечный переходит тот, кто умертвил страсти и освободился от неведения. 54) Изследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив сказанное, освободишься от страстей. 55) Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души, делает ее причастною света. 56) Древо жизни есть познание Бога, Котораго причастным сделавшись чистый, пребывает безсмертным. 57) Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ея любовь к Богу. 58) Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам веру в Него для получения жизни вечной. 59) Он явился нам, соединив Божество с душею и телом, чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело. 60) Стяжем веру, чтоб придти в любовь, из коей раждается свет ведения. 61) За стяжанием веры вот что последует: страх Божий, воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога, безстрастие, любовь. 62) Из искренней любви раждается ведение естества; после же него наступит исполнение верха желаний, т. е. благодать богословия. 63) Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал, и что обетовал. 64) Кому дарована вера, от того требуется воздержание, которое утвердившись, раждает терпение, поддерживающее трудолюбивый навык. 65) Признак терпения есть любовь к трудам, на которых опираясь ум, восприемлет упование, что улучит, что обетовано и избегнет, чем угрожается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

46) Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или безчестий, или потерь, или подозрителных помыслов. 47) Господь ослепляет ум завистливаго за то, что он не праведно печалится о благах ближняго. 48) Душа клеветливая имеет трех–лезвийный язык, ибо уязвляет и себя, и слышащаго, а бывает, что и оклеветываемаго. 49) Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем; и избавляется от злопамятства, кто нещадит даров ему. 50) Ненависть к ближнему есть смерть души; и вот что имеет и что причиняет себе душа клеветника. 51) Разленение от вознерадения души; нерадит же душа сластолюбием болящая. 52) Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность. 53) Душа крепнет от подвижнических трудов, — и делая все в меру отгоняет леность. 54) Властвующий над чревом изсушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его. 55) Ум воздержнаго Храм есть Святаго Духа; а ум чревоугодника жилище вранов (Ис. 34, 11). 56) Пресыщение раждает похотение разных яств, а голодание сладким делает и один хлеб. 57) Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому, кому завидуют; и избавляет от зависти укрывающий то, чему завидовать можно. 58) Удаляйся от живущаго нерадиво, хотя имя его велико у многих. 59) Возимей другом мужа трудолюбиваго, и найдешь в нем покров своих погрешений. 60) Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет. 61) Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, возстает на тебя. 62) Душу свою полагает оно за тебя, прежде возстания страстей, а когда возстанут, твою душу берет себе. 63) Земля заброшенная заростает терниями, а душа нерадивая наполняется страстями нечистыми. 64) Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти. 65) Видимыя движения суть указания невидимых внутренних, как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их. 66) Слова и дела обличают лицемера, как они же обнаруживают и скрытнаго лжепророка. 67) Ум обезумевший необучает души своей, и удаляет ее от любви и воздержания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

22 Шнурок, тесьма. 23 Мальчиков-подростков в те времена учили священники или дьяки из ближайших церквей. Начало учения обставлялось всевозможными церемониями. 24 В бане. 25 Настоящее имя Ермака — Василий; Ермаком его прозвали в первые годы его молодости, во время того, когда он был кашеваром в артели; Ермак — значит артельный таган, на котором варится каша. 26 Охотников-добровольцев из вольных людей. 27 Начальника. 28 Крепостях. 29 Стража. 30 Купец. 31 Головной убор. 32 Идолы, болванчики, которые носятся на груди за пазухой, а побольше размером — стоят на полках в юрте. 33 Жилище остяка. 34 Очаг. 35 Жрец, посредник между остяками и их богами, и в то же время кудесник и врач. 36 Медведь считается священным у остяков; по остяцким понятиям он когда-то был сыном Сорнэ-Турома, творца неба, упал с неба и бродит среди людей. 37 Водяные духи. 38 Сарафаны. 39 Верхние одежды. 40 Девичий головной убор. 41 Жены Кучума, хана Киргиз-Кайсацкой орды. Русские люди того времени кайсаков звали казаками. 42 Подземный мир. 43 Грозный бог, сын Троицкого шайтана. 44 Кучум вводил магометанство среди своих приближенных, сам он был магометанином. 45 Лесные духи. 46 По-остяцки — шаман. 47 Священное местопребывание главного остяцкого божества. 48 Лодка. 49 Число 7 и 9 имеют каббалистическое значение у остяков. 50 Священное лицо. 51 По жалованной грамоте Иоана Строгановы имели право самолично вершить суд и расправу в своих владениях. 52 Басурманку. 53 Сундук. 54 Югорцы, дикие кочевники Югорской земли, часто нападавшие на Строгановские владения. 55 Короткий кафтан. 56 Сибирская рыба. 57 Пиво. 58 Деревни. 59 Крылатый бог или богатырь, отличающийся мудростью. 60 Крыльцо. 61 Остяки обоготворяют природу; у них есть священные рощи и дубравы, где, по их верованию, присутствуют божества. Там они молятся. 62 Остяцкая одежда. 63 Табурет. 64 Порох. 65 Обычай. 66 В то время новый год праздновали на Руси 1-го сентября. 67 Тянуть суда на бечевах при помощи поставленных на то людей, которые идут по берегу или едут на конях, обмотав вокруг себя веревки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

где сыскать, кто бы растолковал мне? (л. 41 об.). где найти такого человека, который бы мог растолковать мне? (с. 8). по церквам, где славятся хорошие проповедники (л. 41 об.). по церквам, которые славятся хорошими проповедниками (с. 8). я с восхищением перекрестился (л. 44 об.). я от восхищения перекрестился (с. 10). благоговейного знахаря (л. 46). благоговейного толкователя (с. 12). что значит непрестанная молитва? (л. 47). что значит непрестанно молиться (с. 13). сильное желание, чтоб постоянно углубляться в оное (л. 56). сильное желание серьезнее заняться им (с. 21). Я божился, что дам (л. 58). я уверял, что дам (с. 24). спасительное благоюродство (л. 71). спасительное притворство (с. 39). с самого происхождения (л. 78). с самого рождения (с. 46). какая была одежа (л. 80). какая была посуда (с. 48). семейство честное (л. 82). люди честные (с. 50). с удовольствием и внимательностью (л. 82). с удовольствием и вниманием (с. 50). И так, помолившись, пошел далее (л. 83). И так помысливши, пошел далее (с. 51). любовь к ближним (л. 85). любить ближних (с. 53). и произносить свято, и не употреблять всуе (л. 86 об.). и произносилось свято, а не употреблялось всуе (с. 55). вполне может почувствовать (л. 90 об.). вполне может понять (с. 59). Отслушавши утреню (л. 92). после утрени (с. 61). я, чтобы поговорить, со слепым нищим (л. 93). я пошел в нищеприемницу, чтобы поговорить со слепым нищим (с. 62). как назидательны и поощрительны (л. 96 об.). как назидательны и поучительны (с. 66). восхитительно удивляясь премудрому составу (л. 97). глубоко удивляясь премудрому устройству (с. 66). которою я отогнал их совершенно (л. 97 об.). которая и отогнала их совершенно (с. 66). только и трости (л. 101). только и проси (с. 70). происшествие: мальчика розга научила молитве (л. 104 об.). происшествие с мальчиком: розга научила молитве (с. 74). Также в тексте имеются незначительные сокращения, одно из которых было связано с молитвенной техникой: Редакция Михаила (Козлова) (Мух-293) Оптинская редакция (Опт-456: Рассказ. 1992а)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям. 45. Усни с крестным знамением. 46. Ночная молитва дороже дневной. 47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него. 48. Всегда благодари Бога за все. 49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, — и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа. 50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов. 51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня». 52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей. 53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг. 54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос. 55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг — стережет твой каждый шаг. 56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их. 57. Никто не входит на небо, живя благополучно. 58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими. 59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час. 60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим. 61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на ДУХОВНОМ ПУТИ. ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ (Из сочинений Платона, архиепископа Костромского) Принуждай себя всегда вставать рано и в определенное время. Без особой причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу и сделай на себе с благоговением крестное знамение, помышляя о распятом Господе Иисусе Христе, умершем для нашего спасения на Кресте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мистика св. Макария Египетского, св. Григория Нисского и Евагрия С самого своего начала христианская мистика (как теория) развивалась в двух направлениях 47 : нравственно-практическом и созерцательном , или философско-спекулятивном[ 48 ]. Представителем первого является св. Макарий Египетский 49 , а второго – св. Григорий Нисский 50 и особенно Евагрий. Общая структура воззрений у представителей обоих направлений одинакова. Цель стремлений человека составляет обожение 51 , средство достижения его – аскетика. Начальной стадией в восхождении к Богу является очищение ( κθαρσις) от страстей 52 , от страстных помыслов 53 . Лишь для достижения бесстрастия 54 , этого увенчания нравственного подвижничества, наступает следующий высший момент в возвышении к Богу – просвещение ( φωτισμς) духовным ведением, созерцаниями ( θεωραι) 55 . Наконец, на высшей стадии развития достигается и высшая цель аскетики – обожение – в акте мистического соединения с Божеством 56 . Все эти три момента в большей или меньшей степени выступают в обоих из указанных направлений, как и та специфическая черта христианской мистики, которая выражается в учении о таинственных вселениях или воплощениях Христа в душах подвижников 57 . Разница между обоими направлениями заключается лишь в преобладании того или другого момента и в своеобразном оттенке в представлении каждого из них. Мистика преп. Макария – мистика эмоциональная и, так сказать, наглядная. Это – жизнь чувства и ярко-конкретных мистических ощущений. Для преп. Макария нравственная жизнь (очищение), по удалении от всего вещественного 58 , сводится к глубоким движениям сердца во внутреннем переживании страха Божия 59 , смирения 60 , любви 61 , в высоком состоянии молитвы 62 , при чем все это ощущается как осязательное вселение в душу человека особого духовного начала. Таинственные просвещения носят чисто конкретный характер: они выражаются или в чувственных видениях 63 , напоминающих обыкновенные чувственные восприятия, или в мысленных созерцаниях 64 , отличающихся тоже какой-то осязательной наглядностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Опрос: в жизни американцев снижается роль религии, но семья остается на первом месте Вашингтон, 21 августа 2023 г. Getty Images      Поскольку за последние два десятилетия значение религии в жизни американцев снизилось, в настоящее время все больше жителей США считают участие в жизни местной общины, хобби, развлечения/отдых, деньги, друзей и здоровье чрезвычайно или очень важными в своей жизни, в то время как высший приоритет по-прежнему отдается семье. Результаты опроса, проведенного американским Институтом Гэллапа 1-22 июня 2023 года среди 1013 взрослых американцев, показали, что 96% жителей США считают свою семью «чрезвычайно важной» в своей жизни. Ровно то же самое показал аналогичный опрос, проведенный в период с 2001 по 2002 год, сообщает сайт “Christian Post”. В то время как значение религии снижается – число тех, кто называют ее своим приоритетом, сократилось с 65% до 58% за данный 20-летний период - всем остальным сферам жизни из данного списка стало отдаваться большее предпочтение. Теперь более половины американцев говорят, что участие в жизни местной общины, хобби или развлекательные мероприятия чрезвычайно или очень важны в их жизни. Но чуть более 20-ти лет назад картина была другой. Только 32% американцев заявляли два десятилетия назад, что общественная деятельность чрезвычайно или очень важна в их жизни. Но в 2023 году эта доля американцев подскочила на 23% (больше всего из списка приоритетов) и достигла 55%. Доля жителей США, отдающих предпочтение хобби или развлекательным мероприятиям, увеличилась на 13%: с 48% до 61%; деньгам - с 67% до 79%; работе - с 74% до 83%; друзьям - с 74% до 78%; а доля американцев, считающих, что самое главное – следить за здоровьем, выросла с 90% до 92%. “За этот период времени жизненные приоритеты американцев заметно изменились. Сейчас они ценят некоторые стороны своей жизни больше, чем в 2001-2002 годах, особенно общественную деятельность, а также свои хобби и досуг, деньги и работу”, - написала Лидия Саад, директор отдела социологических исследований при Институте Гэллапа.

http://pravoslavie.ru/155556.html

41. Невозможно уму заняться духовными предметами, если наперед не отсечет склонности к чувствам и чувственному. 42. Чувство естественное имеет пристрастие к чувственному, и будучи развлекаемо им, развлекает и ум. 43. Отдай чувство в служение уму, и не давай ему времени развлекать его. 44. Когда случится уму заняться чувственным, предупреди развлечение его чувствами, возводя его к духовному разумению предлежащего. 45. Знак, что ум предался занятию духовными вещами есть презрение всего, услаждающего чувства. 46. Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость. 47. Когда ум обогатится ведением Единого, тогда все конечно порабощенным себе имеет и чувство. 48. Не давай уму своему кружиться по вещам чувственным, чтоб не набрался и свойственных им утех и печалей. 49. Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех и желательная часть души становится Божественным оружием. 50. Невозможно уму преисполниться ведением, если прежде и желательная часть души не украсится свойственными ей добродетелями. 51. Ум тогда делается чуждым мipa, когда совершенно отсечет всякое к чувственному чувство. 52. Отличительной чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание. 53. Ум не может всегда занят быть чем-либо чувственным, если никакого к тому не имеется пристрастия. 54. Совершен ум тот, который преисполнен ведения; душа же совершенна та, которая в добродетелях утвердилась. 55. Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных сластей. 56. Подвигается и ум с места ведения, когда желательная часть отодвигается от своих добродетелей. 57. Мы прияли «власть чадами Божиими быть» ( Иоан. 1, 12 ), но не бываем ими, если не совлечемся страстей. 58. Никто пусть не думает, что он действительно сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт. 59. Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны. 60. Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны. 61. Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Стыд и страх Божий сдерживают колебания ума; ослабление стыда и страха Божия колеблет чаши весов разума, и он становится неустойчивым, колеблющимся 48 . Ум утверждается исполнением заповедей Господних 49 и претерпеванием скорбей и бед 50 , а попечения житейские омрачают ум 51 . Собирая себя верой, человек пробуждает ум для Бога 52 и молитвенным молчанием очищает разум 53 , одолевает страсти 54 . Молчанием оздоравливается душа, поэтому следует себя принуждать к молчанию, ибо оно создает в сердце некую сладость 55 . Молчанием человек входит в умирение помыслов – ειζ την ειρνη? των λογισμων 56 . Вера низводит мир в разум и таким образом устраняет мятежные помыслы. Грех является причиной беспокойства и противоборства в мыслях, а также противоборства человека с небом и с людьми. «Примирись с самим собой, и с тобой помирятся небо и земля» 57 . До веры ум рассеян по вещам сего мира; верой побеждается рассеянность ума – μετεωρισμος του νου 58 . Блуждание, скитание мысли вызывается у человека демоном блуда 59 . Скитание очей – дело нечистого духа 60 . Верой ум укрепляется в богомыслии; поэтому путь спасения – постоянное памятование о Боге 61 . Как рыба без воды, так ум без памятования о Боге 62 . Свобода настоящего человека состоит в освобождении от страстей, в воскресении со Христом и в радости души 63 . Страсти могут быть побеждены лишь исполнением добродетелей 64 . С каждой страстью нужно бороться до мученичества 65 . Первое и основное оружие в борьбе со страстями – это вера, ибо вера есть свет ума, который прогоняет мрак страстей, и сила ума, которая изгоняет недуг из души 66 . Вера несет в себе не только свое начало и свою сущность, но и начала, а с ними и сущности, всех остальных богочеловеческих добродетелей, которые одна из другой исходят и одна вокруг другой свиваются, подобно кольцам в стволе дерева. Если вера имеет язык, то это молитва. 2. Молитва Подвигом веры человек побеждает эгоизм, преодолевает границы своего «я» и входит в новую, транссубъективную и трансцендентную, реальность. В этой новой реальности властвуют новые законы; старое исчезает, все новое возникает. Когда подвижник погружается в неизвестные глубины этой новой реальности, его ведет вера, им руководит молитва , и он молитвой смотрит, молитвой чувствует, молитвой мыслит, молитвой живет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010