40 Возжелал я заповедей Твоих; правдой Твоей даруй мне жизнь! 41 И да низойдет на меня милость Твоя, Господи, и буду спасен по слову Твоему; 42 И дам ответ тем, кто порочит меня, ибо я уповаю на слова Твои. 43 И не отними слов правды от уст моих, ибо я на суды Твои уповаю; 44 И сохраню навсегда закон Твой, на вечные времена. 45 Просторно стало сердцу моему, ибо искал я заповедей Твоих. 46 И говорил я об откровениях Твоих пред царями, и не смущался; 47 И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил; 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и углублялся в повеления Твои. 49 Дай мне, рабу Твоему, помнить слова Твои, на которые Ты велел мне уповать. 50 Утешило это меня в унижении моем, ибо слово Твое вернуло мне жизнь. 51 Гордые дерзостно попирали закон; но не уклонился я от закона Твоего. 52 Вспоминал я суды Твои от века, Господи, и утешался. 53 Печаль объяла меня при виде грешников, отвергающих закон Твой. 54 Воспевал я повеления Твои во время странствия моего. 55 Вспоминал я в ночи имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. 56 Был он в сердце моем, ибо я искал повелений Твоих. 57 Ведом Тебе удел мой, Господи; сказал я: «Сохраню закон Твой». 58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему! 59 Помыслил я о путях Твоих и вновь направил стопы мои к откровениям Твоим. 60 Приготовился я и не смутился, сохраняя заповеди Твои. 61 Сети грешников опутали меня. Но я закона Твоего не забыл. 62 В полночь вставал я прославлять Тебя за правые суды Твои. 63 Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. 64 Милости Твоей, Господи, исполнена земля; повелениям Твоим научи меня! 65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему; 66 Милосердию, покорности и разумению научи меня, ибо верю заповедям Твоим. 67 Доколе не испытал я унижений, я согрешал, но ныне храню слово Твое. 68 Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня повелениям Твоим! 69 Умножилась и восстала на меня неправда людей гордых; я же всем сердцем моим познавать буду заповеди Твои.

http://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-po-...

Как отмечает прот. Василий Зеньковский , «в области догматической» философии Н. А. Бердяев «без колебаний отклонялся» от традиционного церковного мышления 47 . Так, хотя философ и признает Бога личностью, имеющей отношение с человеческими личностями, но его мысли не удается совместить это утверждение с богословским постулатом апофатичности абсолютного бытия. Интуиция Н. А. Бердяева улавливает сообразность личности в человеке личности в Боге 48 , указывает на таинственность личности Христа-Богочеловека 49 и на загадку «личности человеческой». Как апологет свободы и творчества, он ревностно отстаивает значимость и уникальности личности, подчеркивая ее «единственность и неповторимость 50 , восставая против пантеистического «растворения личности… в безликой божественности» 51 . Интересно, что тезис об уникальности личности Бердяев использует для описания динамической стабильности субъекта, его «неизменности в изменении» 52 . Н. А. Бердяев постоянно подчеркивает динамическую природу личности. При этом, с одной стороны, он говорит об изначальной данности субъекта 53 , а с другой – он различает понятия «я» и «личность», признавая «я» изначальной данностью, а «личность» называя «качественным достижением» 54 , мыслит ее как потенциальную реальность в человеке 55 , максимально дистанцируя, отделяя ее от душевно-телесного, природного аспекта бытия. Говорит он и об «образовании личности» как результате некоторого процесса «синтеза душевной жизни» 56 . Для Бердяева важна цельность, универсальность личного начала. «Личность есть универсум в индивидуально неповторимой форме » 57 . Он проговаривает интуицию, что «форма тела относится к личности и наследует вечность» 58 , хотя и не поясняет, каким собственно образом индивидуальные свойства-акциденции вдруг от природного начала переносятся на личное, столь противопоставляемое, как мы увидим еще, им же самим природному началу. Более того, философ отрицает возможность познания личности как объекта 59 . Признавая тайну микрокосмичности личности в человеке, он считает, что «актуализировано и оформлено в личности лишь индивидуально-особенное» 60 . Происходит противоестественный отрыв индивидуального от общего, личного от природного. Бердяев пишет, что «черты родового сходства» представляются ему «противоречащими достоинству человеческой личности» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Нельзя чествовать лиц, которые были вовлечены в войну 43 Читать старую литературу Общества Сторожевой Башни и любые неиеговистские книги Нельзя поддерживать связь со злыми и мирскими людьми 44 Быть присяжным заседателем в суде Нужно соблюдать нейтралитет в мирских конфликтах 45 Служить в армии или ополчении, либо еще каким-нибудь образом помогать своему государству во время войны Нельзя участвовать в мирских войнах 46 Обучаться приемам самообороны или боевым искусствам Милитаристское происхождение 47 Продавать рождественские, новогодние или другие подобные им сувениры Языческий обычай 48 Пропускать собрания и богослужения Непослушание Богу 49 Употреблять такие слова и выражения, как «удача», «фортуна», «доска бюллетеней», «Боже мой», «Господи» и т.д., либо желать кому-либо удачи и пр. Упоминание лже-бога, бога удачи или сатаны 50 Наблюдаться у психиатра/психотерапевта (в настоящее время только не рекомендуется) Они могут убедить «свидетеля» выйти из организации 51 Получать высшее образование (настоятельно не рекомендуется), поддерживать мирские знакомства Вместо этого нужно служить Богу. Кроме того, целый ряд учебных предметов запрещен 52 Участвовать в социальных реформах, союзах взаимопомощи Пустая трата времени вместо свидетельствования 53 Сомневаться в истинности Общества Сторожевой Башни Богоборчество 54 Играть в шахматы, шашки, карты и тому подобные игры (не рекомендуется) Милитаристский характер 55 Выполнять сверхурочную работу Потеря необходимого для свидетельствования времени 56 Посещать рок-концерты Греховное влияние, потеря времени 57 Ухаживать без цели бракосочетания Цель ухаживания брак 58 Дружить с соседями Нельзя поддерживать мирские связи 59 Женщинам носить брюки на всех мероприятиях «Свидетелей Иеговы» Несоответствующая одежда, делающая женщину похожей на мужчину 60 Носить броскую или необычную прическу и одежду Привлекает внимание к личности 61 Высказываться положительно о политических и религиозных лидерах (прошлого и настоящего) Нельзя участвовать в политической деятельности

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouche...

8 . Как кормчий, 48 если лишен одной части корабельного снаряжения, не может выйти в море даже ненадолго, пока не приобретет полностью и не поместит их все на своем корабле, точно так же с тем, кто идет по пути одиночества 49 и желает насладиться [плодами] его и [обрести] надежду на Бога в душе своей, если не хватает ему хотя бы самой малой части из того, что необходимо в путешествии: эта самая малость, которой нет, делает бесполезным все в ту минуту, когда надо воспользоваться ею. 9 . Ибо этот образ жизни 50 прежде всего требует времени и постоянства в нем. Ибо если невозможно для человека научиться мирским искусствам, пока не проведет он долгое время, постоянно в них, и  тогда разум постигает смысл и способ исполнения 51 того искусства, которое намеревается он изучить, насколько более к нам. И если видимое очами искусство требует такого времени и постоянного упражнения, насколько более духовное искусство, 52 которого око не видит. 53 И неизвестно, у кого можно научиться этому, и требует это великой чистоты, и учитель этому  – Дух, и искусство это сокровенно, а наносящие ему вред 54 бесплотны. Требует оно долгого времени и постоянства в делании. Также и тело все время действует обманчиво против обучающегося этому  : 55 и препятствия, оно , 56 многи и неисчислимы. 10 . Поэтому, о человек, прежде всего времени требует такой образ жизни и постоянства в нем, а также усердия, 57 ибо на этом человек усердствует 58 в трудах, претерпевая одиночество и скорби его. Ибо это самое тяжелое и трудное в подвижничестве, 59 по причине множества борений, происходящих 60 из-за удаления от всех. 61 следует ему не оставлять вскоре то, что он начал, но усердствовать в этом, – словно рождающая в муках своих, – пока не завершит он это. 11 . Требуется от него также равномерность подвижничества, 62 дабы во всяком роде трудов равномерно 63 было подвижничество его: не должен он быть богат только в одном или двух трудах, которые нравятся ему соответственно желанию воли его, и в них трудиться, будучи лишенным других, которые более необходимы. Но равномерным должно быть подвижничество его во всех составных частях своих 64 благодаря исполнению 65 всех трудов добродетели. Чтению соответствовать служба, и службе – поклоны, и поклонам – пост, и посту – ночные бдения, 66 а с ними – сокровенное служение разума, чтобы, когда тело трудится, сердце не было расслабленным и оставленным. Но сила разумения, 67 которая в нем, знает, что находится внутри видимого естества; ибо все , которые требуются для пользы его, совершает видимое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

В Коране, когда он развивает основные члены своего вероучения, каковы единство Бога, воскресение мертвых, видно усилие утвердить веру в них на началах разума (Единство Бога: Крн 6:101. 19:91–95. 37:149–155. – Воскрес. мертвых: 7:55. 35:10. 43:10. 50:9–11.); когда он предписывает человеку религиозно-нравственные обязанности, старается показать основания им во взгляде на них рассудка (О молитве: 11:116. 29:44.). Выводя свои наставления из исторических рассказов, Коран очень часто требует от своих слушателей рассудочного рассмотра его наставлений выражениями: «Уже ли вы не рассудите? «(2:41. 3:58) «Уже ли нет понимающего это?» (54:17. 21). Укоряя не соглашающихся с его мнениями за недостаток рассудительности, часто указывает на это словами: «вы этого не понимаете», (2:149. 49:2.), «едва понимают они это новое учение» , (4:80. 7:178), «может быть, вы размыслите». (2:217. 268. 6:50). Кроме сего, Коран полемическим содержанием большей части речей своих в споре с язычниками, с иудеями, с христианами, возражавшим против его учения, вызывает читателя к логическим комбинациям, к диалектическим изворотам (42:15. 2:269. 48:16.); так что эта законодательная книга мусульман, не смотря на то, что настойчиво старается утвердить за собой достоинство откровенной книги, в указании на правдивость своего учения неизменно держится способов, какими разум приобретает свои сведения в области опыта; ищет оправдания своим словам у рассудка, у опыта даже там, где вместо опытных дознаний уносится фантастическими представлениями (28:71. 72. 35:36. 39.), вместо исторических событий выставляем небывалое (2:61. 62. 5:65. 7: 166.). Все эти призывы Корана к соображениям разума, не могли остаться без влияния на богословскую науку у мусульман. И в самом деле, в исламском мире, без постороннего влияния, очень скоро появились притязания разума на полное право изъяснять предписания Корана, особенно его теоретическое учение о Боге, не стесняясь авторитетом признаваемого за ним происхождения от Бога. Эти объясняется скорое появление различных сект в религии исламской (секты Кадаритов. Джабаритов). Потом, диалектика греческой философии, изучению которой предались и свободно мыслившие исповедники Корана и покорно подчинявшиеся предписаниям его, увлекла и тех и других на путь рассудочных изысканий, и в Богословии их дала перевес разуму над считаемым за Откровение учением Корана (Мюгтазилиты и Мютакаллимы). Богослов мусульманский верит, что Коран слово Бога, а потому, слово истины, но в тоже время не удовлетворяется при изложении какого-либо богословского вопроса свидетельством Корана и обращается к доказательствам разума. Так, например, Тафтазаний, когда говорит, что мир не вечен, что сотворен Богом, рядом умозаключений доходит до утверждения этого положения, рассуждая, что этот мир имеет вне себя виновника своего бытия, что этим виновником может быть только существо необходимое – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

«Малодушие же есть мать нетерпеливости» 33. «Не могу вам описать, насколько благоугодны нашей Пресвятой целомудрие и чистота» 34. «Со всеми нами, дитя мое, случаются эти изменения» 35. «Прерывается молитва. Замирают члены. И только ум созерцает в ослепительном свете» 36. «Круговая молитва в сердце никогда не боится прелести» 37. «… Хочу ради любви к вам и пользы вашей души кратко описать мою жизнь» 38. «Возлюбленная моя матушка со всеми моими братьями, сестрами, родственниками и друзьями…» 39. «Сестра моя возлюбленная, радуйся о Господе» 40. «Бог всегда помогает, всегда предваряет, но желает терпения» 41. «Весна приближается. Зима скорбей мало-помалу исчезает» 42. «Это, сестра моя, искусство искусств и наука наук» 43. «Ибо я поистине видел брата, который пришел в исступление, сидя ночью в полнолуние» 44. «Будь внимательна, моя добрая доченька, потому что ты уже выросла и начинают изменяться помыслы» 45. «Радуйся о Господе, возлюбленный и желаннейший мой сын!» 46. «… Этот мир, дитя мое, суетнейший» 47. «Мы же, избравшие здесь небесное любомудрие…» 48. «Услышь мой глас, добрый мой сын!» 49. «Так прошла моя жизнь – в страданиях и болезнях» 50. «Кто знает, дитя мое, суды Божии?» 51. «… Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней» 52. «Увы мне, смиренному и окаянному! Какой ответ дам я в час Суда?» 53. «Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим» 54. «Одни брани в пустыне, и другие, многочисленные и разнообразные, в миру» 55. «И учи всех молиться, непрестанно произносить молитву Иисусову» 56. «Тот, Кто сотворил веки, был и прежде веков, и в полном молчании создал небесные силы святых ангелов» 57. «Богословствуют безгласные богословы – прекрасные скалы и вся природа» 58. «Когда священник кадил…» 59. «Поставим радостный пятый глас» 60. «Итак, хотя бы сейчас постарайся снова вернуться назад» 61. «Суетный мир! Лживый свет! Нет в тебе ничего доброго!» 62. «Напишу для моего сына маленькое сочинение…» 63. «У нас нет брачной одежды. Поэтому нужно очиститься» 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

44. Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум последующий Ему во тьме не пребудет. 45. Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными воюй против них. 46. Есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти. 47. Кому дарована премудрость, тот делается причастным разумения бесплотных, и знает какое начало мipa и какой конец его. 48. Не неради о подобающей деятельности, и просветится ум твой; ибо таковым обетовано: «сокровища сокровенная и невидимая отверзу тебе» ( Ис. 45, 3 ). 49. Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей, и великой милости сподобился, кто удостоен ведения. 50. Ум, освободившийся от страстей делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего. 51. Свет души – ведение, которого будучи лишен неразумный во тьме ходит. 52. Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет тьма неведения. 53. Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему узрит свет истинный. 54. Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления, и когда бодрствует тело и когда в сон погружается. 55. Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя утесняемым тварями и желает быть вне всего сотворенного. 56. Блажен кто достиг в беспредельную беспредельность; достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все предельное. 57. Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же (смысл) их истины любитель. 58. Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какой-либо страстью не улучит ее. 59. Как в существе своем недоведом Бог, так в величии неопределим. 60. Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неисследима. 61. Спасение всякой твари есть всеблагое о ней промышление Создавшего ее. 62. Поддерживает Господь всех падающих, и восставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему. 63. Христос есть Судия живых и мертвых, и всякого деяния праведный Мздовоздаятель ( Деян. 10, 42 ; Пс. 61, 13 ). 64. Если хочешь начальствовать над душой и телом, то упреждай отсекать причины страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

43 Не пройдя через отчаяние, не придешь к Богу. 44 Как бы много вещей нас не окружало, мы абсолютно ничем не обладаем. 45 Когда мы теряем наше призвание Вечной Жизни в Боге, для нас богами становятся вещи, люди, и мы сами. 46 Постичь Тайну Бытия – значит последовать Ей: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 28). 47 Воскресение – это Тайна самого Божественного бытия. 48 Привязанность – это всегда потеря Живого Бога, ибо «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8). 49 Необъятную глубину человеческого сердца может наполнить только Бог. Дохиар 50 Любой человек, который представляется нашим врагом и мучителем, – это образ Божий, утративший свою Божественную красоту. 51 Познать что-то, значит последовать этому, то есть научиться жить в соответствии со своим познанием. А научиться так жить можно тогда, когда мы каждую секунду начинаем жить заново, несмотря на отчаяние и разочарование. 52 Когда люди становятся плотью, приходит смерть; когда люди преодолевают плоть, приходит безсмертие, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). 53 Поднимаясь на духовную вершину, приходится жестоко страдать – это наша плата за Красоту, которая открывается перед нами. 54 Жить, упорно держась за Добро, с неколеблющимся сердцем, – высокое достоинство человека. 55 Одна дурная мысль, одно представление, одно мечтание – это отпадение от Бога и Жизни. 56 Мысли умерщвляют душу, когда она колеблется и уступает им. 57 Каждую нашу молитву предваряет вначале призыв Божий к этой молитве. 58 Самую высокую гору вблизи всегда закрывают предгорья. Нужно суметь добраться до нее, а затем взойти как можно выше... 59 Сначала мы сами цепляемся за суетную обманчивую жизнь, а потом она жестоко преследует нас и убивает. 60 Потерпеть поражение – неудивительно, но удивительно при этом остаться не сломленным и победить; это одно из действительных достоинств человека. 61 Для истинного монаха ночь становится подобна ясному дню, а день становится подобным ночи. Разумеющий да разумеет...

http://isihazm.ru/?id=199

45 . Молясь, будь предельно бдительным в отношении к памяти своей, дабы не предложила она тебе свои [греховные воспоминания] 53 . Наоборот, подвигай себя к ведению служения [своего] 54 . Ибо ум во время молитвы может быть похищен памятью 55 . 46 . Когда ты молишься, то память вызывает в тебе либо мечтания о прошлых делах, либо новые заботы, либо представляет тебе лицо обидчика. 47 . Бес весьма завидует молящемуся человеку и использует все средства, чтобы сбить его с цели. Поэтому он не перестаёт с помощью памяти вызывать мысли о вещах, а с помощью плоти опрокидывает на землю страстями, дабы только помешать его шествию благим путём подвижничества 56 и вознесению к Богу 57 . 48 . Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молитве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нём, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает к неразумному наслаждению и глумится над умом. 49 . Помолившись как должно, ожидай недолжного, однако стой мужественно, охраняя плод свой. Ибо для этого ты и предназначен изначала: «делати и хранити» ( Быт.2:15 ) 58 . А поэтому, возделав, не оставляй без охраны добытое трудом, иначе не будет тебе никакой пользы от молитвы. 50 . Всякая брань, возникающая между нами и нечистыми бесами, ведётся только из-за духовной молитвы и ничего другого 59 . Ведь для них она чрезвычайно неприятна и тягостна, а для нас – спасительна и благотворна. 51 . Что угодно бесам возбуждать в нас? – Чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, памятозлобие и прочие страсти, дабы ум, одебелившись ими 60 , не мог молиться, как должно. Ибо страсти неразумной части [души], начиная властвовать над умом, не позволяют ему двигаться разумно 61 . 52 . Мы домогаемся добродетелей ради логосов тварных вещей 62 ; к ним стремимся ради Слова, дающего бытие [этим логосам] 63 , а это Слово обычно открывается [нам] в состоянии молитвы 64 . 53 . Состояние молитвы есть навык бесстрастия 65 , который с помощью наивысшей любви 66 восхищает любомудренный ум на духовную высоту 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Удачи каплю я желаю более, чем мыслей бочку: Ведь в ее отсутствие несчастны мысли». На что кто-то из любителей мудрости ответил: «Мне капля мыслей кажется важнее удачи бездны, Ведь в ее отсутствие несчастны мысли». 44. Эпикур : Низкая душа благополучием превозносится, несчастьями же низвергается. 45. Деметрий Фалерский: Не желающему благородно переносить несчастья невозможно быть и счастливым. 46. Кипсел Коринфский: В благополучии будь умеренным, в несчастии – разумным. 47. Из Эпиктета и Исократа : Воспитанные, словно в палестре, если и упадут, то быстро и ловко воспрянут от неудачи. 48. Рассудок, словно хороший врач, должен призываться помощником в несчастье. 49. Неразумный от благополучия, как от пьянящего напитка, чем больше вкушает, тем безрассуднее становится. 50. Враг благоденствующим – зависть. 51. Тот, кто помнит, что такое человек, ни от чего из случающегося не расстраивается. 52. Для благополучного плавания нужны кормчий и ветер, а для благоденствия – рассудительность и искусность. 53. Благополучием стоит наслаждаться, словно цветущим возрастом. 54. Нерассудителен тот, кто в приключающихся обстоятельствах скорбит по поводу естественной необходимости. 55. Биант : Несчастен тот, кто не выносит несчастья. 56. Когда его спросили, что трудно, он ответил: «Перемену к худшему перенести благородно». 57. Зенон : Зенон Китийский, потерпев кораблекрушение и потеряв имущество, ничего не сказал неблагородного, но произнес: «Как хорошо, о судьба, что ты смирила нас до этого рубища!» 58. Гиерон : Он, спрошенный о том, кто счастлив, ответил: «Кто телом здоров, душой – находчив, по природе – хорошо воспитан». 59. Фалес : Фалес, спрошенный, кто легче перенесет несчастья, сказал: «Тот, кто увидит врагов в худшем положении». 60. Ромул : Не спеши называть блаженным человека, привязанного к друзьям, к детям или к тем, чье благополучие призрачно. Ведь всё подобное шатко, а полагаться на самого себя – удел одного лишь Бога. 61. Он же сказал, что страдания людей есть научения в жизни. Ибо многие, не способные прозревать будущее разумом, понимают происходящее страданием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010