48. А Иисус сказал ему: «Иуда, так ты поцелуем предаешь Сына Человеческого?» 49. Те, кто стояли вокруг Него, увидев, что будет, сказали: «Господи, не пустить ли в ход меч?» 50. И один из них ударил слугу первосвященника и отсек ему правое ухо. 51. Но Иисус сказал на это: «Оставьте, довольно!» И Он исцелил слугу, дотронувшись до его уха. 52. И сказал Иисус тем, кто вышел против Него, первосвященникам, начальникам храмовой стражи и старейшинам: «Словно на разбойника, вышли вы с мечами и дрекольем! 53. Каждый день бывал Я с вами в Храме, и вы не подняли на Меня рук; но теперь — ваше время, и власть тьмы». 54. Схватив Иисуса, они повели Его и привели в дом первосвященника; Петр же следовал поодаль. 55. А когда посреди двора костер и сели вокруг, и Петр сидел с ними. 56. И одна служанка увидела его, как он сидит у огня, и, присмотревшись к нему, сказала: «И этот тоже был с Ним!» 57. Но он отрекся и сказал: «Женщина, я не знаю Его!» 58. Немного позже другой, увидев Петра, сказал: «Ты тоже из них!» Но Петр сказал: «Да нет, любезный». 59. Около часа спустя еще один начал говорить с настойчивостью: «Точно, и этот был с Ним; он же галилеянин!» 60. Но Петр сказал: «Я не знаю, любезный, что ты такое говоришь». И тотчас, когда он еще не кончил говорить, пропел петух. 61. И Господь, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр слово Господне, как Он сказал ему: «Этою же ночью, прежде, чем пропоет петух, ты троекратно отречешься от Меня». 62. И выйдя со двора, он горько заплакал. 63. А те, кто были приставлены стеречь Иисуса, глумились над Ним и били Его, 64. и, завесив Ему лицо, спрашивали: «Скажи пророчество, кто Тебя ударил?» 65. И много других кощунств говорили они против Него.   66. И когда наступил день, собрался совет народных старейшин, и первосвященники, и книжники; и поставили Его перед своим синедрионом, 67. и сказали: «Если Ты — Мессия, скажи нам!» Но Он сказал им: 68. «Если Я вам скажу, вы не поверите, а если задам вопрос, не ответите. 69. Но отныне Сын Человеческий будет восседать по правую руку Силы Божией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

36. Вот и Елисавета, родственница твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц — а ее называли бесплодной. 37. Ибо нет для Бога ничего невозможного». 38. Тогда Мариам сказала: «Пред тобою раба Господня; да будет со мною, как ты сказал». И удалился от нее ангел.   39. По прошествии нескольких дней Мариам, выйдя в путь, с поспешностью направилась в нагорный край, в иудейский город, 40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И вот, когда услышала Елисавета слова, которыми приветствовала ее Мария, взыграл младенец в ее чреве. 41. И исполнилась Елисавета Духом Святым, 42. и громко вскричала такие слова: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43. И откуда мне такая честь, что Матерь Господа Моего пришла ко мне? 44. Ибо когда звук приветствия Твоего достиг ушей моих, взыграл от радости младенец во чреве моем; 45. и блаженна Уверовавшая, что исполнится предреченное Ей от Господа». 46. И сказала Мариам: «Величает душа моя Господа, 47. и ликует дух мой о Боге, Спасителе моем, 48. ибо призрел Он на убожество рабы Своей: вот, блаженною назовут меня из рода в род! 49. Ибо великое свершил для меня Сильный, и свято Имя Его, 50. и милость Его в род и род для чтущих Его. 51. Явил Он силу длани Своей, посрамил замыслы горделивых сердец; 52. со престолов низверг властителей, а смиренных возвысил, 53. алчущих утолил обилием, а богатых отослал ни с чем; 54. пришел на помощь Израилю, рабу Своему, вспомнив о милости, 55. обетованной праотцам нашим, Аврааму и потомству его, вовеки». 56. И оставалась Мария с нею около трех месяцев, а после возвратилась в дом свой.   57. Елисавете же настало время родов, и родила она сына; 58. и услышали ее соседи и родичи, что Господь явил к ней столь великую милость, и радовались вместе с ней. 59. И вот в день восьмой пришли совершить над младенцем обрезание, и хотели назвать его по имени отца его Захарией. 60. И мать его возразила: «Нет, имя ему будет Иоанн». 61. И сказали ей, что, мол, в родне твоей нет никого, кто звался бы так; и 62. стали знаками спрашивать отца, как бы он хотел назвать младенца. 63. И он, потребовав дощечку для письма, написал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

43. И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и дрекольем, посланная от первосвященников, книжников и старейшин. 44. А предатель заранее условился с ними, что подаст знак: «Кого я поцелую, это Он и есть; берите его и уводите под надежной охраной!» 45. И он, явившись на место, тотчас подошел к Нему и говорит Ему: «Равви!» — и поцеловал Его. 46. A они наложили на Него руки и схватили Его. 47. А один из тех, что стояли там, выхватив меч, поразил первосвященничьего раба и отсек ему ухо. [ ] 48. И заговорил Иисус, молвив: «Словно на разбойника, вышли вы с мечами и дрекольем, чтобы взять Меня! [ ] 49. Каждый день был Я у вас в Храме и учил, и вы не схватили Меня. Но да сбудутся Писания». 50. И все, покинув Его, бежали. 51. А один юноша, который тоже шел за Ним, был закутан в покрывало по нагому телу; и вот его хватают, 52. а он, скинув с себя покрывало, нагим убежал. [ ] 53. И отвели Иисуса к первосвященнику; и собираются все первосвященники, старейшины и книжники. 54. И Петр шел за Ним поодаль, и вошел во двор первосвященника, и там, сидя со слугами, грелся у огня. 55. А первосвященники и весь синедрион добивались свидетельств против Иисуса, чтобы предать Его смерти, однако не имели успеха. 56. Хотя и многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства их не сходились. 57. И вызвались некоторые принести против Него такое лжесвидетельство: 58. «Мы слышали, как Он говорил, что, мол, Я разрушу этот рукотворный Храм и в три дня воздвигну другой, нерукотворный». 59. Но их свидетельство тоже не сходилось само с собой. 60. И первосвященник, встав в середину, спросил Иисуса: 61. Но Он молчал и не давал никакого ответа. Снова спрашивал Его первосвященник, и говорит Ему: 62. Иисус же сказал: «Я есмь; и вы узрите Сына Человеческого, воссевшего по правую руку Силы и шествующего с облаками небесными». [ ] 63. Но первосвященник, разорвав на себе одежды, говорит: Тут все они осудили Его, вынеся смертный приговор; 65. а некоторые начали плевать в Него, и, закрывши Ему лицо, ударяли Его по щекам и говорили Ему;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Х. Святая Церковь празднует память ее 31 июля. 33 Назначенный, установленный. 34 Сей закон издан при Диоклетиане в 303 г. по Р. Х. 35 Бросилась. 36 Пристанища путников. 37 Был хороший урожай в поле. 38 Овол — мелкая монета. 39 Птица сия, по мнению древних, истребляет саранчу. 40 Здесь: перефразировать. 41 Здесь: согрешивший, осквернившийся грехами. 42 С коровой. 43 Обнаруживается, показывается. 44 Иосифом Флавием. 45 Не уделяющий другим. 46 Обо что ударилось. 47 Тебе дали пощечину? 48 Копьем. 49 На середину. 50 То есть лжепророков, жрецов Ваала, питающихся от стола Иезавели, царицы–идолопоклонницы, убивавшей пророков Господних. 51 Обнаружившейся, проявившейся. 52 Познать мудрость и наставление. 53 Господь имел меня началом пути Своего. 54 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. 55 Чтоб они научились не богохульствовать. 56 Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. 57 Помышления праведных — правда. 58 уменье все делать с искусством, как ниже объясняет сие слово святитель Василий. Поелику же это слово в славянском переводе Библии переводится словом «хитрый», то в настоящем толковании и слово впоследствии переводится словом «хитрость». 59 Таинством крещения. 60 Не поможет богатство в день гнева. 61 Послушает мудрый — и умножит познания. 62 Управление. 63 Разумный найдет мудрые советы. 64 Как упрямая телица. 65 Рабом. 66 Здесь указывается на римский обычай отпускать рабов, как говорилось у них, Господин отпускаемого на свободу раба приводил его к претору, давал ему пощечину с уверением, что может идти, куда хочет. 67 Возрождение, новая жизнь. 68 Мера жидкостей, заключающая в себе около 12 кубических дюймов. 69 Народов 70 Память сего святого мученика совершается Церковью в 19 день ноября. 71 Память святого мученика совершается 3 января. 72 Родственные. 73 Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Святая Церковь празднует 9 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

49–50 Слово… слово. Слово исходит из уст Божьих, поэтому оно дарует надежду и уверенность и представляет собой обновляющую, животворящую силу (50). 51–52 Слово твердо противостоит вражеским домогательствам, принося утешение тому, кто следует ему. 53–54. Слово повсюду: в бедствиях оно звучит в душе, как песня. В мире псалмопевец наблюдает много всяческого нечестия, что вызывает у него возмущение, он живет в нем, как чужак. Но это не смущает его, а, напротив, укрепляет его желание наслаждаться драгоценным словом Божьим. 55–56 Слово необходимо блюсти, повиноваться ему. Раздел «Зайин» дополняет раздел «Вав», в котором создавалось впечатление, что жизнь – непрерывное победное шествие. Свобода, которую приносит слово (45), а также уверенность в себе (46), утешение и восхищение словом (47–48) должны сопровождаться подчас очень упорным трудом – неотступным следованием слову Божьему. 57–64 Хет. Упорядоченность жизни. Этот раздел открывается и закрывается обращением к Господу, вся жизнь псалмопевца наполнена только Им и Его непреходящей милостью. Как мы должны отвечать Господу, Который – наш удел во всем (57–60), и в каких отношениях мы живем с Тем, Чья любовь и милость всеобъемлюща (61–64)? Мы подобны священникам из колена Левия ( Нав. 13:14,33; 18:7 ), которые не нуждаются в других источниках существования, кроме Господа. Наш ответ включает четыре важных момента: обет повиновения (57), стремление всем сердцем взыскать Его благорасположения и непреходящей благодати (58), глубокие размышления о путях своих (59) и постоянная готовность к повиновению (60). Одним словом, жизнь, посвященная Его слову, упование на Его обетования и следование Его повелениям (60). Помимо этого надо помнить, что существуют сети нечестивых (61), не забывать о правильной организации своей жизни (62), об общении с единомышленниками по вере (63), поскольку в каждой ситуации – во враждебном окружении, втайне или явно для всех – всегда и везде присутствует Его непреходящая любовь. Поэтому любая ситуация дает нам повод славить Его, не забывать Его закона и среди вражды (61), так планировать свое время, чтобы всегда находить возможность воздать хвалу слову Господню (62), выбирать себе друзей среди тех, кто следует слову Его (63).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

– Сердце есть вместилище внутренних чувств и корень их (4:52). – С очищением сердца, очищаются и чувства, сердце же достигает чистоты скорбями, удалением от мира и умерщвлением себя для всего мирского (4:52–53). – Что приобретается с болезнью сердечной, то и хранится с осторожностью (5:56). – Когда человек зрит Господа внутри сердца своего? (8, 67:69) – Сердце раздраженное не вмещает в себе тайн Божиих (8:68). – При безмолвии и утишении гнева в море сердечном движутся тайны и откровения божественные (8:68). – Что бывает с сердцем инока, часто обращающегося с людьми мирскими? (8:69) – Каков бывает ревностно ищущий Бога в сердце своем? (8:69) – Чем удерживается сердце человека от стремления ко злу? (21:118) – Если сердце ежедневно оскверняется, то когда оно очищается от скверны? (21:130–131) – Какой признак того, что человек достиг чистоты сердца? (21:136) – Как настроено бывает, по отношению к страстям, сердце, приявшее ощущение духовного и созерцание будущего века? (38:210) – Преуспеяние сердца – непрестанное помышление о своем уповании (41:222). – Сердце жестокое и немилосердное никогда не очистится (41:223). – Что такое сердце милующее? (48:260) – Когда сердце возревнует духом, то тело не печалится о скорбях (49:280). – Сердце, упоенное любовью к Богу, подкрепляется надеждою на Бога (51:287). – Не дела отверзают заключенную дверь сердца, но сокрушение и смирение души (55:317). – Когда в сердце укореняются заповеди Духа и какая от сего польза? (58:385–386) – В одной душе не могут быть и горячность, и сокрушение сердца, и почему (58:389). – От чего рождается горячность в сердце? (59:393) – Когда сердце не имеет тишины от страха и трепета, то что должно делать? (61:407) – Не смирившись, сердце не может избавиться от парения (61:408). – Воскресение чувств есть омертвение сердца (для Бога) (85:496). – Если нечисто у тебя сердце, пусть чисты будут хотя бы уста (85:497–498). – Сердце приемлет дерзновение в молитве в меру подвига, совершаемого ради Бога (85:498). – Сердце, исполненное печали о бессилии в делах телесных, заменяет собою оные (89:505).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

44) Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум, последующий Ему, во тьме не пребудет. 45) Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными, воюй против них. 46) Есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти. 47) Кому дарована премудрость, тот делается причастным разумения бесплотных и знает, какое начало мира и какой конец его. 48) Не неради о подобающей деятельности, и просветится ум твой; ибо таковым обетовано: сокровища сокровенная и невидимая отверзу тебе (Ис. 45, 3). 49) Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей, и великой милости сподобился, кто удостоен ведения. 50) Ум, освободившийся от страстей, делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего. 51) Свет души – ведение, которого будучи лишен неразумный, во тьме ходит. 52) Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет тьма неведения. 53) Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему узрит свет истинный. 54) Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления, и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается. 55) Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя утесняемым тварями и желает быть вне всего сотворенного. 56) Блажен, кто достиг в беспредельную беспредельность; достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все предельное. 57) Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же (смысл) их истины любитель. 58) Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какою-либо страстию не улучит ее. 59) Как в существе своем недоведом Бог, так в величии неопределим. 60) Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неисследима. 61) Спасение всякой твари есть всеблагое о ней промышление Создавшего ее. 62) Поддерживает Господь всех падающих и восставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему. 63) Христос есть Судия живых и мертвых, и всякого деяния праведный Мздовоздаятель (Деян. 10, 42; Пс. 61, 13). 64) Если хочешь начальствовать над душою и телом, то упреждай отсекать причины страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

44) Господь наш и Бог есть Иисус Христос; и ум последующий Ему во тьме не пребудет. 45) Собери ум твой и наблюдай за помыслами, и которые найдешь страстными воюй против них. 46) Есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти. 47) Кому дарована премудрость, тот делается причастным разумения безплотных, и знает какое начало мира и какой конец его. 48) Не неради о подобающей деятельности, и просветится ум твой; ибо таковым обетовано: сокровища сокровеннал и невидимая отверзу тебе (Ис. 45, 3). 49) Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей, и великой милости сподобился, кто удостоен ведения. 50) Ум, освободившийся от страстей делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущаго. 51) Свет души — ведение, котораго будучи лишен неразумный во тьме ходит. 52) Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет тьма неведения. 53) Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему узрит свет истинный. 54) Ум, освободившийся от страстей, видит тонкия помышления, и когда бодрствует тело и когда в сон погружается. 55) Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя утесняемым тварями и желает быть вне всего сотвореннаго. 56) Блажен кто достиг в безпредельную безпредельность; достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все предельное. 57) Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же (смысл) их истины любитель. 58) Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какою либо страстию не улучит ея. 59) Как в существе своем недоведом Бог, так в величии неопределим. 60) Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неизследима. 61) Спасение всякой твари есть всеблагое оней промышление Создавшаго ее. 62) Поддерживает Господь всех падающих, и возставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему. 63) Христос есть Судия живых и мертвых, и всякаго деяния праведный Мздовоздаятель (Деян. 10, 42; Пс. 61, 13). 64) Если хочешь начальствовать над душею и телом, то упреждай отсекать причины страстей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Далее автор возвращается к проблеме внутрицерковного мира и доказывает необходимость следования установленному в Церкви порядку и избегания гордыни (главы 37-40). В связи с этим он переходит к теме необходимости и богоустановленности иерархических служений в Церкви (главы 40-44). Сначала приводится пример ветхозаветного священства. Затем выстраивается цепочка преемства от Христа через апостолов к епископам и диаконам, к-рых апостолы поставляли из числа «первенцев» (т. е. обратившихся раньше других, старцев по вере). Утверждается, что епископское и диаконское служение не являются новшеством, но исполнением пророчества Ис 60. 17. Хотя споры о священстве бывали и прежде (в ВЗ), нарушать установившееся преемство нельзя. Тем более что те, кто были лишены служения в результате смуты, были поставлены с согласия всей Церкви. Поскольку лишенные служения пресвитеры были людьми праведной жизни, то те, кто их гонят, не могут быть праведниками сами и являются нечестивцами (гл. 45). В главах 46-48 говорится о гибельности раздора и необходимости братской любви. 49-я глава является своего рода панегириком христ. любви (возможно, в подражание 1 Кор 13). В 50-й главе содержится призыв жить в любви и обещается блаженство единомысленным. В главах 51-55 вновь призываются к покаянию как виновники раздора, так и те, кто в нем не участвовали прямо, но по примеру прор. Моисея и др. праведников готовы взять вину на себя и молить Бога о прощении всех. Автор призывает последних вразумить грешников, а согрешивших достойно принять обличение и вразумление и покориться пресвитерам (главы 56-58). Приводится продолжительная молитва ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 59. 2 - 61. 3), имеющая сложную структуру, похожую на нек-рые иудейские молитвы периода Второго храма (см.: L ö hr. 2003) и христ. анафоры (параллели к этой молитве встречаются в 8-й кн. «Апостольских постановлений» и в нек-рых анафорах александрийской традиции - Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief//OS. 1959. Bd. 8. S. 31-45). Для молитвы характерно известное по др. раннехрист. памятникам (напр., молитвам в составе Дидахе) именование Иисуса Христа Отроком. Рефрен «через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа», возможно, является прототипом рим. литургической формулы Per Christum. Среди интерцессий имеется моление за правителей государства (Ibid. 60. 4 - 61. 1).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

  42 Wesen des Christ., 184 – 185. 43 Das Wesen des Christenthums in Beziehung auf den " Einzigen und sein Eigenthum " . Band VII, 303. 44 Высшее чувство (фр.). 45 Das Wesen des Christenthums,324 – 325. 46 божественный Цезарь (лат.). 47 Philosophische Kritiken und Grundsдmze, статья " Nothwendigkeit einer Reform der Philosophie " (1841). Bd. II. S. 219 – 220. 48 Vorlдufige Thesen zur Reform der Philosophie (1842), Bd II, S. 244. 49 Bd II, 218 – 219. 50 Vorlesungen, 29. Сравните рассуждения Кириллова в " Бесах " Достоевского: " Бог есть боль страха смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет богом. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое… Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения Бога и от уничтожения Бога до… до перемены земли и человека физически. Будет богом человек и переменится физически " . 51 Wesen des Christenthums, 20. 52 Grundsдmze der Philosophie der Zukunft. Собр. соч. Т. II, 304, § 41. 53 Ibid., § 58. 54 Wesen des Christenthums. 55 Ibid. 56 " Человек мыслит, т. е. общается (conversirt), говорит сам с собою. Животное не может выполнять функцию рода без другого индивида вне себя, человек же может выполнять родовую функцию мышления и речи, ибо мышление и речь суть настоящие функции рода, без другого. Человек есть сам для себя вместе я и ты, он может себя самого поставить на место другого именно потому, что предметом ему является его род, его существо, не только его индивидуальность " (Wesen des Christenthums, 3). 57 Ibid., 190. 58 Ibid., 189 – 190. 59 Vorlesungen, 364. 60 Мы читаем здесь, например, такой дифирамб смерти: " О, смерть! Я не могу оторваться от сладостного созерцания твоего кроткого, столь 65.062 О первохристианстве Булгаков: Два Града, 179 интимно слившегося с моим существом существа! Зеркало моего духа, отблеск моей собственной природы! Из распадения единства природы с самой собой восстал сознательный дух, вспыхнул этот всеобщий, сам себя созерцающий свет, и, как месяц светит светом солнца, так отражаешь и ты в своем кротком сиянии лишь горящий солнечный огонь сознания. Ты – вечерняя звезда природы и утренняя звезда духа: чувственные глупцы принимают одну звезду за две разные звезды. Ты светишь мудрому из страны грез к месту рождения истинного спасителя духа. Глупцы воображают, что лишь после смерти и при ее посредстве они входят в дух, что духовная жизнь возникает лишь после смерти, как будто бы чувственное отрицание может быть основанием или условием духа. Они не видят, что смерть уже предполагает действительное существование духа, следует лишь за духом и, как чувственный конец, есть лишь проявление духовного и существенного конца. Утренняя звезда не приносит с собой утра, она сама есть лишь проявление утра " (Gedanken ьвег Tod und Unsterbichkeit. Собр. соч. Т. I. С. 71. Отрывок этот характерен для стиля и тона всего этого сочинения). 61

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010