34) В 7 дней собрание; два раза в год собрание. 35) Молитва в собрании, ибо избавляет от развлечения и забот. Два собрания: конец поста и жертвенное. 36) Число поклонений, символическое. 37) Символика поклонов, в природе. 38) Происхождение поклонений, от кого. 39) Исполнение должным образом 5 обрядов. 40) Чтение Бога самое высшее из 5 обрядов. 41) О достоинствах 5 обрядов; лествица и т. д. 42) Сравнение с дождем, лампадой и т. п. 43) Действие 5 обрядов; чтение, призывание Бога, и т. д. 44) 5 обрядов связаны между собой и взаимно пополняются. 45) Действенность 5 обрядов всеобщее, на тело, общественные отношения, и т. д. 46) Совершенный человек покланяется, не покланяясь; постится, не постясь, и т. д. Смысл высокий. 47) 5 обрядов выражаются во всех членах человека. 48) Соответствие 5 обрядов с общественными добродетелями и стихиями. 49) Возведение 5 обрядов до крайнего совершенства. Отрицание мысли, тела, и т. д. 50) 5 обрядов очищают чувства. Примеры чрезвычайные. 51) Влияние 5 обрядов на возвышение духа. 52) 5 обрядов обнимают мир и все дела человека. 53) 5 обрядов в человеке, как в сокращении мира. 54) Превосходство и совершенство 5 обрядов. 55) Действие 5 обрядов всепроникающее. 56) 5 обрядов обязательны для всех. Всемирны. 57) 5 обрядов во святых, как образцах. 58) 5 обрядов лествица на небо. 59) Путь святых удобен и краток, но для людей труден и далек. 60) В мире все содействует преуспеянию. 61) Святые понимают вкус, обыкновенные люди едят и не понимают. 62) Обобщение обязанностей необходимо соединяется с 5 обрядами. 63) 5 обрядов обобщают природы; они суть торжище святых и простых людей. Священные книги – аптека; 5 обрядов принятие лекарств. Автор разводнил речь пустыми разделениями, и высокопарной болтовней. Афоризмы Вань дай юя Подражание Буддийской Юй лу. Шен юй (прилож. к рукописной цин чжень Дасио). Всего 46 кратких разговоров с фоистами; изречения на вопросы загадочны и простым наречием. В созерцательном духе, касательно высших взглядов по магометанскому учению. Тянь фань сань цзы цзин

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

45 Грозд их, грозд желчи,/грозд горести их. Ягода их – ягода со вкусом желчи,/гроздья горькие у них. 46 Ярость змиев вино их,/и ярость аспидов неисцельна. Ярость драконов – вино их /и ярость аспидов неисцелимая. 47 Не сия ли вся собрашася у Мене/и запечатлешася в сокровищах Моих? Вот, не всё ли это собрано у Меня,/и не запечатано ли в хранилищах Моих? 48 В день отмщения воздам. В день отмщения Я воздам. 49 Во время, внегда соблазнится нога их. Во время, когда поскользнётся нога их. 50 Яко близ день погибели их,/и предстоят готовая вам. Ибо близко день гибели их,/рядом приготовленное вам! 51 Яко судит Господь людем Своим/и о рабех Своих умолен будет. Ибо судить будет Господь народ Свой,/и над рабами Своими смилуется. 52 Виде бо я разслабленны,/и истаявша во время, и изнемогша. Ибо Он увидит их бессильными,/и оставленными в напасти, и изнемогшими. 53 И рече Господь: где суть бози их,/ихже уповаша на ня;/ихже тук жертв их ядясте/и пиясте вино треб их? И сказал Господь: «Где боги их,/те, на которых полагались они,/те, тук чьих жертв вы ели,/и пили вино возлияний их?» 54 Да воскреснут, и помогут вам,/и будут вам покровители. Пусть они восстанут и помогут вам,/и сделаются вам защитниками. 55 Видите, видите, яко Аз есмь,/и несть бог, разве Мене. Видите, видите, что Я есмь,/и нет бога кроме Меня. 56 Аз убию и жити сотворю,/поражу и Аз исцелю,/и несть, иже измет от руку Моею. Я умерщвлю и оживотворю,/Я поражу и Я исцелю,/и нет того, кто отнимет из рук Моих. 57 Яко воздвигну на небо руку Мою,/и кленуся десницею Моею,/и реку: живу Аз во веки. Ибо подниму Я к небу руку Мою,/и поклянусь десницей Моей/и скажу: «Живу Я вовек!» 58 Яко поострю, яко молнию, меч Мой,/и приимет суд рука Моя. Ибо заострю, как молнию, меч Мой,/и возьмется за суд рука Моя. 59 И воздам месть врагом/и ненавидящим Мя воздам. И воздам наказание врагам,/и ненавидящим Меня воздам. 60 Упою стрелы Моя от крове,/и меч Мой снест мяса. Напою стрелы Мои кровью,/и меч Мой пожирать будет плоть. 61 От крове язвенных и пленения,/от глав князей языческих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pesni-svy...

Стыд и страх Божий сдерживают колебания ума; ослабление стыда и страха Божия колеблет чаши весов разума, и он становится неустойчивым, колеблющимся 48 . Ум утверждается исполнением заповедей Господних 49 и претерпеванием скорбей и бед 50 , а попечения житейские омрачают ум 51 . Собирая себя верой, человек пробуждает ум для Бога 52 и молитвенным молчанием очищает разум 53 , одолевает страсти 54 . Молчанием оздоравливается душа, поэтому следует себя принуждать к молчанию, ибо оно создает в сердце некую сладость 55 . Молчанием человек входит в умирение помыслов – ειζ την ειρνη? των λογισμων 56 . Вера низводит мир в разум и таким образом устраняет мятежные помыслы. Грех является причиной беспокойства и противоборства в мыслях, а также противоборства человека с небом и с людьми. «Примирись с самим собой, и с тобой помирятся небо и земля» 57 . До веры ум рассеян по вещам сего мира; верой побеждается рассеянность ума – μετεωρισμος του νου 58 . Блуждание, скитание мысли вызывается у человека демоном блуда 59 . Скитание очей – дело нечистого духа 60 . Верой ум укрепляется в богомыслии; поэтому путь спасения – постоянное памятование о Боге 61 . Как рыба без воды, так ум без памятования о Боге 62 . Свобода настоящего человека состоит в освобождении от страстей, в воскресении со Христом и в радости души 63 . Страсти могут быть побеждены лишь исполнением добродетелей 64 . С каждой страстью нужно бороться до мученичества 65 . Первое и основное оружие в борьбе со страстями – это вера, ибо вера есть свет ума, который прогоняет мрак страстей, и сила ума, которая изгоняет недуг из души 66 . Вера несет в себе не только свое начало и свою сущность, но и начала, а с ними и сущности, всех остальных богочеловеческих добродетелей, которые одна из другой исходят и одна вокруг другой свиваются, подобно кольцам в стволе дерева. Если вера имеет язык, то это молитва. 2. Молитва Подвигом веры человек побеждает эгоизм, преодолевает границы своего «я» и входит в новую, транссубъективную и трансцендентную, реальность. В этой новой реальности властвуют новые законы; старое исчезает, все новое возникает. Когда подвижник погружается в неизвестные глубины этой новой реальности, его ведет вера, им руководит молитва , и он молитвой смотрит, молитвой чувствует, молитвой мыслит, молитвой живет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Другие моралисты, в произведениях которых, так или иначе, отразилось влияние дарвиновского эволюционизма, идут еще дальше Спенсера 48 . В данном случай разумеем особенно модного ныне философа-моралиста Фридриха Ницше 49 «Глубокое влияние теорий Дарвина на Ницше» не подлежит сомнению 50 ). «Люди – звери, единственная основа их жизни – борьба за существование, за власть и силу» 51 ..., «bellum omnium contra omnes» 52 ... – вот положения ницшевской морали. Согласно с нею, человек должен жить, повинуясь только влечению своих животных инстинктов 53 , следовательно, отдавая себя на волю своих страстей, предаваясь всякого рода удовольствиям 54 . В отношении к ближним «человек должен стать злее» 55 , люди должны «любить лишь самих себя, не щадить своего ближнего» 56 , «быть жестокими и беспощадными ко всем», так как «только жестокий – истинно благородный» 57 . « Самолюбование, самовозвеличение» – вот сущность «высшей морали, аристократической» 58 . Христианское нравственное учение, проповедующее совершенно иные принципы, по Ницше, представляет собою «противоречие природе человека» 59 . Имя лиц – исповедников эволюционистической доктрины – легион. Претензии их безграничны. Они без всякого колебания «провозглашают нищенскими» чьи-бы-то ни было «верования во... все, что не касается борьбы за существование в условиях наилучшего приспособления к внешнему» 61 , присоединяя, что «без кровавого закона непрерывной борьбы, определяемой переживанием приспособленейших, человечество никогда не вышло бы из своего первобытного варварства, а цивилизация теперь еще не родилась бы») 62 ... Они спокойно решаются «в основу этики» утверждать дарвиновскую «биологическую гипотезу и узаконить с благословения науки борьбу людей, т.е., злобу, вражду, хитрость и взаимоуничтожение, что», – говорить одень мыслитель, – «многим психопатам как нельзя более по сердцу» 64 . Такого рода теории нашли своих выразителей даже и на «университетских кафедрах», откуда именно доказывалось, что «борьба за существование – не порок, но, напротив, основной закон жизни, и интенсивность или энергия этой борьбы – единственный критерий высшей организации» 65 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

46. Пху-сянь (’pu hsien), Самантабгадра, Пху-сянь Пху-са, всеблаженный (samanta) и счастливый (bhadra). 47. Гуан-инь, (Авалокитесвара), также – Гуан ши пень Пхуса, т. е. прозирающий, всеозирающий – (авалокита), самосущий – (исвара), или – озирающий миры (авалокас Лока). С двумя предшествующими лицами он образует троицу; атрибуты трех божеств – мудрость, блаженство и благодарность. Идол сей почитается на о-ве Путо, имеет в изображении женские признаки, выражающие благодарность, и деторождение. 48. Да ши ши (ta shih chih), Маганана или Магастгама, т. е. имеющий великую силу, могущественный. 49. Шэн-мин (chin-meng), Вималакиртта, т. е. не имеющий пятен, имеющий беспорочное (vimala) имя (kirtti). 50. Мяо-и, chinda, прямодушный, честный. 51. Яо-ван; –Яо-шан, два равных Бодисатва приемлющие жертвы и почести, особенно от медиков и больных. 52. Ди цзан пуса, Бодисатва помогающий черни в спасении от ада. VIII. Классы буддийских учеников. 53. Би-цзю (pi-chiu), бикшу, нищенствующий ученик, – главное прозвание буддийских монахов в Индии. 54. Би-цзю-ни, бикшуни, т. е. монахини или буддистки. 55. Сяо-цзе-ни (hsiao-chieh-ni), ученицы, изучающие сяо или шесть запретительных правил: 1) не осквернять и не омрачать души; 2) не похищать четырех родов монет; 3) не закалать для пищи животных; 4) не произносить никакой лжи, не позволять обмана; 5) не вкушать пищи в не дозволенные часы; 6) не пить вина. 56. Ша-ми (sha-mi), человек, прилежный в методическом изучении Shramanera, желающий слышать и внимать наставлениям Будды, с выражением при этом чувств благодарности. 57. Ша-ми-ни, буддийские монахини, не имеющие никакого общения с прочими классами народа. 58. Ю-бо-зай (yu ’ро sai), Упасака, близкий последователь, слуга. 59. Ю-бо-и, Упазика, верующая женщина; син-ши-нью, верующая служанка. 60. Ши-чжу (shi-chu), датель, верующий жертвователь в пользу буддистов, данапати. дань-на. IX. Главные названия последователей Будды. 61. Ши-ши, принадлежащий к семейству шакья-муни, буддийский ученик его, буддист оставляющий отличия кастовые и делающийся им по обету. Чаще всего это прозвание усвояется племени Шакьямуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

фактически, на деле (лат.). 35 советниках (нем.). 36 Безобразное тоже прекрасное (франц.). 37 «Собор Парижской богоматери» (франц.). 38 «Отверженные» (франц.). 39 «Современное слово», 100, 101, 102. 252 40 В своей литературной деятельности, разумеется; никогда не позволим мы себе коснуться частной жизни литературных деятелей наших, ибо она для нас священна. 41 да, да! (англ.). 42 довольно (франц.). 43 довольно (франц.). 44 передовая статья Петербургской газеты (франц.). 45 распространение опустошения (франц.). 46 Конец (лат.). 47 на английский лад (франц.). 48 Вы понимаете? (франц.). 49 См. «Современник», и 2 и ответ во «Времени» «Журнальные заметки. II. Молодое перо». 50 Своими стонами страдалец наполнял//Леса и долы (франц.). 51 Кстати, мой мальчик (франц.). 52 Фраза не наша. Сей фразой начиналась одна повесть одного гвардейского офицера в стариннейшей «Библиотеке для чтения» тридцатых годов. Не без намеренья ее помещаем. 53 Стих Всеволода Крестовского. 54 завтрашнего дня (франц.). 55 Обыкновенные литературные упреки «Искры» редактору «Времени», у которого была табачная фабрика. 56 Вы понимаете, не так ли? (франц.). 57 См. статью «Молодое перо». «Время», 58 Временная приостановка «Современника» не принесла нам никакой пользы. Ни одного нового, значительного сотрудника она нам не доставила. Г-да Островский, Помяловский, Щедрин печатали у нас еще долго до приостановки «Современника». Во втором же отделе журнала не участвовал никто из пишущих в «Современнике», да и боже сохрани. Из 4 300 подписчиков за прошлый год 4 000 уже были у нас до прекращения «Современника». «Молодое перо» отлично хорошо знает, что летом подписка почти прекращается. С июня до конца года у нас вряд ли прибавилось 300 подписчиков. Следственно, прекращение «Современника» и подписчиков нам не могло принести. 59 См. статью «Молодое перо». «Время», 60 «Современник», и 2-й. 61 роялист больше, чем сам король (франц.). 62 Я всё так пишу: «вы говорите в глаза», хотя примечание к «Тревогам „Времени“ подписано не вами, а редакцией «Современника». Но так как без вашего ведома это примечание не могло сочиниться, так ведь оно всё равно. Повторяю: вы, пожалуй, будете в претензии, зачем я смешиваю так утвердительно вас и редакцию «Современника» вместе? Отвечаю еще раз: утвердительно говорю я об этом потому только, что вы наговором вашим о подкупе наборщиков «Современника» дали мне сами это право. Рассудите: чтоб опровергнуть наговор, я, конечно, должен сказать, что знаю из первых рук, как у вас дела установились и на каких интересах. Стало быть, если я все это знаю, мне и наборщиков покупать было не надо. 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

46) Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не верующие Ему сами себя держат во тьме. 47) Не почитай малым лишение добродетели; чрез это смерть вошла в мир. 48) Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели. 49) За умерщвлением ума чрез преступление заповеди необходимо следует и смерть тела. 50) Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть. 51) Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от смерти малой не перейти в великую. 52) По причине преступления Адамова Спаситель воплотился, чтобы, разрешив клятву, всех воскресить. 53) Из жизни сей в Живот Вечный переходит тот, кто умертвил страсти и освободился от неведения. 54) Исследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив сказанное, освободишься от страстей. 55) Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души делает ее причастною света. 56) Древо жизни есть познание Бога, Которого причастным сделавшись чистый, пребывает бессмертным. 57) Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же – ее любовь к Богу. 58) Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам веру в Него для получения Жизни Вечной. 59) Он явился нам, соединив Божество с душою и телом, чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело. 60) Стяжем веру, чтоб прийти в любовь, из коей рождается свет ведения. 61) За стяжанием веры вот что последует: страх Божий, воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога, бесстрастие, любовь. 62) Из искренней любви рождается ведение естества; после же него наступит исполнение верха желаний, т. е. благодать богословия. 63) Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал и что обетовал. 64) Кому дарована вера, от того требуется воздержание, которое, утвердившись, рождает терпение, поддерживающее трудолюбивый навык. 65) Признак терпения есть любовь к трудам, на которые опираясь, ум восприемлет упование, что улучит, что обетовано, и избегнет, чем угрожается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

46) Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или безчестий, или потерь, или подозрительных помыслов. 47) Господь ослепляет ум завистливого за то, что он не праведно печалится о благах ближнего. 48) Душа клеветливая имеет трех-лезвийный язык, ибо уязвляет и себя, и слышащего, а бывает, что и оклеветываемого. 49) Незлобив, кто искренно молится об оскорбившем; и избавляется от злопамятства, кто не щадит даров ему. 50) Ненависть к ближнему есть смерть души; и вот что имеет и что причиняет себе душа клеветника. 51) Разленение от вознерадения души; нерадит же душа сластолюбием болящая. 52) Любящий Господа Иисуса предается трудам подвижническим; постоянство же в сих трудах прогоняет леность. 53) Душа крепнет от подвижнических трудов, – и делая все в меру, отгоняет леность. 54) Властвующий над чревом иссушает похоть, и блудным помыслам не раболепствует ум его. 55) Ум воздержного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов (Ис. 34, 11). 56) Пресыщение рождает похотение разных яств, а голодание сладким делает и один хлеб. 57) Избавляется от зависти скрытно сорадующийся тому, кому завидуют; и избавляет от зависти укрывающий то, чему завидовать можно. 58) Удаляйся от живущего нерадиво, хотя имя его велико у многих. 59) Возымей другом мужа трудолюбивого, и найдешь в нем покров своих погрешений. 60) Нерадивый продал себя многим господам; и как они ведут его, так он и живет. 61) Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира; а во время искушения, как враг, восстает на тебя. 62) Душу свою полагает оно за тебя прежде восстания страстей, а когда восстанут, твою душу берет себе. 63) Земля заброшенная зарастает терниями, а душа нерадивая наполняется страстями нечистыми. 64) Ум разумный обуздывает душу свою, измождает тело и порабощает себе страсти. 65) Видимые движения суть указания невидимых внутренних, как приносимые плоды указывают, какое древо приносит их. 66) Слова и дела обличают лицемера, как они же обнаруживают и скрытного лжепророка. 67) Ум обезумевший не обучает души своей и удаляет ее от любви и воздержания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

40 . В каком году произошло исцеление сына капернаумского царедворца? 41 . Рассказать обстоятельства выздоровления сына капернаумского царедворца. 42 . Какую книгу читал Иисус Христос в Назаретской синагоге? 43 . Какие слова вызвали гнев против Иисуса Христа жителей Назарета? 44 . Рассказать обстоятельства проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге. 45 . Кто были первые ученики, которых Спаситель призвал на проповедь? 46 . Где произошло первое призвание учеников? 47 . Показать на карте место первого призвания учеников. 48 . Рассказать об Апостолах Иакове и Иоанне Заведеевых. 49 . Рассказать обстоятельства изгнания духа нечистого из бесноватого в Капернаумской синагоге. 50 . Время и место события исцеления тещи Симона Петра. 51 . Время и место события исцеления и прощения расслабленного в доме. 52 . События исцеления и прощения расслабленного в доме. 53 . Время и место призвание Матфея. 54 . Обстоятельства призвания Матфея. 55 . Рассказать о евангелисте Матфее. 56 . Притча о старых и новых мехах. 57 . Что значит слово Вифезда? 58 . Показать на карте купальню Вифезда. 59 . Когда произошли события при купальне Вифезда? 60 . Сколько лет расслабленный при купальне Вифезда ждал исцеления? 61 . Рассказать о событии исцеления расслабленного при купальне Вифезда. 62 . Рассказать содержание евангельского Слова о Богосыновстве Иисуса Христа (по Евангельскому чтению в чине отпевания). 63 . Наизусть: Мф. 11, 27–30 : Призыв труждающихся и обремененных. 64 . Указать время, когда произошли события со срыванием колосьев в субботу. 65 . Указать место, где произошли события со срыванием колосьев в субботу. 66 . Рассказать о событиях срывания колосьев и спора о субботе. 67 . В каком месте произошло событие исцеления сухорукого в субботу в синагоге? 68 . Рассказать о событиях исцеления сухорукого в субботу в синагоге. 69 . В каком году происходит событие избрания Апостолов? 70 . В каком месте происходит событие избрания Апостолов? 71 . Назвать имена Апостолов. 72 . Что означает слово Апостол?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

45. Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтоб, устыдясь своих слов, начал он и делать. 46. Если истинно желаешь неба, то ничтоже тебе и земле; ибо это не позволяет воспарять к тому. 47. Не желай разбогатеть ради нищелюбия; ибо Бог законоположил праведнику подавать милостыню от сущих (Лк. 11, 41; – из того, что есть у него). 48. Если чаша студеной воды оправдывает милосердого, то какая награда ожидает расточающего все на бедных? 49. Чистота и сострадательность – матери добродетелей, потому без той и другой нельзя ввоиниться Христу (или воинствовать под Христом). 50. Не неради о сострадательности; ибо она благого Владыку низвела с неба. 51. Не пренебрегай чистоты; ибо чрез нее соделавшаяся орудием воплощения (Пресвятая Дева) даровала людям воплотившегося ради нас Бога. 52. Не говори: отмщу врагу; ибо есть у нас на Небе праведный Судия (и Отмститель). 53. Не желай ни жить в утехах, ни богатым быть, ни славиться; потому что это – житейская тля, а мы созданы не на истление. 54. Не плачь над умершим, – это – общий путь; и блажен, кто достигает конца его (безукоризненно). 55. Плачь о грешнике, а не о нищем; ибо этот уготовляет себе венец, а этот – муки. 56. Смейся над колесом жизни, беспорядочно вертящимся; но берегись бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем. 57. С Богом беседуй много, а с людьми мало; но, поучаясь в законе, исправишь то и другое. 58. Благодетельная для души баня – слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал. 59. Не ублажай сильных мира; потому что сильнии сильне истязани будут (Прем. 6, 6); почему и Судию будут они иметь строжайшим к себе. 60. Адаму (т. е. падшему человеку) трудиться положено (телом, невольно и безнаградно); но, трудясь в законе, мы стяжеваем воздаяние. 61. Наследникам Евы необходимо скорбеть; но, когда с благодарением переносим скорби, тогда клятва обращается нам в благословение. 62. В деяниях своих имей светильником совесть; ибо она показывает, какие из них добры, и какие худы. 63. Осудим себя, – и Судия умилостивлен; ибо Он, как благий, радуется, видя, что грешник расточает бремя свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010