39. Нарушение супружеской верности прелюбодеянием. 40. Нарушение девицей каким бы то ни было способом своего девства. 41. Неприличное поведение, соблазняющее других людей. 42. Несохранение себя в девстве и целомудрии в холостом состоянии. 43. Склонение к блудодейству и соблазнение ложными обещаниями частного лица: сманивание жены от мужа, ссора их, и вообще страсть к прельщению собою другого пола. 44. Допущение на брачной вечери безобразной нетрезвости. 45. Гнушание браком как чем-то нечистым. 46. Супружеские отношения в непозволительные времена, т.е. во время месячных очищений и кровообращений после родов. 47. Неумеренность в супружеском ложе. 48. Невоздержание от супружеского ложа в посты, в постные дни или до очистительной молитвы, или при очищениях, или под праздники, или в самые праздники. 49. Взаимное увольнение (уклонение) супругов друг от друга для свободного сожительства с другими. 50. Самовольный развод. 51. Прелюбодеяние. 52. Вступление в брак при живой жене или при живом муже. 53. Супружеская ревность, а с другой стороны нежелание прекратить поводы к этой ревности. 54. Оставление женой мужа и наоборот – мужем жены во время болезни или другого какого несчастья. 55. Нестарание привлечь к православию неправославную или вообще неверующую чету. 56. Незаботливость о взаимном спасении душ супругами и немоление друг за друга. 57. Вражда одного из супругов из-за религиозной жизни другого, а также чинение препятствий одним против благочестивой жизни другого. 58. Упреки между супругами из-за бесплодства. 59. Непротивление легкомыслию суетной жены и угождение ей до женоподобия. 60. Презрительное отношение к жене. 61. Нанесение побоев ей. 62. Непропитание жены с оставлением на опеку детей. 63. Нарушение женою апостольской заповеди: «Жена своим телом не владеет, но муж», и то же в отношении мужа к жене. 64. Желание развратить отрока, рассорить мужа с женой, старание прельщать лиц мужского пола. 65. Допущение собственного супруга до распутства путем потворства или подачи собой дурного примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

20. Разглашение чужих пороков. 21. Лицемерие, т.е. лесть человеку в глаза и похвала его, а за глаза – осуждение. 22. Слушание наговоров и по ним суждение о людях. 23. Привычка празднословить, рассказывать басни, сказки, анекдоты. 24. Укорение. 25. Рассказывание о себе всяких ложных, придуманных похождений, удивительных случаев и выдавание всего этого людям за правду. 26. Пускать в публику выдуманные и особенно вредные вещи. 27. Осмеяние чьего-либо уродства. 28. Привычка спорить. 29. Привязчивость к словам другого человека. 30. Досаждение человеку. 31. Упорство в настаивании на своем. 32. Нежелание уступить и услужить человеку в чем-либо. 33. Ложь. 34. Обман не в шутку. 35. Ложь по нужде. 36. Двуязычие. 37. Тайные козни против людей. 38. Лукавство. 39. Оправдание себя пред другими при полном сознании своей вины. 40. Изворотливость. 41. Побеждение чем-либо плохим. 42. Лесть или неискреннее почтение или сочувствие в обращении с людьми. 43. Устройство какой-либо выгоды для себя хитростью, обманом или прельщением малоопытных ради своего интереса. 44. Подкуп. 45. Лицемерие и ласкательство. 46. Незаслуженный и напрасный ропот на человека. 47. Неискренний или неправдивый отзыв о человеке. 48. Неисполнение данного слова в соответствующее время. 49. Окаменение своего сердца и непринуждение себя к творению добра. 50. Бесполезное времяпровождение и ничегонеделание. 51. Празднословие и болтливость. 52. Безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный. 53. Нетерпение обличающей правды. 54. Неразумная жалоба. 55. Пустое, ненужное любопытство. Привычка подслушивать, подсматривать, наушничать, расспрашивать. 56. Невнимание к внушениям своей совести. 57. Вмешательство в чужие дела. 58. Праздное дознание о слабых сторонах ближнего своего. 59. Приписывание кому-либо таких пороков и слабостей, которых в нем нет, и разглашение о том, чтобы очернить его доброе имя. 60. Страсть расспрашивать или рассказывать о всяких новостях и переносить вести из дома в дом. 61. Ложный донос или свидетельство на суде, подвержение незаслуженному бесчестию или наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

(29). С этим мнением согласны и некоторые из древних 44 [писателей] А 45 почему также Иосепп 46 , правдивейший составитель «Анналов» 47 , хотя 48 он везде блюдет правило истины и развертывает причины событий от их начала, оставил, однако, без внимания то, что мы сказали о началах народа готов, мы не знаем; однако 49 , упоминая это племя 50 , [начиная] с этой местности 51 , он утверждает, что они называются скифами и по происхождению, и по названию 52 . Прежде чем сообщить 53 о другой 54 [стране], необходимо объявить, как расположены границы этой страны. (30) Ведь Скифия погранична 55 земле Германии до того места, где начинается 57 река Истер и 58 ширится Морсианское 59 болото 60 простираясь вплоть до реки Тиры, Данастра 61 и Вагосолы 62 и великого Данапра 63 и горы Тавра, не того [который в] Азии, но своего 64 , то есть Скифского, вокруг 65 всей Меотиды и за Меотидой 66 через пролив Босфора вплоть до горы Кавказа реки Аракса 67 и затем, загибая влево 68 после Каспийского побережья 69 (которое возникает на крайних пределах Азии у Северного океана наподобие гриба, сперва узким, потом в очень широкой и округлой форме), все дальше удаляется, простираясь вплоть до хуннов, албанов и серов 70 . (31) Эта, повторяю, страна 71 , то есть Скифия, далеко тянущаяся и широко раскинувшаяся 72 , имеет [в качестве границ] с востока серов, населяющих 73 берег Каспийского моря в самом его начале, с запада – германцев и реку Вистулу, с полуночи 74 , то есть с севера, окружена Океаном, с юга – Персией 75 , Албанией, Иберией, Понтом 76 и нижним течением Истра, который называется [также] Данувий 77 от его устья 78 до истока. (32) А по той стороне, которая примыкает Понтийскому морю, она покрыта 79 небезызвестными городами 80 : Борисфениды, Ольвия, Каллипода, Херсона, Феодосия, Карей, Мирмекий и Трапезунта, основать каковые позволили грекам непокоренные скифские племена, чтобы [эти города] осуществляли с ними торговлю . Посередине 82 этой Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга 83 , а именно горы Рифей 84 , которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду 85 . Окружность этого болота, нигде не опускающегося глубже восьми 86 локтей, 144 мили.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

46) Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не верующие Ему сами себя держат во тьме. 47) Не почитай малым лишение добродетели; чрез это смерть вошла в мир. 48) Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели. 49) За умерщвлением ума чрез преступление заповеди необходимо следует и смерть тела. 50) Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть. 51) Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от смерти малой не перейти в великую. 52) По причине преступления Адамова Спаситель воплотился, чтобы, разрешив клятву, всех воскресить. 53) Из жизни сей в Живот Вечный переходит тот, кто умертвил страсти и освободился от неведения. 54) Исследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив сказанное, освободишься от страстей. 55) Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души делает ее причастною света. 56) Древо жизни есть познание Бога, Которого причастным сделавшись чистый, пребывает бессмертным. 57) Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же – ее любовь к Богу. 58) Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам веру в Него для получения Жизни Вечной. 59) Он явился нам, соединив Божество с душою и телом, чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело. 60) Стяжем веру, чтоб прийти в любовь, из коей рождается свет ведения. 61) За стяжанием веры вот что последует: страх Божий, воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога, бесстрастие, любовь. 62) Из искренней любви рождается ведение естества; после же него наступит исполнение верха желаний, т. е. благодать богословия. 63) Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал и что обетовал. 64) Кому дарована вера, от того требуется воздержание, которое, утвердившись, рождает терпение, поддерживающее трудолюбивый навык. 65) Признак терпения есть любовь к трудам, на которые опираясь, ум восприемлет упование, что улучит, что обетовано, и избегнет, чем угрожается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В отношении прав московскому секретно-совещательному комитету предоставлено: если он признает нужным дать какому-либо делу направление, несомнительно определенное существующими узаконениями, то направление это дается чрез то лице, которое вносит дело в комитет, и решение приводится в исполнение от его имени, а не от имени комитета 48 ; но если необходимо сделать распоряжение, существующими законами не определенное, то комитет «обязан мнение свое секретно представить чрез московского военного генерал-губернатора на Высочайшее Его Величества усмотрение». 3-го ноября 1838 года вышло Высочайшее повеление о постепенном, по мере надобности, открытии секретно-совещательных комитетов и по губернским городам 49 . Учреждались они в следующем хронологическом порядке: 1838 г. 3 ноября – в Петрозаводске, Перми и Тамбове 50 . 1838 г. 10 декабря – в Чернигове 51 . 1839 г. 5 мая – в Твери и Саратове 52 . 1842 г. 19 февраля – в Вятке 53 . 1844 г. 25 апреля – в Иркутске 54 . 1845 г. 5 января – в Екатеринбурге 55 . 1846 г. 13 января – в Харькове 56 . 1846 г. 22 марта – в Костроме; 8 декабря – в Витебске 57 . 1847 г. 15 марта – в Тобольске и Уфе 58 . 1847 г. 18 апреля – в Могилеве 59 . 1847 г. 25 октября – в Риге 60 . 1849 г. 20 ноября – в Нижнем-Новгороде, Симбирске и Архангельске 61 . 1851 г. 3 мая – в Самаре и Ярославле 62 . 1852 г. 15 мая – в Курске 63 . 1856 г. 9 июля – в Вологде 64 (при Александре II). Общие поводы к образованию секретно-совещательных комитетов по губерниям составляли большее или меньшее раскольническое население, большее или меньшее проявление ересей в той или другой губернии и вообще признанная правительством необходимость подчинить дела о расколе местным учреждениям 65 . Учреждением губернских секретно-совещательных комитетов имелось в виду, как значилось в указе от 3 ноября 1838 г., установить «единство действий губернского и епархиального начальств по отношению к расколу и тем сообщить «большую твердость и согласность принимаемым против его заблуждений мерам» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Еще больше зарубежных исследований посвящено тринитарному учению отдельных латинских отцов Церкви и церковных писателей. За последние 150–200 лет за рубежом вышло огромное количество исследований, так или иначе затрагивающих данную проблематику. Поскольку невозможно перечислить здесь все относящиеся к теме статьи и монографии из-за их многочисленности, мы кратко упомянем и рассмотрим лишь те из них, в которых исследуется роль античной логики, онтологии, эпистемологии и психологии в решении тринитарной проблемы у отдельных латинских теологов эпохи патристики. При этом представляется целесообразным, во-первых, разделить все исследования по отдельным патристическим авторам в историческом порядке, и, во-вторых, рассмотреть их в хронологическом порядке появления самих исследований. Тринитарной доктрине первого латинского христианского теолога и апологета Тертуллиана посвящено немало работ, вышедших из-под пера таких ученых, как И. Штир 48 , В. Махольц 49 , А. Д’Алэ 50 , Б. Варфилд 51 , Р. Робертс 52 , М. Крибель 53 , Г. Барди 54 , Э. Эванс 55 , Р. Канталамесса 56 , Р. Браун 57 , Ж. Муэн 58 , И. Штайнман 59 , Э. Осборн 60 , Д. Рэнкин 61 , К. МакКраден 62 и ряд других. Рассмотрим некоторые из них. Так, вышедшие в начале XX века три статьи американского теолога Бенджамина Варфилда посвящены самому началу латинской тринитарной доктрины, положенному трудами Тертуллиана . При этом автор рассматривает доктрину Тертуллиана не только в свете «учения о Логосе-Христе» (Logos Christology), заимствованного им у греческих апологетов 63 , но и в свете учения об «имманентной Троице» как интерпретации regula fidei («правила веры») древней Церкви, проложившей дорогу к учению о «единосущии» Никейского Собора 325 года 64 . Варфилд также рассматривает основную тринитарную терминологию Тертуллиана , оспаривая мнение А. фон Гарнака о ее юридическом характере 65 . В монографии французского исследователя Адемара Д’Алэ, появившейся одновременно со статьями Варфилда и посвященной общему обзору теологии Тертуллиана , целая глава отводится его тринитарному учению 66 , где автор, в частности, детально сопоставляет учение Тертуллиана о Логосе с учением греческих апологетов, таких как Иустин, Татиан , Афинагор, Феофил и Ипполит 67 . Этой же темы касается в своем труде о Тертуллиане и Новациане немецкий исследователь Мартин Крибель 68 , который к тому же рассматривает философские истоки понятия «сущность» и «природа» у Тертуллиана и Новациана 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Необходимо скрупулезно вчитываться языковедам в текст мирового шедевра – рыцарского романа «Витязь в барсовой шкуре» (кстати, барс (горный леопард) – геральдический знак, герб Осетии с давних пор). Издревле поэма называлась «Барсова кожа». Она писалась, вероятно, в течение шести лет. С 1183 года, когда Тамара была обвенчана с Ю. Боголюбским, по 1189 год, когда вышла замуж за Сослана. Данное время написания определил историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (1816–1829 гг.). Изучая своеобразие стихосложения, зиждящееся на 16 слогах, разделенных на две части цезурой, следует найти те места, где имеются пропуски слогов и искажения, как это заметили дореволюционные украинские исследователи, долго проживавшие на Кавказе, А. Навроцкий и Н. Гулак, блистательно владевшие многими языками, а также методом сравнительного языкознания. Необходимо внимательнейшим образом изучить и рукопись «Барсовая кожа», выполненную на тонкой бумаге. Еще Д. З. Бакрадзе в своей статье, отмечал: «В Московском Главном Архиве министерства иностранных дел хранится рукописная «Барсова кожа» . Она написана на тонкой бумаге и заключает в себе 259 листов с раскрашенными полями, с изображением людей, животных и цветов. Другою рукою на более тонкой бумаге писаны и позже, по-видимому, вставлены листы (c. 32, 33, 53, 58-61, 67, 68, 75, 76, 83. 85). Между 4 и 5 листом вырван лист, но нумерация идет в порядке. Эту рукопись мы сопоставили с печатным текстом «Барсовой кожи», изданной Д. Чубиновым в С.-Петербурге 1886 году и убедились, что, помимо общей части, даются новые, весьма любопытные дополнения. Теперь поэма XII века разукрашена пылкой фантазией, подробностями и дополнениями, которые ни по стилю, ни по ходу рассказа не могут быть приписаны перу Руставели. Некоторые из этих добавочных строф являются, так сказать, естественной интерполяцией, возникшей из желания ближе связать отдельные части поэмы (с. 62), другие, напротив, представляются излишними повторениями предшествовавших строф (с. 55, 57) или заключают в себе даже противоречие с общим ходом сюжета. Существует и московский вариант поэмы, напечатанный Картвеловым в 1880 году. Он также находится в печальном виде: листы перепутаны и вставлены не на свое место (c. 47, 48, 49, 153-161, 187, 218, 219, 222, 225). Несколько страниц заклеено белой бумагой, а две или три, видно, вовсе исчезли». Потом автор подчеркивает, что даже некоторые буквы, используемые в приписках, соответствуют приблизительно XV–XVII векам, поэма же написана в XII веке, что давно научно подтверждено. Это настоящее святотатство по отношению к такому шедевру, как «Барсова кожа». Одним словом – варварство и даже мародерство!

http://bogoslov.ru/article/4017153

Овечий сыр — сыр, запеченный в овечьем желудке. 42 Канталупа (musk melon) — мускусная дыня. 43 Монахини. 44 Господи, помилуй (ответствие в просительной молитве (ектенье) и напев этого ответствия) — (греч. церк. Kyrie eleison). 45 Апостольник — плат-покрывало на голове монахини. 46 Остия — освященная облатка (хлебец) для причастия. 47 Катальпа — декоративное растение семейства бегониевых. 48 Игра слов: chow-mein — кушанье и " chewed mine " — " сжевал мою " произносится почти одинаково (англ.). 49 Стипендиат Родеса — обладатель одной из стипендий в Оксфордском университете им. Сесла Дж. Родеса, присуждаемой на 2- 3 года отобранным кандидатам из США и стран Британского содружества. 50 Имеется в виду Родриго Борджиа — папа Александр VI (1431- 1503). Римский папа с 1492г Политических противников устранял с помощью яда и кинжала. 51 My (кит.) — земельная мера в Китае (в разных районах меняется от 0,015 до 0,32 га, наиболее распространено значение 0,067 га). 52 Тушеная говядина с овощами (франц). 53 " Вперед, сыны отчизны милой… " (франц.). 54 Катакомбы (латин.) — системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения, служившие в древности для отправления культа и захоронений (в том числе в Риме, Керчи, Киеве). 55 Кордит — бездымный нитроглицериновый порох. 56 Бушель (англ.) — единица вместимости и объема сыпучих веществ и жидкостей в странах с английской системой мер; в Великобритании бушель равен 36,37 л., в США — 35,24 л. 57 Винные ягоды — сушеные плоды инжира. 58 Квиринал (латин. Quirinalis) — один из семи холмов Рима, расположенный на нем дворец Квиринал был в 1871—1946 гг. главной резиденцией итальянских королей. 59 Crozier (crosier) — епископский посох. 60 Имеется в виду особая эмоциональная и религиозная выразительность служб в этой секте. 61 Бетель — пряная смесь для жевания из листьев, орехов, семян мальмы и извести. 62 Ротанг — лианы семейства пальмовых. Стебли используются для изготовления легкой мебели и плетения корзин. 63 Прием подавления сопротивления при аресте. 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

47) «Um nun ganz die dritte Geburt abzuschneiden, все, чтб в писании говорится о сообщении Св. Духа Христу, они отождествляют с соединением в Нем божества с человечеством (mit dem Eingehen der Gottheit in Ihn) при воплощении. 48) Получение Св. Духа в каком либо другом смысле они отвергают». 49) GB. Выражение: «И. Христос помазан Св Духом» означает только то, что божество соединилось с человечеством во Христе, 50) GO. что Он, как человек, зачат от Св. Духа. 51) GB. Во всех местах писания, где говорится о сообщении Св. Духа Христу, имя «Св. Дух» означает самое божество Христа». 52) ПОРФ. «Головщики второго согласия [в Тигре] не допускают, что Дух Св. совершил соединение двух естеств во Христе, но воображают и верят, что сей самый Дух соединился с человеком Иисусом». 53) КАТТЕ. «Христос, правда, был помазан Св. Духом, но это было излишне, так как Он не имел в этом нужды» [sic!!]. 54) «Христос был Бог, – го ворят они, – и имел Св. Духа в Себе по существу Своему». 55) GB «Христос не имел нужды в содействии Св. Духа, 56) GO. неполучил Его от Отца 57) GB и не мог получить, потому что всегда имел Его (Св. Духа)». 58) ISB. «Тыграйцы и копты, как строгие монофизиты, отрицают «помазание» в том пассивном смысле, что Христос помазан от Отца Св. Духом. 59) По единству божества и человечества во Христе не подобает приписывать Ему пассивное положение (es sei nicht angemessen, Ihm eine passive Unteror-dnung zuzuschreiben). Поэтому 60) ISB., GOB – они говорят что «Христос, как Бог, Сам помазал Себя Самого Самим Собою; 61) Он есть помазующий, помазанный и помазание вместе (Er sei Salber, Gesalbter und Salbe zugleich)», 62) MSJ. «Essa (la setta chiamata karra, la setta de’ copti entichiani d " Egitto) non ammette in Gosù Cristo la natura umana, ma la sola natura divina; 63) poiché quell venne assorbita da questa. 64) Non volendo per negare ch’ egli sia stato unto, per non rigettare il nome di Kevát (il che sarebbe stato troppo odioso), 65) insegna che Gesù Cristo fu unto nella sua divinitá dalla sua divinitá medesima, cioè egli unse sè stesso. 66) La qual cosa neppur essi comprendono».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

По его настоянию изданы Максимовичем акты луцкого и киевского братства. 48 Издании, кстати заметим, кране неудовлетворительном. Не говоря уже о неудобочитаемом, хотя и затейливом шрифте, каким напечатано это издание, оно лишено всякой системы и какого – бы то ни было плана. Хронология сочинений Иннокентия, и вообще какого – бы то ни было вида ученый аппарат, отсутствует в издании. Одиннадцати – томному изданию не предпослано никакой, хотя бы то самой краткой биографии. Все эти обстоятельства. вместе с необычайною дороговизною (28 рублей за 11 томов), служат причиною, что издание не имеет того успеха в обществе, какого заслуживал бы такой автор. Как не позавидовать русским людям в этом случаи иностранцам. Например, изданное в прошлом году полное собрание сочинений недавней английской знаменитости, методистского проповедника Карла Спуржона, в шести томах стоит всего несколько шиллингов! 51 Относящиеся к этой работе подробности содержатся в письмах Сербиновича и Скворцова, т.8, 27,71. 53 Этот перевод представлен был Иннокентием в св. синод и рассматривался там одновременно с другим переводом той же книги, сделанным минским епископом Михаилом. 55 Об этом издании говорится в письмах к Иннокентию Филарета м. м., Скворцова и И.С.Кочетова, который доставил ему и значительное количество материалов для этого издания. 56 т.8, 35. Мысль Иннокентия осуществлена казанской академией, издавшей «деяния соборов вселенских и поместных»; прагматическая история соборов принадлежит преосв. Иоанну. 58 Это издание осуществлено в наше время почтенным обществом любителей духовного просвещения в Москве. 61 т.8, 38. Материалы, бывшие в распоряжении Иннокентия, послужили для недавнего труда о Леванде, напечатанного в «Трудах Киев. Академии». 62 О ней очень большая переписка с Скворцовым, Воронцовым и архим. Антонием, ректором киевской академии. 71 т.8, 26,35. Иннокентий спрашивает Сербиновича, может ли он надеяться на содействие правительства в доставлении ему нужных для его ученых работ книг, которых нельзя иметь иначе, как при его посредстве. Ищут этих рукописей повсеместно, во всему спб. округу через циркуляры, арх, Порфирий – в венских библиотеках, сам Сербинович через своего корреспондента – в Мюнхене. 75 В бумагах Иннокентия имеется один проект с этим заглавием, но, по-видимому, он не ему принадлежит, а прислан к нему кем-либо из синода в копии для отзыва. См. также т.6, 239, «Христ. Чтен.», 3–4, 1884 г. 76 т.8, 62. В 1839 г. Бибиков просил Иннокентия доставить ему также читанное в 1831 г. по церквам юго-западного края воззвание главнокомандовавшего первой армией к помещичьим крестьянам о сохранении верноподданнического долга в случае восстания владельцев против законной власти. т.8, 60. 99 Весьма значительная часть этих писем, сама по себе независимо от биографии Иннокентия, будет нами напечатана, как драгоценный материал для истории русского общества за целое двадцатипятилетие и как характеристика авторов этих писем, личностей все более или менее замечательных. 100

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010