В деле имеется анкета, которую заполнил от руки А. Просвирнин в ноябре 1968 г., когда он начал свое преподавание в МДС. Имеется также копия послужного списка, заверенная заведующим канцелярией МДА, датированная 16 ноября 1968 г. Эти документы были оформлены после того, как решением ученого Совета МДА от 30 августа 1968 г. он был назначен преподавателем истории Русской Церкви в МДС. За короткий срок А. Просвирнин с помощью профессора И.Н. Шабатина создал новую программу курса: «В деталях разбирали дальнейшую разработку Истории Русской Церкви с И.Н. Шабатиным 23 (в 1968 году). Владыка Филарет одобрил. И я начал пахать…» 24 . 11 января 1970 г. он пишет автобиографию, которая была нужна для принятия решения о его рукоположении. Он выражал твердое намерение «вступить на пастырский путь, оставаясь в неженатом состоянии» 25 . Имеется копия прошения ректора МДА от 17 января 1970 г. на имя Патриарха Алексия, в котором испрашивалось благословение на его рукоположение целибатом. 19 января Патриарх наложил положительную резолюцию, о которой сообщил в МДА управляющий делами МП митрополит Алексий (Ридигер). 4 февраля состоялась его диаконская хиротония, которую совершил епископ Питирим в Успенском храме Новодевичьего монастыря 26 . 18 февраля 1970 года диакон А. Просвирнин написал прошение на имя ректора МДА о рукоположении во иереи к академическому храму Покрова Пресвятой Богородицы 27 . 19 февраля ректор МДА подал рапорт Патриарху о рукоположении о. Анатолия в сан иерея 28 . 22 февраля епископ Питирим рукоположил его в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сан иерея 29 . В деле имеется собственноручная запись епископа Питирима о хиротонии А. Просвирнина во диакона и священника. В деле сохранились присяжные листы, заверенные братскими духовниками Троице-Сергиевой лавры архимандритами Петром и Кириллом и заполненные форма «Допрос ставленнику перед рукоположением». Архимандрит Кирилл (Павлов) подписал справку об отсутствии препятствий к рукоположению по итогам ставленнической исповеди. К Пасхе 1970 г. о. Анатолий был удостоен камилавки, а 18 июля 1971 года – права ношения наперстного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Во-вторых, нужно было подходящее место для храма небольшого размера. В-третьих, необходимо было разработать проект дома с большим количеством комнат, чтобы люди могли приезжать, ночевать. При этом в доме должны были быть просторные места общего пользования, где можно играть с детьми и проводить вечера всей семьей. Чем ближе к Нью-Йорку, тем дороже земля. Чем дальше – тем дешевле, и купить ее можно больше, но из-за значительного расстояния людей приедет меньше. Место, по моей задумке, должно было быть на холме, открытое, с легкой атмосферой, не задавленной лесом. В результате у нас есть тридцать семь гектаров земли, из которых примерно семь-восемь гектаров – луг на склоне холма. Остальная территория – сосновый и еловый лес с выступающими камнями, с обрывами, с родниками. Приятное сочетание, в котором каждый может найти себе уютное место. Недалеко находится озеро, куда можно поехать купаться, есть речка, где можно ловить рыбу. Это летом. А зимой – катание на санках. Храм маленький, сорок пять квадратных метров. Нужно было пространство, где люди были бы близки к священнику, священник был бы близок к людям, и все были бы объединены вместе. При этом в храме стоит традиционный иконостас в полтора человеческих роста. – А почему вы назвали центр в честь митрополита Иннокентия Московского? – Эта история уходит очень далеко. В те годы, когда я только вошел в Церковь, первым моим духовным отцом был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Это был человек незаурядных способностей и удивительной глубины. Он был заместителем председателя Издательского отдела Патриархии митрополита Питирима. Когда мы с архимандритом Иннокентием познакомились, как раз происходило прославление митрополита Иннокентия Московского, и он участвовал в подготовке документов для канонизации. В ходе этой работы он ездил на Аляску. В те годы святитель Иннокентий, который много лет служил в Северной Америке, уже был прославлен в Американской Автокефальной Церкви. Во время подготовки документов обнаружили, что в Москве есть митрополичья дача в Черкизово, построенная святителем Иннокентием.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-nachinae...

Грекова, мою однокурсницу). Человек высокой нравственной культуры, Анатолий Иванович с уважением относился и к тем, кто не придерживался религиозных взглядов, ценил в людях добросовестность, профессионализм, внимание к другим. Архимандрит Иннокентий, пожалуй, первым из наших священнослужителей стал деятельно участвовать в научных начинаниях (конференциях, изданиях) Академии наук и государственных хранилищ – архивов, библиотек, музеев. Много содействовал он и тому, чтобы участие сотрудников таких учреждений стало заметным в научных работах, возглавляемых Московским Патриархатом, и чтобы об этой стороне деятельности священнослужителей был более осведомлен широкий читатель. В рассчитанной на такого читателя богато иллюстрированной подарочного типа книге-альбоме «Троице-Сергиева Лавра» (М., 1985) не только «страницы истории» с запоминающимися подробностями и умело подобранными текстами о первом столетии существования обители, основанной Сергием Радонежским,– об его «умении видеть талант» своих учеников и развить его, о присущем им всем «высоком уровне культурной, духовной зрело-сти, но и впервые после долгих лет молчания вводимые в обиход сведения о дальнейшей истории монастыря, его роли в развитии науки и культуры в XVIII–XX вв. В книге подробные очерки «Литургическая жизнь», «Общественное служение в Лавре послевоенных лет», с особо выделенными данными об академии и семинарии, церковно-археологическом кабинете. Велико самостоятельное значение и библиографического приложения. В статье «Тысячелетие русской книжности» в популярном историко-биографическом альманахе «Прометей» (1990. Т. 16), опирающейся на археографический опыт отечественной науки, умело нарисована картина истории и самой книжности, и ее изучения, особенно в последние десятилетия. Отец Иннокентий был неутомим в стремлении сделать достоянием многих сокровища и нашей старинной письменности, и документы по истории церкви нового времени, и материалы научных трудов предшественников в этих областях знания. Не все его инициативы оказались осуществленными или достигли определенной степени завершенности; не всегда находились помощники, нередко при реализации таких намерений не упоминались его заслуги, а то и имя зачинателя. Можно полагать, что это причиняло ему душевную боль. Но ученый был далек от суетного славолюбия и так богат новыми идеями, что не цеплялся за мысль о своем приоритете. И сумел осуществить все-таки удивительно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Отец Иннокентий Творческая карьера архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940–1994) — это удавшийся «кадровый эксперимент» владыки Питирима. Более того, по его результату можно судить и о природе церковной науки. Отца Иннокентия как редактора, библиографа, церковного историка владыка взрастил со студенческой скамьи. Это он обратил внимание на студента академии, сибиряка с острым умом, открытого ко всему новому, и пригласил работать в редакцию. Суть «эксперимента» в том, что владыка Питирим не только создал условия для формирования исследовательских интересов Толи Просвирнина, но всё время расширял круг задач, оставляя свободу для поиска их решений. В результате у молодого человека выработался интерес к методологии церковно-исторической науки, к источниковедению, археографии и к методам оптимизации и хранения информации. Надо иметь в виду, как владыка Питирим определял для себя предмет, вокруг которого шла работа Издательского отдела. Это «церковность». Задача необъятная. Научный подход к ней предполагает разграничение областей и поиск оптимальной методологии для каждой из них. Поскольку речь идет, разумеется, не о чисто академической описательной задаче, а о распространении живого предания Церкви (то есть о проповеди), то вопрос о методе многократно усложняется. История Русской Церкви, избранная отцом Иннокентием в качестве основной области, открыла ему самый широкий методологический диапазон. Ведь прежде чем Анатолий Просвирнин стал священником (позже архимандритом Иннокентием), он прошел уникальную школу владыки. Встречи со специалистами, знающими и увлеченными, позволяли ему познакомиться с самыми передовыми идеями из первых рук. Когда архиепископ Питирим назначил его своим заместителем, в его кабинет перетекла значительная часть посетителей владыки. Ученый монах с иконописным лицом и с глубокой мыслью в глазах производил неотразимое впечатление на творческую интеллигенцию. В изучение истории Русской Церкви отец Иннокентий стремился внедрить все те методики, которые ему становились известны. Это прежде всего понимание церковной истории как истории святых и святости, воспринятое им из работ отца Сергия Мансурова 1  (1890–1929). Также это научная аргументация влияния Преподобного Сергия на всё последующее экономико-политическое и культурное развитие Руси. Подтверждение этому он находил в монастырской колонизации учениками Преподобного Сергия еще не освоенных просторов России, за которыми по пятам шла цивилизация. Эти и многие другие идеи, разумеется, требуют тщательной проработки. Видимо, поэтому около десяти лет он готовил свою книгу-альбом «Троице-Сергиева лавра» (вышла в 1985-м) и не раз отказывался от макета, уже полностью готового для типографии.

http://e-vestnik.ru/church/glavnyy_redak...

Последовательно выявлялось неизданное рукописное наследие историков церкви и исследователей религиозной литературы, причем обращалось особое внимание на их научно-методические заветы, составлялись библиографические перечни трудов. Подготовлены статьи о Евгении Болховитинове , Леониде Кавелине , Порфирии Успенском , К. И. Невоструеве  и других – усилиями отца Иннокентия возвращены имена, выключавшиеся более 50 лет из историографии отечественной науки. По его почину сделаны микрофильмы всех листов Лицевого летописного свода времени Ивана Грозного (разные тома которого находятся в разных хранилищах) и предоставлены в распоряжение крупнейших хранилищ Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска. Как это важно для сравнительного изучения миниатюр разных рукописных книг и системы редактирования текста! Один из таких «ларцев» с микрофильмами меня просили поднести в дар от издательского отдела Патриархата академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в день празднования его 80-летия. Сейчас он в Пушкинском доме. Архимандрит Иннокентий – автор «Библейского проекта». Под его руководством готовили десятитомное научное издание (иллюстрированное) Русской библии. Это факсимильное воспроизведение Геннадиевской библии конца XV в., сопровожденное синодальным русским переводом и иллюстрациями (прежде всего миниатюрами лицевых рукописей). Успели издать два тома – «Новый завет». К составлению научного сопровождения (в последнем томе) – статей, комментариев – привлекли многих специалистов. Отец Иннокентий составил библиографию «Афон и Русская Церковь », изучал историю Афонского подворья в России, ознакомился с памятниками Афона на месте, и, наконец, стал инициатором организации поездки туда руководимой им группы ученых осенью 1983 г. Так была восстановлена отечественная традиция изучения на месте памятников Афона. Это был первый опыт организации совместной научной экспедиции сотрудников церковных и светских учреждений. Мне, как председателю Археографической комиссии, предложили вести переговоры с греческой стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

С 1845 года в «Христианском чтении» начали публиковаться очерки архимандрита Макария по истории христианства в России до равноапостольного Владимира. Они поведали миру о новом авторе, выдающемся историке, глубоком богослове. Будущий митрополит был выходцем из семьи бедного сельского священника Курской епархии. В детстве он лишился отца и был привезен в Белгород, в окружное уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию. Ректор семинарии отец Елпидифор (Бенедиктов), монах высокого аскетического подвига и чистоты, оказал на М. Булгакова очень большое влияние. Он сумел увлечь юношу своим примером радости одиночества и нравственного совершенствования. Благодаря отцу Елпидифору произошло знакомство Михаила с произведениями знаменитого епископа Иннокентия (Борисова) , тогда ректора Киевской духовной академии. Как отмечают биографы Высокопреосвященного Макария, «под этим влиянием сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен во всю свою жизнь: прямота и благородство, отмечаемое и начальством, и товарищами, жажда внутренней работы, глубоко спрятанной от постороннего взгляда, замкнутость, постоянный и упорный труд при самом точном распределении дня, уклонение от чего – редкое исключение, аккуратность и бережливость» с. 179]. В августе 1837 года М. Булгаков поступил в Киевскую духовную академию, и вскоре начали появляться его первые ученые труды – «План христианской аскетики», «История Киевской духовной академии». Руководителем М. Булгакова в последней работе был сам епископ Иннокентий, превосходный знаток прошлого юго-западного края. Одновременно с научными занятиями в душе М. Булгакова продолжал утверждаться определенный аскетический идеал в горячем устремлении к Богу. В феврале 1841 года М. Булгаков принял монашество. В сане иеромонаха тогда же он окончил академию, вторым по списку магистром. В это время он пишет стихотворение «Три гимна», в котором выразилась его юношеская мечта (с семинарских пор Преосвященный Макарий увлекался поэзией Жуковского, произведениям которого не без успеха подражал). Последний гимн гласит:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

25. Архимандрит Леонид (Кавелин)//Российский календарь знаменательных дат. М., 1991. 9. С. 54-56. 26. Владимир Креститель//Наш современник. 1991. С. 170-174. 27. Звезда Вифлеема//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 14. 28. «Сохрани мою речь...» (К 100-летию со дня рождения О.Э. Мандельштама)//Советская Россия. 16 января 1991. 11 (10462). С. 6. 29. Книга, глаголемая «Домострой»//Домострой. 1-15 января 1991. 1. С. 8. - Автор не указан. 30. Пути исцеления//Домострой. 29 января 1991. 3. С. 8. 31. О праведной жизни//Домострой. 5 февраля 1991. 4. С. 8. - Автор не указан. 32. Русь бережливая//Домострой. 12 февраля 1991. 5. С. 8. - Автор не указан. 33. Петр и Достоевский//Домострой. 19 февраля 1991. 6. С. 14-15. 34. «Мариино стояние»//Домострой. 19 марта 1991. 10. С. 12-13. 35. Князь Хилков: выбор веры//Домострой. 26 марта 1991 г. 11. С. 12-13. 36. Воскресение Огня и Света//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 12-13. 37. Пасха и Кириопасха//Домострой. 2-9 апреля 1991. 12. С. 14. 38. Красная Горка//Домострой. 9-16 апреля 1991. 13. С. 8. - Автор не указан. 39. Корни уходят в небо: правда Вознесения//Домострой. 14 мая 1991. 18. С. 8-9. 40. Рожденный на Вознесение [А.С. Пушкин]//Домострой. 4 июня 1991. С. 10-11. 41. Парад Победы: 22 июня 1941 - 24 июня 1945//Домострой. 18 июня 1991. 23. С. 8-9. 42. В чрезвычайных условиях. Государственный Комитет Обороны//Домострой. 18 июня 1991. С. 12-13. - Автор не указан. 43. Из семейного альбома//Домострой. 18 июня 1991. С. 16. 44. Строитель великой России [О святом князе Андрее Боголюбском]//Домострой. 16 июля 1991. С. 8-9. 45. Красный марш гильотины//Домострой. 9 июля 1991. 26. С. 12-13. 46. Княгиня Ольга: у истоков Русской Церкви и русской державы//Домострой. 23 июля 1991. 28. С. 8-9. 47. Есть ли в бурях покой? К 150-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова//Домострой. 20 августа 1991. 32. С. 10-11. 48. Песнь Успенская//Домострой. 3 сентября 1991. 34. С. 8-9. 49. Русское спасение. Беседа с архимандритом Иннокентием (Просвирниным) о Патриархе Сергии и его духовном наследии//Домострой. 10 сентября 1991. 35. С. 11-12.

http://bogoslov.ru/person/249099

27 августа 1923 г., в канун Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Сергий вместе с другими иерархами встречал св. Патриарха Тихона ко всенощному бдению. И тогда выяснилось его подлинное отношение к обновленцам. Единственно, что заметил с любовью и шуткой Патриарх Тихон, дотрагиваясь до его бороды: «Что ж ты меня подвел». Ни о каком принесении покаяния в Донском монастыре тогда речи не было, как распространили по этому поводу новоявленные «историки». Он получил в дальнейшем назначение на Нижегородскую кафедру; в конце 1925 г., после смерти Святейшего Патриарха Тихона и ареста его преемника Местоблюстителя митрополита Петра 9 , он становится Главой Патриаршей Русской Православной Церкви. Именно ему удалось добиться в 1927 г. юридического признания Церкви со стороны государства. Ведь до того первые 10 лет советской власти Церковь была практически вне закона. Н. Н.: Тем не менее ни один документ, изданный в Русской Церкви за весь послеоктябрьский период, не вызвал столько бурных споров, недоумений и нареканий, сколько вызвала Декларация 1927 г. А. И.: В негативном отношении к ней, как это часто бывает, сошлись крайности. Заявленная в ней позиция вызвала ненависть, как со стороны «модернистов», так и со стороны тех, кто не умел и не желал понять знамений времени. Речь шла о спасении Церкви в условиях самого мощного и жестокого за все века христианской истории антирелигиозного террора и геноцида. И именно им, митрополиту Сергию и его сподвижникам, обязаны мы тем, что Имя Божие не было забыто на территории СССР, как грозились «воинствующие безбожники». «Новые мученики Российские» – это наши мученики, Русской Патриаршей Церкви, принесшие себя в жертву за будущее России, а не покинувшие ее в крестный час. Могли ли соловецкие епископы, оторванные от реальности и написавшие известное Послание 10 , знать, что, если бы митрополит Сергий не зарегистрировал тогда Патриаршую Церковь , буквально через неделю у М. И. Калинина «Русскую Православную Церковь » зарегистрировал бы обновленец митрополит Александр (Введенский) 11 ? Но когда тот пришел за регистрацией «Красной Церкви», как ее называли в народе, Русская Православная Церковь уже была зарегистрирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

4 О первых московских князьях – благоверных Данииле Александровиче и Юрии Данииловиче не сохранилось известий, которые можно было бы считать современными записями московских летописцев (Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 60). Большинство летописных источников и Житие указывают датой кончины благоверного князя Даниила день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане (475), – 4 марта 1303 г. (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне святого благоверного великого князя Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловом монастыре. М., 1873). 5 В Кремле монастырь находился до 1490 г., когда был вновь переведен в Крутицы и стал называться Новоспасским; Данилов же монастырь пребывал в запустении до 1560 г. (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408; Православные русские обители... С. 281). После возобновления и особенно обретения святых мощей благоверного князя Даниила монастырь приобретает известность. В начале XIX в. в северной стороне храма в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов был построен придел во имя благоверного князя Даниила Московского. На монастырском кладбище погребены такие известные лица, как митрополит Варлаам Эристов, архиепископ Никифор Феотоки, архимандрит Дионисий Великопермский, Ю. И. Венелин, Н. В. Гоголь, М. Д. Дмитриев, Ю. Ф. Самарин , Н. С. Тихонравов, П. В. Хавский, А. С. Хомяков, князь В. А. Черкасский, Н. М. Языков и другие (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408–409; Православные русские обители... С. 280). 6 Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 84–85; Православная Богословская Энциклопедия. СПб., 1903, т. IV. Стлб. 920. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 316; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стлб. 145. 8 Исследователи отмечают, что обстоятельств обретения мощей остались неизвестны, кроме того, что они были обретены по откровению (Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле... С. 18), однако в древней Службе XVII века («месяца марта в 4 день, преставления святаго благовернаго великаго князя Даниила Александровича Московскаго, чудотворца» [Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 20]) находим некоторые указания на это событие: «Радостный наш великий светлый праздник днесь возсия в Богоспасаемом граде Москве и обители в день праздника Пресвятыя Богородицы обретошася и проявишася чудесная явления, от многочудесных мощей твоих, отроку княжьску о забвении честнаго телесе твоего, егоже ради превозносим Господа во веки» (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

А ты, которая звездою Вдали алмазною горишь И пылких юношей красою Своей Божественной манишь, Святая Истина! Ужели И для тебя простой лишь гимн Споет – от самой колыбели Поклонник прелестям твоим? О, нет! Богине благодатной Всего себя я отдаю И гимн любви, гимн благодарный Я целой жизнью пропою. Эта юношеская программа была выполнена сполна, и на всю жизнь инок Макарий остался бескорыстным поклонником Истины. По окончании академии иеромонах Макарий был оставлен бакалавром на вновь открытой кафедре Русской гражданской и Церковной истории. Ранее Русская гражданская история была групповым предметом, а Русская церковная история соединялась с общей. Поручение иеромонаху Макарию чтения лекций по новой кафедре объясняется той высокой оценкой, которую получила в духовных кругах его «История Киевской академии». Начав с осени 1841 года свои чтения, излагая сведения о христианстве на территории России до святого князя Владимира и обозревая собственно историю Русской Церкви до 1588 года, иеромонах Макарий закладывал основы будущего многотомного труда. В том же достопамятном 1841 году произошло знакомство иеромонаха Макария с епископом Афанасием (Дроздовым), назначенным ректором Петербургской духовной академии. Через год епископ вызвал иеромонаха Макария в Петербург для чтения лекций по богословским наукам. Напряженнейшая и плодотворная деятельность иеромонаха Макария в Петербургской академии продолжалась 15 лет: с 1842 по 1 мая 1857 года. Сначала – бакалавр, с 1843 года – экстраординарный, а с 1844 года – ординарный профессор богословия, одновременно с этим помощник инспектора, инспектор, а последние шесть с половиной лет – ректор академии, иеромонах Макарий выполнял также множество поручений по духовному ведомству, редактировал «Христианское чтение», ревизовал духовные семинарии и т. п. С 1845 года в виде статей в «Христианском чтении», а в 1846 году отдельной книгой были опубликованы киевские лекции, переработанные в Петербурге,– «История христианства в России до святого Владимира, как введение в Историю Русской Церкви». В 1847 году появился «Очерк истории Русской Церкви в период дотатарский» и в 1848–1850 гг.– ряд статей в «Христианском чтении», главы будущей «Истории Русской Церкви». Среди этих работ особенно интересна статья под названием «Три памятника русской духовной литературы XI века», открывшая науке писателя XI века – монаха Иакова. Как считают специалисты, «уже одно установление писателя XI века монаха Иакова и его произведений могло бы навсегда упрочить в науке имя разыскателя, но Макарий дал нам целый ряд таких открытий» с. 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010