Скачать epub pdf К 250-летию со дня рождения, 1722–1972 Простирая духовный взор к смиренномудрому старцу Паисию (1722–1794 гг.), наш современник может извлечь из размышлений над необычной его личностью столько для своей духовной пользы, сколько может дать только хороший учебник благочестия... Глубина его духовной жизни не может быть понята сразу, ее следует постигать постепенно, учась у старца Паисия так, как мы учимся грамоте... Этот человек был лампадой перед лицем Божиим, и только при свете этой лампады мы можем читать книгу Православия в том мраке, в который погрузилась русская церковная жизнь в XVIII веке. Век петровских реформ, проникающего французского вольнодумства, всеобщего разложения и упадка духовной жизни, когда монастыри закрывались или низводились до уровня казарм, когда лучшие люди России покидали её пределы, ища прибежища в пограничных областях, на Афоне... А ведь именно этот страшный век дал России и миру два дивных негасимых светильника – Паисия Величковского и Серафима Саровского. Они ознаменовали собой начало того необратимого процесса, когда все основное, что было сделано в Православии и для Православия, переместилось в Россию. Старец Паисий стал тем руслом, через которое высокие достижения православной мысли, до тех пор хранившиеся на Востоке, перешли в Россию, чтобы пройти через XIX век и привести Православную Церковь к присущим ей вершинам... Старец Паисий дает нам пример истинного православного жития, сущность которого – смирение и любовь. Как деятель Православной Церкви, как пастырь православный он развивает учение святых отцов об умном делании и о молитве Иисусовой – краеугольном камне Православия. То, что открылось ему Духом Божиим, он выразил в своих сочинениях и в наставлениях, преподанных ученикам. Старец Паисий придавал большое значение изучению святоотеческого наследия, полагая первейшим долгом христианина читать писания. Он трудился над переводами с греческого святоотеческих творений, стараясь снабдить православных людей пищей духовной, его стараниями не оскудевшей, и ученики следовали его примеру, переписывая творения православных подвижников, русских и греческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Скончался схиархимандрит Севастиан в г. Караганде, Алма-Атинской епархии. Смерть, наступившая 19 апреля, на 83-м году жизни, была мгновенной и неожиданной для окружающих, хотя болезни, преследовавшие его всю жизнь, особенно обострились за последние две недели и вели к неизбежному концу. Архимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился в 1884 году в с. Косьмо-Демьянском, Орловской губ., в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, он с детства узнал нужду и через всю жизнь пронес непосредственное сопереживание чужого горя и лишений. Три класса церковно-приходской школы, пастбище и полевые работы составили его мирское образование, но прирожденное тяготение к книгам и глубокий жизненный опыт послужили ему большей школой. Чтение духовной литературы и, очевидно, влияние старшего брата – схимонаха Введенской Оптиной пустыни Рафаила расположили его к поступлению в тот же монастырь в 1906 году. Там он был определен келейником к иеромонаху Иосифу, а после его кончины – к иеромонаху Нектарию, под руководством которых он приобрел дар кротости, рассуждения и молитвы. В 1917 году состоялось его пострижение в монашество с именем Севастиана, а затем, в 1923 году, – рукоположение во иеродиакона и в 1927 году – во иеромонаха. С 1927 года иеромонах Севастиан служил в г. Мичуринске, Тамбовской обл., а с 1944 года – в г. Караганде, в клире обширной Казахстанской епархии. В 1955 году о. Севастиан был назначен настоятелем храма, в котором и прослужил до конца жизни. В 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, епископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф, в ведении которого находился тогда карагандинский клир, возвел его в сан архимандрита. К празднику Св. Пасхи 1966 года архимандрит Севастиан был награжден Патриаршей грамотой «за усердное служение Святой Церкви». Слова грамоты отразили неутомимое 60-летнее подвижническое служение Церкви о. Севастиана – от послушника до архимандрита. Безупречная верность церковным установлениям, забота о созидании в людях глубокого мира, высокая требовательность, – и прежде всего к себе – служение своим трудом и любовью окружающим, снисходительная любовь к слабым, рассудительность и умеренность, непосредственная молитвенная вверенность Промыслу Божию – таковы были основные начала пастырского облика почившего. Эти черты высоко ценили близко знавшие его духовные лица, сослужители и епархиальные архиереи, где проходил свое служение архимандрит Севастиан. Природная мягкость и широта души с приобретенным в монастыре духовным опытом предопределили его пастырский путь в деятельном служении другим поддержкой и советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Статистика Максим Козлов, иерей Протоиерей Максим Козлов является настоятелем храма святой мученицы Татианы с момента передачи здания Русской Православной Церкви. О. Максим закончил филологический факультет Московского Государственного Университета, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах Университета внештатно сотрудничал в Издательском Отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина). В сентябре 1985 года был зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной Академии и Семинарии преподавателем новых и древних языков. С 1989 года ему было поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в Академии, с 1991 года — курса сравнительного богословия в Семинарии. С 1997 года преподает также вновь введенный курс основ риторики в Академии. В 1988 году окончил экстерном полный курс Семинарии, в 1990 году — Академии. Постановлением Совета Академии от 28 декабря 1990 года отцу Максиму присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». С января 1991 года — председатель Филологической Комиссии МДАиС. В декабре 1991 года присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности Рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. За годы преподавания в МДАиС опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях. С 1996 года член Синодальной Богословской Комиссии. В январе-апреле 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия находился в командировке в США, где прочитал курс «Богословие и история Русской Православной Церкви в 20 столетии» в Семинарии Епископальной Церкви в Нью-Йорке. В феврале-марте 1999 года проходил научно-богословскую стажировку в Институте Восточнохристианских исследований в Унивеситете города Неймегена (Нидерланды).

http://lib.cerkov.ru/authors/462

архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (05.05.1940–12.07.1994) Жизнеописания История Русской Православной Церкви Церковное искусство Аудиокниги архимандрит Иннокентий (Просвирнин) Церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Биография Родился в Омске в православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе — был алтарником, а затем иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина), позже — у епископа Вениамина (Новицкого). В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После службы в армии он вернулся в семинарию и закончил её в 1964 году. В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) пригласил Анатолия работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учёбы в академии в 1964—1968 годах: монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу, диссертацию «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества», за которую был удостоен за степени кандидата богословия, защитил по окончании академии в 1968 году и был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. Одновременно он работал в «Журнале Московской Патриархии», заведуя в нём отделами проповеди и богословия. Хотя его формальное образование ограничилось средней школой и Московской духовной семинарией и академией, познания его были значительными; как отмечал Сигурд Шмидт: «Он обладал счастливым даром находить Учителей и учиться у них — воспринимал так не только тех, с кем непосредственно общался, беседовал или чей жизненный подвиг созерцал воочию, но и тогда, когда мог познакомиться лишь с их нравственным и научным наследием». 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года — во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«Лопата в руках Господа Бога» - так говорил про себя выдающийся археограф, церковный историк и издатель архимандрит Иннокентий (Просвирнин). 12 июля этого 2019 года исполняется четверть века со дня его кончины. История Церкви - есть история ее святых Родился будущий отец Иннокентий 5 мая 1940 г. в Омске, в верующей семье Ивана Демьяновича и Марии Михайловны Просвирниных. Нарекли Анатолием. С 10 лет алтарничал в Омском кафедральном соборе. Потом стал иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина; † 30 апреля 1976), а потом у епископа Вениамина (Повицкого; † точная дата смерти неизвестна, 1976 г.) - архиереев-страдальцев, прошедших советские тюрьмы и лагеря. Когда владыку Вениамина переводили на другую кафедру, Анатолий поехал с ним, чтобы, как потом писал в автобиографии, «как-то оторваться от семьи», уже тогда выказав иноческую предрасположенность . Анатолий с отцом В 1958-м г. Анатолий поступил сразу во 2-й класс Московской духовной семинарии, к тому времени уже вернувшейся из Новодевичьего монастыря Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру . Проучившись всего год, был призван в армию. Служил в зенитных войсках в Азербайджане. Это годы хрущевских гонений на Церковь, так что юноша, склонный к монашеству, оказавшись в нецерковной среде, прошел, вероятно, школу исповедничества. Отслужив в армии, продолжил обучение в семинарии и Московской духовной академии. Закончив академию в 1968-м г., Анатолий Иванович Просвирнин был оставлен в ней в качестве преподавателя истории Русской Церкви. Раскрывал он ее для слушателей семинарских и академических аудиторий, прежде всего, как историю русской святости. Русская патристика «Четьи-Минеи» святителя Димитрия Ростовского еще со времен студенческой скамьи были для отца Иннокентия настольной книгой. Подражал он и самому подвигу святителя. Собирал историю святости, прежде всего русской, по крупицам. Отыскивал древнейшие списки служб и житий малоизвестных русских святых в рукописных хранилищах по всему тогда еще не распавшемуся Союзу.

http://pravoslavie.ru/122359.html

«Оставайся такой, какая ты есть» Памяти сестер-монахинь Андроники и Виталии (Пискуревых) Сестры-монахини по краям: монахиня Андроника – слева, монахиня Виталия – справа Часть 1. «Мы видели старцев» Часть 2. От Промысла Божьего не убежишь В воскресенье 5 сентября – 40 дней со дня преставления ко Господу монахини Андроники (Пискуревой; 28.07.2021). Практически в преполовение сороковин 13 августа ушла вслед за сестрой и монахиня Виталия. Их семья, окормлявшаяся в Глинской пустыни у великих преподобных старцев, еще со времен гонений за веру была известна подвигом странноприимства. Жил у них одно время скрывавшийся за неимением паспорта схиархимандрит Виталий (Сидоренко) . Принимали они у себя и паломников, которым власти тогда запрещали останавливаться при монастыре. Глава семейства Иван Кириллович был за это даже арестован, ссылку отбывал вместе с ныне прославленным в лике святых митрополитом Зиновием (Мажугой) . Монахиня Виталия была тиха, немногословна, говорила все очень серьезно. А когда в разговор вступала монахиня Андроника, он сразу переходил в веселое русло. В ее манере говорить было что-то на грани юродства. Бывало, слушающие просто покатывались со смеху. Мы продолжаем публикацию воспоминаний монахини Андроники и ее сестры монахини Виталии. Где обрящуся? Монахиня Виталия (Пискурева) : – Все в жизни происходит по Промыслу Божию. Митрополит Питирим (Нечаев) и архимандрит Иннокентий (Просвирнин) тесно общались с глинскими старцами. К этой духовной традиции еще по молодости через своего восприемника от Евангелия, коим неожиданно стал отец Иннокентий, приобщился и владыка Алексий (Фролов) – он тоже от глинских старцев настрой получил. Когда почил наш духовный отец, схиархимандрит Андроник (Лукаш – ныне прославлен в лике святых. – О.О. ), мы с сестрой окормлялись у схиархимандрита Виталия (Сидоренко), а когда и он преставился, долго не могли найти себе духовника. Тогда сестра нашла в Псалтири, оставленной нам отцом Виталием, записочку, а там имя: Иннокентий. Так мы попали к отцу Иннокентию. У него остались наши с сестрой адреса, на которые, найдя их на столе у почившего, тогда еще отец Алексий и отправил телеграммы, известив нас о смерти батюшки.

http://pravoslavie.ru/141523.html

Про этих сестер-монахинь, с детства окормлявшихся в Глинской пустыни времен расцвета там старчества, можно сказать словами того, кто в итоге и стал им «и отцом, и матерью»: «Меня старцы друг другу из полы в полу передавали». Все мы родом из юности, и только те, кто умудряется сквозь всю жизнь пронести чистоту души, так запросто и могут рассказывать о своей жизни. Продолжаем публикацию воспоминаний новопреставленной ко Господу монахини Андроники (Пискуревой; † 28.07.2021). Того, кто Богу доверился, Господь найдет через кого и как вразумить Матрона Ивановна (Пискурева), в монашестве Андроника Когда наш духовный отец схиархимандрит Андроник (Лукаш) умер, нас схиархимандрит Виталий (Сидоренко) опекал. Пока глинские старцы живы были, кого нам еще. Помню, наш отец как-то к Кукше Одесскому поехал, а тот: – А что ты, Иван, приехал сюда? У вас же вон какие старцы в Глинской пустыни. Там у нас, в Глинской, еще такой иеросхимонах Гавриил (Тюшин; †1956), тоже старец такой молитвенный. Лежит он, умирает, а папа наш сидит над ним и плачет. – Что я буду делать? Умрет, как я буду дальше жить? Так схимник так салфеточку тогда с лица снимает и говорит: – Иван Кириллович, веру надо иметь. А благословение возьмешь вон у той девочки, что за дверью стоит. Папа: – А? Что? – пошел дверь открывать, а там, рассказывал потом, – Галька стоит, молоко принесла. Сейчас это монахиня Питирима. Письмецо от схиархимандрита Виталия А уж когда отец Виталий в 1992-м году отошел ко Господу, мы с сестрой заметались: кто у нас духовником будет? То нам, помню, владыку Никона (Васина), он потом был митрополитом Липецким, сейчас на покое, предложат, а мы его еще Колей знали, когда он в Тбилиси ездил, то еще кого... Будущие архиепископ Алексий (Фролов) и схиархимандрит Макарий (Болотов) в Бурдино Я каждый день читаю Псалтирь и не вижу этого конверта. А тут вдруг вытаскиваю его, а в конверте листочек, и на нем написано: Иннокентий Потом уже, видимо, как раз в связи с кончиной отца Виталия, смотрю как-то, а по телевизору отец Макарий (Болотов) что-то говорит, он тоже в Тбилиси ездил, а после него архимандрит Иннокентий (Просвирнин). А с тех пор, как у нас папа умер, я уже постоянно читала Псалтирь, мне она как раз от отца Виталия досталась. И у меня на 14-ой кафизме листочек был вклеен, под листочком – конверт. Я каждый день читаю Псалтирь и не вижу этого конверта. А тут вдруг, уже по смерти отца Виталия, вытаскиваю его, а в конверте листочек, и на нем написано: Иннокентий.

http://pravoslavie.ru/141036.html

Вышел в свет XXIII том «Православной Энциклопедии» 5 июня 2010 г. 14:46 Продолжается работа по изданию «Православной Энциклопедии». На днях из печати вышел очередной, XXIII, том этого фундаментального свода знаний в области отечественной и мировой духовной культуры. Новый том энциклопедии открывают и завершают статьи, посвященные подвижникам, отдавшим жизнь Христа. Первая статья нового тома посвящена епископу Каширскому Иннокентию (Клодецкому) — одному из многотысячного сонма русских священнослужителей, пострадавших в годы безбожных гонений на Церковь в советской России. Завершает том материал об Иоанне Влахе — молдо-валашском мученике XVII в. В XXIII томе продолжена публикация многочисленных статей, которые рассказывают о святых и прочих церковных деятелях, носивших имя Иннокентий. В частности, следует отметить публикации, посвященные епископу Иркутскому Иннокентию (Неруновичу, +1747), архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву, +1799), расстрелянным в период репрессий (1937 г.) архиепископам Харьковскому Иннокентию (Летяеву) и Винницкому Иннокентию (Тихонову), известному миссионеру архимандриту Иннокентию (Немирову, +1897), крупному церковному историку и археографу архимандриту Иннокентию (Просвирнину, +1994). Значительный интерес представляет публикация, повествующая о жизни и деятельности митрополита Пекинского и Китайского Иннокентия (Фигуровского, +1931), который также являлся незаурядным писателем и ученым-синологом. Также обращает на себя внимание материал, посвященный старообрядческому митрополиту Белокриницкому Иннокентию (Усову, +1942). В XXIII томе опубликован обширный комплекс статей, посвященных Римским Папам, носившим имя Иннокентий. Среди них — возглавлявший Западную Церковь еще до Великого раскола и одинаково почитаемый в лике святых как православными, так и католиками, Папа Иннокентий I (+417). Среди статей о понтификах более позднего времени заслуживает особого внимания статья о Папе Иннокентии III, сыгравшем огромную роль в европейской истории в XII — начале XIII в. и способствовавшем политическому усилению папства. Хронологически тему продолжает материал об Иннокентии IV. В частности, в статье идет речь не только о его церковной деятельности, но также о борьбе понтифика с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Значительное место политические события в странах Европы, в том числе — Восточной, в XVII — XVIII вв. занимают и в биографиях Иннокентия Х, Иннокентия XI, Иннокентия XII и Иннокентия XIII. В статьях, посвященных этим Папам, много внимания уделено вопросам, связанным с распространением униатства на западнорусских землях.

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

3 декабря, в канун, а по церковному времяисчислению – в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (церковный день начинается с вечера), после продолжительной болезни на 67-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) . Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) © Фото Екатерина Кожухова      Достопоминаемый владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел своего первого духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а также и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина) , которого будущий владыка навещал вместе с отцом Григорием, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия. В 1975 году будущего архипастыря рукоположили в сан диакона и оставили при Московских духовных школах исполнять послушание сотрудника Церковно-археологического кабинета. Владыка Алексий был глубоким знатоком и тонким ценителем церковного искусства, и потому именно ему было поручено оберегать реликвии и святыни нашего Отечества, хранить личные вещи преподобного Сергия Радонежского . Под покровом преподобного Сергия зрело и крепло устремление к иноческому житию будущего архипастыря. В 1979 году отец Алексий наконец принял монашеский постриг, которого, по его словам, он ждал, послушный своим старцам, несколько лет, ибо не его воля должна была свершиться в постриге, а, как настаивали старцы, Божия. И она свершилась: отец Алексий был пострижен в монашество. Преподавателем Московских духовных школ он оставался еще в течение 14 лет. Таким, как воспитывали в молодости отца Алексия великие старцы, передававшие будущего владыку «из полы в полу», он и остался Годы учебы и преподавания способствовали духовному возрастанию будущего архипастыря. Постригальным отцом его суждено было стать архимандриту Иннокентию (Просвирнину) – известному ученому, библиографу. Не просто поначалу происходило духовное сближение отца Алексия со своим «отцом от Евангелия»: многие месяцы изо дня в день горячо молился молодой подвижник о даровании любви к своему новому духовному руководителю. И Господь внял этим святым слезам и молитвам, соединив судьбы отца Иннокентия и владыки Алексия не только в этой жизни, но и навечно: благоговейные заботы отца Алексия (тогда в сане архимандрита) окружили последние годы жизни схиархимандрита Иннокентия. Он и свое место упокоения обрел в Новоспасском монастыре, наместником которого был тогда отец Алексий. И научные труды отца Иннокентия, и его светлая память, и его могилка были в монастыре окружены благоговейным почитанием братии обители и всех прихожан.

http://pravoslavie.ru/66550.html

Архив Пн На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили богословское и литературное наследие Н.Н. Лисового 23 октября 2021 г. 21:03 20 октября 2021 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Николай Николаевич Лисовой (1946-2019): богослов, историк, поэт, писатель, публицист. К 75-летию со дня рождения» выступил кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Димитрий Сафонов . Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик охарактеризовал Н.Н. Лисового как представителя русской ораторской традиции — «московского златоуста». «Пока он широко неизвестен, однако, как и у любого крупного русского мыслителя, его наследие еще только предстоит осмыслить», — считает отец Димитрий. Описав вехи жизненного пути Н.Н. Лисового, его воцерковление и становление на ниве научной работы, докладчик отметил, что Николай Николаевич «был воспитан в естественной традиционной религиозности». «Он был человеком молитвы. Неслучайно многие его произведения посвящены практике исихастской умной молитвы и созерцания. Он был одним из первых, кто открыл это наследие для русскоязычных читателей. В 1990-е годы он открыл для миллионов наших соотечественников и историю Святой Земли, и православный календарь», — отметил отец Димитрий. Докладчик считает, что немалое влияние на творческий путь Н.Н. Лисового и его дальнейшее становление на поприще работ в публицистическом, писательском и поэтическом жанре оказало знакомство с будущим митрополитом Питиримом (Нечаевым) и известным церковным историком архимандритом Иннокентием (Просвирниным), которое произошло в молодости. «Он основал научное направление, которое впоследствии стало называться православным востоковедением, создал замечательную научную школу и привлек специалистов из других областей, в первую очередь, прославленного историка-византиниста И.С. Чичурова, с которым сотрудничал многие годы», — заметил докладчик. 

http://patriarchia.ru/db/text/5855549.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010