Скачать epub pdf Прошло 13 лет, как с нами нет архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , который скончался в день памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля 1994 года). К этой дате приурочиваем публикацию статьи отца Иннокентия из «Журнала Московской Патриархии» о митрополите Макарии (Булгакове) и академике Е. Е. Голубинском , которая заканчивается словами «Вечная им память!» Многотрудное дело создания основ Истории Русской Церкви выпало на долю преимущественно четырех выдающихся учёных прошлого столетия: архиепископа Филарета (Гумилевского) , профессора-протоиерея Александра Васильевича Горского – ректора Московской духовной академии, митрополита Макария (Булгакова) и академика Евгения Евстигнеевича Голубинского. Два последних внесли особо весомый вклад в сокровищницу не только русской церковной, но и вообще исторической мысли. Они привлекли огромный новый фактический материал, впервые попытались, исходя из внутренней сущности развития церковной жизни, выдвинуть такие методологические проблемы, которые еще предстоит решать. В 1972 году исполнилось 90 лет со дня кончины митрополита Макария (1816–1882) и 60 лет со дня кончины академика Е. Е. Голубинского (1834–1912). Труды обоих вытекают из предшествующих попыток составления Истории Русской Церкви. Краткое рассмотрение этих попыток позволит понять, почему многотомные исследования митрополита Макария и академика Е. Е. Голубинского имеют основополагающее значение для церковно-исторической науки. Первые общие соображения об истории Русской Церкви появились в работах русских гражданских историков XVIII века – Татищева, Щербатова и Болтина, в просветительско-рационалистическом духе своего времени считавших, что духовенство мешает просвещению народа, отличается корыстолюбием и стремится к власти, зачастую в ущерб интересам светского правительства. Лишь в конце XVIII века благодаря попечительству Московского митрополита Платона в духовных учреждениях стали заниматься историей родной Церкви. Сам митрополит Платон в 1805 году издал двухтомную «Краткую Российскую Церковную Историю», «счастливо начиная ею ряд систематических работ по нашей науке» 6, с. 912]. Светило русской церковно-исторической науки начала прошлого века Преосвященный Евгений Болховитинов (впоследствии Киевский митрополит), будучи убежден, что, пока не проведена черновая работа по сбору и упорядочению источников и материалов, рано писать Историю Русской Церкви, неутомимо разыскивал и публиковал всё новые и новые документы. «Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали»,– отзывался о нем М. П. Погодин. Для историографии Русской Церкви важное значение имеет шеститомная (семь книг) «История Российской Иерархии» (М., 1807–1815 гг.), подготовленная митрополитом Евгением совместно с иеромонахом Амвросием (Орнатским) на основе рукописного, сочинения датчанина А. Селлия (иеромонах Никодим, умер в 1746 г .).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Монастыри (в алфавите названий) 1344. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в стенах АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ лавры: [Докл. на конф., посвящ. 200-летию Александро-Невской лавры. Дек. 1997 г.]//ХЧ. 1998. 16. С. 29–41. Валаам – см. 2594. Высоко-Петровский монастырь – см. также 1003. 1345. Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь: Ист.-археологическая справка//ППр. 1993. 1. С. 12–18. 1346. Игнатия (Петровская) , мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 гг./Публ., предисл.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 1(8). С. 114–135. Зачатьевский монастырь – см. 2567. 1347. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: ИВАНОВСКИЙ монастырь//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 374–381. 1348. Августин (Никитин) , архим. Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 151–161. 1349. Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадтского //ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 213–215. Иосифо-Волоколамский монастырь – см. 2481, 2589. Киево-Печерская лавра – см. 2593. Кирилло-БелозерскиЙ монастырь – см. 2459. 1350. Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 126–129. Нило-Сорский скит – см. 1288. Ново-Иерусалимский монастырь – см. также 2456. 1351. Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 152–175. Оптина пустынь – см. также 1304, 1330, 2475, 2590, 2592, 3018. 1352. Голиков А., свящ. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX в.//ХЧ. 1999. 17. С. 140–146. 1353. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Русское старчество и Оптина пустынь//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 158–172. 1354. Лосский В. Н., Надеждина А. Оптинское старчество//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 149–208. 1355. Светозарский А. К. Из наследия митр. Вениамина (Федченкова) : [Фрагмент из кн. «Божии люди»: О старцах Оптиной пустыни]//БВ. 1993. [Т.] 1. Вып. 1–2. С. 70–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я нажал множество снопов чистой и веской пшеницы и возложил их на алтарь науки» (Епископ Порфирий Успенский) Памятная дата – 100-летие со дня кончины выдающегося русского востоковеда, археолога, этнографа, археографа, текстолога, палеографа, византиниста, слависта, историка, искусствоведа, энциклопедиста-источниковеда, доктора эллинской словесности и богослова – епископа Порфирия Успенского (19 апреля 1885 – 19 апреля/2 мая 1985) стала существенным поводом к тому, чтобы воссоздать его образ для наших современников. Это важно потому, что отношение в прошлом к нему сложилось не однозначно со стороны некоторых исследователей и общественных деятелей. За рубежом же до сего времени существуют силы, стремящиеся если не изгладить из памяти имя этого самоотверженного труженика, то, по крайней мере, опорочить его в истории науки. 1 «Ирония судьбы» становится понятной в какой-то мере из дневниковых записей самого епископа Порфирия, в которых прослеживается недоброжелательное отношение к нему честолюбивых начальников. Вот один из характерных примеров. «20 октября 1846 года. Воскресенье. – Птицы небесные имеют свои гнезда, звери лесные и полевые свои логовища... Один я не имею своего уголка. Боже мой! Когда Ты посылаешь ангелов, этих служебных духов, на служение людям, они верно исполняют волю Твою, но, исполнив ее, возвращаются в свои обители, кои Ты дал им по милости и правде Твоей. Эту истину знают просвещенные начальники мои. Но почему не руководствуются ею? (или потому, что забывают ее в своих небедных, раззолоченных теремах, или потому что ангелы летят всегда мимо этих теремов; и живущие в них не получают от них святых внушений). – Чернец! Ты – не ангел, – скажут они. – Илиодоры, Антонии, Гедеоны, сиятельные графы и превосходительные чины! И вы же не боги; ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедесталов! – Ах! Эти мраморные статуи вооружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Нет у меня перунов. Но есть адамантовое перо. Пишу им на челах их: «Это – камни, но не те, от которых

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В «Повести временных лет» под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» 1 . Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира (†1015) дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым (†1054), возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Ярославе Мудром сохранилось свидетельство: «И бе Ярослав любя церковные уставы… и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи» 2 . Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50-е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10 000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85 000 книг» 3 . А современный исследователь Б.В. Сапунов пишет: «С учетом четьей и светской литературы всё книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 480 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Скачать epub pdf «Благословити тя хотят сынове рустии и в последний род внук твоих» (Повесть временных лет) Тысячелетие со дня кончины святой равноапостольной просветительницы Руси сделало неизвестными или неясными сейчас для нас многие конкретные факты и обстоятельства, связанные с величайшими событиями в духовной истории нашего народа. Но никогда в течение этого тысячелетнего периода не исчезало сознание того, что княгиня Ольга является корнем правоверия в Русской земле и основополагающим началом ее христианского просвещения. …Истинная история Христианской Церкви на Руси, поворот в исторических и духовных путях развития нашего Отечества связан со святой его просветительницей – равноапостольной княгиней Ольгой. Мы располагаем немногими древними источниками, но они позволяют подробно и с полной уверенностью установить основную канву ее жизни. Исследователями реконструируется так называемое древнее церковное предание, которое возникло еще в X веке, и которое в самостоятельном виде не сохранилось. На его основе родилось краткое, так называемое южно-славянское Житие Ольги (названо так по сербскому происхождению его древнейшего списка – XIV век). В этом Житии говорится только о принятии христианства святой Ольгой и содержится Похвала ей, в которой княгиня сравнивается с солнцем, луной и звездами: «Сия яко солнце, но солнце многащи скрывает свет свой облаком заступающим, или рещи, якоже луна овогда растет, овогда охудевает, та же на бессмертную жизнь преставися; нь ли приложи к лику звездному – нь и тех погани чтуть яко бога, от нея бо израстоше кнезы наши». То же церковное предание легло в основу летописной повести о святой Ольге, включенной в состав Повести временных лет. В отличие от краткого Проложного Жития в летописной повести подробно описывается жизнь Ольги до крещения и ее кончины. Согласно этой Повести, Ольга происходила из Псковской земли. Под 903 годом в летописи говорится о князе Игоре, что при князе Олеге «приведоша ему жену от Пьскова, именем Олгу». Местные псковские предания, попавшие на страницы Степенной книги и так называемого Псковского Жития княгини Ольги, повествуют, что она была перевозчицей через реку Великую в своем родном селе Выбуты (в 30 км от Пскова). Игорь беседовал с ней во время переправы через реку Великую и был поражен необыкновенной мудростью простой перевозчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 июля 2009 года в Москве состоялся круглый стол памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994), видного историка-богослова, археографа, источниковеда, в котором приняли участие Российское и Московское общества историков и архивистов, Союз писате 02 августа 2009                 Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994) 8 июля 2009 года Секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов совместно с Московским обществом историков и архивистов, исторической секцией Правления Союза писателей России, Общественным Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» провела круглый стол, посвященный 15-летию памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994), видного историка-богослова, археографа, источниковеда. Участники заседания поделились воспоминаниями о творческих контактах и личных встречах с архимандритом Иннокентием, об участии в совместных, осуществленных под его руководством проектах ВНИИДАД, архивных учреждений и Патриархии Русской Православной Церкви по актуализации фондов духовного ведомства, хранящихся в государственных архивах, о тех совместных делах, которые положили начало изучению источников по истории Церкви. О.Л.Соломина (ОР РГБ) проинформировала о завершении обработки личного фонда о. Иннокентия, в составе которого сотни фотодокументов, о большом интересе, который исследователи уже проявляют к этим материалам. В.Г.Ларина (ВНИИДАД) и С.Н.Романова (Фонд «Память мучеников и исповедников РПЦ) поделились воспоминаниями о совместной с о. Иннокентием работе по подготовке к изданию справочников-указателей о фондах духовного ведомства в федеральных и региональных государственных архивах России. Эти справочники в определенной мере изменили отношение к этим фондам и документам, определив их значение как исторических источников. Дополняя выступление В.В.Никаноровой (ЦГАОПИМ) об участии о. Иннокентия 12 апреля 1994 г .

http://fond.ru/novosti/217-8-iyulya-2009...

Священник Павел Александрович Флоренский (09.01.1882–15.12.1943) 1 , – известный богослов Русской Православной Церкви. Среди разных сторон человеческой деятельности он отводил искусству одно из центральных мест. Противопоставляя Хаосу Божественный Логос, он считал, что искусство, – это такая область деятельности человечества, где наиболее остро проявляется организующий и созидающий Логос (эктропия), который противопоставляется Хаосу, – беспорядку, разрушению (энтропии). Эта идея была им поставлена и разработана задолго до того, как стала одним из основных положений теории информации. Творческие замыслы отца Павла Флоренского были очень велики: судя по его наброскам, относящимся к 1918–1922 г., собрание его сочинений должно было бы составлять около 20 томов. Свою основную задачу он видел в проложении путей к будущему цельному мировоззрению, которое выражает определенная культура и конкретный культ, как его средоточие. В 1922 г. он писал: «Разрабатывая монистическое мировоззрение, идеологию конкретного, трудового отношения к миру, я был и есмь принципиально враждебен спиритуализму, отвлеченному идеализму и таковой же метафизике. Как всегда, полагал я, что мировоззрение должно иметь прочные конкретные жизненные корни и завершаться жизненным же воплощением в технике, искусстве и проч.». В письмах, рукописных заметках и в опубликованных работах священника Павла Флоренского содержится множество высказываний о значении и месте искусства в системе общечеловеческих ценностей, и особенно литургического. Более всего его влекла православная иконопись, как конкретное культурное и историческое явление. В начале 1918 г., священник Павел Флоренский вместе с Юрием Александровичем Олсуфьевым (1885–1937), священником Михаилом Шиком (1886–1938) Сергеем Павловичем Мансуровым и другими лицами был привлечен к организации музейной Комиссии по охране памятников искусства и старины в Сергиевом Посаде, где проработал два года. «Моей задачей было, – писал он в автобиографии, около 1928 г., – применить некоторые технологические и математические понятия к анализу и описанию произведений древней художественной промышленности, особенно металлической…»

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

О.Л.Соломина Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии Скачать epub pdf В мае 2010 г. исполнилось 70 лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича; 1940–1994), сыгравшего большую роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) второй половины ХХв., заместителя председателя Издательского отдела Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича; 1926–2003), одного из самых ярких представителей ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии РАН, Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Славянского фонда России. С ранних лет тяготея к духовной жизни, Анатолий получал богословское образование сначала в Московской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии. 4 февраля 1970 г. Анатолий был рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1970 г. – священника, 27 декабря был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Московского, в 1978 г. возведен в сан игумена, а в 1981 г. – архимандрита. С 1977 по 1992 г. о. Иннокентий был насельником Троице-Сергиевой Лавры, с 27 апреля 1991 г. по 12 августа 1993 г. являлся директором Музея Библии , расположенного на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Архимандрит Иннокентий активно занимался педагогической деятельностью: с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. был преподавателем Московской Духовной семинарии и МДА. Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела Московской Патриархии. В 1984 г., когда сотрудники отдела начали осваиваться в Водяной башне, она была в аварийном состоянии. За шесть лет башня была отремонтирована, и на ее 4-х этажах были организованы складские помещения (продукция Издательского отдела) и фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий Издательского отдела Московской Патриархии: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева Лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь », «Церковная периодика», «Русская патристика»; фонд епископа Афанасия Сахарова ; фонд профессора протоиерея Николая Петрова  и др. Планировалось объединить научные силы Издательского отдела и Московских Духовных школ для создания базы данных по Русской патристике. К сожалению, уже в августе 1991 г. Отдел фондового хранения безвозмездно передал оборудованные помещения Водяной башни Троице- Сергиевой Лавре, а фонды были вывезены частично в Москву, в Издательский отдел Московской Патриархии, частично в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010