Протоиерей Максим Козлов назначен председателем учебного комитета Русской Православной Церкви 14 июля, 2018. Новостная служба Ранее он занимал должность первого заместителя председателя Учебного комитета 14 июля. ПРАВМИР. Решением Священного Синода протоиерей Максим Козлов назначен председателем учебного комитета Русской Православной Церкви. Об этом «Правмиру» сообщил пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла священник Александр Волков. Ранее Учебный комитет возглавлял митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников). Протоиерей Максим Козлов занимал должность первого заместителя председателя Учебного комитета. Протоиерей Максим Козлов родился 25 июля 1963 г. в Москве. Закончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах университета внештатно сотрудничал в Издательском отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина). В сентябре 1985 г. зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных школ преподавателем новых и древних языков. С 1989 г. поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в МДА, с 1991 г. — курса сравнительного богословия в МДС. С 1997 г. также преподавал вновь введенный курс основ риторики в МДА. В 1988 г. окончил экстерном полный курс МДС, в 1990 г. — МДА. Постановлением Ученого совета МДА от 28 декабря 1990 г. присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». С января 1991 г. — председатель филологической комиссии МДАиС. В декабре 1991 г. присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. За годы преподавания в Московских духовных школах опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях.

http://pravmir.ru/protoierey-maksim-kozl...

Скачать epub pdf Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского и первенцем его второй супруги Вассы. Родился он во Владимире в 1261 г. Двух лет лишился своего отца 1 . Долго ли пользовался святой Даниил заботами и ласками своей праведной матери Вассы, неизвестно, время ее преставления не указано в летописях, известно только, что погребена она была в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной 2 . Сиротство преподобного Даниила в те бурные и тревожные времена не было омрачено лишениями и напастями. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Тогда же он строит на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя преподобного Даниила Столпника 3 . Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. По мере средств и сил заботился благоверный князь о благосостоянии своего княжества и жителей. В самой Москве большой холм, покрытый бором, с высокими крутыми и обрывистыми берегами, омываемыми Москвой-рекой и речкой Неглинкой, благоверный князь обнес деревянной стеной. Так образовалась крепость, которая сначала называлась Детинцем Кремником, а затем Кремлем. В этом Детинце князь устроил, кроме существовавшего ранее храма в честь Архистратига Михаила, деревянный храм во Имя Всемилостивого Спаса, что на Бору. Вблизи храма были и княжеские терема, и дома слуг и дружины. Кротость и миролюбие преподобного Даниила во времена, когда его властолюбивые братья боролись за великое княжение, приводили к примирению и спокойствию. Даже тогда, когда благоверный князь Даниил вынужден был выступать с оружием в руках, защищая свои земли, он стремился предотвратить кровопролитие. Так, в 1282 г. с московским войском он выступил на стороне брата Андрея против старшего брата Димитрия, но при первой же встрече удалось найти примирение, и братья разошлись без брани и кровопролития.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. 1 близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны 2 в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове» 3 . Кто были родители Блаженного, Житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей 4 . Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке Жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» 5 . Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его – не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает Житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», – и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия. И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля . Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского – поворотный момент в истории русского народа. Его деятельность была творчеством, направленным на возрождение той духовной основы нашего Отечества, без которой немыслимо было бы обретение им внешней свободы от татарского ига. Возрождение медленное и постепенное началось давно. Вначале, в XIII веке, в первую очередь хотели сохранить то, что оставалось еще от татарского разгрома: Владимирский Собор 1274 года заботится о разыскании рукописей, их переписывании; князья строят города, храмы, пусть маленькие и неприглядные по сравнению с величественным зодчеством Киевской Руси, но их все же строят; крестьяне идут на север в необитаемые леса, распахивают новые земли. Иногда этот процесс срывается преждевременными противотатарскими выступлениями, покрывавшимися только новыми волнами крови. Так было в 1252 году во Владимире, в 1326 году – в Твери. Самоотверженный порыв без малейшего основания на успех. Русь не только слаба, но раздроблена, разобщена, подчас до конца, до взаимной ненависти, подчас до обращения за помощью к татарам. Едина для Руси только Церковь . И в часы величайшего испытания она духовно окормляет весь народ, вопреки его разделению. Обращаясь к земным причинам столь бедственного положения Руси, историки справедливо указывают на политические факторы, способствовавшие установлению татарского ига, говорят о социально-экономической закономерности феодальной раздробленности. Но важно взглянуть на все это со стороны духовной. Церковь смотрит именно так на все, что происходит с людьми. Несчастья ниспосылаются за грехи, но орудием гнева Божия служат носители зла, в данном случае попущенного на вразумление. Следовательно, начало пути освобождения – в покаянии, в осознании греха, в очищении от него, в обращении к Богу. Так плакал об ужасах татарского разорения, но и вразумлял пасомых о попущении его Богом епископ Владимирский Серапион еще в XIII веке. Уже этим был показан путь, возможность возрождения. Ни о какой покорной пассивности, расслабленности речи не было. Предстоял тяжелый труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Издавна любимым чтением православных были Жития святых – книги о многообразии святости. Казалось бы, один и тот же Святой Дух вдохновлял и наставлял святых, но Он по-разному вел их к Богу. Святость – одна, пути же восхождения к ней всегда индивидуальны. Верующие любят и чтят всех святых, но у каждого народа и каждого человека есть избирательное отношение к наиболее близким им по духу. Так, русские верующие особенно любят и чтят среди других святых святого мученика Трифона. Почему юноша-фригиец, живший в первой половине III века, один из многих тогдашних христианских мучеников, вызывает чувство особой близости у русских до наших дней? Обычно Житие показывает путь восхождения к святости: или аскетически-монашеский, или связанный с неожиданным обращением (переломный), как у мучеников Анатолия и Протолеона, пострадавших вместе с великомучеником Георгием, и некоторых других мучеников, или путь государственного деятеля, правление которого все пронизано идеей служения Богу и ближним, как у святого Александра Невского и других святых русских князей. В Житии же святого мученика Трифона мы видим редкую черту: он еще ребенком получает дар чудотворения – просто по милости Божией, без каких-либо особых усилий. Видимо, так чиста была душа этого фригийского мальчика, что он уже от младенчества был предызбран для Царства Небесного. Он происходил из простой семьи, образования не получил, пас гусей – крестьянский сын с. Кампсады (близ г. Апамеи, в Малой Азии), – но почила на нем Божественная мудрость и исцеляющая сила, и он стал безмездным врачом и помощником всем в освоении этой мудрости. Среди многих повествованиях об исцелениях, совершенных святым Трифоном, Житие его обращает особое внимание на следующее. Римский император Гордиан (238–244 гг.) повелел разыскать Трифона, который помог бы его душевнобольной дочери. Ибо «обитавший в девице нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал: Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона» (Жития святых, февраль.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf К 250-летию со дня кончины В текущем году Русская Православная Церковь молитвенно празднует 250-летие со дня блаженной кончины одного из духоносных подвижников благочестия – Святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца, почивающего в Покровском соборе г. Тобольска. Прошло много лет со времени его блаженного преставления, но в благодарной памяти русских православных людей, особенно сибиряков, хранится живой образ Святителя Иоанна, который и по преставлении своем не оставляет без благодатной помощи всех, молитвенно притекающих к нему. Святитель родился в Нежине в 1651 г. в благочестивой семье шляхтича Максима Васильковича. Уже в детские годы он обнаружил особенную склонность к чтению слова Божия и святоотеческих творений, любил посещать церковные службы. Этой крепкой религиозной настроенностью с раннего возраста определилась потом и вся его дальнейшая жизнь. Будущий Святитель получил образование в Киевской коллегии митрополита Петра Могилы, впоследствии преобразованной в академию. Там под руководством даровитых руководителей Иннокентия Гизеля, Иоанникия Галятовского и многих других искренне преданных Православию и православной богословской науке учителей в нем была посеяна глубокая любовь к богословским занятиям, которым он и отдался со всем пылом молодости, блестяще закончив курс Могилянской коллегии. Как способный и лучший по успехам питомец, он был оставлен при ней учителем. В течении восьмилетнего пребывания он явил образец трудолюбивого ученого богослова и глубоко религиозного человека. Здесь, при посещении Киево-Печерской Лавры, в горячей молитве к печерским угодникам зародилось и созрело в нем пламенное стремление к иночеству. Приняв вот игумена Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля пострижение с именем Иоанна, он вступил в число братии Лавры. Кроме благочестия и смирения, юный инок отличался замечательным красноречием. Это выдвинуло его, с общего согласия полюбившей его братии, на послушание лаврского проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf К 550-летию со дня рождения 550 лет тому назад, в 1426 году, в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, расположенном на окраине подмосковного города Можайска, почил о Господе основатель и первый архимандрит этой обители преподобный Ферапонт. Будущий подвижник родился, очевидно, в конце 30-х годов XIV века «в пределах Московский страны» в городе Волоке Ламском в семье дворян Поскочиных 1 . Мирское имя его было Феодор. По свидетельству его Жития, уже «в совершением возрасте», т. е. вполне взрослым, Феодор Поскочин, «прииде в страх Божий» и, желая удалиться от мира, оставил родительский дом и пришел в Москву, в монастырь Пресвятой Богородицы, что в Симонове. Симоново располагалось на южной окраине города, на берегу Москвы-реки. Свое название это место получило по имени монаха Симона (в миру боярин Стефан Ховрин), который пожертвовал свои земли для устройства на них монастыря. Первоначальный монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы был основан около 1370 года святым Феодором, впоследствии архиепископом Ростовским (ум. 1394 г.) 2 . В 1379 году часть братии переселилась к построенной в полуверсте от обители церкви Успения Божией Матери, чем положено было основание Новому Симонову монастырю 3 . Житие преподобного Ферапонта не уточняет, в каком из двух Богородичных монастырей в Симонове он принял монашеское пострижение, скорее всего это произошло в Старом Симонове, поскольку оба основанных им впоследствии монастыря преподобный посвятил Рождеству Божией Матери 4 . Во всяком случае, из жития преподобного Кирилла Белозерского видно, что после переселения преподобного Кирилла в Старое Симоново он сближается с преподобным Ферапонтом: «Имяше же ту духовна брата и верна ему суща, именем Ферапонта» 5 . Несколькими словами в Житии преподобного Ферапонта описан его многолетний иноческий подвиг в Симоновом монастыре, где преподобный пребывал «во всяком послушании и постех, много лет труждаяся во обители той» 6 . Однако особая близость и духовное братство его с преподобным Кириллом проливают свет на характер и направление его монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf (К 570-летию со дня преставления) Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее чтимых учеников и сподвижников Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Его строгая жизнь, мудрость и великое смирение вызывали глубокое почтение и любовь Преподобного Сергия и братии Троице-Сергиева монастыря. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Саввой, хранит память о его подвигах, равно как и храм «Успения на Городке» в Звенигороде свидетельствует о его благословении, данном родной земле. И по своей кончине Преподобный не престает молиться за свою паству, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя. Русская Церковь благодарственно воспевает преподобному Савве: «Добрым растением пустыни явился ты, Преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Поэтому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светильнику. Савво, отче наш! моли спастися душам нашим» 1 . Преподобный Савва родился в первой половине XIV в. В ранней юности ушел он от мира к Преподобному Сергию Радонежскому. Под руководством великого наставника духовно возрастал он в совершенном послушании, воздержании и бдении, был прост, но мудростью превосходил многих. Прежде всех входил он в церковь и позднее других выходил из нее со страхом Божиим, на молитве во время Божественной службы не мог удержаться от слез, взыскуя о нищете души своей и трепеща перед строгостью суда Божия. – Так возрастал он в жизни духовной 2 . По преставлении Преподобного Сергия преемник его – преподобный Никон, возлюбив уединение, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии. «Братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву на Великую Лавру» 3 . Здесь он «добре носяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему» 4 . Древнее предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf – Отец Пётр, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, как решили посвятить свою жизнь служению Церкви. – Вырос я в православной семье. В юности я был не вполне верующим человеком, но благодаря примеру дяди, брата моей матери, священника, вступил на путь веры. Долгое время именно дядиными молитвами Господь хранил меня во всех жизненных перипетиях. После политехнического техникума служил на Северном Военно-морском флоте, окончил Мурманское мореходное училище, после исходил всю Атлантику вдоль и поперек. И все интересные случаи жизни, в основном связанные с моей «морской» деятельностью, были непростые. Смысл их однажды как-то вдруг мне открылся, и я осознал, что случайно ничего не происходит, увидел в этом действие Промысла Божиего, руку Божию, руководящую мной, и понял, что благо будет – смириться под этой рукой и делать то, что хочет Господь. После этого жизнь моя внешне резко изменилась – я поступил в семинарию. Мой выбор, кажущийся многим нелогичным и странным, для меня был закономерностью. Я пришел туда в прямом смысле – с корабля на бал и увидел совершенно новый мир, но этот мир был очень близок моей душе, очень мне понравился – это было то, к чему она, душа, и стремилась. Пребывание в Московской Духовной Семинарии, а затем и в Академии – лучшие годы моей жизни, хотя становление мое как личности началось еще на флоте, в суровых условиях, которые научили меня очень важным жизненным принципам, послушанию. Монашеский постриг я принял в московском Свято-Даниловом монастыре, в 1988 году был рукоположен во иеромонахи, через два года возведен в сан игумена. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был зачислен в братию Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Нес послушание заведующего библиотекой, продолжил научную работу, которую начал ныне покойный архимандрит Иннокентий (Просвирнин) 1 . Работа эта увенчалась впоследствии выходом книги «Великая стража» 2 , посвященной жизни и трудам афонских старцев Иеронима и Макария. Я готовил к изданию и редактировал эту книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/gla...

Скачать epub pdf Преподобный Александр Свирский жил в Новгородских владениях. Родился он в смутное время княжения Василия Темного, подвизался же во времена Uoahha III , Василия III и при малолетстве Иоанна Грозного. Пребывая во глубине лесов Русского Севера, он оставался вдали от треволнений истории Российского государства. Его не коснулись ни вероломные деяния Шемяки, ни властолюбивые замыслы Марфы Посадницы, не слышал он, вероятно, и знаменитого вечевого колокола. О событиях в миру ему мог рассказать разве что Андрей Завалишин, московский дворянин, посланный Иоанном III в Новгородскую землю взамен сосланных в Москву новгородских крамольников. Известно также, что преподобный Александр ездил в Новгород к архиепископу святому Серапиону для принятия от него священного сана. И еще известно, что преподобный Александр не раз обращался и к Иоанну III, и к Василию III с просьбами о присылке мастеров и материалов для строительства каменных храмов. Всю жизнь находясь вдали от житейской суеты, преподобный Александр Свирский , сей светоч монашества, в своем уединении творил иную, несуетную историю, совершенствуясь духовно, наставляя других, удостоившись необычайных даров Святого Духа и явившись «равноангельн на земли». С самого рождения преподобного Александра Свирского благодать Божия явственно почила на нем. Родителей его звали Стефан и Василисса (в просторечии Васса). Были они крестьяне приладожского села Мандеры, лежащего на реке Оять, притоке реки Свирь, в Обонежской пятине, во владениях господина Великого Новгорода. Было у них двое детей, которые уже выросли и жили розно, а Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились об исполнении их желания и услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество... имате родити сына... в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог» 1 . Сын родился 15 июня 1448 года, в день памяти славного пророка Божия Амоса, посему в честь его и назван при крещении. Как приспело время, родители отдали отрока Амоса учиться грамоте. Грамота не давалась Амосу, и он тяжко скорбел об этом. В некий день он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, преклонил колена, стал горячо молиться пред образом Божией Матери и услышал голос: «Восстани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти» 2 . С тех пор он стал преуспевать и опередил всех сверстников. Амос был особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял тело постом, что вызывал беспокойство своей матери. Когда Амос вырос, родители хотели его женить, но он пожелал пребывать в воздержании – «плотское вожделение огнем Божественной любви попалил» 3 . Единому Богу желал посвятить юноша свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010