03.04.2014 О митрополите Питириме и его архиве В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://new.izdatsovet.ru/news/o-mitropol...

В «Повести временных лет» под 988 годом читаем: «Послав нача поймати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» 1 . Таким образом, «ученье книжное» насчитывает более 1000 лет. Известно о грамотности русских людей не только в высших слоях, но и в средних. Школа равноапостольного князя Владимира (†1015) дала прообраз для школ, открытых Ярославом Мудрым (†1054), возникновения школ в Киеве, Новгороде, Владимире, Смоленске, Галиче, Турове, Полоцке и других городах Руси. О Ярославе Мудром сохранилось свидетельство: «И бе Ярослав любя церковные уставы… и книгам прилежа, и прелагаше от грек на словеньское письмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучашеся вернии людие. Отец бо сего Володимер землю взора и умягчи, рекше Крещеньем просветив. Се же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем ученье приемлюще книжное». Летописец создал настоящий гимн книгам: «Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющие вселеную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, суть узда воздержанью… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом, или святыми мужи» 2 . Устроенная Ярославом Мудрым библиотека при соборе святой Софии в Киеве способствовала развитию книгописания. «На основании изучения письменных и археологических данных ученые приходят к выводу, что до монгольского нашествия в трехстах с лишним городах и неисчислимом множестве сел и погостов Русской Земли было построено до десяти тысяч каменных и деревянных храмов, городских, сельских, монастырских». Эти расчеты привели в 50-е годы двадцатого столетия академика В. В. Виноградова к следующим обобщениям: «Для совершения службы в 10 000 церквах и 300 монастырях нужно было иметь около 85 000 книг» 3 . А современный исследователь Б.В. Сапунов пишет: «С учетом четьей и светской литературы всё книжные богатства Древней Руси следует определить в 130–140 тысяч томов» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 479 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Скачать epub pdf «Благословити тя хотят сынове рустии и в последний род внук твоих» (Повесть временных лет) Тысячелетие со дня кончины святой равноапостольной просветительницы Руси сделало неизвестными или неясными сейчас для нас многие конкретные факты и обстоятельства, связанные с величайшими событиями в духовной истории нашего народа. Но никогда в течение этого тысячелетнего периода не исчезало сознание того, что княгиня Ольга является корнем правоверия в Русской земле и основополагающим началом ее христианского просвещения. …Истинная история Христианской Церкви на Руси, поворот в исторических и духовных путях развития нашего Отечества связан со святой его просветительницей – равноапостольной княгиней Ольгой. Мы располагаем немногими древними источниками, но они позволяют подробно и с полной уверенностью установить основную канву ее жизни. Исследователями реконструируется так называемое древнее церковное предание, которое возникло еще в X веке, и которое в самостоятельном виде не сохранилось. На его основе родилось краткое, так называемое южно-славянское Житие Ольги (названо так по сербскому происхождению его древнейшего списка – XIV век). В этом Житии говорится только о принятии христианства святой Ольгой и содержится Похвала ей, в которой княгиня сравнивается с солнцем, луной и звездами: «Сия яко солнце, но солнце многащи скрывает свет свой облаком заступающим, или рещи, якоже луна овогда растет, овогда охудевает, та же на бессмертную жизнь преставися; нь ли приложи к лику звездному – нь и тех погани чтуть яко бога, от нея бо израстоше кнезы наши». То же церковное предание легло в основу летописной повести о святой Ольге, включенной в состав Повести временных лет. В отличие от краткого Проложного Жития в летописной повести подробно описывается жизнь Ольги до крещения и ее кончины. Согласно этой Повести, Ольга происходила из Псковской земли. Под 903 годом в летописи говорится о князе Игоре, что при князе Олеге «приведоша ему жену от Пьскова, именем Олгу». Местные псковские предания, попавшие на страницы Степенной книги и так называемого Псковского Жития княгини Ольги, повествуют, что она была перевозчицей через реку Великую в своем родном селе Выбуты (в 30 км от Пскова). Игорь беседовал с ней во время переправы через реку Великую и был поражен необыкновенной мудростью простой перевозчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

Скачать epub pdf Статья священника Димитрия Сафонова, кандидата исторических наук, кандидата богословия, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, клирика храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – выдающийся церковный историк, археограф и источниковед, замечательный пастырь – последний год своей жизни провел в Новоспасской обители . Здесь он преставился ко Господу 25 лет назад в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля 1994 года. Здесь он и был похоронен. Память его очень почитается в обители. Этот выдающийся подвижник церковной науки сегодня является примером служения Церкви для очень многих православных людей. Важнейшее значение приобретает дальнейшее изучение его жизненного пути и наследия. Архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , находившийся в Новоспасском монастыре, был безвозмездно передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в 1996 году тогдашним наместником обители епископом Орехово-Зуевским (впоследствии – архиепископом Костромским и Галичским) Алексием (Фроловым) (1947–2013) 1 . Важнейшим и еще не изученным источником о жизни и трудах архимандрита Иннокентия (Просвирнина) является его личное дело, хранящееся в архиве Московской духовной академии. Обзору этого ценнейшего источника и посвящена статья. В деле имеются документы, характеризующие жизнь о. Иннокентия с момента рождения до 1986 года. Первым хронологическим документом является подлинник свидетельства о рождении А. Просвирнина. Он родился 5 мая 1940 года в Омске в семье Ивана Демьяновича и Марии Михайловны (урожденной Карповой) Просвирниных. Своим ранним церковным воспитанием будущий архимандрит был обязан матери. В своей автобиографии он писал о том, что в детстве он был чудесно исцелен от косноязычия 2 . Мать начала водить его на службы в кафедральный собор г. Омска в раннем детстве, здесь он ощутил «какое-то необъяснимое тяготение к Алтарю» 3 . В феврале 1950 г. он упросил мать отвести его к правящему архиерею архиепископу Ювеналию (Килину) 4 с просьбой взять его прислужником. Вскоре Толя Просвирнин стал старшим иподиаконом, оставаясь им до поступления в семинарию. С лета 1957 года, по окончании средней школы, он стал готовиться к поступлению в МДС под духовным руководством архиепископа Вениамина (Новицкого) 5 , иподиаконом которого был.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Предисловие публикатора Архимандриту Иннокентию (Анатолию Ивановичу Просвирнину. 1940–1994), много потрудившемуся на ниве православного просветительства, в этом году исполнилось бы 75 лет. Его ревностное служение было скоротечным. Он ушел из жизни в возрасте 54 лет, но успел оставить большое наследие и доброе напутствие нынешнему поколению: «Сейчас время синтеза, нужно обобщить наследие отцов». Остался и его объемный (почти 4000 единиц хранения) архив, в 1996 году переданный в Отдел рукописей РГБ наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) 1 . Архимандрит Иннокентий – историк богослов, источниковед, издатель, педагог – «был настоящим монахом подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями он щедро делился со всеми, кто к нему приходил. Он был строг к себе и снисходителен к другим, у него была своя особая мировоззренческая концепция, свой взгляд на историю, ибо он верил в то, что Промысл Божий строит мир» 2 . Родился будущий архимандрит в Омске. Мальчиком начал прислуживать в городском кафедральном соборе. В 1958 году поступил в Московскую духовную семинарию. Пос­ле службы в армии продолжил образование и в 1968 м защитил диссертацию «Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества». По окончании Московской духовной академии его оставили в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви 3 . Еще в годы учебы Анатолий Просвирнин стал иподиаконом возглавлявшего Издательский отдел Московского Патриархата тогда еще епископа Питирима (Нечаева) и начал работать в редакции «Журнала Московской Патриархии». В целом церковно издательскому и просветительскому делу архимандрит Иннокентий отдал 30 лет, сначала заведуя отделами проповеди и богословия «ЖМП», затем в составе редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», где занял должность заместителя главного редактора по научной работе. Архимандрит Иннокентий участвовал в подготовке многих важнейших изданий Московского Патриархата: Библии (1969), Нового Завета (1976), Настольной книги священнослужителя (1977–1988), Триоди, Октоиха (1981), Ирмология (1983), книги альбома «Троице-Сергиева Лавра» (1985), наконец, богослужебных Миней (1978–1989), которые по праву можно назвать делом всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Сигурд Шмидт Скачать epub pdf 12 июля 1994 г. скоропостижно скончался архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин). Кончина этого видного церковного деятеля – тяжелая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам. Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 г. в Омске в трудовой семье, мальчиком начал служить в церкви алтарником. В Сибири, не знавшей унижений крепостничества, особенно долго сохранялись корневые основы нашей культуры. Там сберегали – и не только в старообрядческой среде – древние рукописи и иконы, старопечатные книги, фольклорные обычаи, необходимые и для строения новой жизни. Академик М. Н. Тихомиров был убежден в этом в начале 1960-х годов, когда предложил программу организации археографического обследования Зауралья и передал в дар Сибирскому отделению Академии наук свою бесценную коллекцию рукописей, старопечатных книг и икон – «Тихомировское собрание». Деятельность ученых последующих десятилетий – тому подтверждение. Произошло то, что характеризуют ныне как «археографическое открытие Сибири» и чему посвящена уже большая литература. Анатолий Иванович с особой теплотой, возвращаясь мыслью к Сибири, говорил о людях, преданиях, природе родного края и при получении монашеского сана в 1977 г. принял имя Иннокентия в память знаменитого апостола Америки и Сибири, сибиряка родом, умершего в 1879 г. Жизненный путь архимандрита Иннокентия – ученого и общественного деятеля – отличают редкостная духовная целеустремленность, просветительская направленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«Русское спасение»: Беседа архимандрита Иннокентия (Просвирнина) с Н. Н. Лисовым о духовном наследии Патриарха Сергия (Страгородского) Источник В 1991 г. по инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) 1 тиражом в 200 тыс. экземпляров Издательский отдел Московской Патриархии, где с 1966 г. сотрудничал о. Иннокентий, издал исследование митрополита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Появление этой книги вызвало большой читательский интерес. Пожалуй, это было первое и последнее издание, выпущенное Издательским отделом в советское время столь большим тиражом. Тогда же у архимандрита Иннокентия появилась идея аннотировать это издание в прессе для широкого круга читателей в виде интервью, или беседы. Его собеседником стал кандидат философских наук Николай Николаевич Лисовой , активно сотрудничавший с Издательским отделом, начиная со времени его становления в 1960-х гг. Ныне доктор философских наук И. И. Лисовой – заместитель председателя Имперского православного Палестинского общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН,– занимается проблемами русского духовного присутствия на Святой Земле. Беседа состоялась в августе 1991 г., расшифровка записей поступила к о. Иннокентию 4 сентября, о чем говорит запись его рукой на экземпляре «Беседы»: «Вх. 04.09.91». Время после 21 августа стремительно меняло как общую ситуацию в стране, так и ситуацию в Русской Православной Церкви. По-видимому, именно поэтому представленная в настоящей публикации «Беседа» не была издана в 1991 г., попав в фонд архимандрита Иннокентия 2 . Она представляет собой машинописный текст с правкой карандашом: правка и пометы сделаны рукой архимандрита Иннокентия. Н. Н. Лисовой: Книги, как говорят, имеют свою судьбу. Есть книги, глубина и актуальность которых делается со временем все зримее и острее. К таким принадлежит книга архимандрита (впоследствии Патриарха Русской Православной Церкви) Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». В первые же годы после своего появления в 1895 г. она выдержала 4 издания. Для богословской научной книги это очень много. 20 лет назад, отец Иннокентий, Вы называли эту книгу среди первых, какие необходимо издать. Теперь она издана.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

     Достопоминаемый владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел своего первого духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а также и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина) , которого будущий владыка навещал вместе с отцом Григорием, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия. В 1975 году будущего архипастыря рукоположили в сан диакона и оставили при Московских духовных школах исполнять послушание сотрудника Церковно-археологического кабинета. Владыка Алексий был глубоким знатоком и тонким ценителем церковного искусства, и потому именно ему было поручено оберегать реликвии и святыни нашего Отечества, хранить личные вещи преподобного Сергия Радонежского . Под покровом преподобного Сергия зрело и крепло устремление к иноческому житию будущего архипастыря. В 1979 году отец Алексий наконец принял монашеский постриг, которого, по его словам, он ждал, послушный своим старцам, несколько лет, ибо не его воля должна была свершиться в постриге, а, как настаивали старцы, Божия. И она свершилась: отец Алексий был пострижен в монашество. Преподавателем Московских духовных школ он оставался еще в течение 14 лет. Таким, как воспитывали в молодости отца Алексия великие старцы, передававшие будущего владыку «из полы в полу», он и остался Годы учебы и преподавания способствовали духовному возрастанию будущего архипастыря. Постригальным отцом его суждено было стать архимандриту Иннокентию (Просвирнину) – известному ученому, библиографу. Не просто поначалу происходило духовное сближение отца Алексия со своим «отцом от Евангелия»: многие месяцы изо дня в день горячо молился молодой подвижник о даровании любви к своему новому духовному руководителю. И Господь внял этим святым слезам и молитвам, соединив судьбы отца Иннокентия и владыки Алексия не только в этой жизни, но и навечно: благоговейные заботы отца Алексия (тогда в сане архимандрита) окружили последние годы жизни схиархимандрита Иннокентия. Он и свое место упокоения обрел в Новоспасском монастыре, наместником которого был тогда отец Алексий. И научные труды отца Иннокентия, и его светлая память, и его могилка были в монастыре окружены благоговейным почитанием братии обители и всех прихожан.

http://pravoslavie.ru/66550.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010