В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. Справа митрополит Питирим (Нечаев) и Галина Гуличкина      До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://pravoslavie.ru/69011.html

Москва, 4 декабря 2013 г. 3 декабря в день Предпразднества Введения во храм Пресвятой Богородицы после продолжительной болезни отошел ко Господу Высокопреосвященный архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов). Достопоминаемый владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а так же и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина), которого будущий владыка навещал вместе со своим старцем, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия. В 1979 году совершился его монашеский постриг, которого, по его словам, он ждал, послушный своим старцам, несколько лет. Годы учебы в Московских духовных школах были необычайно плодотворны для молодого подвижника. Постригальным отцом – в то время иеродиакона Алексия – стал архимандрит Иннокентий (Просвирнин), известный ученый, библиограф. При посредстве отца Иннокентия в жизнь молодого монаха вошли подлинные светочи православия: святитель Зиновий (Мажуга), схимархимандрит Виталий (Сидоренко), преподобный Андроник (Лукаш), и вместе с ними – вся Глинская традиция, которая оказала на духовное формирование будущего архиерея огромное влияние, заложив основы строжайшего по духу следования святоотеческой аскетической традиции, не поврежденной и не размытой никакими новыми веяниями. Таким, каким воспитывали его в молодости великие старцы, передававшие будущего владыку «из полы в полу», как выражался о том сам архиепископ Алексий, и остался. Вместе с тем владыка Алексий нес в себе и широчайшую образованность, и внутреннюю культуру, и открытость миру и человеку, и, главное, истинную христианскую свободу: он умел найти и взять, и использовать плодотворно духовное добро и в широких сферах традиционной классической культуры, и в современном богословии, и это было следствием его подлинной христианской свободы.

http://pravoslavie.ru/66429.html

Озаренные Невечерним Светом Памяти митрополита Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) Светлана Сидорова За что учили благодарить те, кому открывалось гораздо больше, чем нам? Хотя и тем, кто сподобился с митрополитом Питиримом (Нечаевым) и архимандритом Иннокентием (Просвирниным) трудиться, тоже кое-что приоткрывалось… Об этом – воспоминания вдовы патролога, церковного историка, переводчика Алексея Ивановича Сидорова – Светланы Викторовны Сидоровой. Владыка Питирим (Нечаев) за богослужением «Записывайте, записывайте все!» Мы будто заснули в одном мире, а проснулись в другом – Записывайте, записывайте всё, вы такого больше нигде не увидите! – убеждал меня философ Олег Генисаретский. Насчет того, что ничего подобного не увижу, я нисколько не сомневалась, вот только записывать мне почему-то не хотелось. Думаю, потому, что я все-таки понимала, что не сумею правильно объяснить и понять увиденное в том, далеком уже, 1981-м году, когда нам, захлебывающимся в житейском море, удалось неожиданно оказаться в неведомом крае, о котором мы до этого и понятия не имели, и ощутить под ногами благодатную почву. Мы будто заснули в одном мире, а проснулись в другом. Но, хотя это был родной, выстраданный нами мир, к этому миру приходилось еще долго привыкать. Мы шагнули в него безо всякой подготовки, казалось, навсегда перечеркнув свое прошлое. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) Но здесь были свои правила, а мы пришли со своими, и наши правила состояли из одних исключений. – Вы не представляете, как трудно быть православным в Америке. Это крохотный островок в океане безбожия! – сказал нам с мужем протопресвитер Православной Американской Церкви, известный богослов Иоанн Мейендорф, когда приезжал к нам в гости в последний раз перед своей кончиной. А в России разве по-другому? Кому, как не отцу Иоанну, которому долгое время запрещали посещение нашей страны, было лучше знать это! Да, в России по-другому. В России Православие всегда было разлито повсюду, проникало во все поры, заставляя тосковать по потерянному Святому Граду, хотя безбожие и воображало себя могущественным и непобедимым.

http://pravoslavie.ru/136488.html

Пн К 90-летию «Журнала Московской Патриархии» 11 листопада 2021 р. 16:29 Архиереи Русской Православной Церкви поделились своими воспоминаниями о том, какую роль в их жизни сыграл «Журнал Московской Патриархии» ( 10, 2021 , PDF-bepcuя ). Приобретенный во второй половине 1990-х годов опыт помог мне создать полноценное книжное издательство в Новосибирской епархии В середине 1960 годов мой зять (муж старшей сестры), ныне заштатный протоиерей Борис Демушкин, закончил Полиграфический институт и поступил в Московскую духовную семинарию , где преподавали глава Издательского отдела епископ Питирим (Нечаев) , впоследствии митрополит, и его заместитель священник Анатолий Просвирнин (в будущем архимандрит Иннокентий). После моей демобилизации из армии через отца Бориса, которого привлекали к корректуре готовых текстов (штатных корректоров в Издательском отделе не хватало), состоялось и мое знакомство с ними. Вскоре я тоже стал трудиться внештатным корректором, а с созданием Богословского отдела в октябре 1976 года вошел в штат и начал работать референтом под руководством отца Анатолия. Мы ютились в тесных комнатенках в подсобных помещениях Успенского собора Новодевичьего монастыря, но коллектив подобрался прекрасный, дружный и квалифицированный: так, научным руководителем редакции работал Павел Уржумцев, ответственным секретарем — Вячеслав Овсянников. Первой моей публикацией в «Журнале Московской Патриархии» стал некролог о протоиерее Александре Ветелеве — маститом настоятеле Знаменского храма в Переславской слободе, вводную лекцию которого я слушал, поступив в первый класс Московской духовной семинарии. Отношения с советской властью тогда стали мягче. Помимо подготовки к печати так называемых Русских миней с использованием богатейшего архива святителя Афанасия Ковровского, собравшего сведения о всех прославленных для местного почитания святых Русской Церкви, нам удавалось издавать Канонники, Требник, «Настольную книгу священнослужителя», но цензура была жесточайшая. В богословских вопросах назначенные Советом по делам религий цензоры разбирались плохо и, как правило, оставляли в текстах даже поминовения семей российских императоров (не будучи вполне уверенными, богослужебная это цитата или слова автора). Но в журнале у меня из проповеди однажды вычеркнули фразу «Церковь дает человеку верные идеалы».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5860472...

Максим Козлов, протоиерей Дата рождения: 25 июля 1963 г. Дата хиротонии: 21 июля 1992 г. Страна: Россия Биография: Родился 25 июля 1963 г. в Москве. Закончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах университета внештатно сотрудничал в Издательском отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина). В сентябре 1985 г. зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных школ  преподавателем новых и древних языков. С 1989 г. поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в МДА, с 1991 г. — курса сравнительного богословия в МДС. С 1997 г. также преподавал вновь введенный курс основ риторики в МДА. В 1988 г. окончил экстерном полный курс МДС, в 1990 г. — МДА. Постановлением Ученого совета МДА от 28 декабря 1990 г. присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники». С января 1991 г. — председатель филологической комиссии МДАиС. В декабре 1991 г. присвоено ученое звание доцента. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования. За годы преподавания в Московских духовных школах опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях. С 1996 г. — член Синодальной богословской комиссии . В январе-апреле 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II находился в командировке в США, где прочитал курс «Богословие и история Русской Православной Церкви в XX столетии» в семинарии Епископальной церкви в Нью-Йорке. В феврале-марте 1999 г. проходил научно-богословскую стажировку в Институте восточнохристианских исследований в унивеситете г. Неймегена (Нидерланды). В различные годы читал лекционные курсы в Сретенской духовной семинарии ,  ПСТГУ  и Свято-Димитриевском училище сестер милосердия .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198455...

Николай, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский (Погребняк Святослав Владимирович) Дата рождения: 15 мая 1950 г. Дата хиротонии: 1 января 2012 г. Дата пострига: 28 сентября 2011 г. Страна: Россия Биография: Родился 15 мая 1950 г. в Москве в потомственной семье врача. В 1967 г. окончил среднюю школу 820 и поступил в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, где учился до 1971 г. (полного курса не закончил). В 1971-1973 гг. работал в Государственной Третьяковской галерее. В 1972 г. поступил на подготовительные курсы в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, где посещал лекции на искусствоведческом отделении исторического факультета. В 1973 г. поступил в Московский полиграфический институт (факультет редактирования печатных изданий), который закончил в 1978 г. по специальности «Книговедение». В 1974-1981 гг. работал в Московском доме книги в должности заведующего отделом общественно-политической литературы. В 1976 г. женился, в этом же году родилась дочь Софья. Супруга скончалась в 2009 г. после тяжелой болезни. С 1975 г. работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» под руководством архимандрита Иннокентия (Просвирнина). 6 ноября 1979 г. принял Святое Крещение с именем Николай. В июле 1981 г. перешел на постоянную работу в редакцию «Журнала Московской Патриархии», где до 1990 г. работал в должности заведующего справочно-библиографическим отделом (библиотекой). В 1989 г. закончил Московскую духовную семинарию (экстернат). 25 февраля 1990 г. архиепископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона к храму Святой Троицы г. Люберцы Московской епархии . 27 августа 1990 г. им же рукоположен в сан иерея. До 1992 г. служил в Троицком храме г. Люберцы. 23 июля 1992 г. назначен настоятелем Преображенского храма г. Балашихи. С 1997 г. — член редакционной коллегии журнала «Московские епархиальные ведомости». 21 июля 1998 г. назначен благочинным церквей Балашихинского округа Московской областной епархии . В 1998-2004 гг. — секретарь комиссии по издательской деятельности Московской епархии. 12 октября 2004 г. назначен председателем отдела по издательской деятельности и связям со СМИ Московской епархии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198783...

Перечитывая публикации 1981 и 1982 гг. в «Литературной газете» и «Советской культуре», посвященные памятникам нашего Отечества на Афоне, невольно приходишь к обобщениям, о которых необходимо сказать в год 1000-летия Крещения Руси. Заслуженный кинорежиссер Гурам Патарая (скончался в 1984 г.) один из первых отважился на заявления, сделанные им в статье «Неоткрытые острова сокровищ», которые остаются в силе и поныне: 1 . Афон хранит многие тайны истории русской культуры... Сейчас в монастыре проживает около двадцати русских монахов. Жизнь у них нелегкая, тяжел сам быт; им... не до научных занятий в библиотеке. Но должен же кто-то предотвратить дальнейшую гибель того, что пощадил огонь? ...Несмотря на семь замков, бывают случаи, когда некоторые из (...) произведений искусства вдруг неожиданно появляются в каталогах лондонского или нью-йоркского аукционов. Древние русские иконы, грузинские и славянские (курсив мой. – А. П.) рукописи становятся источником бизнеса. А сколько их оседает в частных коллекциях, у любителей покупать краденое! 2 . Каким смыслом могла бы наполниться жизнь многих людей, прими они деятельное участие в работе по учету культурных ценностей! Да и сами обладатели таких реликвий, надо думать, по-иному отнеслись бы к ним, чувствуй они подобную заботу и контроль, знай – об этой картине, книге, архиве писателя, иконе или рукописи помнят в Советском Союзе. 3 . Есть смысл подумать о создании некоего единого центра, который мог бы координировать разнообразные работы, связанные с систематизацией, описанием, изучением памятников культуры наших народов, находящихся за рубежом» (Патарая Гурам. Неоткрытые острова сокровищ//Лит. газ. 1981. 21 окт. 43). Святая гора Афон в Греции. Вид со стороны скита «Малая Анна» Вслед за публикацией Гурама Патараи выступил академик Д. С. Лихачев: «...Особенно тревожит судьба древнерусских рукописей на Афоне. Древнерусские рукописи – совсем особая категория памятников древней культуры. Каждая рукопись таит в себе открытие: ее нужно изучать, сравнивать ее тексты, выяснять их происхождение. В любой древнерусской рукописи может быть что-то важное...– страшны для древнеславянских рукописей не только (курсив мой. – А. П.) пожары, но и отсутствие читателей... А в Русском Пантелеймоновом монастыре бесценные рукописи лежат без читателей десятилетиями... Без сомнения, они уже больны, и многие не удастся спасти... Рукописи – они, как люди. Лежать в забытом монастыре Афона они не будут... А с ними вместе уйдут важные ценности русской культуры».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог аудиокниг, песен, молитв Жития и творения святых Слово архим. Иннокентия (Просвирнина) в память и похвалу прп. Сергия Радонежского Архимандрит Иннокентий (Просвирнин), насельник Иосифо-Волоцкого монастыря, бывший зам. Председателя Издательского Отдела Московской Патриархии, о преподобном Сергии Радонежском. Акафист и житие святого апостола и евангелиста Луки Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, был сподвижником святого апостола Павла. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. Письма преподобного Антония, старца Оптинского Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостью и своеобразною выразительностью и силою; и часто в простой, или даже шутливой форме содержало высокое назидание. Жизнь и чудеса святого Николая Чудотворца Благословен Бог, даровавший нам предивное сокровище — ангелоподобного Николая. Заступничеством и милосердием этого великого светоча евангельского сияния, от края до края освятившего вселенную, весь православный мир устремился к Вечной Жизни. Повесть временных лет — преподобный Нестор Летописец Повесть временных лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Описывает историю Киевской Руси с IX по XII века. Избранные жития святых в пересказе преподобного Никодима Святогорца Труды преподобного Никодима Святогорца многочисленны и разнообразны: он известен как составитель “Добротолюбия”, которое он внимательно изучил, изменил, где это было необходимо, его построение. Самое популярное Сейчас в разделе 2363  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1129 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия новой экспозиции музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре 27 сентября 2015 г. 18:43 27 сентября 2015 года, после богослужения в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев возглавили церемонию открытия новой экспозиции музея Библии в стенах обители. Красную ленточку у входа в музей перерезали Святейший Патриарх Кирилл, губернатор А.Ю.Воробьев и наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий (Воронков). В церемонии также участвовал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  Предстоятель Русской Православной Церкви и А.Ю.Воробьев в сопровождении архимандрита Сергия и  доктора исторических наук, профессора исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Поздеевой осмотрели расположенную в трех залах новую экспозицию музея, который был создан при обители по инициативе Питирима (Нечаева) в 1991 году. В мемориальном зале, посвященном памяти митрополита Питирима, представлены его библиотека, а также иконы и облачения приснопамятного владыки. Один из стендов зала содержит материалы из коллекции крупного церковного историка и археографа, сотрудника Издательского отдела Московской Патриархии, члена археографической комиссии РАН архимандрита Иннокентия (Просвирнина).    Второй и третий залы музея посвящены темам «Библия в мировой цивилизации» и «Священное Писание и русская святость». В экспозицию входят редкие старинные и современные издания Библии и иллюстрации к Священному Писанию. Вскоре после возвращения Церкви в 1989 году комплекса строений Иосифо-Волоцкого монастыря усилиями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), который стал настоятелем обители, был осуществлен важный проект, призванный вернуть монастырю былую славу центра книжности, — создание первого в стране музея Библии. Основу фондов музея, который открылся 27 апреля 1991 года, составило собрание книг митрополита Питирима, а практической реализацией этой идеи занимался сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии архимандрит Иннокентий (Просвирнин). После кончины архимандрита Иннокентия деятельность музея была приостановлена. Благодаря сотрудничеству с профессором МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Поздеевой успешно была осуществлена многолетняя кропотливая работа по созданию новой экспозиции музея Библии, фонды которого за это время пополнились новыми интересными изданиями. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4231809.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Монастырь на Ивановской горке. Страницы истории " Старица Досифея и современный исследователь старчества архимандрит Иннокентий (Просвирнин) - передача 6. Автор и ведущая инокиня Ольга (Гобзева) 04.01.2024 21:00 Ольга (Гобзева) Их могилы находятся в Новоспасском монастыре неподалеку - старицы Досифеи, (принцессы Августы Таракановой; 1745–1810) – насельницы московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря - и архимандрита Иннокентия (Просвирнина), церковного историка и археографа,жившего в 20 веке. Он писал, что история Церкви - прежде всего история ее святых и стремился своими исследованиями их житий связать порвавшуюся было нить русской святости. Под руководством отца Иннокентия была создана обширная картотека: более 600 имен русских святых. «Русская патристика» - исследовательская и издательская программа по изучению и публикации сочинений средневековых русских авторов - была его заветной мечтой. В программе принимают участие режиссер М. Космачевская и кандидат философских наук Д.Солодухин. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/01/04/21-0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010