Очерк этического учения М. представил в «Трактате о морали» (Traité de morale, 1684; научное изд.: Œuvres complètes. 1966. Т. 11), где в качестве 2 основных областей этики были выделены учение о добродетели и учение об обязанностях. Пример использования М. принципов собственной философско-теологической системы для задач христ. апологетики и доказательства религ. преимущества христианства в сравнении с др. религиями представлен в соч. «Беседа христианского философа с китайским философом о бытии и природе Бога» (Entretien d " un philosophe chrétien et d " un philosophe chinois sur l " existence et la nature de Dieu, 1708; научное изд.: Œuvres complètes. 1958. T. 15; рус. пер.: Беседа христианского философа с философом китайским о бытии и природе Божества. 1914). В целях прояснения и защиты собственных идей М. был вынужден вести письменную полемику со мн. ведущими франц. теологами и философами XVII в. Наиболее продолжительной и разнообразной по содержанию была полемика М. с А. Арно (1612-1694), приверженцем янсенизма и сторонником августинизма (научное изд. связанных с полемикой сочинений и материалов: Œuvres complètes. 1966. T. 6-9). В число литературных оппонентов М. входили также сторонник классического скептицизма С. Фуше (1644-1696), теолог-иезуит Л. Ле Валуа (1639-1700), картезианец П. С. Режи (1632-1707) и др. Кульминацией идейного противостояния между М. и враждебными по отношению к картезианству представителями католической Церкви стало внесение в 1689 и 1712 гг. его основных сочинений в Индекс запрещенных книг (см.: Index librorum prohibitorum: 1600-1966/Ed. J. M. de Bujanda. Montreal; Gen., 2002. P. 573-574). Хотя большую часть времени М. уделял чтению и работе над философскими сочинениями, он добросовестно исполнял обязанности члена конгрегации. После вступления в Ораторию М. лишь неск. раз покидал Париж на непродолжительное время, исполняя поручения руководства конгрегации как проповедник или отвечая на приглашения друзей из среды духовенства и аристократов.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

Если подчинение чувств разуму делало Адама и Еву морально совершенными, то первородный грех явился нарушением этой упорядоченности - нарушением совершенного равновесия между разумом и чувствами человека, что повлекло за собой изменение самой природы человека. Беспорядочное вожделение передалось от Адама и Евы всему роду человеческому (о правосл. и католич. учениях см. ст. Грех первородный ). Г. склонялся к представлению о благодати как о постоянной готовности Бога помогать человеку, получившему через Крещение Его благоволение, а не как о сверхприродной, освящающей человека реальности, что сближает сотериологию Г. с концепцией оправдания М. Лютера (о католич. и протестант. концепциях и их отличии от правосл. учения см. в ст. Благодать ). «Гермесианство» После смерти Г. его сторонники продолжили распространение его учения. В 1832 г. ближайшие ученики Г., профессора И. Й. В. Браун и И. Г. Ахтерфельдт, основали ж. «Zeitschrift für Philosophie und katholische Theologie», издававшийся при богословском фак-те Боннского ун-та. В 1834 г. Ахтерфельдт начал публикацию «Христианско-католической догматики». Еще до издания ее 1-го тома в Германии сформировалась группа теологов (в основном иезуитов), не согласных с «гермесианством». В 1832 г. нем. пресв. А. И. Бинтеримом был подан запрос в Свящ. конгрегацию инквизиции о соответствии взглядов Г. католич. вере. По поручению папы Римского Григория XVI для рассмотрения взглядов Г. была сформирована специальная теологическая комиссия во главе со специалистом в области догматического богословия иезуитом Дж. Перроне . На основании отчета комиссии 26 сент. 1835 г. папа Григорий XVI издал бреве «Dum acerbissimas», в к-ром суждения Г. относительно Свящ. Писания и учения Церкви, сущности и природы веры, первородного греха и др. объявлялись противоречащими католич. вероучению и ведущими к индифферентизму и скептицизму. В том же году обе части «Введения» и 1-я часть «Христианско-католической догматики» были занесены в Индекс запрещенных книг . 7 янв.

http://pravenc.ru/text/164831.html

Писание 7 . До 1520 года он с образованными лицами того времени распространял свои протестантские мнения в столице Франции. Но вследствие интриг синдика университета Наталиса Беды, ревностного католика, Лефевр принужден был оставить кафедру. Тогда ученик его, епископ города Mo, Брисонне пригласил его заведывать школою и помогать ему в воспитании паствы. Здесь Лефевр вместе с своими учениками Фарелем, Пуселем, Ватиблем и др. с ревностью посвятил себя этому служению. По предложению Брисонне и по желанию сестры короля Маргариты, Лефевр занялся изданием Нового Завета во Французском переводе; в 1523 г. вышел в свет перевод Нового Завета, а в 1525 г. перевод книги Псалмов. В предисловиях к отдельным частям этого издания Лефевр прямо и решительно высказывает, что Свящ. Писание должно быть единственным правилом веры и что каждый христианин, руководствуясь им, имеет право испытывать все то, что выдается за христианское учение, далее – что наши дела не могут иметь значения пред Богом, мы спасаемся только верою и надеждою на благодать, преподанную Иисусом Христом. Эти издания Лефевра были распространяемы епископом Брисонне между простым народом. Католики не могли не обратить внимания как на действия этого епископа так и на сочинения Лефевра; некоторые из них внесены были Сорбонною в индекс запрещенных книг. Пользуясь пленом короля, католики, которых сильно поддерживала мать короля Луиза Савойская, ревностная католичка, с особенною строгостью отнеслись и ко всем вообще протестантам во Франции (в это время называли их лютеранами). Парламент (высшая судебная инстанция) назначил комиссию для исследования мнений, распространяемых епископом Брисонне. Привлеченные к ответу сотрудники его были отрешены от должностей, Лефевру угрожало опять тяжкое наказание. Он удалился из Франции в немецкий город Страсбург, – по выражению Мерль д’Обинье 8 , это был мост, чрез который переходили из Германии во Францию протестантские идеи; сочинение Лефевра «объяснение воскресных и праздничных евангелий» осуждено на сожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Роспуск ордена был с радостью встречен большинством европ. монархов и позволил К. добиться от Неаполитанского королевства возвращения Папскому гос-ву в марте 1774 г. Беневенто и Понтекорво, а в апр. того же года кор. Людовик XV вернул под папское управление Авиньон. Структуры ордена иезуитов продолжили свою деятельность в Пруссии (до 1780) и в Российской империи: кор. Фридрих II и имп. Екатерина II были заинтересованы в сохранении коллегий и школ иезуитов для развития в гос-вах просветительской деятельности и запретили обнародовать бреве об упразднении ордена. Сохранившиеся на территории Российской империи орденские структуры сыграли важную роль в восстановлении ордена в 1814 г. по решению папы Римского Пия VII . Бреве от 5 авг. 1769 г. К. изъял евр. общину Рима из ведения Конгрегации инквизиции, которой она была подчинена с 1581 г., и передал в ведение генерального викария Рима. Для борьбы с философскими взглядами эпохи Просвещения К. утвердил декреты Конгрегации инквизиции и Конгрегации Индекса, согласно к-рым были осуждены и помещены в Индекс запрещенных книг сочинения Вольтера, все без исключения (omnia sive coniunctim, sive separatim) сочинения Ж. О. де Ламетри, работа П. Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», сочинение К. А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», а также труд франц. пресв. Г. Т. Ф. Рейналя «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях». Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова Надгробие папы Римского Климента XIV в ц. Двенадцати апостолов в Риме. 1783-1787 гг. Скульптор А. Канова К. продолжил начатую при его предшественнике деятельность по развитию в Ватикане музея античного искусства; в понтификат К. этим музеем руководил археолог И. И. Винкельман . По поручению папы в Ватиканском дворце был обустроен Бельведерский дворик (архит. М. Симонетти). За время понтификата К. не совершил ни одной канонизации, но провел 2 беатификации: Франческо Караччоло, основателя ордена малых регулярных клириков (10 сент.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

1990. P. XIII; краткий обзор современной историографии см.: Brunelli. 2018. P. 324-326). Политика П. была нацелена гл. обр. на укрепление власти и авторитета папы Римского, централизацию церковного управления, усиление контроля за догматическим и обрядовым единообразием католической Церкви. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Одной из первых мер, принятых новым папой, было расширение состава (с 8 до 15 чел.) и увеличение полномочий рим. инквизиции: помимо дел, связанных с еретическими учениями, члены инквизиционного трибунала теперь занимались и расследованием церковных злоупотреблений. Инквизиция при П. могла привлекать к суду даже высших католич. иерархов, заподозренных в религ. инакомыслии,- большой резонанс получили дела кардиналов, подозревавшихся в симпатиях к лютеранам (Дж. Мороне, Р. Пола и др.; см.: Simoncelli. 1977; Firpo. 2005). В 1559 г. по указанию П. был опубликован Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum) - перечень текстов, чтение, хранение и распространение которых влекли за собой инквизиционные преследования. Считая неэффективной работу Тридентского Собора (его заседания были приостановлены еще в 1552; о возобновлении их будет объявлено буллой «Ad Ecclasiae regimen» от 29 нояб. 1560 папы Римского Пия IV (1559-1565)), в 1556 г. П. учредил особую конгрегацию из 62 прелатов для реформирования католич. Церкви (впосл. состав был расширен, а сама конгрегация поделена на 3 секции); конгрегация следовала рекомендациям, сформулированным комиссией кардиналов в 1536-1537 гг. В основном она занималась реформой Римской курии: устранением злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращением расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформой управления Папским гос-вом. Настаивая на повышении нравственных и служебных требований к духовенству в соответствии с решениями Тридентского Собора, папа требовал обязательного присутствия епископов в своих диоцезах и тщательного исполнения ими пастырских обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

«Католическое действие» Объявило, что верующим-католикам следует выйти из политических партий и профсоюзов; это был удар по прогрессивным католическим движениям. «Католическое действие» придерживалось следующей концепции: приспособление к реакционной власти в первую очередь отвечает итальянским условиям, обобщает их. Там, где отделение церкви от государства уже произошло, «Католическое действие» лишь значительно приумножило число религиозных организаций, но не уменьшило общественно-политической активности верующих. Больше всего ущерба было нанесено итальянскому католицизму, ибо это привело к ослаблению Итальянской народной партии, а затем, сделав возможным ее ликвидацию, объективно проложило путь фашизму. В результате происшедшей после первой мировой войны перегруппировки сил Франция вновь стала ведущей державой континента. Важной дипломатической задачей, стоявшей перед Ватиканом, была нормализация отношений с французами. Урегулированию связей с Французской Республикой в значительной степени способствовала энциклика «Maximam gravissimamque» от 18 января 1924 года. В ней признавались и легализировались церковно-приходская организация, автономное управление церковным имуществом. Тем самым косвенно признавалось отделение церкви от государства. Гарантийное соглашение в духе энциклики было подписано в феврале 1924 года. Однако это примирение вызвало сопротивление консервативной националистической и монархистской части французского католицизма. Во главе сопротивления по-прежнему стояла организация «Французское действие» («Action Francaise») во главе с Шарлем Моррасом. Наибольшее влияние «Французское действие» имело в период между двумя мировыми войнами. Рим, правда, осудил, взгляды Морраса, которые противоречили не только католическим моральным нормам, но и республиканским принципам, тем не менее часть французских католиков подпала под его влияние. («Французское действие» в 30-х годах приобрело фашистский характер, и в 1936 году правительство Народного фронта распустило это движение. Его сторонники в 1940 году поддержали Петэна.) С целью предостережения этой части французских католиков Пий XI в сентябре 1926 года опубликовал написанное Пием Х в 1914 году, но сохранявшееся в тайне осуждение. Моррас выступил с протестом в адрес папы, но напрасно. «Французское действие» мешало политике сближения французских католиков с Ватиканом. В начале декабря 1926 года состоялось подписание нового соглашения о модус вивенди между Ватиканом и Францией. В 1926 году папа заставил иезуита кардинала Бийо подать в отставку, ибо он открыто критиковал папу за осуждение им «Французского действия». 5 января 1927 года Пий XI включил в «Индекс запрещенных книг» большинство произведений Морраса, а в 1929 году вновь охарактеризовал «Французское действие» как атеистическое и новоязыческое, запретив католикам участвовать в этом движении.

http://sedmitza.ru/lib/text/441701/

В качестве общего признака гермесианских заблуждений папа отмечает – явную наклонность к скептицизму и индифферентизму, пренебрежение к старой богословской школе, уклонение к еретическим мнениям, восстановление старых, уже осужденных заблуждений. Одним словом, с высоты папского престола учение Гермеса было объявлено ложным и вредным как в самом своем существе, так и в приложении ко всем существенным истинам христианской догматики и все главные сочинения его занесены в «Индекс» запрещенных книг. Это официальное осуждение Гермеса с высоты папского престола было крайнею неожиданностью для всех его учеников и почитателей, которых было уже весьма много – как среди профессоров и образованного духовенства, так и вообще просвещенного светского общества, которое с радостью отдыхало на этих блиставших свежестью богословской мысли сочинениях от скучной и мертвящей схоластики казенного латинского богословия. Без сомнения, опасением силы его последователей объясняется и тот факт, что осуждающее Гермеса бреве было опубликовано только в самом Риме, а в Бонн, где оно, несомненно. было бы встречено с крайним неодобрением. препровождено только конфиденциально, на имя заместителя архиепископа кельнского, как главного начальника богословского факультета в Боннском университете. Тем не менее факт совершился и – бреве сделалось известным и в Бонне, и когда все ознакомились с его содержанием, то пришли не только в изумление, но и полное негодование. Всем стало ясно, что «святейший отец» сделался жертвой слепой вражды иезуитов к ненавистному для них богослову. Среди ближайших учеников и последователей Гермеса (а многие из них, как уже сказано, занимали университетские кафедры и пользовались большим влиянием) папское бреве возбудило тем большее негодование, что для них стали ясными тайные махинации, посредством которых достигнуто было это осуждение их знаменитого учителя. Осуждение это было делом самой беззастенчивой клеветы, потому что их учитель никогда не держался тех заблуждений, которые приписывались ему папским декретом. Все перечисленные в бреве заблуждения они готовы были осуждать и сами, и действительно осуждали их, но дело в том, что ни они, ни их покойный учитель никогда не учили ничему подобному, и если бы Гермес был жив, то с негодованием отрекся бы от всех тех заблуждений и ересей, какие приписывались ему в таком авторитетном документе, как папское бреве. Очевидно, тут произошло какое-нибудь странное недоразумение, или действовало какая-нибудь злобная клевета, которая ввела в заблуждение и самого папу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Например: «псалом 3-й. Господи что ся умножишася стужающии ми? (Гадание) Добро дело твое будетъ (Толкование) Стоит Золотая Орда грозным царем, а земля русская благоверным и великим князем, а дом стоит умным мужем. Доброе дело есть: от печали в радость совершится». Как видно, связь между частями совершенно внешняя: текст псалтири служит здесь только внешним планом гадательной книжки и, случается, в разных списках одному и тому же псалтирному стиху соответствуют разные гадания. Отгадку задуманного вопроса составляет собственно короткая фраза, следующая за стихом псалтири. Но здесь давалось собственно два гадания (во второй и в третьей части текста, т. е. в гадании и в толковании), – которые почти всегда имеют мало общего между собою, а иногда являются и просто противоречивыми. Изучение текстов показывает, что обе части соединены вместе впоследствии, а раньше они существовали отдельно: гадания соответствуют припискам из древней гадательной псалтири и заимствованы оттуда, а толкования существовали раньше в виде отдельного памятника, гадательной книжки. Гадательная книжка иностранного происхождения. Исследователь сближает ее с византийским ιxτολγιου τυ το εαγγου xεατ, с западными Sortes sanctotum, с «Memahieмъ», о котором упоминает наш индекс запрещенных книг. Состав этого памятника также разнообразный. Далее автор исследует текст гадательной книжки, начиная с XVI в. и доходит до современных лубочных «гаданий Соломона», которые таким образом оказываются сродни нашей древней гадательной псалтири. Исследование дает возможность проследить постепенный упадок первоначального характера гадания до воззрения на него, как на орудие для поучения, морального напоминания, или даже забавы. Трепетник служит выражением другого вида гадания, именно – основанного на верование в предвещательное свойство некоторых физиологических явлений в теле человека: зуда, чесания отдельных частей человеческого тела, звона в ухе, мигания глаза и тому подобных непроизвольных движений человеческого организма. Он был «отреченной» книгой и запрещался церковью. Самоё суеверие, будто подобные явления имеют вещее значение, древне и всеобще: встречается на востоке, у классических народов, равно как и у нас на Руси. Весьма равно, эти наблюдения – приметы подверглись обработке людей, занимавшихся естественными науками и главным образом медиков, гадателей – врачей, ученых физиологов древности. Среди таких лиц появляются первые записи поверий указанного рода, приведенных в систему соответственно расположению частей человеческого тела, начиная с головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Chronicon pontificum et imperatorum//MGH. SS. Vol. 22. P. 440). Автор «Хроники...» указывает на то, что ложность этого учения доказали как авторитет папы, так и сам ход времени - в 1260 г. никакого «упразднения» христ. веры и церковных таинств не произошло, что сильно уменьшило число приверженцев учения Иоахима. Похожую негативную оценку давали попыткам предложить некое «Е. в.» и последующие католич. теологи. В частности, о «Е. в.» упоминает Фома Аквинский , указывая на желание нек-рых проповедников, озабоченных якобы уже близким приходом антихриста , поставить под сомнение значимость христ. Евангелия: «Некоторые уже пытаются заменить Христово Евангелие неким другим Евангелием, которое называют вечным... А это Евангелие, о котором они говорят, есть некое сочиненное Введение в книги Иоахима, которое отвергнуто Церковью, или же [так называется] само учение Иоахима, которым, как говорят они, должно быть заменено Евангелие Христово» ( S. Thomae de Aquino Liber contra impugnantes Dei cultum et religionem. 5. 5// Idem. Opera omnia. R., 1970. T. 41: Opuscula. Vol. 2). Прямо связывая наименование «Е. в.» с именем Иоахима, Фома вместе с тем отмечает, что еретические попытки подменить Евангелие Христово др. «Евангелием» всегда существовали и неизменно отвергались Церковью начиная с апостольских времен: «Уже во времена апостолов некоторые хотели изменить Христово Евангелие, как это ясно из Послания к Галатам» (Ibidem; Фома отсылает к Гал 1. 6: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию»). На Тридентском Соборе (1545-1563) «Е. в.» было внесено в Индекс запрещенных книг , где оставалось и при последующих переизданиях этого списка (см., напр.: Index Librorum Prohibitorum sanctissimi domini nostri Pii Septimi. Neapoli, 1834. P. 121). Несмотря на отсутствие текста сочинения, сама идея «Е. в.» как «нового духовного завета» оставалась популярной в среде различных мистиков, теософов и визионеров (некоторые из них даже создавали свои версии «Е.

http://pravenc.ru/text/180903.html

К. будут посвящены 4-8-й тома «Церковных анналов» Барония и 4-й том «Рассуждений о спорных вопросах христианской веры» Беллармина. Следуя предписаниям Тридентского Собора, указавшего на необходимость офиц. издания Библии, К. уделял первостепенное внимание исправлению и публикации Вульгаты. . Была предпринята ревизия Сикстинской Библии (по имени папы Сикста V), изымавшейся из пользования, в то время как велось исправление ошибок. Опубликованная в 1604 г. ее переработанная версия определила традицию издания рим. печатного текста Библии вплоть до Новой Вульгаты (1979). Были пересмотрены и переизданы главные богослужебные книги: буллой «Ex quo in Ecelesia Dei» от 10 февр. 1596 г. был утвержден Римский понтификал (Pontificale Romanum), буллой «Cum novissime Pontificale» от 14 июля 1600 г.- Римский церемониал (Caeremoniale Episcoporum), буллой «Cum in Ecclesia» от 10 мая 1602 г.- Римский бревиарий (Breviarium Romanum), бреве «Cum sanctissimum Eucharistiae Sacramentum» от 7 июля 1604 г.- новое издание Римского миссала (Missale Romanum). Климент VIII, папа Римский. Ок. 1598 г. Худож. Дж. Чезаре (Диоцезальный музей в Сенигаллии) Климент VIII, папа Римский. Ок. 1598 г. Худож. Дж. Чезаре (Диоцезальный музей в Сенигаллии) При К. активизировалась борьба с еретиками; раз в неделю папа принимал участие в работе Конгрегации инквизиции. В 1596 г. был опубликован новый Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum), в к-рый были включены нек-рые священные тексты иудаизма (в т. ч. Талмуд ). В период понтификата К. по обвинению в ереси вынесли более 30 смертных приговоров; после долгого судебного процесса и обвинительного заключения К. принял решение о передаче Джордано Бруно в руки светского суда (17 февр. 1600 он был сожжен по обвинению в пантеизме ). К. вмешался в разгоревшийся между доминиканцами и иезуитами теологический спор о соотношении благодати и свободы воли, необходимом для спасения человека. Всплеск полемики последовал за публикацией в 1588 г. книги испан. иезуита Луиса Молины «Согласование свободы воли с дарами благодати» (Concordia liberi arbitrii cum gratiae donis).

http://pravenc.ru/text/1841395.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010